Сущность беседы и деловая беседа

Сущность беседы.Беседа — взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах.(В.Даль).

Беседа играет в жизни человека особую роль. В отличие от других средств общения, она позволяет не только передать информацию, получить представление о другом человеке, достичь в процессе общения определенной цели, подать себя в желаемом ракурсе, но ипонять другого и быть понятым самому.

Какие же правила поведения необходимо соблюдать собеседникам, чтобы обеспечить беседе ее диалогичность?

1. Уметь переносить фокус собственных интересов и внимания с себя самого на своего партнера и тему беседы.

Это требование позволяет выделить два типа собеседников — закрытый и открытый. Первый — “человек-манипулятор”, носитель культуры монолога. Второй — представитель культуры сократовского диалога.

Закрытый тип:1) главная ценность — я сам, я и есть самое интересное; 2) право на речь — это право на власть; нужно любой ценой захватить инициативу, выдвинуть и развернуть свою тему, бороться и победить; 3) мой собеседник — объект манипуляций; в разговоре я командуй, он — подчиняется; 4) хочу показать себя, полюбоваться собой, высказаться сам.

Открытый тип: 1) главная ценность и самое интересное — мой собеседник и тема разговора; 2) не важно, кто главенствует — я сам или другие; 3) мой партнер — особый, не зависящий от меня самостоятельный мир, которым я вовсе не должен управлять; 4) хочу узнать и понять другого, слушать и слышать его.

В основе различий этих «портретов» — две противоположные стратегии ведения беседы: стратегия подчинения себе и стратегия равноправного сотрудничества. Их сущность в яркой образной форме раскрыл Цицерон: “Не следует завладевать разговором, как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого; напротив, следует стараться, чтобы каждый имел свой черед в разговоре, как и во всем остальном”.

2. Наблюдать и анализировать собственное речевое поведение и речевую манеру окружающих, контролировать себя в повседневном общении с другими.

Следовать этому требованию поможет представление о двух стратегиях речевого поведения, характерных для “закрытого типа” и “открытого типа” собеседников. Противоположность этих стратегий определяется различием целей общения.

Закрытая стратегия монолога: 1) главное — не слушать, а говорить самому; пока говорит собеседник, лучше подумать, что сказать, когда он кончит (или когда удастся его перебить); нужно перебить собеседника, как только представится случай; 2) на первое место я ставлю свои интересы, свои мнения, свои желания и показываю это собеседнику с помощью “Я — подхода” (фразы типа: меня интересует то-то и то-то…, я хотел бы…, я считаю, что…, хоть вам это и неизвестно…, вы, конечно, еще не слышали, что…); 3) мне не важно как зовут моего собеседника и кто он; в беседе я обращаюсь к нему просто:Выилиты; 4) в беседе я часто повторяю собственные фразы, наслаждаюсь тем, как хорошо они звучат; 5) каждую реплику я начинаю со словая, или со слованет; идеал начала реплики: нет, я считаю, что… или: нет, вы не правы, я думаю, что…; прав могу быть только я сам; 6) я задаю собеседнику такие вопросы, в ответ на которые он завопит:Нет, нет, нет!; 7) Я резко, категорично выражаю свое мнение; я ведь самый умный (лучший специалист), пусть все видят это; 8) я никогда не даю спуску в разговоре и не хвалю собеседника, если собеседник ошибся — нельзя упустить возможность показать ему это; 9) чем больше отрицательных оценок я поставлю собеседнику и всему вокруг — тем справедливей; 10) буду говорить о том, что мне интересно, но для приличия могу поинтересоваться собеседником; для этого буду задавать ему любые вопросы личного характера.

13 стр., 6142 слов

Базаров. Новый тип личности посткризисного периода. УП.3.10

НОВЫЙ тип личности ПОСТКРИЗИСНОГО ПЕРИОДА Социальный контекст и вызовы нового времени Т. Ю. Базаров УП.2010. № 3. С.42-52. Ю. С. Шевченко Мир, в котором мы живем, к концу первого деся­тилетия XX века на наших глазах претерпел мно­жество изменений. Большинство из них связаны с развитием информационных технологий. Для отдельного человека изменения отразились в виде все большей вир­туализации, ...

Открытая стратегия монолога: 1) главное — хорошо слушать; пока говорит собеседник, я внимательно слушаю и стараюсь понять, что он имеет в виду; выслушав, я могу сопоставить его точку зрения со своей и сформулировать свой ответ так, что он со мной согласиться; я не стремлюсь перебить собеседника; 2) на первое место я ставлю интересы, мнения, желания, вкусы собеседника и показываю это с помощью “Вы — подхода” (фразы типа: что вас интересует? вероятно, вы хотите…, какого вы мнения о…, вам будет интересно узнать, что…, вам, конечно, известно, что…, вы, конечно, знаете, что…; 3) я сразу запоминаю, как зовут собеседника, и называю его по имени (имени и отчеству); я не забываю о его профессии, возрасте, интересах; 4) я повторяю вслух основные мысли и высказывания собеседника и делаю это с уважением; 5) я стараюсь (хотя это и трудно) начинать свою реплику со словада: да, вы правы, хотя…, да, я с вами согласен во всем, кроме…; если собеседник прав я с готовностью подчеркиваю его правоту; 6) я стараюсь формулировать вопросы так, чтобы собеседник имел возможность согласиться, а лучше — не имел возможности не согласиться со мной; 7) все люди могут ошибаться (и он, и я), поэтому стараюсь смягчить свои высказывания: а не кажется ли вам, что…, возможно, правы те, кто думает… и пр.; 8) при любом удобном случае выражаю одобрение собеседнику, поддерживаю его; 9) конечно, вокруг много плохого, но хорошее тоже есть: поговорим об этом; 10) найду взаимно интересную тему для беседы, осторожно буду задавать личные вопросы.

11 стр., 5079 слов

Виды деловой речи. Беседа, дискуссия, телефонный разговор.

... ведения деловой беседы Деловая беседа - это устный контакт между людьми, связанными отношениями дела. В современной, более узкой трактовке под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками, ... намеченной деятельности; поддержание в случае необходимости дальнейшего контакта с собеседником. Деловая беседа, как правило, состоит из следующих этапов: ознакомление с решаемым вопросом и ...

Две характеристики стратегий беседы, два “портрета” собеседников можно использовать как систему самых общих сведений о том, как вести себя в беседе. Однако для отдельных типов бесед существуют особые рекомендации.

Принято выделять следующие типы беседы: непринужденная дружеская беседа; светская беседа; деловая беседа; застольная беседа. Остановимся на особенностях ведения деловой беседы.

Специфика деловой беседы, правила ее организации. Деловая беседа − одна из разновидностей делового общения, поэтому, приступая к изучению этого вопроса, необходимо рассмотреть отличительные черты делового общения

Особенности делового общения. Деловое общение отличается от других типов общения тем, что происходит в рабочей обстановке и направлено на решение конкретной проблемы. Характерными чертами делового общения являютсяпартнерские отношенияирегламентированность.

Деловое общение должно строиться на партнерских началах, учитывать взаимные запросы и потребности его участников, исходить из интересов дела. Общение, построенное на принципах сотрудничества и взаимопонимания, повышает деловую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства.

10 стр., 4926 слов

Деловые коммуникации_Т2

... Поэтому в деловом общении часто может возникать барьер стилей общения. Содержание стиля общения составляют преобладающий мотив общения (взаимодействие, ... деле партнер понимает все, во-первых,по-другому,во-вторых,по-своему. В деловом общении между партнерами могут возникать совершенно специфические ... вид рабочего стола не располагают к беседе. Преодолеть внутреннее препятствие к ведению разговора ...

Регламентированность − подчинение установленным правилам и ограничениям. Эти правила определяются видом делового общения, степенью его официальности, целями и задачами конкретной встречи, национальными и культурными традициями. Поведение в процессе делового общения регулируется тремя разновидностями этикета: деловым, речевым, временным.

Деловойэтикет включает в себя правила приветствия и представления, поведения во время презентации, приема, за столом, предписывает, как дарить и принимать сувениры, как пользоваться визитными карточками, вести деловую переписку и т.д. Большое внимание уделяется внешнему виду участников общения, умению управлять эмоциями, манере разговаривать. Знание правил делового этикета позволяет чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек, избежать насмешек. Нарушение этикетных норм может привести к нежелательному результату, поставить в нелепое положение, создать анекдотическую ситуацию.

Под речевымэтикетом понимаются разработанные обществом правила речевого поведения, система устойчивых речевых формул общения. В деловом общении не допускаются бранные слова и нецензурные выражения, нежелательны жаргонизмы и профессионализмы, не следует злоупотреблять специальными терминами и иностранными словами. Неприятное впечатление оставляет нарушение норм современного литературного языка. Различные ситуации требуют обязательного использования определенных речевых оборотов. Познакомиться с ними можно в соответствующей литературе. При этом надо учитывать, сто нельзя просто механически заучить эти выражения. Очень важно понимать, насколько та или иная формула речевого этикета уместна в конкретной ситуации, соответствует ли она социальному статусу говорящего, его индивидуальным особенностям, приемлема ли для собеседника. Использования этикетных речевых оборотов помогает установить контакт, наладить отношения, создать благоприятную психологическую обстановку, поддерживать общение в определенной тональности в соответствии с социальными ролями его участников.

Временнойэтикет отражает ограниченность делового общения временными рамками. Деловые люди знают цену времени, стараются использовать его рационально и обычно расписывают рабочий день по часам и минутам. Поэтому, как правило, деловые встречи имеют строгий регламент. А чтобы определенное время было использовано эффективно, важно четко определить круг обсуждаемых проблем и тщательно подготовиться к встрече. Дейл Карнеги в книге «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» приводит слова одного из руководителей школы бизнеса: «Я предпочту лучше два часа ходить по тротуару перед конторой делового партнера, с которым у меня должна состояться встреча, чем войду в его контору, не имя абсолютно ясного представления о том, что собираюсь сказать ему я и что он, исходя из моего знания его интересов и побуждений, может ответить».

6 стр., 2782 слов

Деловая беседа как форма делового общения

... между двумя деловыми собеседниками, так и при групповом общении. В то же время их использование и конкретное проявление в деловой беседе и на деловом совещании имеет ... оказывается: во-первых, активное использование вербальных средств демонстрации социального статуса участниками делового общения, во-вторых, проблема передачи информации по звеньям иерархической пирамиды и соответственно эффективности ...

Рассмотренные характеристики делового общения следует учитывать при ведении любых его видов, в том числе при разработке стратегии и тактики деловой беседы.

Основы ведения деловой беседы.Деловая беседа − это форма межличностного общения, предполагающая обмен взглядами, точками зрения, мнениями, информацией, направленная на решение той или иной проблемы. В результате деловой беседы меняетсясуществующая деловая ситуация исоздаетсяновая.

Деловая беседа рядом достоинств, которых лишены иные виды делового общения. Она, во-первых, проводится в тесном контакте, позволяющем сосредоточить внимание на одном собеседнике, или небольшой группе людей. Во-вторых, предполагает непосредственное общение. В-третьих, создает условия для установления личных взаимоотношений, которые могут стать впоследствии основой неформальных контактов. В совокупности это наделяет деловую беседу статусом наиболее благоприятной и зачастую единственной возможности убедить собеседника в обоснованности вашей позиции, с тем, чтобы он с ней согласился и поддержал ее.

При подготовке и ведении деловой беседы учитываются не только особенности делового общения, но и используются правила беседы вообще и частные рекомендации, вытекающие из особенностей самой деловой беседы.

Деловая беседа планируется заранее. Подготовка включат в себя отработку как организационных моментов, так и содержательной стороны беседы.

В процессе подготовки необходимо решить, кто будет принимать участие в беседе, определить время и место встречи, уточнить регламент работы, если собеседник представляет иную организацию и вы с ним не знакомы, то собрать необходимую предварительную информацию о данной организации и ее представителе.

7 стр., 3103 слов

Вопросы по «Ком.Навыкам» 2 курс

1. комплайенс больного 2. пути повышения приверженности больного к лечению 3.роль и ответственность врача в повышении приверженности больного лечению 4. Особенности психологии пациентов с хроническими заболеваниями 5. Влияние психологических особенностей хронических пациентов на обучаемость 6. Приемы эффективного обучения 7. понятие коммуникативной компетенции врача 8.базовые психологические ...

Работая над содержанием предстоящей беседы, нужно четко сформулировать ее тему, цель и задачи, собственную позицию; обдумать стратегию и тактику для двух вариантов хода беседы (положительном и отрицательном решении вопроса) − подобрать убедительные аргументы, найти возможные варианты решения, подготовить предложения, составить необходимые документы и т.д.; выделить и «срежиссировать» такие фазы беседы как начало, середина и конец, отрепетировать созданный «эскиз».

Рассмотрим стратегию деловой беседы при положительном и отрицательном вариантах решения вопроса (иная фирма, собеседник незнаком).

I. Положительный вариант

1. Начало.Его цель − установление контакта, создание благоприятного для беседы «климата отношений».

1.1. Представление. Необходимо назвать себя, свою фирму и должность, которую вы в этой фирме занимаете. Делайте это кратко, без особых подробностей. Такое представление позволит собеседнику правильно к вам обращаться и определить круг и степень ваших полномочий.

1.2. Одобрение собеседнику. Используя предварительную информацию, сделайте комплимент фирме или ее сотрудникам. Похвала в любой ситуации, в том числе и деловой, отлично способствует развитию непринужденной, доброжелательной атмосферы.

1.3. Фаза опроса. Эта составляющая начала деловой беседы дает возможность решить две задачи: настроить собеседника на положительное решение вопроса; предварительно «прощупать» позицию собеседника, его склонность к согласию.

Если решается первая задача, то целесообразно использовать «правило Сократа». Во втором случае − «открытые вопросы», позволяющие получить информацию, которую согласен предоставить собеседник. Например: Мы хотим издать такую-то книгу. Чем ваша фирма могла бы нам помочь?

2. Середина.Главной целью этой части беседы является положительное решение вопроса. Для ее достижения рекомендуется следующий порядок беседы.

2.1. Изложение совей позиции и обоснование ее.

2.2. Ознакомление с позицией, возможностями, намерениями партнера относительно рассматриваемой проблемы. На этом этапе для эффективного ведения беседы рекомендуется направлять рассказ собеседника своими вопросами. При этом помните − все, что хочет сказать собеседник, он должен высказать!

3 стр., 1085 слов

Беседа — получение информации на основе вербальной (словесной) коммуникации

Вопрос «Определите условия снижающие надежность психодиагностической беседы». Это конечно не ответы, но на этом можно построить ответ, хотябы просто начав с этого. Беседа — специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна.  Беседа - получение информации на основе ...

2.3. Совместный анализ проблемы: устранение сомнений собеседника, опровержение его замечаний, поиск вариантов решений.

2.4. Принятие решения и его закрепление. Используются риторические вопросы, заставляющие собеседника невольно согласиться с вашим мнением и «вопросы для обдумывания», побуждающие его снова «повторить» ход размышлений, оценить весомость аргументов. Например: Правильно ли я понял ваше сообщение о…? Сумел ли я верно обрисовать вам то-то?

3. Конец. Цель − побудить собеседника к конкретным действиям и оставить благоприятное впечатление о себе и своей фирме. Для ее достижения важно вовремя прекратить беседу. Делайте это сразу же после достижения намеченной цели беседы. Рекомендуется выполнить завершение беседы в два приема.

3.1. Резюмируйте: основная мысль (решение) должна быть сформулирована в яркой, запоминающейся форме и высказана в один из моментов эмоционального подъема. Естественно, что это требует тщательной предварительной подготовки.

3.2. Поздравьте партнера с разумным решением, поблагодарите, выпазите уверенность в эффективном и продуктивном сотрудничестве.

Если, завершая деловую беседу, вы для благоприятного впечатления решите по-дружески поболтать о чем-либо со своим собеседником, эффект от достигнутого будет гораздо меньше: собеседник может и не вспомнить потом многие детали предшествующего разговора. Поговорить «за жизнь» лучше в начале беседы, и лишь тогда, когда это ситуационно необходимо для создания благожелательной атмосферы. Помните! Человек лучше запоминаетто, что услышал вначалебеседы, аделаетто, о чем слышал вконце.

II. Отрицательный вариант

Необходимость подготовки этого варианта не означает, что вы неправильно повели беседу, нарушили рекомендации. Это в принципе недопустимо. В деловом общении нередка ситуация принципиального расхождения позиций сторон по тому или иному вопросу. Однако в том же деловом общении существует временной регламент, требующий рационального использования времени. А всякий из своего опыта знает, что если в ходе беседы ее инициатор не достиг намеченной цели, то проводить с тем же лицом повторный разговор на ту же тему, приводя даже новые аргументы − дело трудное, а иногда и безнадежное. У собеседника уже сложилось определенное мнение, и тратить время на решенный вопрос ему обычно представляется нецелесообразным. Кроме того, деловая беседа предполагает разрешение одной деловой ситуации и создание новой. В случае отказа со стороны собеседника вы выполняете первое, но не достигаете второго. Поэтому риторика делового общения предлагает рекомендации для правильного выхода из сложившейся ситуации. В этом и состоит назначение «эскиза» беседы при отрицательном решении вопроса.

Начало и первые три пункта середины выполняются аналогично ходу беседы при положительном решении вопроса. В дальнейшем беседа ведется следующим образом.

2. Середина.

2.4. Уточнение и прояснение причин несогласия. Обозначение новой проблемы (возможные альтернативы главной проблемы готовятся заранее, исходя из предварительной информации о будущем партнере).

Для этого рекомендуется задавать «переломные вопросы», с помощью которых инициатива на некоторое время передается партнеру, чтобы, поняв его позицию, вновь перехватить право на речь посредством «закрытых вопросов», требующих однозначного ответа типа «да» или «нет». Например: Причины нашего несогласия в этом и этом? Не так ли?; Как вы считаете, насколько взаимовыгодным будет то-то и то-то?

2.5. Начало обсуждения новой проблемы. Используются «закрытые вопросы». Например: Будем ли мы сотрудничать по такому-то вопросу?

3. Конец.

3.1. Приводятся аргументы в пользу изменения решения, предлагаются запасные варианты решения (все готовится заранее).

3.2. Нельзя заканчивать беседу на отрицательном ответе партнера. Не уходите не получив слово «да» хотя бы формально, в перспективе дальнейшего сотрудничества. Например: Вы позволите держать вас в курсе дальнейших планов? Возможно, мы все же найдем взаимовыгодный и равно интересный для нас обоих вариант?

Сказанное выше свидетельствует о том, что деловая беседа − это не сумма отдельных монологов, а организованный процесс общения, и от того насколько он умело организован во многом зависят результативность деятельности, взаимопонимание работников фирмы и удовлетворенность их своим трудом, взаимоотношения с другими организациями и государственными органами.