Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в художественно-театральной деятельности

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 6

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи у детей дошкольного возраста 6

1.2. Особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 14

Глава 2. Художественно-театральная деятельность как средство формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста в ОНР 23

2.1. Характеристика и особенности художественно-театральной деятельности в дошкольном возрасте 23

2.2. Влияние художественно-театральной деятельности на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 27

Заключение 34

Список литературы 35

Введение

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Особую актуальность приобретают вопросы формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.

Дети с ОНР к концу первого года обучения в логопедической группе имеют недостаточно высокий уровень развития всех компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики).

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

Объем понимания обращенной речи близок возрастной норме, дети владеют развернутой фразовой речью, словарный запас включает достаточное количество слов обиходно-бытовой лексики, но формирование связной речи значительно отстает.

Дети испытывают затруднения в составлении развернутого рассказа по картинке, серии сюжетных картинок, иногда затрудняются выделить основную мысль повествования, определить логику и последовательность в изложении событий. В рассказах воспроизводятся внешние, поверхностные впечатления, причинно-следственные взаимоотношения ускользают от внимания детей. Дети не вполне понимают смысл прочитанного, опускают существенные для изложения детали, нарушают последовательность, допускают повторы, лишние привнесения, затрудняются в выборе необходимого слова.

Таким образом, дети с ОНР III уровня достаточно хорошо владеют обиходно-бытовой речью, но испытывают затруднения, в большей или меньшей степени, при пользовании описательно-повествовательной речью.

На подходы к изучению связной речи дошкольника оказали влияние исследования, выполненные под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой. В центре внимания этих исследований находится поиск критериев оценки связности речи, и в качестве основного показателя ими выделено умение структурно выстраивать текст и использовать различные способы связей между фразами и частями разных типов связных высказываний, видеть структуру текста, его основные композиционные части, их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Л.Н.Ефименкова в своей работе «Формирование речи у дошкольников» делает попытку систематизировать приемы работы по развитию речи у детей с ОНР. Вся коррекционная работа делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и подготовке к связному высказыванию. Формирование связной речи — основная задача третьего этапа. Автор предлагает обучать детей с ОНР сначала подробному, затем выборочному и наконец творческому пересказу.

В.П.Глухов предлагает систему обучения рассказыванию, состоящую из нескольких этапов. Дети овладевают навыками монологической речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества.

6 стр., 2753 слов

4073-1 Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня на материале сказок

... оценить развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня. 3. Провести эмпирическое исследование проблемы развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня ...

Т.А.Ткаченко при работе над формированием связной речи у детей с ОНР использует вспомогательные средства, такие, как наглядность и моделирование плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания.

В работах педагогов и психологов не достаточно внимания уделяется художественно-театральной деятельности, хотя именно она способствует развитию связной речи, умению грамотно и выразительно говорить, раскрытию творческих способностей ребенка.

Таким образом, несмотря на достаточную степень изученности проблемы развития связной речи дошкольников, остается недостаточно разработанным один из аспектов этой проблемы – содержание работы педагога по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в процессе художественно-театральной деятельности.

Объект исследования – особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Предмет исследования – методика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в художественно-театральной деятельности.

Цель работы – теоретически обосновать методику работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в художественно-театральной деятельности.

Задачи работы:

1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития связной речи в дошкольном возрасте;

2. изучить особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;

3. дать характеристику художественно-театральной деятельности детей дошкольного возраста;

4. определить влияние художественно-театральной деятельности на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Для решения поставленных задач нами были использован следующий метод исследования — теоретический анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы.

4 стр., 1722 слов

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

... др.). При этом, особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития остаются практически неизученными. Развитие языковой способности в дошкольном возрасте осуществляется только в процессе речевого ...

Глава 1. Теоретические основы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи у детей дошкольного возраста

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В.Ахутина, Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин и др.).

Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А.Леонтьев, Л.В.Щерба).

Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М.Кониной, А.М.Леушиной, Л.А.Пеньевской, О.И.Соловьевой, Е.И.Тихеевой, А.П.Усовой, Е.А.Флериной.

Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М.Бородич, Н.Ф.Виноградовой, Л.В.Ворошниной, В.В.Гербовой, Э.П.Коротковой, Н.А.Орлановой, Е.А.Смирновой, Н.Г.Смольниковой, О.С.Ушаковой, Л.Г.Шадриной и др.

Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы. Применительно к различным видам развернутых высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединенных фрагментов речи, исходящих в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

Основы менеджмента. Менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства. Управление – воздействие управляющей системы на управляемую систему, т.е. целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации координации их деятельности в процессе ...

По мнению А.В.Текучева, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составленные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи» [14;С.7].

Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формами речи.

Диалогическая (диалог) – первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребности непосредственного живого общения. Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), их цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь. В диалоге наряду с собственно языковыми средствами звучащей речи большую роль играют и невербальные компоненты – жест, мимика, а также средства интонационной выразительности. Указанные особенности определяют характер речевых высказываний.

Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания (эллипсы или элизии), наличие повтора лексических элементов в смешных репликах, употребление стереотипных конструкций разговорного стиля (речевые штампы).

Простейшие формы диалога (например, реплики-высказывания типа утвердительного или отрицательного ответа и т.п.) не требуют построения программы высказывания (А.Р.Лурия, Л.С.Цветков, Т.Г.Винокур и др.).

В лингвистике единицей диалога принято считать тематически объединенную цепь реплик, характеризующихся семантической, структурной и смысловой законченностью – «диалогическое единство» (Н.Ю. Шведова, С.Е. Крюков, Л.Ю. Максимов и др.).

Достаточное («исчерпывающее») раскрытие темы (предмета речи), смысловая законченность и структурное единство, определяемые адекватным использованием языковых и внеязыковых средств в конкретной ситуации речевого общения, — критерии связности развернутой диалогической речи.

Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщении о каких – либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации (Н.А.Головань, А.Г.Зикеев, А.Р.Лурия, Л.А.Долгова и др.).

7 стр., 3271 слов

Речь как средство коммуникации

... очень разнообразны. Выбор того или иного средства зависит от целей высказывания, количества участников. II. Виды вербальных ... что наиболее эффективной формой общения является диалог. Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность ... посмотреть, поддерживаются они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает ...

Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируются. Сопоставляя монологическую и диалогическую форму речи, как относительная развернутость, большая производительность и программированность. Обычно «говорящий планирует или программирует не только каждое отдельное высказывание, но и весь «монолог» как целое» [4;С.11].

По сравнению с диалогом монологическая речь более контекстная и излагается в более полной форме, с тщательным отбором адекватных лексических средств и использованием разнообразных, в том числе сложных, синтаксических конструкций.

Выделяется ряд разновидностей устной монологической речи, или «функционально-смысловые» типы (О.А.Нечаева, Л.А.Долгова и др.).

В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описания, повествование и элементарные рассуждения.

Сообщение о фактах действительности, состоящих в отношениях одновременности, называется описанием. Оно представляет собой относительно развернутую словесную характеристику предмета или явления, отображение их основных свойств или качеств, данных «в статическом состоянии». Сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности, называется …

**************************************************************