Ролевая игра «Отпуск для Снегурочки» Время проведения: 20 минут

Тренинг делового общения

Цель: сплочение участников, создание благоприятного социально-психологического климата в группе, что способствует эффективной работе команды в реальных условиях и общему организационному развитию. В ходе тренинга решаются следующие задачи:

  • продемонстрировать преимущества командной работы;
  • усовершенствовать общение в команде;
  • освоить новые модели поведения и принятия решений;
  • усовершенствовать процессы принятия решений в команде.

Тренинг направлен на развитие у студентов качеств делового общения.

Размер группы: от 10 до 20 человек.

Структура тренинга включает в себя три блока:

  • введение: введение правил работы, диагностика основных параметров работы в команде.
  • основная часть, в ходе которой отрабатываются навыки взаимодействия и взаимопонимания, создаются условия для проявления интеллектуального и эмоционального потенциала участников.
  • заключение: поведение итогов.

Методы, применяемые в программе данного тренинга: дискуссии, ролевые игры, психогимнастические упражнения. Основное направление их использования и интерпретации — это создание сплоченной группы, ориентированной на совместную работу.

Ролевая игра в парах. Может проводиться как демонстрационная на группу, можно разбить всю группу на пары. Один из пары – покупатель, другой – продавец. Покупатель и продавец получают свои роли на карточках.

Карточка Покупателя: Вы – потенциальный клиент туристической компании. Вы совершенно не понимаете, что вы хотите, знаете лишь одно: вы хотите уехать отдохнуть. В то же время, у вас сложилось предубеждение по отношению к туристическим компаниям, потому что те компании, куда вы обращались, как правило, предлагали вам совершенно не подходящие варианты.

Информация о вас:

Вы – Снегурочка. Вас слепили из снега Бабка и Дедка. Вы никогда в жизни не были нигде, кроме родной деревни, поэтому слова типа Париж, пирамиды или море вам ни о чем не говорят. Жару вы не переносите вообще, тепло – переносите очень плохо, зато холод и минусовая температура воздуха – это ваша стихия, причем чем холоднее – тем лучше. В воде Вы растворяетесь, под солнцем Вы таете, раскаленный песок для Вас смертелен. Поэтому уехать отсюда на все лето и прихватить весну с осенью, чтобы переждать где-нибудь пока у нас кончится лето и наконец наступит зима, вам бы очень подошло.

5 стр., 2321 слов

Психологический тренинг в принятии решений

Психологический тренинг в принятии решений Оглавление   Вступление....................................................................................................... 2 Основная часть................................................................................................ 4 Выводы ...

Развлечений вы никаких особо не знаете – кроме Масленицы и прыжков через костер; причем после последнего ничего не помните. Баня, сауна и прочее – не Ваш вариант. А вот покататься на санках, полазить по снежным горам или посмотреть на пингвинов в местах естественного обитания Вы бы не отказались.

Вы неприхотливы к условиям. Главное для вас – чтобы то, что вам предложат, соответствовало особенностям вашего организма.

Важно:

Вы не разговорчивы, и на все вопросы отвечаете коротко. Сами вы ничего не рассказываете, отвечаете только на те вопросы, которые задаются. Там, где вопрос дает возможность неопределенного ответа, вы отвечаете неопределенно, хотя – правдиво (в соответствии с инструкцией).

Если вам предлагают нечто, что не подходит вам, то вы склонны не давать категорического отказа, скорее – проявите свое несогласие невербально.

Карточка продавца: Вы – работник туристической компании.

Ваша турфирма – широкого направления: вы продаете туры в любое место планеты, от южного до северного полюса. Вы готовы удовлетворить запросы любого клиента – как богатого, так и со скромными возможностями; как любителя традиционного отдыха, так и экстремала.

Деловая игра «Сокращение кадров»

Время на проведение: 40 минут

Постановка задачи

Проиллюстрировать некоторые аспекты программы предприятия по сокращению кадров, определить задачи менеджеров по управлению персоналом в такой ситуации.

Описание деловой игры

Завод расположен в небольшом городе. Генеральный директор и его заместитель проводят совещание с двумя менеджерами службы управления персоналом, которые озабочены известием о том, что компания, владеющая заводом, намеревается его либо закрыть (п. 1 ст. 81 ТК РФ), либо резко сократить численность работников (п. 2 ст. 81 ТК РФ), либо открыть новый завод в другом городе. Менеджеры по управлению персоналом обеспокоены судьбой местных жителей, так как очень многие из них в данный момент работают на заводе. Поэтому менеджеры по управлению персоналом и попросили о проведении данного совещания.

Информация по ролям

Менеджеры по управлению персоналом поднимают следующие вопросы:

12 стр., 5886 слов

Особенности системы мотивации труда работников социально-культурного сервиса и туризма

Введение Социально-культурный сервис и туризм составляют важную область общественной жизни, является частью системы социальной инфраструктуры, организации жизнедеятельности людей в соответствии с их потребностью в общении, оздоровлении, отдыхе и досуге. На сегодняшний день туризм во всем мире стал одной из самых значительных экономических отраслей. Объем занятости в данной отрасли возрастает почти ...

  1. Большой процент трудоспособного населения города в настоящее время работает на заводе данной компании.
  2. Действительно ли эта компания намерена закрыть завод и уволить большую часть работников?
  3. Если эта информация соответствует действительности, то какие альтернативы закрытию завода рассматривались компанией? Например, проведение переобучения работников завода и повышение их квалификации с целью повысить рентабельность предприятия.
  4. Если компания все же примет решение закрыть завод и уволить сотрудников, какие компенсации они получат?

Генеральный директор и его заместитель предупреждены о сути вопросов, на них они подготовили следующие ответы:

  1. По имеющейся достоверной информации, число работающих на заводе составляет всего 15% взрослого трудоспособного населения города.
  2. Генеральный директор не может ни подтвердить, ни опровергнуть информацию о закрытии завода и увольнении работников, так как этот проект еще только рассматривается и сохраняется в строгой тайне, хотя он лично предполагает, что завод действительно скоро закроют. Гендиректор намерен уклониться от прямого ответа и сообщить, что информацией по данному вопросу не обладает. Но гендиректор собирается привести для примера действия компании в другом городе, где тоже находится ее завод. Компания недавно реорганизовала производство этого завода и провела дополнительный прием на работу. Компания рассчитывает в течение следующих 12 месяцев принять еще 250 человек, что составляет 2,5% от трудоспособного населения города.
  3. На третий вопрос – еще один сложный вопрос – придется дать уклончивый ответ. Директору следует объяснить, что компания имеет программу повышения квалификации для всех работников завода, которая недавно была внедрена. Эта программа нацелена на увеличение возможностей выбора работы для сотрудников и повышения степени их удовлетворенности от работы.
  4. По поводу компенсации опять-таки гендиректор не может дать прямой ответ, так как что по существующему на заводе порядку все вопросы относительно денежных выплат и компенсаций обсуждаются отдельно. Все подобные обсуждения всегда проходили в конструктивной обстановке и достигнутые соглашения удовлетворяли обе стороны.

Методические указания

14 стр., 6524 слов

Влияние формальных и неформальных организаций на эффективность работы компании

Оглавление ВВЕДЕНИЕ. Часть 1. Понятие группы и содержание Хоторнского эксперимента 1.1 Группы и их значение 1.2 Хоторнский эксперимент Часть 2. Формальные и неформальные группы 2.1 Формальные организации 2.2 Неформальные организации 2.2.1 Причины вступления в неформальные организации 2.2.2 Характеристика неформальных организаций 2.2.3 Управление неформальными организациями 2.2.4 Проблемы и выгоды, ...

Участникам необходимо довести до сведения порядок действий работодателя при сокращении численности (штата) сотрудников организации. В соответствии с действующим Трудовым кодексом РФ работодатель обязан при увольнении по п. 2 ст. 81 (сокращение численности или штата организации), на основании ст. 82 ТК:

  1. письменно уведомить выборный профсоюзный орган, службу занятости не позднее чем за 2 месяца до начала мероприятий по сокращению (в случае массовых увольнений, критерии которых определяются отраслевыми или территориальными соглашениями, – уведомление делается за 3 месяца до начала мероприятий);
  2. при отсутствии профсоюзного органа необходимо письменно уведомить общее собрание трудового коллектива. Уведомление составляется в произвольной форме;
  3. уведомление составляется также в произвольной форме за 2 месяца до планируемых мероприятий и дается под подпись каждому сотруднику (или этот факт ознакомления фиксируется в протоколе собрания трудового коллектива).

    Если работник отказывается подписать уведомление, то в присутствии двух свидетелей составляется акт о том, что сотрудник был поставлен в известность о предстоящем сокращении;

  4. одновременно издается приказ об общем сокращении численности или штата сотрудников;
  5. через два месяца издаются приказы об увольнении сотрудников по п. 2 ст. 81 ТК РФ, если они не захотят уволиться по собственному желанию;
  6. далее происходит расчет и выплата компенсаций, которые включают в себя:
  • заработную плату работника за последний месяц;
  • заработную плату работника за 2 месяца в размере среднемесячного заработка за последние 3 месяца работы (имеется в виду официальная заработная плата).

Описание хода деловой игры

Из группы студентов выделяются 4 человека, которые будут участниками ролевой игры. Остальные являются зрителями.

Всем студентам объясняются цели и задачи деловой игры, всем зрителям раздаются материалы по ролям. Четверо участников получают только свои роли, им дается 15-20 мин для подготовки к игре. В это время с остальными студентами обсуждается вопрос о сокращении кадров. Задаются вопросы типа: кого-нибудь из присутствующих или ваших знакомых сокращали на работе? какие основные трудности возникали при этом?

8 стр., 3671 слов

Игры и упражнения на развитие памяти

Игры и упражнения на развитие памяти Как развить память у ребенка Отличным упражнением на развитие слуховой памяти ребенка является игра спарами слов. Упражнение можно выполнять, начиная с дошкольного возраста.Итак, запишите себе на лист 10 пар слов, связанных ...

Если ни у кого из присутствующих нет подобного опыта, задается вопрос о том, как бы они справились с неизбежным чувством обиды, возникающим в такой ситуации. Проводится краткий опрос, чтобы определить, кто из присутствующих считает, что у них имеются достаточно веские основания полагать, что они снова смогли бы устроиться на работу после сокращения. К какому уровню квалификации должны стремиться сотрудники и какой они должны иметь опыт работы, чтобы обезопасить себя от сокращения на работе?

Через 15-20 мин заканчивается обсуждение и приглашаются участники игры, которые разыгрывают ситуацию перед аудиторией.

После этого начинается дискуссия по вопросам, затронутым в ролевой игре, и подводится итог обсуждения, которое состоялось до начата ролевой игры. Рассматривается роль менеджера по управлению персоналом организации в ходе ситуации возможных сокращений. В конце обсуждения студенты могут высказать появившиеся у них дополнительные замечания.

Игра «Победа или поражение»

Размер группы: 10-25 участников.

Ресурсы: доска/флип-чарт, денежный взносу или призовой фонд, составленный из личного вклада другого характера (конфеты, сувениры и т.д.).

Время: 20-25 минут.

Цели:

  • дать участникам тренинга пример лидерского влияния;
  • рассмотреть на практике и проанализировать ответственность лидера за эффективность группы;
  • научиться распознавать внутригрупповые проблемы и блоки, мешающие нестандартному подходу к ситуации;
  • обучить умению распознать характер ситуации, действовать адекватно в условиях соревнования.

Ход игры

Эта игра по форме – групповой вариант крестиков-ноликов, по сути же – повод для рассмотрения философии соревнования-сотрудничества. Важно создать в команде атмосферу азартного состязания. Этому-то и служит призовой фонд. Составляем его из мелких денежных взносов участников, в случае невозможности денежного взноса заменяем его любым Другим физически ощутимым и зримым: конфеты, сувениры, в самом крайнем случае – фанты, т.е. записки с заданиями, которые выполнят проигравшие.

5 стр., 2086 слов

Игра в работе педагога-психолога: "Мы едем, едем, едем"

Игра в работе педагога-психолога: "Мы едем, едем, едем" Кузнецова Лариса Михайловна, педагог-психолог Статья отнесена к разделу: Школьная психологическая служба Человек есть “человек играющий”, homo ludens. Хейзенга. Игра: “ мы едем, едем, едем” Время игры: 1 час – 1 час 20 минут Возможности игры: игра разработана для детей в возрасте 10 – 14 лет. Цель: мотивация учащихся на игровое взаимодействие ...

Группа разбивается на две команды. (Если количество игроков нечетное, то оставшийся не у дел игрок объявляется судьей и главным помощником тренера.) Тренер сам назначает на роли лидеров двух участников тренинга, которые в ходе работы проявляли темперамент и тягу к соперничеству. Капитаны получают от тренера символы власти: шляпу лидера, повязку или какой-либо иной символ.

– Итак, команды сформированы, капитаны получили символы власти, призовой фонд ждет победителя… В чем же суть игры? На доске начерчено поле 6х6 см для многоклеточных крестиков-ноликов. Всего 36 клеток, т.е. у каждой команды будет по 18 ходов. Команда, которой удастся по итогам 18 ходов закончить как можно больше вертикальных или горизонтальных цепочек крестиков или ноликов, будет объявлена победителем и получит призовой фонд.

Каждому игроку на ход дается 10 секунд, после чего он становится в хвост колонны. Вся игра длится три минуты. Если условия понятны, проведем жеребьевку, чтобы определить, какая из команд начинает игру. (Жеребьевка)

Команды – на старт! Во главе колонны первой и второй команд становятся капитаны с мелком/фломастером в руке. Они первые поставят на игровом поле крестик или нолик, затем передадут мелок/фломастер следующему в колонне. Условия игры понятны?

Завершение

Когда игра закончена, определяем победителя и вручаем ему приз. Затем начинается обсуждение.

Каков максимальный результат, которого в идеале может достигнуть команда? (Ответ: три ряда.) Итак, если бы группы дали друг другу возможность построить по три ряда крестиков или ноликов, то обе команды пришли бы к ничейному результату и разделили призовой фонд между собой. Но в этом случае команды должны были быть не противниками, а сотрудничать в достижении оптимального для них результата. На самом же деле азарт и соперничество между командами сделали свое дело. Посему стоит обсудить с командой следующие вопросы:

  • Что обозначают для вас выигрыш и проигрыш?
  • Можно ли извлечь выигрыш из поражения?
  • Всегда ли победа сопряжена с чьим-то проигрышем?
  • Вспомните и опишите ситуацию из своей жизни, в результате которой по итогам соревнования/соперничества/конфликта соотношения сторон было «win-win» или «lоsе-lоsе»(«выигрыш-выигрыш» или «проигрыш-проигрыш»).
  • Вспомните поведение тренера в ходе подготовки игры. Тренерская установка на соперничество, на подчеркивание роли лидера, создание призового фонда, выбор капитанов – людей с развитым чувством честолюбия сказались на эмоциональном накале игры и на том, что команды не задумались о возможностях сотрудничества, а были сознательно брошены тренером в пучину азартного соревнования. Давайте обсудим возможности иных тренерских установок перед игрой и определим для себя лидерские функции тренера.

Перерыв на15 минут

8 стр., 3702 слов

Команда как создать непобедимую группу единомышленников

Команда: как создать непобедимую группу единомышленников Эрик Ларсон (Eric W. Larson), профессор Орегонского государственного университета. Успешные команды становятся первыми, осуществляют прорыв, создают новые продукты, превосходят ожидания и выполняют проекты раньше графика. Они связаны общей целью, доверяют друг другу и обладают высокой степенью сотрудничества. Магия и сила команд выражена в ...

Игра «Путешествие Незнайки»

Размер группы: максимум, до 26 человек.

Ресурсы: набор карточек с материалами игры, флип-чарт, маркеры для записи, секундомер (идеальный вариант – большие настенные часы с секундной стрелкой).

Время: 1 час.

Ход игры

Цели:

  • способствовать мобилизации внимания участников и их участию в решение групповой задачи;
  • интегрировать группу за счет осознания коллективной ответственности и включенности в совместную командную деятельность;
  • потренироваться в выработке совместной стратегии и тактики успеха;
  • развить лидерские качества в членах команды, проверить их готовность взять на себя ответственность за решение задачи, возможность эффективно работать и общаться с партнерами по команде.

К игре необходимо подготовить карточки из плотной бумаги. На каждой карточке помещаем данные ниже фрагменты информации (каждый абзац текста соответствует отдельной карточке!):

– Что такое боб?

– С какой скоростью ехал Незнайка от Огурцовой реки в Солнечный город?

– Незнайка ехал от Огурцовой реки в Солнечный город со скоростью один грих.

– Что такое нюш?

– Сколько бобов в одном часе?

– Между бульваром Васильков и Солнечным городом 120 михов.

– Что такое мих?

– 1 боб = 2 лизам.

– Незнайка ехал от бульвара Васильков до Солнечного города со скоростью 0,8 грих.

– Сколько михов в одном километре?

– Что такое лиз?

– Между Цветочным городом и Солнечным городом 1500 нюш.

– Боб – это единица времени.

– В одном километре 10 михов. (1 км = 10 мих).

– От Огурцовой реки до Цветочного города расстояние в 500 нюш.

– Мих – это единица для измерения расстояния.

– Какое расстояние между Цветочным городом и Солнечным городом?

– Незнайка всегда ведет машину с постоянной скоростью.

– В одном часе два боба. (1 час = 2 боба).

– Незнайка проехал расстояние от Огурцовой реки до Солнечного города за время в одну пятую боба.

– 1 нюш = 10 михам.

– Какое расстояние между Солнечным городом и бульваром Васильков?

– Что такое грих?

– Какое расстояние между Огурцовой рекой и Цветочным городом?

– Незнайка ехал из Цветочного города к Огурцовой реке со скоростью 25 нюш/лиз.

– 1 грих = 25 нюш/лиз.

– Маршрут путешествия Незнайки – прямое шоссе от Цветочного города через бульвар Васильков и Огурцовую реку до Солнечного города.

Тренер объявляет команде, что ей предстоит в течение 40 минут решить некую логическую задачу. Задача записывается на доске в виде вопроса:

«Сколько времени заняла поездка Незнайки от Цветочного города до Солнечного города?»

Чтобы найти ответ, игрокам придется обменяться информацией, так как каждый из членов команды получает лишь отдельный фрагмент условия задачи (если игроков меньше, чем карточек, то некоторые игроки могут получить несколько карточек).

После того как будет дан старт, можно начинать обмениваться информацией. ЗАПРЕЩАЕТСЯ лишь передавать карточки из рук в руки, собирать их в одном месте или у одного человека. Карточка, полученная каждым игроком, остается с ним, до конца игры! По ходу игры можно делать записи, ходить, обсуждать задачу и т.д.

Через 40 минут представитель команды должен сообщить тренеру ответ.

Перерыв на обед.

Деловая игра «Инвалидное кресло»

Деловая игра рассчитана на 2 часа аудиторных занятий.

Описание деловой игры

Задача: сформулировать и обеспечить благоприятные условия для найма людей с физическими или умственными ограничениями.

Методические указания

Наем в организацию сотрудников с ограниченными возможностями предполагает определение:

  • условий найма кандидатов с ограниченными возможностями;
  • аргументов «за» и «против» найма таких кандидатов;
  • преимуществ при приеме на работу (по законодательству и помимо него), предоставляемых людям с ограниченными возможностями.

Перерабатывающий завод, на котором действуют передовые методы организации производства, заслужил высокую оценку, как в нашей стране, так и за рубежом. На завод требуется принять сотрудника на должность координатора программ, в чьи обязанности входит организация и исполнение всех функций, связанных с приемом посетителей и гостей из других организаций, которые примерно раз в месяц приезжают для осмотра завода. Отдел по связям с общественностью настаивает, чтобы с посетителями обращались как с весьма важными персонами и уделяли им максимум внимания.

Кандидат обладает высокой квалификацией и приятен в общении, владеет несколькими языками и мог бы идеально подойти на эту должность за исключением одного обстоятельства – он прикован к инвалидному креслу. Хотя в принципе руководство организации не возражает против приема на работу людей с физическими ограничениями, все же оно сомневается, сможет ли данный кандидат выполнять эту работу. Например, каким образом он сможет ездить в аэропорт встречать прибывших гостей, устраивать их в отель, организовывать осмотр завода и т.п.?

Описание хода деловой игры

  1. Студенты делятся на группы от 5 до 12 человек. Из всех студентов выбираются два добровольца для исполнения ролей менеджера по подбору персонала и кандидата на вакантную должность, которых просят покинуть аудиторию на 15 мин, чтобы ознакомиться со своими ролями.
  2. В это время в группах происходит общее обсуждение проблемы. Аудитории могут быть заданы следующие вопросы: «Если бы Вы хотели получить какую-либо работу, а один из кандидатов обладал бы такой же квалификацией, как и Вы, но при этом получил работу только по той причине, что у него ограниченные возможности, что бы Вы почувствовали?»
  3. По прошествии 15 мин обсуждение заканчивается с предложением вернуться к нему позже. Копии ролей раздаются остальным членам групп, затем в аудиторию приглашаются исполнители ролей. Они разыгрывают ситуацию. Менеджер компании должен в течение всего собеседования стоять, а кандидат – сидеть.
  4. Затем следует повторить игру несколько раз с разными парами участников, а затем сравнить различные интерпретации. Второй и последующим парам участников можно не выходить из комнаты для изучения своих ролей, так как они уже видели разыгрываемую ситуацию в исполнении других участников.

Перерыв на 15 минут Упражнение «Таможня» Время проведения: 30 минут

Из состава участников выбираются два «работника таможни» и два «иностранца». «Таможенники» остаются в комнате, а «иностранцы» выходят. Задача первых состоит в том, чтобы так организовать беседу с «Иностранцами», чтобы выяснить, кто из них провозит «запрещенный товар». В качестве такого «товара» могут выступать, например, «наркотики». Разумеется, все это не реальные вещи, а игровые символы. Так, «багажом» могут быть две книги, с которыми «иностранцы» подходят к «таможенникам» и ведут беседу, а «наркотиками» – вложенный в одну из книг лист чистой бумаги. «Таможенники» не имеют права брать эти книги в руки и листать. Они должны решить свою задачу, опираясь на свою наблюдательность и интуицию.

Пока «таможенники» рассаживаются и готовятся к принятию «иностранных гостей», те за дверью комнаты придумывают легенду: из какой страны они приехали, с какой целью, на какой период запланирован их визит и т.п. Главная задача «иностранных гостей» состоит в том, чтобы в ходе разговора не вызвать подозрений «таможенников» и рассказать такую легенду, которая поможет отвлечь внимание «таможенников» и помешать принятию ими правильного решения. Например, сентиментальная или остросюжетная история может надолго отвлечь внимание «таможенников». В ходе игры постепенно выясняется, что уже первые действия «иностранцев» часто выдают их «с головой»: тот, кто везет «запрещенный товар», часто либо немного суетится, либо излишне напряжен и зажат. Лидером беседы в большинстве случаев выступает тот из «гостей», кто свободен от «контрабанды».

Беседа длится до тех пор, пока «таможенники» не решают, у кого из «иностранцев» спрятан «запрещенный товар». После того, как ответ высказан, другие участники, которые находились в роли зрителей, также предлагают свои решения. И только потом «иностранцы» признаются.

В заключении игры происходит общее обсуждение, в котором группа анализирует, какие ответы были правильными и почему. Выявляется, по каким признакам «работники таможни» и зрители определили, у кого из «иностранцев» был спрятан «запрещенный товар».

Игра «Гонять порожняк»

Время проведения: 20 минут

Проводится для продавцов, операторов колл-центров, переговорщиков, консультантов и всех тех, для кого важна коммуникационная компетенция.

Количество участников: не ограничено.

Суть игры:

Участники сидят полукругом (желательно видеть друг друга — это усложняет выполнение задания).

Тренер (ведущий) задает тему, например – «погода». Указывает на любого участника. Задача участника – говорить на предложенную тему до тех пор, пока его не остановит тренер. Паузы в монологе неприемлимы. Тренер может остановить участника на любом слове его монолога. Это слово – тема монолога следующего участника. Цикл может повторяться бесконечно.

Пример:

– (тренер) Тема Алексею – Погода.

– (Алексей) Погода в Украине в зависимости от географии очень различается. В Крыму – это субтропики, там тепло. В степной Украине из-за высокой влажности летом очень жарко, а зимой – очень холодно.

Так как в степи есть где разгуляться ветру, при температуре –10 градусов гораздо холоднее, чем где-нибудь в Сибири при –30 ……………….. поэтому осенью я не выхожу без зонта из дома.

– (тренер) Стоп. Сергей – тема – Дом.

– (Сергей) Дома бывают разные. Многоэтажные, одно- двух-этажные, кирпичные, бетонные, деревянные и всякие другие. В больших городах преобладают многоэтажки и только в пригородах встречается частный сектор. Обычная типовая квартира жилого дома включает в себя жилую площадь, санузел, балкон, коридор… Бывают дома, которые входят в нежилой фонд. Это разнообразные Бизнес-центры, торгово-развлекательные комплексы, куда люди приходят провести время, развлечся, приобрести разнообразные товары. В таких зданиях зачастую размещаются магазины одежды…

– (тренер) Стоп. Елена – тема – Одежда.

– (Елена) Одежда – очень важная составляющая образа любого человека. Не даром говорят – встречают по одежке…….

И так до бесконечности.

Можно ввести дополнительные трудности.

Варианты.

  1. В каждов предложении отвечающего должно звучать ключевое слово (режет слух. Понимают необходимость богатого словарного запаса. Было – дом-дом-дом. Надо – Дом-здание-постройка-строение-комплекс и т.д.)
  2. Добавить шум (шепот других участников, музыка, стук молотка.
  3. Совмещать с движениями (приседаниями и т.д.).

    Движения отвлекают.

  4. Совмещать с деятельностью (говорить и делать самолетик из бумаги).

    Сложнее сосредоточиться.

Обобщающая рефлексия по итогам работы за прошедший день.

II Второй день тренинга

Упражнение «Личный багаж»

Цели:

  • развить способности составления психологического портрета человека;
  • освоить активный стиль общения и развить в группе отношения открытости и партнерства;
  • помочь членам группы разобраться в себе, преодолеть внутренние барьеры, неуверенность, скованность.

Ресурсы: бумага и ручки для всех игроков.

Время: 20-30 минут.

Ход упражнения

Группа уже немало времени провела вместе. Вы познакомились, узнали друг друга. Сейчас мы попробуем определить, насколько хорошо вы стали понимать товарищей, их личные качества. Представьте, что вскоре вам предстоит расстаться, и каждый готовит в дорогу свой рюкзак. Это его личный багаж.

Мы будем собирать рюкзак вместе. При этом договоримся класть в него не вещи, а личные качества товарища. Поровну: те, которые мы в нем полюбили, и те, которые, как нам кажется, могут ему в жизни помешать. Что положит в рюкзак товарища группа?

Есть у этой игры еще несколько правил.

Первое: мы кладем в рюкзак только те качества, свидетелями проявления которых мы стали во время совместной работы.

Второе: мы не можем положить в рюкзак качество характера, за которое не проголосовала вся группа. Даже один человек из вас обладает правом вето. Группе придется переубедить его, иначе спорное качество так и не попадет в багаж вашего товарища.

Примечание: для каждого участника, которому группа помогла собрать личный багаж, составляем итоговый список, указываем дату и ставим подписи членов группы. Этот лист торжественно вручаем собранному в дорогу игроку.

Завершение

  • Что вам понравилось в игре?
  • Что заставило задуматься над тем, как воспринимает вас группа? Какие вещи, данные вам в дорогу группой, явились для вас неожиданностью?
  • Согласны ли вы с тем багажом, которым группа снарядила вас? Может быть, вы не готовы или не хотите прислушаться к мнению группы? Что из багажа вы хотели бы все же оставить?

Упражнение для тренинга «Восточный базар»

Цель: упражнение интересно для тренинга продаж и переговоров.

Продолжительность проведения: в зависимости от количества участников и анализа, 10-20 мин.

Помните фильмы или передачи, где показывали восточный рынок? Какие ассоциации возникают при упоминании такого словосочетания «восточный рынок»? (крики, торг, запах еды и пряностей, буйство красок, воришки, бойкая торговля).

Замечательно! Вот через пару минут мы с вами и устроим такой восточный рынок. Но предварительно надо подготовиться. Каждый участник получает восемь небольших листочков (стикеров).

На каждом из листочков разборчиво напишите свое имя и каждую записку сложите текстом внутрь несколько раз, чтобы не было видно вашего имени. Подготовленные записки складываем на этот стол (лучше поместить в красочную коробку).

Перемешать горку записок. Теперь мы с вами отправимся на восточный рынок. Каждый по очереди подходите к горке и вытягивайте 8 бумажек. В течение следующих 5 минут вам придется уговорами, спорами, обменом найти и вернуть себе все восемь листочков с вашим именем. Первые два покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут к тренеру и будут считаться победителями.

Обсуждение: Какую тактику вы использовали во время торга: активный поиск, ожидание, активный обмен, пытались обвести партнеров вокруг пальца, пытались выйти сразу на всю аудиторию? Вопрос к победителям, что им позволило так быстро справиться с заданием?

Упражнение «Успеть».

Время проведения:20 минут

Данное упражнение достаточно тяжелое, поскольку предлагает высокий темп и интенсивность информационного воздействия на участника. Поэтому для него приглашается доброволец из числа те, кого тренер считает способным справиться в ситуацией нагнетания напряжения.

Общая инструкция проговаривается перед всей группой. Также представляются другие участники упражнения. Инструкции каждому участнику передаются в письменном виде.

По дороге к начальнику наш специалист встречает

  • друга детства, с которым он не виделся более 10 лет;
  • бизнес-партнер, с которым взаимодействуют специалисты Вашего отдела;
  • коллегу-конкурента, соперника при перспективном повышении;
  • своего заместителя, который занимается текущими вопросами деятельности;
  • представителя прессы, который периодически появляется в вашей организации для написания очередной статьи.

Задача – успеть за 10 минут пройти через этих людей, успев к назначенному времени к начальнику (у которого пунктик на пунктуальности) и быть в состоянии вести с ним серьезный договор, возможно, о перспективах повышения.

При видеопросмотре анализируются приемы корректного сворачивания контакта, а также выявляются факторы, которые обеспечивают его «схлопывание».

«Слалом» Инструкция «герою»

Вы – руководитель среднего звена солидной компании. Вы знаете, что в вашем отделе ожидаются кадровые перестановки, и поскольку Вы на хорошем счету у руководства, то считаете себя в праве рассчитывать на повышение. Вчера Ваш босс многозначительно попросил Вас зайти к нему сегодня в определенное время для серьезного разговора.

«Слалом» Инструкция друга детства

Вы не виделись более 10 лет. Однако в данной организации Вы оказались по делам: Вам предложили войти с бизнес в качестве соучредителя и одного из директоров. Прежде чем принять решение, вы хотели бы получить дополнительную (желательно – неофициальную) информацию об организации. И тут в коридоре видите …

«Слалом» Инструкция бизнес-партнера

С данным специалистом у Вас чисто деловые отношения. Сейчас вы явились в организацию потому, что на сутки просрочена поставка важного оборудования Вашим клиентам. Вас важно срочно решить этот вопрос, поскольку Вам грозят серьезные неустойки. Вы – клиент такого уровня, что Вам хотелось бы, чтобы с Вами взаимодействовал именно начальник отдела, а не рядовой менеджер. Вы специально разыскали его в коридорах фирмы, чтобы сказать …

«Слалом» Инструкция коллеги-конкурента

Всю свою жизнь в этой организации Вы с коллегой шли, что называется, «ноздря в ноздрю»: если повышали одного, то соответственно рос в должности и другой. Теперь Вы на той ступеньке, когда повысить могут только одного. При всем доброжелательном уровне отношений, между Вами никогда не было дружбы.

К Вам на руки попал черновик отчета, составленного Вашим коллегой – соперником. Вы как раз шли к вашему общему руководителю, чтобы использовать повод доложить начальству о допущенных серьезных ошибках в отчете. Увидев (как некстати) своего коллегу–соперника, Вы вдруг решаете сохранить корректную мину и обратиться к нему со своими замечаниями, предупредив его, что «если он не исправит «эти грубые ошибки», то пострадает репутация всего отдела». При этом, Вы не будете огорчаться, если он даст Вам повод «с чистой совестью» выйти в этой информацией на руководство. Что ж, он приближается…

«Слалом» Инструкция заместителя

В условиях жесткого цейтнота деятельности, который всегда наступает в конце квартала, к Вам в отдел нарянула налоговая инспекция, требующая открыть сейф и предоставить документы на проверку. Вы меньше всего хотели бы стать краеугольным камнем в этой разборке, поэтому разыскиваете своего начальника, чтобы сообщить ему о случившемся. Ваша задача – получить четкие инструкции (желательно — письменные), гарантии ухода от необходимости нести ответственность за возможные негативные последствия ситуации. С этим настроем Вы идете по коридору и встречаете своего начальника …

«Слалом» Инструкция журналиста

Вы приехали сделать репортаж об этой организации. Но пока не определились, будет ли этот репортаж хвалебным (чтобы он прошел как рекламный материал) или скандальным (чтобы порадовать читателей).

Вы решили определиться по ходу дела. И тут (какая удача) Вам навстречу направляется человек явно руководящего вида …

Перерыв на 15 минут

Разминка «Испорченный телефон»

Время: 10 минут.

Инструкция: Придумайте простое повторяющееся движение. Например, такое… (Тренер демонстрирует. Движения берутся из утренней гимнастики.) Все придумали?

Теперь посмотрите на своего левого соседа. За движениями своего левого соседа вы будете внимательно следить и запоминать их, а затем повторять.

Я тоже участвую. И веду счет: «Раз…два…три…» На счет «Раз» каждый делает свое повторяющееся движение до тех пор, пока не услышит «Два». На счет «Два» каждый из вас делает то движение, которое до этого делал ваш левый сосед. Все время смотрите на своего левого соседа, потому что на счет «Три» каждый из вас будет делать то движение, которое до этого видел у соседа. И так при смене счета происходит смена движения. Нас здесь 12 (например) человек. Поэтому я буду считать до 13. Тогда, на счет 13 к каждому из нас должно вернуться его собственное движение. Разминку делаем молча! Начали!»

Процедура проведения: Участники тренинга встают/садятся в круг вместе с тренером. Тренер говорит инструкцию и тут же демонстрирует пример движения (например, руки вверх-вниз, вверх-вниз).

Затем тренер запускает разминку. Если участники начали разговаривать, тренер прекращает разминку (в это время, скорее всего, многие запутались в движениях, так как были невнимательны к движениям своего соседа слева).

Тренер задает вопросы группе: «Кто запутался? Что мешает выполнять упражнение? Кто не запутался? Что помогает все выполнять точно?»

Затем тренер продолжает разминку, еще раз повторив, что разминка выполняется молча.

В конце разминки тренер просит участников: «Поднимите руки те, к кому движение вернулось без изменений. Поднимите руки те, к кому вернулось движение, но с изменениями. Поднимите руки те, к кому движение не вернулось».

Мостик к бизнес-теме. «Это было упражнение на распределение внимания и на расстановку приоритетов. В бизнесе нам приходится делать несколько дел одновременно. Это может снизить нашу эффективности. Эффективность нашей команды мы только что измерили этим упражнением. И мы видим, что нам есть чему учиться. Если расставить приоритеты в выполнении упражнения, то что имеет важность №1? Правильно, наблюдать за движением своего левого соседа. Важность №2? Правильно, слушать и делать то движение, которое до этого увидели у соседа. Все остальное не важно. Смотреть на остальных участников, раздавать советы, пытаться исправить чужие ошибки – все это ведет к потере общей эффективности».

Упражнение «Завтрак с героем»

Цель: отработать навыки убеждения и умение найти аргументы в пользу своей позиции.

Время проведения: 30 мин.

Материалы: ручки, листы бумаги.

Ход упражнения

Группе предлагается представить, что у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любимым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему. Нужно записать имя своего героя на листе бумаги и поделиться на пары, затем надо решить с кем из героев вы будете встречаться. Потом пары объединяются в четвёрки и проделывают тоже самое, затем объединяется вся группа и выбирает одного героя.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему остался именно этот герой?
  2. Легко было уступать и почему вы уступали?
  3. Какие чувства вы испытывали, когда с вами не соглашались?
  4. Что вы испытывали, когда с вами соглашались?
  5. Часто ли вы в жизни сталкиваетесь с ситуацией выбора?

Упражнение «Постройка моста»

Время проведения: 50 мин.

Материалы: листы А4, карандаш, линейка и ножницы.

Разделите группу на две команды. Одна команда вместе с ведущим выходит за дверь, вторая — остается с другим ведущим в комнате. Участники первой группы должны изображать миссионеров, второй — туземцев племени, не знающего ни письменности, ни математики, ни инженерии. По условиям игры в племени недавно началась эпидемия, и люди стали погибать. Добраться до больницы невозможно, так как, несмотря на то, что до нее всего 5 км, путь лежит через непроходимые болота. Необходимо научить туземцев строить мост, т.к. если мисси онеры построят им мост, туземцы все равно не научатся его ремонтировать. Мост должен состоять из 5 метров склеенных между собой листов бумаги, ширина моста равна половине ширины листа бумаги + 5-мм. Кро-ме того, миссионеры должны убедить туземцев в необходимости постройки моста. Время на постройку – 20 мин.

Команде туземцев сообщаются следующие правила: общаться с миссионерами может только глава племени. Женщины не имеют права держать в руках ножницы, мужчины – линейку. Каждые 3 минуты (по команде ведущего) они должны усиленно молиться, бросив все дела. При склеивании бумаги на каждый стык они должны наклеивать один треугольник и цветок.

В течение 7 мин. участники обсуждают правила, распределяют роли и вырабатывают план действия.

После завершения игры участников просят поделиться своими впечатлениями. В зависимости от результатов можно сделать вывод о работе в нецелевых группах, т.е. группах, у которых нет намерений следовать целям других людей, даже желающих им добра. Кроме того, делается вывод о необходимости учитывать интересы и желания других людей, без чего не может возникнуть понимание и совместная продуктивная деятельность.

Чаще всего участникам не удается построить такой мост. Это нормально.

Перерыв на обед

Упражнение «Досчитать до 33»

Время проведения: 15 мин.

Цель: выявить лидера в данной группе и посмотреть, насколько слаженно может действовать группа.

Материалы: не требуются.

Задача участников – досчитать до 33. Ведущий начинает счет, называя первое число, его сосед – следующее число, и далее по кругу. При этом важно соблюдать два правила: числа, в записи которых есть три (например, 13 или 30) и числа, которые делятся на три (3, 6, 9 и т.д.) вслух не произносятся. Вместо этого участник, которому достается такое число, должен хлопнуть. Если кто-то ошибается, счет начинается заново, начиная с того человека, который ошибся. Обычно группе не удаётся досчитать до 33 с первого раза.

Упражнение для менеджеров «Принцесса и крестьянин»

Цель: побудить людей к творческому мышлению.

Необходимое время: около 20 минут.

Условия: классная комната. Вам понадобится по одному экземпляру текста истории на каждого участника.

Порядок действий:

  1. Расскажите историю о принцессе и крестьянине.
  2. Раздайте каждому участнику по экземпляру истории и разрешите обсуждать проблему сколь угодно долго – скорее всего, это займет 5-10 минут.
  3. Предложите собственный ответ на загадку, но если кто-то рассудит иначе, тем лучше.

Текст:

Крестьянин захотел жениться на принцессе. Король, ее отец, пришел в ярость и приказал отрубить крестьянину голову за дерзость.

Но крестьянин был красив, а королева добра и желала дочери счастья, поэтому она уговорила короля подвергнуть крестьянина испытанию. Было решено, что он должен вытащить из ящика одну из двух карт и принять то, что будет на ней написано, как свою судьбу. На одной карте будет написано «свадьба», а на другой – «смерть». Если он откажется, то умрет. Однако король смошенничал: пометил обе карты словом «смерть» и положил их в ящик.

Королева заметила это и поспешила рассказать обо всем принцессе, чтобы та смогла предупредить своего возлюбленного о неразрешимой задаче и той ужасной опасности, что нависла над ним. Однако, когда пришло время испытания, крестьянин держался спокойно. Он вытянул карту, после чего женился на принцессе и жил после этого счастливо. Король так рассвирепел, что умер от удара, а королева унаследовала престол.

Как крестьянину удалось избежать ловушки, устроенной злым королем?

Правильный ответ: правильный ответ гласит, что крестьянин вытянул карту и, не взглянув на нее, порвал на клочки, проглотил и сказал: «Пусть другую карту достанет король, и я узнаю свою судьбу из его рук. Если он вытянет «свадьбу», я буду знать, что моей картой была «смерть», и смирюсь со своей судьбой. Но если картой короля будет «смерть», я пойму, что моей была «свадьба», и смогу жениться на принцессе».

Завершение: участники часто считают, что короля тем или иным способом надули. Например, они скажут, что крестьянин подкупил человека, который клал карты в ящик, или что он попросил принцессу заменить «свадьбу» на «смерть». Один участник предположил, что эта история является старой французской сказкой, и что королева заставила короля написать букву «с», которая будет означать «смерть», а король был так глуп, что не вспомнил, что «с» означает также и «свадьбу».

В действительности не важно, какие предположения высказывают люди. Единственной целью занятия является немного встряхнуть их мозги.

Упражнение «Интервью»

Цель: развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки, сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга.

Необходимое время: около 20 минут.

Участники разбиваются на пары и в течение 10 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача – подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга.

Перерыв 5 минут.

Упражнение «Горячий стул»

Время проведения: 1,5 часа

В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого то из участников тренинга. Там должны будут побывать все (по желанию).

Когда первый доброволец найдётся и займёт место, тренер предлагает остальной группе высказать свои впечатления и мнения об этом человеке, сделать комплимент, высказать благодарность, сказать о его положительных или отрицательных качествах либо сказать с кем или чем ассоциируется этот человек и т.д.

Обсуждение: первый участник рассказывает про то, как осмелился быть первым? Все делятся: легко или тяжело было это сделать? Насколько тяжело или легко было высказываться о человеке?

Перерыв 15 минут

Упражнение «Стена»

Цель: объединение группы в общей деятельности.

Время проведения 40 минут.

Этапы игры. По среди комнаты натягивается веревка. Участникам предлагается инструкция: «Все вы один большой и дружный город, но вас известили о том, что надвигается ужасная лавина с гор, которая ни кого не оставит в живых. Единственный путь на спасение – перебраться через высокую стену. Выжить должны все. По одному действовать не разрешается».

Веревка натягивается так, чтобы ее невозможно было перешагнуть, дотрагиваться к ней не разрешается и перебираться «на ту сторону» под ней тоже. По ходу игры активных участников тренер может сделать «ранеными», чтобы усложнить задание и заставить или дать другим возможность проявить инициативу.

Обсуждение игры:

  • Что вы чувствовали во время игры?
  • Что было сложно?

Завершающее упражнение Упражнение «Коровы, собаки, кошки» Время проведения 10 минут.

Ведущий. Пожалуйста, встаньте широким кругом. Я подойду к каждому из вас и шепотом скажу на ушко название какого-нибудь животного. Запомните его хорошенько, так как потом вам надо будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам нашептала.

По очереди шепчите детям на ухо: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой».

Теперь закройте глаза. Забудьте на время человеческий язык. Через минуту я попрошу вас «заговорить» так, как «говорит» ваше животное. Вам надо, не открывая глаз, объединиться в группы со всеми теми животными, которые «говорят» так же, как вы. Вы можете ходить по комнате и, услышав свое животное, двигаться ему навстречу. Затем, взявшись за руки, вы идете уже вдвоем и вместе издаете звук этого животного, чтобы найти других детей, «говорящих» на вашем языке.

Готовы? Все закрыли глаза? Навострите ушки и слушайте звуки, издаваемые коровой, собакой и кошкой… Начали!

Заключительная этап тренинга, рефлексия, обсуждение.

– Что такое боб?

– С какой скоростью ехал Незнайка от Огурцовой реки в Солнечный город?

– Незнайка ехал от Огурцовой реки в Солнечный город со скоростью один грих.

– Что такое нюш?

– Сколько бобов в одном часе?

– Между бульваром Васильков и Солнечным городом 120 михов.

– Что такое мих?

– 1 боб = 2 лизам.

– Незнайка ехал от бульвара Васильков до Солнечного города со скоростью 0,8 грих.

– Сколько михов в одном километре?

– Что такое лиз?

– Между Цветочным городом и Солнечным городом 1500 нюш.

– Боб – это единица времени.

– В одном километре 10 михов. (1 км = 10 мих).

– От Огурцовой реки до Цветочного города расстояние в 500 нюш.

– Мих – это единица для измерения расстояния.

– Какое расстояние между Цветочным городом и Солнечным городом?

– Незнайка всегда ведет машину с постоянной скоростью.

– В одном часе два боба. (1 час = 2 боба).

– Незнайка проехал расстояние от Огурцовой реки до Солнечного города за время в одну пятую боба.

– 1 нюш = 10 михам.

– Какое расстояние между Солнечным городом и бульваром Васильков?

– Что такое грих?

– Какое расстояние между Огурцовой рекой и Цветочным городом?

– Незнайка ехал из Цветочного города к Огурцовой реке со скоростью 25 нюш/лиз.

– 1 грих = 25 нюш/лиз.

– Маршрут путешествия Незнайки – прямое шоссе от Цветочного города через бульвар Васильков и Огурцовую реку до Солнечного города.

Тренер объявляет команде, что ей предстоит в течение 40 минут решить некую логическую задачу. Задача записывается на доске в виде вопроса:

«Сколько времени заняла поездка Незнайки от Цветочного города до Солнечного города?»