Психокоррекционная программа работы в сфере общения и поведения детей старшего дошкольного возраста

МИНИСТЕРСТВО образования ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Социально-педагогический колледж

ЦМК технологии и методики социальной работы

Психокоррекционная программа работы в сфере общения и поведения детей старшего дошкольного возраста

Студентка 4 курса 40 группы

Специальность 390201

Табунова К.Е.

Москва, 2015

Пояснительная записка

1) Перед детьми, страдающими нервно-психическими расстройствами, встаёт проблема социально-психологической адаптации: нет контакта, общения со сверстниками, ребёнок не принят, изолирован, отвергнут. А между тем успешное становление отношений ребёнка со сверстниками – основное условие его развития, важнейший фактор формирования личности. Неразвитые навыки общения приводят к множеству психологических проблем и нервно-психических заболеваний.

Чрезвычайная актуальность вышеизложенной проблемы психического здоровья детей и поиск путей оказания помощи детям до поступления их в школу привела к созданию данной психо-коррекционной программы, которая включает курс специальных занятий – игротерапию.

Программа разработана для коррекции общения и поведения дошкольников.

2) На основе проведения психодиагностики с помощью методик: наблюдения, анкета и воспитание для родителей “Оценка особенностей поведения ребёнка”, В. Г. Щур “Лесенка”, тест “Рисунок семьи”, “Социометрия”, “Цветовой тест”, “Кактус”, “Страхи в домиках”, тест “Тревожности” Р. Тэммл.

3) В результате диагностики выявлено следующее: нарушение в общении, страхи, агрессивность, неустойчивое настроение, неуверенность, общим уровнем психического развития ниже нормы, тревожность и застенчивость.

4) Данная программа будет проведена для детей 5-7 лет 1 раз в неделю в период с октября по февраль. Длительность занятий 30 минут, место проведения кабинет психолога ДОУ. Каждое занятие включает в себя этюды, игры, упражнения. Они короткие, разнообразные, доступные детям по содержанию. В качестве отдыха используются спонтанный танец, подвижные, шумные игры, где много смеха и движений (ими перемежаются основные занятия).

4 стр., 1866 слов

Поведение близких ребенку взрослых людей.

Ход собрания I. Организационная часть. Классный руководитель открывает собрание, объявляет его тему и цели. II. Выступление школьного психолога по теме «Гиперактивный ребенок в школе». Что такое гиперактивность? Что же такое гиперактивность, и как мы, взрослые, должны скорректировать свое поведение, чтобы помочь процессу социализации гиперактивного ребенка? Под гиперактивностью принято понимать ...

Процесс проведения занятий предлагает гибкость и творчество. Занятия проводятся в игровой форме. Для проведения релаксации используется запись природных звуков – пение птиц, шум моря, водопада.

Структура занятий.

Каждое занятие включает в себя:

  1. Ритуал приветствия – снятие эмоционального напряжения у детей.

  • Установление контакта.

 

  • Основную часть занятия, которая направлена на достижение цели программы и задач каждого занятия (решение проблемных ситуаций, изобразительная деятельность, придумывание сказок, загадок и др.)

 

  • Игру на повышение двигательной активности.

 

  • Релаксационные дыхательные и мышечные упражнения.

 

  • Ритуал прощания. Сначала подводят итог занятия (что запомнилось, что понравилось), затем – сам ритуал прощания, и все вместе (дети с педагогом — психологом) поднимаются в группу и там уже прощаются. При необходимости детям даётся домашнее задание.

 

Если материал занятия усваивается трудно, то занятие повторяют 1-2 раза, но с заданиями, аналогичными основному занятию. Например, на первом занятии педагог – психолог рассказывает, что и как делать, показывает, то есть действует как учитель. На втором же занятии он выступает как уже партнер (совместная деятельность).

На третьем – дети действуют самостоятельно. Взрослый – организатор среды.

Релаксационное дыхательное и мышечное упражнение проводят или не проводят – в зависимости от степени эмоционального возбуждения детей после подвижной игры.

Навыки.

  1. Установить контакт общения.

  • Называть по имени

 

  • Развивать чувства сопереживания

 

  • Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях

 

24 стр., 11576 слов

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми раннего возраста на занятиях по развитию речи в условиях ДОУ

ГО УДПО НИРО КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми раннего возраста на занятиях по развитию речи в условиях ДОУ Выполнила: Мочалова Ольга Владимировна воспитатель МДОУ №86 ясли/сад Автозаводского района Нижний Новгород 2010 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНО- ...

  • Выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении

 

  • Повысить уровень самоконтроля

 

  • Помощь в создании своего реального “Я”

 

  • Развитие потенциальных возможностей

 

  • Обучение детей правилам хорошего тона

 

  • Безопасно проявлять свои эмоции и чувства

 

  • Способность к произвольному расслаблению

 

  • Снятие напряжения и вхождение в состояние расслабленности с помощью релаксационных упражнений

 

  • Обучение умению быть в мире с самим собой

    Навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестом, пантомимикой)

    1. Формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения
    2. Выработка положительных черт характера
    3. Формирование терпимости к мнению собеседника
    4. Подкрепить уверенность в себе и своих силах
    5. Преодолевать застенчивость, замкнутость, скованность, нерешительность
    6. Развивать навыки совместной деятельности
    7. Доброжелательно относиться друг к другу

    Занятие 1

    Тема: обучение элементам техники выразительных движений.Развитие активного внимания. Преодоление двигательного автоматизма у гипер- и гипоактивных детей. Психомышечная тренировка.

    Цель: создание возможностей для самовыражения, преодоление барьеров в общении.

    Совершенствование внимания. Регулирование поведения в коллективе. Снятие психического напряжения.

    I Ритуал начала занятий. Снятие эмоционального напряжения. Здороваются, ласково называют друг друга.

    II. Знакомство с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

    Ведущий предлагает детям выполнить следующие движения: поднять брови вверх, сдвинуть их, сильно зажмуриться, широко раскрыть глаза, надуть щеки, втянуть щеки в полость рта.(обследование развития лицевой моторики).

    13 стр., 6031 слов

    Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста

    Оглавление Введение I. Роль речевого общения в развитии речи детей. II. Формы общения детей со взрослыми. III. Речь воспитателя и педагогические требования к ней. Пути совершенствования речи педагога. IV. Организация содержательного общения воспитателя с детьми в разных видах деятельности. V. Развитие речи детей в процессе общения со сверстниками. Использованная литература Введение Общение - один ...

    Ведущий предлагает детям показать жестом слова “высокий”, “маленький”, “там”, “я”, “здесь”, “он”, “толстый” и т.д. (обследование умения распознавать эмоционально-выразительные движения рук).

    Ведущий предлагает детям произвольно принять условленную позу: показать, как мы выглядим, когда нам холодно, когда у нас болит живот, когда мы несём тяжёлую сумку и т.д. (обследование моторики).

    III. Развитие умения быстро сосредоточиваться.

    Игра “Что слышно”

    Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем просит рассказать, что они слышали. Далее он по сигналу переводит внимание детей с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребёнок должен рассказать, что там происходило.

    IV. Преодоление двигательного автоматизма.

    Игра “Флажок”

    Дети ходят по комнате под музыку. Когда ведущий поднимает флажок, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.

    V. Этюды на расслабление мышц.

    Этюд “Штанга”

    Ребёнок поднимает “тяжёлую штангу”, потом бросает её и отдыхает.

    Этюд “Все спят”

    В комнату входит ведущий и видит…

    На дворе встречает он Тьму людей, и каждый спит: Тот как вкопанный стоит, Тот, не двигаясь, идёт, Тот, стоит, раскрывши рот.

    В.А. Жуковский.

    Ведущий подходит к детям, застывшим в различных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки и тормоша, но всё бесполезно: дети не просыпаются.

    VI. Рисуем хорошее настроение.

    VII.Обмен мнением.

    VIII. Ритуал прощания “Давайте возьмёмся за руки крепко, но не больно сожмём их, улыбнёмся друг другу и сделаем комплемент”.

    28 стр., 13713 слов

    Дидактическая игра как средство развития словаря детей младшего дошкольного возраста

    ... в интересной для него форме. Дидактическая игра имеет универсальное значение для развития ребенка. Через игру дети развиваются физически, умственно, эмоционально, приобретают ... плана и т. д. В беседе вопросы -- ведущий прием; в обучении рассказыванию они играют дополнительную, второстепенную ... и т. д.» 2-я неделя: 1. Игровой этюд «Делай, как я…» Цель: Формирование выразительных жестово - мимических ...

    Занятие 2.

    Тема: обучение элементам техники выразительных движений. Развитие внимания.

    Подвижные игры для детей с психомоторными, эмоциональными расстройствами, пониженным настроением, робостью, страхами. Психомышечная тренировка.

    Цель: развитие лучшего понимания себя и других, способности к самовыражению.

    Совершенствование внимания. Пробуждение активности, умения подчиняться определенным правилам, организация, дисциплина, сплоченность играющих, развитие ловкости, быстроты реакции, создание здорового эмоционального возбуждения, бодрого настроения. Снятие эмоционального напряжения.

    I Ритуал начала занятий.

    II Этюды на выразительность жеста.

    1) Этюд “Игра с камушками”

    Дети гуляют по берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Затем садяться на песок и начинают играть с камушками: то подбрасывают их вверх и ловят, то кидают вдаль.

    2) Этюд “Дружная семья”

    Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто-то рисует, кто-то шьёт или вяжет и т.п. Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а вполне реальные.

    3) Этюд “Возьми и передай!”

    Дети сидят на стульях, расставленных по кругу, и передают друг другу из рук в руки какой-нибудь воображаемый предмет. Со стороны должно создаться впечатление, что они действуют с реальными предметами.

    III Развитие внимания.

    1) Игра “Что изменилось?”

    Ведущий ставит перед детьми от 3 до 7 игрушек, даёт сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время убирает одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

    2) Игра “Найди отличия”

    16 стр., 7741 слов

    Дидактические игры как средство развития произвольной памяти у детей с ЗПР

    Министерство образования Омской области Государственное образовательное учреждение Омской области Среднего профессионального образования «Омский педагогический колледж № 4» ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ЗПР ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Бондаренко Наталья Михайловна Специальность 050705 – Специальное дошкольное образование Курс VI, группа 601 СД Форма ...

    Ведущий показывает детям два почти одинаковых рисунка и просит найти, чем один рисунок отличается от другого. Примеры картинок для сравнения можно найти в детских журналах, пособиях или придумать и нарисовать самим.

    3) Игра “Найди одинаковые”

    Ведущий предлагает детям найти на рисунке два одинаковых предмета.

    4) Игра “Ухо-нос”

    По команде “Ухо!” дети должны схватиться за ухо, по команде “Нос!” – за нос.

    Ведущий выполняет вместе с детьми действия по команде, но через некоторое время “ошибается”. Дети, не обращая внимания на “ошибки” ведущего, должны показывать только ту часть лица, которая называется ведущим.

    IV Подвижные игры.

    1) Игра “Поссорились два петушка”

    Двое детей сцепляют за спиной пальцы рук, становятся на одну ногу и, пытаются толкнуть дрг друга резкими движениями плеч вперёд.

    2) Игра “Иголка и нитка”.

    Дети становятся друг за другом. Первый из них – “иголка” — бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.

    3) Игра “Дракон кусает свой хвост”.

    Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребёнок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы дракона назначается другой ребёнок.

    V Тренировка отдельных групп мышц.

    Этюд “Кукушонок кланяется”.

    Кукушка кукушонку Купила капюшон, Кукушкин кукушонок В капюшоне смешон.

    Во время этюда ребёнок наклоняет корпус вперёд-вниз без всякого напряжения, как бы бросая его, затем выпрямляет корпус.

    Этюд “Спать хочется”.

    Мальчик попросил родителей, чтобы ему позволили вместе со взрослыми встретить Новый год. Но чем ближе к ночи, тем больше ему хочется спать. Он долго борется со сном и, в конце концов, засыпает.

    24 стр., 11779 слов

    Дидактическая игра как средство развития памяти у старших дошкольников

    Департамент образования г. Москвы Государственное образовательное учреждение Педагогический колледж №16 Выпускная квалифицированная работа Дидактические игры как средство развития памяти у старших дошкольников Выполнила: Кузнецова Наталья Викторовна Группа: з/о 312 Специальность: 050704 «Дошкольное образование» Руководитель: Федотова Людмила Александровна Москва 2010 год Содержание Введение ...

    Выразительные движения: зевота, верхние веки опущены, брови приподняты, голова клонится вниз, руки опущены.

    VI Рисуем хорошее настроение/

    VII Обмен мнением.

    VIII Ритуал прощания.

    Занятие 3

    Тема: обучение элементам техники выразительных движений: эмоция удивления.

    Развитие моторно-слуховой памяти. Подвижные игры для детей с психомоторными, эмоциональными расстройствами. Психомышечная тренировка.

    Цель: Коррекция эмоциональной сферы психики детей. Совершенствование памяти.

    Создание бодрого настроения, здорового эмоционального возбуждения. Снятие психического напряжения.

    I Ритуал начала занятий.

    II Этюды на выражение удивления

    1) Этюд “Удивление”

    Мальчик очень удивлен: он видел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было, а из чемодана выпрыгнула собака!Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

    2) Этюд “Круглые глаза”

    Однажды первоклассник подсмотрел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ: “Я шёл из школы, зашёл в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там котёнок”. Ведущий предлагает детям показать, какие круглые глаза были у мальчика, когда он увидел живую тряпку.

    III Развитие моторно – слуховой памяти.

    Игра “Повтори за мной”

    Дети стоят возле стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребёнку прохлопать всё, что простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполненные движения: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают вниз, если неправильные.

    Игра “ Запомни движения”

    Дети повторяют движения ног и рук за ведущим. Запомнив очерёдность упражнений, повторяют их в обратном порядке.

    3) Игра “Запомни своё место”.

    Дети стоят в кругу или в разных углах комнаты. Каждый должен запомнить своё место. Под весёлую музыку все разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на свои места.

    IV Подвижные игры.

    Игра “Реченька”

    В игре участвуют две группы детей. На полу обозначена неширокая речка. К ней подходят два игрока – по одному от каждой группы – и пытаются её перепрыгнуть.

    Кто перепрыгнул, тот возвращается к своей группе.А кому это не удалось, тот должен перейти в соседнюю. Выигрывает та группа, в которой под конец игры окажется больше детей. Игра сопровождаётся весёлой музыкой.

    IV. Психомышечная тренировка.

    Этюд “Пылесос и пылинки”

    Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась всё медленнее и медленнее, оседают на пол. Когда ребёнок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперёд-вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает. Пылесос собирает пылинки: кого он коснётся, тот встает и уходит.

    V. Рисуем хорошее настроение.

    VI. Обмен мнением.

    VII. Ритуал прощания.

    Занятие 4.

    Тема: обучение элементам техники выразительных движений. Эмоции удовольствия и радости. Развитие памяти. Игры, способствующие успокоению и организации возбужденных детей. Психомышечная тренировка.

    Цель: тренаж эмоционально-волевой сферы психики. Развитие памяти. Снятие психического напряжения. Успокоение и организация возбужденных детей.

    I Ритуал начала занятий.

    II Этюды на выражение удовольствия и радости

    Этюд “Золотые капельки

    Идёт теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым. Ребёнок подставляет лицо золотым капелькам дождя. Приятен теплый летний дождь! Выразительная поза: голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены.

    Этюд “Цветок”

    Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляя теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

    Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем, глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

    Этюд “Ласка”

    Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок жмурит глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руки.

    III Развитие памяти

    Игра “Запомни свою позу”

    Дети стоят в кругу или в разных местах комнаты, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить её. Когда начинает звучать музыка, все дети разбегаются, а с её окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу.

    Игра “Слушай и исполняй!”

    В этой игре кроме памяти развивается и внимание.

    Ведущий 1-2 раза называет несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.

    Игра “Вот так позы!”

    Играющие принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, к4огда все дети вернуться в исходное положение.

    IV Успокоение возбужденных детей и их организация

    Игра “Слушай команду!”

    Дети под музыку идут друг за другом по кругу. Когда музыка прекращается, все останавливаются, слушают команду ведущего, произнесенную шепотом, и тотчас же её выполняют. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа хорошо слушает и точно выполняет задание.

    Игра “Смотри на руки!”

    Дети стоят друг за другом, первый – командир. Во время спокойного марша по кругу командир показывает различные движения рук, остальные дети повторяют эти движения. Затем выбирается новый командир. Он должен придумать другие движения.

    V. Психомышечная тренировка.

    Ведущий предлагает детям удобно устроиться, расслабиться и слушать с закрытыми глазами тихую, спокойную музыку. С окончанием музыки дети открывают глаза и тихо встают.

    V. Рисуем хорошее настроение.

    VI. Обмен мнением.

    VII. Ритуал прощания.

    Занятие 5

    Тема: эмоции страдания и печали. Развитие памяти, наблюдательности. Психомышечная тренировка.

    Цель: Коррекция, развитие эмоциональной сферы психики детей. Совершенствование памяти. Обучение приемам саморасслабления детей с различными невротическими проявлениями (истощение нервной системы, возбудимость, страхи, истерические реакции, навязчивые состояния, избирательный мутизм и др.)

    I Ритуал начала занятий.

    II Этюды на выражение страдания и печали

    Этюд “Остров плакс”

    Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь. Мимика: брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт.

    Этюд “Ой-ой-ой, живот болит”

    Медвежата Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:

    Ой-ой-ой, живот болит! Ой-ой-ой, меня тошнит! Ой, мы яблок не хотим! Мы хвораем, Том и Тим!

    М.Клокова

    Выразительные движения: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, туловище согнуто, живот втянут, руки прижаты к животу.

    Этюд “Я так устал”

    Маленький гномик несет на плече большую еловуб шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит:

    Я так устал,

    Я очень устал.

    Выразительная поза: руки висят вдоль тела, плечи опущены.

    III Развитие памяти, наблюдательности.

    Игра “Тень”

    Два ребенка идут пол дороге через поле: один впереди, а другой на 2-3 шага сзади. Второй ребенок – это “тень” первого. “Тень” должна повторять все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнетсяч за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т.п.

    Игра “В магазине зеркал”

    В магазине стоит много больших зеркал. Туда входит человек, на плече у него обезьянка. Она видит себя в зеркалах, думает, что это другие обезьянки, и начинает корчить им рожицы. Отражения отвечают ей тем же. Она грозит им кулаком, и ей грозят из зеркал; она топает ногой, и все обезьянки в зеркалах топают ногой. Что ни делает обезьянка, отражения в зеркалах точно повторяют её движения (один ребенок – обезьянка, остальные — зеркала)

    Игра “Разведчики”

    В комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд и т.д.

    IV. Психомышечная тренировка.

    Комплекс “На берегу моря”

    * * *

    Игра с песком (на напряжение и расслабление мышц рук)

    Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжать пальцы в кулак, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела (лень двигать тяжелыми руками).

    Повторить игру с песком 2-3 раза.

    * * *

    Игра с муравьем (на напряжение и расслабление мышц ног)

    На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. С силой потянуть носки ног на себя, ноги напряженные, прямые. Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей. Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног. Носки идут вниз – в стороны, ноги расслабляются, отдыхают. Повторить игру 2-3 раза.

    * * *

    Солнышко и тучка” (на напряжение и расслабление мышц туловища)

    Солнце зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться. Солнце вышло из-за тучки, стало жарко – расслабиться, потому что разморило на солнце. Повторить 2-3 раза.

    * * *

    В уши попала вода” (на напряжение и расслабление мышц шеи)

    Дети купались, и им в уши попала вода. В положении лежа на спине ритмично покачивать головой, вытряхивая воду из одного уха, потом из другого.

    * * *

    Лицо загорает” ( на напряжение и расслабление мышц лица)

    Подбородок загорает – подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы. Летит жучок, собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык – крепко закрыть рот. Жучок улетел – слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Нос загорает – подставить нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть, — сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым. Бабочка улетела – расслабить мышцы губ и носа. Снова прилетела бабочка, качается на качелях – двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела совсем – спать хочется – расслабление мышц лица. Не открывая глаз, принять удобную позу. Звучит тихая, спокойная музыка. С окончанием музыки дети тихо встают и идут к ведущему.

    V. Рисуем хорошее настроение.

    VI. Обмен мнением.

    VII. Ритуал прощания

    Занятие 6

    Тема: эмоции отвращения и презрения. Развитие памяти. Психомышечная тренировка.

    Цель: Коррекция, развитие эмоциональной сферы психики детей. Развитие памяти. Обучение приемам саморасслабления для сброса психоэмоционального напряжения.

    I Ритуал начала занятий.

    II Этюды на выражение отвращения и презрения/

    1. Этюд Соленый чай

    Бабушка потеряла очки и поэтому не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахара мелкую соль. Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чая, не глядя, положил в него две ложечки сахара, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!

    Выразительные движения: голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен.

    1. Этюд Гадкий утенок

    Дети вместе с ведущим вспоминают сказку Х.К.Андерсена “Гадкий утенок”, затем разыгрывают эпизод на птьчьем дворе. В нем птицы демонстрируют своё презрительное и брезгливое отношение к утенку, который не похож на других утят. Они считают его безобразным и гадким.

    Выразительные движения:

    — отвращение: голова откинута назад, брови нахмурены, глаза прищурены, ноздри раздуты и сморщены, углы губ опущены.

    — униженность: голова наклонена вниз, плечи сведены вперед.

    1. Этюд Грязь

    Мальчик обул новые ботинки и пошел в гости к своему другу. Ему надо перейти дорогу, где идут ремонтные работы и все раскопано. Недавно прошел дождь, и на дороге грязно и скользко. Мальчик идёт осторожно, стараясь не пачкать ботинки.

    Выразительные движения: походка должна производить впечатление, что ребенок идет по грязи, осторожно ступая на цыпочках и выбирая более чистое место.

    III Развитие памяти.

    1. Игра Опиши по памяти

    Ведущий на короткое время показывает детям куклу, а затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие у куклы волосы, какое платье, какие глаза, были ли банты, туфельки, носочки, стоит она или сидит и т.д.

    1. Игра Найди картинку

    Ведущий на короткое время (считая до 5) показывает детям картинку, а затем из набора похожих картинок предлагает выбрать ту, которую им показали.

    1. Игра Запомни картинку

    Карточка с нарисованными на ней в разных местах буквами (5-7 букв) или цифрами (от 0 до 9) демонстрируется детям столько времени, сколько они сочтут нужным. После этого они по памяти, каждый на своем листочке бумаги, воспроизводят картинку.

    IV Психомышечная тренировка.

    Комплекс “На берегу моря”

    См. занятие 5.

    V Рисуем хорошее настроение.

    VI Обмен мнением.

    VII Ритуал прощания.

    Занятие 7.

    Тема: эмоции гнева. Развитие памяти. Психомышечная тренировка.

    Цель: Коррекция и развитие эмоциональной сферы психики детей. Развитие памяти. Обучение приемам саморасслабления для сброса психоэмоционального напряжения.

    I Ритуал начала занятий.

    II Этюды на выражение гнева.

    1. Этюд Гневная гиена

    Гиена стоит у одинокой пальмы (специально поставленный стул).

    В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена хочет съесть обезьянку и ждет, когда обезьянка обессилеет от голода и жажды и спрыгнет на землю. Гиена приходит в ярость, когда кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке.

    Я страшная гиена,

    Я гневная гиена.

    От гнева на моих губах

    Всегда вскипает пена.

    1. Этюд “Король Боровик не в духе”

    Ведущий читает стихотворение, а ребенок действует согласно тексту.

    Шел король Боровик

    Через лес напрямик.

    Он грозил кулаком

    И стучал каблуком

    Был король Боровик не в духе:

    Короля покусали мухи.

    В.Приходько.

    1. Этюд Хмурый орел

    Ведущий читает стихотворение:

    Вот за решеткой, хмур и зол,

    Сидит орел.

    Могучих крыльев гордый взмах

    Внушает страх.

    Давно ль громады грозных скал

    Он облетал

    И камнем падал свысока

    На врага?

    Он был свободный властелин

    Седых вершин.

    Теперь в неволе, хмур и зол,

    Сидит орел.

    Затем дети по очереди изображают орла, который, медленно взмахивая крыльями, взбирается на камень (стул) и хмуро разглядывает детей из-за решетки.

    III Развитие памяти

    1. Игра Запомни фигуры

    Ведущий некоторое время показывает детям лист бумаги с изображенными на нем в произвольном порядке фигурами. Затем дети должны по памяти воспроизвести фигуры, каждый на своем листе.

    1. Игра Запомни буквы

    Ведущий в течение 2-3 секунд показывает детям лист бумаги с разбросанными на нем в беспорядке крупными буквами, после чего показывает лист бумаги с другими буквами, а затем дает задание восстановить первое изображение на листочках бумаги.

    1. Игра Что изменилось?

    Ведущий ставит перед детьми 3-7 игрушек и дает посмотреть на них несколько секунд. Затем просит детей отвернуться и меняет игрушки местами. Повернувшись и посмотрев на игрушки, дети должны сказать, что изменилось.

    IV Психомышечная тренировка.

    Комплекс “На берегу моря”

    См. занятие 5

    V Рисуем хорошее настроение.

    VI Обмен мнением.

    VII Ритуал прощания.

    Занятие 8

    Тема: эмоции страха. Память ощущений. Психомышечная тренировка.

    Цель: Коррекция, развитие эмоциональной сферы психики детей. Развитие памяти. Обучение приемам саморасслабления для сброса напряжения.

    I Ритуал начала занятий.

    II Этюды на выражение страха

    1. Этюд “Лисенок боится”

    Лисенок видит на другом берегу ручья свою маму, но не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.

    Выразительные движения: поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.

    1. Этюд “Собака лает и хватает за пятку”

    Ребенок гуляет. Мимо него на поводке идет собака. Она лает на ребенка и пытается, натягивая поводок, достать мордой до его ног. Ребенок сжимается от страха.

    1. Этюд Потерялся

    На вокзале ребенок отстал от родителей. Мальчик выходит на привокзальную площадь, он в смятении, не знает, куда идти.

    III Упражнения на развитие памяти ощущений

    На столе лежит несколько разноцветных кусков картона, немного отличающихся по фактуре. Легкими прикосновениями подушечек пальцев дети знакомятся с поверхностью листа, стараются запомнить ощущение. Отвернувшись, на ощупь отгадывают цвет (по очереди).

    Начинать нужно с 3-4 картонок, постепенно увеличивая количество/

    * * *

    Несколько разноцветных кусков картона отличаются по запаху. При отгадывании (с закрытыми глазами) дети тоже должны назвать цвет.

    * * *

    На столе разбрасывается некоторое количество (лучше несколько десятков) ключей. Упражнение в двух вариантах:

    — запомнить 2-3 ключа, выбранные ведущим, и после этого найти их в заново перемешанной куче;

    — то же самое, но найти ключ на ощупь.

    * * *

    Игра с колокольчиками”. Ведущий звонит последовательно в 3 колокольчика разного тона. Дети запоминают их, потом производят при их звучании разные действия (по договоренности):

    — хлопают в ладоши,

    — хлопают по столу,

    — встают и садятся.

    Колокольчиков дети не видят.

    IV Психомышечная тренировка.

    Комплекс “На берегу моря”

    См. занятие 5

    V Рисуем хорошее настроение.

    VI Обмен мнением.

    VII Ритуал прощания.

    Занятие 9.

    Тема: эмоции вины и стыда. Развитие умения классифицировать, обобщать, систематизировать. Аутотренинг.

    Цель: Коррекция и развитие эмоциональной сферы психики. Развитие и коррекция познавательной сферы психики. Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.

    I Ритуал начала занятий.

    II Этюды на выражение вины и стыда.

    1. Этюд Провинившийся

    Мальчик разбил вазу и мама его ругает. Он чувствует свою вину.

    Выразительные движения: голова наклонена вперед и втянута в приподнятые плечи, ноги прямые, пятки сдвинуты, руки висят вдоль тела. Мимика: брови идут вверх и сдвигаются, уголки губ опущены.

    1. Этюд Стыдно

    Мальчик случайно сломал переключатель у телевизора. Он испугался, что мама его накажет, и сказал, что переключатель крутил его младший брат. Брата наказали. Старшему брату стало очень стыдно. Послушав рассказ, дети по очереди показывают, как стыдно было старшему брату.

    III Развитие умения классифицировать, обобщать.

    Каждому ребенку предлагается набор карточек, на которых изображены чайники, тарелки, кастрюли, трамваи, троллейбусы, машины, платья, юбки, брюки, сапоги, туфли, тапки, бабочки, гусеницы, жуки, медведи, лисы, волки, козы, коровы, овцы, чайки, журавли, воробьи, пилы, молотки, отвертки и т.д. Дети должны разложить свои карточки на группы так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом (“Посуда”, “Транспорт”, “Одежда” и т.д.)

    * * *

    Детям предлагается на ощупь с закрытыми глазами рассортировать камешки на легкие и тяжелые, отделить тонкие ткани от плотных, из коллекции различных материалов выделить образцы дерева, металла, пластмассы и т.д.

    IV Аутотренинг.

    Волшебный сон

    Дети ложатся на пол, на ковер. Руки немного согнуты в локтях, лежат вдоль тела ладонями вниз, ноги немного разведены в стороны. Ведущий обращается к детям: “Сейчас, когда я начну читать стихи и заиграет тихая, спокойная музыка, вы закроете глаза и начнется игра “Волшебный сон”. Вы не заснете по-настоящему и будете все слышать, но не будете двигаться, и открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. “Волшебный сон”закончится тогда, когда я громко скажу: “Открыть глаза! Встать!” Внимание…наступает “Волшебный сон”…

    Реснички опускаются…

    Глазки закрываются…

    Мы спокойно отдыхаем…(2 раза)

    Сном волшебным засыпаем…

    Дышится легко…ровно…глубоко…

    Наши руки отдыхают…

    Ноги тоже отдыхают…

    Отдыхают… засыпают…(2 раза)

    Шея не напряжена

    И рас-сла-а-аб-ле-на…

    Губы чуть приоткрываются…

    Все чудесно расслабляется…(2 раза)

    Дышится легко…ровно…глубоко…

    Напряженье улетело…

    И расслаблено все тело…(2 раза)

    Греет солнышко сейчас…

    Руки теплые у нас…

    Жарче солнышко сейчас…

    Ноги теплые у нас…

    Дышится легко…ровно…глубоко…

    Губы теплые и вялые,

    Но нисколько не усталые…

    Губы чуть приоткрываются…

    Все чудесно расслабляется…(2 раза)

    Нам понятно, что такое…

    Состояние покоя…(2 раза)”

    Долгая пауза (до конца медленной музыки).

    Начинает звучать бодрая, веселая музыка. Дети продолжают лежать с закрытыми глазами.

    Ведущий обращается к детям:

    “Мы спокойно отдыхали,

    Сном волшебным засыпали…

    Хорошо нам отдыхать!

    Но пора уже вставать!

    Крепко кулачки сжимаем, их повыше поднимает.

    Потянуться! Улыбнуться!

    Всем открыть глаза и встать!”

    V Рисуем хорошее настроение.

    VI Обмен мнением.

    VII Ритуал прощания.

    Занятие 10

    Тема: Снятие мнимых, неадекватных страхов, неосознанной тревоги. развитие познавательной сферы. Аутотренинг.

    Цели: нейтрализация страхов, тревоги. Умственное развитие детей. Релаксация, достижение психофизического покоя.

    I Ритуал начала занятия.

    II Снятие страхов. Этюды на выражение страха.

    1. Этюд «Страх»

    Мальчик (или девочка) боится одиночества. Он (она)неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь: а вдруг в другой комнате кто-то притаился? Во время этюда звучит музыка Н.Мясковского «Тревожная колыбельная».

    Выразительная поза: голова откинута назад и втянута в плечи. Мимика: брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания.

    1. Этюд «Гроза»

    За окном гроза. хлещет дождь, сверкают молнии, грозно гремит гром. Ребёнок один дома. Он стоит у окна. В момент сильного раската грома ему становится страшно.

    Звучит музыка М.Раухвергера «Гром».

    Выразительные движения: голова запрокинута и втянута в плечи, глаза широко распахнуты, рот открыт, ладони как бы отгораживают от лица страшное зрелище.

    1. Этюд «Ночные звуки»

    Утёнок убежал с птичьего двора. Ночь застаёт его в лесу. Идёт дождь, завывает ветер. Деревья громко скрипят и гнутся под напором ветра почти до земли, а утёнку кажется, что его хватают большие тёмные и мокрые лапы. Перекликаются филины, а утёнок думает, что это кто-то кричит от боли. Мечется утёнок по лесу, пока не находит себе местечко в маленькой пещерке (под столом), где можно спрятаться. Он собирается в комочек и дрожит.

    В комнате, где происходит инсценировка притемняется свет. Все дети, кроме ребенка-утёнка, изображают деревья, коряги, пеньки. Из стульев делается бурелом. Пока звучит музыка Ф.Бургмюллера «Баллада», дети, не сходя со своих мест, принимают угрожающие позы и издают громкие, пугающие звуки: завывают, ухают и т. п.

    Когда перестаёт звучать музыка, включают свет. Этюд закончен. Все дети подходят к ребёнку, изображавшему утёнка, и по очереди слушают, как сильно и гулко бьётся у него сердце.

    Беседа «Кто чего или кого боится на самом деле».

    Дети сообщают о своём опыте переживания страха.

    Рисование на тему «Мои страхи». Инсценировка.

    Рисование направлено на выявление и «графическое отреагирование» различных страхов у детей. После рисования детям предлагается разорвать, уничтожить свой рисунок (свой страх).

    Содержание рисунков детей может стать темой для разыгрывания той или иной пантомимической сценки, ситуации, в которой ребёнок испытал страх. В разыгрываемых ситуациях, этюдах при изображении эмоций страха, несмотря на очень выразительное их внешнее воспроизведение и некоторое возбуждение, у детей всегда остаётся понимание, что они переживали страх понарошку. Этот нюанс используется для обесценивания некоторых реальных страхов у детей.

    IV.Развитие логики мышления.

    «Ответь на вопросы».

    Детям по очереди предлагается ответить на вопрос ведущего. Возможные вопросы:

    — Учитель наказал мальчика. Кто провинился?

    — Собаку укусила оса. Кто кусался?

    — Мама зовёт домой дочку. Кто дома? Кто на улице?

    — Витю слушал учитель. Кто говорил?

    — Петю ударил Ваня. Кто драчун?

    — Володю ждёт Лена. Кто задержался?

    — Ваня шёл впереди Пети. Кто шёл позади?

    — Лес позади дома. Что впереди?

    — Автобус впереди грузовика. Что позади?

    — Кошка больше собаки. Кто меньше?

    — Мальчик ниже девочки. Кто выше?

    — Дедушка старше бабушки. Кто моложе?

    — Дуб выше берёзы. Что ниже?

    «Ответь, что я сделала раньше».

    — Я позавтракала после того, как приняла душ.

    — Я выпила чаю после того, как пришла с улицы.

    — Я много тренировалась, прежде чем выступить на соревнованиях.

    — Прежде чем пойти на работу, я позавтракала.

    — Я поздоровалась, прежде чем начать разговор.

    — Я зашла в магазин, прежде чем поехать домой.

    V Аутотренинг.

    Дети слушают с закрытыми глазами спокойную, тихую музыку. С окончанием музыки дети открывают глаза и тихо встают.

    VI. Рисуем хорошее настроение.

    VII. Обмен мнением.

    VIII. Ритуал прощания.

    Занятие 11

    Тема: снятие мнимых, неадекватных страхов, неосознанной тревоги. Развитие мышления, общей осведомленности, быстроты реакции, внимания. Аутотренинг.

    Цели: обесценивание страхов. Умственное развитие детей. Достижение психофизического покоя, релаксации.

    I Ритуал начала занятий.

    II Снятие страхов

    1. Этюд Змей Горыныч

    Разыгрывание этюдов по содержанию рисунков детей, сделанных на занятии 10.

    1. Этюд Змей Горыныч

    В сказочном городе (поставленные по кругу стулья) живут царевич, царевна и ремесленники. Сторожит город стражник. Иван-царевич уходит на охоту, царевна вышивает, ремесленники заняты каждый своим делом (кузнец кует, маляр красит и т.д.).

    стражник обходит город. Налетает Змей Горыныч. (Звучит музыка П.Чайковского “Баба Яга”).

    Он смертельно ранит стражника, убивает ремесленников, а царевну уносит в свою пещеру (специально поставленные стулья).

    Змей Горыныч летает перед входом в пещеру, сторожит царевну. Иван-царевич возвращается с охоты. Стражник приподнимается, показывает направление, куда Змей Горыныч унес царевну, и бессильно падает. Иван-царевич берет меч, идет сражаться со Змеем Горынычем и побеждает его. Как только Змей Горыныч падает, стражник и ремесленники оживают, а из пещеры выходит царевна. Иван-царевич ведет царевну в город. Царевна снова вышивает, ремесленники работают. Стражник обходит город, а Иван-царевич собирается на охоту.

    Выразительные движения у исполнителя роли Змея Горыныча: голова и кисти рук – это головы Змея Горыныча. Они качаются, делают выпады в сторону Ивана-царевича, никнут по очереди (срубленные), поднимаются (вырастают новые).

    Иван-царевич с видимым усилием размахивает воображаемым мечом. После победы над Змеем Горынычем – поза и мимика победителя: плечи развернуты, ноги слегка расставлены, голова опрокинута, брови приподняты, губы тронуты улыбкой.

    По такому же принципу могут разыгрываться любые эпизоды, где действуют страшные персонажи и маски и где ребенок побеждает этих злых, неприятных персонажей, а на самом деле дезактуализирует, нейтрализует свой страх, свою тревогу.

    III Развитие мышления

    Логические задачи.

    • Перед Чиполлино стоят предметы: ведро, лопата, лейка. Как сделать , чтобы лопата стала крайней, не переставляя ее с места?
    • Вини-Пух, Тигра и Пятачок вырезали три флажка разного цвета: синий, зеленый, красный. Тигра вырезал не красный, а Винни-Пух — не красный и не синий флажок. Какого цвета флажок вырезал каждый?
    • На столе лежат 4 яблока. Одно яблоко разрезали и положили обратно. Сколько яблок на столе?
    • Расставьте в комнате 2 стула так, чтобы у каждой стены стояло по стулу. (надо поставить стулья в двух противоположных углах)
    • Сложите на столе треугольник из одной палочки и квадрат из двух палочек.(надо положить палочки на углу стола)

    Выбери нужное”

    У сапога всегда есть: пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.

    В теплых краях живут: медведь, олень, волк, верблюд, пингвин.

    В году:24 месяца, 12 месяцев, 4 месяца, 3 месяца

    Месяцы зимы: сентябрь, октябрь, декабрь, май.

    Отец старше сына: часто, всегда, редко, никогда.

    Время суток: год, месяц, неделя, день, понедельник.

    У дерева всегда есть: листья, цветы, плоды, корень, тень.

    Времена года: август, осень, суббота, каникулы.

    Пассажирский транспорт: комбайн, самосвал, автобус, тепловоз

    Эту игру можно продолжить.

    Замри!”

    Дети бегают по комнате. По команде ведущего останавливаются и принимают позу, которая изображена на показываемой ведущим карточке. Ребенок, допустивший неточность, выходит из игры. Дети объясняют ему какую позу надо было принять, ведущий следит за правильным употреблением в речи пространственных терминов.

    Противоположности”

    Ведущий называет детям слово и предлагает ответить противоположным по значению. Примеры называемых слов: большой, старый, мокрый, тяжелый, грустный, умный, сложный, сильный, злой, внутри, над, сверху, открытый, длинный, чистый, тихий, богатый, быстро, начало и т.п.

    IV Аутотренинг

    Волшебный сон”

    См. занятие 9

    V Рисуем хорошее настроение.

    VI Обмен мнением.

    VII Ритуал прощания.

    Литература:

    Чистова М.И. “Психогимнастика” М. 1990

    Чижова С.Ю., Калинина О.В. “Детская агрессивность”

    Михайлова З.А. “Игровые занимательные задачи для дошкольников”

    Захаров А.И. “Неврозы у детей”

    Шипицына Л.М. и др. “Коммуникации”

    Севостьянова Е.О. “Дружная семейка”

    Баландина Л.А. и др. “Диагностика в детском саду”

    Панарилова М.А. “Игротерапия общения”

    Катаева Л.И. “Работа психолога с застенчивыми детьми”

    Шарьхина В.Л. “Коррекционно – развивающие занятия в подготовительной группе”

    Романов А.А. “Направленная игротерапия агрессивности у детей”

    Романов А.А. “Расстройства поведения и эмоций у детей в целом”

    Романов А.А.“Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей”

    Яковлева Н.Г. “Психологическая помощь дошкольнику”

    Самоуткина “Игры в школе и дома”

    Жукова Г.Н. “Нравственные беседы с детьми”

    Семепака С.Н. “Социально – психологическая адаптация ребёнка в обществе”

    Алябьева Е.А. “Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста”