Особенности певческой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением развития речи

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7

1.1 Основы изучения певческой деятельности 7

1.2 Навыки пения в детском саду 9

1.3 Трудности, которые испытывают дети с нарушением речи во время пения 15

ГЛАВА II МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 21

2.1 Методика изучения певческой деятельности детей с нарушением речи 21

2.2 Анализ результатов исследования 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность этой темы в том, что пение расширяет кругозор дошкольника, обогащает его духовный мир, побуждает к общению, к творческой деятельности, доставляет эстетическое наслаждение. Воздействуя на чувства и сознание слушателя, она способствует активному сопереживанию.

Песни наиболее близки и доступны детям. Дети любят петь. Исполняя их, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи, объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму, и, порой, убеждает его сильнее, чем информация, полученная другим путем.

Но процесс усвоения музыкального опыта всегда индивидуален. Выполнение одних и тех же заданий в разной степени стимулирует того или иного ребёнка. Для одних эти задания доступны, для других сложны. Именно поэтому необходим дифференцированный подход и индивидуальная работа с детьми. И чем интересней, наглядней и образней будут эти приёмы, тем успешнее обучение.

Попробуем убедиться в этом на примере пения.

Н.А. Ветлугина так определяет значение пения в дошкольном возрасте: «Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, музыке; обогащаются переживания ребёнка; активно формируются музыкально-сенсорные способности, особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений».

Песенный репертуар включает в себя два аспекта:

— упражнения для развития певческого голоса и слуха;

— песни для различных видов музыкальной деятельности.

10 стр., 4532 слов

Активизация познавательной деятельности детей с ЗПР

... доступных умственно отсталым детям художественных навыков (в области изобразительной деятельности, пения, музыки, хореографии, ритмики, ... соблюдением правил певческой культуры, использование приемов развития правильной интонации у детей, обучение их ... ребенок должен уметь предвосхитить свою будущую деятельность. Словесный отчет, способствуя формированию деятельности, помогает и развитию речи детей ...

Таким образом, мы определили тему выпускной квалификационной работы: « Особенности певческой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением развития речи ».

Цель исследования — изучить особенности певческих навыков у детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Объект исследования — певческая деятельность детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Предмет исследования — особенности певческих навыков детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Задачи исследования :

1. Дать теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.

2. Изучить состояние певческой деятельности у детей дошкольного возраста.

3. Проанализировать полученные экспериментальные данные.

4. Обобщить результаты исследования и сделать выводы.

Специфика объекта и предмета исследования определили необходимость использования следующих методов исследования: анализ литературы, наблюдение, музыкально-дидактические игры, качественный и количественный анализ полученных данных.

Экспериментальная база: РБ, г.Уфа, Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский Сад № 209.

Источниковая база. Методологическую основу составили следующие фундаментальные положения: о положительном влиянии музыки в процессе коррекции речевых и неречевых нарушений (Ю.А. Флоренская, Г. А. Волкова, В. А. Гринер, Е.В. Оганесян, В.И. Деревянников, И.Ю. Левченко, Т.С. Овчинникова), положение о роли музыкального искусства в развитии личности (Л.Г. Арчажникова, Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Л.А. Рапацкая, Л.И. Уколова и др.).

Структура выпускной курсовой работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы( 38 источников).

Объем курсовой работы — 34 страницы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Основы изучения певческой деятельности

20 стр., 9511 слов

Организация адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению

... детей дошкольного возраста. Объектом исследования выступает процесс организации адаптации детей раннего дошкольного возраста. Предметом исследования является ДОУ и психолого-педагогические условия оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста ... последовательностью. В овладении речью ребенок проходит путь от ... музыка. Это помогает быстрее расслабиться особенно плаксивым детям. Так же дети ...

Пение — один из важнейших разделов музыкального занятия, неотъемлемая часть знакомства с миром музыки детей, начиная с младшего возраста. Этот, казалось бы, наипростейший для ребенка вид занятия музыкой, позволяет не только мгновенно установить эмоциональный контакт с ребенком, но и активно вовлечь его в музыкальный мир, помочь ему в самом раннем возрасте раскрыть свои творческие способности, проявить индивидуальность, услышать своё «Я». Песня воспитывает духовный мир ребенка, формирует его личность с первых шагов. Пение является эффективным средством коррекции речевых нарушений у детей.

В работах Л.Г. Арчажниковой, Н.А. Ветлугиной,

Л.Н. Комиссаровой, О.П. Радыновой, Л.А. Рапацкой, Г.М. Цыпина и других ученых содержатся научно-исследовательские данные о позитивном воздействии музыкального искусства на психофизическую, эмоциональную, личностную, познавательную и речевую сферы дошкольников. Музыка обеспечивает гармоничное развитие личности, создает психологическую базу для социальной адаптации, своеобразное познание действительности, развивает творческий потенциал, способствует самопознанию и самовыражению детей.

Музыкальное искусство способствует активизации умственных способностей, качественному изменению процессов восприятия, памяти, внимания. Сочетание музыки и движений совершенствует моторику, делая движения плавными, ритмичными, координированными, выразительными. Музыкальные произведения передают в динамике эмоционально-психологические состояния (смену чувств, настроений, переживаний), формируя тем самым эмоциональную, нравственному и эстетическому сферу слушающего. Музыка оказывает влияние на усваение новые положительные установки и формы поведения, активизируя коммуникативную функцию.

Сходство выразительности языка музыки речи отмечены в исследованиях профессора Б.В. Асафьева, который выдвинул положения о неразрывной связи речи и музыки. Звукам музыки и речи характерны такие общие свойства, как: высота, тембр, динамика, длительность.

Анализ данных, полученных при исследовании музыкальных способностей у детей с нарушениями речи, показывает своеобразие их развития у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) различного генеза.

В настоящее время создана программа музыкально-логопедических занятий с старшими дошкольниками с ОНР, которая успешно реализуется в ДОУ компенсирующего вида и медико-психолого-педагогических центрах.

9 стр., 4422 слов

Особенности развития речи детей дошкольного возраста

Содержание Введение 1.Становление теории и методики развития речи дошкольников как науки 2.Развитие теории и методики развития речи дошкольников в советский период .Современный этап развития теории и методики развития речи дошкольников Заключение Список литературы Введение Развитие речи для человека играет основополагающую роль. Развитие речи лежит в основе общения в семье. Развитие речи это ...

Методика реализует системный поход к коррекции общего недоразвития речи, который определяется постановкой двух блоков задач: общеобразовательных и коррекционных. Приоритетными являются коррекционные задачи:

— совершенствование произносительной стороны речи реализуется через декламацию песен, инсценирование музыкальных сказок;

— расширение лексического запаса осуществляется через подбор музыкального репертуара с учетом лексических тем;

— формирование грамматического строя речи осуществляется в процессе разыгрывания диалогов по мотивам музыкальных сказок и т.д.;

— стимулирование неречевых психических функций (слуховой и зрительный гнозис, праксис, память, внимание, мыслительные процессы) средствами слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах, музыкально-двигательных упражнений;

— формирования творческих способностей дошкольников происходит в процессе самостоятельного выбора танцевальных движений под музыку, импровизации ритмического аккомпанемента на музыкальных инструментах, подбора выразительных средств для исполнения песен и иллюстраций к прослушанной музыке.

1.2 Навыки пения в детском саду

Игровое распевание включает в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса. Можно брать знакомые и понятные детям сюжеты, героев сказок или образные зарисовки, придумывать для них несложный текст и мелодию в двух регистрах: среднем и высоком.

Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях. Контрастность этих образов помогает детям чётко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало важно, играть в них.

Игровые распевки могут быть использованы, помимо своего основного назначения, и в других частях занятия — ещё одно уместное закрепление голосом средних и высоких звуков будет только на пользу, тем более что это займёт всего полминуты и пройдёт в игровой форме, возм……..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи.: СПб.: КАРО, 2015.

5 стр., 2271 слов

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду

Оглавление Введение 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА 5 1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по адаптации детей раннего возраста 5 1.2. Понятие адаптации 11 1.3. Условия, обеспечивающие правильную адаптацию детей раннего возраста 16 ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 22 2.1. Диагностика готовности детей к поступлению в детский сад 22 2.2. ...

2. Боромыклва О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб.,2011.

3. Вихарева Г. Ф. Споем, попляшем, поиграем: Песенки-игры для малышей. -СПб.: РЖ Музыкальная палитра», 2011.

4. Вихарева Г. Ф. Играем с малышами: Логоритмически игры для детей младшего дошкольного возраста. Изд. «Композитор». Санкт-Петербург, 2012.

5. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 2015. — 191с.

6. Воронова. А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие — М.: ТЦ Сфера, 2010.

7. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры: В помощь педагогам ДОУ для детей с речевыми нарушениями. — СПб.: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2014.

8. Гоголева. М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы. — Ярославль: Академия развития, 2016.

9. Дубогрызова Г.Н. Практические занятия по курсу «Методика организации педагогического процесса по музыкальному воспитанию дошкольников». — Армавир, 2012.

10. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. — М., 2010.

11. Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

12. Картушина. М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми — М.: ТЦ Сфера, 2010.

13. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2013.

14. Картушина М. Ю. Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 5-7 лет, — М.: «Издательство «Скрипторий 2003».2011.

15. Клезович. О. В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей. — Мн.: Аверсэв, 2015.

16. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2013. — 528 с.

17. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедических группах детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет).

2 стр., 953 слов

Тема: Особенности формирования количественных представлений у детей с нарушениями речи в разных возрастных группах ДОУ

Семинарское занятие №1 Тема: «Клинико-психологическая характеристика акалькулии и дискалькулии детского возраста» Цель:систематизировать знания студентов о акалькулии и дискалькулии детского возраста. Основные понятия:акалькулия и дискалькулия. Формы работы: обсуждение вопросов плана, составление опорных схем, заполнение таблицы, анализ литературы, конспектирование литературы. Вопросы для ...

— СПб.: ДЕТСВО- ПРЕСС, 2013.

18. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду. — СПб.: КАРО,2011. — 144с.

19. Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 2010.

20. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. СА-ФИ-ДАНСЕ. СПб.: Детство-пресс, 2011.

21. Васильева М.А., В.В. Гербова Программа воспитания и обучения в детском саду, 2005.

22. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М.: Просвещение, 1985.

23. Власова.Т.Ш., А.И.Порафенродт, Фонетическая ритмика Москва, 1993.

24. Волкова Г.В. Логопедическая ритмика. М., Владос, 2002.

25. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков, Москва, Просвещение, АО Учебная литература 1996.

26. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997.

27. Макшанцева Д . Скворушка Сборник музыкально-речевых игр для детей дошкольного возраста, Москва, 1998.

28. Мастюкова Е.Лечебная педагогика Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.

29. Тарасова К. статья К постановке детского голоса // Музыкальный

руководитель №1-2005., с.2

30. Тиличеева Е. Маленькие песенки. Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста. М., Музыка, 1978.

31. Ткаченко Т.А..Физкульт-минутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи., Москва, Издательство ГНОМ и Д 2000.

32. Чистякова М.И., Психогимнастика Москва, Просвещение, 1990.

33. Ветлугина Н. А. « Музыкально Дидактические игры для детей». Дошкольное воспитание, 1987г №12.

35. Зимина А. Н. «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста».

36. Кононова Н. Г. «Музыкально-дидактические игры. М: «Просвещение» 1982г.

37. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей д/с. М: Просвещение 1986г.

38. Орлова Т. «Музыкально-дидактические игры в развитии детей». Дошкольное воспитание, 1984г №9.

12 стр., 5874 слов

Психологическая сущность игры дошкольника 4

ВВЕДЕНИЕ Актуальность работы. Успешное решение задач воспитания требует пристального внимания к проблемам детской игры. В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять общевоспитательные социальные функции. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из ...