Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в художественно-театральной деятельности

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 6

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи у детей дошкольного возраста 6

1.2. Особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 14

Глава 2. Художественно-театральная деятельность как средство формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста в ОНР 23

2.1. Характеристика и особенности художественно-театральной деятельности в дошкольном возрасте 23

2.2. Влияние художественно-театральной деятельности на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 27

Заключение 34

Список литературы 35

Введение

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Особую актуальность приобретают вопросы формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.

Дети с ОНР к концу первого года обучения в логопедической группе имеют недостаточно высокий уровень развития всех компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики).

Объем понимания обращенной речи близок возрастной норме, дети владеют развернутой фразовой речью, словарный запас включает достаточное количество слов обиходно-бытовой лексики, но формирование связной речи значительно отстает.

6 стр., 2688 слов

Дидактические игры как средство развития речи у детей среднего дошкольного возраста

... РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 1.1 Возрастные особенности развития детей среднего дошкольного возраста. Возраст 4 ... -5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к 5 годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста ... всё еще мало. Формирование связной речи у детей в онтогенезе изначально является ...

Дети испытывают затруднения в составлении развернутого рассказа по картинке, серии сюжетных картинок, иногда затрудняются выделить основную мысль повествования, определить логику и последовательность в изложении событий. В рассказах воспроизводятся внешние, поверхностные впечатления, причинно-следственные взаимоотношения ускользают от внимания детей. Дети не вполне понимают смысл прочитанного, опускают существенные для изложения детали, нарушают последовательность, допускают повторы, лишние привнесения, затрудняются в выборе необходимого слова.

Таким образом, дети с ОНР III уровня достаточно хорошо владеют обиходно-бытовой речью, но испытывают затруднения, в большей или меньшей степени, при пользовании описательно-повествовательной речью.

На подходы к изучению связной речи дошкольника оказали влияние исследования, выполненные под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой. В центре внимания этих исследований находится поиск критериев оценки связности речи, и в качестве основного показателя ими выделено умение структурно выстраивать текст и использовать различные способы связей между фразами и частями разных типов связных высказываний, видеть структуру текста, его основные композиционные части, их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Л.Н.Ефименкова в своей работе «Формирование речи у дошкольников» делает попытку систематизировать приемы работы по развитию речи у детей с ОНР. Вся коррекционная работа делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и подготовке к связному высказыванию. Формирование связной речи — основная задача третьего этапа. Автор предлагает обучать детей с ОНР сначала подробному, затем выборочному и наконец творческому пересказу.

В.П.Глухов предлагает систему обучения рассказыванию, состоящую из нескольких этапов. Дети овладевают навыками монологической речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества.

Т.А.Ткаченко при работе над формированием связной речи у детей с ОНР использует вспомогательные средства, такие, как наглядность и моделирование плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания.

12 стр., 5884 слов

Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР

... ) №2 Курсовая работа На тему: “Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР” Выполнена: Студенткой 4 “Д” группы Гербер Викторией Руководитель ... пути воспроизведения уже известной. Изучение монологической речи детей с задержкой психического развития старшего дошкольного и младшего школьного возраста показывает, что речь их носит ситуативный характер, у ...

В работах педагогов и психологов не достаточно внимания уделяется художественно-театральной деятельности, хотя именно она способствует развитию связной речи, умению грамотно и выразительно говорить, раскрытию творческих способностей ребенка.

Таким образом, несмотря на достаточную степень изученности проблемы развития связной речи дошкольников, остается недостаточно разработанным один из аспектов этой проблемы — содержание работы педагога по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в процессе художественно-театральной деятельности.

Объект исследования — особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Предмет исследования — методика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в художественно-театральной деятельности.

Цель работы — теоретически обосновать методику работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в художественно-театральной деятельности.

Задачи работы:

1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития связной речи в дошкольном возрасте;

2. изучить особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;

3. дать характеристику художественно-театральной деятельности детей дошкольного возраста;

4. определить влияние художественно-театральной деятельности на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Для решения поставленных задач нами были использован следующий метод исследования — теоретический анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы.

11 стр., 5175 слов

Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста

... начального образования Специальность «Дошкольная педагогика и психология» Кафедра педагогики Заочное отделение Контрольная работа по методике развития речи Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста Преподаватель: Ткачук ...

Глава 1. Теоретические основы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи у детей дошкольного возраста

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В.Ахутина, Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин и др.).

Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А.Леонтьев, Л.В.Щерба).

Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М.Кониной, А.М.Леушиной, Л.А.Пеньевской, О.И.Соловьевой, Е.И.Тихеевой, А.П.Усовой, Е.А.Флериной.

Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М.Бородич, Н.Ф.Виноградовой, Л.В.Ворошниной, В.В.Гербовой, Э.П.Коротковой, Н.А.Орлановой, Е.А.Смирновой, Н.Г.Смольниковой, О.С.Ушаковой, Л.Г.Шадриной и др.

Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы. Применительно к различным видам развернутых высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединенных фрагментов речи, исходящих в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое.

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

... квартиры, ухаживание за животными и растениями. Речевое развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими ... л]); Называет предметы, действия, качества; использует все части речи (кроме причастия и деепричастия); Вступает в коммуникативные контакты со ... чух» и т.д.; Правильно произносит все звуки речи (могут быть исключения в произнесении шипящих и свистящих ...

По мнению А.В.Текучева, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составленные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи» [14;С.7].

Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формами речи.

Диалогическая (диалог) — первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребности непосредственного живого общения. Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), их цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь. В диалоге наряду с собственно языковыми средствами звучащей речи большую роль играют и невербальные компоненты — жест, мимика, а также средства интонационной выразительности. Указанные особенности определяют характер речевых высказываний.

Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания (эллипсы или элизии), наличие повтора лексических элементов в смешных репликах, употребление стереотипных конструкций разговорного стиля (речевые штампы).

Простейшие формы диалога (например, реплики-высказывания типа утвердительного или отрицательного ответа и т. п.) не требуют построения программы высказывания (А.Р.Лурия, Л.С.Цветков, Т.Г.Винокур и др.).

В лингвистике единицей диалога принято считать тематически объединенную цепь реплик, характеризующихся семантической, структурной и смысловой законченностью — «диалогическое единство» (Н.Ю. Шведова, С.Е. Крюков, Л.Ю. Максимов и др.).

7 стр., 3271 слов

Речь как средство коммуникации

... очень разнообразны. Выбор того или иного средства зависит от целей высказывания, количества участников. II. Виды вербальных ... что наиболее эффективной формой общения является диалог. Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность ... посмотреть, поддерживаются они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает ...

Достаточное («исчерпывающее») раскрытие темы (предмета речи), смысловая законченность и структурное единство, определяемые адекватным использованием языковых и внеязыковых средств в конкретной ситуации речевого общения, — критерии связности развернутой диалогической речи.

Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщении о каких — либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации (Н.А.Головань, А.Г.Зикеев, А.Р.Лурия, Л.А.Долгова и др.).

Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируются. Сопоставляя монологическую и диалогическую форму речи, как относительная развернутость, большая производительность и программированность. Обычно «говорящий планирует или программирует не только каждое отдельное высказывание, но и весь „монолог“ как целое» [4;С.11].

По сравнению с диалогом монологическая речь более контекстная и излагается в более полной форме, с тщательным отбором адекватных лексических средств и использованием разнообразных, в том числе сложных, синтаксических конструкций.

Выделяется ряд разновидностей устной монологической речи, или «функционально-смысловые» типы (О.А.Нечаева, Л.А.Долгова и др.).

В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описания, повествование и элементарные рассуждения.

Сообщение о фактах действительности, состоящих в отношениях одновременности, называется описанием. Оно представляет собой относительно развернутую словесную характеристику предмета или явления, отображение их основных свойств или качеств, данных «в статическом состоянии». Сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности, называется …

14 стр., 6741 слов

Развитие связной речи младшего школьника по средствам воздействия на анализаторы в системе дополнительного образования

... темпу и менее полна, в процессе речи используются нелингвистические средства выражения смысла - мимика и жесты. Письменная форма монологической речи наиболее трудна. Она самая развёрнутая ... через занятия в кружках дополнительного образования. Очень важно развивать внутреннюю речь, внутренние монологи, работать над увеличением словарного запаса, так как написание сочинений ...

**************************************************************

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector