Поведение человека в аварийных ситуациях.

Московский гуманитарно-экономический институт

Тверской филиал

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

по учебной дисциплине

Безопасность жизнедеятельности

Антропогенные опасности и защита от них. Психология безопасности жизнедеятельности

Л. В. Пьянова

Тверь 2014

Фондовая лекция «Антропогенные опасности и защита от них. Психология безопасности жизнедеятельности» обсуждена и рекомендована к изданию на заседании кафедры общегуманитарных дисциплин ТФ МГЭИ. Протокол № от « » августа 2014 года.

Рецензенты:

кандидат химических наук, доцент

Мухометзянов А. Г.

Пьянова Л. В. Антропогенные опасности и защита от них. Психология безопасности жизнедеятельности: Фондовая лекция. — Тверь: Изд-во ТФ МГЭИ, 2014. 48 стр.

Фондовая лекция «Антропогенные опасности и защита от них. Психология безопасности жизнедеятельности» предназначена для студентов очной и заочной формы обучения направления 030300.62 «Психология», 080100.62 «Экономика», 080200.62 «Менедждмент», 030900.62 «Юриспруденция» квалификация (степени) выпускника бакалавр Тверского филиала МГЭИ и может оказаться полезной в самостоятельном изучении проблематики безопасности жизнедеятельности человека и среды его обитания, охраны труда, экологической безопасности.

10 стр., 4558 слов

Фондовая лекция по дисциплине

... формировании двух фундаментальных наук: психологии и психиатрии. Психология изучает закономерности развития и функционирования здоровой психики как особой формы жизнедеятельности человека, которая проявляется в ... пригодность новобранца к конкретному виду воинской службы. Таким образом, развитие психологии становилось важным фактором общечеловеческого прогресса, что обусловило значительную научную ...

Л. В. Пьянова

Московский гуманитарно-экономический институт

2014 г.

2

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………………………..3

1. Система безопасности труда, ее основные задачи. ……………………………………

2. Психологические причины возникновения

опасных ситуаций и несчастных случаев………………………………………………………

3. Влияние стресса на поведение человека в аварийных ситуациях……………….

4. Отличие поведения больших масс людей

в экстремальных условиях от поведения одного человека……………………………….

5. Организация безопасной деятельности………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………………………………….66

Рекомендуемая литература………………………………………………………………………….68

3 Введение

Психические свойства человека оказывают огромное влияние на безопасность жизнедеятельности человека.

2 стр., 840 слов

Психические процессы, свойства и состояния. Производственные ...

... деятельности, развивающиеся и проявляющиеся в деятельности. Психические процессы, состояния и свойства представляют собой неразрывное неделимое единство, образуя целостность психической жизни человека. Производственныме психическими состояниями людей являются: 1 - Психическое напряжение (стресс). 2 - Утомление. 3 - Особые психические состояния ...

Психология — это наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека. В психологии выделяется несколько отраслей, в том числе психология труда, инженерная психология, психология безопасности. Объектом психологии безопасности как науки являются психологические аспекты деятельности. Предметом психологии безопасности являются психические процессы, состояние и свойства человека, влияющие на условия безопасности.

Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.).

Психическое состояние человека — это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией. Психические состояния человека отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в конкретный момент и могут положительно или отрицательно сказываться на течении всех психических процессов. В процессе деятельности реакция организма на внешние изменения не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности.

Выделяют два типа запредельного психического напряжения — тормозной и возбудимый.

Тормозной тип характеризуется скованностью из амедленностью

4

движений. Специалист не способен с прежней ловкостью производить профессиональные действия. Снижается скорость ответных реакций. Замедляется мыслительный процесс, ухудшается воспоминание, проявляются рассеянность и другие отрицательные признаки, несвойственные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. Операторы совершают многочисленные, не диктуемые конкретной потребностью действия. Они проверяют состояние приборов, поправляют одежду, растирают руки, в общении с окружающими они обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, несвойственную им резкость, грубость, обидчивость. Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления.

Умеренное напряжение — нормальное рабочее состояние, возникающее под мобилизирующим влиянием трудовой деятельности. Это состояние психической активности является необходимым условием успешного выполнения действий и сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий. Умеренное напряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях, нормальной работе технических устройств. В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушений, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий.

12 стр., 5580 слов

Психологическое явление трудовой деятельности человека

... человека и их влияние на трудовую деятельность; ·изучить психические явления в трудовой деятельности человека; ·раскрыть способности человека как фактор особенности труда; ·обозначить влияние состояния здоровья ... - наука о физиологических основах психической деятельности человека. Она изучает поведение и внутренний мир индивидуума в процессе деятельности через призму системных изменений, в ...

Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях, требующих от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящего за пределы физиологической нормы.

Экстремальный режим — это работы в условиях, выходящих за пределы

5

оптимума. Отклонения от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия или, иначе говоря, вызывают напряжение.

Монотония — напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями как к концентрации, так и к устойчивости внимания.

Политония — напряжение, вызванное необходимостью переключений внимания, частых и в неожиданных направлениях.

Физическое напряжение — напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.

Эмоциональное напряжение — напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением различных видов.

Напряжение ожидания — напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности.

Мотивационное напряжение связано с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения.

Утомление — напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванное длительной работой.

Чрезмерные формы психического напряжения часто называют запредельными. Они вызывают дезинтеграцию психической деятельности различной напряженности, что в первую очередь ведет к снижению индивидуального, свойственного человеку уровня психической работоспособности. В более выраженных формах психического напряжения утрачиваются живость и координация действий, могут проявляться непродуктивные формы поведения и другие отрицательные явления. В зависимости от преобладания возбудительного или тормозного процесса можно выделить два типа запредельного психического напряжения — тормозной и возбудимый.

Организация контроля за психическим состоянием работников

6

необходима в связи с возможностью появления у специалистов особых психических состояний, который не являются постоянным свойством личности, но, возникая спонтанно или под влиянием внешних факторов, существенно изменяют работоспособность человека. Среди особых психических состояний необходимо выделить пароксизмальные (бурная эмоция) расстройства сознания, психогенные изменения настроения и состояния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов), психотропных средств, уменьшающих чувства напряжения, тревоги, страха, алкогольных напитков.

10 стр., 4597 слов

Тема 1.1. Трудовая деятельность человека

... приемов труда работающего. Безопасность производственного процесса — это свойство данного процесса сохранять его безопасное состояние при протекании в заданных режимах в течение установленного времени. Безопасность человека в процессе производственной деятельности ...

Пароксизмальные состояния — группа расстройств различного происхождения (органические заболевания головного мозга, эпилепсия, обмороки), характеризующиеся кратковременной утратой сознания. При выраженных формах наблюдается падение человека, судорожные движения тела и конечностей. Современные средства психофизиологических исследований позволяют выявлять лиц со скрытой наклонностью к пароксизмальным состояниям.

Психогенные изменения и аффективные состояния (кратковременная бурная эмоция — гнев, ужас) возникают под влиянием психических воздействий. Снижение настроения и апатия могут длиться от нескольких часов до двух месяцев. Снижение настроения наблюдается при гибели близких людей, после конфликтных ситуаций. При этом появляются безразличие, вялость, общая скованность, заторможенность, затруднение переключения внимания, замедление темпа мышления. Снижение настроения сопровождается ухудшением самоконтроля и может стать причиной производственного травматизма. Под влиянием обиды, оскорбления, производственных неудач могут развиваться аффективные состояния (аффект — взрыв эмоций).

В состоянии аффекта у человека наблюдается эмоциональное сужение объема сознания. При этом наблюдаются резкие движения, агрессивные и разрушительные действия. Лица, склонные к аффективным состояниям,

7

относятся к категории лиц с повышенным риском травматизма, их не должны назначать на должности с высокой ответственностью.

На ситуацию, воспринимаемую в качестве обидной, возможны следующие реакции:

— конфликты — реакция, возникающая, если человеку приходится выбирать между двумя потребностями, которые действуют одновременно. Такая ситуация возникает, когда необходимо считаться либо с потребностями производства, либо со своей безопасностью;

— неудовлетворенность — вид реакции, проявляющийся в виде состояния упадка агрессивности, жестокости, а иногда смирения. Например, человек болезненно пытающийся привлечь к себе внимание каким-либо способом, сопротивляется любой форме подчинения или совершает умышленные поступки, чтобы бросить вызов своему руководителю либо заслужить чье — либо одобрение;

— поведение срыва — при повторяющихся неудачах или при чрезвычайной ситуации человек может в некотором смысле отказаться от своих целей. Он доходит до отрицания некоторых внутренних и внешних потребностей. В этом случае у него будут проявляться реакции, похожие на смирение, пассивность;

— тревога (тревожное ожидание) — это эмоциональная реакция на опасность. Человек с трудом может определить объект или причины своего состояния. Лицо, находящееся в состоянии беспокойства, гораздо больше предрасположено к совершению ошибки или опасного поступка. Функциональная тревога может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами; преувеличения их угрожающего характера. Поведенческое проявление тревоги заключается в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность;

8 стр., 3961 слов

Условия труда работников и пути их улучшения

... Вывод. Список литературы………………………………………………………………………………….………27 I .Условия труда работников и пути их улучшения. 1.Создание благоприятных условий труда. Среди различных аспектов трудовой деятельности особое ... производственная санитария . Мероприятия по ней является составной частью системы охраны труда на предприятии. Микроклимат производственных помещений- условия внутренней среды, которые ...

  • страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Функционально страх служит

8

предупреждением о предстоящей опасности, побуждает искать путь ее избежание. Страх варьирует в достаточно большом диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас).

Страх может быть временным или же, наоборот, является чертой характера человека. Страх может быть адекватным и неадекватным степени опасности (последнее — свойство трусости и робости);

— испуг — безусловно рефлекторный «внезапный страх». Боязнь, напротив, всегда связана с осознанием опасности, возникает медленнее и дольше продолжается. Ужас — наиболее сильная степень проявления эффекта страха и подавления страхом рассудка.

Осознание опасности может вызывать различные формы эмоциональных решений. Первая их форма — реакция страха – проявляется в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках. Эта форма реакции на опасность отрицательно сказываются на деятельности.

Нерезко выраженный страх может тонизировать кору головного мозга и в сочетании с процессами мышления проявляться как разумный страх в виде опасения, осторожности, осмотрительности.

Паника — следующая форма страха. Она также отрицательно сказывается на деятельности человека. В этом случае страх достигает силы аффекта и способен навязывать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная реакция).

Перечисленные факторы постоянно или временно повышают возможность появления опасной ситуации или несчастных случаев, но это, однако, не означает, что их воздействие всегда ведет к созданию опасной ситуации или к несчастному случаю. Иначе говоря, их не следует однозначно рассматривать в качестве причин, непосредственно вызывающих опасность.

1. Система безопасности труда, ее основные задачи

Система безопасности труда (охрана труда) — система сохранения жизни

9

и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Кроме того, охрана труда рассматривается в юридической литературе ещё с нескольких позиций:

1. Как основной принцип трудового права и трудовых правоотношений

2. Как система законодательных актов, а также предупредительных и регламентирующих социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, технических средств и методов, направленных на обеспечение безопасных условий труда. (ГОСТ 12.0.002-80)

12 стр., 5518 слов

Гигиеническая классификация условий труда по степени вредности ...

... вредности и опасности. Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ), понятие. УСЛОВИЯ ТРУДА - совокупность факторов трудового процесса и рабочей среды, в которой осуществляется деятельность человека. БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА - условия труда, при ...

Необходимо отметить, что охрану труда нельзя отождествлять с техникой безопасности, производственной санитарией, гигиеной труда, ибо они являются элементами охраны труда, её составными частями. Таким образом в состав системы безопасности труда (охраны труда) входят следующие элементы (Охрана труда не включает в себя промышленную безопасность):

1. Производственная санитария определяется как система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.

2. Гигиена труда характеризуется как профилактическая медицина, изучающая условия и характер труда, их влияние на здоровье и функциональное состояние человека и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на профилактику вредного и опасного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на работающих.

Электробезопасность — состояние защищённости работника от вредного и опасного воздействия электротока, электродуги, электромагнитного поля и

10

статического электричества.

4. Пожарная безопасность — состояние защищённости личности, имущества общества и государства от пожаров.

5. Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.

6. Управление безопасностью труда — организация работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на основе комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда. Основана на применении законодательных нормативных актов в области охраны труда.

7. Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. Положение о системе управления профессиональными рисками утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ТК РФ).

Основными понятиями системы безопасности труда (охраны труда) являются:

1. Условия труда — это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

2. Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

3. Работодатель — организация (юридическое лицо), представляемая ее руководителем или иным лицом (по оформленной нотариусом доверенности), либо физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях.

11

4. Организация — предприятие, учреждение либо другое юридическое лицо независимо от форм собственности и подчиненности.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

5. Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

6. Опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

7. Рабочее место — место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

8. Рабочая зона — пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного или временного пребывания работающих в процессе трудовой деятельности.

9. Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

10. Производственная деятельность — совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных услуг.

11. Авария — разрушение сооружений, оборудования, технических устройств, неконтролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ, создающие угрозу жизни и здоровью людей (ГОСТ 12.0.006-2002).

12. Аварийная ситуация — ситуация, которая может привести к поломке деталей и травмированию работающего (ГОСТ 12.2.009-99).

13. Безопасное расстояние — наименьшее расстояние между человеком и источником опасного и вредного производственного фактора, при котором человек находится вне опасной зоны (ГОСТ 12.0.002.80).

14. Пожарная безопасность — состояние объекта, при котором

12

исключается возможность пожара, а в случае его возгорания предотвращения воздействия на людей опасных факторов пожара и обеспечивается защита материальных ценностей;

15. Безопасность — состояние, при котором риск для здоровья и безопасности персонала находится на приемлемом уровне (ГОСТ Р 12.0.006-2002)

16. Безопасность производственного оборудования — свойства производственного оборудования соответствовать требованиям безопасности труда при монтаже (демонтаже) и эксплуатации в условиях, установленных нормативно-технической документацией (ГОСТ 12.0.002.80).

17. Безопасные условия труда — состояние условий труда, при котором воздействие на работающего вредных и(или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

18. Профессиональный риск — вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ТК РФ).

8 стр., 3811 слов

Сущность психологии безопасности труда

... т а я п р и ч и н а - нарушение правил безопасности труда. Человек адаптируется не только к опасностям , но и к нарушениям правил. Далеко не ... с опасностями, которые мы сами на себя навлекаем? Разумеется – нет. Психологические причины несчастных случаев поддаются изучению, а значит и профилактике. Разобравшись в их природе, психологическая ...

19. Система управления охраной труда — часть общей системы управления, которая способствует управлению рисками в области охраны труда, связанными с деятельностью предприятия. Она включает организационную структуру, планирование, ответственность, практическую деятельность, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, осуществления, анализа и поддержания в рабочем состоянии политики предприятия в области

13

охраны труда.

Большое влияние на систему безопасности труда (охрану труда) оказывают соблюдение планов по охране труда.

Правила по охране труда не исключают действия стандартов Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), строительных и санитарных норм и правил, а также правил, норм безопасности, утвержденных федеральными надзорами России, и не противоречат этим документам.

Правила по охране труда — нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда, обязательные для исполнения при проектировании, организации и осуществлении производственных процессов, отдельных видов работ, эксплуатации производственного оборудования, установок, агрегатов, машин, аппаратов, а также при транспортировании, хранении, применении исходных материалов, готовой продукции, веществ, отходов производств и т. д.

Правила по охране труда могут быть межотраслевого и отраслевого назначения. Межотраслевые правила по охране труда утверждаются Министерством труда Российской Федерации, а отраслевые правила — соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда Российской Федерации.

Правила по охране труда утверждаются на определенный срок действия или без ограничения этого срока.

В системе безопасности труда существуют так же правила, называемые инструкцией по охране труда. Инструкция по охране труда — нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности.

Инструкции по охране труда могут быть типовыми (отраслевыми или межотраслевыми) и для работников предприятий (для отдельных должностей, профессий и видов работ).

14

Типовые инструкции утверждаются федеральными органами исполнительной власти после проведения предварительных консультаций с соответствующими профсоюзными органами.

Инструкции по охране труда могут разрабатываться как для работников по должностям (директор, главный бухгалтер, экономист, менеджер по персоналу и др.), отдельным профессиям (электросварщики, станочники, слесари, электромонтеры, уборщицы, лаборанты, доярки и др.), так и на отдельные виды работ (работа на высоте, монтажные, наладочные, ремонтные работы, проведение испытаний и др.).

В соответствии с судебной практикой целесообразно организовать разработку инструкций по должностям согласно утвержденному работодателем штатному расписанию.

Типовая инструкция для работников должна содержать следующие разделы:

общие требования охраны труда (включая должностные обязанности работника);

требования охраны труда перед началом работы;

требования охраны труда во время работы;

требования охраны труда в аварийных ситуациях;

требования охраны труда по окончании работы.

При необходимости в инструкцию можно включать дополнительные разделы.

Для вводимых в действие новых производств допускается разработка временных инструкций для работников. Временные инструкции должны обеспечивать безопасное ведение технологических процессов и безопасную эксплуатацию оборудования.

Инструкции для работников всех должностей утверждаются руководителем предприятия после согласования с соответствующим профсоюзным органом (или иным выборным органом) и службой охраны труда, а в случае необходимости и с другими заинтересованными службами и

15

должностными лицами по усмотрению службы охраны труда.

Инструкции могут быть выданы работникам на руки под расписку в личной карточке инструктажа для изучения при первичном инструктаже, либо вывешены на рабочих местах или участках, либо храниться в ином месте, доступном для работников.

Изучение инструкций для работников обеспечивается работодателем. Требования инструкций являются обязательными для работников. Невыполнение этих требований должно рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины.

2. Психологические причины возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев

В каждом действии человека психологи выделяют три функциональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение любой из этих частей влечет за собой нарушение в целом. Человек нарушает правила, инструкции, либо он не хочет их выполнять, либо он не знает как это сделать, либо он не в состоянии это сделать.

Таким образом, в психологической классификации причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев можно выделить три класса:

Нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции).

Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовым и /или/ техническим регламентациям, безопасный труд не стимулируется и т.п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольном опьянении).

Нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения.

По различным данным международной статистики, в пределах от 60% до

16

99% несчастных случаев, главным виновником травм является, как правило, не техника, не организация работы, а сам работник, который по тем или иным причинам не придерживался правил техники безопасности: нарушал нормальный ход трудового процесса, не использовал предусмотренные средства защиты и т.п.

Исследованием несчастных случаев на одном из машиностроительных заводов, проведенным М.А. Котиком, было установлено, что в 75,6% случаев виновниками травматизма были сами пострадавшие, в 6,1% случаев — другие работники. Лишь в 10,7 % случаев несчастье произошло по техническим причинам, а в 6,7% — по организационным причинам. Отсюда, по мнению М.А.Котика, вытекает принципиально важный вопрос: “Почему люди, которым от рождения присущ инстинкт самозащиты, самосохранения, так часто становятся виновниками своих травм? Ведь если человек психически нормален, то он без повода не станет стремиться к травме”. Такие случаи происходят или по причинам, которые не зависят от человека, или тогда, когда его побуждают к нарушению правил определенные обстоятельства.

М.А. Котик выделяет три общие причины, которые создают некоторую общую тенденцию опасности труда и рост травматизма. Первая причина связана с эволюцией человека и его жизнью, в результате чего ухудшились физические свойства человека и выросла опасность травмирования вследствие технологических и других факторов. Второй общей причиной, которая делает условия труда и жизнь человека более жесткими и опасными, является рост цены ошибки. Третья общая причина, которая способствует росту травматизма, — адаптация человека к опасности. Постепенно происходит адаптация не только к опасности, но и к нарушениям правил, инструкций по мерам безопасности.

На сегодня достаточно широкое распространение на Западе получила теория психологической склонности к несчастным случаям, разработанная К.Марбе. Согласно данной теории, вероятность получения человеком травм может быть определена с помощью определенных статистических методов, на

17

основании числа предыдущих несчастных случаев. По мнению К. Марбе, ранее полученные травмы должны порождать готовность организма к возникновению последующих. Эта связь между количеством предыдущих и вероятностью следующих случаев получила название “закона Марбе”, или закона рецидивов. Причиной и тех, и других является общая склонность человека к несчастным случаям, которая включает разные психологические и физиологические свойства. Анализируя и интерпретируя выявленные закономерности, К. Марбе утверждал, что его учение о “зависимости более поздних несчастных случаев от предыдущих”, основывается на индивидуальных отличиях людей, которые пережили несчастные случаи. Большую часть этих различий К. Марбе связывал со способностью переключаться, т.е. быстро изменять установку и приспосабливаться к ситуации, которая возникает неожиданно. На основе своих исследований, он сделал вывод, что люди с лучшей переключаемостью установок будут иметь меньшую склонность к опасности; люди же с плохой переключаемостью будут как бы “опаздывать” в своем приспособлении к изменениям окружающего мира и потому будут предрасположены к несчастным случаям (будут травматиками).

Поскольку способность к переключению установок, по мнению К. Марбе, является естественным свойством, то и склонность к травматизму тоже в основном является естественной, заданной, но она может быть изменена под влиянием опыта и воспитания. Способность к переключению установки может определяться экспериментально, путем введения резких изменений в условия деятельности и оценивания таких изменений на ее скоростные и точностные показатели.

Наибольшую критику со стороны оппонентов вызывает утверждение К. Марбе о фатальной склонности некоторых людей к несчастным случаям, а также сам способ расчета будущих несчастных случаев.

О. Липман отмечал, что нельзя в принципе судить о склонности человека к опасности вне связи несчастного случая с реальной производственной ситуацией, где действуют свои постоянные и изменяющиеся условия. Поэтому

18

он высказал сомнения в целесообразности использования самого понятия “склонность”.

Вопрос о том, как факт осознания человеком физической опасности, которой он подвергался или подвергается в процессе работы, отражается на его психическом состоянии и как это, в свою очередь, влияет на его склонность к несчастным случаям, рассматривался М. Гринвудом и X. Вудсом. Они высказали предположение, что полученная травма может вызвать у человека страх перед опасностью труда и породить у него стойкую индивидуальную склонность к новым несчастным случаям.

Подобные состояния З. Фрейд называл “травматическими неврозами”. Он расценивал их как результат фиксации организма на моменте происшествия и связанных с ним сильных переживаниях: человек не может забыть травматическое событие, и это событие будто продолжает висеть над ним и воспринимается не как прошлое, а как такое, что еще должно быть пережито.

В исследованиях Д. Вона было экспериментально показано, что на повторность травматизма влияет нечеткое распределение обязанностей, плохо составленные инструкции по мерам безопасности, неудовлетворительные методы инструктирования.

А. Хиршфельд и Р. Беган экспериментально подтвердили зависимость склонности к несчастным случаям от конфликтов, которые возникают в разных сферах личной жизни. На основе изучения происхождения 500 несчастных случаев в промышленности Детройта было установлено, что большинству из них предшествовали эмоциональные конфликты в личной жизни рабочих. Эта связь была настолько универсальной, что авторы взяли на себя смелость утверждать, будто научились по состоянию работника экстраполировать процесс развития и проявления несчастного случая. Были выделены поведенческие реакции человека перед несчастным случаем:

  • опытный работник начинает делать такие ошибки, которых не делает даже новичок;

19

— теряется чувство самосохранения, и человек в самый ответственный момент начинает пренебрегать правилами безопасности, средствами защиты;

— рабочий временами даже ощущает, что в такой ситуации возможен несчастный случай, и говорит об этом окружающим, тем не менее, сам ничего не делает для его предупреждения.

А. Хиршфельд и Р. Беган пришли к выводу, что несчастный случай — это лишь одна цепочка продолжительного динамического процесса, который включает в себя периоды до, во время и после события. Деятельность или действие, которое непосредственно вызвало несчастный случай, следует рассматривать как звено некоторого непрерывного процесса психических проявлений личности.

Исследования, которые начались с первых десятилетий прошлого столетия, относительно влияния индивидуальных свойств человека на безопасность его труда, особенно были затребованы в сфере профессионального отбора. С.Г. Геллерштейн считал, что влияние личностных черт на процесс труда и его безопасность следует изучать в непосредственной связи с профессиональной деятельностью. Он указывал, что при этом необходимо учитывать не только фактические данные личности, но и сочетание ее потенциальных возможностей и присущих ей тенденций, взятых в их конкретно-историческом содержании, т.е. в процессе формирования профессионального типа. Производственный травматизм, по мнению автора, является обостренным выражением столкновения между человеком и профессией, он будто оголяет связь между профессией и человеческими свойствами.

Попытка экспериментального изучения свойств личности, которые определяют склонность к несчастным случаям, была предпринята Г. Ханом. Его методика состояла из четырех тестов. Первый тест Г. Хана направленный на оценивание эмоциональной уравновешенности испытуемых и основывался на измерениях сенсомоторной реакции в постепенно усложняемых условиях.

20

Второй тест, который использовался Г. Ханом, оценивал способности испытуемых к взаимодействию с большим числом факторов и выделял главный из них. Третий тест был направлен на оценку выдержки и терпения испытуемых, которые должны были в течение часа составлять соответствующие цифры.

Интересным является четвертый тест, который был предназначен для оценки склонности к риску. Испытания проводились возле специально вырытого для этого рва. Испытуемому, приблизительно на расстоянии 5 метров от рва, на дне которого были разбросаны осколки разбитых бутылок, завязывали глаза и предлагали подойти к краю рва. Если испытуемый с первого шага обнаруживал осторожность или же, наоборот, смело шагал к самому краю рва и его приходилось в последний момент удерживать от падения, то в обеих случаях, по мнению Г. Хана, он был предрасположен к несчастным случаям. Защищенными считались те, кто, сделав смело 2-3 шага вперед (сколько они считали безопасным), дальше останавливались, и их невозможно было заставить сдвинуться с места.

Исследование психофизиологических признаков склонности к травматизму в наше время проведены практически во всех областях промышленности. Обобщая их результаты, перечислим наиболее важные психофизиологические показатели, которые определяют склонность конкретного человека к травматизму:

— признаки перцептивных процессов (полезависимость – поленезависимость);

— свойства внимания;

— уровень сенсомоторной координации;

— особенности темперамента.

Все эти показатели вытекают из самой фундаментальной характеристики человека — свойств его нервной системы. Но при этом нельзя забывать, что человек является самоорганизующей системой, способной в процессе жизни и

21

деятельности вырабатывать свойства, которые позволяют ему в определенной степени компенсировать свои недостатки и полнее использовать свои положительные черты в избранной деятельности.

Таким образом, в психологической науке сформировались два основных концептуальных подхода, которые объясняют природу и закономерности травматизма людей во время профессиональной деятельности.

В первом подходе основными причинами травматизма людей признаются закономерности их индивидуально-психического развития и потенциала. С одной стороны, травматизм обуславливается наличием у людей индивидуальной склонности к несчастным случаям, которая состоит из естественных физиологических и психологических свойств личности, таких, как сенсомоторные качества, перцептивные процессы, психодинамические и типологические особенности, память, адаптивные ресурсы и способность к предвидению. С другой стороны, на склонность к травматизму влияют пол, возраст, стаж работы, особенности характера и мотивационной сферы, эмоциональные состояния, уровень подготовки и профессиональной внимательности, воспитание, навыки и опыт.

Во втором подходе основными факторами травматизма называются уровень организации и особенности задач, которые выполняются в самой профессиональной деятельности, а также ряд объективных факторов техногенного, материального и социального характера.

В психологической науке сложилось несколько подходов к определению проблемы склонности к травматизму. Л. Броде, обосновывая влияние разных (постоянно и временно действующих) факторов на склонность человека к несчастным случаям приводит результаты исследований В. Кроеса и Б. Марголиса. Они выделили четыре большие группы факторов, которые образовывают следующие сферы исследований:

  • психический стресс, т.е. разные причины, которые нарушают нормальное психическое или эмоциональное состояние человека;

22

— физические опасности, с которыми сталкивается человек в процессе своей деятельности;

— факторы, которые создают опасность для здоровья человека;

— факторы, которые вытекают из сложившейся системы организации труда.

Некоторые авторы (М. А. Котик, С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко и др.) разделяют факторы повышенного риска травматизма на стойкие или базисные и временные. Такое распределение имеет важное практическое значение, так как первую группу факторов необходимо выявлять во время профессионального отбора (практически не подвергаются коррекции).

Факторы второй группы могут быть откорректированы в процессе профессиональной подготовки работников. Исходя из этого, целесообразно выделить постоянную (базисную) склонность к несчастным случаям и временную соответственно.

Составляющими базисной склонности к несчастным случаям являются функциональные изменения в нервной системе или других органах, имеющих болезненный характер, которые, хотя и не вызывают полной нетрудоспособности, но влияют на поведение человека, повышая склонность к опасности (сердечные заболевания, сахарный диабет, периодические приступы слабости, недомогание, головная боль, бессонница, подавленность, тревожность, депрессия и т.п.).

Разные недостатки органов чувств, например частичная потеря зрения, глухота, также повышают склонность к опасности. Нарушение связи между сенсорными и двигательными центрами высших отделов нервной системы приводит к тому, что человек не способен с надлежащей скоростью и точностью реагировать на внешнее воздействие, которое играет главную роль в возникновении несчастных случаев. Неточные, поспешные или запоздалые действия – причина многих травм.

Факторами базисной склонности к несчастным случаям являются также слабость и инертность нервной системы. Слабая нервная система характеризуется повышенной восприимчивостью к любым раздражителям,

23

повышенной утомляемостью, снижением трудоспособности в напряженных ситуациях, повышенной эмоциональной неустойчивостью, склонностью к растерянности и страху. Инертная нервная система характеризуется малой скоростью протекания психических, умственных процессов, низкой скоростью движений, замедленностью переключения внимания с одного вида деятельности на другой, вследствие чего человек в сложных ситуациях не успевает сориентироваться, принять решение и выполнить необходимые действия. Люди со слабой или инертной нервной системой могут быть в условиях экстремальной ситуации аварийно-опасными: погибнут сами и подведут других.

К составляющим временной склонности к несчастным случаям относятся неопытность, недостаточная профессиональная подготовленность. Неопытность приводит к повышению вероятности ошибок, которые вызывают несчастные случаи, к переживанию неуверенности, тревоги вследствие осознания того, что может произойти ошибка. Повышают склонность к несчастным случаям и пагубная страсть к алкоголю, наркотикам, отрицательно влияющим на мышление, поведение и другие сферы психической жизни человека.

Статистика свидетельствует, что среди пострадавших от несчастных случаев в профессиональной деятельности преобладают молодые люди в возрасте до 25 лет (первый пик травматизма).

Тем не менее, анализ конкретных несчастных случаев позволяет утверждать, что целесообразно соотносить травматизм не столько с возрастом, сколько со стажем работы. Отсюда следует, что не определенные качества присущие молодым, а отсутствие опыта, необходимых знаний, навыков и умений чаще всего приводят к травмам. В то же время, при профессиональном стаже около 5 лет отмечается второй пик числа несчастных случаев, причиной которого является неосмотрительность. Развитие профессиональных навыков, опыт работы без травм повышает уверенность в своих силах до такой степени, что человеку кажется, что ему “все

24

по силам”. К сожалению, это часто приводит к снижению осмотрительности, ослабляет профессиональную внимательность.

Таким образом, склонность к несчастным случаям необходимо рассматривать не просто как функцию индивидуально-психологических качеств человека, но и как результат объединения этих качеств с определенными профессиональными условиями, особенностями деятельности и другими объективными факторами, а это представляет реальную возможность в соответствии с каждой группой причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев назначить группу профилактических мероприятий в каждой части: мотивационная часть — пропаганда и воспитание; ориентировочная — обучение, обработка навыков; исполнительная — профотбор, медицинское обследование.

Причины возникновения опасных ситуаций и производственных травм, связанных с производственным фактором, можно расположить по следующим уровням:

— уровень индивидуума (врожденные или приобретенные временно или постоянно психические и физиологические характеристики организма);

— уровень ближней среды (условия труда, нарушение коллегиальных отношений, неудовлетворительный инструктаж по безопасности, жилищные и материальные заботы и т.д.);

— уровень общества (недостаточная информированность о профессиональных рисках и последствия от них, изъян в стратегии организации безопасности труда в отрасли).

Производственная деятельность — процесс, в котором тесно переплелись факторы внешней среды и особенности человеческого организма. Поэтому при анализе опасных ситуаций необходимо рассматривать систему «человек — среда обитания» в целом. Например, отмечают такие факторы как временную склонность к несчастному случаю, возраст и стаж пострадавшего. Замечено, что травматизм имеет два пика, у молодых работников и у лиц, имеющих стаж

25

более 10-15 лет. Факторы молодости и недостатки опыта в начале освоения профессии обуславливают наивысший уровень травматизма в первый год работы, это связано с неопытностью работника, недостатком знаний, неумением диагностировать опасную ситуацию, а также определять возможные последствия допущенной ошибки, быстро реагировать и находить правильные решения в сложных ситуациях. С ростом стажа число несчастных случаев, как правило, снижается.

Второй пик травматизма намечается у лиц, имеющих трудовой стаж более 10-15 лет. Это объясняется следующим обстоятельством. Во-первых, снижением психических и психологических функций, связанных с процессом старения, влияющим на четкость и точность выполняемых работ; во-вторых, пренебрежительным отношением к правилам безопасности в результате адаптации к опасности. Возраст и стаж однозначно не могут быть причиной несчастного случая, но могут быть предпосылками производственной травмы.

3. Влияние стресса на поведение человека в аварийных ситуациях

Основные причины аварийности и травматизма распределяют по следующим группам:

— напряженность труда, нетипичность ситуации, особенности технического обеспечения;

— отрицательное воздействие санитарно-гигиенических условий;

— социально-психологические условия.

Психологический анализ возникновения аварийных ситуаций направлен на изучение причин, связанных с человеческим фактором. Это совокупность причин, которые сами по себе не провоцируют аварийных ситуаций, но влияют на поведение работника таким образом, что он сам создает аварийные ситуации. Данную совокупность, в частности, могут составлять:

— плохая организация работы;

  • недостаточное освещение;

24

— противоречивость инструкций;

— введение новых обозначений сигналов;

— шум от скопления народа в помещении и т.п.

Все это нередко провоцирует возникновение ошибок в работе человека, что порой заканчивается аварийными ситуациями на производстве. Современный подход позволил выделить глобальные причины возникновения аварийных ситуаций, связанных с человеческим фактором:

1. В ходе эволюции некоторые качества человека ухудшились. У него снизилась способность противостоять опасностям. С развитием техники количество самых разнообразных видов опасности растет быстрее, чем человеческое противодействие им.

2. Рост цены ошибки. Ошибки современного человека обходятся ему гораздо дороже, чем его предку.

3. Адаптация человека к опасности. Человек настолько привык к технике, что забывает о ее потенциальной опасности. Нередко из-за текущих мелких выгод человек пренебрегает техникой безопасности и повышает вероятность возникновения аварийной ситуации. Так, стремясь быстрее добраться до места назначения, водитель превышает скорость, идет на обгон в местах и случаях, когда это запрещено правилами дорожного движения. В результате вероятность возникновения аварийных ситуаций и непосредственно аварий возрастает. Отражается на количественных показателях аварийности возраст и уровень профессионализма работников.

Помимо общих причин, на аварийность влияют и субъективные, индивидуальные факторы. Психолог К. Марбе предложил объяснительную теорию, согласно которой ранее полученные травмы порождают новые аварийные ситуации. Он считал, что личность проживает «плохие» и «хорошие» периоды. Люди в «плохие» периоды с большей вероятностью попадают в аварийные ситуации, совершают ошибки и получают травмы. По закону К. Марбе, это порождает новые опасные ситуации и т.д. Такие личности

25

предрасположены к ошибкам и травмам. Эта предрасположенность — природная. Специальным обучением ее можно уменьшить, но не устранить. Некоторые личностные свойства способствуют «плохим» периодам. Это агрессивность, нетерпимость, тревожность, импульсивность. Существуют исследования, доказывающие то, что изолированность рабочих мест, максимальная самостоятельность сотрудников в решении задач ослабляют контроль за их работой и снижают безопасность труда. Отрицательно на безопасности труда работников сказываются семейные ссоры, социальные конфликты, нестабильность рабочих групп.

Отдельно стоят причины, связанные с непригодностью человека по физическим, физиологическим или психическим признакам к выполнению той или иной работы, определенных функций. Установлена связь между частотой травм и уменьшением скорости и точности движений.

В результате исследований установлено, что при прочих равных условиях у женщин травматические ситуации возникают реже, чем у мужчин, хотя нарушений и ошибок они допускают больше. Вместе с тем женщины работают более надежно и безопасно только в нормальных условиях. В экстремальных условиях их надежность уменьшается. Это связано с тем, что женщины по своей природе стремятся предугадать, подстраховать опасную ситуацию, избежать ее. Такая поведенческая стратегия женщин способствует тому, что они реже создают опасные ситуации. Мужчины менее дальновидны и более рискованны, а поэтому вероятность травматических ситуаций у них выше, но в уловиях экстрима они более устойчивы и надежны, чем женщины.

В аварийных ситуациях эмоциональное состояние человека характеризуется повышенной напряженностью — стрессом.

Под стрессом (stress — англ. — давление, нажим, напряжение) принято понимать состояние психической напряженности, вызванное трудностями, опасностями, возникающими у человека при решении важной для него задачи. Стресс проявляется как необходимая и полезная реакция организма на резкое

26

увеличение его общей внешней нагрузки. Он состоит в росте биоэлектрической активности мозга, в повышении частоты сердцебиений, росте давления, расширении кровеносных сосудов, т.е. в целом ряде физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных действий. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху трудовой деятельности в экстремальных условиях.

Однако стресс оказывает положительное влияние на результаты труда и способствует преодолению возникших препятствий лишь до тех пор, пока он не превысил определенного критического уровня.

Стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме как необходимая и полезная реакция организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Он состоит в целом ряде физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных действий. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.

Стресс оказывает положительное влияние на результаты труда лишь до тех пор, пока он не превысил определенного критического уровня. При превышении же этого уровня в организме развивается так называемый процесс гипермобилизации, который влечет за собой нарушение механизмов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до ее срыва. Гипермобилизация организма приводит к чрезмерным формам психического состояния, которые называются дистрессом или запредельными формами.

В аварийных же ситуациях в организме развивается так называемый процесс гипермобилизации, который влечет за собой нарушение механизмов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до ее срыва.

27

Поведение человека в аварийных ситуациях подчиняется определенным закономерностям, и, как правило, проходит несколько фаз.

Первая фаза — гипермобилизация сопровождается снижением точности движений, что может вызвать неверные реакции иди привести к ошибкам.

Вторая фаза — потеря ориентации. Рабочий перестает замечать важные показатели работы машины, нарушается контроль над процессом труда, неверно оценивается поступающая информация.

Третья фаза — нарушение соотношения между основными и второстепенными действиями. Для выхода из аварийной ситуации необходимы четкие действия, направленные на уменьшение или ликвидацию основной опасности, но в состоянии стресса у человека снижается внимание к главным в данной ситуации задачам, и он начинает заниматься мелочами. В конечном итоге это приводит к распаду структуры операций. При этом нарушение последовательности операций, сосредоточение внимания человека на выполнении отдельной операции не способствуют поиску путей выхода из аварийной ситуации.

Четвертая фаза — обострение оборонительных реакций и отказ. По мере усложнения ситуации обостряются оборонительные реакции, а с ростом неудач понижаются волевые функции по преодолению возникших трудностей. В таких условиях у человека появляется склонность возложить вину за все неудачи на плохо работающую технику или на других людей, работающих с ним. Вместо того чтобы прилагать усилия для разрешения аварийной ситуации, у рабочего складывается «эгоцентрическая» интерпретация событий, его начинают беспокоить уже не возникшие трудности, а то, как другие отнесутся к волнующей его неудаче. Все его устремления направляются на то, чтобы скрыть эту неудачу, ее последствия от товарищей, руководства. При дальнейшем обострении стресса возможен отказ, когда мобилизация сил сменяется апатией.

Помимо вышесказанного, поведение человека в экстремальных условиях определяется и психологической готовностью к деятельности. Различают

28

заблаговременную — общую (или длительную) готовность и временную — ситуативную готовность.

Общая готовность представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На ее основе возникает готовность к выполнению тех или иных текущих задач.

Временная готовность — это мобилизация, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешных действий в данный момент.

Готовность человека к успешным действиям в аварийной ситуации складывается из его личностных качеств, уровня подготовки, полноты информации о случившемся, наличия времени и средств для ликвидации аварийной ситуации, наличия информации об эффективности предпринимаемых мер. Анализ поведения человека в аварийной ситуации показывает, что наиболее частой причиной, приводящей к ошибочным действиям, является именно неполнота информации. Компенсировать недостаток информации в подобных условиях может высокая предварительная психологическая готовность. Обеспечить ее можно с помощью тренировок, развивающих быстроту мышления, вырабатывающих необходимые навыки действий в условиях неполной информации, формирующих способность переключения с одной установки на другую и способность к прогнозированию и предвосхищению. В ходе таких тренировок необходимо готовить человека к тому, чтобы в аварийной ситуации он мог выделять главные моменты происходящих событий. Здесь может помочь воображаемое «проигрывание» возможных вариантов действий при возникновении тех или иных ситуаций в работе, вплоть до аварийных.

У каждого человека есть свой «набор» приемов выхода из трудной ситуации. Но самоуправление всегда предполагает умение внушать себе нужные в данный момент мысли, представления, впечатления и блокировать или ограничивать с их помощью отрицательные воздействия и переживания.

29

Возможности самоуправления увеличиваются, если человек внутренне и внешне активен в критической ситуации. В этом случае у него повышается способность владеть собой, преодолевать напряженность, более правильно использовать свои знания, умения и навыки.

4. Отличие поведения больших масс людей в экстремальных условиях от поведения одного человека

4. Отличие поведения больших масс людей в экстремальных условиях от поведения одного человека.

Все человеческое поведение строится по принципу «наименьшего возможного». Если цели можно достичь разными путями, то человек выбирает тот путь, который, по его представлению и опыту, требует наименьшей затраты сил, и на избранном пути он расходует не больше усилий, чем необходимо. Именно по этой причине рабочие часто не используют средства защиты, пропускают операции, необходимые для обеспечения безопасности, но не влияющие на получение конечного продукта, выбирают более легкие, но и более опасные способы выполнения работы. Появлению стремления экономить силы за счет выбора опасного способа действия, способствуют недостатки в организации труда, техники и технологии.

Большое значение в формировании модели поведения имеет социальная и физическая безнаказанность работника, совершающего опасные действия. Физическая безнаказанность проявляется в том, что неправильное действие в определенных случаях не сопровождается травмой. Рабочий считает, что вероятность получения травмы настолько мала, что ею можно пренебречь. Социальная безнаказанность обусловливается тем, что зачастую коллеги и руководство снисходительно относятся к нарушению, считая, что полученная продукция компенсирует такие мелочи, как нарушение инструкции по технике безопасности. Такая безнаказанность формирует адаптацию к опасности и ложное представление работника о личной неуязвимости.

При обстоятельствах, одинаковых для всех работающих, определяющее

30

значение в формировании линии поведения отдельного человека имеют его индивидуальные качества, отражающие совокупность социально-психологических и физиологических свойств. Они включают тип нервной системы, темперамент, характер, особенности мышления, образование, опыт, воспитание, здоровье и т.д. Весь этот широкий спектр свойств личности, социальных обстоятельств и производственных условий, формирует ряд психологических причин, по которым человек сознательно нарушает правила безопасной работы:

— экономия сил — потребность, которая побуждает к действиям, направленным на сохранение энергетических ресурсов. Поведение человека строится по принципу «наименьшего действия»;

— экономия времени — стремление увеличить производительность труда для выполнения плана или личной выгоды. Это может происходить за счет увеличения темпа работы или пропуска отдельных операций, не влияющих на конечный результат труда, но необходимых для обеспечения его безопасности;

— адаптация к опасности или недооценка опасности и ее последствий — возникает вследствие физической и социальной безнаказанности за совершение неправильных действий;

— самоутверждение в глазах коллег, желание нравиться окружающим, что проявляется в рискованных действиях, риск для таких людей дело не просто привычное — благородное;

— стремление следовать групповым нормам трудового коллектива. Это происходит там, где нарушение правил безопасности или технологического процесса поощряется коллективом. Девиз трудовой деятельности — «план любой ценой». Выполнение правил безопасности в таких случаях может поставить человека в положение «белой вороны»;

самоутверждение в собственных глазах может быть причиной сознательного игнорирования безопасных методов труда. Часто это объясняется врожденной неуверенностью в себе или упреками каких-либо лиц, не

31

связанных с конкретным производством;

— переоценка собственных возможностей часто приводит к тому, что зная об опасности и ее последствиях, человек рискует, думая, что его расторопность и опыт помогут или даже гарантируют возможность быстро принять меры для предотвращения аварии или несчастного случая, выскочить из опасной зоны и т.д.;

— склонность к риску как личностная характеристика. В психической структуре некоторых лиц имеется повышенная тенденция к рискованным действиям. Такие люди испытывают потребность «поставить все на карту»;

— надситуативный риск, т.е. спонтанный, немотивированный, риск ради риска. Некоторые люди могут, успешно осуществляя какие либо действия, как бы «вдруг» ставить перед собой цель, появление которой не продиктовано ситуацией и прямо не вытекает из нее.

Причины нарушения правил безопасности по сути своей направлены на одну цель: искать ближайшие допустимые и наиболее легкие пути удовлетворения вызвавших их потребностей. Следовательно, для предупреждения нарушения правил безопасности необходимо применять меры, исключающие возможность создания условий для выполнения опасных действий, и лишающие рабочего возможности делать выбор между опасным и безопасным способом деятельности.

Поведение больших масс людей, особенно в экстремальных условиях, имеет свои законы и отличается от поведения одного человека.

Известно, что в экстремальной ситуации своевременное и правильно выбранное решение зачастую предотвращает развитие аварии с катастрофическими последствиями. В условиях производства люди, выполняя общие задачи, действуют совместно, и решения в сложных ситуациях также принимаются совместно. В психологии это называется групповое принятие решений в условиях взаимного обмена информацией.

Процедура группового принятия решений предполагает обязательное

32

согласование мнений членов группы. В процессе обсуждения могут возникать некоторые деформации восприятия, снижающие качество принимаемых решений, могут наблюдаться и феномены сдвига к риску и групповой поляризации.

Сдвиг к риску — возрастание рискованности групповых или индивидуальных решений после проведения групповых дискуссий по сравнению с первоначальными решениями членов группы. Это происходит из-за того, что каждый член группы в процессе дискуссии пересматривает свое решение, чтобы приблизить его к ценностному стандарту группы. Суть таких изменений состоит в так называемом «заражении» — процессе передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизическом уровне. Заражение происходит помимо смыслового воздействия, т.е. фактически помимо воли членов группы, и этот процесс может идти произвольно. При наличии обратной связи заражение способно нарастать, приобретая вид цепной реакции. В ряде случаев такая реакция способствует эффективности принятия решения и служит дополнительным сплачивающим фактором, пока не превысит некоторой оптимальной интенсивности. Вышедшее из-под контроля заражение приводит к распаду сложившихся связей и вырождению организованно взаимодействующей группы в толпу. Толпа представляет собой бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознанной общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Отсутствие ясных целей и структуры порождают наиболее важное свойство толпы — ее легкий переход от одного вида поведения к другому (любопытство, паника, агрессивные действия и т.д.).

Такие переходы происходят спонтанно и в условиях чрезвычайных ситуаций весьма опасна толпа, зараженная массовой паникой и трудно поддающаяся управлению.

Массовая паника — один из видов поведения толпы. Психологически она характеризуется состоянием массового страха перед реальной или

33

воображаемой опасностью, нарастающего в процессе взаимного заражения. Этот страх блокирует способность рациональной оценки обстановки, мобилизацию волевых ресурсов и организацию совместного противодействия. Организованная группа людей тем легче превращается в паническую толпу, чем менее ясны или субъективно значимы общие цели, чем ниже сплоченность группы и авторитет ее лидеров.

Законы групповой психологии необходимо учитывать при разработке мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

5. Организация безопасной деятельности

5.1. Создание психологического настроя на безопасность

Как известно, существует два главных направления в обеспечении безопасности труда:

1. снижение уровня производственных опасностей путем создания более безопасных орудий, предметов и условий труда или более эффективных средств защиты;

2. повышение уровня индивидуальной защищенности рабочих путем организации их более безопасного поведения.

Наиболее распространенным путем является первый, так как считается, что управлять поведением человека очень сложно, точно предсказать его поведение невозможно, да и сам человек не всегда способен полностью контролировать свои поступки. Тем не менее, второй путь заслуживает не меньшего внимания, чем первый.

Безопасная деятельность является, прежде всего, следствием правильного отношения рабочего к вопросам охраны труда, его настроя на работу без несчастных случаев. Научить человека правильному отношению к чему-либо

34

нельзя, это отношение он должен перенять. Отношение к мерам безопасности рабочие перенимают у своих руководителей. Рабочий будет верить в безопасность своего труда только в той мере, в какой будет верить в это его непосредственный и вышестоящий руководитель. Поэтому все звенья управления производством должны постоянно проявлять «видимый» и «слышимый» рабочими интерес к обеспечению их безопасности труда.

Политика в области безопасности труда должна быть направлена на коллективный поиск всеми участниками производства на всех его ступенях путей предупреждения несчастных случаев. Каждый на своем месте обязан искать пути решения этой проблемы и вносить свои предложения, причем такие предложения должны всемерно поощряться. Любой несчастный случай, независимо от степени его тяжести, должен привлекать к себе внимание руководителей всех уровней. Все это должно создавать на производстве общественное мнение, что здесь каждый несет ответственность за безопасность. Только в таком случае у рабочего появится уверенность в том, что все вокруг него в порядке, появится настрой на безопасную работу.

Появление новой техники или новой технологии должно во всех случаях являться объектом особого внимания службы безопасности труда на предприятии. Здесь может выявиться непригодность ранее действовавших правил, могут выявиться новые производственные опасности, которые ранее нельзя было предвидеть. Как правило, несчастные случаи наиболее часто возникают в период освоения. Повышенное внимание руководства в это время не останется незамеченным рабочими и тоже будет содействовать лучшему их настрою на безопасную работу. Этому способствует и четкое распределение служебных обязанностей между рабочими, с указанием конкретных опасных факторов, от которых каждый из них обязан защищать себя, а в некоторых случаях и других рабочих.

Все перечисленные способы создания настроя рабочего на безопасный труд одновременно способствуют и повышению престижности такого труда. У

35

рабочего должно возникать чувство гордости уже только потому, что он работает безопасно. Очень важно выработать отрицательное отношение рабочего коллектива к нарушителям правил безопасности.

Также как в некоторых странах стало неприличным переходить улицу при красном свете светофора, независимо от того, есть ли на дороге транспорт, для рабочего должно стать неприличным нарушение правил техники безопасности.

5.2. Обучение безопасной деятельности

Выбор методов обучения осуществляется на основе анализа допущенных рабочими ошибок. Все ошибки можно разделить на две категории:

1. ошибки психомоторные;

2. ошибки принятия решения.

Ошибки психомоторной сферы возникают на уровне двигательных операций и проявляются в неловких двигательных актах. Несмотря на то, что рабочих специально обучают выполнению ручных операций, вырабатывают у них необходимые для этого навыки и умения, причинами несчастных случаев нередко являются именно ошибки такого типа. И как показывает опыт, возникают они чаще всего, не столько из-за недостаточного развития навыков или их нарушения (в связи с утомлением, болезнью и пр.), сколько в результате неправильной оценки ситуации. Неучет отдельных внешних условий ведет к неверной оценке обстановки, самой задачи, а поэтому и к выбору неправильного способа действия по ее разрешению. Все эти взаимосвязанные факторы и порождают ошибки психомоторной сферы. Поэтому для безопасного выполнения моторных действий следует, прежде всего, выработать умение полно и правильно оценивать сложившуюся ситуацию. При наличии необходимых двигательных навыков такие умения будут способствовать исключению психомоторных ошибок и несчастных случаев этой категории.

Значительно сложнее обучать рабочих умению принимать правильные решения и избегать при этом опасных ошибок. Ошибки принятия решения

36

можно разделить на два типа:

1. ошибки, допускаемые в задачах с ограниченным выбором (когда требуется принимать решение о выборе одного из ряда возможных действий);

2. ошибки в задачах с открытым концом (где тоже есть ряд путей, но при выборе любого из них возникают новые задачи).

Предположим, рабочему необходимо произвести замену перегоревшей лампы в светильнике. Для этого можно забраться на стол, а можно это сделать, использовав лестницу. Использование в таком случае лестницы будет решением с ограниченным выбором. Но может оказаться, что имеющаяся лестница для данной работы коротка, и нужно найти способ ее удлинить или установить на промежуточную поверхность и т.д. Получается задача с открытым концом.

Принятию целесообразного и безопасного решения в задачах с ограниченным выбором обучить не столь уж трудно. Труднее научить принятию решения в задачах с открытым концом. Здесь следует уделять большое внимание развитию аналитических способностей ученика, выработке у него умения критически оценивать различные трудовые задачи. Он всегда должен быть готов к действиям в новых, неожиданно возникающих ситуациях. Все этапы обучения должны иллюстрироваться конкретными практическими примерами.

Таким образом, способность критической оценки оказывается важной для избежания всех названных категорий ошибок и именно ее следует развивать для обеспечения безопасной работы. Кроме того, обучение безопасному труду должно быть органически связано с обучением профессии. Выработку трудовых навыков следует ориентировать не только на экономное получение высоких результатов, но и на достижение их непременно безопасным путем.

5.3. Использование правил по технике безопасности

Правила безопасности труда можно определить как узаконенные нормы,

37

указывающие, как можно, как должно и как нельзя действовать в процессе труда и на территории предприятия, чтобы избежать несчастных случаев и аварий. Положительный эффект правил достигается как за счет предупреждения рабочих о наличии тех или иных опасных производственных факторов, так и путем запрещения тех действий, операций, способов поведения, которые могут повлечь за собой указанные происшествия. Таким образом, правила и вытекающие из них запрещения фактически в какой-то мере ограничивают свободу выбора действий рабочего, но благодаря этому и защищают его от опасности.

Современное производство характеризуется постоянным усложнением техники и технологии, ростом энерговооруженности. Естественно, возрастают также число и уровень производственных опасностей. Для ограждения рабочих от новых опасностей, очевидно, приходится увеличивать и объем правил безопасности труда. Это вполне естественная тенденция. Однако она порождает ряд трудностей чисто психологического характера. Ведь все пункты, записанные в правилах, рабочий должен не только понимать, он обязан их еще и помнить и по мере необходимости выполнять в процессе своей практической деятельности. Когда таких пунктов было 10-16, он мог запомнить их сравнительно легко. Когда их стало несколько десятков, запоминать стало сложнее. Когда же их количество стало исчисляться сотнями, ограниченные возможности человеческой памяти превратились в прямое препятствие к их запоминанию и выполнению. Следовательно, чрезмерно большое число правил по технике безопасности может привести, вместо повышения, к понижению защищенности рабочих от опасности. Некоторые исследования это подтверждают.

Анализ инструкций по безопасности в некоторых отраслях промышленности показал, что они содержат от 1 до 15% ненужных пунктов, нарушение которых не влечет за собой несчастных случаев; от 4 до 28% пунктов, передающих лишь общую информацию, и только от 62 до 95%

38

пунктов были признаны в той или иной степени важными. При этом 72% процента несчастных случаев приходились на 3% наиболее важных пунктов инструкций.

Увеличение объема правил безопасности за счет ненужных и общих пунктов вредно также тем, что среди них растворяются и теряются действительно важные пункты. Уже сам факт, что в инструкции есть пункты, невыполнение которых обычно не влечет за собой никаких отрицательных последствий, подрывает авторитет документа и способствует тому, что, наряду с этими «безопасными» пунктами, рабочие начнут нарушать и другие, «опасные». Все это способствует адаптации рабочих к нарушениям правил и, следовательно, росту травматизма.

При составлении инструкций по технике безопасности следует руководствоваться следующими правилами:

— исключать требования, очевидные для нормальных, здравомыслящих людей (типа «не влезай — убьет»);

— пункты, содержащие общие положения, переводить в инструкции по эксплуатации и учебные пособия;

— не допускать дублирования одних и тех же пунктов в разных инструкциях;

— специально выделять (шрифтом, рамками и т.д.) те пункты, нарушение которых связано с особо тяжелыми последствиями;

— отдельно выделять пункты, которые обычно чаще всего нарушаются.

Число выделенных пунктов не должно быть слишком большим.

При появлении изменений в правилах необходимо специально акцентировать внимание рабочих на новых элементах правил, соотнося их со старой редакцией и обязательно обосновывая причину изменений, так как люди всегда лучше выполняют те правила, необходимость которых они осознают. Например, шоферы, чаще всего нарушают установленные ограничения

39

скорости в тех местах, где причины их введения непонятны. Если же рядом со знаком, ограничивающим скорость движения, стоит другой знак, поясняющий причину установки такого ограничения (например «скользкая дорога» и т.п.), превышения скорости допускаются гораздо реже.

5.4. Профессиональный отбор

Задача профотбора — определение пригодности человека к данной работе. Следует различать готовность и пригодность к работе по той или иной профессии. Профессиональная готовность определяется уровнем образования, опыта и подготовки исполнителя. Профессиональная пригодность определяется степенью соответствия индивидуальных психофизиологических качеств данного человека конкретному виду деятельности.

Профотбор осуществляется по специальным методикам, основанным на качественных и количественных оценках индивидуальных психофизиологических качеств человека. Для изучения профессионально важных качеств человека используют анкетный, аппаратурный и тестовый методы.

Анкетный метод заключается в том, что с помощью определенным образом сформулированных и сгруппированных вопросов получают информацию о профессиональных интересах и некоторых психофизиологических качествах человека. Анкеты могут быть самооценочными, когда испытуемый сам дает оценку своих качеств, и внешнеоценочными, когда оценку дает эксперт на основе обобщения полученных данных.

Аппаратурный метод состоит в том, что отдельные психофизиологические качества выявляются с помощью специальной аппаратуры. Наряду с приборами, обеспечивающими общее исследование психофизиологических свойств, могут использоваться специальные установки,

40

имитирующие тот или иной вид деятельности. Они служат для выявления у испытуемого качеств, необходимых для данной работы, а также используются как тренажеры при обучении соответствующей профессии.

Тестовый метод использует наборы тестов, предлагаемых испытуемому, в процессе решения которых выявляются те или иные психофизиологические качества. Тесты делятся на следующие категории:

— определения способностей, служащие для оценки общего уровня интеллекта, пространственного воображения, точности восприятия, психомоторных способностей;

— проверки зрения и слуха;

— личностные — ставящие цель оценить такие качества, как импульсивность, активность, чувство ответственности, уравновешенность, общительность, осторожность, уверенность в себе, оригинальность мышления;

— определения уровня квалификации, применяемые для проверки профессиональных навыков.

Профессиональный отбор ведется на основе профессиограмм. Они составляются на основе всестороннего изучения трудового процесса, проведения необходимых исследований, и представляют собой описание профессионально важных качеств работника. В профессиограммах объективные особенности трудового процесса — технические, технологические, организационные — находят выражение в физиологических, психических и социально-психологических показателях человека.

Работник считается профессионально пригодным при наличии следующих качеств: положительная мотивация к данной специальности; высокий порог ощущения опасности; хороший глазомер; устойчивость; концентрация; распределение внимания; нормальное состояние двигательного аппарата; высокая пропускная способность анализаторов и т.д.

В развитие рассматриваемой темы целесообразно проанализировать понятие «ошибка работника». Ошибка работника -любое конкретное действие

42

человека в процессе трудовой деятельности, которое выходит за некоторые допустимые границы и становится неадекватным. Большинство ошибок возникает в результате непреднамеренных действий работника, но могут быть и ошибки, допущенные умышленно, когда работник выполняет сознательные действия, которые считает правильными, но на самом деле они являются ошибочными. Трудности мотивационного или эмоционального плана вызывают ошибки непроизвольного характера. Не все ошибки связаны с повреждением системы. Некоторые действия после совершения могут быть исправлены прежде, чем приведут к аварийной ситуации. Вероятность успешного выполнения задачи определяется как надежность.

Наиболее распространенные причины ошибок в деятельности оператора:

— пропуски функционально-изолированных действий;

— неадекватный учет неявных условий;

— другие виды пропусков;

— неадекватный учет побочных эффектов;

— ошибки альтернативного выбора;

— низкий уровень бдительности;

— ожидания, предположения вместо наблюдения за ситуацией;

— малые вариативность и точность движения рук;

— слабая пространственная ориентация;

— привычные ассоциации;

— рассеянность.

Любое несоответствие способностей человека и требований задачи увеличивает возможность возникновения ошибки. Для повышения надежности работы человека нужно оценить степень несоответствия. В этом плане следует учитывать важность ошибки. Важность ошибки — функция частоты ее возникновения, возможностей исправления, тяжести вероятных последствий и стоимости мероприятий по устранению неполадок. При организации трудового процесса определяется вероятность потенциальных ошибок и планируются

43

рекомендации по их профилактике. Системы, устойчивые к ошибкам, относятся к категории безопасных. Такие системы обладают корректирующими устройствами, блокировкой и дублированием звеньев, четкими правилами безопасности. Разработаны программы формирования устойчивости к ошибкам. В их рамках отрабатываются модели поведения, позволяющие человеку управлять собой в аварийных ситуациях. Управление реализуется на трех уровнях:

— сенсомоторных образов и поведенческих реакций (навыков);

— общих альтернатив целесообразного поведения;

— использования целесообразного знания.

На основе психологического анализа разработаны различные классификации ошибочных действий и систематизации правил их предупреждения. Основное внимание всех мероприятий по профилактике аварийности и ошибок на производстве уделяется оптимизации согласования требований работы и возможностей человека. Выделяют следующие группы возможностей предотвращения ошибочных действий:

— целенаправленные мероприятия по повышению уровня квалификации;

— мероприятия по оптимизации распределения функций между человеком и машиной;

— мероприятия по оптимальной организации труда (аварийная сигнализация, информация об опасных случаях и т.п.);

— вспомогательные мероприятия в рамках психологии обучения (обучение моделям безошибочного поведения, алгоритмам действий в аварийных ситуациях, тренировка стрессоустойчивос-ти и т.п.);

— мероприятия по повышению мотивации к деятельности;

— выделение и прогноз опасных точек, т.е. конкретных технических и технологических позиций, при соприкосновении с которыми наиболее возможно возникновение аварийной ситуации;

  • специальный отбор работников для выполнения особо опасных и

44

особо ответственных заданий.

Реализация безопасности на производстве обеспечивается детальным изучением условий деятельности и человеческого фактора, разработкой рекомендаций по профилактике ошибок, выработкой устойчивости к ошибкам.

Заключение

Работа с персоналом по охране труда является одним из основных направлений производственной деятельности, обеспечивающей безопасность, надежность и эффективность работы предприятия, и направлена на решение следующих основных задач:

— обеспечение соответствия квалификации лиц, принимаемых на работу, требованиям, характеристикам и условиям производства;

— формирование необходимых знаний и навыков работника перед допуском к самостоятельной работе, в том числе специальных, необходимых для допуска работника к обслуживанию оборудования и/или выполнению работ, подконтрольных органам государственного надзора;

— сохранение необходимых знаний и навыков, развитие производственных навыков в процессе трудовой деятельности;

— совершенствование знаний и навыков при изменении производственных условий;

— постоянный и систематический контроль профессиональных знаний и навыков работника в процессе его трудовой деятельности;

— изучение и применение передовых безопасных приемов производства работ, воспитание у персонала ответственности за соблюдение правил, норм и инструкций по охране труда.

45

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Каракеян В. И. , Никулина Н. М. Безопасность жизнедеятельности. Учебник.- М.- «Юрайт»,- 2014

2. Холостова Е. И., Прохорова О. Г. Безопасность жизнедеятельности. Учебник.-

М.- «Дашков и К»,- 2013

Дополнительная литература:

1. Бодров В.А. Психологический стресс. — М., 2005.

2. Приказ Минздравсоцразвития Россииот 24.02.2005 г. 3160 «Об определении степени тяжести поврежденья здоровья при несчастных случаях на производстве».

3. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. — М., 2006.

4. Власова Л.М., Сапронов В.В., Фрумкин Е.С., Шершнев Л.И. Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности: учебно-методическое пособие для учреждений профессионального образования. — М., 2004.

5. Г. Б. Куликов Безопасность жизнедеятельности. Электронный учебник, М.: МГУП.- 2010