УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ И ДЕЛОВАЯ ЭТИКА

Этика бизнеса

 

Организационное поведение.

Функционально-ролевое поведение – та практическая сфера, где своеволие ограничивается нормами, поддерживающими принципы иерархичности и субординации, которые обеспечивают воспроизводство отношений управления.

Реализация управленческой роли возможна только при наличии определенных форм управленческого общения и предполагает управление собой как процесс совершенствования своих личностных качеств взаимодействующими субъектами. Последнее относится, прежде всего, к личности самого руководителя.

 

Воспитание исполнительности, формирование ценности «конструктивного» конформизма (подчинения) могут стать односторонними и даже бессмысленными вне понимания роли личности, ее «самочувствия» в коллективе. Это понимание основано на исследованиях гуманистической антропологии и социальной психологии, в особенности теории потребностей и мотиваций.

 

Э.Фромм указывает на важность потребностей индивида в уверенности, в системе ориентации и привязанности:

человек нуждается «в системе ориентации, позволяющей ему найти некоторый смысл в окружающем мире и обустроить его: у него есть душа и тело, нуждающиеся в эмоциональной привязанности к миру…».

 

Чувство уверенности и защищенности возникает у члена той группы, в которой удалось создать атмосферу нравственного и психологического комфорта и условия для развития человеческого потенциала.

Стремление к некоей «соотнесенности» (с народом, землей, группой), к преодолению обособленности обусловливает процесс самоидентификации (или «тождественности») индивида – основы целостности личности.

Гуманистический идеал межличностных отношений – такая «счастливая» включенность в систему ролевых отношений в группе, при которой узы солидарности, основанные на функциональной и эмоциональной взаимозависимости, не омрачены (интеллектуально и чувственно) ограничением свободы.

 

Подобное «идеальное» сообщество, таким образом, способно «удовлетворять две потребности человека: быть тесно связанным и в то же время свободным, быть частью целого и быть независимым» (Э.Фромм).

 

Тенденция толкать человека к пассивности, лишая его возможности участия в принятии решения, патогенна; она отвращает работника от «любви к ответственности» (как говорят немцы) и свойственна отчужденно-бюрократическому подходу в управлении и планировании.

2 стр., 534 слов

Практическое занятие № 2. Личность студента в образовательном процессе

Методические указания для обучающихся По дисциплине Педагогика и психология высшей школы   Литература для самостоятельного изучения   1. Барвинский А.А. Курс лекций по психологии и педагогике. Раздел «Психология и педагогика высшей школы» : учебное пособие / А. А. Барвинский. – Сумы : Сумский государственный университет, 2015. – 110с. [Электронный ресурс]. депозитарий СумГУ, URL: ...

 

Общая цель (в том числе и нравственная) гуманизированного управления – оформление организационных структур таким образом, чтобы они стимулировали развитие человека и содействовали его жизнеутверждению, активизировали индивида, что, в свою очередь, повышало бы эффективность групповых взаимодействий.

 

Действия людей в сфере управления, бизнеса,

которая является неотъемлемой частью общества,

подчинены правилам морали, так как базируются

на взаимных обязательствах и ожиданиях.

 

Нравственность же отдельных лиц не следует отделять от моральных принципов деятельности предприятий и управленческой практики.

 

Суть этики управления не в том, чтобы насаждать моральные нормы или изменять чьи-то нравственные убеждения, а в том, чтобы полагаться на них и поддерживать их.

 

Если люди сталкиваются с необходимостью жертвовать своей работой, собственной безопасностью, чтобы выполнять свой нравственный долг, то практикуемые методы управления и сами организационные структуры безнравственны и их следует изменить.

 

Теоретически структуры, не способствующие соблюдению нравственных принципов, являются малопродуктивными и нестабильными.

Но сама практика социального развития, особенно в сложный переходный (или кризисный) период, сдерживает этический оптимизм, прогнозирующий нежизнеспособность таких структур, и вынуждает искать способы осуществления внешнего этического контроля за деятельностью организаций.

Субъектами этической критики отдельных социальных и организационных структур (возможной только в условиях гласности) могут выступать правозащитные группы, сторонники защиты окружающей среды, те, кто занимается правами потребителей и собственно проблемами деловой этики.

 

Профессиональная этика.

Обоснования морали в этических теориях

Механизм повышения отдачи, результативности управленческих усилий основан на признании неформального авторитета управляющего, в том числе его морального лидерства.

10 стр., 4772 слов

Этика управления в индустрии гостеприимства

... практической деятельности, основанных на моральном выборе решений и поступков. Принципы этики управления обязывают менеджера соблюдать общечеловеческие нормы поведения, культурные традиции, а ... на регулирование человеческих взаимоотношений, выживание и развитие социума. Этика управления — это: ● культура управления людьми в организации, обеспечивающая возможность достижения корпоративных целей, на ...

 

За руководителем, которого уважают, принимают за образец, любят, наконец, люди идут легко и охотно (часто и неосознанно).

Оказывать подобное влияние на людей может лишь тот лидер, который сам высоко их ценит, а значит, способен действительно стимулировать и двигать вперед своих последователей.

На управляющем лежит ответственность за собственное нравственное развитие, подкрепленное знаниями этических концепций.

 

В основе управленческой этики лежит требование уважения к реальному человеку, его достоинству и правам. Вряд ли можно предположить существование специфических категорий этики менеджмента, – все они заимствованы из общей теории морали.

 

Мораль рассматривается социальной философией как один из основных способов неформальной регуляции деятельности и поведения людей во всех областях общественной жизни.

Это система принципов, правил, оценок поведения людей и социальных явлений, признанных и разделяемых членами культурной общности. В таком понимании мораль воплощается в моделях суждений о добре и зле, справедливости и порядке.

 

Моральные чувства и представления выражаются в разнообразных действиях, в которых проявляется отношение человека к другим людям, самому себе, обществу в целом.

Нравственные нормы и ценности передаются в рамках культурной традиции от поколения к поколению и имеют в какой-то степени объективный статус. Индивид в этом смысле не создает собственных правил, он может их выбирать, в определенной степени усваивать или не принимать их. Правильность моральной позиции часто принимается без рациональных аргументов, на интуитивном уровне.

Этика – область теоретического знания, предметом которого является мораль.

В ней рассматриваются те или иные аргументы в пользу определенной нравственной позиции, приводятся обоснования (доказательства) ценностного суждения.

Субъектами теоретического морального сознания являются представители профессий, связанных с воспитанием и обучением, с трансляцией культурного и идейного наследия (философы, священнослужители, учителя, писатели).

6 стр., 2936 слов

Роль темперамента и поведения в профессиональной деятельности и управленческом общении

Введение Актуальность данной работы заключается в том, что руководителям и подчиненным в своей работе приходится ежедневно работать друг с другом и при этом каждый обладает своими психологическими особенностями. Для достижения наибольшей эффективности работы с людьми, и, вследствие, организации в целом, важно знать и учитывать особенности деятельности, общения и взаимоотношений, в соответствии с ...

 

Профессиональная этика (или функционально-ролевая)

относится к подразумеваемому набору норм или кодексу поведения, которым руководствуются принимающие решение в своих профессиональных ролях.

Она должна оказывать полезное влияние при разрешении возникающих этически спорных вопросов в профессиональной сфере.

Профессиональная этика сосредоточена на дилеммах, противоречиях между универсальной этикой и функционально-дифференцированными нормами.

 

Принципы персональной этики

основаны на так называемых общечеловеческих ценностях, проявляющихся во всех мировых религиях, – любви и сострадании, выражающихся как «беспокойство за благополучие других»

и отражающих общие ожидания каждого человека.

 

Они включают:

· беспокойство за благополучие других людей;

· уважение права других быть самостоятельными;

· честность;

· справедливость (в том числе отказ от несправедливого преимущества перед другими);

· добровольное подчинение закону (кроме гражданского неповиновения);

· возможность приносить пользу (благотворительность и милосердие);

· предупреждение вредных последствий.

 

 

Принципы профессиональной этики

характеризуют бремя дополнительной этической ответственности в рабочих, деловых отношениях.

 

К ним можно отнести:

 

· беспристрастность, объективность;

· должное старание (обязанность заботы);

· прямоту;

· точное исполнение обязанностей, дисциплина;

· конфиденциальность;

· терпимость (избегание неконструктивных конфликтов).

 

Для руководителей высокого уровня, имеющих возможность влияния на общество, дополнительные обязательства включают в себя определенные глобальные принципы:

— социальной ответственности;

— заботы о сохранности окружающей среды;

12 стр., 5709 слов

Этика общения в профессиональном коллективе

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ Кафедра педагогики, психологии и переводоведенья Психология делового общения для бакалавров заочной формы обучения На тему: Этика общения в профессиональном коллективе Студентка группы 8731/4-3 Правдиной Лилии Юрьевны Санкт-Петербург 2016 Введение ...

— взаимозависимости и ответственности за

целостность;

— уважения культурного наследия.

 

 

Сообщества тех профессионалов, специальная деятельность которых непосредственно влияет на судьбы и саму жизнь людей, оказываются перед необходимостью разработки собственных этических кодексов.

 

В связи с нарастанием процессов модернизации, глобализации, либерализации, институциализации менеджмента появляется потребность кодификации организационных культур.

 

 

Функции кодексов

Этические (по сути – поведенческие) кодексы служат средством закрепления, формализации специфики данной субкультуры, а именно:

 

— закреплять особый социальный статус или авторитет

сообщества/организации;

— способствовать процессам групповой идентификации, а

также самоидентификации индивида

— содействовать ускоренной адаптации к условиям и

вживания в архетипы;

— обеспечивать продуктивное взаимодействие в его

оптимальных формах;

— систематизировать и объяснять историко-научные

сведения, характеризующие специфику

профессиональной деятельности (управление знаниями);

фиксировать способы жизненно-практического

усвоения новаций, творческих достижений (когнитивная

социализация);

— защищать социальный порядок, устои в условиях

нестабильности, угрозы аномии;

а следовательно, выполнять функцию сохранения устойчивости развития, преемственности, т.е. — скорее консервативную.

 

В системе организационной культуры этико-поведенческие кодексы закрепляют ценностно-нормативный минимум; прямо указывают на социализирующую функцию организационных отношений; служат формализованным инструментом разрешения конфликтов.

При формировании этических кодексов следует учитывать, что слишком жесткая регламентация поведения приучает служащих во всем опираться на правила (автоматизм выполнения предписаний, отказ от морального выбора), сковывает инициативу, ослабляет волю.

4 стр., 1860 слов

Семинарское занятие на тему «Этика служебных отношений в системе

Семинарское занятие на тему «Этика служебных отношений в системе «педагог-ученик», «педагог-педагог» «Уважение и унижение ребенка – в чем они проявляются?» С детства мы привыкли слышать фразу «старших нужно уважать». Нас учили, как вести себя в общественном транспорте, когда рядом пожилой человек, как разговаривать со старшими, как реагировать на замечания умудренных жизнью людей. Везде ...

 

 

Концепции обоснования морали

Управленческая этика включается в процедуру принятия решения в профессиональной сфере на социокультурных, моральных основаниях.

Управляющие должны быть знакомы с положениями наиболее авторитетных концепций теоретической этики: представлениями о должном, способами обоснования моральных идеалов.

В них менеджер сможет найти поддержку собственным нравственным принципам, различные способы аргументации для решения проблем морального характера.

 

Эвдемонистическая этика.

Основана Аристотелем, который доказывал, что добродетельное поведение – это путь к блаженству — «эвдемонии, счастью.

Добродетель по Аристотелю – это некая середина между крайностями в проявлении чувств (например, мужество – середина между трусостью и безумной отвагой, щедрость – середина между скупостью и расточительством, мотовством), т.е. это социальноприемлемый выбор разума, разбуженного неким чувством.

Блаженство – достижение всей полноты жизни, реализация предоставленных природой и обществом возможностей.

Эвдемонистическая этика часто применяется

— для обоснования необходимости добродетелей в бизнесе и управлении,

— развития представлений о деловой сфере как области реализации способностей, в том числе и нравственных.

 

Если человек хочет добиться счастья и развиваться как полноценное существо, то он должен разумно реализовывать свои устремления, а также практиковать значимые нормы прежде всего у себя на работе.

Аристотель подчеркивал общественную природу добродетелей. Корпоративная культура, как и общество в целом, содействует людям в их стремлении развивать свои лучшие качества.

 

Утилитаризм.

Основателем теории традиционного утилитаризма считается И.Бентам, который считал, что действие является правомерным с этической точки зрения только в том случае, если полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо действия первого.

12 стр., 5838 слов

Психологические проявления лжи в общение людей

... гимназия-лаборатория» Реферат Психологические проявления лжи в общение людей Выполнила: ученица 9 класса «Б» ... не утаивают каких-либо слов или действий ради создания благоприятного впечатления» (Экман ... личности ребенок становится "трудным". Как правило, подросткам присущи предельная неустойчивость настроения, ... действительности (подробное обоснование этой точки зрения см. в (Знаков В.В., 1999). ...

Иначе говоря, какое-либо действие правильно, если оно приносит или имеет тенденцию приносить наибольшее добро (пользу) для наибольшего числа людей.

Подобный «количественный» подход часто встречает возражения: «Принцип «меньшего зла» – это принцип отчаяния. Чаще всего он отодвигает время победы большего зла. Рискнуть поступить правильно и человечно, поверить в силу человечности и истины куда более реалистично, чем то, что предлагает так называемый реализм оппортунизма» (Э. Фромм).

«Голос человечности» часто заглушается стереотипами сознания, ксенофобией, абсолютизацией альтернатив «или – или». Увидеть же новые возможности, варианты поможет масштабное, творческое мышление, стойкость гуманистической ориентации.

Эвдемонистический утилитаризм полагает, что истинную ценность составляют не просто удовольствия или польза, а счастье.

Сторонники этой теории предлагают такое обоснование пути выбора в пользу добра: нужно прививать вкус к благополучию и совершенствовать его, поступая хорошо и правильно.

Но столь легкое и приятное обоснование должно сопровождаться уточнением понятия «вкуса к благополучию» в гуманистическом ключе: как чувства повышенной жизнестойкости, в котором можно черпать силы и самотождественность.

 

Деонтологический подход (или деонтическая этика)

отвергает утверждение утилитаристов о том, что нравственность действия зависит от его последствий. (Деонтология – учение о долге или должном.)

 

Долг человека в том, чтобы поступать согласно логике нравственного закона, основанного на универсальности и всеобщности разума, не сообразуясь с расчетом, выгодой.

И.Кант утверждал, что всеобщность следования моральным правилам заложена в самой структуре человеческой рациональности.

Знаменитая формулировка «категорического императива» Канта звучит так: «…поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

Кант заставляет думать о моральных правилах с точки зрения влияния индивидуального действия на целое.

В то же время практический разум для него – потенциально общий знаменатель для построения универсальной этики.

 

С точки зрения управления, полезно помнить и о другой формулировке категорического императива:

«поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда – только как к средству».

Кантовская декларация ценности человеческой автономии стала большим вкладом в развитие демократии и концепции прав человека.

 

 

Этика справедливости.

Американский ученый Д.Роулз сформулировал свое понимание справедливости, основанное на следующих принципах:

1) Каждый человек имеет равное право на наиболее широкие свободы, совместимые с аналогичными свободами других людей;

2) Неравенство по социально-экономическим параметрам должно быть таким, чтобы:

а) обеспечивался максимум прибыли для наименее привилегированных лиц,

б) учреждения и должностные лица, являющиеся носителями власти, были бы доступны в равной мере для каждого.

 

Выбор оснований для этической аргументации, как правило, связан с основной целью и функцией конкретной управленческой практики.

В том случае, если организация функционирует как социотехническая система, занятая в сфере общественной интеграции (основные функции: социальное управление, социальный контроль), то есть «работающая на целое»,

менеджеры для определения ее миссии, формулирования социокультурной, психологической, нравственной мотивации сотрудников, управления конфликтами, должны обратиться, прежде всего, к теории справедливости, к положениям и выводам деонтических концепций, к гуманистической этике.

 

В организациях, функционирующих в сфере социализации, социального обеспечения и социальной поддержки (основные функции: воспитательные, информационные, здравоохранения и т.п.), то есть работающих на «каждого и целое»,

внимание управляющих естественным образом обращено к деонтическим концепциям, этике милосердия, альтруизма, неонатуралистическим аргументам в этике.

При определенных условиях здесь возможно обращение к религиозной этике.

 

В социотехнических системах, которые нацелены на удовлетворение материальных и духовных потребностей «каждого», на получение прибыли и экономический рост (организации производящие, торговые, обслуживающие),

менеджеры закономерным образом должны ориентироваться на основания и аргументы эвдемонистических, утилитаристских концепций, этику самосовершенствования.

 

Лидер, заряженный высокой мотивацией достижения, своей значимой интегративной функцией, находит опору в этике самосовершенствования, гуманистическом идеале, современных концепциях «разумного эгоизма», окрашенных в большей степени эвдемонистически.

 

Моральные проблемы деловой жизни настолько сложны и многообразны, что решать их исходя из одного какого-либо подхода или определенной этической системы трудно.

 

В целом знакомство (даже поверхностное) с ведущими этическими теориями подтверждает вывод о том, что принимаемое в управлении решение имеет нравственное измерение:

либо поддерживает человеческое достоинство и расширяет диапазон свободы личности,

либо унижает человека, делая его объектом манипуляций.

Управление, таким образом, выполняет цивилизационную функцию и ответственно за моральное состояние общества.

 

 

Деловое общение. Имидж руководителя

 

Умение строить отношения с людьми, найти подход к ним, расположить к себе составляет основу жизненного и профессионального успеха.

Общение с людьми, деловые коммуникации (это – искусство и наука, где важны и природные способности, и образование) составляют важнейший компонент управленческой деятельности.

Соблюдение принципов и правил делового общения не только оптимизируют рабочие отношения, но и делают организационную культуру подлинно мотивирующей.

 

Принцип эффективности делового общения является характеристикой таких коммуникаций, которые обеспечивают продвижение в решении проблем с использованием наиболее оптимальных средств в результате или в процессе достижения взаимопонимания между партнерами.

 

 

Взаимопониманиепредполагает как минимум постижение точек зрения партнера.

Несмотря на банальность подобного положения, практика социально-психологических тренингов постоянно выявляет распространенные коммуникативные ошибки:

· неальтернативность мышления, доходящая до того, что одно только осознание различий точек зрения на способ решения проблемы вызывает неподдельное удивление;

· неумение осознать мотивы собственного поведения, в частности дать себе отчет о наличии некоторых доминирующих эго-потребностей (например, желание нравиться всем без разбора).

 

Взаимопонимание достигается с помощью умения слушать и умения аргументировать.

 

Умение аргументировать, убеждать требует соблюдения нескольких общих правил:

· правила общности языка мышления (говорить на языке основных информационных и репрезентативных систем партнера, использовать доводы, которые обе стороны понимают одинаково);

· правила минимизации аргументов (человеческое восприятие ограничено, лучше уменьшить число аргументов до трех-четырех, но не более семи);

· правила объективности и доказательности (не путать факты и мнения);

· правила встраивания (эффективнее встраивать свои аргументы в логику партнера, а не излагать их параллельно, тем более не ломать логику оппонента);

· демонстрации равенства и уважения к оппоненту (не сомневаться в его способности к адекватному суждению по рассматриваемому вопросу);

· правила авторитета (эффект будет иметь ссылка на источник, также авторитетный у оппонента);

· правило постепенности (лучше идти постепенными, но последовательными шагами, чем стремиться быстро переубедить оппонента);

· закона обратной связи (реакция в форме описаний состояния оппонента и собственного эмоционального состояния; необходимо принимать на себя ответственность за недоразумения и непонимание);

· правила этичности (не допускать агрессии, обмана, высокомерия, манипуляции в процессе аргументации).

 

Среди правил эффективного общения можно выделить три группы различных средств регуляции коммуникативного поведения.

 

1. Правила этикета.

Этикет – это система норм, регулирующих внешнюю, формальную сторону общения (конкретных его сторон), которые облегчают и облагораживают любую форму общения.

Они определяют порядок обращения и представления (младшего к старшему, мужчины к женщине, хозяев к гостям), способ именования, формы пространственной соотнесенности людей и многое другое.

Выполнение правила этикета обязательно в деловом общении. Их полное или частичное игнорирование отстраняет человека от участия в процессе эффективного общения.

Нормы вежливости отличаются большей общезначимостью и разнообразием, в их основе лежит дружелюбие, уважение к людям и взаимная предупредительность.

Правила вежливости характеризуются утилитарностью (сообразностью с практической пользой), так как в их предписаниях закодированы наиболее оптимальные формы поведения в определенных ситуациях.

Ценность вежливости возрастает по мере того, как вырабатывается автоматизм привычки поступать правильно и достойно, не задумываясь об этом. Вежливость без нравственного основания, содержания – формальна, она может принимать вид лицемерия или манерности. В то же время глубокое внутреннее содержание личности должно обретать достойную форму выражения (уверенные и естественные манеры, тактичность, деликатность).

 

2. Правила согласования коммуникативного взаимодействия.

Если правила этикета определяют степень «полноценности» участников коммуникаций, то правила согласования задают тип коммуникации (деловая, светская, дружеская, ритуальная и т.д.).

Разные типы общения имеют свои кодексы, или правила.

 

Деловое партнерское общение происходит в рамках правил, конкретизирующих принцип кооперативности:

· правило необходимости и достаточности информации («Говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»);

· правило качества информации («Старайся, чтобы твои высказывания соответствовали истине»);

· правила соответствия («Не отклоняйся от темы!»);

· правила стиля («Выражайся ясно!»).

 

Светскоеобщение реализуется в правилах

— такта: («Соблюдай интересы других»);

— великодушия («Не затрудняй других»);

— одобрения («Не порицай других»);

— скромности («Не принимай похвалу»);

— согласия («Избегай возражений»);

— симпатии («Высказывай доброжелательность»).

В деловых коммуникациях эти правила используются для поддержания комфортной атмосферы взаимодействий.

 

 

3. Правила самоподачи.

Их выполнение не санкционируется ожиданиями окружающих, они – «внутреннего» происхождения.

Речь идет об индивидуальном имидже, способах раскрытия собственного обаяния. Для одних приоритетом в самоподаче является презентабельный вид (внешность и одежда), для других – легкий и искрометный юмор, для третьих – ораторское мастерство.

Но для любого руководителя важнейшим аспектом самоподачи является уверенность и достоинство.

 

Уверенность – это спокойное, зрелое самоуважение и уважение людей. Ее не следует путать с напором или агрессивностью.

 

Психологи дают следующие рецепты уверенного поведения.

1. Говори о своих чувствах, мыслях и правах предельно просто. Например: «Я хотел бы сейчас уйти» или «Вы мне очень нравитесь».

2. Всегда учитывай чувства и позицию другого человека. Например, «Я знаю, ты хочешь, чтобы мы пошли вместе, но на этот раз я пойду один».

3. Постепенно переходи от минимальных к категорическим утверждениям. Например: «Мне кажется, что он не прав…По-моему, он не прав потому, что…Он не прав, во-вторых, потому, что …».

4. В ситуации конфронтации всегда оставляй шанс другому человеку для того, чтобы он сделал желаемое тобой.

5. Если необходимо отрицательно оценить поведение или поступок

другого человека, выразить свои чувства по этому поводу, делай это четко и ясно, чтобы он понял, чего ты хочешь.

6. Если нужно убедить или переубедить кого-либо, сделай это своевременно и тактично.

7. Поручение лучше воспринимается в форме просьбы, а не приказа.

8. Отдавай распоряжения спокойным, доброжелательным и твердым тоном.

 

Преодолеть неуверенность поможет твердое знание своих прав.

Необходимо помнить, что каждый имеет право:

— быть независимым;

— быть выслушанным и принятым всерьез;

— действовать в стиле уверенного в себе человека;

— отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистичным;

— просить то, чего хочет;

— делать ошибки и быть ответственным за них;

— не быть напористым, не напоминать, не настаивать на своем и не иметь дела с теми, кто желает сделать его такими.

 

Специалисты-психологи выделяют следующие «заповеди» мудрого и эффективного общения.

1. Вначале «полюби» человека, сделай его своим другом и обращайся к лучшей стороне его личности («позитивное отношение»).

2. Встань на его место, и только оттуда ты увидишь, что надо делать («вы-подход»).

3. Веди себя так, чтобы не обмануть человеческие ожидания («трансакция»).

4. Управляй своими и чужими эмоциями, не давай им разгуляться («чувства»).

5. Разделяй людей и проблемы, которые решай конструктивно («проблемы – люди»).

6. Уходи от позиционной войны в область общих интересов. Ищи единство в интересах, а не различия. Ищи способы удовлетворения обоюдных интересов («интересы»).

7. Принимай ответственность за все происходящее на себя («ловушка ответственности»).

8. Ищи не одну, а много альтернатив. Чем их больше, тем выше вероятность качественного разрешения конфликта и противоречий («множественность вариантов»).

9. Улавливай «язык» тела партнера, подстраивайся под него, отражая его состояние («невербальные коммуникации»).

10. В начале любого общения точно определи, в какую гавань ты плывешь, говори о своих целях как о желаемом результате. И говори на языке конкретных представлений («результат»).

11. Будь терпим к людям и противоречиям жизни. Сам излагай свои минусы и плюсы. Помни, что нет абсолютно хороших или абсолютно плохих решений. Противоречие – это норма жизни. («терпимость»).

 

Имидж руководителя

– это некий образ, который его «я» представляет миру, своего рода самопрезентация.

 

Понятие имиджа включает в себя не только естественные, но и специально сформированные качества личности.

Кроме того, оно свидетельствует не только о внешних чертах человека, но и о его внутреннем мире.

Для создания благоприятного личного имиджа нужно хотеть и уметь наилучшим образом выразить свои сильные личностные качества (преодолевая слабые).

 

 

Приоритетные качества, которые следует представлять и развивать, можно отнести к трем группам.

 

Первая группа представляет набор природных дарований, которые тем не менее можно развивать и культивировать:

1) Коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми),

2) эмпатия (способность к сопереживанию),

3) Рефлексивность (способность понять другого человека),

4) Красноречивость (способность воздействовать словом).

 

Вторая группа – те характеристики личности, которые являются результатом ее образования и воспитания:

1) Нравственные качества,

2) Психическая устойчивость и способность к межличностному общению,

3) Эстетические ценности.

 

Людей привлекает нравственно надежный руководитель, обладающий широким спектром гуманитарных знаний.

Благодаря развитой духовной культуре человек приобретает возможность наиболее оптимально, с эмоциональных и рациональных позиций, воспринимать и оценивать разнообразную информацию.

 

Третья группа качеств связана с жизненным и профессиональным опытом личности. Особенно ценно, когда этот опыт позволяет руководителю обострить свою интуицию.

 

 

Важное значение имеет правило самокритичной оценки. Необходимо соотносить собственные возможности с использованием конкретной модели поведения; любое копирование чужого стиля опасно.

 

Следует ясно представлять, что вы хотите сказать окружающим о себе своим внешним видом, манерами, и какую реакцию получить в ответ.

Формирование имиджа должно преследовать обозначенную жизненную цель и предполагаемый успех.

 

Особенно актуально понимание (и позиционирование) проблемы имиджа руководителя как образца, который задает основные параметры организационной культуры.