Деловое общение и специальные психологические теории

Вариант 3

Тема :«Деловое общение и специальные психологические теории»

ПЛАН

Введение ………………………………………………………….3

  1. Деловое общение и психодиагностика.

Разработка методов оценки и измерения

индивидуальных психологических особенностей

личности как основной предмет психодиагностики……….4

  1. Проблемы экономической, организационной и

профессиональной психологии. Их значение для

развития науки «Деловое общение»…………………………8

  1. Практическое задание. Составьте таблицу наиболее

применяемых в российской деловой практике типов

тестов. Приведите пример текстовых заданий по

деловому общению……………………………………………11

Заключение ……………………………………………………….14

Список используемой литературы ………………………………15

Введение

Современное общество характеризуется исключительным по своему масштабу развитием производства, новых видов техники, средств связи, широким использованием электроники, автоматики и так далее. Все это предъявляет огромные требования к психики человека, имеющего дело с современной техникой.

В современной промышленности, экономики, политики, практически во всех сферах жизнедеятельности общества, большее значение приобретает учет психологического фактора, т.е., возможностей, заключенных в психических познавательных процессах человека – восприятии, мышлении, в свойствах личности.

Так, например, одной из характерных особенностей современного состояния психологической науки стало появление и стремительное развитие экономической психологии — нового научного направления, призванного интегрировать подходы психологической и экономической наук в исследовании хозяйственной жизни общества, экономического поведения, взаимодействия и отношений хозяйствующих субъектов. С таким же успехом существуют и развиваются такие психологические направления как политическая, инженерная, педагогическая психология и др.

11 стр., 5409 слов

Введение в этику делового общения

... делового общения: 1) деловое общение; 2) этика бизнеса; 3) служебный этикет; 4) психология имиджа; 5) особенности межкультурной деловой коммуникации.   Взаимосвязь этики делового общения ... но-философском плане этика делового общения определяется общественно-экономическим строем общества, структурой его ... человека и общества Этика - философская наука, объектом изучения ко торой является мораль. ...

Успех любой коллективной деятельности лежит в отношениях сотрудничества и доверия, взаимопомощи и профессионализма. При этом не менее важно определить индивидуально-психологические качества личности, ее реальное состояние и возможности, степень конфликтности и коммуникабельности. И, разумеется, серьезными исследованиями человеческой психики занимаются лишь профессиональные психологи.

  1. Деловое общение и психодиагностика. Разработка методов оценки и измерения индивидуальных психологических особенностей личности как основной предмет психодиагностики.

Психодиагностика — это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина.

Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.

Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов. Может входить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.

В психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных этапа: сбор данных, переработка и интерпретация данных, вынесение решения – психодиагностический диагноз и прогноз.

Психодиагностика как наука определяется, как область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально – психологических особенностей личности.

Как теоретическая дисциплина, психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Теоретическая психодиагностика опирается на основные принципы психологии:

Принцип отражения – адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;

Принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений;

Принцип диалектической связи сущности и явления – позволяет увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности;

Принцип единства сознания и деятельности – сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой;

Личностный принцип – требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.

Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик – способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности.

В настоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке были признаны и приняты требования, предъявляемые к наиболее развитым современным наукам. Это требования операционализации и верификации.

Операционализация – предполагает указания на практические действия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются.

Верификация – т. е. всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на научность, должно пройти проверку на его непустоту, т. е. на реальность существования явления, определяемого этим понятием.

Самую общую схему классификации психодиагностических методов можно представить в виде следующей схемы:

Классификация психодиагностических методов

МЕТОДЫ

Рис. 1

  1. Бланковые методики – составляют большинство из них. В них испытуемому предлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят о психологии испытуемого.

Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов.

  1. Опросные методики – занимают второе место по частоте применения. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы.

Недостатки:

  • субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них;
  • эти методики трудно стандартизировать, а, следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов.
  1. Рисуночные психодиагностические методики – используют созданные испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений.
  2. Проективные методики – основаны на том, что недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве»стимула», при соответствующей организации всего эксперимента в целом порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики субъекта. В свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики этой группы наиболее валидные и информативные.
  3. Объективноманипуляционные методики – в которых решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. п. [2, 35].

Более развернутую классификацию психодиагностических методик можно представить, выделив другие критерии (см. табл. 2)

Таблица 2

Классификация психодиагностических методик

Критерий

Наименование

методики

Краткая характеристика

методики

По типу применяемых тестовых задач

Опросные

Используются вопросы, адресуемые испытуемым

утверждающие

Используются суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен согласиться или не согласиться

продуктивные

Применяют собственную творческую продукцию испытуемых – вербальную, образную, материальную

действенные

Задание выполнить некоторый комплекс практических действий

физиологические

П/диагностика на основе анализа непроизвольных физических или физиологических реакций организма

По адресату используемого тестового материала

сознательные

Апеллирующие к сознанию испытуемого

бессознательные

Направленные на неосознаваемые реакции человека

По форме представления тестового материала испытуемым

бланковые

Тестовый материал в письменной или иной знаковой форме (рисунок, схема и т. п.)

технические

Тестовый материал в аудио-, видео-или киноформе, или через иные технические устройства

сенсорные

Тестовый материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств

По характеру данных, используемых для выводов о результатах п/диагностики

объективные

Используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора

субъективные

Используются показатели, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого (пример — интроспекция)

По внутренней структуре методики

мономерные

В них диагностируется и оценивается единственное качество или свойство

многомерные

Предназначены для п/диагностики или оценки сразу нескольких одно- или разнотипных психологических качеств человека

По типу анализа экспериментальных данных

количественный

Диагностируемое свойство описывается через относительную степень развития его у данного человека по сравнению с другими людьми

качественный

Диагностируемое свойство описывается через известные научные понятия

Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.

Такими требованиями являются

  1. Валидность “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”.

Есть несколько разновидностей валидности.

Валидность теоретическая – определяется по соответствию показателей

исследуемого качества, получаемых с помощью данной

методики, показателям, получаемым с помощью других методик.

Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.

Валидность эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.

Валидность внутренняя — означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.

Валидность внешняя – примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.

Критерии валидности:

  • Поведенческие показатели – реакции, действия и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях.
  • Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.
  • Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий.
  • Данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.
  1. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.

Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:

  • путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми
  • путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях.
  1. Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется.
  2. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок [2, 52].
  1. Проблемы экономической, организационной и профессиональной психологии. Их значение для развития науки «Деловое общение»

Экономическая психология является относительно новой научной дисциплиной, набирающей силу в нашей стране. В западных странах эта дисциплина имеет более богатый опыт исследования и практики, о чем свидетельствует выпускаемый Международной ассоциацией экономистов-психологов журнала «Экономическая психология».

Становление и углубление рыночных отношений в российской экономике, ее включение в систему мировых экономических связей, обострение внутренних проблем экономического реформирования и развития сделали чрезвычайно актуальным научное исследование социально-психологических механизмов и закономерностей происходящих процессов.

Экономическая психология изучает психологические закономерности экономического поведения и взаимодействия между людьми как субъектами экономических отношений.

        Экономическая психология является молодой синтезированной наукой, вобравшей в себя научную информацию из различных научных дисциплин: экономика, социальная и общая психология, социология и др.  Она изучает закономерности взаимодействия и взаимного влияния экономических факторов и психологических явлений в регуляции экономического поведения.

Экономические психологи интересуются такими темами, как житейское понимание экономики; факторами, лежащими в основе экономических решений; отношениями между личной идентичностью и массовым потреблением и др.

Экономическая психология самым тесным образом связана с рядом отраслей психологической науки. На стыке с психологией личности и психологией индивидуальных различий исследуется влияние индивидуально-психологических факторов на восприятие и оценку социально-экономических явлений и особенности экономического поведения субъектов.

На стыке с психологией труда, организационной психологией и психологией управления наиболее важными проблемами выступают: исследования мотивации трудовой деятельности и поведения человека в организации, удовлетворенности трудом и социально-психологических факторов повышения производительности труда и эффективности работы организаций.

На стыке с возрастной и педагогической психологией активно разрабатываются проблемы экономической социализации детей и подростков, экономического обучения и образования детей и взрослых, на стыке с этнической психологией исследуются этнокультурные и этнопсихологические особенности экономического сознания и поведения.

В прикладной области экономической психологии существуют два главных направления: консультирование фирм и отдельных клиентов по конкретным проблемам и обучение и подготовка руководителей и специалистов в области экономической психологии. В качестве самостоятельного направления практической психологии активно формируется психология бизнеса.

Организационная психология занимается психологией поведения людей в организации. Многие организованные психологи работают менеджерами по персоналу, проводят оценку персонала, разрабатывают и проводят тренинги. Организационные психологи занимаются консультированием людей на предмет их профессионального развития, решения проблем связанных с профессиональным поведением, проводят тренинги как внутри фирмы, так и по заказу внешних компаний. Психолог в организации необходим, но часто он работает в качестве менеджера по персоналу или HR (специалист по человеческим ресурсам).

Организационный психолог проводит исследования в организации – определяет уровень удовлетворенности трудом, мотивированности, культуры и климата в организации, которые необходимы для налаживания деловых контактов. Также он может быть и конфликтологом, разрешая определенные конфликты.

Предметом организационной психологии является изучение социально-психологических закономерностей поведения людей в организациях, а также социально-психологических характеристик самих организаций.

Особое место в исследованиях организационной психологии занимают междисциплинарные связи с науками наиболее близкими по своей проблематики к задачам выявления закономерностей поведения человека в организационном контексте и определения условий эффективного развития организаций — теорией управления организацией (менеджментом) и организационным развитием.

Цели организации не достижимы без людей, без использования человеческих ресурсов, поэтому организационная психология становится важной областью общей теории управления организацией.

Знания о социально-психологических закономерностях поведения людей в организациях необходимы любому человеку и, в первую очередь, руководителю. Понимание того, как люди ведут себя в организации, особенности их делового поведения и построения деловых отношений, позволяют руководству сформировать эффективную стратегию развития организации, разработать специальные программы подготовки и обучения сотрудников.

Когда руководитель организации выполняет свои функции, то есть планирует, организует, мотивирует и контролирует деятельность других, то ему необходимо знать, как все эти перечисленные действия повлияют на людей. Поскольку руководитель способен достигать цели организации только через посредство других людей, понимание психологии поведения людей в организационном контексте делает руководителя организации эффективным.

Профессиональная психология представляет собой разнородные направления психологии в различных областях, будь то юриспруденция, политика, социология, спорт и др. В любой профессии задействовано огромное количество людей, существуют свои тонкости общения и работы в коллективе. Для налаживания деловых отношений необходим психологический подход.

Психология труда – область психологии, изучающая закономерности формирования и проявления психической деятельности человека, его индивидуальности в процессе труда, профессиональной деятельности. Одна из основных задач профессиональной психологии в том, чтобы помогать человеку наиболее полно и эффективно реализовать себя в труде, получать удовлетворение от трудового процесса. И решение этой задачи возможно лишь при изучении психологических закономерностей трудовой деятельности, роли психических функций и их индивидуальных особенностей в реализации трудовых задач, характеристик процесса взаимной адаптации человека и различных компонентов деятельности (средств, содержания, условий и организации).

Психологические особенности и закономерности трудовой деятельности человека, содержания практических рекомендаций по обеспечению ее эффективности и безопасности являются в той или иной степени специфическими для каждой специальности и профессии.

Проблема профессионального становления личности является отражением проблемы соотношения личности и профессии в целом. Существуют две парадигмы на этот счет. Первая – отрицание влияния профессии на личность, исходя из традиционного тезиса об изначальной «профессиональности» человека. Вторая – факт влияния профессии на личность – процесс профессионализации. Последняя характерна для большинства зарубежных исследователей и общепринята в отечественной психологии.

Профессиональное развитие – довольно сложный процесс, начинаясь на стадии освоения профессии, продолжается вплоть до полного отхода человека от дел, приобретая специфическую форму и содержание.

В результате профессионального развития человек приобретает профессиональные навыки, знания. Личность оценивает профессию с точки зрения возможности удовлетворения в ней большего числа своих потребностей. Чем больше возможностей предоставляет профессия для удовлетворения потребностей и интересов человека, тем выше его включенность в профессиональную деятельность. Профессия может существенным образом менять характер человека, приводя как к положительным, так и к отрицательным последствиям.

Элементы делового общения, делового этикета необходимы в практике профессиональной психологии, так как эти знания дают человеку дополнительную возможность адаптироваться в рабочем коллективе и в дальнейшем продвигаться по карьерной лестнице. Ведь от того, как человек адаптировался к рабочей среде, правильно ли он выбрал свою профессию, имеет ли наклонности для нормального решения стоящих перед ним профессиональных задач, зависит его отношение к работе и к коллективу и даже к окружающим его людям и жизни вообще.

  1. Практическое задание. Составьте таблицу наиболее применяемых в российской деловой практике типов тестов. Приведите пример тестовых заданий по деловому общению.

Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.

Стандартизированность методики – т. е. она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации результатов.

Сопоставимость – т. е. оценки, получаемые при помощи теста можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда и кем они были получены.

К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований. Это:

  1. Социокультурная адаптированность теста – соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.

  2. Простота формулировок и однозначность тестовых заданий – в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.
  3. Ограниченное время выполнения тестовых заданий – полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человеку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.
  4. Наличие тестовых норм для данного теста –репрезентативные средние показатели по данному тесту, — т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.

Норма теста средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально – демографических характеристик.

Наиболее применяемые в российской деловой практике типы тестов.

Тип теста

Наименование теста

Краткое описание

Самооценка деловых качеств руководителя и определение индивидуального стиля межличностного общения

Ваш темперамент

Нужно ответить «да» или «нет» на 12 утверждений. Тест выделяет основные темпераменты человека: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик

Общепсихологическая типология личности

Выяснение степени экстравертности и интровертности, уровня эмоциональной стабильности.

Характерологический

Выявление определенного направления характера

Уровень субъективного контроля

Оценка уровня субъективного контроля, который определяет его поведение в различных ситуациях

Ваш уровень общительности

Оценка коммуникабельности, корректности в отношениях с людьми

Ваш стиль делового общения

Оценка стиля делового общения. Из 80 утверждений из каждой пары выбирается одно — наиболее подходящее для тестирующегося.

Трансакционный анализ общения (по Э.Берну)

Оценка поведения на основе возможных состояний: «Родителя», «Взрослого» или «Ребенка»

Кто я? Капитан? Рулевой? Пассажир?

Оценка своих управленческих способностей, поведения, уровня ответственности, независимости, целеустремленности

Самооценка практических навыков по искусству общения и решение конкретных деловых ситуаций

Удовлетворенность работой

Основывается на выборе из двух вариантов решения конкретной ситуации правильного с точки зрения психологического подхода

Какой вы управляющий

Оценка степени профессиональности в управлении, сильных и слабых сторон тестируемого

Оценка самоконтроля в общении (по М. Снайдеру)

Оценка уровня контроля при общении с людьми

Вы склонны действовать или размышлять?

Определяет степень активности в определенной ситуации, степень склонности к действиям

Каков ваш уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения?

Чем меньше утвердительных ответов на вопросы, тем лучше человек владеет невербальными средствами общения

Способны ли вы решить свои проблемы?

Определение способности человека объективно оценивать стоящие перед ним проблемы и находит приемлемые пути их решения

В качестве примера хочется привести тест «Оценка самоконтроля в общении (по М. Снайдеру).

Предлагается оценить 10 предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации, как верные (В)и неверные (Н) для себя.

  1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.
  2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
  3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
  4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубокое, чем это есть на самом деле.
  5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
  6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
  7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.
  8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
  9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
  10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Оценка результатов: по одному балл начисляется ответ «Н» за 1,5,7 вопросы и за ответ «В» — на все остальные. Подсчитайте сумму.

0-3 балла показывает низкий коммуникативный контроль, т.е. ваше поведение устойчиво и не считаете нужным меняться в зависимости » ситуации. Вы способны к искреннему раскрытию в общении, от чего многие считают вас слишком прямолинейным.

4-6 баллов говорит о среднем коммуникативном контроле. Вы искренне, но не сдержаны в своих эмоциональных проявлениях. Однако считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.

7-10 баллов указывает на высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и можете предвидеть впечатление, которое производите на окружающих [4, 262-263].

Заключение

Тайны человеческой души во все времена привлекали людей. Раньше эти тайны разгадывали философы и астрологи, медики и алхимики. В позапрошлом веке появилась наука психология.

Психология манит людей, но это не простой вид деятельности. Не все могут освоить и выдержать нагрузки, связанные с работой психолога. Способность чувствовать других людей – это не просто способность плакать вместе с ними, а умение оказать нужную помощь.

Но из узкоспециальной дисциплины (так сказать, только для посвященных) психология становится неотъемлемой частью любой профподготовки. При профотборе на вакантное место используются все чаще психологические тесты, оценивающие способности и возможности потенциального работника.

Включенность современного человека в сложные социальные зависимости диктует насущную потребность для каждого в психодиагностике своего состояния, своих возможностей и перспектив своей деятельности. Не секрет, что в наше время условием успешной профессиональной деятельности любого специалиста, будь то инженер или бизнесмен, выступает умение общаться с людьми.

Для диагностики личности, ее интеллекта, межличностных отношений в коллективе, в семье широко используются популярные психодиагностические методики. В любой рабочей группе важно уметь оценить склонности и интересы партнеров по общению, их личностны особенности, степень их соответствия той социальной роли, на которую они претендуют.

Именно психодиагностика позволит проанализировать и найти конструктивный подход к разрешению таких проблем, как психологический климат в коллективе, динамика настроения, конфронтация лидеров. Естественно, что наиболее высокие требования предъявляются к современному руководителю, который обязан обладать элементарной социально-психологической культурой.

Изучение психологических возможностей человека в связи с требованиями, предъявляемыми ему сложными видами трудовой деятельности, характеризует важную роль современной психологии.

Список использованной литературы

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. — изд. 3. — Екатеринбург: “Деловая книга”, 1998. — 368 с.
  2. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. -М.: “ВЛАДОС”, 1998.- 632с.
  3. Современный словарь по психологии.- М.: “Современное слово”, 1998. – 768 с.
  4. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ под ред. проф.В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 279 с.
  5. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Издательство Союз, 2000. – 576 с.