изучить проблему личности в управлении.Влияние психологических особенностей личности руководителя на эффективность управления

Содержание

Введение 3

1 Теоретический анализ проблемы личности в управлении 5

1.1 Понятия управления и руководства 5

1.2 Понятие личности в психологии и проблема психологических особенностей личности руководителя 9

1.3 Влияние психологических особенностей личности руководителя на эффективность управления 15

2 Эмпирическое исследование проблемы личности в управлении 19

2.1 Организация и методы исследования 19

2.2. Результаты исследования 23

Заключение 29

Литература 31

Приложения 34

Приложение А 34

Приложение Б 37

Приложение В 39

ПРиложение Г 41

Введение

Актуальность исследования. Изменение социально-экономической ситуации потребовало существенной перестройки стратегии, тактики и психологии управления. Расширился спектр управленческих проблем, в котором особую актуальность и значимость приобретают аспекты эффективного управления коллективом. Управлять персоналом, значит уметь воздействовать на условия его жизнедеятельности, стимулировать творческую активность, обеспечивать реализацию интеллектуальных сил каждого сотрудника.

Наряду с принятым в обществе подходом к руководству каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои функции в свойственном лишь ему стиле управления подчиненными, во многом определяющем успех конкретной организации и динамику ее развития. Согласно мнению современных исследователей, весомая часть влияния руководителя на подчиненных зависит от его неформального авторитета и компетентности управленца. Компетентность управленца не является величиной постоянной, она требует непрерывных усилий, обучения, накопления опыта, работы мысли. Авторитет управленца определяется его личностными качествами.

Поэтому проблема влияния психологических особенностей личности руководителя на психологические особенности возглавляемого им коллектива приобретает особую значимость. При этом необходимо отметить, что имеется недостаточное количество эмпирических исследований, показывающих характер влияния личностных особенностей руководителя на эффективность возглавляемого им коллектива и успешность выполнения сотрудниками коллектива совместной деятельности (Л. Братченко, 1997; Е.Л. Доценко, 2003; В.В. Знаков, 2000, 2001, 2002; Л.И. Рюмшина, 2000, 2001, 2003, 2004; Е.В. Сидоренко, 2002 и др.).

20 стр., 9876 слов

Социально–психологические особенности личности руководителей высшего звена

... формирующиеся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя»[5, с. 169]. Из приведенных точек зрения ... СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ 2.1 Методики исследования 2.2 Анализ полученных результатов. Формулировка выводов ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОТЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ ...

Таким образом, исследование проблемы личности в управлении является актуальным. Это определило выбор темы настоящего исследования: «Личность в управлении».

Цель исследования – изучить проблему личности в управлении.

Объект исследования: психологические особенности управления.

Предмет исследования: влияние особенностей личности руководите-ля на эффективность его управления коллективом.

Гипотеза исследования: особенности личности руководителя оказывают влияние на эффективность его управления коллективом.

В соответствии с целью были определены задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ современных отечественных и зарубежных литературных источников по проблеме управления и руководства.

2. Раскрыть понятие личности в психологии и изучить проблему пси-хологических особенностей личности руководителя.

3. Изучить проблему влияния психологических особенностей личности руководителя на эффективность управления.

4. Спроектировать и осуществить эмпирическое исследование, направленное на изучение влияния особенностей личности руководителя на эффективность его управления коллективом.

5. Провести анализ результатов проведенного эмпирического исследования анализ проблемы особенностей самоотношения и ценностных ориентаций подростков, занимающихся самбоПонятие самоотношения и особенности самоотно">проблемы влияния особенностей личности руководителя на эффективность его управления коллективом с применением методов математико-статистического анализа, оформить заключение по проделанной работе.

Методы и методики исследования: Для реализации поставленных в исследовании задач были использованы методы теоретического исследования (изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования); эмпирические методы (психодиагностические методики: «Эффективность руководства», «Методика диагностики межличностных отношений» Т. Лири, «Личный профиль власти», «Шкала макиавеллизма личности») и методы математико-статистического анализа данных (корреляционный анализ Спирмена).

2 стр., 977 слов

«Выявление стилевых особенностей управления руководителя».

... исследования, направленного на выявление стилевых особенностей управления руководителя. На II этапе осуществлялись: - психодиагностическое исследование, направленное на выявление стилевых особенностей управления руководителя ... и уровня его эффективности [5, С. 49]. Текст Опросника представлен ... 3. Бабенко, О. А. Профессионально важные качества личности руководителя [текст] / О.А. Бабенко. – М. : ...

База исследования: ЗАО «Промснаб» (г. Челябинск).

Испытуемые: 30 менеджеров (руководителей среднего звена) отдела снабжения в возрасте от 29 до 55 лет, в т.ч. 17 мужчин и 13 женщин.

1 Теоретический анализ проблемы личности в управлении

1.1 Понятия управления и руководства

Понятие «управление» относится к междисциплинарным и является предметом научного внимания исследователей в различных областях общественных наук – в экономике, политологии, социологии, психологии, педагогике и пр. В наиболее общем смысле под управлением понимают функцию организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающую сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей [21].

В социологии и организационной психологии под управлением понимают особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу [10]. Эту деятельность осуществляют руководители и управленцы различных уровней.

Социальное управление – воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Различают стихийное управление, воздействие которого на систему есть результат перекрещивания различных ….

Литература

1. Агапов, В. С. Я-концепция как интегративная основа личности и дея-тельности руководителя [текст] / В.С. Агапов. – М. : Изд-во МОСУ, 2001. – 415 с.

2. Агапов, В. С. Проблема личности руководителя в отечественной психологии [текст] / В.С. Агапов // Психология и жизнь : сборник научных трудов. Выпуск №1. – М. : МОСУ, РПО, 2002. – С. 78-85.

3. Андреева, Г. М. Социальная психология : Учебник для высших учебных заведений [текст] / Г.М. Андреева. – М. : Аспект-Пресс, 2008. – 363 с.

14 стр., 6719 слов

Психология управления как учебная дисциплина. 1.1. Психология управления как учебная дисциплина

ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие................................................................................... 6 Глава 1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ 8 1.1. Психология управления как учебная дисциплина....... 9 1.2. Базовые понятия психологии управления.................. 16 1.3. Эволюция содержания теории управления................ 23 Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ..... 33 2.1. ...

4. Бабенко, О. А. Профессионально важные качества личности руководителя [текст] / О.А. Бабенко. – М. : Академия, 2006. – 516 с.

5. Базаров, Т. Ю. Психологические аспекты управления персоналом в системе государственной службы : учебное пособие [текст] / Т.Ю. Ба-заров, О. А. Долгополова.– Волгоград : Изд-во ВАГС, 2002. – 224 с.

6. Блейк, Р. Р. Научные методы управления [текст] : пер. с англ. / Р.Р. Блейк, Д.С. Моутон. – М. : МПСИ, 2004. – 420 с.

7. Волконогова, О. Д. Управленческая психология [текст] : учебник / О.Д. Воконогова, А.Т. Зуб. – М. : ИД «ФОРУМ» ; ИНФРА-М, 2008. – 352 с.

8. Диксон, П. Р. Управление маркетингом [текст] : 4-е изд. / П.Р. Диксон. – М. : Академия, 2008. – 556 с.

9. Диневич, В. А. Показатели и критерии эффективности управления [текст] / В.А. Диневич, С.В. Роганов, Н.И. Якунина. – М. : Академия, 2003. – 260 с.

10. Друкер, П. Ф. Практика менеджмента [текст] : пер. с англ. / П.Ф. Друкер. – М. : Вильямс, 2000 – 398 с.

11. Егоршин, А. П. Управление персоналом [текст] / А.П. Егоршин. – Н. Новгород : НИМБ, 2007. – 412 с.

12. Зазыкин, В. Г. Психологическая компетентность руководителя [текст] / В.Г. Зазыкин, А.С. Карпенко. – М.: Академия, 2006. – 376 с.

13. Карпов, А. В. Психология трудовой деятельности [текст] / А.В. Карпов. – Ярославль : Изд-во ЯрГУ, 2009. – 240 с.

14. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах [текст] / Я.Л. Коломинский. – Минск : Изд-во БГУ, 2009. – 284 с.

15. Красовский, Ю. Д. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов [текст] / Ю.Д. Красовский. – М. : Юнити-Дана, 2003. – 511 с.

16. Кузнецов, Ю. В. Менеджмент: учебное пособие [текст] / Ю.В. Кузнецов, В.И. Подлесных, А.А. Голубев. – СПб. : Бизнес-пресса, 2001. – 422 с.

17. МакГрегор, Д. Человеческая сторона предприятия [текст] : пер. с анг.л / Д. МакГрегор. – М.: Социосфера, 2006. – 384 с.

18. Марков, М. Н. Технология и эффективность социального управления [текст] / М.Н. Марков. – М. : Бизнес-Сфера, 2001. – 420 с.

12 стр., 5540 слов

Рабочая программа учебной дисциплины фтд.1. Психология управления

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» МПСИ Кафедра психологии УТВЕРЖДАЮ: Директор ИИП _____________________Наумкина В. В. «_03__» сентября 2014 г. Направление подготовки 030900.68 «Юриспруденция» Магистерская программа «Государственная и муниципальная ...

19. Машков, В. Г. Практика психологического обеспечения руководства, управления [текст] / В.Г. Машков. – СПб. : Речь, 2005. – 304 с.

20. Минцберг, Г. Школы стратегий : Стратегическое сафари : экскурсия по дебрям стратегий менеджмента [текст] / Г. Минцберг; под общ. ред. Ю. Каптуревского. – СПб. : Питер, 2002. – 330 с.

21. Модели и методы управления персоналом [текст] / Под ред. Е. Б. Моргунова – М. : Бизнес-школа «Интел-синтез», 2001. – 464 с.

22. Немов, Р. С. Психология : учебное пособие : Кн. 1 : Основы общей психологии [текст] / Р.С. Немов. – М. : Владос, 2009. – 688 с.

23. Обозов, Н. Н. Психология работы с людьми [текст] / Н.Н. Обозов. – Киев : Персонал, 2008. – 234 с.

24. Ольшанский, В. Б. Личность и социальные ценности [текст] / В.Б. Оль-шанский. – М. : Просвещение, 2008. – 339 с.

25. Организационное поведение [текст] / Под ред. Латфуллина Г.Р., Громовой О.Н. – СПб.: Питер, 2004. – 432 с.

26. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив [текст] / А.В. Петровский. – М. : Знание, 2008. – 384 с.

27. Петровский, А. В. Психология : Учебное пособие [текст] : 5-е изд. / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М. : Академия, 2006. – 512 с.

28. Пригожин, А. И. Методы развития организаций [текст] / А.И. При-гожин. – М. : МЦФЭР, 2003. – 863 с.

29. Погорелова, Т. В. Эффективность труда управленческого персонала и ее составляющие [текст] / Т.В. Погорелова // Проблемы управления в условиях перехода к рыночной экономике : материалы всероссийской конференции. – М., 2003. – С. 135-139.

30. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [текст] : 2-е изд. / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Пи-тер, 2003. – 560 с.

31. Практическая психодиагностика [текст] / ред.-сост. Райгородский Д.Я. Самара : Бахрах-М, 1998. – 496 с.

32. Психология личности в трудах отечественных психологов [текст] / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: ЛитРес, 2009. – 464 с.

33. Резник, Г. А. Управление в социальных и экономических системах. Управление региональным рынком труда [текст] / Г.А. Резник; под ред. С.Д. Резника. – Пенза : ПГУАС, 2006. – 416 с.

34. Сергеев, А. М. Организационное поведение : тем, кто избрал про-фессию менеджер [текст] / А.М. Сергеев. – М. : Академия, 2006. – 288 с.

5 стр., 2221 слов

Реферат по психологии. Возрастные особенности формирования учебной деятельности

Министерство образования Ставропольского края Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольский государственный педагогический институт   Психолого-педагогический факультет Кафедра психологии               Реферат   Тема: “Возрастные особенности формирования учебной деятельности”         ...

35. Социология : Энциклопедия [текст] / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абу-шенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – М. : Издательство «Книжный Дом», 2003. – 612 с.

36. Толочек, В. А. Организационная психология [текст] / В.А. Толочек. – М. : Баярд; ООО Информполиграф, 2004. – 175 с.

37. Трифонов, Е. В. Психофизиология человека : толковый словарь [текст] / Е.В. Трифонов. – СПб. : Питер, 2001. – 356 с.

38. Трудовой кодекс Российской Федерации. Статья 273 [текст].

39. Чередниченко, И. П. Психология управления : учебное пособие [текст] / И.П. Чередниченко, Н.В. Тельных. – М. : Изд-во «Речь», 2004. – 608 с.