Семинарское занятие на тему «Этика служебных отношений в системе

Семинарское занятие на тему «Этика служебных отношений в системе

«педагог-ученик», «педагог-педагог»

«Уважение и унижение ребенка — в чем они проявляются?»

С детства мы привыкли слышать фразу «старших нужно уважать». Нас учили, как вести себя в общественном транспорте, когда рядом пожилой человек, как разговаривать со старшими, как реагировать на замечания умудренных жизнью людей. Везде прослеживалась мысль о том, что с взрослыми нужно быть максимально вежливыми, терпеливыми и тактичными. В свою очередь старшие всегда чувствовали себя уполномоченными вовремя сделать замечание не только своему ребенку, но и чужому, поругать или вылить свое раздражение на «хулигана», если этого сильно захочется. Получилось так, что издавна в нашем обществе сложился стереотип: дети обязаны уважительно относиться к взрослым, взрослые же могут вести себя с детьми так, как им хочется (они же взрослые!) Старшие могут говорить детям все, что думают о них и выражать это в любой форме, дети не имеют на это права. А нужно ли уважение нашим чадам? Что такое уважение к ребенку и в чем оно должно выражаться? Что такое уважение Вот, что говорит толковый словарь Ефремовой: «Уважение — это чувство почтения, отношение, основанное на признании достоинств, высоких качеств кого-либо, чего-либо. Признание важности, значимости, ценности чего-либо; высокая оценка чего-либо». Исходя из трактовки данного понятия, дети должны признавать достоинства старших, которых уважают, почитать их. И никто с этим не спорит: ведь каждый взрослый человек значим для общества, он полезен и важен на своей работе, в своем доме, а также представляет ценность просто как личность. Что же великого сделали дети, чтобы старшие смогли относиться к ним с уважением? Уважаем ли мы своих детей?

Если мы хотим, чтобы дети относились к нам с почтением, мы должны в первую очередь показать на собственном примере, что значит уважать другого человека. Мы должны дать почувствовать ребенку, что его ценят, с ним считаются, к нему прислушиваются. Получивши уважение от нас, родителей, дитя будет способно отдавать его нам. Более того, многие взрослые люди, видя наше учтивое отношение к своему ребенку, и зная, что именно так полагается вести себя с этим человечком, будут стараться стать обходительнее с нашим чадом. Психологи утверждают, что неуважение в семье к детям — это хорошая почва для развития отстраненности от родителей, формирования различных трудностей характера, как-то замкнутость, низкая самооценка, агрессия. В подростковом возрасте у таких ребят складываются, как правило, плохие отношения с родителями. Поскольку дружеского контакта не было, отец и мать теряют у детей авторитет. Отсюда — дальнейшие проблемы, с которыми бороться куда сложнее, чем с неуважительным отношением к малышу. Как воспитывать, уважая? Многие родители не представляют себе процесса воспитания без крика, унижений, пренебрежительного отношения к ребенку или к тому, что для него ценно. Всегда проще один раз крикнуть грубое, чем несколько раз спокойно запретить и также тактично. Ребенок должен быть уверен в вас, в вашей любви и благосклонности к нему. Даже во время наказания он может быть спокоен. Наказание также может унижать достоинство ребенка, а может и влиять созидающе на его личность.

9 стр., 4145 слов

Разрешения конфликтов: дети — взрослые

...   Разрешения конфликтов: дети — взрослые Во взаимоотношениях взрослых друг с другом общество устанавливает ... , взаимной ответ­ственности, доверия и уважения; • формирование культуры общения. Разрешение ... неблагополучно, и хотя когда дети становятся старше, они успешнее справляются с ... и «не­ успешным» группам педагогов предлагались педагогические конфликтные ситуации, которые намеренно ...

Унижение ребенка по любой причине демонстрирует отсутствие уважения к нему и, конечно, не является методом воспитания. Уважение к ребенку означает, что взрослые рассматривают его как личность, с такими же, как и у них, правами на принятие решения. Но равные права не означают того, что ребенок может делать то же, что и взрослые. Каждый в семье играет свою роль, и у каждого члена семьи есть право на уважение. Уважение является неотъемлемым требованием гуманистического воспитания, ведущим принципом всей воспитательной работы в семье, в дошкольном учреждении, в школе и за ее пределами. В отношении к ребенку любого возраста недопустимо унижение его личности, оскорбление человеческого достоинства, попреки. Уважать ребенка — вовсе не значит идти на поводу у его капризов, требований и претензий. Дети любого возраста чутко реагируют на потворство, заигрывание, заискивание. Все это нередко проявляется в тех семьях, где нет единства предъявляемых к ребенку требований, где взрослые забывают о том, что любой их поступок, вольными или невольными свидетелями которого являются дети, несет на себе воспитывающую функцию.

5 стр., 2318 слов

Социально-педагогическая деятельность при усыновлении ребенка

Содержание работы социального педагога с личностью. Социальный педагог с основами юридических, медицинских, психологических знаний востребован в образовательных учреждениях, где возникает множество проблем за пределами учебного процесса. Содержание работы социального педагога представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учебных ...

Особенно остро реагируют на малейшее проявление неуважения к ним подростки и старшеклассники. Пытаясь отстаивать право на собственное мнение, они нередко оказываются в оппозиции по отношению к старшему поколению семьи по самым малозначительным поводам. Родителям целесообразно помнить, что жесткое, иногда даже молчаливое требование к детям: «Будьте, как мы» — неразумно. Современные подростки и юноши значительно больше, чем их родители, стремятся походить не на близких им взрослых людей, а на своих сверстников- Пытаясь противопоставить, например, музыкальную культуру и моду своей юности, своего поколения музыкальной культуре и моде поколения своих детей в требовательной, а нередко и в насмешливой форме, родители лишь невольно поощряют в юношестве нездоровое упрямство, утрачивают эмоциональный контакт с собственными детьми. К подобному отчуждению приводит и то, что многие отцы и матери забывают: ребенок не только объект, но и субъект воспитания. Он постоянно творит себя.

Семинарское занятие на тему «Этика служебных отношений в системе

«педагог-ученик», «педагог-педагог»

«Педагог — профессия творческая?»

Личность педагога и его творческий потенциал выступают в качестве ведущего фактора интеграции языкового и образовательного пространства, а также реализации стратегической линии обучения творчеству творчеством, направленной на формирование готовности ученика к постоянному поиску в полиязыковом информационно-образовательном пространстве и на развитие в дальнейшем личностного языкового тезауруса, интеллекта и статуса. Однако суть педагогической профессии не определяется совокупностью заданий и предъявляемых ими требований. Как и всякая другая профессия, педагогическая оказывает влияние на весь образ жизни педагога своим режимом, условиями труда, характером и дидактической формой общения с обучаемыми, а также эмоционально-волевой нагрузкой. С другой стороны, педагогическая деятельность в большей степени, чем другие профессии, окрашена личностно, и поэтому личностные качества играют значительную роль в достижении профессионального успеха.

6 стр., 2842 слов

Педагогическая деятельность. Решение педагогических задач

Содержание 1. Общая характеристика педагогической деятельности 1.1 Проблема педагогической деятельности в психолого-педагогической литературе 1.2 Структура педагогической деятельности 1.3 Основные противоречия педагогической деятельности 2. Педагогические задачи и их решение Список использованных источников 1. Общая характеристика педагогической деятельности 1.1 Проблема педагогической ...

Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Педагогическое творчество, представляя особый феномен, при всей специфике имеет много общего с деятельностью ученого, писателя, артиста. Сущность педагогического творчества чаще всего видят в сочетании умения действовать самостоятельно и при этом адекватно в неповторимых учебных ситуациях со способностью осмысливать свою деятельность в свете научно-теоретических педагогических знаний, а также в определении правильной меры соотношения автоматизированных и неавтоматизированных компонентов. Специфику педагогического творчества видят в том, что оно всегда имеет целенаправленный характер: способствует взаимообогащению, творческому сотрудничеству обучающего и обучаемого. С одной стороны, непосредственное участие педагога ведет к развертыванию, протеканию и завершению познания обучаемого. С другой стороны, он сам неизбежно осваивает исторические этапы науки о мышлении, познании, основные закономерности его развития.

К истокам развития педагогического самосознания следует отнести три компонента:

1. знание о себе как о специалисте;

2. эмоциональное отношение к себе как педагогу-профессионалу;

3. оценка себя как специалиста.

Одним из важнейших условий, управляющих механизмом совершенствования педагогического мышления и его основного показателя, педагогического самосознания, по праву можно признать установку на самообразование, т. е. готовность учителя к совершенствованию деятельности, направленную на удовлетворение актуальной потребности в творчестве. Доказано, что профессиональное совершенствование мало зависит от «лобового» давления на личность и успешно протекает лишь при наличии у нее внутреннего побуждения, искреннего стремления добиться высоких результатов в работе.

19 стр., 9170 слов

Педагогическая деятельность как творчество

... , выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности. В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью ... творческого начала. Педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей ...

Мастерство — то великое чудо, которое рождается мгновенно, когда педагог во что бы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру в бесконечные возможности человеческого духа! Мастерство не выносит болтовни. Оно непременно должно замыкаться на материальной стороне дела — технологией. Эта технология должна быть запущенна без промедления, ибо благодаря этому создаются отношения, а эти отношения формируют учителей и детей при общении. Чтобы прийти к такой технологии и к такой системе отношений, когда взрослые доверяют детям, а дети готовы всегда прийти на помощь взрослым, необходимо истинное педагогическое творчество, необходима та особая вера и в свои силы, и в силы своих коллег, и в силы детей, которая непременно снимет страх, предаст мажорный настрой всем педагогическим действиям, утвердит логику радости и борьбы за лучшие идеалы жизни школы. Эта причудливая взаимосвязь технологии, отношений и личности — должно быть пронизано игрой: игра снимает усталость, создает обстановку раскованности и защищенности, утверждает демократизм общения, ведет к свободе и дисциплине.

Игра расковывает, дает простор и выход лучшим силам и свойствам ребенка, демократизирует всю систему средств, все общение, способна самую трудную работу сделать легкой и увлекательной. Игровую деятельность следует понимать широко. Это и клубные занятия, и спортивные соревнования, и театральные импровизации. И в этом многомерном сочетании видов деятельности надо различать два основных направления детской жизни — игру и труд. В них главным образом происходит становление ребенка, проявляется и формируется мастерство педагога. Игра почти мгновенно рождает стремление переносить любые трудности, которое крайне необходимо любой трудовой деятельности. И что самое интересное: крайне нужные творческому труду компоненты сосредоточены в игре, а то, что необходимо игре, находится в сфере труда.

23 стр., 11392 слов

61 Психологические аспекты педагогической деятельности, основные функции и педагогические умения

... сочетаются наука и практика, педагогическое творчество.       4. Кроме субъекта-педагога, в педагогической деятельности на развитие индивида оказывают влияние ... самым способствовать упрочению своей позитивной Я-концепции; овладевать эталонами труда (педагогическое мастерство); осуществлять творческий поиск. 7) умения осознавать перспективу своего профессионального ...

В свете изложенного выше творчество педагога представляется как высшая форма активной деятельности учителя по преобразованию педагогической действительности, в центре которой стоит Ученик. При этом педагогическое творчество будет иметь место, если преобразовательная деятельность Учителя характеризуется такими показателями, как систематическое переосмысление своей деятельности в свете научных теоретико-педагогических знаний, создание своеобразных и эффективных путей решения профессионально-творческих задач в конкретный момент педагогической действительности, способствующих выработке самостоятельной профессиональной позиции. Это, в свою очередь, ведет к расширению его функционального ноля. Если к внутренним предпосылкам творчества педагога относится взаимодействие целого ряда важнейших психических процессов, состояний и индивидуально-психологических свойств его личности (интуиции, воображения, осознаваемого и неосознаваемого, настойчивости, самокритичности, трудолюбия, высокой языковой культуры), то к компонентам творчества — знания, мировоззрение, педагогическая техника и культура (мышление и самосознание), самостоятельная профессиональная позиция. Компоненты творчества являются и содержательными элементами личности педагога, и продуктами отражения педагогической действительности в его чувствах, сознании, памяти, и результатами творческих сил и возможностей учителя. Компоненты творчества приобретаются педагогом в течение всей профессиональной деятельности. Через психическую деятельность осуществляется совершенствование компонентов творчества, являющихся своеобразным «интегратором», на базе которого формируется самостоятельная профессиональная позиция: от профессионализма к мастерству — от мастерства к подвижничеству.

3 стр., 1071 слов

Организация работы по повышению уровня профессионально творческой деятельности педагогических кадров ДОУ.

... К качествам такого педагога относятся: нацеленность на формирование творческой личности (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности); педагогический такт; способность ... и склонностей своего воспитателя. 1. Сущность педагогического труда как творчества Что же такое педагогическое творчество? Однозначного определения сущности этого понятия в научных ...

При рассмотрении педагогической деятельности как творческого процесса, естественно, возникает вопрос об уровнях проявления творчества у начинающих педагогов, профессионалов, мастеров и новаторов в преподавании конкретной учебной дисциплины. Центральным компонентом педагогического мастерства, согласно этому подходу, считается развитое психолого-педагогическое мышление, обусловливающее творчество в педагогической деятельности. Мышление мастера педагогического труда характеризуется самостоятельностью, гибкостью и быстротой. Оно опирается на развитую педагогическую наблюдательность и творческое воображение, являющиеся важнейшей основой предвидения, без которого невозможно педагогическое искусство. Таким образом, и здесь главным в педагогическом мастерстве признается творчество. Чаще всего творчество проявляется в способности с максимальной эффективностью, каждый раз по-новому и обоснованно применять в образовательном процессе различные методы и формы воспитания и обучения, профессиональные знания и личностные качества. Вместе с тем оно выражается и в создании педагогических идей, способов учебно-воспитательной деятельности, и в умении решать нетиповые задачи. Как правило, мастерство связывают с большим опытом работника, в совершенстве овладевшего своей профессией.

Основными характеристиками педагогов-мастеров считают также умение в доступной форме излагать сложные проблемы, своим преподаванием увлечь каждого, направить активную деятельность на творческий поиск знаний: умение наблюдать, анализировать жизнь учащихся, причины того или иного поведения, факты и явления, влияющие на их формирование; способность преобразовывать теоретические и прикладные психолого-педагогические знания, достижения передового педагогического опыта применительно к конкретным условиям организации образовательного пространства с учетом особенностей собственного стиля деятельности. Педагогическое мастерство учителя органично включает в себя все компоненты психологической структуры его деятельности в «снятом виде» и содержит его собственный научный поиск: оно — продукт целостного научного педагогического творчества. Мастерство педагога является синтезом теоретических знаний и практических умений. Уровень педагогического мастерства зависит от степени усвоения им приемов педагогического воздействия и адекватности ожиданий, приписываемых им учащимся, находящихся с ним во взаимодействии.

Подводя итоги, считаю, что педагог — это благороднейшая и труднейшая профессия, которая требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу.