Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997)

Коррекционно-развивающая программа

Цель: способствовать снижению уровня агрессивности.

Задачи:

1.Обучить ребенка приемлемым способам выражения агрессии.

2. Научить ребенка способам снятия мышечных зажимов, разрядке агрессии

3. Научить ребенка элементарным способам самоконтроля, саморегуляции, произвольности поведения

В последнее время число детей с агрессивным поведением не снижается, а растет и является актуальной проблемой для педагогов и психологов. Почти в каждой возрастной группе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он всех задирает, обзывает и бьет их, не может себя контролировать, мешает в процессе реализации образовательной деятельности, изводит других детей, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Игры, упражнения и занятия. «Ругаемся овощами» (Кряжева н.Л., 1997)

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели).

Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, …, морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: » А ты, …. солнышко!»

«Два барана» (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

4 стр., 1542 слов

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ...

... и реабилитационной помощи, увеличивается сеть учреждений дополнительного образования. Цель работы: определение ключевых проблем психического развития детей с девиантным поведением от 10 до 16 лет и внедрение на ... на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли. В ...

Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е». Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

«Уходи, злость, уходи!»

Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушка. Закрыв глаза, они начинают со всей силы бить ногами по полу, а руками по подушке с громким криком «Уходи, злость, уходи!». Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку 3 минуты.

«Детский футбол»

Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на 2 команды. Взрослый – судья. Играть можно руками, ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол. Взрослый следит за соблюдением правил – нельзя пускать в ход руки и ноги. Если нет подушки.

«Выбиваем пыль»

Каждому участнику достается «пыльная» подушка. Он должен, усердно колотя руками, хорошо её «почистить».

«Мешочек криков»

Так, если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться «мешочком криков». Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее

«Зайчики»

(подвижная игра для агрессивных детей)

Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.

Ход игры: взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений. Например, ведущий говорит: «Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит… А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения».

«Тух-тиби-дух»

(подвижная игра для агрессивных детей)

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

Ход игры: «Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

Примечание: в этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

2. Использование произведений детских писателей и поэтов, фольклор. Восприятие художественных произведений является особой внутренней творческой деятельностью, в результате нее происходит сопереживание и сочувствие персонажам, у ребенка появляется новое отношение к окружающим, развивается образное мировидение, отзывчивость.

3. В работе по коррекции агрессивного поведения используется психогимнастика – набор этюдов, упражнений, игр, направленных на снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, коррекцию настроения, предупреждение эмоциональных расстройств, в том числе и агрессивного поведения.

4. Проективное рисование. Через рисунок ребенок проецирует свои личностные особенности, символическое отношение к миру. Изобразительная деятельность предоставляет ребенку возможность осваивать новые формы опыта, переживать внутренние психические конфликты и постепенно их разрешать. С помощью форм, цвета ребенок выплескивает на бумаге все то, что он хочет донести до окружающих, суть своих проблем. Выражая свои эмоции, ребенок учится находить оптимальные выходы продуктивными. А не агрессивными действиями. Кроме того, рисуя с детьми красками, мы используем в качестве инструмента руки и пальцы, что помогает снять напряжение и активизировать рецепторы. Т.о. с помощью рисования ребенок не только выражает свое «Я», но и приобретает возможность найти выход собственным эмоциям (в том числе и отрицательным) новыми формами, не прибегая к агрессивному воздействию.

5. Интересным методическим приемом является куклотерапия. Ребенок в этой игре выступает в двух ролях – своей собственной и куклы. Исполняя различные роли, дети приобретают позитивный опыт поведения и общения со сверстниками, с другими людьми.

6. Отдельным методом выделяют релаксацию – физиологическое состояние покоя, полное или частичное расслабление.

«Путешествие в волшебный лес»

«Сядь удобно, можно закрыть глаза. Ты видишь перед собой лес, деревья и разные цветы. В самой чаще стоит скамейка. Присядь на неё, прислушайся к звукам и насладись запахами. Пахнут влажная земля, сосны. Ты слышишь пение птиц. шорохи. Они рассказывают секреты, смешат тебя. Подружись с ними… а теперь тебя ждет дорога из сказочного леса домой».

6 стр., 2785 слов

Комплекс упражнений первого блока

... из таких решений является организация сопровождения данной категории детей методами двигательной коррекции. Упражнения, которые лежат в основе такого сопровождения, направлены, в ... в противоположную. Сначала рисуют прямые линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем – разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты. Упражнение “Перекрестное марширование”  Медленно ...

«Путешествие на облаке»

Лягте поудобнее на ковер и закройте глаза.

Прыгните на белое, пушистое облако. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположилась на этой большой облачной подушке. Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваше лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Оно везет вас назад, домой. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас прокатило… Теперь понаблюдайте, как оно медленно растворяется в воздухе…

Занятие 1

Цель: диагностика агрессивных проявлений.

1. Беседа с ребенком. Методика «Кактус» (Приложение А)

2. Тест неоконченных предложений

— моя семья – это…

— мне очень нравится, когда наша семья…

— если я сделаю что-нибудь не так…

— если меня ударят, то я…

3. «Обзывалки»

Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме.

Взрослый и ребенок передают друг другу мяч, при этом называют друг друга всякими необидными словами. Это могут быть названия деревьев, грибов, рыб и т.п. Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты…!»

3. «Мои обидчики».

Ребенку предлагается изобразить на листе бумаги тех взрослых и сверстников, которые когда-либо обидели ребенка. Предлагается одеть своих обидчиков в смешные одежды, дорисовать им атрибуты, либо элементы, ситуации, в которых они бы выглядели смешно.

Занятие 2

1. Приветствие «Здравствуйте!»

Произнести слово «Здравствуйте» разными интонациями: сурово, обидевшись, весело, вежливо.

2. Упражнение «Линии»

Цель: тренировка в выражении своих эмоций в символической, образной форме. На листе бумаги с помощью карандаша попробуем передать различные чувства, не рисуя ничего конкретного – только лишь простые линии:

1. Счастливая линия

2. Веселая линия

3. Грустная линия

4. Злая линия

5. Тревожная линия

6. Обидчивая линия

7. Усталая линия

8. Добрая линия

3. Упражнение «Борьба руками»

Цель: снятие мышечных нажимов, разрядка агрессии.

Ребенок и взрослый встают напротив друг друга, вытянув руки вперед, соединяют их. На счет 1, 2, 3 упираются ладошками так, чтобы столкнуть своего противника с места.

4. Упражнение «Одеяло»

Взбивается одеяло и усаживается на стул:

11 стр., 5260 слов

Комплекс упражнений № 1 Горизонтальная восьмёрка

... ёрка с уровня представления должна перерести в чёткую образную картину. Дети повторяют это упражнение 3 раза, взрослые – 8 раз. Если даже просто посидеть в этой ... сторону и, согнув в локте. Спина должна быть прямой. Упражнение выполняется только для левой ноги. Дети выполняют упражнение 3 раза, взрослые – 8 раз. Перекрёстная марионетка (для ...

— представь, что это…

— ты можешь что-то сделать с…

Ребенок может мять, бить, переворачивать одеяло и т.д.

5. Рисунок настроения.

Показать мимикой и жестами свое настроение.

Занятие 3

1. Приветствие. «Имена-качества». Цель: создание доброжелательной атмосферы.

Ребенок и взрослый по очереди называют качества на первую букву того или иного имени.

2. «Ужасно-прекрасный рисунок»

Цель: выражение агрессии, разрядка.

У взрослого и ребенка по листу бумаги и фломастеру. Сначала нужно нарисовать «прекрасный рисунок». Затем взрослый и ребенок обмениваются рисунками, каждый из полученного рисунка делает «ужасный». Потом снова обмениваются и делают «прекрасный». Обсуждение.

3. Игра «Тух-теби-дух!»

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил в голове и теле.

Ребенок ходит по комнате. Затем останавливается напротив взрослого и трижды сердито произносит: «Тух-теби-дух!»

4. Рисунок настроения.

Показать жестами и мимикой свое настроение.

Занятие 4

1. Приветствие.

2. Игра «В тредивятом царстве».

Цель: формирование чувства эмпатии, установление взаимопонимания между взрослым и ребенком.

Взрослый и ребенок читают какую-либо сказку. Затем рисуют, изображая героев и запомнившееся событие. Затем ребенка просят поместить на рисунке себя, где бы он хотел оказаться. Затем задае вопросы:

— а что бы ты сделал на месте героя?

— а что ответил бы герою, если бы он спросил?

— а что бы ты ощутил, если бы герой сказки появился здесь?

3. Игра «Подарки»

Ребенок пишет список людей, которых любит, которые ему нравятся. Напротив каждого имени пишет подарок, который он подарил бы этому человеку.

Занятие 5

1. Приветствие.

2. Упражнение «Мешочек криков»

Цель: научить ребенка элементарным способам самоконтроля, саморегуляции, произвольности поведения;

Так, если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словам, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться «мешочком криков». Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.

3. Упражнение «Сигналы гнева»

Цель: научить ребенка осознавать свой гнев через телесные ощущения. В игру (в полном объеме) вы будете играть с ребенком только один раз, в дальнейшем используя ее сокращенный вариант.

Пусть ребенок вспомнит какую-нибудь ситуацию, в которой он очень сильно злился, готов был убить обидчика. Спросите его, как его гнев давал о себе знать до драки? Возможно, этот вопрос поставит ребенка в тупик, тогда помогите ему, объяснив, что все чувства так или иначе влияют на наше тело. Когда человек обижен и злится, он может ощущать, как сжимаются его кулаки, кровь приливает к лицу, комок подступает к горлу, становится трудно дышать, напрягаются мышцы лица, живота и т. п. Это и есть сигналы гнева. Он предупреждает нас о своем росте. Если мы игнорируем эти предупредительные знаки, то в какой-то неожиданный для нас момент он резко выплескивается наружу в виде действий, за которые потом может быть стыдно. Если же мы вовремя заметим его сигналы, то мы сможем управлять этим сильным чувством (а не наоборот, как это случается с ребенком, когда гнев управляет им).

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной координации. ... типа агрессии: враждебную и инструментальную. Источник враждебной агрессии – злость, ее единственная цель – причинить вред. В случае инструментальной агрессии причинение вреда является не ...

После того как будет проведена эта разъяснительная работа и выявлены сигналы гнева, свойственные именно вашему ребенку, постарайтесь сделать эту игру актуальной. Как только вы заметите, что ребенок начинает сердиться, спросите его, какие сигналы ему подает чувство. Соответственно какое это чувство? Что оно может заставить тебя сделать? Какие это будет иметь последствия? Пока все это еще не началось и ты уловил сигнал вовремя, что можно сделать, чтобы избежать неприятностей? Обсудите с ребенком конкретные способы выхода из конкретной ситуации. Например, можно было встать и уйти или промолчать, а не поддаваться на явную провокацию, чтобы не доставлять радости ожидающим этого, и т. п.

Примечание. Чтобы эта игра принесла результаты, ее нужно проводить систематически, причем она требует от самих взрослых внимательности и чуткости, а также находчивости в принятии возможных способов решений различных проблем.

«Кулачок»

Дайте ребенку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко — крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка.

Упражнение способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрессии и мышечной релаксации.