Творческие/практические задания к экзамену по курсу

Психология развития

1. Прокомментируйте следующее утверждение и поясните его: «Старшеклассники, как и подростки, склонны к подражанию друг другу, с помощью каких-то побед. Иногда характер увлечений и юношеская любовь принимает характер эпидемии (влюбились одни – влюбляются все).

Обычно все увлекаются одним наиболее популярным мальчиком или девочкой». (ОПК-1, ПКПП-5).

2. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности индивида данного возраста. Поясните, о каком возрасте здесь говорится. Приведите примеры, иллюстрирующие данное новообразование. (ОПК-1, ПКПП-5).

3. Прочитайте отрывок стихотворения и охарактеризуйте о ребенке какого возраста в нем говорится, какой вид игры здесь описан. Дайте как можно наиболее полное описание игры и поясните свой ответ.

Всполошилась вся семья —
Ведь сегодня — ДОКТОР я!
Прямо с самого утра
Всех лечить решила я!
Собрала вкруг всю семью
И, серьёзно, говорю:
-«Так, сегодня я — ваш ДОКТОР.
Просьба — слушаться меня:
Выполнять, что назначаю,
Не бояться, как огня!
Вообщем так, я начинаю.
Подходить — по одному.
Не толпиться, не толкаться!
Всех сегодня я приму!

 (ОПК-1, ПКПП-5).

4. О ребенке какого возраста говорится в этом стихотворении А.Барто? О каких психологических особенностях ребенка говорится в этом отрывке?

Все я делаю для мамы:
Для нее играю гаммы,
Для нее хожу к врачу,
Математику учу.

Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже,
Для нее, после болезни,
Не купался в речке даже.

Для нее я мою руки,
Ем какие-то морковки…
Только мы теперь в разлуке.
Мама в городе Прилуки,
Пятый день в командировке.

Ну, сначала я, без мамы,
Отложил в сторонку гаммы,
Нагляделся в телевизор
На вечерние программы.

(ОПК-1, ПКПП-5).

5. Поясните содержание стихотворения с психологической точки зрения:

Пожилой человек – это
Тот, кто живет очень долго,
Преисполненный чувства
Гражданского долга,
Кто умеет любить,

Кто умеет мечтать,
Кто чужие ошибки
Умеет прощать!

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... измене­ния в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце до­школьного детства наметилось осознание ребенком своих переживаний. Сейчас осознанные ... ис­чезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в но­вый возраст. § 2. Учебная деятельность Ребенок действительно становится школьником тогда - когда приобретает соответствующую внутреннюю ...

 (ОПК-1, ПКПП-5).

6. Дайте психологическую характеристику следующему афоризму: «Молодость – вот время для усвоения мудрости, старость – время для ее применения». Приведите примеры, поясняющие ваш ответ. (ОПК-1, ПКПП-5).

7. О мальчике какого возраста говорится в данном стихотворении А.Барто? Объясните, с чем связано такое поведение мальчика и почему?

С добротой покончил Вовка,
Он решил — ему неловко
В зрелом возрасте таком
Быть каким-то добряком!

Он краснел при этом слове,
Стал стесняться доброты,
Он, чтоб выглядеть суровей,
Дергал кошек за хвосты.

Дергал кошек за хвосты,
А дождавшись темноты,
Он просил у них прощенья
За плохое обращенье.

(ОПК-1, ПКПП-5).

8. Поясните пословицу: «Усы пробиваются, а он никак с детством не распрощается». Какой возраст она описывает и какие психологические особенности данного возраста заложены в смысл пословицы?  (ОПК-1, ПКПП-5).

9. Для какого возраста характерны следующие особенности психического развития: Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Изменения в социальной ситуации развития способствуют трансформации системы взаимоотношений индивида со взрослыми и сверстниками, что способствует формированию его ведущей деятельности. Поясните свой ответ. (ОПК-1, ПКПП-5).

10. Поясните с психологической точки зрения данную индийскую пословицу: «Молодость больше открывает, а старость — изучает». Аргументируйте свой ответ. (ОПК-1, ПКПП-5).

11.  Какую роль играет активная речь ребенка и процесс сотрудничества со взрослым в овладении предметным действием? В каком возрасте он начинает ее использовать? Что является условием обогащения активного словаря ребенка? (ОПК-1, ПКПП-5).

12. Как учителями, родителями должны учитываться в обучении и воспитании психологические новообразования, характерные для каждого периода возрастного развития (покажите на примерах)? (ОПК-1, ПКПП-5).

13. Как учителями, родителями должны учитываться в обучении и воспитании особенности возрастных кризисов (покажите на примерах)? (ОПК-1, ПКПП-5).

14. В данном возрасте люди достаточно легкомысленно относятся к человеческим порокам и слабостям и в результате быстро приобщаются к алкоголю и наркотикам, превращая их из источника ориентированного поведения (любопытства) в предмет своих потребностей.

Определите, для какого возраста это характерно и поясните свой ответ.(ОПК-1, ПКПП-5).

15. Как учителями, родителями должны учитываться в обучении и воспитании ведущие виды (типы) деятельности, характерные для каждого периода возрастного развития (покажите на примерах)? (ОПК-1, ПКПП-5).

16. Как Вы думаете, какой тип привязанности наиболее предпочтителен для «типичной русской матери»? Обоснуйте свою точку зрения. (ОПК-1, ПКПП-5).

17. Среди некоторых родителей бытует мнение, что недостатки их детей – лень, непослушание, упрямство, нежелание заниматься – предопределены наследственностью.

6 стр., 2835 слов

Возрастные нормативы психомоторного развития детей

... роль в акселера­ции, т. е. в ускоренном развитии ребенка. Все это необходимо учитывать при оценке нервно-психического развития ребенка. Второй год жизни Сенсорные реакции. Сенсорные реакции ... манипулировать ложкой. Продолжается интенсивное развитие подра­жания. Формируются представления. В таблице 3 представлено развитие детей от рождения до года. Таблица 3 Развитие ребенка на первом году жизни ...

 Почему теория наследственности в настоящее время так распространена среди родителей? Назовите возможные причины. (ОПК-1, ПКПП-5).

18. Какое значение для теории и практики обучения и воспитания имеет данный подход? Как называется расхождение между уровнем решения задач при помощи взрослых и уровнем самостоятельного решения задач?

Обсуждая вопрос о том, каким должно быть соотношение обучения и развития ребенка, Л.С. Выготский, опираясь на результаты собственных опытов, писал, что в школе ребенок должен обучаться «тому, чего он делать не умеет, но что оказывается для него доступным в сотрудничестве с учителем и под его руководством…Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой… Оно опирается не столько на созревшие, сколько на созревающие функции. Оно всегда начинается с того, что у ребенка еще не созрело» В связи с этим Л.С.Выготский предложил оценивать умственное развитие ребенка по двум показателям: по тому, как он решает предложенные ему задачи самостоятельно, и по тому, как он решает те же задачи с помощью взрослых. (ОПК-1, ПКПП-5).

19. Как учителями, родителями должны учитываться в обучении и воспитании особенности социальной ситуации развития, характерной для каждого периода возрастного развития (покажите на примерах)? (ОПК-1, ПКПП-5).

20. Из разговора двух молодых мам: «Моя Алена (2года 10 мес.) росла спокойной и послушной девочкой. С удовольствием ходила к бабушке. А сейчас как подменили: упрямая, говорит капризным голосом, отказывается делать то, что любила раньше. Услышав, что мы собираемся к бабушке, забастовала. Ей уступили. Но она не успокоилась. Ведь к бабушке ей на самом деле хотелось. В другой раз попробовали настоять на своем. Но она опять расплакалась, повторяя: «не хочу, не пойду»».

Что случилось с девочкой? Объясните причину. Спрогнозируйте возможное поведение ребенка и родителей. (ОПК-1, ПКПП-5).

21. Известно не менее двадцати случаев, когда дети по разным причинам выросли в логове зверей. Проанализируйте приведённый ниже случай и сделайте выводы о роли наследственности и социальной среды в психическом развитии личности.

В 1920 г., например, в Индии обнаружили в волчьем логове вместе с волчатами двух девочек: семи-восьми и двух лет. Они ели без помощи рук сырое мясо, ходили на четвереньках, по ночам выли, как волчата; хорошо видели в темноте; боялись людей, сильного света, огня и воды, не давали себя мыть; срывали с себя одежду и даже в холод сбрасывали одеяло.

Младшая девочка вскоре умерла. Старшая только через шесть лет научилась ходить. В течение четырех лет она выучила лишь шесть слов, а через семь лет — сорок пять. К этому времени она полюбила людей, стала бояться темноты и научилась есть руками и пить из стакана. К семнадцати годам ее умственно развитие было, как у четырехлетнего ребенка. (ОПК-1, ПКПП-5).

22. Как называется описанный ниже феномен, и какое объяснение получил он в отечественной психологии?

В опытах швейцарского психолога Ж.Пиаже с детьми четырех-пяти лет наблюдали следующий феномен. В два одинаковых стакана в присутствии ребенка наливали равное количество воды. На вопрос: «Сколько воды в стаканах: одинаково или нет?» — ребенок отвечал, что одинаково. Затем воду из одного из этих стаканов переливали в стакан более узкий и высокий. На вопрос: «А сейчас одинаково воды или нет?» — ребенок обычно отвечал, что в высоком стакане воды больше. Подобным образом дети отвечали и при проведении других аналогичных экспериментов. На основе этих опытов Ж.Пиаже утверждает, что детям младше семи-восьми лет недоступны логические операции, что умственное развитие вообще ограничено возрастным созреванием. (ОПК-1, ПКПП-5).

4 стр., 1846 слов

Представления о строении и развитии личности в психологии сознания

... решение каждого). Представление о развитии личности: организм – социальный индивид – личность. Представления о строении и развитии личности в психоанализе. Фрейд. Личность состоит из 3 структурных ... развитие личности – главная жизненная цель, достижению которой подчинена жизнь человека. Жизнь – явление телеологическое, целеустремленное, целенаправленное. Жизненные цели возникают у ребенка ...

23. Приведены отрывки, в которых описаны научные факты о психическом развитии. О каких важных фактах и явлениях психического развития идет речь в этих описаниях.

а).

В последние годы дети, как показывают наблюдения и антропометрические исследования, растут и развиваются быстрее, чем несколько десятилетий назад.

б).

Для развития речи наиболее благоприятным является период от 1 года до 5 лет, для формирования многих двигательных навыков – младший школьный возраст, для формирования математического мышления — 20-летний возраст. (ОПК-1, ПКПП-5).

24. Приведены следующие высказывания о психическом развитии. Проанализируйте и определите, на каких позициях стоят авторы в вопросе о психическом развитии человека. 

а).

«Дети, которые унаследовали гены хороших умственных способностей, станут высокоинтеллектуальными людьми даже без особого обучения, в то время как дети, которым не посчастливилось в отношении генов, не смогут извлечь пользу даже из самого лучшего обучения»

б).

«Все люди с обыкновенной, нормальной организацией обладают одинаковыми умственными способностями»; «Воспитание делает нас тем, чем мы являемся»

в).

«Ребенок не созревает сначала и затем воспитывается и обучается; он созревает, воспитываясь и обучаясь, т.е. под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создало человечество. Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь, т.е. самое созревание и развитие ребенка в ходе обучения и воспитания не только проявляется, но совершается… В этом заключается основной закон психического развития ребенка». (ОПК-1, ПКПП-5).

25. В приведенных ниже отрывках описаны научные факты о психическом развитии. О каких важных фактах и явлениях психического развития идет речь в этих описаниях

а).

В различные возрастные периоды основные психологические новообразования зависят главным образом от какого-то одного вида деятельности. В этом виде деятельности также возникают, формируются и перестраиваются многие психические процессы.

б).

На каждом возрастном этапе формируются «новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения… которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внешнюю и внутреннюю жизнь, весь ход его развития в данный период…»

в).

Для каждого возрастного этапа характерно типичное «сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу»? (ОПК-1, ПКПП-5).

2 стр., 858 слов

Инклюзивное образование детей с задержкой психического развития: ...

... маршрутов9. Образовательный маршрут определяется в соответствии с качественными характеристиками и уровнем развития ребенка к моменту его поступления в школу. Подчеркнем, что этот уровень однозначно ... ОВЗ и (или) инвалидностью 3. Среди детей с ОВЗ самую большую и разнородную группу составляют дети с задержкой психического развития (далее – ЗПР), характеризующиеся, в силу различных этиологических ...

26. Охарактеризуйте развитие самосознания от рождения до зрелости. Приведите примеры культурных обычаев, ускоряющих (или замед­ляющих) моторное развитие детей и влияющих на процесс их инкультура­ции. (ОПК-1, ПКПП-5).

Вопросы к экзамену

по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ»

Направление 050706.65- Психолого-педагогическое образование

Профиль — Психология и социальная педагогика (ППО-ПСП)

2 курс, 3 семестр

1. Психология развития как наука. Связь психологии развития с другими отраслями знания.

2. Предмет психологии развития. Задачи и проблемы психологии развития.

3. Методы изучения возрастных особенностей и проблем развития.

4. Предпосылки формирования возрастной психологии как науки.

5. Формирование психологии развития в XIX – XX вв.

6. Категория развития в психологии.

7. Подход к проблеме развития в основных психологических направлениях.

8. Принцип развития в психологии.

9. Биологизаторы и социологизаторы. Персооналисты и личностный фактор. Теория конвергенции.

10. Взаимодействие генотипа и среды в развитии.

11. Источники и закономерности психического развития.

12. Движущие силы и условия психического развития.

13. Механизмы развития личности. Идентификация. Обособление.

14. Понятие возраста. Формационно-культурологический аспект содержания понятия возраста.

15. Виды возрастов, их характеристика.

16. Структурные компоненты возраста. Понятие сензитивности.

17. Возрастные кризисы. Структура возрастного кризиса.

18. Проблема периодизации психического развития. Принципы и критерии возрастной периодизации.

19. Характеристика возрастных периодов в трудах Д.Б. Эльконина.

20. Периодизация психического развития в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.

21. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе.

22. Периодизация развития личности А.В.Петровского.

23. Периодизация развития личности В.И.Слободчикова.

24. Проблема возрастной периодизации в трудах А.Н.Леонтьева.

25. Проблема возрастной периодизации в трудах Д.И.Фельдштейна.

26. Проблема возрастной периодизации в трудах М.И.Лисиной.

27. Психоаналитические теории развития личности.

28. Периодизация развития личности по З. Фрейду.

29. Развитие классического психоанализа в работах А. Адлера (теория порядка рождения).

30. Развитие классического психоанализа в работах А. Фрейд.

31. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.

32. Вклад психоаналитических теорий развития личности.

33.  Учение Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка: ключевые понятия концепции Ж. Пиаже, открытие эгоцентризма детского мышления. Стадии интеллектуального развития ребенка.

34. Интеллектуальное развитие ребенка по Дж. Брунеру.

35. Развитие морального сознания личности по Л. Колбергу.

5 стр., 2433 слов

Программа образования детей дошкольного возраста на примере Детского ...

... с пространственными отношениями, развитие элементов логического мышления). · Развитие в конструктивной деятельности. · Развитие основ начальной компьютерной грамотности. Художественно-эстетическое развитие ребенка · Развитие художественно-литературной деятельности. · Развитие изобразительной деятельности. · Развитие музыкальной деятельности. · Развитие театрализованной деятельности. В каждом ...

36. Концепция нравственности К.Гиллигана.

37. Психическое развитие ребенка младенческого возраста. Новорожденность.

38. Психология ребенка раннего возраста: ведущий вид деятельности, основные новообразования, социальная ситуация развития.

39. Психология дошкольника: ведущий вид деятельности, основные новообразования, социальная ситуация развития.

40. Психическое развитие ребенка младшего школьного возраста. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности.

41. Психология подростка: ведущий вид деятельности, основные новообразования, социальная ситуация развития.

42. Юношеский кризис Юность как стадия жизненного пути.

43. Общение в юности. Формирование личности и открытие «Я».

44. Учебно-профессиональная деятельность в юношеском возрасте.

45. Познавательная и эмоциональная сфера в юношеском возрасте.

46. Личность взрослого человека. Ранняя, средняя, поздняя взрослость.

47. Вступление в брак и рождение детей. Отношения с детьми.

48. Познавательная и эмоциональная сфера взрослого человека.

49. Закономерности развития в стадии поздней зрелости. Эволюция и инволюция в геронтогенезе.

50. Проблема социализации и социально-психологической адаптации пожилых людей. Место в семье.

51. Кризис индивидуальной жизни в стадии старости.

52. Познавательная и эмоциональная личностная сфера в пожилом возрасте.

 

Преподаватель: Сайфутдиярова Е.Ф.

Творческие/практические задания к экзамену по курсу

«ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ»

1. Приведены следующие высказывания о психическом развитии. Проанализируйте и определите, на каких позициях стоят авторы в вопросе о психическом развитии человека. 

а).

«Дети, которые унаследовали гены хороших умственных способностей, станут высокоинтеллектуальными людьми даже без особого обучения, в то время как дети, которым не посчастливилось в отношении генов, не смогут извлечь пользу даже из самого лучшего обучения»

б).

«Все люди с обыкновенной, нормальной организацией обладают одинаковыми умственными способностями»; «Воспитание делает нас тем, чем мы являемся»

в).

«Ребенок не созревает сначала и затем воспитывается и обучается; он созревает, воспитываясь и обучаясь, т.е. под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создало человечество. Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь, т.е. самое созревание и развитие ребенка в ходе обучения и воспитания не только проявляется, но совершается… В этом заключается основной закон психического развития ребенка».

2. Известно не менее двадцати случаев, когда дети по разным причинам выросли в логове зверей. Проанализируйте приведённый ниже случай и сделайте выводы о роли наследственности и социальной среды в психическом развитии личности.

В 1920 т., например, в Индии обнаружили в волчьем логове вместе с волчатами двух девочек: семи-восьми и двух лет. Они ели без помощи рук сырое мясо, ходили на четвереньках, по ночам выли, как волчата; хорошо видели в темноте; боялись людей, сильного света, огня и воды, не давали себя мыть; срывали с себя одежду и даже в холод сбрасывали одеяло.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей их действия проявляются только в деятельности человека. Использование законов ... консультации и контроль) и дает возможность линейному руководителю сконцентрироваться на текущую деятельность. Недостатки: численность и сложность связей возрастает, растут управленческие расходы, снижается оперативность ...

Младшая девочка вскоре умерла. Старшая только через шесть лет научилась ходить. В течение четырех лет она выучила лишь шесть слов, а через семь лет — сорок пять. К этому времени она полюбила людей, стала бояться темноты и научилась есть руками и пить из стакана. К семнадцати годам ее умственно развитие было, как у четырехлетнего ребенка.

3. Приведены отрывки, в которых описаны научные факты о психическом развитии. О каких важных фактах и явлениях психического развития идет речь в этих описаниях.

а).

В последние годы дети, как показывают наблюдения и антропометрические исследования, растут и развиваются быстрее, чем несколько десятилетий назад.

б).

Для развития речи наиболее благоприятным является период от 1 года до 5 лет, для формирования многих двигательных навыков – младший школьный возраст, для формирования математического мышления — 20-летний возраст.

4. Среди некоторых родителей бытует мнение, что недостатки их детей – лень, непослушание, упрямство, нежелание заниматься – предопределены наследственностью.

 Почему теория наследственности в настоящее время так распространена среди родителей? Назовите возможные причины.

7. Какое значение для теории и практики обучения и воспитания имеет данный подход? Как называется расхождение между уровнем решения задач при помощи взрослых и уровнем самостоятельного решения задач?

Обсуждая вопрос о том, каким должно быть соотношение обучения и развития ребенка, Л.С. Выготский, опираясь на результаты собственных опытов, писал, что в школе ребенок должен обучаться «тому, чего он делать не умеет, но что оказывается для него доступным в сотрудничестве с учителем и под его руководством…Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой… Оно опирается не столько на созревшие, сколько на созревающие функции. Оно всегда начинается с того, что у ребенка еще не созрело» В связи с этим Л.С.Выготский предложил оценивать умственное развитие ребенка по двум показателям: по тому, как он решает предложенные ему задачи самостоятельно, и по тому, как он решает те же задачи с помощью взрослых.

8. В приведенных ниже отрывках описаны научные факты о психическом развитии. О каких важных фактах и явлениях психического развития идет речь в этих описаниях

а).

В различные возрастные периоды основные психологические новообразования зависят главным образом от какого-то одного вида деятельности. В этом виде деятельности также возникают, формируются и перестраиваются многие психические процессы.

б).

На каждом возрастном этапе формируются «новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения… которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внешнюю и внутреннюю жизнь, весь ход его развития в данный период…»

в).

Для каждого возрастного этапа характерно типичное «сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу»?

9. Как называется описанный ниже феномен, и какое объяснение получил он в отечественной психологии?

12 стр., 5755 слов

Определение уровня психического развития ребенка в возрасте от двух до трех лет

... нему для обыгрывания мелкие транспортные игрушки, сюжетные фигурки для обыгрывания. Детям раннего возраста для самостоятельных игр надо компоновать в коробку геометрические формы вместе ... игрушки; Музыкальные инструменты: металлофон, бубны, барабанчик, колокольчики 3. Процессуальная игра: развитие символической функции мышления Предметы-заместители, неоформленный материал: Кубики, коробочки, крышки ...

В опытах швейцарского психолога Ж.Пиаже с детьми четырех-пяти лет наблюдали следующий феномен. В два одинаковых стакана в присутствии ребенка наливали равное количество воды. На вопрос: «Сколько воды в стаканах: одинаково или нет?» — ребенок отвечал, что одинаково. Затем воду из одного из этих стаканов переливали в стакан более узкий и высокий. На вопрос: «А сейчас одинаково воды или нет?» — ребенок обычно отвечал, что в высоком стакане воды больше. Подобным образом дети отвечали и при проведении других аналогичных экспериментов. На основе этих опытов Ж.Пиаже утверждает, что детям младше семи-восьми лет недоступны логические операции, что умственное развитие вообще ограничено возрастным созреванием.

10. Как учителями, родителями должны учитываться в обучении и воспитании ведущие виды (типы) деятельности, характерные для каждого периода возрастного развития (покажите на примерах)?

11. Дайте характеристику экстремальной ситуации антропогенного и социального характера, определите различия степени тяжести их влияния на личность.

12.Дайте характеристику периодам развития чрезвычайной ситуации. Проанализируйте, какие особенности отклонений в психических состояниях и поведении людей наблюдаются в течение каждого периода.

13. Как Вы думаете, какой тип привязанности наиболее предпочтителен для «типичной русской матери»? Обоснуйте свою точку зрения.

14. Из разговора двух молодых мам: «Моя Алена (2года 10 мес.) росла спокойной и послушной девочкой. С удовольствием ходила к бабушке. А сейчас как подменили: упрямая, говорит капризным голосом, отказывается делать то, что любила раньше. Услышав, что мы собираемся к бабушке, забастовала. Ей уступили. Но она не успокоилась. Ведь к бабушке ей на самом деле хотелось. В другой раз попробовали настоять на своем. Но она опять расплакалась, повторяя: «не хочу, не пойду»».

Что случилось с девочкой? Объясните причину. Спрогнозируйте возможное поведение ребенка и родителей.

15. Как учителями, родителями должны учитываться в обучении и воспитании особенности социальной ситуации развития, характерной для каждого периода возрастного развития (покажите на примерах)?

16. Как учителями, родителями должны учитываться в обучении и воспитании особенности возрастных кризисов (покажите на примерах)?

17. Как учителями, родителями должны учитываться в обучении и воспитании психологические новообразования, характерные для каждого периода возрастного развития (покажите на примерах)?

18. Какую роль играет активная речь ребенка и процесс сотрудничества со взрослым в овладении предметным действием? В каком возрасте он начинает ее использовать? Что является условием обогащения активного словаря ребенка?

19. Прокомментируйте следующее утверждение и поясните его: «Старшеклассники, как и подростки, склонны к подражанию друг другу, с помощью каких-то побед. Иногда характер увлечений и юношеская любовь принимает характер эпидемии (влюбились одни – влюбляются все).

Обычно все увлекаются одним наиболее популярным мальчиком или девочкой».

20. В данном возрасте люди достаточно легкомысленно относятся к человеческим порокам и слабостям и в результате быстро приобщаются к алкоголю и наркотикам, превращая их из источника ориентированного поведения (любопытства) в предмет своих потребностей.

4 стр., 1516 слов

Теоретические аспекты развития активного словаря детей старшего ...

... №13. Глава 1. Теоретические аспекты развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях 1.1. Особенности развития словаря в дошкольном возрасте Совокупность слов современного русского языка, ... в воспитательных целях / А.В. Запорожец // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. — М.: Просвещение, 1998. – 187 с. 17. Иллюстрированный ...

Определите, для какого возраста это характерно и поясните своей ответ.

21. Для какого возраста характерны следующие особенности психического развития: Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Изменения в социальной ситуации развития способствуют трансформации системы взаимоотношений индивида со взрослыми и сверстниками, что способствует формированию его ведущей деятельности.

Поясните свой ответ.

22. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности индивида данного возраста. Поясните, о каком возрасте здесь говорится. Приведите примеры, иллюстрирующие данное новообразование.

23. Прочитайте отрывок стихотворения и охарактеризуйте о ребенке какого возраста в нем говорится, какой вид игры здесь описан. Дайте как можно наиболее полное описание игры и поясните свой ответ.

Всполошилась вся семья —
Ведь сегодня — ДОКТОР я!
Прямо с самого утра
Всех лечить решила я!
Собрала вкруг всю семью
И, серьёзно, говорю:
-«Так, сегодня я — ваш ДОКТОР.
Просьба — слушаться меня:
Выполнять, что назначаю,
Не бояться, как огня!
Вообщем так, я начинаю.
Подходить — по одному.
Не толпиться, не толкаться!
Всех сегодня я приму!

24. О ребенке какого возраста говорится в этом стихотворении А.Барто? О каких психологических особенностях ребенка говорится в этом отрывке?

Все я делаю для мамы:
Для нее играю гаммы,
Для нее хожу к врачу,
Математику учу.

Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже,
Для нее, после болезни,
Не купался в речке даже.

Для нее я мою руки,
Ем какие-то морковки…
Только мы теперь в разлуке.
Мама в городе Прилуки,
Пятый день в командировке.

Ну, сначала я, без мамы,
Отложил в сторонку гаммы,
Нагляделся в телевизор
На вечерние программы.

25. О мальчике какого возраста говорится в данном стихотворении А.Барто? Объясните, с чем связано такое поведение мальчика и почему?

С добротой покончил Вовка,
Он решил — ему неловко
В зрелом возрасте таком
Быть каким-то добряком!

Он краснел при этом слове,
Стал стесняться доброты,
Он, чтоб выглядеть суровей,
Дергал кошек за хвосты.

Дергал кошек за хвосты,
А дождавшись темноты,
Он просил у них прощенья
За плохое обращенье.

26. Поясните пословицу: «Усы пробиваются, а он никак с детством не распрощается». Какой возраст она описывает и какие психологические особенности данного возраста она описывает?

27. Поясните с психологической точки зрения данную индийскую пословицу: «Молодость больше открывает, а старость — изучает». Аргументируйте свой ответ.

28. Дайте психологическую характеристику следующему афоризму: «Молодость — вот время для усвоения мудрости, старость — время для ее применения». Приведите примеры, поясняющие ваш ответ.

29. Поясните содержание стихотворения с психологической точки зрения:

Пожилой человек – это
Тот, кто живет очень долго,
Преисполненный чувства
Гражданского долга,
Кто умеет любить,

Кто умеет мечтать,
Кто чужие ошибки
Умеет прощать!