Тематический план занятий по курсу «Общая психология»

Тема 1. Введение в психологию.

1.1. Определение психологии как науки: предмет и задачи.

1.2. История развития психологии.

1.3. Общая характеристика основных методов психологического исследования.

1.4. Основные школы (направления) психологии: бихевиоризм, фрейдизм, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология.

Тема 2. Познавательные психические процессы, их место и роль в психике человека.

2.1. Общая характеристика психики человека. Классификация психических явлений.

2.2. Понятие об ощущениях, их виды и особенности.

2.3. Восприятие, его виды и свойства.

2.4. Определение внимания, его виды, свойства и функции. Развитие внимания.

2.5. Общая характеристика памяти человека, основные виды, типы и процессы памяти.

2.6.Определение и виды мышления. Основные операции и формы мышления.

Природа и структура интеллекта.

2.7.Определение воображения, его виды и функции.

Тема 3. Психические свойства личности.

3.1. Понятие личности в психологии. Формирование и развитие личности.

3.2. Виды и роль эмоций в жизни человека.

3.3. Понятие о воле. Развитие воли у человека.

3.4. Понятие и типы темперамента. Природные основы и свойства темперамента.

3.5.Определение характера. Типология характеров. Формирование характера.

3.6. Понятие о способностях и задатках. Формирование и развитие способностей.

Тема 4. Личность в деятельности и общении. 4.1.Понятие и строение деятельности. Развитие человеческой деятельности и ее виды.

Умения и навыки в структуре деятельности.

4.2. Мотивы и потребности, их роль в регуляции деятельности.

4.3.Понятие, виды и функции общения. Роль общения в психическом развитии человека.

Основная литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1996.

  2. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1992. 1,2 т.
  3. Дружинин В.Н. «Психология». Уч.пособие для вузов /В.Н.Дружинин. – М.: Питер, 2005.
  4. Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии – М., 2006. в 3 книгах Книга 1.

Дополнительная:

2 стр., 909 слов

Принцип развития в психологии 2

... диалектическими переходами от чувственных к понятийным ее формам. Специфическими внутренними противоречиями движется развитие ее эмоци­онально-волевой, потребностной сферы. Одним из основ­ных внутренних ... новым видам общественно значимой деятельности (в школе, вне школы, в трудовом коллективе и т. д.) и в реализации этих стремлений находит новые источники своего развития. Развитие личности ...

1. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь.– М.: 2006.– 560 с.

2. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник. – М.: Норма, 2009. – 624 с.

3. Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. – СПб., 2002.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1997. – 736 с.

5. В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев «Основы общей антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности». Учебное пособие для вузов. – М.: 1995.

ЛЕКЦИИ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ.

1.Определение психологии как науки: предмет и задачи.

ПСИХОЛОГИЯ (от греческого — душа, — учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

Предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем — поведение человека и его бессознательное и т.д., в зависимости от общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.

В настоящее время предметом изучения психологии являются психические процессы, психические свойства и психические состояния. Основной задачей психологии как науки является изучение объективных механизмов и закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов.

Все психические явления называют общим понятием – психика. Психика человека – это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей средой и другими людьми. Психика человека приобретает особую форму – форму сознания. Сознание – это высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения. Обычно выделяют две их разновидности: познавательные, эмоциональные-волевые.

— познавательные (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, речь)

— эмоционально-волевые (чувства, эмоции, воля).

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

На основе психических процессов могут формироваться психические состояния, которые характеризуют состояние психики в целом. К ним относятся, например, состояния активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

20 стр., 9936 слов

Неосознаваемые психические процессы и состояния

... и поведении человека в результате проявления различных заболева- ний; − др Все психические явления делятся на три группы: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства личности. Психический процесс —это акт психической деятельности, имеющий ...

Все психические состояния подразделяют на:

  1. мотивационные – основанные на потребностях установки, желания, интересы, влечения, страсти;

  2. состояния организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности);
  3. эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, настроение, стресс, аффект, фрустрация);
  4. волевые (состояния инициативности, целеустремленности, решительности и т.д.).

Через фазу психических состояний (стремление, страсть, стресс, возбуждение, тревожность и т.д.) тот или иной процесс может трансформироваться в свойство личности.

Третья группа психических явлений – психические свойства, характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Они определяют неповторимость человека и являются основой его личности. Когда мы называем человека смелым, вспыльчивым, азартным и т.д., то этими словами опираемся именно на устойчивые свойства личности. Выделяют свойства интеллектуальной, или познава­тельной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства — наблюдательность, гибкость ума; волевые — реши­тельность, настойчивость; эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

— способности

— темперамент

— характер

— направленность личности (мотивы, потребности, интересы и т.д.)

2. История развития психологии

Как самостоятельная наука психология сформировалась лишь к концу XIX в. Однако как особая отрасль знаний она существовала еще со времен древней истории. Обычно основоположником психологии принято считать Аристотеля древнегреческий философ и учёный, ученик Платона. 384 до н. э, который написал первый систематический трактат о душе. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Гиппократ разработал учение о темпераментах. Он полагал, что темперамент человека связан с преобладанием в человеке какой-то жидкости.

Свой отчет в качестве самостоятельной науки психология ведет с 1879 года, в котором Вильгельм Вундт создал первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в университете в городе Лейпциге (интроспекция – метод с помощью которого добывались знания о психологии человека, — это метод познания психических явлений путем самонаблюдения человека, т.е. внимательного изучения человеком того, что происходит в его сознании при решении разного рода задач).

В 1885 году в Казани Владимир Иванович Бехтерев создает первую в России экспериментальную психологическую лабораторию в России, а затем Психоневрологический институт (1908) – это был первый в мире центр по комплексному изучению человека.

3. Общая характеристика основных методов психологического исследования.

Основными исследовательскими методами в психологии являются наблюдение и эксперимент. К специфическим научно-исследовательским методам психологии относятся методы тестирования, опроса, анализа продуктов деятельности. Широкое применение в психологии нашли также методы математического моделирования, статистический анализ.

15 стр., 7240 слов

Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя

... -психологические явления и феномены: личность, общности, их образ жизни и деятельность, с целью качественного и полного ... называемую психологию среды или экологическую психологию. Суть этого подхода в том, что определенные параметры окружающей человека социальной ... управленческого воздействия. Второй подход объединяет методы и технологии, использующие возможности человека как объекта и субъекта ...

Наблюдение – это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Внешнее наблюде­ние — это способ сбора данных о психологии и поведении че­ловека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внут­реннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изу­чить интересующее его явление в том виде, в каком оно непос­редственно представлено в его сознании.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных ра­мок, программы, процедуры его проведения. Оно может ме­нять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе само­го наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.

Стан­дартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается.

При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного уча­стника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение.

Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает лично­го участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Специфика эксперимента как метода психологического исс­ледования заключается в том, что в нем целенаправленно и про­думанно создастся искусственная ситуация, в которой изучае­мое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше все­го.

Имеются две основные разновидности эксперимента: есте­ственный и лабораторный.

Ес­тественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вме­шивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный экспери­мент предполагает создание некоторой искусственной ситуа­ции, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

В формирующем эксперименте выделяются 3 эта­па:

1. Констатирующий — (используя различные ме­тодики необходимо выяснить исходные особенности психики учащихся).

На основе этих результатов состав­ляются формирующие и развивающие приемы.

  1. Формирующий (реализуются формирующие и развивающие приемы);
  2. Контрольный этап. Его задача — оценить эф­фективность и результативность проделанной форми­рующей работы.

Опрос представляет собой метод, при использовании кото­рого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои до­стоинства и недостатки.

Устный опрос (беседа) — наблюдение за поведением и реакциями человека, отве­чающего на вопросы. Письменный опрос — анкета.

Тесты являются специализированными методами психоди­агностического обследования, применяя которые можно полу­чить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Тест-опрос­ник основан на системе заранее продуманных, тщательно ото­бранных и проверенных с точки зрения их валидности (соотв. тому, для изучения чего он предназначен) и надеж­ности (одни и те же результаты при повторном тестировании) вопросов, по ответам на которые можно судить о психо­логических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испы­туемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества (тест Айзенка – определение общих способностей (40 заданий на 30 мин – коэффициент интеллектуальности КИ), таблицы Шульте – переключение внимания, корректурная проба – таблица Иванова-Смоленского).

В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, осо­бенно недостатки, человек склонен приписывать другим лю­дям. Такие тесты требуют боль­шой специальной подготовки и высокой профессиональной ква­лификации со стороны самого психолога. (Детский апперцептивный тест САТ Л.Беллака (для детей от 3 до 10 лет), кинетический рисунок семьи).

Метод анализа продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологиче­ских особенностях ее субъекта или субъектов.

4. Основные направления психологии

Психология относится к гуманитарным наукам – наукам, изучающим человека. Особенностью гуманитарных наук, отличающей их от естественных, является то, что в одни и те же понятия разные исследователи вкладывают разное содержание. Собственно единой психологии не существует, а есть различные направления, течения, научные школы.

Бихевиоризм – это ведущее направление американской психологии первой половины XX в. Основатель: Джон Уотсон. Бихевиоризм ис­ключил сознание из психологии, хотя нали­чие сознания у человека не отрицалось. Бихевиоризм стали называть «психологией без психики». По Дж.Уотсону, все многообразие поведения человека может быть описано фор­мулой «стимул-реакция» (S—►R).

Задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию. Решение этой задачи позволит заранее предсказать поведение че­ловека, контролировать его, управлять им. Под поведением понимались ответные двигательные реакции организма на раздражения (стимулы), идущие из внешней среды.

На смену данному течению в 30-е годы пришел необихевиоризм, который связан в первую очередь с именем Эдуарда Толмена и Кларком Халлом. Они признавали зависимость поведения организма не только от внешних стимулов, но также и от внутренних его состояний.

Основные представители – Джон Уотсон (1873-1958), Эдуард Торндайк – открыл «законы научения», формирования навыков: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности. Предмет исследования – поведение, метод исследования – наблюдение, эксперимент.

Психоанализ как учение о бессознательной психике.

Создал и разработал психоанализ австрийский врач и психолог З.Фрейд (1858-1939).

Это направление называют также его именем — фрейдизмом, нач. 20 века. З.Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев – сознательного, подсознательного и бессознательного. В структуре личности Фрейд обратил особое внимание на бессознательное и превратил его в объект исследования. Человеческая психоло­гия стала истолковываться как обуслов­ленная бессознательными, иррацио­нальными силами — сексуальными влечениями (либидо), ин­стинктами. Сознанию в жизни человека фрейдизм отводил незначительную роль.

В психоанализе был разработан ряд методов выявления бес­сознательного — анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, анализ описок, оговорок, забываний и т.д. Все эти методы предполагают активную ра­боту психолога, так как полученный в них материал лишь основа для анализа. Отсюда название метода и в целом кон­цепции — психоанализ. Созданный первоначально как метод ле­чения истерических неврозов, психоанализ в последующем был перенесен и распространен З.Фрейдом на объяснение нормаль­ной психической жизни людей.

Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо.

Зрелая личность имеет сложную структуру: она состоит из трех инстанций – оно (ид), Я (эго), и Сверх Я (супер-эго).

Оно как биологическое начало содержит страсти. Подчиняется Оно принципу удовольствия – первичному принципу человеческой жизни.

Вторая инстанция Я принимает решения, удовлетворяя желания Оно в той мере, в какой это позволяют реальные обстоятельства. Если Оно является воплощением страстей и влечений, то Я – разума и рассудительности.

Третья инстанция личности, Сверх-Я, становится носителем моральных норм, критиком и цензором, нравственным самоконтролем. Когда действия Я расходятся с требованиями Сверх-Я, появляется чувство вины.

Представители психоанализа: Альфред Адлер, Карл Густав Юнг. Карен Хорни, Эрик Берн, Анна Фрейд.1895 -1982. Неофрейдизм. Ученики Фрейда: А.Адлер. Г.Юнг, Карен Хорни, Эрих Фром, Эрик Эриксон, которые считали, что в становлении личности важную роль играют социальные факторы, а не сексуальные.

Гештальтпсихология как учение о целостности психических явлений возникла в начале XX в. Видными ее представителями явля­ются Вольфганг Келлер (1887-1967), Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Курт Левин. 

Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура)  — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей.

Многочисленные экспериментальные исследова­ния, проведенные гештальтпсихологами на про­цессах восприятия и мышления, доказали, что пси­хические образования обладают первичной целостностью. В иссле­довании восприятия был выявлен ряд законов гештальта: «фигу­ры и фона», «транспозиции» (реакция не на отдельные раздражите­ли, а на их соотношение), принцип «хорошей формы» и т.п. Ис­следования мышления выявили феномен инсайта как мгновен­ного схватывания, усмотрения целостной структуры ситуации.

В начале 60-х гг. XX столетия в США возникла гуманисти­ческая психология.

Гуманистическая психология представляет собой комплекс­ную междисциплинарную науку о человеке и объединяет в своих рядах философов, психологов, социологов, педагогов. Ведущими представителями направления выступают Гордон Олпорт (1897-1967), Абрахам Маслоу, Карл Роджерс (конгруэнтность), Виктор Франкл (логотерапия, смысл жизни, экзистенциональный вакуум, диалог).

Гуманистиче­ская психология исходит из положения о том, что человек наде­лен потенциями к непрерывному развитию и реализации твор­ческих возможностей, и считает его способным управлять собст­венным развитием. Абрахам Маслоу разработал пирамиду иерархии потребностей. Он считал, что стремление к развитию, личностному росту, т.е. самоактуализации, есть основа развития человека и общества.

— физиологические потребности – в пище, воде, сне, сексе и т.д.

— потребность в безопасности, стабильности и порядке

— социальные (в любви, дружбе, семье и т.д.)

— потребность в уважении, самоуважении, признании

— потребность в самоактуализации – развитии способностей.

Когнитивная психология офор­милась в США в середине 60-х гг. Видными представителями ее яв­ляются: Ж.Пиаже, Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер.

Согласно основным идеям когнитивной психологии решаю­щую роль в поведении человека имеют знания. Поэтому главной ее задачей является исследование процессов приобретения, со­хранения и использования человеком своих знаний. Предмет ис­следования когнитивной психологии составляют познавательные процессы — восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание. Соответственно и сам человек в когнитивной психо­логии рассматривается как активный преобразователь информа­ции. Швейцарский психолог Жан Пиаже, поставив перед собой задачу выяснить, каким образом человек познает реальный мир, изучал закономерности развития мышления у ребенка и пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий.

Направление психологии

бихевиоризм

Фрейдизм

Гештальт-психология

Гуманистическая

психология

Когнитивная психология

Предмет исследования

Поведение

бессознательное

Целостные структуры психики

Личность Индивидуальность

Познавательные структуры

Метод исследования

Наблюдение

эксперимент

психоанализ

Феноменальный эксперимент

Методы практической психологии

Эксперимент

Практика

Тренинг умений

психоанализ

гештальтерапия

Клиент-центрированная терапия

Рациональная терапия

Ведущие представители

Дж.Уотсон

Э.Торндайк

Б.Скиннер

З.Фрейд

К.Юнг

А.Адлер

Э.Фромм

М.Вертгеймер

В.Келлер

К.Коффка

К.Левин

Г.Олпорт

А.Маслоу

К.Роджерс

В.Франкл

Р.Аткинсон

Ж.Пиаже

Дж.Брунер

У.Найсер

5. Научная и житейская психология

Под словом «психология» люди понимают не только науку, но и определенную систему житейских знаний. Между этими областями знаний есть как сходство, так и различия. Сходство в том, что обе эти сферы изучают психику человека.

Ж. 1. различия в объекте: Объектом ж.пс. выступают конкретные люди, с которыми мы непосредствен­но соприкасаемся: ближайшее окружение.

2. различие в уровне обобщенности знаний. Знания ж.пс. приурочены к конкретным ситуациям и к конкретным людям, а потому мало обобщены и ситуативны.

3. различны пути и способы передачи знаний жи­тейской и научной психологии.

4. Основной источник – наблюдение.

5. Объем знаний мало меняется со временем.

1. Объект научной психологии историче­ски изменялся и включал в себя многообразные проявления че­ловеческой психики.

2. Знания науч­ной психологии отличаются обобщенностью, они выражены в понятиях.

3. Научно-психологические знания выверены и упорядочены в научных теориях, описаны в научных трудах.

4. Источники знаний: эксперимент, тестирование, науч.наблюдение.

5.Знания постоянно расширяются.

6. Основные отрасли психологии.

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений.

Общая психология. Она изучает общие законы, характерные для всех психических явлений, и дает самые общие объяснения человеческого поведения.

Психофизиология. Эта дисциплина исследует связь психиче­ских явлений и поведения человека с работой организма, цент­ральной нервной системой и мозгом.

Дифференциальная психология, или психология индивидуаль­ных различий. Здесь изучается индивидуальное своеобразие психических явлений и поведение человека, те особенности, кото­рые отличают людей друг от друга.

Возрастная психология. В данном случае речь идет об изуче­нии психологии и поведения людей разного возраста, а также за­конов психического и поведенческого возрастного развития людей.

Педагогическая психология. Она исследует то, как психоло­гия и поведение людей формируются и изменяются под влияни­ем организованного обучения и воспитания в учреждениях систе­мы образования.

Социальная психология. Рассматривает зависимость психо­логии и поведения людей от социальных явлений и процессов, а также выясняет влияние психологии и поведения отдельных людей и социальных групп на явления и процессы в обществе.

Медицинская психология. Исследует психологию и поведение больных людей, а также людей, имеющих психические или пове­денческие отклонения от медицинской нормы, например детей и взрослых людей с теми или иными органическими по­ражениями.

Можно выделить ряд отрас­лей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудо­вой деятельности человека, закономерности развития тру­довых навыков.

Инженерная психология изучает законо­мерности процессов взаимодействия человека и современ­ной техники с целью использования их в практике проек­тирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.

Медицинская психология изучает психологические особенности деятель­ности врача и поведения больного, разрабатывает психо­логические методы лечения и психотерапии.

Патопсихоло­гия изучает отклонения в развитии психики, распад пси­хики при различных формах мозговой патологии.

Юриди­ческая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.

7. Общая характеристика психики человека. Классификация психологических явлений

Психика человека – это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей средой и другими людьми. Психика человека приобретает особую форму – форму сознания. Сознание – это высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.

Можно выделить 3 основные функции психики:

  • отражение воздействий окружающего мира (через систему анализаторов в нервной системе создается некая модель реальности, более или менее соответствующая объективному миру).
  • регуляция поведения и деятельности (психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности и поведения человека)
  • осознание человеком своего места в окружающем мире (с помощью высшей формы психики – сознания, человек осознает себя как личность, находящуюся с другими людьми в своеобразных межличностных отношениях и наделенную определенными индивидуальными особенностями).

Все психические явления неразрывно связаны, но традиционно они подразделяются на три группы: пс.процессы, св-ва и состояния.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения.

— познавательные (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, речь)

— эмоционально-волевые (чувства, эмоции, воля).

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

На основе психических процессов могут формироваться психические состояния, которые характеризуют состояние психики в целом. К ним относятся, например, состояния активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Все психические состояния подразделяют на:

  1. мотивационные – основанные на потребностях установки, желания, интересы, влечения, страсти;
  2. состояния организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности);
  3. эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, настроение, стресс, аффект, фрустрация);
  4. волевые (состояния инициативности, целеустремленности, решительности и т.д.).

Третья группа психических явлений – психические свойства, характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Они определяют неповторимость человека и являются основой его личности. Выделяют свойства интеллектуальной, или познава­тельной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства — наблюдательность, гибкость ума; волевые — реши­тельность, настойчивость; эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести: способности, темперамент, характер, направленность личности (мотивы, потребности, интересы и т.д.)

8. Понятие об ощущениях, их виды и особенности

Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Рецепторы — это чувствительные нервные образования, которые воспринимают воздействия внешней и внутренней среды и кодируют его в виде набора электрических сигналов. Сигналы поступают в мозг, который их расшифровывает. Этот процесс сопровождается возникновением простейших психических явлений – ощущений).

Ощущения являются продуктом деятельности анализаторов человека. И.П.Павлов считал, что анализатор состоит из 3 элементов: органа чувств, проводящего пути и коркового отдела. Выделяют: зрительный, обонятельный, кожно-мышечный, слуховой, вкусовой и температурный анализаторы. Для возникновения ощущения необходима работа анализатора в целом.

В зависимости от расположения рецепторов, ощущения подразделяются на три группы:

1) интероцептивные (объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организ­ма, и обеспечивают регуляцию элементарных влечений) связаны с рецепторами, находящимися во внутренних органах

2) проприоцептивные (обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и поло­жении опорно-двигательного аппарата, они обеспечивают регуляцию наших дви­жений) рецепторы находятся в мышцах, связках и вестиб. аппарате име­ют форму особых нервных телец (тельца Паччини).

3).Самой большой группой ощущений являются экстероцептивные ощущения. Они доводят до человека информацию, поступающую из внешнего мира, именно к ней относятся обоняние, вкус, осязание, слух и зрение.

Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактных (вкус и осязание) и дистантных (обоняние, слух и зрение) ощущений.

В зависимости от разновидности анализатора различают следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактиль­ные, статические и кинестетические, температурные, бо­левые, жажды, голода.

Все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям. К ним относятся:

  1. Пороги чувствительности (это ее предельные возможности. Диапазон нашей чувствительности ограничен верхним и нижним абсолютным порогами.

Абсолютный нижний порог ощущения минимальное значение раздражителя, при котором возникает едва заметное ощущение.

Абсолютный верхний порог – максимальная величина раздражителя, дальнейшее увеличение которой вызывает болевые ощущения или исчезновение ощущения.

Дифференциальный порог наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой возникает едва заметное различие в силе или качестве ощущения. Чем острее чувствительность, тем ниже ее пороги.

  1. Адаптация изменение чувствительно­сти анализаторов под влиянием их приспособления к действующим раздражителям.
  2. Сенсибилизация повышение чувствительности анализаторов под действием раз­личных внешних и внутренних факторов (ожидание, опыт, тренировка).
  3. Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

9. Восприятие, его виды и свойства

Восприятие — процесс познания (отражения) окружающего мира в виде целостных предметов и явлений.

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горя­чее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т. д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведе­но к их сумме. Восприятие надо рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решений. В процессе восприятия формируются перцептивные образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память и мышление. Например, восприятие яблока складывается из зрительного ощущения зеленого круга, тактильного ощущения гладкой, твердой поверхности и обонятельного ощущения характерного яблочного запаха. Складываясь вместе, эти три ощущения дают нам возможность восприятия целого предмета – яблока.

В зависимости от целенаправлен­ности, участия воли восприятие разделяют на непроизвольно и произвольное.

В зависимости от преобладающей роли того или иного органов чувств (анализаторов) различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие. Различают также сложные виды восприятия: восприятие времени и пространства.

Образ восприятия от набора ощущений отличает ряд характерных для него свойств:

1. Целостность – подчеркивает тот факт, что восприятие есть всегда целостный образ предмета, а не отражение отдельных его свойств.

Даже в тех случаях, когда мы не воспринимаем некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно их дополняем. Целостности восприятия содействует включенность объекта в определенную ситуацию.

2. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности. (Пр.: Образ камня как бы воспроизводит в сознании человека его тяжесть, твердость, гладкость и т.д.).

3. Константность восприятия характеризует относительное постоянство формы, величины, цвета, положения предметов при изменяющихся условиях восприятия. Константность восприятия — не врож­денное свойство, а приобретенное. Благодаря константности и всем другим перечисленным свойствам человек живет в мире относительно постоянных предметов, а не бесконечно переменчивых физических явлений.

4. Структур­ность позволяет получить абстрагированный, обобщенный образ из кратковремен­ных и меняющихся ощущений. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее ис­полняет оркестр, или человеческий го­лос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

4. Осмысленность и обобщенность восприятия — восприятие тесно свя­зано с мышлением, с отнесением данного предмета к определенной категории, понятию, обозначением его словом. Благодаря осмысленности и обобщенности восприятия мы домысливаем и достраиваем образ объекта по отдельным его фрагментам. Наиболее простая форма осмысливания предметов и явлений – узнавание.

5. Избирательность восприятия — проявляется в пре­имущественном выделении одних объектов по сравнению с другими, исходя их своих потребностей и интересов.

Апперцепция — зависимость восприятия от особенностей личности человека, его прошлого опыта, знаний, профессии, интересов, установок и т.п. Иллюзии восприятия — неадекватное отражение воспри­нимаемого объекта и его свойств.

10. Определение внимания, его виды, свойства и функции. Развитие внимания

Вни­мание — это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте или какой-нибудь деятельности.

Функции внимания:

— активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психических процессов;

— обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями;

— обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Виды: Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей (интенсивность раздражителя, новизна предметов и явлений).

Произвольное (активное) внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Послепроизвольное внимание занимает промежуточный характер: сначала оно требует волевых усилий, а затем, по мере того как человек начинает интересоваться процессом, за которым наблюдает, переходит в непроизвольное.

К свойствам внимания относят: Концентрация (сосредоточенность) внимания — противоположное качество называется рассеянностью. Распределение внимания — это возможность одновременного выполнения нескольких видов действий; Устойчивость внимания определяется длительностью, в те­чение которой сохраняется концентрация внимания. Переключаемость внимания заключается в способности переноса внимания с одного объекта (вида деятельности) на другой. Данная характеристика внимания проявляется в скорости (зависит от характера предшествующей д-ти и темперамента).

11. Общая характеристика памяти человека, основные виды, типы и процессы памяти.

Память – это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведе­ния информации.

Память лежит в основе всей жизни человека, его развития и сохранения его способностей, является условием научения, приобретения ЗУН.

К данным процессам памяти, называемым в психологии мнемическими (от греч. «мнемос» – «память»), относятся запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Все эти процессы рассматриваются вместе и представляют собой единую систему памяти человека.

По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную.

Деление памяти по времени сохранения материала: мгновенная, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Мгновенная (иконическая, сенсорная) – непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность 0,25 сек. В том случае, если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться, и за это время мозг ее обрабатывает и интерпретирует. Кратковременная память — кратковременный (на несколько секунд или минут) процесс достаточно точного воспроизведения только что воспринятых предметов или явлений; объём её 5-9 единиц. Эта память связана с актуальным сознанием человека. Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Долговременная память длительно сохраняет материал после многократного его повторения и воспроизведения.

По характеру психической активности выделяют следующие виды памяти: Двигательная (моторная) память — запоминание и воспроизведение движе­ний. Эмоциональная — память человека на пережитые им в прошлом чувства. Образная память — сохранение и воспроизведение образов ранее воспри­нимавшихся предметов и явлений.

По преобладающему анализатору бывает зрительная, слуховая, осязательная, вку­совая, обонятельная.

Эйдетическая — очень ярко выраженная образная память, связанная с длительным сохранением ярких, чётких, живых наглядных образов.

Типы памяти: память различных людей может отличаться по уровню своей организации. Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, лица и т.п. При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т. п. При эмоциональном типе памяти прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.

законы памяти: 1. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края») – Герман Эббингауз.

2. Закон Эббингауза, закон забывания: забывание материала после его предварительного заучивания происходит неравномерно: «в течение 1 часа забывается 60% информации, а через 6 дней остается менее 20% информации».

3. Закон Зейгарник Блюмы Вульфовны (1900-1988) заключается в том, что материал, связанный с незавершенными делами, человек запоминает намного лучше, чем материал, связанный с завершенными делами.

12.Определение и виды мышления. Основные операции и формы мышления

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Мышление порождает такой ре­зультат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Отличие мышления от других психологических процессов со­стоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и актив­ным изменением условий, в которых эта задача задана.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других позна­вательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно свя­заны с мышлением, и степень его участия в этих познаватель­ных процессах определяет их уровень развития.

Мышление — это движение идей, раскрывающее суть ве­щей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея.

Мыслительные операции: Сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий.

Виды мышления:

По продукту мышление можно разделить на теоретическое и практическое, творческое (продуктивное) и репродуктивное.

Репродуктивное мышление – это мышление, открывающее для человека уже известные знания.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в онтогенезе.

Первый способ мышления ребенка – наглядно-действенное мышление (от 1 до 3 лет), т.е. мышление в виде практических действий. Ребенок на практике решает примитивные задачи — вертит, тянет, открывает, нажимает. Здесь он на практике выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок. Таким мышлением обладает не только ребенок, часто и взрослые им пользуются.

Следующая ступень — наглядно-образное мышление – мышление в виде наглядных образов и представлений (зрительных, слуховых, тактильных).

Оно наиболее развито в возрасте от 4 до 7 лет, но сохраняется и у взрослых людей. На этом этапе, ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое-то действие. 

3 этап. Словесно-логическое мышление. Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами.

4 этап Абстрактно-логическое (отвлеченное, понятийное) мышление — вид мышления работает в форме отвлеченных понятий, символов и цифр. В этом случае человек оперирует понятиями, которые невозможно воспринять при помощи органов чувств (например, уравнение, термины математические: степень и производная, экономические: баланс и прибыль и т.д.).

К патологическим нарушениям мышления относится олигофрения – недоразвитие сложных форм психической деятельности в результате патологической наследственности или органического поражения ЦНС во внутриутробном периоде.

По степени недостаточности интеллекта различают три группы олигофрении:

Дебильность, имбецильность, идиотия – наиболее глубокое нарушение психического развития.

13.Определение воображения, его виды и функции

Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

Воображение является основой наглядно-образного мышле­ния, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и ре­шать задачи без непосредственного вмешательства практиче­ских действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затрудне­ны, или просто нецелесообразны (нежелательны).

Воображение может быть четырех основных видов: актив­ное, пассивное, продуктивное и репродуктивное.

Активное во­ображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответ­ствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное вооб­ражение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копирует­ся или воссоздается. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображе­ние больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Но есть и другие виды воображения. Это — сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображе­ния. Галлюцинациями называют фантастические видения, это результат тех или иных нарушений психики или работы организма — сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы в отличие от галлюцинаций — это вполне нормальное психическое состояние, продукт активности нормального сознания человека. Это своеобразные мечты, которые, как правило, являются оторванными от реальной действительности и в принципе не осуществимы. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.

1. Представление дей­ствительности в образах. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

2. Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетво­рять многие потребности, снимать порождаемую ими напряжен­ность (аутотренинг, визуализация).

4. Формирование внутреннего плана дей­ствий — создание образа цели и нахождение способов ее достижения.

5. Планирование и программирование будущего поведения человека. Она реализуется в мысленном составлении человеком планов и программ своего будущего поведения в образном их представлении.

14. Понятие личности в психологии. Формирование и развитие личности.

Понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «индивид», «индивидуальность». Из этих понятий «че­ловек» — самое широкое и общее, все остальные включа­ются в него.

Человек как индивид представляет свой био­логический род, род Homo sapiens, «человек разумный». Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповтори­мое своеобразие человека, то, в чем он отличен от дру­гих.

«индивидами рождаются, а личностью становятся» (А.Н. Ле­онтьев, В.В.Давыдов).

«Личность, — подчеркивал А.Н.Леонтьев, — есть относительно поздний продукт общественно-исторического развития человека».

Таким образом, человек, достигший уровня личности, обладает определенной иерархией мотивов, т.е. способен подчинять низшие мотивы высшим, он относительно независим от внешних воз­действий и ведет себя в соответствии с собственными, выработанными целями и намерениями.

Черты человека как индивидуальности могут проявлять­ся в особенностях темперамента, характера, интересах, потребностях, способностях.

Человек как личность является носителем исторически выработанных и общественно, социально значимых ка­честв, форм поведения, деятельности. Различные стороны, черты личности воспитывают­ся, целенаправленно формируются.

Для самого человека, субъективно, личность — это «Я». Мы думаем, размышляем о себе, даем себе отчет в своих поступках. Процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств называется самосознанием.

Самосознание личности начинает формироваться очень рано. Ребенок начинает говорить о себе «Я», узнавать себя в зеркале и на фотографиях (это про­исходит у разных детей в разное время, но, как правило, не позднее 2,5—3 лет).

Постепенно он начинает осознавать себя как субъекта собственных действий и поступков, понимать свои потребности, желания. Он стре­мится выразить себя через собственные действия («Я сам!»).

Мне­ние человека о себе реализуется в поведении, в отношениях с другими людьми, в его ожиданиях относительно того, чего следует ждать от себя в будущем. Они создают основу устой­чивого личностного образования — «Я-концепции».

«Я-концепция» объединяет все знания человека о себе и то, как он оценивает себя.

15. Виды и роль эмоций в жизни человека

Эмоции — особый класс субъективных психологических со­стояний. Понятия «эмоции» и «чувства» нередко употребляют как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга. Эмоции — более простое, непосредственное переживание в данный момент. Говорят о разных эмоциональных состояниях че­ловека в различных ситуациях. Чувство — более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение че­ловека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда пред­метны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную зна­чимость.

Чувства и эмоции — это переживаемые человеком отношения к миру и к самому себе. Такие отношения прида­ют эмоциональную окраску всему, что человек делает или воспринимает, о чем он думает.

Эмоции не возникают сами собой, без причины, их истоки — в потребностях человека, как простейших, орга­нических, так и социальных. Если наши потребности удов­летворяются, то это вызывает у нас положительные эмо­ции; то, что препятствует удовлетворению потребностей, вызывает у нас отрицательные эмоции. Таким образом, положительные эмоции — это приятные для человека чув­ства, отрицательные — неприятные.

Стенические и астенические эмоции различаются тем, что вызывают активное или пассивное состояние, повы­шают или угнетают жизнедеятельность человека. Стени­ческие (от греческого слова «стенос» — сила) эмоции вы­зывают подъем сил, возбуждение, бодрость, напряжение. Астенические (от греч. «астенос» — слабость, бессилие) — уменьшают активность, энергию человека: это тоска, пе­чаль, уныние, подавленность. Однако одни и те же чув­ства в зависимости от индивидуальных особенностей че­ловека могут проявляться как в стенической, так и асте­нической форме. Например, одного человека страх парализует, другого делает находчивым, быстрым; радость у одного бурная, возбуждающая энергию, у другого — ти­хая, расслабляющая.

Мы всегда находимся в каком-либо эмо­циональном состоянии: жизнерадостном, оптимистичном, грустном, печальном, подавленном, мрачном и пр. Выде­ляют несколько видов таких состояний.

Настроение — длительное, слабо выраженное эмоцио­нальное состояние. Настроение может длиться очень дол­го — неделями, месяцами. У каждого человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон обычного настроения. Речь идет о решительном пре­обладании у данного человека того или иного настрое­ния. Уметь управлять своим настроением — это особен­ность волевой регуляции и культурного развития личнос­ти.

Аффекты эмоциональные состояния, противополож­ные настроению. Аффекты — бурные, кратковременные эмоциональные вспышки, которые захватывают всю лич­ность человека. Это может быть сильный гнев, страх, ра­дость и т.п. Человек как бы теряет самоконтроль, теряет власть над собой, весь отдается переживанию, не контро­лирует свои действия.

Появление аффекта связано с возникновением в коре мозга сильного очага возбуждения, в результате чего про­исходит ослабление тормозных процессов и кора теряет возможность контроля.

Можно ли регулировать состояние аффекта, преодолеть его? Важно не доводить себя до такого состояния, прояв­лять выдержку и самообладание. Порой люди попадают во власть аффекта из-за своеобразной безответственности и ощущения безнаказанности.

Главное в предупреждении аффективного состояния — чувство ответственности перед собой и перед окружаю­щими людьми.

Страсть — самое сильное и яркое эмоциональное со­стояние человека. В отличие от аффекта это стойкое, все­охватывающее чувство, которое вызывает стремление к активной деятельности для своего удовлетворения. Страсть всегда выражается в сосредоточен­ности, собранности мыслей и сил, их направленности на единую цель — предмет страсти.

Стресс (от англ. слова stress — напряжение) — эмоцио­нальное состояние, возникающее при опасности, боль­ших физических, психических перегрузках, т.е. в необыч­но трудной ситуации. Переживается оно с большой внут­ренней напряженностью.

Стресс полезен тогда, когда он дает человеку силу и смелость, когда же он вызывает неприятные чувства слишком сильное нервное напряжение, тогда он оказыва­ет вредное воздействие на психику и психическое здоро­вье человека. Чаще всего понятие «стресс» употребляется в его негативном значении.

Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к лю­дям, с убеждениями и взглядами. Выделяют три вида та­ких чувств: нравственные, интеллектуальные и эстети­ческие.

Нравственные чувства в форме переживаний выража­ют отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе. Человеколюбие является ос­новной ценностью нравственных чувств.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе ум­ственной деятельности и связаны с познавательными про­цессами и творчеством. К интеллектуальным чувствам относят также чувство комического, юмор, иронию, сарказм.

Эстетические чувства проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного, это любовь к красоте. Их источником являются природа, произведения искусст­ва, люди.

РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

У человека главная функция эмоций состоит в том, что бла­годаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не поль­зуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения, т.е. со­общения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказания определенного влияния.

16. Понятие о воле. Развитие воли у человека

Все действия человека могут быть поделены на две ка­тегории: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные действия имеют импульсивный характер, лишены четкого пла­на. Примером непроизвольных действий могут служить по­ступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые мо­гут обеспечить ее достижение, их очередность.

Воля есть сознательное регулирование человеком свое­го поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Волевое действие осуществляется по собственному ре­шению человека, оно является осознанным и намерен­ным. Это собственное решение человек принимает на ос­нове внешней или внутренней необходимости.

Основной функцией воли является регуляция действий и поступков, руководство потребностями, желаниями, мо­тивами человека. Поэтому волевая регуляция тесно связана с мотивацией поведения и поступков человека. Произволь­ное поведение, осуществляемое по сильному устойчивому мотиву, не нуждается в волевой регуляции.

Если мотив не очень сильный, то преодоление препят­ствий и трудностей при достижении цели требует так на­зываемого волевого усилия — особого состояния нервно-пси­хического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др.

17. Понятие и типы темперамента. Природные основы и свойства темперамента.

Темперамент — свойство лич­ности, придающее своеобразную окраску всей деятельно­сти и поведению людей. Темперамент — это индивидуальные особенности чело­века, которые определяют динамику его психической де­ятельности и поведения.

Еще в Древней Греции врач Гиппократ предложил кон­цепцию темперамента. Он учил, что темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, ка­кая из них преобладает: кровь (по-латински «сангве»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь (по-гречес­ки «холе»), черная желчь (по-гречески «мелайн холе»).

Сам тер­мин «темперамент» в переводе с латинского означает «над­лежащее соотношение частей».

Дав в общем правильное описание основных темпера­ментов, Гиппократ не мог дать научного их обоснования.

Каковы же научные основания темперамента?

Свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека. И.П. Павлов, изучал физиологические основы темперамента. Он установил, что все черты темперамента зави­сят от особенностей высшей нервной деятельности человека. И доказал, что у представителей различных темперамен­тов имеются различия в силе, уравно­вешенности и подвижности процессов возбуждения и тор­можения в коре головного мозга.

Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа выс­шей нервной деятельности.

Соотношение этих процессов представлено на схеме:

Типы высшей нервной деятельности

В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможе­ния И.П. Павлов выделил четыре типа нервной систе­мы, которые соответствуют четырем темпераментам:

1. Сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный.

2. Флегматик — сильный, уравновешенный, малопод­вижный (инертный).

3. Холерик — сильный, но неуравновешенный, со слабы­ми по сравнению с возбуждением тормозными процессами.

4. Меланхолик — слабые процессы возбуждения и тор­можения.

18. Определение характера. Типология характеров. Особенности формирования характера

Характер — индивидуальное сочетание наиболее устой­чивых, существенных особенностей личности, проявля­ющихся в поведении человека, в определенном отноше­нии:

1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);

2) к другим людям (индивидуализм или кол­лективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или добро­та, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.);

3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетер­пеливость, ответственность или безответственность, орга­низованность и т. п.);

4) в характере отражаются воле­вые качества: готовность преодолевать препятствия, ду­шевную и физическую боль, степень настойчивости, са­мостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Какова связь темперамента с характером? Темперамент выступает как динамическая сторона характера. При определенном тем­пераменте одни черты приобретаются легче, другие труд­нее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, от­зывчивость — меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику.

ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРОВ

Попытки построения типологии характеров неоднократно пред­принимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером. в наши дни — Э.Фромм, К.Леонгард, А.Е.Личко и ряд других ученых.

Э.Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречаю­щихся типа строения тела или конституции человека: астениче­ский, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора не было).

Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и от­части подтверждено новейшими исследованиями в области психогенетики, определенным образом коррелирует со склон­ностью к психическим заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне выра­женными чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики.

Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходя за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как вре­менные состояния психики чаще всего наблюдаются в подрост­ковом и раннем юношеском возрасте.

ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА

Основную роль в формировании и развитии характера ре­бенка играет его общение с окружающими людьми. Сензитивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2—3 до 9—10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с го­товностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для подкреп­ления нужных форм поведения.

Раньше других в характере человека закладываются такие чер­ты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям.

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответ­ственность, настойчивость, другие «деловые» качества, — скла­дываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда.

В начальных классах школы оформляются черты характе­ра, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способ­ствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых — учи­телей.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепля­ются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие, основы его.

К окончанию школы характер человека можно считать в ос­новном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальней­шем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Классификация акцентуаций характеров у подростков, кото­рую предложил А.Е.Личко, выглядит следующим образом:

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются по­движностью, общительностью, склонностью к озорству. В про­исходящие вокруг события они всегда вносят много шума, имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят, зачастую переоценивают свои способности, бы­вают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, произвести впечатление.

2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражи­тельностью и склонностью к апатии, настроение периодически меняется от при­поднятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

3. Лабильный тип. Крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо, «способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач»1. Поведение во многом зависит от сиюминутного настроения, хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повы­шенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раз­дражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувстви­тельность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает, не любят больших компаний, слиш­ком азартных, подвижных озорных игр. Они обычно застенчи­вы и робки при посторонних людях. От­личаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. Довольно рано формируется чувство долга, обнаруживают­ся высокие моральные требования к себе и к окружающим лю­дям.

6. Психастенический тип. Характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оцен­им поведения других людей. Самоуверен­ность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляцион­ность суждений — со скоропалительностью действий, предпри­нимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.

7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта— замкнутость, предпочитают быть одни. Нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать.

8. Эпилептоидный тип. Часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, пишет А.Е.Личко, любят мучить животных, дразнить младших, изде­ваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут се­бя как диктаторы. Их типичные черты — жестокость, власт­ность, себялюбие.

9. Истероидный тип. Главная черта— эгоцент­ризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. Выражена склонность к театраль­ности, позерству, рисовке. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес востор­ги и похвалы.

10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Повышенная склонность и тяга к развлечениям причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональ­ные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное подчинение любым авторите­там, большинству в группе. Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, поки­нуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку, при­чем нередко даже не одно.

19. Понятие о способностях и задатках. Формирование и развитие способностей

Способности — это внутренние условия развития чело­века, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

Борис Михайлович Теплов:

— под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого…

— способностями назы­вают не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности

Способности, считал Б.М.Теплов, не могут существовать ина­че, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользо­ваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями таки­ми сложными видами человеческой деятельности, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответству­ющие способности.

Задатки — это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения.

К задаткам относятся некоторые врожденные особен­ности зрительного и слухового анализаторов, типологи­ческие свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных нервных связей, их проч­ность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность.

Задатками могут являться и индивидуальные особен­ности строения отдельных участков коры головного мозга. Но задатки — лишь предпосылки развития способностей, они являются одним из условий развития и формирования способностей. Если человек даже с самыми хорошими задатками не будет заниматься соот­ветствующей деятельностью, способности у него не разо­вьются. Благоприятная среда, воспитание и обучение спо­собствуют раннему пробуждению задатков.

Формирование и развитие способностей.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, дол­жны пройти большой путь развития.

Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6—7 лет. Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функ­циональная дифференциация отдельных участков коры головно­го мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создает благоприятные условия для начала формирова­ния и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей.

Становление специальных способностей активно начинает­ся уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продол­жается в школе, особенно в младших и средних классах. Пона­чалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает ока­зывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей перво­начальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительныe, иные творческие способности. Занятия различными вида­ми творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.

20. Понятие и строение деятельности. Развитие человеческой деятельности и ее виды. Умения и навыки в структуре деятельности

Деятельность можно определить как специфический вид ак­тивности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и ус­ловия своего существования.

Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения.

Поведение не всегда целенаправленно, не предпола­гает создания определенного продукта, носит зачастую пассив­ный характер.

— Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта.

— Поведение спон­танно («куда поведет»), деятельность организована;

— поведение хаотично, деятельность систематична.

Деятельность человека имеет следующие основные характе­ристики:

— мотив (то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется), цель, предмет, структуру, средства.

У современного человека имеется множество различных ви­дов деятельности, число которых примерно соответствует ко­личеству имеющихся потребностей.

В качестве основных видов деятельности людей, следует рассматривать.

Общение — первый вид деятельности, возникающий в про­цессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.

Общение рассматривается как вид деятельности, направлен­ной на обмен информацией между общающимися людьми.

Игра — это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или иде­ального продукта. Существует несколько типов игр: индивидуальные и группо­вые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого яв­ляется приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Особое место в системе человеческой деятельности занима­ет труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной куль­туры.

Одни дея­тельности имеют на данном этапе онтогенеза большее значение для развития личности, другие — меньшее. А.Н.Ле­онтьев ввел понятие ведущей деятельности.

Ведущей называется деятельность, в наибольшей степе­ни способствующая развитию психики и личности ребенка на данном возрастном этапе. Ведущая деятельность обус­ловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на дан­ной стадии его развития.

Для ребенка дошкольного возраста ведущей деятельно­стью является игра, для школьника — учебная деятельность, для взрослого — труд. Игровая и учебная деятельность со­здают условия для развития способностей и личности ре­бенка, обеспечивающих ему возможность достойного вхождения в трудовую деятельность взрослых.

Умение — это успешный способ выполнения деятельно­сти в новых условиях, сознательное применение имею­щихся знаний и навыков для выполнения более сложных действий в различных условиях.

Умение образуется только в деятельности. Для того что­бы приобрести умение плавать, нужно идти в воду, тре­нироваться плавать. Рабочие умения образуются только в соответствующей работе.

Навыки — это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений. Навыки необ­ходимы в любой работе и деятельности человека. Каждая профессия предполагает определенные навыки, которые дают возможность действовать быстро и уверенно и достигать луч­ших результатов с минимальными затратами энергии.

Навык — это только компонент деятельности, а не сама деятельность.

От навыков следует отличать привычки. Привычки тоже являются автоматическими действиями. Но если навык – это умение, возможность произвести то или иное дей­ствие без особого контроля сознания, то привычка — это потребность произвести соответствующее действие.

21. Мотивы и потребности, их роль в регуляции деятельности

Под деятельностью понимается активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели.

Деятельность человека имеет следующие основные характе­ристики:

— мотив (то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется), цель, предмет, структуру, средства.

Мотив — это форма проявления потребности, побужде­ние к определенной деятельности, тот предмет, ради ко­торого осуществляется деятельность. Иными словами, предмет потребности есть мотив деятельности. Потребности — источник активности личности, они за­ставляют человека активно действовать. Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности. Переживаемая человеком нужда (потреб­ность) побуждает его к совершению деятельности, и удовлетворению потребности.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми раз­личными; органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма. Такие мотивы связаны с ростом, самосохра­нением и развитием организма. Это — производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п.

Функциональные мотивы удов­летворяются с помощью разного рода культурных форм актив­ности, например игр и занятий спортом. Материальные моти­вы побуждают человека к деятельности, направленной на со­здание предметов домашнего обихода, различных вещей и инс­трументов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. Социальные мотивы порождают раз­личные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уваже­ние со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовер­шенствованием человека. Тип деятельности обычно определя­ется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами).

Таким образом, потребность, или переживаемая челове­ком нужда в чем-либо побуждает человека к деятельности, к поиску предмета ее удовлетворения. Этот предмет потребно­сти есть действительный мотив деятельности человека.

22. Понятие, виды и функции общения. Роль общения в психическом развитии человека.

Общение – это процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также восприятии и понимании партнерами друг друга.

Содержанием общения может быть:

— передача информации

— передача умений и навыков

— групповая деятельность.

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности (передать или получить информацию, понять другого человека, воздействовать на него).

Средства общения могут быть вербальными и невербальными.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как

— материальное (обмен предметами продуктами деятельности),

— когнитивное (обмен знаниями),

— кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями),

— мотивационное (обмен побуждениями, целями интересами, мотивами, потребностями),

— деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми им потребностями. Биологиче­ское — это общение, необходимое для поддержания, сохране­ния и развития организма. Оно связано с удовлетворением ос­новных органических потребностей. Социальное общение пре­следует цели расширения и укрепления межличностных кон­тактов, личностного роста индивида.

По средствам общение может быть непосредственным и опос­редствованным, прямым и косвенным.

Среди видов общения можно выделить также деловое и лично­стное. Деловое общение обычно вклю­чено в какую-либо совместную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. В отли­чие от делового личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затра­гивают личность человека.