Анализ предметно — развивающей среды по экологическому воспитанию

Задания по педагогической практике

для студентов специальности 44.02.01 «Дошкольное отделение»

( 3 курс заочного отделения)

Учебная практика

 

Задание 1. Проанализировать воспитательно-образовательную работу по экологическому образованию дошкольников (Приложение 4).

Задание 2. Проанализировать воспитательно-образовательную работу по развитию математических представлений дошкольников (Приложение 3).

Задание 3. Проанализировать воспитательно-образовательную работу по развитию речи дошкольников (Приложение 2).

Производственная практика

Задание 1. Организация воспитательно-образовательной работы по экологическому образованию дошкольников(НОД, игры, труд в природе).

Составить письменный самоанализ.

Задание 3. Организация воспитательно-образовательной работы по развитию математических представлений дошкольников (НОД, игры).

Составить письменный самоанализ.

Задание 4. Организация воспитательно-образовательной работы по развитию речи дошкольников (НОД, игры).

Составить письменный самоанализ.

 

Приложение 1

Рекомендации к организации образовательной деятельности в детском саду

Занятие — основная форма организации обучения детей в дошкольных учреждениях. Занятия организуются по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми.

В любом занятии можно выделить 3 основные части:

1 часть — введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети. В этой части ребенок настраивается на выполнение определенной работы.

Введение детей в процесс обучения на занятии осуществляется по-разному, в соответствии со спецификой занятия, возрастом детей, условиями проведения.

2 часть — самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.

3 часть — заключительная — анализ выполнения задания, его оценка (оценивается результат, работа подгруппы и каждого ребенка).

12 стр., 5627 слов

Сборник заданий для самостоятельной работы по проблемам социальной философии

... философия / С.В. Соколов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 440с. Сборник заданий для самостоятельной работы по проблемам социальной философии разработан в соответствии с типовой учебной программой ... философского знания? В чём сущность идеи технократизма в социальном познании?Практические задания Прочитайте отрывок из работы Г. Спенсера «Синтетическая философия» (Спенсер Г. Синтетическая философия. ...

Активное участие в оценке принимают дети.

План-конспект занятия оформляется следующим образом:

1. Определить направленность занятия.

2. Указать тему занятия.

3. Программное содержание занятия, включающее 3 блока задач: образовательные, развивающие (в соответствии с видом занятия), воспитательные задачи.

4. Предварительная работа.

5. Материал для занятия.

6. Организация детей.

7. Ход занятия (подробное планирование вопросов, указаний, заданий детям в соответствии с тремя основными частями занятия).

Приложение 2

Примерные вопросы для анализа НОД по развитию речи :

—Анализ программного содержания занятия, соответствие его возрасту детей.

—Основные структурные части занятия, их взаимосвязь.

—Методы и приемы обучения на занятии.

—Анализ и оценка речевого поведения детей.

—Достаточен ли словарный запас детей. Используются ли синонимы, эпитеты.

— Носит ли занятие познавательный характер.

— Была ли организована практическая деятельность по отношению к изучаемому объекту (предмету).

— Наличие у детей познавательного интереса.

— Осмысливают ли дети новые факты и события.

— Был ли в процессе занятия момент, когда дети самостоятельно добывают знания или конструктивные способы их применения.

— Доступность речи педагога для детей по форме и содержанию.

— Умение педагога организовать индивидуальную работу на занятии с учетом особенностей развития речи каждого ребенка.

—Соответствует ли программное содержание уровню развития детей.

Приложение 3

 

Анализ предметно – развивающей среды по РЭМП

1. Правильный подбор демонстрационного материала по РЭМП (в соответствии с требованиями программы для данной возрастной группы).

2. Наличие в группе достаточного количества счетного материала (в т.ч. счетных палочек).

3. Подбор игр направленных на формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).

4. Подбор игр направленных на формирование навыков счета, понятия числа.

5. Подбор игр направленных на формирование пространственных и временных представлений.

6. Наличие в группе геометрических конструкторов: «Танграм», «Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо», и др. (в соответствии с данной возрастной группой).

7. Наличие различных геометрических фигур и объемных тел.

8. Наличие цифрового материала.

9. Подбор занимательных игр в соответствии с возрастом (лабиринты, головоломки и др.)

10.Наличие основных измерительных средств (весы, мерные стаканчики, линейка и др.) согласно возрасту.

Анализ образовательной деятельностипо РЭМП

1. Соответствует ли программное содержание данному возрасту.

40 стр., 19848 слов

Классификация видов и приемов анализа

... Включает помимо практических заданий по представленным разделам материалы, позволяющие организовать самостоятельную работу студентов. Сформулированы основные вопросы для контроля знаний, представлены тренировочные теоретические задания для подготовки к экзамену, приводится ...

2. Тип и структура занятия.

3. Имеется ли наличие нового, обеспечивающее некоторое усилие и напряжение мысли.

4. Имеются ли в занятии элементы занимательности.

5. Присутствуют ли приемы, направленные на: привлечение и сосредоточение внимания, активизацию и самостоятельность мысли, подачу нового с опорой на имеющийся опыт у детей.

6. Доступно ли воспитатель объясняет задания детям.

7. Понятно ли ставит вопросы перед детьми.

8. Повторяются ли вопросы, задания несколько раз.

9. Имеются ли суждения в ответах детей.

10. Могут ли дети устанавливать связи.

11. Поведение детей на занятии в процессе работы: с удовольствием и интересом, с увлечением, помогают при ответах других.

Выводы по занятию.

 

Приложение 4

 

 

Вопросы для анализа непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию:

1. Соответствие программного содержания занятия развитию и возрасту детей.

2. Познавательный эффект занятия (наличие элементов нового).

3. Развитие мыслительной деятельности детей на занятии (обеспечение усилий и напряжение мысли ребенка, наличие поисковых ситуаций).

4. Развитие психических процессов у детей:

— речь;

— внимание;

— память;

— мышление.

5. Воспитательная ценность занятия (развитие ребенка).

6. Выполнение гигиенических требований к организации всего занятия:

— помещения;

— одежда;

— оборудование.

7. Эстетика занятия:

— внешний вид детей;

— внешний вид специалиста;

— интерьер помещения;

— эстетичность используемого оборудова­ния.

8. Использование наглядных пособий:

— их качество;

— разнообразие;

— целесообразность применения.

9. Продуманность построения занятия:

— мотивация;

— части занятия, их взаимосвязь;

— рациональность смены видов деятельности на занятии;

— профилактика утомления (наличие физкультурной паузы).

10. Разнообразие методов и приемов:

— соответствие приемов развитию детей, требованиям методики данной программы;

— приемы привлечения и сосредоточения внимания детей (владение педагогом организацией детского коллектива);

— приемы обеспечения эмоциональности занятия, поддержание интереса детей;

— приемы преподнесения новых знаний с опорой на имеющийся опыт детей;

— приемы активизации самостоятельного мышления детей.

11. Речь педагога:

— грамотность;

— доступность;

— логичность;

— эмоциональность.

12. Педагогический такт специалиста.

13. Индивидуальная работа с детьми с учетом индивидуальных особенностей развития.

14. Качество выполнения заданий (работ) детьми.

15. Поведение детей на занятии:

— дисциплинированность;

— организованность.

16. Развитие навыков учебной (мыслительной) деятельности (умение слушать и слышать, смотреть и видеть и принимать задание).

17. Подведение итога занятия.

18. Анализ детьми выполненных заданий (как оценивают полученный результат: радуются, любуются, проявляют равнодушие).

13 стр., 6486 слов

Взаимоотношения детей в совместной деятельности

... возраста. Важным направлением в научных исследованиях лаборатории является изучение совместной деятельности детей дошкольного возраста и влияние ее на их взаимопонимание. Этому вопросу посвятили ... В исследовании А.Ф.Горяйновой с помощью специально разработанных математических приемов изучалась степень единодушия в оценках сверстников у детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также основные ...

 

Анализ предметно — развивающей среды по экологическому воспитанию

1. Наличие в группе достаточного количества растений.

2. Ухоженный вид растений.

3. Наличие инструментов для ухода за растениями: рыхления, мытья, полива.

4. Наличие паспорта каждого растения в группе.

5. Безопасность растений для детей.

6. Расположение растений с точки зрения удобства ухода за ними и безопасности (растения не стоят на высоких полках, в подвесных кашпо, не заслоняют свет) .

7. Наличие методической литературы по уходу за растениями, по методике организации занятий с детьми.

8. Наличие дидактических, настольно-печатных игр и наглядного материала по экологии.

9. Экологичность обстановки в группе с точки зрения физического, эмоционального и психологического комфорта.

10. Эстетичность оформления и соответствие данной возрастной группе.

 

Вопросы для анализа «труда в природе»

1. Организация условий труда (объекты труда, оборудование, инструменты, их размещение), их рациональность.

2. Реализация поставленной цели в процессе труда.

3. Организация детского коллектива.

4. Приемы постановки и объяснения трудового задания, закрепления материала.

5. Взаимодействие детей в процессе труда.

6. Результативность трудовых действий детей, качество навыков и умений, значимость для жизни живого.

7. Отношение к труду (с интересом, безразлично).

8. Уровень умений и навыков у детей по уходу за животными и растениями.

9. Экологическая направленность труда детей.

10. Оценка деятельности, самооценка.

 

Приложение 5

Требования к оформлению плана-конспекта различных видов деятельности

 

1. Титульный лист

2. Тема вида деятельности и общения.

3. Задачи: образовательная, развивающая, воспитательная.

4. Предметно-развивающая среда (зависимости от вида деятельности): атрибуты, дидактический материал, пособия, декорации, оборудование.

5. Предварительная работа:

6. Ход вида деятельности:

1) организация деятельности;

2) руководство ходом деятельности

3) подведение итогов и анализ деятельности.

 

Приложение 6

Вопросы для самоанализа

Я узнала________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Я научилась ____________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Я почувствовала _________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Я должна _______________________________________________________

14 стр., 6737 слов

Методика преподавания аппликации соломкой в кружковой деятельности ...

... форм деятельности, актуализация игровых творческих ситуаций; наличие положительных переживаний, которые порождает художественно-творческая деятельность; гарантия ... Копирование эскиза на поверхность .4 Охрана труда и техника безопасности Глава VI. Народно-декоративное ... по теме исследования; рассмотреть психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста; определить возможность ...

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

Примечание.

Выполняя учебные задания, студенты должны сделать подробную запись в специальную тетрадь наблюдений (проверяется умение наблюдать), проанализировать и оценить увиденное, спланировать первоочередные задачи по ее дальнейшему развитию.

При выполнении заданий по производственной практике, студентам необходимо подготовить подробный конспект, провести самоанализ проведенных материалов и привезти аттестационный лист.