Тема 5. Деятельность человека – оператора. Психомоторные качества человека

Тема 1. Инженерная психология и эргономика, история становления, их место в системе в системе наук.

1. Определение понятий «инженерная психология» и «эргономика».

2. Система «человек-машина».

3. Предмет и задачи инженерной психологии и эргономики.

4. История становления инженерной психологии и эргономики.

5. Современные направления исследований в области эргономики и инженерной психологии.

6. Связь инженерной психологии и эргономики с другими отраслями научного знания.

 

Литература:

Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания. — СПб., 2000.

Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. – М., 1979. С. 11-36.

Ложкин Г. В. Практическая психология в системах человек — техника.- Киев, 2003. С.6-18.

Ломов Б.Ф. Справочник по инженерной психологии – М., 1982. С. 6-9.

Сергеев С.Ф. Инженерная психология и эргономика. – М., 2008. С. 7-23.

 

Задание: на основе материалов семинара выделить актуальность и необходимость инженерной психологии и эргономики в современном мире. Провести в группе дебаты по теме запрета 1936 г. постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» в ходе которого была запрещена психология в нашей стране. Для этого необходимо разделить группу на две части одной части дать задание защищать инженерную психологию и эргономику, второй наоборот доказать необходимость запрета.

 

 

Тема 2. Методы инженерной психологии и эргономики.

1. Общи психологические методы исследования и их применение в рамках инженерной психологии и эргономике.

2. Собственные методы инженерной психологии и эргономики.

3. Методы оценки функциональных состояний.

4. Моделирование в эргономике и инженерной психологии.

5. Приборы и оборудование для проведения инженерно-психологических и эргономических исследований

 

Литература:

Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. – М., 1979. С. 49-85.

Ломов Б.Ф. Справочник по инженерной психологии – М., 1982. С. 13-35.

Сергеев С.Ф. Инженерная психология и эргономика. – М., 2008. С. 23-26.

 

Дополнительно: знакомство с прибором Активациометр ац-9к.

 

 

Тема 3. Инженерно-психологические основы эксплуатации систем «человек машина»: концепции деятельности человека и распределение функций в человеко-машинных системах.

3 стр., 1093 слов

Психология 69

... поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления, а также пенитенциарную психологию, изучающую психологию заключенного в исправительных учреждениях; инженерная психология анализирует процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств, решение ...

1. Психологические характеристики и виды систем «человек-машина».

2. Система человек машина, информационная модель, концептуальная модель.

3. Распределение функций в системах «человек-машина», роль и основные функции человек.

4. Концепция деятельности человека в человеко-машинных системах.

5. Эргономические основы проектирования техники.

 

Литература:

Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. – М., 1979. С. 91-96., С. 148-149.

Ложкин Г. В. Практическая психология в системах человек — техника.- Киев, 2003. С.25-45.

Ломов Б.Ф. Человек и техника – М., 1982. С. 27-107.

Сергеев С.Ф. Инженерная психология и эргономика. – М., 2008. С. 85-96.

 

Дополнительные вопросы для групповой работы: типы операторов в таких системах как автомобиль, танк, самолет, космический корабль.

Как в приведённых выше системах распределены функции между человеком и машиной?

 

 

Тема 4. Психологические и физиологические характеристики человека, требующие учета в процессе проектирования техники.

1. Прием и первичная переработка информации.

2. Общие характеристики анализаторов.

3. Характеристики памяти и оперативного мышления.

4. Речевые коммуникации в оперативной деятельности.

5. Личность и личностная регуляция.

 

Литература:

Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. – М., 1979. С. 162-200.

Ломов Б.Ф. Справочник по инженерной психологии – М., 1982. С. 49-111.

Сергеев С.Ф. Инженерная психология и эргономика. – М., 2008. С. 39-77.

 

 

Тема 5. Деятельность человека – оператора. Психомоторные качества человека.

1. Антропометрические характеристики.

2. Рабочие движения сенсомоторная регуляция.

3. Психологические особенности деятельности оператора.

4. Психомоторные процессы и рабочие движения

5. Факторы, влияющие на деятельность оператора, ошибки операторов.

6. Профессионально важные качества оператора.

 

Литература:

Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. – М., 1979. С. 162-168.

Ложкин Г. В. Практическая психология в системах человек — техника.- Киев, 2003. С.51-90.

Сергеев С.Ф. Инженерная психология и эргономика. – М., 2008. С. 79-96.

 

Дополнительное задание: рассмотреть и обсудить ряд профессорам на профессии человек-техника. Обсудить методы проведения профотбора данных профессий.

 

 

Тема 6. Функциональные состояния: работоспособность, утомление, динамика и закономерности

1. Эмоциональная регуляция и функциональные состояния.

2. Психологические состояния, утомление.

3. Работоспособность и ее изменение.

4. Биоритмы и эффективность трудовой деятельности.

5. Режимы труда и отдыха.

 

Литература:

Ложкин Г. В. Практическая психология в системах человек — техника.- Киев, 2003. С.109-115.

Ломов Б.Ф. Справочник по инженерной психологии – М., 1982. С. 523-527.

Сергеев С.Ф. Инженерная психология и эргономика. – М., 2008. С. 71-74.

Толочёк В.А. Современная психология труда. – СПб.: Питер, 2010. С. 189-192.

 

 

Тема 7. Эргономические требования к орудиям труда и производственной обстановке.

1. Этапы и последовательность эргономического обеспечения.

19 стр., 9267 слов

Основные методологические принципы психологии труда. Основные ...

... техника безопасности — изучает вопросы охраны здоровья и безопасности челвека в проце труда.   Основные методологические принципы психологии труда. Основные составные части психологии труда. Связь психологии труда и эргономики ... Биомеханический метод. Циклография - первоначально метод изучения движений человека путем фотографирования светящихся точек (лампочек накаливания, неоновых лампочек ...

2. Общие эргономические требования.

3. Эргономическая экспертиза.

4. Влияние гигиенического фактора на производственную среду.

5. Характеристика условий обитаемости человека в системах «человек — техника»

6. Оценка надежности системы «человек-машина».

 

Литература:

Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. – М., 1979. С. 162-168.

Ложкин Г. В. Практическая психология в системах человек — техника.- Киев, 2003. С.122-144.

Ломов Б.Ф. Справочник по инженерной психологии – М., 1982. С. 277-314.

Сергеев С.Ф. Инженерная психология и эргономика. – М., 2008. С. 126-132.

 

Тема 8. Психологические особенности и требования к деятельности оператора в системе «человек-машина», эргономика интерфейсов и юзабилити.

1. Надёжность оператора и системы «человек — машина». Ресурсный подход. Профессиональный отбор и обучение операторов.

2. Групповая деятельность операторов, психологические аспекты эксплуатации человеко-машинных систем.

3. Проектирование органов управления.

4. Деятельность оператора с информационными моделями.

5. Проектирование пользовательских интерфейсов.

6. Юзабилити.

 

Литература:

Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. – М., 1979. С. 175-182.

Ложкин Г. В. Практическая психология в системах человек — техника.- Киев, 2003. С.154-183.

Ломов Б.Ф. Справочник по инженерной психологии – М., 1982. С. 128-199.

Сергеев С.Ф. Инженерная психология и эргономика. – М., 2008. С. 97-120., С. 131-140.

 

Дополнительное задание для группового обсуждения: на основе рассмотренных на семинаре материалов, рассмотреть ряд пользовательских интерфейсов с точки зрения эргономики и юзабилити. Выявить разницу в подходах.

 

 

Лабораторные работы

Лабораторное занятие № 1.

Тема:Тестовые и аппаратные методы исследования, Активациометр.

Цели занятия:

1. Научится работать с программно-аппаратными средствами диагносте различных психофизиологических параметров человека на примере прибора Активациометр.

2. Научится интерпретировать результаты в рамках задач инженерной психологии и эргономики.

 

План занятия

1. Познакомится с имеющимися инструментарием психологической диагностики в научно-инновационной лабораторией Инженерной психологии, эргономики и организационных отношений им. Б.Ф. Ломова

2. Освоить проведение методик на приборе Активациометр: выявление ведущей руки, теппинг тест, выявление функциональной асимметрии полушарий головного мозга, Тремора.

3. Сбор и обобщение полученных данных на приборе Активациометр.

 

Содержание

Группа знакомится с имеющимися в университете средствами психологической и психофизиологической диагностики (электронные тесты, прибор Активациометр).

Студенты проводят тестирование друг на друге, полученные данные собирают и обещают в виде отчета.

 

13 стр., 6244 слов

Методы на основе классического обусловливания

... 1998. С. 244-245). Глава 3. Методы современной бихевиорально-когнитивной терапии 3.1. Методы на основе классического обусловливания 3.1.1. Систематическая десенсибилизацию/десенситизация Предложенный ... Вольпе (Wolpe, 1958) метод систематической десенси­билизации ...

Лабораторное занятие № 2.

Тема:Сбор обработка и обобщение данных полученных при проведение психологического исследования с применением аппаратурных средств.

Цели занятия:

1. Получить понятия об особенностях проведения и сбора данных при применении аппаратурных средств в психологическом исследовании.

2. Научится обрабатывать полученные результаты с применение средств математической статистики.

3. Научится интерпретировать результаты в рамках задач инженерной психологии и эргономики.

 

План занятия

1. Постановка учебного задания.

2. Сбор и обобщение полученных данных на приборе Активациометр (могут быть использованы материалы 1 лабораторной работы).

3. Обработка полученных материалов при помощи математической статистики.

4. Интерпретация полученных результатов и заключение.

 

Содержание

Производится постановка исследовательской учебной задачи, студентам предлагается следующая учебная задача:

— «Верно ли, что лево полушарным соответствует поленезависимость, а правополушарным людям полезависимость?»

В данном случае мы будем использовать метод «коэффициент корреляции «ᵠ». Так же при желании студенты могут сами себе сформулировать задачу.

На провидение эксперимента отводится пол пары, вторую пол пары проводится обработка и интерпретация полученных результатов, в том числе ми при помощи средств математической статистики. По итогам учебного исследования студенты подготавливают отчет (план отчета приложение 2).

Лабораторное занятие № 3.

Тема:Взаимная адаптация человека и технических систем, профессиональный отбор.

Цели занятия:

1. Рассмотреть методы профотбора рабочих их надежность и валидность.

2. Проведения профотбора на предприятие.

3. Построения плана проведения профотбора на предприятие.

План занятия

1. Рассмотреть имеющиеся методы профотбора.

2. Аппаратурные методы проведения профотбора, Активациометр.

3. Проведение беседы по найму

4. Составления плана проведения профотбора.

 

Содержание

Рассмотреть существующие методы, в психологии, предназначенные для профотбора, а так же просмотреть возможность применения не специализированных методов.

Рассмотреть возможности применения аппаратуры при проведении профотбора, рассмотреть какие методики заложенные в прибор Активациометр могут быть применены при профотборе.

Рассмотреть принципы проведения беседы по найму, составить входящие в беседу вопросы, обсудить на что направлены эти вопросы и насколько они актуальны в различных ситуациях.

На основе полученных данных написать план проведения профотбора (приложение 3).

Лабораторное занятие № 4.

Тема:Анализ трудового процесса, функциональные стояния оператора.

Цели занятия:

4. Рассмотреть методы анализа уровней регуляции операторской деятельности.

5. Рассмотреть различные методы субъективной оценки функциональных состояний человека.

6. Выявить и рассмотреть факторы, влияющие на операторов и успешность их деятельности.

План занятия

1. Рассмотреть имеющиеся методы анализа функциональных состояний оператора.

6 стр., 2677 слов

Планы семинарских занятий план семинарского занятия № 1 Тема: ...

... коррекционных образовательных учреждениях. Компенсирующее обучение в современных условиях. ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 5 Тема: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Цель: рассмотреть особенности организации коррекционно-педагогической деятельности, особенности работы ...

2. Взять две группы людей из студентов и дать им задания на персональных компьютерах. Остальной части группы попытаться применить методы анализа функциональных состояний на студентах выполняющих задание.

3. Проинтерпретировать результаты выполнения заданий на основе результатов анализа функциональных состояний.

4. Написание отчета.

 

Содержание

В начале занятия рассматриваются способы оценки функциональных состояний операторов, а также кратко факторы, влияющие на их деятельность (например, метод субъективной оценки функциональных состояний человека, методы группа должна найти самостоятельно, в крайнем случае дается преподавателем).

 

Берутся две группы студентов, одна группа на основе общих интересов, а вторую случайным образом. Каждая из групп выполняет определенные задание на компьютерах (важно, чтобы группы не имели возможность наблюдать друг за другом, либо каждой группе давать разные задания).

Задания могут быть следующие, например:

 

— В программе Adobe Photoshop – нарисовать схему территории корпуса.

— В программе MS Visio – нарисовать схему территории корпуса.

— Идеальным был бы вариант имитатор или тренажер диспетчера полетов или атомной электростанции.

 

Вторая часть группы проводит анализ, изменяя функциональных состояний у студентов работающих за компьютером, а так же другие факторы влияющие на успешность работы (психологический климат, санитарные условия и т.д.).

На основе результатов работы, а так же собранной информации производится обобщение результатов, а так же подготавливается отчет (план отчета приложение 4).

 

Лабораторное занятие № 5.

Тема:Совместная деятельность операторов.

Цели занятия:

1. Рассмотреть методы анализа успешности деятельности групп.

2. Рассмотреть различные методы командообразования.

3. Выявить и рассмотреть факторы, влияющие на успешность совместной деятельности операторов.

План занятия

1. Провести тренинг на «групповой рисовальщик», для наглядной иллюстрации процесса совместной деятельности.

2. Обсудить результаты, выявить в группе лидеров и т.д.

3. Проинтерпретировать результаты выполнения заданий на основе результатов анализа функциональных состояний.

4. Написание отчета.

 

Содержание

В начале занятия рассматриваются способы оценки успешности совместной деятельности.Из студентов формируются две группы по определенным признакам, лучше всего оду группу на основе общего интереса, вторую случайным образом. Провести с каждой из групп тренинг «групповой рисовальщик», на основе полученных результатов необходимо объяснить, почему одна группа более успешна, чем другая, показать, кто был лидером, а кто ничего не делал. Определить факторы повлиявшие на успешность выполнения задания, составить отчет оп проделанной работе.

 

 

Лабораторное занятие № 6.

Тема:Эргономика рабочего места, методы оценки, правила учета антропометрических данных при расчетах эргономических параметров рабочих мест.

Цели занятия:

1. Рассмотреть методы эргономической экспертизы.

2. Научится проведению эргономической экспертизы, на основе экспертизы рабочего места оператора ЭВМ.

6 стр., 2814 слов

Основы теории коммуникации Планы семинарских занятий Согласовано

... культурология, социология и политология, что свидетельствует о необходимости системного подхода в изучении «Основ теории коммуникации». Семинарское занятие 1 Деловая коммуникация (2 часа) 1. Деловая коммуникация ... и цели). 4. Телефонный разговор. Особенности телефонной коммуни - кации. Основная литература: 1. *Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. М.,2003. С. 500 - 508. 2. Русский ...

 

План занятия

1. Провести анализ существующих метод оценки удобства и дискомфорта рабочей позы в положении сидя.

2. Рассмотреть правила учета антропометрических данных при расчётах эргономических параметров рабочих мест.

3. Провести на основе рассмотренных метод экспертизу рабочего места оператора ЭВМ в аудитории 105.

 

Содержание

Первая пара:рассмотреть теоретические основы учета астрометрических данных человека на основе имеющейся литературы. По примеру (приложение 6) провести эргономический анализ рабочего места пользователя персонального компьютера в любой компьютерной аудитории.

 

 

Лабораторное занятие № 7.

Тема:Эргономическое проектирование средств отображения информации.

Цели занятия:

1. Рассмотреть методы эргономической экспертизы.

2. Рассмотреть методы эргономической проектирования средств управления и отображения информации.

3. Научится проектировать пользовательские интерфейсы с учетом эргономических требований.

План занятия

1. Рассмотреть методы проектирования средств управления и отображения информации.

2. Рассмотреть существующие эргономические стандарты проектирования средств отображения.

3. Научится проектировать пользовательские интерфейсы с учетом эргономических требований.

 

Содержание

Проводится обсуждение по поводу того как сегодня проектируются пользовательские интерфейсы. Далее выбирается ряд программ и совместно группой идет обсуждение, что с точки зрения эргономики в них не верно.

На основе рассмотренных материалов заполняется отчет (приложение 8).

 

Лабораторное занятие № 8.

Тема:Эргономическая оценка пользовательского интерфейса с точки зрения юзабилити.

Цели занятия:

1. Выявить разницу в подходах при проектировании интерфейсов в рамках эргономики и юзабилити.

2. Рассмотреть существующие нормативные документы по проектированию пользовательских интерфейсов в рамках юзабилити.

3. Научится оценивать пользовательский интерфейс сточки зрения юзабилити.

4. Составить отчет по выбранной документации.

План занятия

1. Рассмотреть методы проектирования средств управления и отображения информации.

2. Рассмотреть существующие стандарты проектирования средств отображения в рамках юзабилити.

3. Провести анализ и составить отчет на основе рассмотренных документов.

 

Содержание

Проводится обсуждение по поводу того как сегодня проектируются пользовательские интерфейсы. Далее выбирается ряд программ и совместно группой идет обсуждение, что с точки зрения юзабилити в них не верно.

На основе рассмотренных материалов заполняется отчет (приложение 8).

 

 

Приложения

Приложение 1. План отчета по первой лабораторной работе.

5 стр., 2247 слов

Годовой план работы психолога детского сада

... nbsp;климата в семьях детей, коррекция детско-родительских отношений.  III. Консультативная работа. № п/п Название работы Условие проведения Ответственный Срок проведения Предполагаемый результат 1. Консультация: «Учет ... nbsp;             «___»____________200__года.   ГОДОВОЙ ПЛАН   педагога-психолога   д/с № на  ________ учебный год. Тема ДОУ на ...

1. Титульный лист:

 

Тема лабораторной

Ф.И.О выполнившего.

 

2. Обобщенные материалы – таблицы, данные и прочие — представление в компактной удобной форме собранных данных по параметрам

3. Обработка результатов и интерпретация – общее заключение по полученным данным, выводы и постановка новых вопросов для дальнейшего изучения.

 

Приложение 2. План отчета по второй лабораторной работе.

1. Титульный лист:

 

Тема лабораторной

Ф.И.О выполнившего.

 

2. Задача учебного исследования – описание поставленные задачи их актуальность

3. Выбранные методы – описание выбранных методов. Методы исследования – тесты, психологические методики, аппаратурные средства, средства математического анализа.

4. Обобщенные материалы – таблицы, данные и прочие — представление в компактной удобной форме собранных данных по параметрам

5. Обработка результатов и интерпретация — показать математических вычислений, а так же текстовая интерпретация результатов.

 

Приложение 3. План отчета по третьей лабораторной работе.

1. Титульный лист:

 

Тема лабораторной

Ф.И.О выполнившего.

 

2. Пример бланка кандидата на должность.

3. Вопросы для проведения беседы по найму, составленные самостоятельно.

4. Описание ряда методик выбранных для проведения дополнительного обследования при профотборе (надо указать название методики, автора, краткое описание, что конкретно вы пытаетесь выявить при помощи этой методики).

Обязательно надо взять одну из методик представленных в приборе Активациометр.

 

 

Приложение 4. План отчета по четвертой лабораторной работе.

1. Титульный лист:

 

Тема лабораторной

Ф.И.О выполнившего.

 

2. Методы анализа функциональных состояний — их краткое описание и характеристика.

3. Описать результаты применения методов анализа функциональных состояний на группах выполняющих работу за компьютером.

4. Дать оценку и результатов работы группы.

 

Приложение 5. План отчета по пятой лабораторной работе.

1. Титульный лист:

 

Тема лабораторной

Ф.И.О выполнившего.

 

2. Краткое описание того как проходил тренинг «Групповой рисовальщик», описание ролей.

3. Интерпретация итогов проведения тренинга «Групповой рисовальщик» — описать результаты.

4. Дать оценку и результатов работы группы. Определять факторы повлиявшие на результаты.

 

Приложение 6.Пример анализа рабочего места пользователя ПЭВМ.

Размещения рабочих мест с ПЭВМ

— расстояния между рабочими столами с видеомониторами (в на-правлении от тыла поверхности одного видеомонитора к экрану другого) не менее 2,0 м;

— расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов — не менее 1,2 м;

6 стр., 2565 слов

Лабораторная работа по психогенетике

... у Вас получатся разными. Задачей лабораторной работы будет сравнение и анализ полученных данных. Фактически в процессе занятий вы выполните небольшое научное исследование. Основным методическим ... в учебниках по психодиагностике и конструированию тестов. Настоящая лабораторная работа познакомит вас с основами измерения и описания изменчивости количественных признаков, как физических, так и ...

— не допускается расположение дисплеев экранами друг к другу.

 

Экран видеомонитора

— находится от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 600 — 700 мм (длина вытянутой руки), но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов;

— угол считывания, т.е. направления взгляда должен составлять 10-20 градусов от горизонтали центра экрана, причем экран перпендикулярен этому направлению;

— положение экрана: на уровне глаз, немного ниже, выше глаз (так, чтобы шейные мышцы не напрягались);

— предусмотрена возможность регулирования экрана по высоте, по наклону, в левом и правом направлениях (для монитора 15″ оптимально разрешение 800х600, для 17″ – 1024х768 при указанных выше расстояниях, для 19″, 21″ – 1280×1024 при 0,8-1,5 м до экрана);

 

Цветовая гамма изображения на экране

— интерфейс командной строки: контрастные белые буквы на черном фоне (минимализации излучения); черные буквы на белом фоне (усиление излучения);

— цветовые предпочтения соблюдаются постоянно или меняются в зависимости от настроения, текущей жизненной позиции и т.п.;

— соблюдены общие рекомендации: фоновые цвета неяркие, в при-ятной для пользователя цветовой гамме, шрифты контрастные и достаточ-ного размера;

— интерфейс настроен (не настроен) под себя;

— аудиоколонки и источники бесперебойного питания разнесены с монитором на максимально возможное расстояние, т.к. эти устройства яв-ляются источником наводок и портят качество изображения (например, вызывают дрожание картинки).

 

Клавиатура

— модель клавиатуры: клавиатура с разворотом 2-х блоков относи-тельно друг друга, клавиатура из трех раздельных блоков (под каждую ру-ку + цифровой), с «горбом» (MS Natural Pro и ее имитации), инфракрасная клавиатура (ИК), радиоклавиатура с мышью в комплекте Logitech Cordless Desktop Pro (Ergo, Multimedia, ser&ps);

— расположение клавиш: привычное и удобное, неудобное;

— расположение клавиатуры: удобное (не приводит к напряжению рук) — клавиатура расположена чуть выше колен, таким образом, что предплечья параллельны полу; клавиатуру можно держать на коленях, от-кинувшись в кресло (ИК); неудобное (приводит к напряжению рук);

— применяются подставки для клавиатуры, применяются подставки для рук (подлокотники) если клавиатура выше 1,5 см.

 

Мышь (обычная, оснащена колесиком, оптическая)

 

Документ для чтения

— находится на одном уровне с дисплеем;

— размещение документов: сбоку от видеотерминала, между монито-ром и клавиатурой, клавиатурой и пользователем и т.п.;

— расстояние от глаз (при низком качестве изображения на видеотер-минале) до экрана около 700 мм, расстояние от глаза до документа 300-450 мм; при высоком качестве изображения – расстояние от глаз пользо-вателя до экрана, документа и клавиатуры может быть одинаковым;

— применение перфорационных очков (ля расслабления мышц глаз).

 

Установка рабочего стола

— обычный, специализированный компьютерный стол;

— при фиксированной высоте – лучшая высота 720 мм;

15 стр., 7025 слов

Гигиеническая оценка микроклимата классной комнаты, ее инсоляционного ...

... наиболее далеко отстоящие от окон, оказываются в крайне неудовлетворительных условиях естественного освещения. Длина классов в школах должна составлять 8-8,4 м, а ... микроклимат учебных помещений, знать состояние вентиляции, освещения. Несоблюдение гигиенических требований к воздушному режиму, естественному и искусственному освещению ухудшает восприятие и усвоение учебного материала.Основные ...

— возможность регулирования высоты рабочей поверхности в преде-лах 680-760 мм;

— компьютерный стол обеспечивает необходимый простор для рук по высоте, ширине и глубине;

— в области сиденья не должно быть ящиков стола.

 

Конструкция рабочего стула (кресла)

— обычный, подъемно-поворотный (регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, расстоянию спинки от переднего края сиденья, регулировка каждого параметра независимая, легко осуществляемая и имеет надежную фиксацию);

— высота сиденья над уровнем пола в пределах 420-550 мм.;

— поверхность сиденья: мягкая, жесткая;

— передний край: закругленный, незакругленный;

— наличие подголовника.

 

Рабочая поза пользователя

Правильная рабочая поза пользователя видеотерминала во многом повторяет «эмбриональное положение»:

— шея не должна быть наклонена более чем на 20 градусов (меж-ду осью «голова-шея» и осью туловища);

— плечи должны быть расслаблены, локти — находиться под углом

80-100 градусов, а предплечья и кисти рук — в горизонтальном положении;

— положение туловища прямое, ненапряженное;

— положение головы прямое, свободное, удобное;

— положение рук – согнуты чуть больше, чем под прямым углом;

— при работе мышью, кисть руки, запястье, локоть, и предплечье всегда должны касаться стола;

— положение ног – согнуты чуть больше, чем под прямым углом, большую часть времени стоят на полу полной ступней; использование для ног опоры;

— правильное расстояние для зрения, клавиатура и дисплей располо-жены примерно на одинаковом расстоянии: при постоянных работах – около 50 см, при случайных работах – до 70 см.

 

Метод работы

— предусмотрена (по возможности) перемена задач и нагрузок;

— соблюдаются перерывы в работе: 5 минут через 1 час работы на дисплее или 10 минут после 2-х часов работы на дисплее. В перерыве вы-полняются физические упражнения с растяжением мышц спины и рук;

— периодически оператор дает глазам возможность расслабиться, де-лает гимнастику для глаз, массирует, слегка надавливает на глазные ябло-ки и переводит взгляд с близко расположенных объектов на объекты за окном.

 

Микроклимат помещения

— средняя температура воздуха в помещении офиса должна состав-лять +22°С;

— относительная влажность – 46%;

— атмосферное давление – 750 мм.рт.ст.;

— содержание пыли — не более 10 мг/м воздуха рабочего места, мак-симальные размеры частиц — 2 мкм.

— наличие вентиляции: форточная, вентиляторы, кондиционеры, вы-тяжки.

При полной загруженности оборудования температура воздуха в офисе не должна превышать +25°С. В холодный период помещение отап-ливается батареями радиаторов. Зимой температура воздуха в помещении офиса не должна опускаться ниже +19 °С.

 

Уровень шума

Основным источником шума являются печатающие уст-ройства, множительная техника и установки для кондиционирования воздуха, а в самих ПЭВМ — вентиляторы систем охлаждения и трансфор-маторы. Уровень шума не должен превышать 40 дБ.

Нормирование уровня шума обеспечивается:

— использованием малошумного оборудования;

— применением звукопоглощающих материалов для облицовки по-мещений;

— различными звукопоглощающими устройствами (в бытовых усло-виях применяются ковры, на полу и стенах, плотные занавески).

 

Освещение рабочего места

По «Санитарным правилам и нормам» помещения с ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение:

— естественное освещение осуществляется через светопроемы, ори-ентированные преимущественно на север и северо-восток, и обеспечивает коэффициенты естественной освещенности (КЕО) не ниже 1,2% в зонах с устойчивым снежным покровом и 1,5% на остальной территории;

— искусственное освещение осуществляется системой общего равно-мерного освещения, светильниками с широким светораспределением от-раженного света и характеризующимися низким тенеобразованием;

— искусственное освещение осуществляется светильниками местного освещения для подсветки документов;

— освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа составляет 300 — 500 лк;

— местное освещение не должно создавать бликов на поверхности эк-рана и увеличивать его освещенность до 300 лк и более;

— корпус ПЭВМ, клавиатура и другие блоки и устройства ПЭВМ имеют матовую поверхность одного цвета с коэффициентом отражения

0,4-0,6 без блестящих деталей, способных создавать блики.

 

 

Приложение 7.План отчета по шестой лабораторной работе.

1. Титульный лист:

 

Тема лабораторной

Ф.И.О выполнившего.

 

2. Отчет по рабочему места оператора ПЭВМ по примеру приложения 6.

 

Приложение 8.План отчета по седьмой лабораторной работе.

1. Титульный лист:

 

Тема лабораторной

Ф.И.О выполнившего.

 

2. Перечень применяемых стандартов.

3. Название выбранной программы для анализа, краткое описание ее назначения.

4. Экспертиза

5. Заключение.

 

Приложение 9.План отчета по восьмой лабораторной работе.

1. Титульный лист:

 

Тема лабораторной

Ф.И.О выполнившего.

 

2. Перечень применяемых стандартов.

3. Описание, техническое задание программы.

4. Макет интерфейса.

5. Заключение.