Пряжников николай сергеевич

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

ПРЯЖНИКОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА

  • Авторский коллектив
  • Методические рекомендации
  • Программа курса
  • Введение
  • Раздел I. Человек и труд
    • Тема 1. Основная проблематика психологии труда
      • Вопросы к теме.
    • Тема 2. Культурно-исторческие основы развития психологического знания в труде
      • Вопросы к теме.
    • Тема 3. Труд как социально-психологическая реальность
      • Вопросы к теме.
    • Тема 4. Проблемы профессиографирования и профотбора
      • Вопросы к теме.
    • Тема 5. Развитие человека в труде
      • Вопросы к теме.
    • Промежуточное (рубежное) тестирование по I разделу
  • Раздел II. Психологические особенности профессиональной деятельности
    • Тема 6. Основы инженерной психологии
      • Вопросы к теме.
    • Тема 7. Психологические особенности труда в организации
      • Вопросы к теме.
    • Тема 8. Стрессы и конфликты в профессиональной деятельности
      • Вопросы к теме.
    • Тема 9.

      Основы профессионального образования

      • Вопросы к теме.
    • Промежуточное (рубежное) тестирование по II разделу
  • Раздел III. Психология профессионального и личностного самоопределения
    • Тема 10. Основы профессионального самоопределения
      • Вопросы к теме.
    • Тема 11. Ценностно-смысловые основы трудовой деятельности
      • Вопросы к теме.
    • Тема 12. Психолог-практик как субъект труда
      • Вопросы к теме.
    • Промежуточное (рубежное) тестирование по III разделу
  • Биографии
  • Словарь терминов
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы по курсу
  • Примерные вопросы к экзамену (зачету)
  • Хрестоматийный материал по курсу
  • Примерная темы курсовых и дипломных работ
  • Приложения
  • Итоговое тестирование

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА И ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

8 стр., 3804 слов

Место психологии труда, инженерной психологии и профессионального самоопределения среди других наук.

... ) профориентационное, которое объединяло работы по профессиональному обучению, профессиональному отбору и системе аттестации. Этот период характеризуется активными разработками методологических основ психологии труда. Работы Б.Ф. Ломова ...

  1. Авторы и составители программы — д-р. психол. наук Е.Ю. Пряжникова, д-р. пед. наук Н.С. Пряжников.
  • Рецензент — канд. пед. наук, доцент Б.Б. Айсмонтас.
  • Общий объем курса — 60 часов, из них: в 3-ем семестре — 30 часов, в 4-ом семестре — 30 часов.
  • Количество часов в неделю — 4 часа.
  • Место курса в учебном плане
  • Курс читается для студентов 2-го года обучения (3-й и 4-й семестр).
  • Курс — обязательный.
  • Базовые курсы для «Психологии труда и инженерной психологии»: «Общая психология», «История психологии», «Возрастная психология», «Социальная психология».
  • По окончании курса студент должен:
    • знать: основные психологические признаки труда и профессии, историю возникновения и развития психологических представлений о труде, основные этапы становления субъекта труда и формирования профессионала, общее представление о системе «человек — машина», основные этапы деятельности человека-оператора.
    • уметь: анализировать трудовую деятельность, составлять различные профессиограммы, иметь начальные навыки ориентировки и выбора методов психологического изучения труда, иметь начальные навыки рефлексии собственной будущей профессиональной деятельности (особенно в ценностно-смысловом ее аспекте).
    • иметь представление: об основных проблемах развития психологии труда, об основных проблемах развития и саморазвития профессионала, о перспективах развития психологии труда и инженерной психологии.
  1. Аннотация курса
  • Целью курса является знакомство студентов с основными психологическими представлениями о трудовой деятельности, а также формирование начальных навыков рефлексии собственного будущего труда.
  • Основными задачами курса являются:
    • ознакомление студентов с теоретическими основами психологии труда и инженерной психологии;
    • формирование у них общего представления об основных методах психологии труда и инженерной психологии;
    • раскрытие перед будущими специалистами ценностно-смысловых аспектов трудовой деятельности.
  • Весь курс разбит на 3 взаимосвязанные части:
  • Введение и основная проблематика психологии труда.
  • Психологические особенности профессиональной деятельности.
  • Психология профессионального и личностного самоопределения.
  • При знакомстве студентов с материалом этих разделов следует учитывать следующие моменты:
    • их преемственность, в частности, в 3 части представлен менее обширный по объему материал, но предполагается, что при рассмотрении проблем профессионального самоопределения и деятельности самого психолога труда (или профконсультанта) постоянно идет ссылка на рассмотренные ранее в предыдущем семестре 1 и 2 части курса;
    • допускается при знакомстве с 1 и 2 частями курса упреждающим образом обозначать проблемы, которые будут рассмотрены позже, с целью стимулирования студентов к размышлениям в этом направлении, а также для демонстрации идеи взаимосвязи (системности) проблематики психологии труда.
  • При знакомстве с первой частью курса — «Введение и основная проблематика психологии труда» следует учитывать следующее:
    • важно с самого начала сформировать интерес к данной проблематике и показать основные проблемы психологии труда во взаимосвязи с другими важными проблемами психологии и других смежных наук (философии, социологии, политики и др.);
    • сделать особый акцент на культурно-историческом контексте развития проблематики психологии труда, показать, что данная проблематика находится в постоянном движении (уточнении понятий и т. п.);
    • рекомендуется показать в курсе межпредметный характер психологии труда, ее связь практически со всеми разделами самой психологии (с общей психологией, с возрастной психологией, с психофизиологией и др.).
    • важной особенностью курса является то, что традиционная психология труда часто включает сложные понятия и формулировки, поэтому рекомендуется чаще использовать простые примеры для их иллюстрации и повышения наглядности.
  • При знакомстве со второй частью курса — «Психологические особенности трудовой деятельности» следует учитывать следующее:
    • при знакомстве с вопросами инженерной психологии у студентов часто возникают трудности при восприятии сложных понятий, связанных с техникой и информатикой. Поэтому здесь также важным условием эффективности курса является использование простых и понятных примеров, особенно, если эти примеры как-то связаны с реальным опытом многих слушателей (например, в плане работы с персональным компьютером и др.);
    • желательно показать связь инженерной психологии с основными философскими проблемами (например, сама система «человек — техника» отражает философскую проблему связи сознания и материи, психического и физического и др.);
    • при рассмотрении вопросов, связанных с трудом в организации и трудовыми конфликтами, следует учитывать то, что обычно студентам читаются отдельные курсы по «Психологии управления» («Организационной психологии») и «Психологии конфликта». Поэтому детальное рассмотрение данных вопросов неуместно, но важно показать при этом наиболее существенные моменты, связанные именно с проблематикой психологии труда, т. е. постоянно увязывать проблемы труда в организации с традиционной проблематикой психологии труда, а конфликты в труде — с идеей о том, что работник и существует для того, чтобы постоянно «снимать» (или предупреждать) конфликтные отношения в коллективах или конфликты (несостыковки) человека с техникой…
  • При знакомстве с третьей частью курса следует учитывать следующее:
    • Проблема профессионального самоопределения должна рассматриваться на уровне отдельного курса, но, к сожалению, часто этого не делается. Поэтому в силу важности данной проблемы отдельными разделами в курс включена профориентационная проблематика. Однако если в вузе профориентационный курс читается, это следует учесть и при знакомстве с курсом «Психология труда», а именно: следует несколько сократить данные вопросы, больше делать акцент на развитие субъекта профессионального самоопределения в самом труде уже на производстве (традиционно профориентация ориентирована на школьный период) и т. п.
    • По возможности включать в курс такие формы работы, как демонстрации профориентационных методик, что можно сделать даже, используя дистантные формы обучения, например, предложить студентам ответить на профориентационные тесты («За и против», «Будь готов» и др.) с целью знакомства с этими методиками и приобретения опыта ответов на вопросы этих методик.
    • Такие темы данной части курса, как «Проблемы гуманизации труда», «Интеллигентность как возможный ориентир профессионального и личностного развития психолога» и др. предполагают дискуссионный характер проведения занятий, заставляющих студентов эмоционально включиться в обсуждение и почувствовать сложность рассматриваемых вопросов. Поэтому, по возможности, рекомендуется использовать метод специально организованной дискуссии (с предварительной подготовкой докладов или рефератов и их последующим обсуждением).

      6 стр., 2627 слов

      Психология и педагогика: педагогика

      ... 1.3 Требования к уровню подготовки студента В результате освоения курса студент овладевает следующими знаниями: представлений о предмете педагогики ... дисциплины», является составляющей частью дисциплины «Психология и педагогика». Данный курс представляет собой синтез научно-педагогических знаний ... 2005. лекции 40 20 Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учебник для студ. непедагог. вузов / Т.Д. ...

      Допускается также спонтанная дискуссия (например, сразу после поставленного вопроса), но желательно много времени этому не уделять и проводить их, по возможности, спокойно и конкретно (главная опасность здесь — эмоционально увлечься и потерять над собой контроль).

  1. Основными формами организации занятий являются лекции, семинары и демонстрации практических методик. При этом в ходе проведения и лекций, и семинаров, и демонстрации методик особое внимание уделяется проблемной ориентации материала. В этой связи вполне возможно использование метода дискуссий.
  • Основными условиями эффективного проведения дискуссий являются:
  1. Активизация слушателей со стороны преподавателя, а именно использование проблемных (и даже провоцирующих) вопросов к аудитории; самостоятельные размышления преподавателя над сложными вопросами с неоднозначными выводами; приведение примеров, показывающих проблемный характер некоторых вопросов и тем и др.
  2. Ненавязчивая позиция преподавателя при организации дискуссий, когда важен сам процесс обсуждения какой-то значимой для психологии труда проблемы, а не результат. Все это в итоге должно формировать не столько знания, сколько готовность студентов опираться на метод науки при рассмотрении проблем психологии труда, когда знания рассматриваются лишь как средство для рассмотрения этих проблем.
  3. Формирование атмосферы заинтересованности при рассмотрении проблем психологии труда, что предполагает заинтересованность самого преподавателя. При этом в основе заинтересованности самого преподавателя лежит все-таки владение материалом с его стороны.
  4. По возможности, в перспективе (по мере развития дистанционных форм обучения) рекомендуется проведение организованных дискуссий через Интернет, что предполагает предварительную подготовку по заранее обозначенным проблемам и подготовку со стороны студентов докладов, с их последующим обсуждением на занятиях (или на специально организованных для этого семинарах).

    В этой связи целесообразным представляется предварительная подготовка некоторыми студентами своих рефератов (темы рефератов обозначены ниже) с тем, чтобы использовать их в качестве основы для своих докладов, с соответствующим проставлением оценок по этим рефератам, если они будут признаны удачными.

Основными формами контроля и оценки знаний являются:

    • зачеты;
    • рефераты (как вариант — реферат в виде доклада с последующим обсуждением его на семинаре — оценка или «зачет» в этом случае проставляется, если доклад или, в перспективе, дискуссия через Интернет и ответы на вопросы были признаны удачными).

    Программа учебной дисциплины «психология труда и инженерная психология»

    1. Авторы и составители программы- д-р. психол. наук Е.Ю. Пряжникова, д-р. пед. наук Н.С. Пряжников.
    • Рецензент — канд. пед. наук, доцент Б.Б. Айсмонтас.
    • Общий объем курса — 60 часов, из них: в 3-ем семестре — 30 часов, в 4-ом семестре — 30 часов.
    • Количество часов в неделю — 4 часа.
    • Место курса в учебном плане
    • Курс читается для студентов 2-го года обучения (3-й и 4-й семестр).
    • Курс — обязательный.
    • Базовые курсы для «Психологии труда и инженерной психологии»: «Общая психология», «История психологии», «Возрастная психология», «Социальная психология».
    • По окончании курса студент должен:
      • знать: основные психологические признаки труда и профессии, историю возникновения и развития психологических представлений о труде, основные этапы становления субъекта труда и формирования профессионала, общее представление о системе «человек — машина», основные этапы деятельности человека-оператора.
      • уметь: анализировать трудовую деятельность, составлять различные профессиограммы, иметь начальные навыки ориентировки и выбора методов психологического изучения труда, иметь начальные навыки рефлексии собственной будущей профессиональной деятельности (особенно в ценностно-смысловом ее аспекте).
      • иметь представление: об основных проблемах развития психологии труда, об основных проблемах развития и саморазвития профессионала, о перспективах развития психологии труда и инженерной психологии.
    1. Аннотация курса
    • Целью курса является знакомство студентов с основными психологическими представлениями о трудовой деятельности, а также формирование начальных навыков рефлексии собственного будущего труда.
    • Основными задачами курса являются:
      • ознакомление студентов с теоретическими основами психологии труда и инженерной психологии;
      • формирование у них общего представления об основных методах психологии труда и инженерной психологии;
      • раскрытие перед будущими специалистами ценностно-смысловых аспектов трудовой деятельности.
    • Тематический план и расчет по видам занятий.

    Номера и наименования тем

    Кол-во часов по очной форме

    Кол-во часов по очно-заочной форме

    Кол-во часов по заочной форме

    Всего

    Лекции

    Семинары

    Самостоят

    Лекции

    Семинары

    Самостоят

    Лекции

    Семинары

    Самостоят

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    Раздел 1. ЧЕЛОВЕК И ТРУД

    Тема 1.Введение. Основная проблематика психологии труда

    1.1. Проблема предмета и метода психологии труда

    1

    1

    1

    1

    1

    1.2. Основные разделы психологии труда. Понятие «эргономика»

    1

    1

    1

    Тема 2. Культурно-исторические основы развития психологического знания о труде

    2.1. История зарубежной психологии труда

    1

    1

    1

    1

    1

    2.2. Психотехника и ее кризис

    1

    1

    1

    2.3. История отечественной психологии труда

    1

    1

    1

    1

    Тема 3. Труд как социально-психологическая реальность

    3.1. Психологическое понимание труда и профессии

    2

    2

    1

    1

    1

    1

    3.2.Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации

    1

    1

    1

    1

    Тема 4. Проблемы профессиографирования и профотбора

    4.1.Понятия: «модель специалиста», профессиограмма, психограмма, «формула профессий», схема анализа профессий, «аналитическая профессиограмма»

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    4.2. Методы профессиографирования и общая схема профотбора

    2

    1

    2

    1

    2

    Тема 5. Развитие человека в трудовой деятельности

    5.1.Основные этапы развития субъекта труда. Проблема формирования индивидуального стиля деятельности

    2

    1

    1

    2

    1

    1

    5.2. Кризисы профессионального развития

    1

    2

    1

    1

    1

    1

    5.3. Проблема профессиональных деструкций

    1

    1

    1

    1

    1

    Раздел 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Тема 6. Основы инженерной психологии

    6.1. Теоретико-методологические основы инженерной психологии

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    6.2. Оператор в системе «человек-машина» (СЧМ)

    1

    1

    1

    1

    1

    6.3. Основы проектирования и эксплуатации СЧМ

    2

    1

    1

    6.4. Психологические особенности системы «человек-компьютер»

    2

    1

    1

    Тема 7. Психологические особенности труда в условиях организации

    7.1. Представление об организации. Понятие «организационная культура»

    1

    1

    1

    1

    1

    2

    7.2. Основы кадрового менеджмента

    1

    1

    1

    1

    1

    7.3. Связь организации с общественностью («паблик рилейшнз»)

    1

    1

    1

    Тема 8. Стрессы и конфликты в профессиональной деятельности

    8.1. Психология стресса и функциональных состояний работника

    1

    1

    1

    1

    1

    8.2. Сущность и структура производственного конфликта

    1

    1

    1

    1

    1

    8.3. Способы разрешения производственного конфликта

    1

    2

    1

    1

    1

    1

    Тема 9. Основы профессионального образования

    9.1. Сущность и основные стратегии профессионального образования

    1

    1

    1

    1

    9.2. Психологические вопросы теории тренажеров

    1

    1

    1

    Раздел 3. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

    Тема 10. Основы профессионального самоопределения

    10.1.Культурно-исторический смысл возникновения и развития проблемы профессионального самоопределения

    2

    1

    1

    1

    10.2. Понятия: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор

    1

    1

    1

    1

    1

    10.3. Методы профориентации

    2

    1

    2

    2

    1

    2

    10.4. Основные стратегии организации профориентациононй помощи

    1

    2

    1

    2

    1

    1

    1

    1

    Тема 11. Ценностно-смысловые основы трудовой деятельности

    11.1. Проблемы гуманитаризации труда в современных условиях

    1

    1

    1

    1

    1

    11.2. Проблема идеала в профессиональном и личностном самоопределении

    1

    1

    1

    2

    1

    1

    11.3.Личностный компромисс как вариант построения «успешной» карьеры

    1

    1

    1

    2

    Тема 12. Психолог-практик как субъект труда

    12.1. Проблема «модели специалиста» психолога труда и профконсультанта

    1

    2

    1

    1

    1

    12.2. Интеллигентность как возможный ориентир профессионального развития психолога-практика

    1

    1

    1

    ИТОГО:

    60

    40

    10

    10

    30

    20

    10

    20

    10

    30

    1. Содержание курса.

    Раздел I. Человек и труд Тема 1. Введение. Основная проблематика психологии труда

    • 1.1. Проблема предмета и метода психологии труда. Этический парадокс предмета психологии труда и варианты его смягчения. Проблема метода психологии труда. Основные цели и задачи психологии труда. Концептуальные уровни помощи человеку в профессиональном самоопределении.
    • 1.2. Основные разделы психологии труда. Понятие «эргономика». Место психологии труда среди других наук о труде. Понятие «эргономика». Основные разделы психологии труда.
    • Термины
      • Смысл труда
      • Чувство собственного достоинства
      • Предмет психологии труда
      • Субъект труда
      • Эргономика
    • Вопросы для самопроверки
    1. Как соотносится предмет психологии труда с предметом психологии?
    2. Назовите основные и вспомогательные проблемы психологии труда.
    3. Как соотносятся эргономический и психологический подходы к изучению трудовой деятельности?
    4. Назовите основные разделы психологии труда.
    5. Что такое «эргономика»?
    • Темы рефератов
      • Проблема предмета и метода психологии труда.
      • Эргономика и ее задачи.
      • Этический «парадокс» предмета и метода психологии труда.
    • Основная литература к теме 1: (номера из перечня рекомендованной литературы): 2, 3, 17, 6.
    • Дополнительная литература: 1, 2, 10, 12, 21, 6.

    Тема 2. Культурно-исторические основы развития психологического знания о труде

    • 2.1. Представления о труде и конкретная культурно-историческая эпоха: связь и взаимовлияние. Варианты отражения психологического знания о труде в неписьменных функциональных средствах фиксации опыта. Психологические регуляторы труда в памятниках материально-производственной культуры и письменности.
    • 2.2. История зарубежной психологии и социологии труда. Возникновение социологии управления (Ф.У. Тейлор).

      Основные этапы развития социологии управления за рубежом.

    • 2.3. Психотехника и ее кризис. Возникновение психотехники и ее основные задачи (В. Штерн, Г. Мюнстенберг).

      Основные причины кризиса психотехники.

    • 2.4. История отечественной психологии труда. Психологические знания о труде в конце ХIХ — начале ХХ в. История психологии труда в 20−30 гг. Психология труда в период Великой Отечественной войны, в послевоенные годы и в настоящее время.
    • 2.5. Культурно-исторический смысл возникновения проблемы профессионального самоопределения. Психологические причины возникновения профориентации. Развитие профориентации в России, СССР и РФ. Общая логика развития профориентации в странах с высокой психологической культурой.
    • 2.6. Общие тенденции в развитии представлений о труде. Общая логика развития трудовой этики. Историческая ретроспектива развития «трудовой этики». Критерии развития представлений о труде, о справедливости.
    • Термины
      • Психотехника
      • Тектология
      • Профориентация
      • Профессиональное самоопределение
    • Вопросы для самопроверки
    1. Что нового предложил Ф.У. Тейлор в плане изучения труда?
    2. Чем характеризуется современный этап в развитии научных представлений о труде?
    3. В чем сущность психотехнического подхода?
    4. Какова основная причина кризиса психотехники?
    5. Как повлияли особенности социально-экономического развития России начала ХХ века на развитие психологии труда?
    6. Чем известен И.Н. Шпильрейн?
    • Темы рефератов
      • Основные этапы развития психологии труда в России.
      • Психотехника и ее кризис.
      • Общие тенденции в развитии психологических представлений о труде.
      • Основные этапы развития профориентации в России, СССР и РФ.
      • Представления о труде и конкретная культурно-историческая эпоха: связь и взаимовлияние.
    • Литература к теме 2: 7, 8, 17.

    Тема 3. Труд как социально-психологическая реальность

    • 3.1. Житейские и философские представления о труде. Мысли и высказывания о труде известных деятелей культуры, науки и политики. Взгляды на природу труда К. Маркса. Философские представления о труде.
    • 3.2. Психологическое понимание труда и профессии. Труд как общекультурное явление. Представление о коллективном труде (по А.Н. Леонтьеву).

      Психологические регуляторы и признаки труда (по Е.А. Климову).

      Основные «эргатические функции» и «золотое правило» психологии труда (по Е.А. Климову).

      Психологическое понимание профессии, специальности, должности и трудового поста.

    • 3.3. Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации. Основные составляющие понятия «значимость труда». Внешние и внутренние мотивационные факторы труда (по А.И. Зеличенко и А.Г. Шмелеву).

      Основные показатели удовлетворенности трудом (К. Замфир).

      Безработица и проблема удовлетворенности жизнью (по М. Аргайлу).

    • Термины
      • Философское определение труда
      • Психологические признаки труда
      • Эргатическая система
      • Эргатическая функция
      • Профессия
      • Специальность
      • Квалификация
      • Должность
      • Трудовой пост
      • Субъективная значимость труда
    • Вопросы для самопроверки
    1. Чем принципиально отличаются философское и психологическое представления о труде?
    2. Учитель химии в средней школе — это профессия, специальность, трудовой пост или должность? А директор средней школы?
    3. Что определяет субъективную значимость труда?
    4. Может ли быть удовлетворен жизнью безработный?
    • Темы рефератов
    • Психологические признаки и регуляторы труда.
    • Коллективный труд как условие формирования самосознания.
    • Психологические признаки профессии.
    • Понятие «эргатическая функция».
    • Основные составляющие субъективной значимости труда.
    • Основная литература к теме 3: 6, 11, 17.
    • Дополнительная литература: 9, 10, 12.

    Тема 4. Проблемы профессиографирования и профотбора

    • 4.1. Понятия: «модель специалиста», «профессиограмма», «психограмма», «модуль профессии», «формула профессий», схема анализа профессий, «аналитическая профессиограмма». Понятие «модель специалиста» (по А.К. Марковой).

      Понятия «професиограмма» и «психограмма». Типы профессиограмм (по Е.М. Ивановой).

      «Формула профессий» (по Е.А. Климову).

    • 4.2. Методы и различные схемы профессиографирования. Методы и общая схема профессиографирования. Общая схема организации профотбора.
    • 4.3. «Аналитическая профессиограмма» и общая схема профотбора. Аналитическое профессиографирование: два основных этапа. Конкурсный набор персонала на работу. Профессиональная адаптация.
    • 4.4. Уровни анализа трудовой деятельности. Уровни системного анализа трудовой деятельности (Е.М. Иванова).

      Трудовая деятельность как система, уровни анализа трудовой деятельности (В.Д. Шадриков).

    • 4.5. «Формула профессий». Схема анализа профессии и варианты ее использования в групповой работе и в индивидуальной профконсультации.
    • 4.6. Трудности изучения профессиональной деятельности в условиях современной России. Новые проблемы, характерные для затянувшегося переходного периода и связанные, прежде всего, с общей социально-экономической нестабильностью в нынешней России
    • 4.7. Самая главная (наиважнейшая) проблема профессиографии и психологии труда. Возможные пути решения проблемы справедливой оценки общественной значимости (вклада) по конкретным профессиям.
    • Термины
      • Профессиограмма
      • Психограмма
      • «Модуль профессии»
      • Аналитическая профессиограмма
      • Профотбор
      • Профподбор
      • Схема анализа профессии
      • Справедливость в оценке труда
      • Модель специалиста
    • Вопросы для самопроверки
    1. Как соотносятся понятия «профессиограмма», «психограмма» и «аналитическая профессиограмма»?
    2. Чем различаются информационная и диагностическая профессиограммы?
    3. Можно ли однозначно утверждать, что предложенная Е.А. Климовым «формула профессий» является разновидностью профессиограмм?
    4. Что такое «трудовой метод» в изучении профессиональной деятельности?
    5. В чем сложности корректно организованного профотбора? Приведите аргументы «за» и «против» использования стандартизированных опросников и тестов в профотборе.
    • Темы рефератов
      • Профессиограмма и психограмма.
      • Основные методы изучения профессий и человека в труде.
      • Трудовая деятельность как система.
      • Трудности изучения профессии в условиях современной России.
    • Литература к теме 4: 9, 12, 17.
    • Дополнительная литература: 1, 2, 3, 10, 21.

    Тема 5. Развитие человека в трудовой деятельности

    • 5.1. Основные этапы развития субъекта труда. Основные периодизации развития субъекта труда (по Е.А. Климову, А.К. Марковой, Д. Сьюперу).

      Развитие психологической системы профессиональной деятельности (по В.Д. Шадрикову).

    • 5.2. Проблема формирования индивидуального стиля трудовой деятельности. Формирование различных психологических систем профессиональной деятельности. (В.Д. Шадриков).

      Три основных аспекта в формировании индивидуального стиля деятельности (В.С. Мерлин).

    • 5.3. Проблемы развития профессионального самосознания. Понятие «Я-концепция» (Р. Бернс, К. Роджерс).

      Понятие «идентичность» (Э. Эриксон).

      Соотношение «личностного» и «профессионального» (А.К. Маркова).

      «Профессиональная идеология» (Е.А. Климов).

      Противоречивые тенденции, влияющие на становление профессионала (А.К. Маркова).

    • 5.4. Кризисы профессионального становления. Общее представление о жизненных и профессиональных кризисах (взгляды Г. Шихи, Б. Ливехуда).

      Основные факторы и фазы кризисов профессионального развития (по Э.Ф. Зееру).

    • 5.5. Проблема профессиональных деструкций. Основные факторы и тенденции развития профессиональных деструкций. Уровни профессиональных деструкций (по Э.Ф. Зееру).

      Возможные пути профессиональной реабилитации работников.

    • 5.6. «Акмеологический подход» в исследовании развития профессионала. Основные задачи акмеологии. Проблема взаимодействия индивидного (природного), личностного и деятельностного в развитии профессионала (А.А. Бодалев).

      Общая схема акмеологического тренинга (А.П. Ситников).

    • Термины
      • Оптант
      • Индивидуальный стиль трудовой деятельности
      • Профессиональное самосознание
      • Профессиональная идеология
      • Профессиональные деструкции
      • Акмеология
    • Вопросы для самопроверки
    1. Что такое «оптация» и кто такой «оптант»?
    2. Как формируются профессиональные цели и мотивация?
    3. Как формируется индивидуальный стиль труда?
    4. В чем суть профессионального кризиса?
    5. Чем характеризуется кризис профессионального выбора у подростка?
    6. В чем суть профессиональных деструкций?
    7. Приведите примеры профессиональных деструкций в психолого-педагогических профессиях.
    • Темы рефератов
      • Проблема построения периодизации развития субъекта труда
      • Индивидуальный стиль трудовой деятельности
      • Профессиональное самосознание и его развитие
      • Кризисы профессионального становления
      • Профессиональные деструкции
    • Литература к теме 5: 1, 9, 10, 12, 17, 21, 25.

    Раздел II. Психологические особенности профессиональной деятельности Тема 6. Основы инженерной психологии

    • 6.1. Теоретико-методологические основы инженерной психологии. Предмет, задачи и принципы инженерной психологии. Понятие «человек-оператор».
    • 6.2. Специфика методов инженерной психологии. Традиционно выделяемые методы инженерной психологии. Значимость разных методов моделирования на разных этапах проектирования СЧМ.
    • 6.3. Особенности и классификация систем «человек — машина» (СЧМ).

      Показатели качества СЧМ. «Человек — машина» (СЧМ).

      Показатели качества систем «человек — машина» (СЧМ).

    • 6.4. Оператор в системе «человек — машина» (СЧМ) и общая схема его деятельности. Принятие решений оператором. Особенности и классификация СЧМ. Показатели качества СЧМ. Общая схема деятельности оператора СЧМ. Принятие решений в труде оператора (по Ю.К. Стрелкову).

      Основные характеристики надежности труда оператора (по В.Д. Небылицину).

      Профессиональные действия и профессиональные задачи в труде оператора.

    • 6.5. Профессиональные действия и профессиональные задачи в труде оператора. Главная проблема построения моделей труда (Ю.К. Стрелков).

      Основные характеристики действия. Основные модели трудового действия оператора.

    • 6.6. Ошибки в труде оператора. Виды ошибок. Основные методы исследования ошибок операторов. Типичные ошибки пилотов при реагировании на сигналы и показания приборов (Ю.К. Стрелков).
    • 6.7. Основы проектирования СЧМ. Проектирование средств отображения информации. Проектирование органов управления (средств ввода информации).

      Проектирование рабочего места оператора.

    • 6.8. Основы эксплуатации СЧМ. Особенности профотбора, профессиональной подготовки и переподготовки операторов. Организация группового взаимодействия операторов. Организация труда операторов.
    • 6.9. Психологические особенности системы «человек — компьютер». Проблемы взаимодействия человека с компьютером. Деятельностный и другие (традиционные) подходы в проектировании систем «человек — компьютер» (по А.Б. Леоновой, О.Н. Чернышевой).
    • 6.10. Внедрение компьютерных технологий в организациях. Четыре основных этапа развития и внедрения технических систем в организации (по Е.Б. Моргунову).

      Проблемы, связанные с разработкой GROUPWARE SYSTEM.

    • 6.11. Компьютер в деятельности психолога. Разработка и использование компьютерных средств для психолога. Стадии внедрения компьютеров в деятельность психолога (по Е.Б. Моргунову).
    • 6.12. Компьютер как вариант «органопроекции» человеческого интеллекта и пути обогащения «компьютерной метафоры». «Органопроекция» и «объектопроекция» (В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов).

      Основные направления, пути обогащения «компьютерной метафоры».

    • Термины
      • Человек-оператор
      • Метод моделирования
      • Система «Человек — машина» (СЧМ)
      • Система «Человек — компьютер»
      • «Компьютерная метафора»
    • Вопросы для самопроверки
    1. Можно ли назвать оператором парикмахера с механической машинкой? Почему?
    2. В чем специфика методов инженерной психологии?
    3. Чем определяется быстродействие труда оператора?
    4. Что такое «спонтанная отвлекаемость» в операторском труде?
    5. Приведите пример рационального (и нерационального) расположения клавиатуры и дисплея персонального компьютера.
    6. Приведите примеры правил экономии рабочих движений.
    7. В чем проблема «технократического мышления»?
    8. Как соотносятся «органопроекция» и «объектопроекция»?
    9. Каковы перспективы создания искусственного интеллекта на основе компьютерных технологий?
    • Темы рефератов
      • Основные задачи инженерной психологии.
      • Принятие решений в деятельности человека-оператора.
      • Ошибки в труде операторов.
      • Основы проектирования систем «человек — машина».
      • Основные направления эксплуатации систем «человек — машина».
      • Система «человек — компьютер» и пути обогащения «компьютерной метафоры».
    • Литература к теме 6: 2, 3, 11, 14, 17, 22, 24.
    • Дополнительная литература: 6, 11.

    Тема 7. Психологические особенности труда в условиях организации

    • 7.1. Представление об организации. Понятие «организационная культура». Организация: сущность, жизненные циклы и стадии развития. Основные компоненты организационной культуры.
    • 7.2. Психология производственного коллектива. Основные характеристики производственного коллектива. Личностно-ролевые конфликты.
    • 7.3. Проблемы руководства и лидерства в организации. Понятия: руководитель, менеджер, предприниматель. Основные модели кадрового менеджмента. Проблема лидерства в организации. Проблема индивидуального стиля управленческой деятельности.
    • 7.4. Основы кадрового менеджмента. Основные профессиональные роли менеджера по персоналу. Методы формирования кадрового состава организации. Проблема аттестации работников. Проблемы формирования эффективных команд. Недирективные методы сокращения персонала.
    • 7.5. Связь организации с общественностью («паблик рилейшнз»).

      Сущность «паблик рилейшнз» (ПР).

      Проблема имиджа организации. Основные методы и области применения «паблик рилейшнз».

    • 7.6. Основы организационного консультирования. Основные этапы организации процесса управленческого консультирования (Р.К. Юксвяров и др).

      Основные методы организационного консультирования.

    • Термины
      • Организация
      • Организационная культура
      • Коллектив
      • Руководитель
      • Лидер организации
      • Менеджер по персоналу
      • Кадровый менеджмент
      • Паблик Рилейшнз (ПР)
    • Вопросы для самопроверки
    1. В чем суть организации?
    2. Назовите основные компоненты организационной культуры.
    3. Что такое лидер организации (по сравнению с лидером группы или коллектива)?
    4. Назовите главные цели аттестации.
    5. Чем вызвана необходимость командообразования в организациях?
    6. Назовите достоинства и преимущества внешнего консультанта организации.
    • Темы рефератов
      • Основные компоненты организационной (корпоративной) культуры.
      • Основные направления кадрового менеджмента.
      • Основы организационного консультирования.
    • Литература к теме 7: 5, 11, 13, 21, 23.

    Тема 8. Стрессы и конфликты в профессиональной деятельности

    • 8.1. Общее представление о функциональных состояниях работника. Две основные группы психических функциональных состояний. Теоретический аспект проблемы функциональных состояний (Ю.М. Забродин).

      Проблема управления функциональным состоянием работника (Л.Г. Дикая и Л.П. Примак).

    • 8.2. Проблема стресса и дистресса в труде. Общее представление о стрессе и дистрессе в труде (по Г. Селье).

      Основные направления концептуализации «стресса в труде». Виды профессионального стресса. Стрессовые сценарии. Техники саморегуляции в условиях коммуникативного профессионального стресса (по Н.В. Самоукиной).

      Источники стресса «белых воротничков» и основные направления управления производственным стрессом (по К.Л. Куперу, Дж. Маршаллу).

    • 8.3. Сущность и структура производственного конфликта. Деструктивные и конструктивные функции производственного конфликта. Основные элементы (структура) конфликта. Основные фазы развития производственного конфликта.
    • 8.4. Факторы возникновения и развития конфликтов. Типы конфликтных личностей. Причины возникновения конфликтных отношений. Общие характеристики и основные типы конфликтных личностей (Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк).

      «Психологические игры» на разных этапах выполнения заданий. «Уловки», используемые в ходе публичных обсуждений.

    • 8.5. Способы управления производственными конфликтами. Стили поведения в конфликте (система Томаса-Килменна).

      Основные этапы действий при оценки конфликтной ситуации. Варианты управления конфликтом. Основные принципы и тактики разрешения конфликта. Основы техники ведения переговоров (У. Мастенбрук, С.Ф. Фролов).

      Рекомендации по организации конструктивного обсуждения (И. Мельник).

    • Термины
      • Функциональные состояния работника
      • Стресс в труде
      • Управление производственным конфликтом
    • Вопросы для самопроверки
    1. В чем главная сложность исследования функциональных состояний работника?
    2. Каким образом связана проблема стресса (дистресса) с проблемой удовлетворенности трудом (по Г. Селье)?
    3. Что общего в понимании и в механизмах профессионального стресса и конфликта в организации?
    4. Каковы основные правила остановки «болтливого собеседника» в деловых отношениях (по Н.В. Самоукиной)?
    5. Чем характеризуется «конфликтная личность бесконфликтного типа»?
    6. Что значит «управлять конфликтом»?
    7. Назовите основные неконструктивные способы («уловки») организации и проведения производственного собрания, способствующие развитию деструктивности конфликтных отношений.
    8. Обозначьте основные условия перехода от конфликта к сотрудничеству в условиях организации.
    • Темы рефератов
      • Проблема оценки функционального состояния работника.
      • Основные направления регулирования функциональными состояниями работников.
      • Стресс и дистресс в труде.
      • Сущность и структура производственного конфликта.
    • Основная литература к к теме 8: 5, 11, 15, 21.
    • Дополнительная литература: 1, 19.

    Тема 9. Основы профессионального образования

    • 9.1. Сущность и основные стратегии профессионального образования. Сущность и основные стратегии профессионального образования (по А.К. Марковой).
    • 9.2. Идеи политехнического образования. Политехнические идеи в профессиональном образовании. Аргументы в пользу правомерности политехнического образования.
    • 9.3. Идеи непрерывного и опережающего образования. Идеи непрерывного и опережающего профессионального образования. Суть опережающего образования.
    • 9.4. Формирование обобщенной ориентировки в целях, предмете, средствах и составе профессиональной деятельности при подготовке рабочих.

    • 9.5. Психологические вопросы теории учебных тренажеров. Главное психологическое правило при проектировании тренажеров. Основные требования к тренажерам.

    • 9.6. Проблема формирования личности профессионала. Проблема формирования ценностно-смысловой основы профессионала. Развитие профессионального самосознания.
    • 9.7. Студент как субъект учебной деятельности. «Субъекты» и «объекты» образовательного процесса в высшем профессиональном учебном заведении. Основы организации и самоорганизации учебной деятельности студента-психолога.
    • 9.8. Особенности вузовского обучения психологов. Социально-организационная специфика обучения в вузе. Содержательная специфика обучения в психологическом вузе. Проблема «хаоса» и «неразберихи» в преподавании психологии. Особенности построения взаимоотношений студента-психолога с преподавателями и администрацией вуза. Особенности построения взаимоотношений студента с сокурсниками. Особенности организации досуговой и внеучебной деятельности студента-психолога.
    • 9.9. Проблема элитарного профессионального образования. Основные линии развития соперничества за право воспитывать элиту. Современные варианты элитарного образования в России.
    • 9.10. Психолог как будущий преподаватель профессионального учебного заведения. Основные трудности формирования нравственной основы будущего профессионала.
    • Термины
      • Сущность профессионального образования
      • Непрерывное образование
      • Учебный тренажер
      • Опережающее образование
    • Вопросы для самопроверки
    1. В чем сущность профессионального образования?
    2. Назовите основные стратегии профессионального образования.
    3. В чем суть «политехнизма» в профессиональном образовании?
    4. Что понимал К. Маркс под «профессиональным кретинизмом» (или «профессиональной идиотией»)?
    5. Как соотносятся понятия «непрерывное образование» и «опережающее образование»?
    6. В чем особенность вузовского образования («университетского курса» — по С.И. Гессену)?
    7. Назовите основные проблемы элитарного образования в условиях современной России. Как Вы считаете, правомерно ли вообще говорить об элитарном профессиональном образовании? Почему?
    8. Какие основные проблемы возникают перед преподавателем, когда он пытается рассматривать со студентами нравственные проблемы их будущей профессиональной деятельности?
    • Темы рефератов
      • Сущность и основные стратегии профессионального образования.
      • Непрерывное и опережающее профессиональное образование.
      • Проблема политехнического образования.
      • Студент как субъект учебно-профессиональной деятельности.
      • Основные причины кризисов профессионального обучения в вузе.
      • Проблема элитарного профессионального образования.
    • Литература: 4, 12, 17, 19, 24.

    Раздел III. Психология профессионального и личностного самоопределения Тема 10. Основы профессионального самоопределения

    • 10.1. Понятия: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор. Основные направления профориентации. Общее представление о «карьере».
    • 10.2. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности. Сущность профессионального самоопределения. Основные задачи профессионального самоопределения и уровни их решения. Варианты смысла самоопределения (К. Маркс, В. Франкл, Дж. Ролз).

      Стремление к элитарности.

    • 10.3. Личное достоинство как высшее (элитное) проявление субъектности в труде. Самоуважение и чувство собственного достоинства как «первичное благо» (Дж. Ролз).
    • 10.4. Главная (идеальная) цель и основные задачи профессионального самоопределения. Основные группы задач профессионального самоопределения. Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения.
    • 10.5. Психологические «пространства» профессионального и личностного самоопределения. Ориентировочная основа действий самоопределяющегося человека. Жизненные сценарии и жизненные стратегии (Э. Берн).

      Типологии профессионального и личностного самоопределения.

    • 10.6. Типы и уровни профессионального самоопределения. Уровни реализации имеющихся возможностей. Уровни возможностей самоопределения.
    • 10.7. Основные методы профориентации. Общее представление о практической профориентационной методике. Информационно-справочные методы. Методы профдиагностики, профотбора и профподбора. Методы морально-эмоциональной поддержки. Методы помощи в принятии решения.
    • 10.8. Методы активизации профессионального самоопределения. Характеристики активизирующей профконсультационной методики.
    • 10.9. Основные стратегии организации профориентационной помощи. Типы профконсультаций. Допустимые (желательные) и нежелательные стратегии профконсультационной помощи.
    • Термины
      • Карьера
      • Профессиональный выбор
      • Профориентация
      • Профессиональное самоопределение
    • Вопросы для самопроверки
    1. В чем сущность профессионального самоопределения?
    2. Чем отличаются профессиональное и личностное самоопределение?
    3. В чем заключается главная цель профессионального самоопределения?
    4. Чем различаются «жизненные сценарии» и «жизненные стратегии» (по Э. Берну)?
    5. Насколько оправданно в профессиональном консультировании рассматривать построение «образа жизни» человека? Почему?
    6. В чем сущность «рыночной ориентации» личности (по Э. Фромму)?
    7. Чем, по-вашему, могут объясняться различия у разных авторов в типологиях профессионального и личностного самоопределения?
    8. Как бы вы обосновали необходимость рассмотрения с самоопределяющимся клиентом различных психологических «пространств» профессионального выбора? Что такое вообще «психологическое пространство» профессионального самоопределения?
    9. В чем сущность стратегий самообмана при оказании помощи в профессиональном самоопределении?
    • Темы рефератов
      • Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности.
      • Профориентация как система.
      • Основные методы профориентации.
      • Методы активизации профессионального самоопределения.
      • Основные стратегии (подходы) в профориентации.
    • Литература: 16, 17, 18, 20.

    Тема 11. Ценностно-смысловые основы трудовой деятельности

    • 11.1. Проблемы гуманитаризации труда в современных условиях. Труд и развитие личности в труде. Возможные пути осознания и решения гуманитарных проблем в трудовой деятельности.
    • 11.2. Проблема идеала в профессиональном и личностном самоопределении. Проблема «лучших» и «худших» людей в психологии профессионального и личностного самоопределения. Элитарные ориентации самоопределяющейся личности как психологическая реальность. Проблема элиты и псевдоэлиты в контексте рассмотрения проблемы личности и «мничности» (мнимой личности).

      Модель психологического «пространства» элитарности. «Верхние» и «нижние» границы представлений об элитарности.

    • 11.3. Элитарные ориентации в профессиональном самоопределении, труде и творчестве. Успехи в труде как основа чувства собственной значимости. Проблема нравственного выбора в профессиональном творчестве.
    • 11.4. Личностный компромисс как вариант построения «успешной» карьеры. Традиционные представления о путях к «успеху». Внутренние компромиссы на разных этапах профессионализации.
    • Термины
      • Гуманитаризация труда
      • Элитарные ориентации
      • Коллектив
      • Личностный компромисс
    • Вопросы для самопроверки
    1. Какое значение для профессионального и жизненного самоопределения имеет поиск идеалов?
    2. Что имел в виду Э. Эриксон, когда говорил, что для подростка в поиске социальных ценностей важна «аристократия» и «идеология»?
    3. Что такое «элитарные ориентации» самоопределяющейся личности?
    4. Как проявляются элитарные ориентации в профессиональном самоопределении, труде и творчестве?
    5. В чем проявляется противоречивость представлений о путях к «успеху» у подрастающего человека?
    6. Приведите примеры неизбежных внутренних компромиссов на пути к профессиональному успеху на разных этапах развития профессионала.
    7. Приведите примеры разных оснований при оценке жизненного успеха.
    • Темы рефератов
      • Основные этические проблемы труда.
      • Проблема идеала в профессиональном самоопределении.
      • Проблема одиночества и непризнания в творческом труде.
      • Личностный компромисс как условие построения успешной карьеры.
    • Литература: 4, 16, 17, 18, 19.

    Тема 12. Психолог-практик как субъект труда

    • 12.1. Проблема «модели специалиста» психолога труда и профконсультанта. Основные этапы формирования индивидуального стиля деятельности психолога. Имидж профконсультанта.
    • 12.2. Психолог-профконсультант как возможный посредник между самоопределяющимся человеком и Культурой. Виды «посредничества». Сложности, возникающие при попытке реализовать возможность посредничества между человеком и Культурой.
    • 12.3. «Кризисы разочарования» и основные этапы развития психолога-профессионала. «Использование» энергии кризиса. Основные этапы в смещении основных акцентов в поиске главного предмета своей деятельности.
    • 12.4. Интеллигентность как возможный ориентир профессионального развития психолога-практика. История возникновения и сущность интеллигентности. Проблема зависимости современного интеллигента от своей социально-профессиональной группы («тусовки»).

      Проблема соединения профессионального и личностного в жизни подлинного интеллигента.

    • Термины
      • «Модель специалиста»
      • Кризисные разочарования
      • Интеллигент
    • Вопросы для самопроверки
    1. В чем заключается главная сложность построения «модели специалиста» психолога-практика?
    2. Какие основные «кризисы разочарования» можно выделить в ходе профессионального образования и дальнейшего развития психолога?
    3. Что означает «посредничество психолога между клиентом и Культурой»? Какие основные сложности можно выделить в ходе реализации посредничества психолога между клиентом и Культурой?
    4. Должен ли психолог быть интеллигентом или ему достаточно просто выполнять свои профессиональные обязанности в работе с самоопределяющимся клиентом?
    • Темы рефератов
      • Проблема построения «модели специалиста» психолога-практика.
      • Психолог-практик как возможный «посредник» между личностью клиента и Культурой.
      • Основные этапы профессионального становления психолога-практика.
      • Интеллигентность как возможный ориентир профессионального развития психолога.
    • Литература: 16, 17,8, 19.
    1. Примерная тематика семинаров
    • Семинар 1. Личность и труд (номера тем и пунктов курса, соответствующих данной проблеме: Темы 1, 3 и 5).
    • Вопросы к семинару:
    1. Всегда ли труд способствует развитию личности?
    2. Каков главный результат труда?
    3. Что считать полноценным трудом?
    4. Возможен ли полноценный труд, выполняя который человек лишается своего здоровья и даже жизни?
    5. Если можно оценить труд в деньгах, то можно ли таким же образом (в деньгах) оценивать и самого работника, ведь хороший работник неизбежно самореализуется в труде, т. е. вкладывает в свою трудовую деятельность лучшее, что у него есть?
    • Методические рекомендации (указаны номера источников из списка рекомендованной литературы): 4, 6, 16, 17, 18, 19.
      • Семинар 2. Пути повышения эффективности труда (Темы: 6, 7 и 8).
      • Вопросы к семинару:
      1. Какой путь совершенствования труда эффективнее: приспособление человека к технике или приспособление техники к работнику?
      2. Какую роль играет в урегулировании производственных конфликтов знание «уловок» и недобросовестных приемов ведения дискуссии (особенно когда такое знание получают заведомо непорядочные работники и руководители)?
      3. Следует ли непременно стремиться к снижению стрессов и конфликтов в производственной деятельности?
      • Методические рекомендации: 11, 13, 15, 19, 21, 23.
        • Семинар 3. Методы изучения профессиональной деятельности (Тема 4).
        • Вопросы к семинару:
        1. Какие методы изучения профессий Вы знаете?
        2. Что такое «трудовой метод»?
        3. Какие основные трудности возникают при изучении профессиональной деятельности в современных условиях на многих российских предприятиях?
        4. Какая группа методов считается наименее проработанной в психологии труда: организационные методы, методы сбора эмпирических данных, методы обработки данных или методы интерпретации полученных результатов?
        5. Как связаны понятия «профессиограмма» и «психограмма»?
        • Методические рекомендации: 1, 12, 16, 17.
          • Семинар 4. Психология профессионального самоопределения (Темы 10, 11).
          • Вопросы к семинару:
          1. Как соотносятся понятия «профориентация», «профессиональное самоопределение» и «Карьера»?
          2. Какие основные методы профориентации Вы знаете?
          3. В чем сущность активизирующих методов профессионального и личностного самоопределения?
          4. В чем преимущества и недостатки тестологического подхода (стратегии) в профориентации?
          • Методические указания: 6, 9, 16, 20.
            • Семинар 5. Основы профессионального образования (Тема 9).
            • Вопросы к семинару:
            1. В чем сущность профессионального образования?
            2. В чем смысл политехнического подхода в образовании?
            3. В чем смысл опережающего образования?
            4. Основные стратегии профессионального образования.
            • Методические указания: 11, 13, 23.
            1. Формы контроля:
            • Зачет (экзамен).
            • В качестве возможного промежуточного контроля — рефераты и контрольные работы по свободным и заданным темам.
            1. Примерная тематика рефератов:
            • 8.1 темы для рефератов для 3-го семестра (по частям 1 и 2: темы с 1 по 24):
            1. Проблема предмета и метода психологии труда.
            2. Эргономический подход в исследовании трудовой деятельности.
            3. История развития психологических знаний о труде.
            4. Основные этапы развития психологии труда.
            5. Психотехника и ее кризис.
            6. Основные этапы развития человека как субъекта труда.
            7. Проблема развития человека в профессиональной деятельности (Кризисы профессионального развития).
            8. Проблема профессиональных деструкций (можно указать, по каким группам профессий, например, в педагогических, военных, политических, торговых и других профессиях…).
            9. Сущность инженерно-психологического подхода.
            10. Принятие решений в деятельности человека-оператора.
            11. Психологические проблемы взаимодействия человека с компьютером.
            12. Психологические особенности деятельности человека-оператора (можно взять группу конкретных операторских профессий).
            13. Психологические особенности взаимодействия человека с компьютером.
            14. Психологические условия возникновения стрессов в профессиональной деятельности (можно указать, в каких именно профессиях).
            15. Проблема исследования функциональных состояний оператора.
            16. Основные тенденции и проблемы развития профессионального образования.
            1. 8.2. Темы для рефератов для 4-го семестра (по 3 части 3: темы с 25 по 33):
              1. Профориентация как элемент государственной кадровой политики.
              2. Профориентация как психолого-педагогическая проблема.
              3. Основные этапы развития профориентации в царской России, СССР и РФ.
              4. Эволюция проблематики профессионального самоопределения.
              5. Связь профессионального и личностного самоопределения.
              6. Профессиональное самоопределение как важнейшее новообразование подросткового возраста.
              7. Основные методы профориентации.
              8. Особенности организации профориентационной работы с разными образовательно-возрастными группами населения.
              9. Проблема личностного компромисса при построении успешной карьеры.
              10. Основные направления работы службы занятости.
              11. Проблема узкой специализации в профессиональном труде.
              12. Психологические аспекты проблемы отчуждения труда от капитала.
              13. Понятие «отчужденный характер» (по Э. Фромму) в контексте проблематики психологии труда.
              14. Психологические условия формирования профессионального самосознания.
              15. Динамика формирования образа профессионального и жизненного успеха (можно уточнить, у кого именно, например, в сознании подростков, их родителей или в сознании уже работающих профессионалов — это скорее не столько реферат, сколько исследование).
              16. Проблема «модели специалиста» психолога-профконсультанта.
              17. Основные концептуальные установки в деятельности профконсультанта.
              18. Основные этические проблемы в деятельности профконсультанта.
              19. Профконсультант как возможный посредник между самоопределяющейся личностью и культурой.
            1. Вопросы к зачету (экзамену) — для 4-го семестра (но по всему курсу, т. е. по 3-му и 4-му семестрам):
              1. Проблема предмета и метода психологии труда.
              2. Основные разделы психологии труда. Понятие «эргономика».
              3. История зарубежной психологии труда.
              4. Психотехника и ее кризис.
              5. История отечественной психологии труда.
              6. Психологическое понимание труда и профессии.
              7. Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации.
              8. Понятия: «модель специалиста», профессиограмма, психограмма, «формула профессий», схема анализа профессий, «аналитическая профессиограмма».
              9. Методы профессиографирования и общая схема профотбора.
              10. Основные этапы развития субъекта труда. Проблема формирования индивидуального стиля деятельности.
              11. Кризисы профессионального развития.
              12. Проблема профессиональных деструкций.
              13. Теоретико-методологические основы инженерной психологии.
              14. Оператор в системе «человек — машина» (СЧМ).
              15. Основы проектирования и эксплуатации СЧМ.
              16. Психологические особенности системы «человек — компьютер».
              17. Представление об организации. Понятие «организационная культура».
              18. Основы кадрового менеджмента.
              19. Связь организации с общественностью («паблик рилейшнз»).
              20. Психология стресса и функциональных состояний работника.
              21. Сущность и структура производственного конфликта.
              22. Способы разрешения производственного конфликта.
              23. Сущность и основные стратегии профессионального образования.
              24. Психологические вопросы теории тренажеров.

            (Ниже вопросы, с 25-го по 40-й — только для 4-го семестра, если нужно выделить их отдельно)

            1. Культурно-исторический смысл возникновения и развития проблемы профессионального самоопределения.
            2. Понятия: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор.
            3. Личная профессиональная перспектива (ЛПП) как возможный вариант модели профессионального самоопределения.
            4. Методы профориентации.
            5. Типы профконсультаций.
            6. Основные приоритеты профориентционной работы в условиях современной России (РФ).
            7. Основные стратегии организации профориентационной помощи.
            8. Проблемы гуманитаризации труда в современных условиях.
            9. Проблема свободного времени безработного.
            10. Проблема отчуждения человека от трудовой деятельности, от главного дела своей жизни (по Э. Фромму).
            11. Чувство собственного достоинства как «первичное благо» (по Дж. Ролзу) в ориентации на профессиональный и жизненный успех.
            12. Проблема идеала в профессиональном и личностном самоопределении.
            13. Личностный компромисс как вариант построения «успешной» карьеры.
            14. Проблема «модели специалиста» психолога труда и профконсультанта.
            15. Основные концептуальные установки в работе профконсультанта.
            16. Интеллигентность как возможный ориентир профессионального развития психолога-практика.
            1. Рекомендуемая литература:
              1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург: УГППУ, 1997. 244 с.
              2. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М.: Изд-во МГУ, 1979. 344 с.
              3. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика. Ориентированное на человека проектирование. М.: Тривола, 1995. 480 с.
              4. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. 304 с.
              5. Кабаченко Т.С. Психология управления: В 2 ч. М.: Российское педагогическое общество. 1997. 323 с.
              6. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988. 199 с.
              7. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. М.: МГУ, 1992. 221 с.
              8. Носкова О.Г. История психологии труда в России (1917−1957).

                М.: МГУ, 1997. 334 с.

              9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-н/Д: «Феникс», 1996. 512 с.
              10. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 400 с.
              11. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы: Хрестоматия. М.: Родикс, 1995. 448 с.
              12. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
              13. Моргунов Е.Б. Конспекты по психологии: Личность и организация. М.: Тривола, 1996. 112 с.
              14. Основы инженерной психологии: Учебник / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Высшая школа, 1986. 448 с.
              15. Основы конфликтологии. Учебное пособие / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Юристъ, 1997. 200 с.
              16. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 256 с.
              17. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие. М.: «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
              18. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. М.: МГППИ, 1999. 108 с.
              19. Пряжников Н.С. Личность в эпоху продажности: Учебно-методическое пособие. М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 224 с.
              20. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. М.: МПСИ, Флинта, 1998. 184 с.
              21. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Тандем, КМОС, 1999. 352 с.
              22. Стрелков Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. М.: Российское психологическое общество, 1999. 196 с.
              23. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Ереминой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 423 с.
              24. Хрестоматия по инженерной психологии / Под ред. Б.А. Душкова. М.: Высшая школа, 1991. 287 с.
              25. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 183 с.

            Введение

            «Каждому человеку, без какой либо дискриминации, гарантируется равная оплата за равный труд»(Всеобщая декларация прав человека, ст. 23, п.2)

            Психологическая проблема трудаможет быть выражена в вопросе, который в той или иной форме задают себе многие люди:«Зачем мне трудиться?». Специфика данного этапа развития общества видится многими исследователями в том, что сейчас, в эпоху «массовой культуры» и «эстетизированного» с помощью изощренной рекламы «культа потребления», ценность самого труда все больше уходит на второй план, а на первом месте для многих людей оказывается ценность «получения благ и удовольствий от жизни». Особенно восприимчивы к такой смене ценностей молодые люди, для которых профессиональный труд в лучшем случае рассматривается лишь как «средство», «источник» получения возможностей (денег) для реализации потребительских ценностей и смыслов. Корме того, студенты-психологи нередко задают себе (а иногда и преподавателям) несколько иной вопрос: «Зачем нам вообще отдельный курс по „Психологии труда“, ведь в других учебных курсах нас и так знакомят с тем, как организовывать свою помощь клиентам (как организовывать свой труд), как работать с теми или иными методиками?» К сожалению, внятно на эти и многие другие вопросы современная психология труда ответить не может. Но это не означает, что на психологию труда не надо тратить время. Как раз наоборот, сложность поставленных вопросов требует от любого специалиста (а не только от специалиста-психолога) постоянного размышления о своем труде, о самой возможности реализовать лучшие свои силы в главном деле жизни, т. е. требует постоянной профессиональной рефлексии, которая фактически превращается в рефлексию своей жизни. Проблема осложняется тем, что ответы на обозначенные выше вопросы каждый человек ищет для себя самостоятельно. Более того, окончательный ответ на эти вопросы вообще вряд ли возможен: творческий человек всю жизнь как бы уточняет для себя смыслы своего труда и жизни. Определив для себя какой-то смысл в трудовой деятельности, уважающий себя человек стремится найти более интересный и личностно значимый смысл, и в итоге, вся жизнь (в том числе, и трудовая жизнь) превращается в непрекращающийся творческий «поисковый» процесс.Одна из главный идей данной книгизаключается в том, что важнейшим смыслом для трудящегося человека является утверждение своего достоинства, значимости собственной жизни, постоянное доказательство себе и окружающим того, что «жизнь прекрасна» (но только не жизнь «вообще», а именно «моя собственная жизнь», реализуемая через основное дело моей жизни, т. е. через общественно-полезный, творческий труд).

            Лишь только тогда человек может ощутить «прелесть жизни», когда он своими делами делает лучше («прекраснее») окружающий мир, делает более счастливыми окружающих людей. Эти простые истины буквально пронизывают всю человеческую культуру и, естественно, выходят за рамки традиционно понимаемой психологии. Поэтому важнейшей задачей данного пособия является соотнесение собственно психологического подхода к исследованию труда с философским, социологическим, культурологическим и другим подходами, с любым ценным опытом осмысления человека в трудовой деятельности. К сожалению, традиционная психология труда часто игнорирует сложнейшие мировоззренческие проблемы самореализации (и самотрансценденции — по В. Франклу) человека в труде, делая основные акценты на повышении производительности труда персонала, на построении «успешной» карьеры и т. п.Одной из задач данного пособия является попытка увязать имеющийся опыт исследования человека в труде (в традиционных подходах) с некоторыми новыми для психологии труда проблемными вопросами, касающимися поиска смысла своего труда через утверждение чувства собственного достоинства.Не секрет, что далеко не каждая работа позволяет человеку чувствовать себя полноценным членом общества (вопреки известным лозунгам о том, что «все работы хороши» и т. п.).

            Более того, даже в так называемых творческих профессиях, вызывающих восхищение и даже зависть окружающих, сами работники далеко не всегда чувствуют себя достойными людьми, которым есть чем гордиться. И дело не только в том, что у них не всегда получаются реализовать свои сложные творческие замыслы, но и в том, что сама оценка их труда со стороны общества (и окружающих коллег) не всегда бывает справедливой… В итоге, труд, вместо того чтобы доставлять человеку радость самореализации, нередко приводит к серьезным страданиям и ощущению неудачности всей жизни. Получается, что неудачное профессиональное (а в более широком смысле — и трудовое) самоопределение и самореализация может стать серьезной причиной многих собственно психологических, жизненных, экзистенциальных (а может даже и патопсихологических) проблем. Именно поэтому обращение к проблематике психологии труда становится неизбежным условием развития теории и практики всей психологии.

            • Кратко можно обозначить следующие основные смыслы изучения психологии труда для студента и заинтересовавшегося читателя:
            1. Понимание смысла труда для реализации возможностей своего личностного развития в профессиональной деятельности (жизненная и личностная рефлексия).
            2. Понимание психологических особенностей своего собственного труда для его лучшей организации (профессиональная рефлексия).
            3. Понимание психологических проблем в деятельности других специалистов для лучшего оказания им помощи как со стороны психологов, так и со стороны их коллег и руководителей (помощь другим людям в рефлексии своего профессионального, жизненного и личностного развития).

            При этом возникает естественный вопрос: а всем ли нужно такое «понимание» и «рефлексия» своего развития в труде (?), ведь известно, что для некоторых простых и довольных собой людей излишнее «понимание» может несколько усложнить (если даже не отравить) жизнь. Например, для кого-то раньше все казалось таким «простым» и «хорошим», а новое «понимание» превратило безоблачный мир в непонятный и проблемный мир… Мы все-таки считаем, что психологи должны спокойнее относиться к проблемам (в том числе, и проблемам, возникающим в трудовой деятельности), помня о том, что сами проблемы (кризисы) часто являются своеобразным «шансом» для того, чтобы улучшить свою работу, а также — чтобы улучшиться и самих себя. Все это во многом и определило несколько дискуссионный (а местами — и провокационный, в смысле провоцирования совместной с читателем рефлексии) стиль изложения материала в настоящем пособии.

            • В целом, пособие преследует две взаимодополняющие цели:
            1. Дать студентам (и всем интересующимся психологическими аспектами изучения человека трудящегося) традиционные и, в лучшем смысле этого слова, консервативные, т. е. «надежные», проверенные жизнью представления о теории и практике психологии труда. Это тем более важно для решения такой формальной задачи, как сдача соответствующих экзаменов и зачетов по психологии труда (а чего не сделаешь для учебно-профессиональной «карьеры»).
            2. Познакомить студентов (и всех интересующихся) хотя бы с некоторыми проблемными вопросами, связанными с поиском смысла в труде и повышения чувства собственного достоинства через трудовую деятельность.

            Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

            Отправить запрос

            Adblock
            detector