Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в домах отдыха, пансионатах, турбазах

1

Размещено на http:///

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

Факультет заочный

Кафедра теории и методики физического воспитания

Курсовая работа

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в домах отдыха, пансионатах, турбазах

Исполнитель: студентка Сирык А.В.

Научный руководитель: Гусинец Евгений Владимирович

Гомель 2011

Содержание

Введение 1. Понятие оздоровительной физической культуры её роль и значение 2. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в домах отдыха и пансионатах 3. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа на турбазах Заключение Список использованных источников Введение

Роль занятий физическими упражнениями для сохранения здоровья человека трудно переоценить. В настоящее время становится очевидным то, что адаптационные возможности организма человека не выдерживают давления неблагоприятных факторов среды проживания. С одной стороны, это связано с изменением образа жизни — исключение или минимизация таких природных раздражителей, которые составляют биологически необходимый фон жизнедеятельности (двигательная активность, закаливание, особенности питания).

С другой стороны, с изменением качества окружающей среды, обусловленного издержками цивилизации (расширение спектра и увеличение силы психоэмоциональных воздействий, факторы неблагоприятной экологии техногенного происхождения, вредные привычки и др.).

Физическая тренировка способна нейтрализовать основные вредные факторы, угрожающие здоровью человека.

Рационально организованная двигательная активность несет в себе огромный потенциал оздоровительных влияний. Увеличение количества и качества здоровья под влиянием физической нагрузки происходит естественным путем за счет стимуляции жизненно важных функций и систем организма, обеспечивающих его жизнестойкость. Однако для этого физическая тренировка должна соответствовать принципу оздоровительной направленности.

Оздоровительная физическая культура концентрирует в себе специальные знания по организации и методике занятий физическими упражнениями, направленных на укрепление здоровья человека. Увеличение значимости оздоровительной физической культуры в последнее время связано с негативными последствиями техногенных катастроф и продолжающимся ухудшением экологической обстановки. Данные современные проблемы были учтены при составлении текстов лекций.

4 стр., 1981 слов

Работа в оздоровительном лагере

ПОДГОТОВКА К ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКЕ Пояснительная записка Цель практики:формирование у студентов готовности к осуществлению профессиональной деятельности в условиях загородного оздоровительного лагеря (площадки при ОУ) для детей и подростков.   Задачи практики: 1. Познакомить студентов с нормативными, организационно-содержательными, кадровыми, санитарно-гигиеническими условиями функционирования ...

Оздоровительная физическая культура (ОФК) в настоящее время используется обществом как действенное и эффективное средство формирования, развития, социализации личности, успешной социально-биологической адаптации человека к новым и меняющимся экологическим условиям, в том числе, что весьма важно, к производственно-трудовым и учебным.

Эффективность ее во многом зависит от методической оснащенности физического воспитания, наличия прогрессивных форм, средств, способов и методики внедрения их в практику. Все это требует коренного обновления программно-методического обеспечения массового физкультурного движения: разработку новых теоретических, методологических, методических, нормативных и организационно-управленческих программ, учебно-методических пособий и др. Эта огромная по объему и важная работа должна базироваться на теоретических и методологических основах физического воспитания, использовать передовые достижения социальных и естественных наук, ориентироваться на развивающуюся социальную педагогику. В этом плане преподавание дисциплины ОФК актуально и призвано способствовать более качественной подготовке специалистов по физической культуре.

Методами исследования данной работы являются: анализ, синтез, индукция, дедукция, логический анализ.

Учитывая то, как в настоящее время развивается туризм, актуальность данной темы вне всяких сомнений. Именно поэтому я взяла эту тему для написания курсовой работы.

1. Понятие оздоровительной физической культуры её роль и значение

Как явствует из названия, оздоровительная физическая культура призвана, в первую очередь, обеспечить сохранение и укрепление здоровья человека. Несмотря на кажущуюся очевидность, термин «Оздоровительная физическая культура» раскрыт все еще недостаточно. Например, в классификации компонентов физической культуры Л.П. Матвеева понятие «Оздоровительная физическая культура» отсутствует. Считается, что оздоровительная эффективность является обязательной составляющей любых форм занятий физическими упражнениями. В связи с этим все компоненты физической культуры (спорт, базовая, профессионально-прикладная, оздоровительно-реабилитационная и фоновая физическая культура) выполняют оздоровительную функцию. Между тем в современном обществе наблюдается все возрастающая потребность в укреплении здоровья средствами физической культуры. Для этого необходима специфически организованная деятельность, которая в первую очередь предназначена для эффективного решения оздоровительных задач.

13 стр., 6357 слов

Влияние средств рекреационно-оздоровительной направленности на функциональное состояние организма и уровень интереса школьников к занятиям физическими упра

... отдельные стороны. Наиболее часто используются термины «массовая физическая культура», «оздоровительная» или «массово-оздоровительная физическая культура, массовый спорт», «активный отдых» и.др. Все эти ... и способностей в области физической культуры и спорта. 1.3 Физическое воспитание школьников с рекреационно-оздоровительной направленностью Физическое воспитание в школе -- педагогический ...

Отличительная особенность оздоровительной физической культуры — оптимальный двигательный режим и индивидуализация физических нагрузок людей с учетом возраста, пола, характера их производственной и учебной деятельности и состояния здоровья.

Таким образом, оздоровительная физическая культура — это специфическая сфера использования средств физической культуры и спорта, направленная на оптимизацию физического состояния человека, восстановление сил, затраченных в процессе труда (учебы), организацию активного досуга и повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов производства и окружающей среды.

Поскольку содержание оздоровительной физической культуры все еще нуждается в дополнительной аргументации, сравним ее с другими видами физической культуры. Известно, что физическая культура представляет собой сложную, многоуровневую систему. В терминологии системного анализа она выступает как система высшего порядка. В свою очередь структура физической культуры представлена относительно самостоятельными компонентами (подсистемами), которые наделены рядом специфических функций. Для того чтобы выделить отдельную подсистему, необходимо: во-первых, раскрыть общность с системой высшего порядка (общие функции); во-вторых, выявить факторы, детерминирующие самостоятельность подсистемы (специфические функции).

12 стр., 5956 слов

Психологическая культура человека

... другими людьми. Главные элементы психологической культуры человека: познание себя и другого человека. Андре Моруа писал «Люди так ... проанализировать поведение и психологические свойства другого человека. Индивидуальность человека представляет собой сложную структуру, которая есть ... физический труд этим личностям приносит радость. Неприятные события, расстроенные чувства могут привести этих людей ...

Поскольку как общие, так и специфические функции оказывают влияние на «поведение» системы в целом, в первую очередь рассмотрим закономерные связи, определяющие иерархичность построения системы физической культуры.

Ведущая роль в оптимизации физкультурно-оздоровительного процесса отводится проектированию различных физкультурно-оздоровительных систем на основе научно обоснованных и адекватных соотношений внешних и внутренних факторов развития человека.

В настоящее время появились новые направления оздоровительной физической культуры, дающие несомненный оздоровительный эффект. К ним можно причислить оздоровительную аэробику и ее разновидности: степ, слайд, джаз, аква- или гидроаэробику, танцевальную аэробику (фанк-аэробику, сити-джем, хип-хоп и др.), велоаэробику, аэробику с нагрузкой (небольшой штангой), акваджогинг, шейпинг, стретчинг и т.д.

Система физической культуры, безусловно, имеет национальные традиции, определяемые культурными, социальными, правовыми и экономическими и другими особенностями общества. Поэтому системой высшего (первого) уровня по отношению к анализируемому объекту является Белорусская общенациональная система физической культуры.

Общенациональная система физической культуры включает в себя спорт и базовую физическую культуру. Данное разделение обусловлено спецификой спорта как социального явления. Известно, что спорт охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические межчеловеческие отношения и нормы, складывающиеся на основе этой деятельности. Условия, необходимые для развития спорта, имеют ярко выраженную специфику. Например, только спорту присущи такие атрибуты, как: виды спорта, система спортивных соревнований, спортивное достижение, школа спорта, спортивная тренировка, спортивная форма, спортивный отбор и т.д. Таким образом, деление на подсистемы на втором уровне осуществляется по признаку различия целей и задач.

Базовая физическая культура включает в себя подсистемы (третий уровень), которые в известной степени формировали современную систему физической культуры: совершенствующую физическую культуру и пролонгирующую физическую культуру.

Во все времена занятия физическими упражнениями осуществлялись с целью формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств. На современном этапе развития данные задачи реализуются в рамках так называемой «совершенствующей физической культуры». В нашей стране предусмотрены обязательные занятия по физическому воспитанию в детских дошкольных заведениях, школах, средних и высших учебных заведениях. Таким образом, подрастающее поколение готовится к труду, формируются навыки здорового образа жизни на основе рациональной двигательной активности.

15 стр., 7018 слов

Психологическое здоровье — основа благополучия человека

... среда оказывает разностороннее влияние на человека его физическое, психическое и социальное здоровье. Человек постоянно находится в жизненной среде. ... этих функций и называют здоровьем. Таким образом, ситуация со здоровьем Россиян требует активизации оздоровительной работы на всех ... 0.0. Психологически здоровое общество и психологическая культура человека В этой связи психически здоровое общество это ...

Поддержание достигнутой физической формы, непосредственная реализация здорового образа жизни осуществляются уже при помощи пролонгирующей физической культуры. Она реализует одну из важнейших социальных функций физической культуры: сохранение здоровья людей на фоне развития у них инволюционных процессов.

Как видно, деление на подсистемы на этом уровне осуществляется по признаку различия объекта воздействия (детский, подростковый возраст — зрелый и последующие за ним возраста), а также направленностью педагогического воздействия (формирование фонда двигательных навыков, базовой физической подготовленности — совершенствование и расширение двигательных навыков, поддержание достигнутой формы).

Необходимо отметить, что занятия физическими упражнениями в любом возрасте должны иметь оздоровительную эффективность. Однако увеличение значения оздоровительных функций физической культуры происходит именно во взрослые периоды жизни человека. Не умаляя значимость физического воспитания в формировании здоровья детей, следует отметить, что начало трудовой деятельности, как правило, совпадает с «отрывом» человека от обязательных форм занятий физическими упражнениями, зачем следует закономерное развитие гипокинезии. Здесь очевидна роль учебных заведений в привитии специальных знаний, умений и навыков, необходимых для продолжения занятий физическими упражнениями в течение всей жизни.

Пролонгирующая физическая культура охватывает достаточно широкий и, очевидно, разнонаправленный спектр оздоровительных задач. Так, физические упражнения используются не только как средство профилактики, но и лечения, а также реабилитации после перенесенных заболеваний. По этой причине пролонгирующая физическая культура делится на подсистемы четвертого уровня: оздоровительную и оздоровительно-реабилитационную физическую культуру.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура и ее основной компонент — лечебная физическая культура, используется для более быстрого восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения последствий патологического процесса. Средства лечебной физической культуры имеют специфическую направленность, поскольку объектом воздействия является больной. В свою очередь оздоровительная физическая культура предназначена для практически здоровых людей. Таким образом, признаком деления подсистем на данном этапе служит различие по отношению к текущему состоянию человека.

12 стр., 5638 слов

Организация физкультурно-оздоровительной работы

... старших дошкольников 2.3 Роль воспитателя по физической культуре в физкультурно-оздоровительной работе Заключение Список литературы Приложения Введение Здоровье детей – богатство нации; этот тезис ... [32, с.22]. 2.3 Роль воспитателя по физической культуре в физкультурно- оздоровительной работе Физическое воспитание в дошкольном учреждении является действенным средством, способствующим разностороннему ...

Оздоровительная физическая культура призвана обеспечить наиболее благоприятный функциональный фон для жизнедеятельности человека. Окружающая среда, характер и содержание труда, так называемые издержки современной цивилизации (экология, психические стрессы, гипокинезия, нерациональное питание и др.) оказывают негативное влияние на здоровье и работоспособность человека. Использование средств оздоровительной физической культуры позволяет в значительной степени повысить резерв здоровья, тем самым снизить вероятность развития целого ряда заболеваний, обусловленных как образом жизни, так и негативными воздействиями среды. Поскольку оздоровительная функция присуща всем видам физической культуры, рассмотрим отличительные особенности именно оздоровительной физической культуры. Кроме оздоровительного эффекта физические упражнения оказывают тренирующее воздействие на человека (повышается умственная и физическая работоспособность), позволяют повысить уровень физических качеств, содействуют формированию и дальнейшему совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков (плавание, ходьба на лыжах и др.).

Оздоровительное, лечебное и тренирующее влияние физических упражнений на организм становится более эффективным, если они правильно сочетаются с закаливающими средствами в виде водных процедур, солнечных и воздушных ванн, а также массажа.

Таким образом, регулярное применение физических упражнений и закаливающих факторов повышает жизненный тонус организма занимающихся, его естественный иммунитет, улучшает функции вегетативных систем, работоспособность и предупреждает преждевременное старение.

Оздоровительный эффект физических упражнений наблюдается лишь только в тех случаях, когда они рационально сбалансированы по направленности, мощности и объему в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся. Занятия физическими упражнениями активизируют и совершенствуют обмен веществ, улучшают деятельность центральной нервной системы, обеспечивают адаптацию сердечнососудистой, дыхательной и других систем к условиям мышечной деятельности, ускоряют процесс вхождения в работу и функционирования систем кровообращения и дыхания, а также сокращают длительность функционального восстановления после сдвигов, вызванных физической нагрузкой.

11 стр., 5269 слов

Роль физкультурно-оздоровительных технологий в формировании антинаркотического мировоззрения среди детей и молодежи

... физкультурно-оздоровительной работы среди детей и молодежи средствами физкультурно-оздоровительными технологиями Оздоровительная физическая культура - метод, использующий средства физической культуры с профилактически-оздоровительной целью сохранения, укрепления здоровья ... озеро» - является организация летнего оздоровительного отдыха. Для того, чтобы летний отдых детей и подростков был насыщенным и ...

Необходимы поиски активных средств противодействия неблагоприятным условиям жизни и деятельности людей. К числу таких важнейших средств, несомненно, относится физическая культура, понимаемая по своему существу как вид культуры. Она решает проблему воспроизводства человека во всей совокупности его сил, свойств и способностей, сохранения и увеличения народонаселения, укрепления нации, национальной безопасности и обороноспособности страны. Она является одним из важнейших условий и факторов высокой производительности труда, увеличения объема и повышения качества производимых товаров и услуг.

Поэтому требуется воспитание у людей потребностей в постоянном физическом совершенствовании, осознанном, грамотном отношении ко всем видам двигательной деятельности и средствам укрепления физического и психического здоровья. Для реализации персональных оздоровительных программ по мере технологической необходимости персональным тренером привлекаются различные специалисты (специалисты по тестированию здоровья и качества жизни, оздоровительной физической культуре и массовому спорту, натуральному здоровому и спортивному питанию, традиционным и современным системам оздоровления, психологи и др..

Признаки оздоровительной физической культуры

Термин «оздоровительная физическая культура» — производный от обобщенного термина «физическая культура». Он уточняет содержание физической культуры, выделяя такие формы, средства и методы, которые обеспечивают укрепление и сохранение здоровья, формируют оптимальный фон для жизнедеятельности человека.

Так же, как и в физической культуре, в оздоровительной физической культуре можно выделить минимум три аспекта: деятельностный, предметно-ценностный и результативный. Рассмотрим специфические составляющие данных аспектов, имеющие непосредственное отношение только для физкультурно-оздоровительных занятий.

Значение оздоровительной физической культуры в современном обществе.

Как уже было указано выше, все виды физической культуры должны обеспечивать решение оздоровительных задач. Двигательная активность является одним из важных факторов поддержания в оптимальном функциональном состоянии органов и систем организма. Появление оздоровительной физической культуры как самостоятельного вида физической культуры обусловлено постоянно увеличивающейся потребностью человека в укреплении здоровья.

Исторические предпосылки возникновения всей системы физической культуры складывались под влиянием практических запросов общества, в полноценной физической подготовке подрастающих и взрослых поколений к труду. На современном этапе актуализируются преимущественно оздоровительные задачи. Изменение характера и содержания труда, ухудшение качества окружающей среды, распространение вредных привычек оказывают негативное влияние на здоровье широких слоев населения. Неблагоприятная динамика заболеваемости, особенно у детей и подростков, свидетельствует о низкой эффективности превентивных мер медицинской направленности и, очевидно, указывает на недостаточность оздоровительной действенности соответствующих специальных видов физической культуры.

Следует отметить, что поддержание здоровья человека является чрезвычайно сложной задачей. Оздоровительная физическая культура выполняет следующие функции, имеющие непосредственное отношение к проблеме формирования стабильного здоровья:

1. Образовательная функция — использование оздоровительной физической культуры в общей системе образования с целью формирования жизненно-важных двигательных умений и навыков, приобретение специальных знаний в области теории и методики физической культуры, необходимых для ведения здорового образа жизни.

2. Оздоровительная функция — использование средств оздоровительной физической культуры в системе мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья с учетом возраста, профессиональной деятельности, наличия заболеваний или расстройств здоровья и т.п.

3. Воспитательная функция — формирование качеств личности и черт характера, позволяющих сформировать оптимальный психологический климат в обществе, коллективе, семье, а также формирование потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

4. Рекреативная функция — использование средств оздоровительной физической культуры в обеспечении полноценного отдыха, восстановления физических и психических сил с учетом характера и специфики производственного утомления.

2. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в домах отдыха и пансионатах

оздоровительный физический спортивный пансионат

Дома отдыха и пансионаты относятся к категории здравниц оздоровительно-рекреативной направленности. Их деятельность курируют министерства и ведомства, к которым они принадлежат, профсоюзные или отдельный промышленные или сельскохозяйственные объединения, промышленные предприятия. Необходимость создания и развития таких учреждений отдыха трудящихся связана со снижением функциональных возможностей организма работающих. Поэтому задачей отдыха трудящихся является переключение организма на другой вид деятельности, который обеспечивал бы оздоровление трудящихся, поддержание физических, психических и интеллектуальных возможностей.

Для реализации функций, присущих такого рода здравницам, в план их социального развитая о учетом специфики местных условий включается разделы, предусматривающие следующие мероприятия:

— строительство и оборудование спортивной базы для занятий различными видами физических упражнений;

— приобретение спортивного инвентаря и оборудования;

— строительство и оборудование комплексов физио- и гидро- процедур;

— оборудование тропы «здоровья»; реконструкция пляжа;

— подготовка общественных физкультурных кадров и др.;

— привлечение отдыхающих к активным занятиям различными видами физических упражнений;

— организация физкультурно-оздоровительных групп среди отдыхающих. Исходя из плана социального развития дома отдыха, пансионата и др. составляется план физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий на год, на его основе — план физкультурно-спортивной работы на сезон или месяц.

Планирование физкультурно-спортивных мероприятий целесообразно осуществлять с учетом их специфики и местных условий. Примерный план таких мероприятий с разбивкой на год и по дням заезда может иметь следующие разделы:

— агитационно-пропагандистская работа: проведение лекций, циклов минутных радиобесед, занятий в кинолектории «Здоровье»

— оздоровительно-рекреативная работа: организация работы в каждом заезде для отдыхающих школы «Здоровье», занятий в группах здоровья, ОФП, СФП, уроки физической культуры для начинающих, уроки ритмической и атлетической гимнастики, проведение массовых соревнований среди отдыхающих (по лыжному спорту, волейболу, бадминтону, теннису, городкам, плаванию и др.), проведение спортивных праздников, посвященных знаменательным датам, дней и недель по различным видам спорта (день бегуна, пловца, неделя лыжника и т.д.).

При организации и проведении физкультурно-спортивных мероприятий должен учитываться принцип постепенного нарастания нагрузки за счет увеличения количества упражнений и временя их проведения. Наиболее удобными часами для тренировок и проведения соревнований считается время о 10.00 до 13.00 и о 16.00 до 18.30. Важное значение имеет хорошо продуманная разработка физкультурно-спортивных мероприятий на каждый 12-дневный заезд отдыхающих, отчего во многом зависит привлечение как можно большего числа участников к таким мероприятиям.

Организацией массовой физкультурно-спортивной работы в домах отдыха, пансионатах занимается инструктор физической культуры. В его обязанности входит:

— составление планов работы;

— разработка комплексов упражнений для утренней гимнастики;

— формирование (совместно о медицинскими работниками) из числа отдыхающих групп физкультурно-оздоровительной направленности и спортивных секций;

— организация всей физкультурно-спортивной работы среди отдыхающих;

— осуществление совместно о медицинскими работниками контроля за состоянием места занятий и соревнований, спортивного инвентаря и оборудования, его выдачей и хранением;

— организация совместно о культработниками агитации и пропаганды физической культуры среди отдыхающих;

— учет и отчетность по физкультурно-спортивной работе.

В учреждениях отдыха должен быть журнал физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы для ведения учета осуществленных мероприятий, занесения в него данных о спортивных сооружениях, оборудовании и инвентаре.

Инструктор по физической культуре отбирает из числа отдыхающих активных физкультурников и спортсменов, которые становятся помощниками при проведении физкультурно-спортивных мероприятий в качестве судей и тренеров команд.

Цели и задачи физкультурно-оздоровительных мероприятий — в данных учреждениях отдыха многообразны:

— привить отдыхающим практические навыки и теоретические знания по укреплению здоровья, улучшению физической подготовленности и физическому развитии;

— восстановление физических кондиций;

— приобщение отдыхающих к регулярным занятиям физическими упражнениями и подготовка их к последующим самостоятельным занятиям в домашних условиях.

Основным формами физкультурно-оздоровительных занятий в этих учреждениях являются:

— спортивные секции и группы «Здоровья».

Основными средствами:

— утренняя гимнастика,

— оздоровительная гимнастика (лечебная физкультура),

— ритмическая гимнастика,

— дозированная ходьба (терренкур),

— оздоровительный бег,

— упражнения на тропе «здоровье»,

— ближний туризм,

— дыхательная гимнастика,

— самомассаж,

— занятия различными видами спорта с оздоровительной направленностью,

— различные гимнастические упражнения о использованием тренажеров, оборудования и инвентаря,

— и другое, выбираемые в зависимости от физических возможностей занимающихся, их пола, возраста, профессиональной принадлежности, состояния здоровья и физкультурно-спортивных интересов.

Утренняя гимнастика является неотъемлемой частью режима дня в доме отдыха. Занятия утренней гимнастикой требуют ряда организационных мероприятий. Необходимо обеспечить явку отдыхающих на гимнастическую площадку в одно и то же время. Проводят гимнастику по группам. С первой и второй группой проводит гимнастику методист, а с третьей — врач или старший методист. Площадка для занятий должна иметь ровную поверхность, быть посыпана тонким слоем песка. Можно проводить гимнастику и на травяной площадке. На площадке должно быть расположено гимнастическое оборудование, вырыты ямы для прыжков в высоту и длину с разбега, которые засыпаются песком, смешанным с опилками. При проведении занятий утренней гимнастики объяснения методиста должны быть краткими, а показ упражнений предельно четким и ясным. Методист внимательно следит за выполнением упражнений, отмечая ошибки, за правильностью дыхания, за дисциплиной группы. Материалами упражнений утренней гимнастики служат: элементы строя, ходьба, бег, упражнения для верхних конечностей, нижних конечностей, туловища, прыжки. Продолжительность утренней гимнастики 15—20 мин.

Подвижные игры и развлечения пользуются большим успехом в домах отдыха. Игры и развлечения являются составной частью прогулок и экскурсий, они организуются на всех вечерах и праздниках. Для успешного проведения подвижных игр и развлечений необходимо иметь отдельную площадку, оборудованную известным количеством разных аттракционов. Излюбленными играми считаются кегли, крокет, русская лапта, волейбол, баскетбол, теннис, городки.

Кроме указанных основных мероприятий по физической культуре, в которые вовлекаются почти все отдыхающие в доме отдыха, для некоторых из них организуются еще дополнительные занятия по легкой атлетике: тренировка в беге на 100, 500 и 1000 м, в прыжках в высоту и длину с разбега, в метании гранаты. В тех домах отдыха, где имеются водные бассейны, отдыхающих, обучают плаванию и тренируют умеющих плавать, совершенствуя технику плавания, а также обучают гребле на байдарках и прогулочных лодках.

К числу наиболее популярных физкультурно-спортивных мероприятий соревновательного типа относятся спартакиада «Бодрость и здоровье», соревнования по отдельным видам спорта: шашкам, шахматам, городкам, лыжам, волейболу, бадминтону, настольному теннису, плаванию и др.; спортивные праздники, посвященные памятным датам или знаменательным дням.

Плавание — эффективное средство укрепления здоровья. Оно благотворно действует на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы, улучшает осанку, способствует закаливанию организма.

Группы занимающихся плаванием комплектуются по полу, возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности. Занятия носят оздоровительно-профилактический характер и включают обучение и совершенствование техники плавания. По уровню подготовленности занимающиеся делятся на две группы: не умеющие плавать (сюда относятся и плавающие слабо) и хорошо плавающие, но не владеющие спортивными способами (самоучки).

В основе всей оздоровительной работы в домах отдыха, пансионатах лежит оптимальный двигательный режим, предусматривающий во все сезоны года возможно более длительное пребывание отдыхающих на воздухе, аэрацию помещений, широкое использование солнца, воздуха, воды с целью закаливания организма, профилактику и лечение ультрафиолетовой недостаточности. В холодный период года — облучения в фотариях. Летом — принятие солнечных и воздушных ванн в аэросоляриях, на климатоплощадках и пляжах.

Преобладающей формой работы с отдыхающими здесь является школа «Здоровье». В ее план включаются, в зависимости от сезона года, практические и теоретические занятия по утренней гигиенической гимнастике, занятия в группах здоровья, пешие прогулки, дозированная ходьба, ближний туризм, обучение спортивным играм, плаванию, катанию на коньках, финских санях, ходьбе на лыжах, проведение спортивных соревнований и праздников. В школе «Здоровья» отдыхающие обучаются самоконтролю, правильному дыханию, самомассажу, правилам дозированной ходьбы, получают рекомендации для продолжения занятий физическими упражнениями самостоятельно в домашних условиях. При организации учебно-тренировочных занятий используется групповой метод в сочетании о индивидуальным. Занятия проводятся с учетом пола, возраста, состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся.

В зимний период в домах отдыха отдыхающие ходят на лыжах, катаются на коньках; организуются массовые лыжные прогулки.

Применение физической культуры в домах отдыха имеет свои особенности. К числу этих особенностей относятся разнообразие контингента отдыхающих как по состоянию здоровья, так и по возрасту и по запросам к организации отдыха, а также относительно небольшой срок пребывания отдыхающих.

Отдыхающие не должны ограничиться только утренней гимнастикой; их следует вовлекать во все спортивные мероприятия, проводимые в доме отдыха. В зависимости от обстановки и состава отдыхающие разбиваются на отдельные группы. Если образуется много групп, методист может выбрать себе помощников из числа отдыхающих, знающих физическую культуру.

Обязанности методиста физической культуры в доме отдыха.

В обязанности методиста по физической культуре входит организация и планирование всей физкультурной и спортивной работы в доме отдыха. Методист готовит отдыхающих к сдаче норм и принимает сдачу норм; проводит утреннюю гимнастику и контролирует посещаемость; организует и проводит учебно-спортивную работу, физкультурно-массовые мероприятия и различного рода соревнования, праздники и физкультурные выступления. Методист наблюдает за состоянием и содержанием спортивных площадок и других мест для занятий физической культурой, а также за состоянием спортивного оборудования и инвентаря. Принимает участие в планировании строительства, реконструкции и ремонта спортсооружений и составлении смет на физкультурную работу. Оказывает помощь медперсоналу при проведении занятий по лечебной физкультуре, солнечных и воздушных ванн, руководит техническим персоналом дома отдыха, обслуживающим физкультурные объекты работы: спортплощадки, лодочные станции и пр. Методист совместно с врачом разрабатывает программы всех физкультурных и спортивных мероприятий и составляет отчет о работе.

Методист составляет план работы примерно на двенадцать дней, т. е. на одну смену отдыхающих, планируя по дням физкультурные и спортивные мероприятия. При планировании учитываются праздничные дни, к которым приурочиваются выступления, соревнования, физкультурные праздники. С расчетом подготовки к этим мероприятиям планируется вся остальная работа, при этом не исключается учет повседневно проводимых массовых и учебно-спортивных мероприятий и в первую очередь подготовки к сдаче норм. План работы составляется ко дню приезда очередной смены отдыхающих и вывешивается на видном месте.

Планирование сочетается с постановкой учета. Весь учет подразделяется на количественный и качественный. Количественный фиксирует все проводимые мероприятия, а также, насколько эти мероприятия охватили отдыхающих. При качественном учете отмечается, сколько отдыхающих подготовилось и сдало нормы.

Деление отдыхающих на группы

При назначении отдыхающих на занятия физической культурой их по состоянию здоровья, возрасту, степени тренированности делят на четыре группы.

В первую группу входят мужчины от 18 до 25 лет и женщины от 17 до 25 лет, совершенно здоровые, с некоторой физической подготовкой, а также мужчины и женщины старше 25 лет, совершенно здоровые, систематически занимающиеся физической культурой и спортом.

Первая группа считается сильной группой. Занимающимся в этой группе разрешаются все виды упражнений в соответствии с возрастом, полом. С ними проводится подготовка к сдаче норм. Занимающиеся в первой группе могут принимать участие в соревнованиях по всем видам спорта, если для этого не существует особых противопоказаний и ограничений (возраст, лихорадочное состояние, кровотечение и пр.).

Во вторую группу входят совершенно здоровые лица до 25 лет, не имеющие физической подготовки, и лица до 25 лет, имеющие систематическую физическую подготовку, при наличии не резко выраженных дефектов здоровья, а также лица от 25 до 35 лет, совершенно здоровые с некоторой физической подготовкой, и лица до 18 лет (не моложе 16 лет), совершенно здоровые, имеющие физическую подготовку.

Вторая группа — средняя. Занимающимся, в этой группе разрешаются занятия всеми видами физических упражнений и отдельными видами спорта, при этом ограничиваются силовые упражнения, бег на скорость и большие дистанции, прыжки. Эта группа готовится и сдает нормы. Некоторые занимающиеся по разрешению врача допускаются к сдаче норм

В третью группу входят лица от 25 до 35 лет, совершенно здоровые, но без физической подготовки; лица от 25 до 35 лет, имеющие систематическую физическую подготовку при наличии некоторых дефектов здоровья не резко выраженного характера; лица от 35 до 50 лет, совершенно здоровые, с некоторой физической подготовкой; женщины с беременностью до 5 месяцев с нормальным течением беременности, имеющие некоторую физическую подготовку, при отсутствии субъективных жалоб; выздоравливающие после болезни или операции без осложнений, систематически занимающиеся физической культурой.

Третья группа — слабая. Занятия в этой группе проводятся с ограничением упражнений, требующих большой физической нагрузки, особенно бега, прыжков. Сдача норм запрещается временно или постоянно. Отдельные виды спорта, назначаемые только с разрешения врача, строго дозируются.

Четвертую группу составляют лица, совершенно освобожденные от физических упражнений, лица, которым назначены отдельные упражнения под особым наблюдением врача; лица старше 50 лет с субъективными жалобами или заболеваниями; лица ДО 50 лет и старше с заболеваниями, способными вызвать рецидивы (камни почек, желчного и мочевого пузыря и т. п.); женщины с особой наклонностью к кровотечениям; выздоравливающие после болезни и операций, недостаточно окрепшие; лица с резко выраженными субъективными жалобами при наличии хотя бы и незначительных объективных данных болезни; лица с органическими хроническими заболеваниями при отсутствии компенсации или субкомпенсации.

Вследствие того, что четвертая группа фактически не может принимать участия в занятиях по физической культуре, отдыхающих можно разбивать на три группы. Это дает возможность первую и вторую группы соединить вместе для утренней гимнастики, с третьей же группой, куда могут быть включены и некоторые из отдыхающих четвертой группы, все занятия должны проводиться врачом.

3. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа на турбазах

Туристские базы являются учреждениями физкультурно-оздоровительной и рекреативной направленности, работающие посезонно или круглогодично. Продолжительность отдыха в них — от 12 до 15 дней.

Основными направлениями работы на турбазе являются:

— организации туристских походов;

— организация соревновании по туристской технике и спортивному ориентированию;

— массовые физкультурно-рекреативные мероприятия;

— культурные мероприятия.

На турбазах туристские походы являются основным средством физкультурно-оздоровительной работы. Они могут быть как однодневными, так и многодневными, включая категорийные, с различными способами передвижения (водные, горные, велосипедные, спелеотуризм и др.).

Категорийные походы классифицируются от 1-й до 5-й категорий сложности в зависимости от длительности, сложности маршрута, характера местности. Чем выше категория сложности маршрута, тем более высокие требования предъявляются к физической, технической и тактической подготовке туристов. В течение всего периода отдыха на турбазе отдыхающие осваивают элементы туристской техники, приобретают навыки ориентирования на местности. Как итог освоения знаний и формирования навыков за смену проводятся соревнования, содержащие упражнения естественно-прикладного характера: преодоление естественных препятствий, плавание, гребля, езда на велосипеде, элементы техники туризма (подъем по склону — траверс — спуск; вязка узлов по заданию на время; наведение и преодоление переправ о помощью веревки, по бревну, по камням, по шестам; упражнение «маятник»; перенос пострадавших на импровизированных носилках и т.п.).

В программу соревнований могут включаться и элементы спортивного ориентирования: азимутный ход, прохождение дистанции по выбору или в заданном направлении. Может проводиться и комбинированная эстафета, включающая элементы туристской техники и спортивного ориентирования.

Массовые физкультурно-рекреативные мероприятия на турбазе могут включать праздники «Здоровья»; водный праздник «Нептуна», «Туристская тропа», «Всей семьей на старт» и др.; конкурсы спортивного танца, конкурсы «Чудо-руки», «Тянем-потянем», соревнования по армреслингу. Конкурс «Чудо-руки» предполагает проведение соревнований по сгибанию и разгибании рук в упоре лежа. Конкурс «Тянем-потянем» включает соревнования по перетягиванию каната между различными командами. Кроме этого проводятся соревнования по волейболу на призы «Лесного волейбола», «Пляжного волейбола» и др.

В программу проведения культурных мероприятий включаются конкурсы на лучшую туристскую песню, газету, бивуак, приготовление пищи и др. Могут включаться и такие мероприятия как проведение спортивного вечера, конкурсы на лучшую художественную самодеятельность между туристскими отрядами, семьями, вечера «Туристский костер», посвященный открытию и закрытию смены, конкурсы красоты и т.д.

В Республике Беларусь функционируют 14 турбаз, которые расположены, как правило, в самых живописных местах. На турбазах «Белое озеро», «Лесное озеро», «Браславские озера», «Озеро Нарочь» за основу взяты водные походы, на других турбазах популярны пешие, лыжные, велосипедные и другие походы. Все предлагаемые маршруты дифференцированы с учетом возраста, состояния здоровья отдыхающих, обеспечены соответствующими инструкторами, промаркированы, обустроены местами привалов и ночлегов, обеспечены необходимым туристским снаряжением, предусмотрены меры по технике безопасности. Особенность туристских маршрутов состоит в том, что все они проходят по живописным и историческим местам. Туристские походы организуются в соответствии с утвержденным порядке: обслуживания отдыхающих на турбазе, который предусматривает строгое выполнение правил организации походов, обязанностей участников и инструкторов, организации питания, ночлега, мер безопасности, гигиены и др. В отдельных случаях, для подготовленных туристов организуются более сложные многодневные маршруты. Для участия в различных по сложности походах турбаза может выдавать отдыхающим на прокат соответствующее индивидуальное туристское снаряжение.

Немаловажным в организации физкультурно-оздоровительной работы на турбазе следует считать обучение природоохранная, противопожарная действиям и мерам безопасности в лагере, на воде и в походах.

Особо следует отметить, что при проведении на турбазах всех названных физкультурно-оздоровительных и рекреативных мероприятий необходимо обеспечить постоянный медицинский контроль и регулярно проводить оперативное подведение итогов и награждение победителей, активных участников вышеназванных мероприятий.

Туристские учреждения уделяют большое внимание физкультурно-оздоровительной работе с отдыхающими на турбазах родителями и детьми.

Как известно, оздоровительное влияние физических упражнений на организм детей достигается при сочетании их с воздушными и солнечными ваннами, водными процедурами. Все это позволяет закалить организм, повысить его сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

При организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в туристских учреждениях предпочтение отдается в первую очередь таким занятиям, которые детям затруднительно проводить в течение учебного года, особенно в условиях города. Это туристские походы, ориентирование на местности, плавание, спортивные игры (волейбол, баскетбол, настольный теннис, бадминтон, городки и т. д.).

В настоящие спортивные праздники на большинстве туристских баз превращаются товарищеские встречи с соседними пионерлагерями и другими учреждениями отдыха. Готовясь к таким мероприятиям, на многих турбазах делают красочные плакаты, объявляют о предстоящих соревнованиях по местному радио.

В организации спортивных игр и праздников, соревновании, в проведении судейства участвуют не только воспитатель и инструкторы-методисты по туризму, но и многочисленный актив по различным видам спорта из числа наиболее подготовленных ребят, родителей.

Итоги спортивных соревнований подводятся в торжественной обстановке, чествуются победители, по местному радио им посвящается концерт.

В ненастную погоду, когда нельзя заниматься играми на воздухе, в туристских учреждениях практикуется проведение спортивных викторин.

Большую физкультурно-оздоровительную работу проводят инструкторы-методисты на турбазе «Толмачевская». Она расположена в густом сосновом лесу на берегу реки Луга Ленинградской области. Вокруг турбазы — песчаные холмы, поросшие сосняком и вереском, живописные дороги и тропы. День здесь начинается с утренней гимнастики, которая проводится в музыкальном сопровождении на открытом воздухе. Создана группа здоровья, для детей оборудована специальная площадка здоровья. Она располагается на значительной территории и оборудована десятью спортивными снарядами, предназначенными для развития координации, динамики и статики движений. Для спортивных соревнований используется и тропа здоровья.

Занятия в группе здоровья, как с взрослыми, так и с детьми проводятся по специально разработанной программе, а тренировками и соревнованиями руководит опытный физрук.

Спортивные мероприятия, которые на турбазе «Толмачевская» всегда носят массовый характер, проводятся совместным и раздельным методами.

Совместный метод, когда дети и родители выступают вместе, раздельный — когда вначале соревнуются дети, а родители выступают в роли судей и зрителей-болельщиков, а затем роли меняются.

Среди отдыхающих бывает много желающих выступить в соревнованиях по волейболу, бадминтону, настольному теннису, мини-футболу, гребле, плаванию, легкой атлетике. Турбаза «Толмачевская» предоставляет такую возможность каждому. Причем до состязаний с участниками проводятся учебные и тренировочные занятия.

Наиболее любимыми у туристов, и особенно у детей, являются соревнования, проводимые на большинстве туристских баз, под девизом «Папа, мама и я — туристская семья». Эти веселые, увлекательные соревнования в использовании туристских навыков проходят всегда как большой праздник, привлекают массу желающих и болельщиков.

Надо видеть, с какой радостью поднимается на пьедестал почета сын или дочь, а рядом стоят счастливые папа и мама. Победителей награждают сувенирами, надевают торжественные венки из душистых полевых цветов.

Физкультурно-оздоровительная работа проводится и на пляже. В отведенном для купания месте детей учат плавать, проводят игры и соревнования на воде.

В оздоровительном плане солнце, воздух и вода — основные факторы в борьбе с простудными заболеваниями. И если их правильно использовать, то они значительно усиливают положительное влияние физических упражнений на организм, способствуют закаливанию

Заключение

В заключении следует отметить важность для современного белорусского общества сферы сохранения здоровья населения. И, в частности, рекреационно-оздоровительных услуг, так как от этих услуг непосредственно зависит здоровье нации в настоящий момент, а также здоровье будущих поколений, от которого зависит всё дальнейшее социально-экономическое развитие страны. Кроме того, необходимо развивать область рекреационно-оздоровительных услуг и преодолевать отставание в этой сфере от стран запада, так как она приносит значительные доходы и является важной составляющей бюджета во многих странах.

В наши дни каждый взрослый, каждый школьник знает, что физические упражнения полезны для здоровья. Опыт приобщения миллионов людей к занятиям физкультурой и результаты научных исследований позволили сформулировать положение об «оздоровительной стоимости» тех или иных физкультурных занятий. В некоторых странах даже применяется «ценностная шкала», в которой виды двигательной активности расположены по их убывающему оздоровительному воздействию.

В моей курсовой работе, я полностью рассмотрела задачи, которые передо мной стояли.

Список использованных источников

1 Здоровье и физическая культура студента[Текст]: Учеб. Пособие. М.: Альфа-М, 2003. — 417

2 Дубровский В.И. Лечебная физическая культура [Текст]: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений. 2-е изд., стер. — М.: Владос, 2001. — 608 с.: ил.

3 Основы теории и методики физической культуры [Текст]: Учеб. для техн. физ. культ./ Выдрин В.М. [и др.]; Под ред. А.А. Гужаловского. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 352 с.: ил.

4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры[Текст]: Учеб. для ин-тов физ. культ. — М., 1991.

5 Евсеев Ю.И. Физическая культура[Текст]. Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. ? 384 с.

Размещено на