Семинарские занятия по дисциплине

«Психология» (раздел Психология человека)

для студентов 1 курса ПП (бакалавриат)

по специальности «Дошкольное образование» и «Иностранный язык»

2011/2012 учебный год

Преподаватель: Шелкунова Т.В.

Семинарское занятие 1,2. Необходимость изучения психологии: в поисках смысла.

  1. Многообразие форм человеческого знания. Соотношение рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности.
  2. Объект и предмет психологии. Основные формы психики.
  3. Психология как наука и практическая деятельность. Житейская и научная психология.
  4. Научные школы в западной и отечественной психологии.
  5. Методы психологического исследования (по Б.Г. Ананьеву).

Основные понятия: психология, предмет психологии, объект психологии, метод, методика, методологический принцип, методология, знание, психика, житейская психология, научная психология, познавательные процессы, ощущения, восприятие, память, мышление, речь, воображение, внимание, эмоционально-волевая сфера, эмоции, чувства, воля, поведение, наблюдение, самонаблюдение, эксперимент, лабораторный эксперимент, естественный эксперимент, полевой эксперимент, моделирование.

Методические рекомендации для студентов при подготовке к семинарскому занятию:

  1. При ответе на первый вопрос плана, найдите в словаре определение понятия «знание» (укажите источник).

    Укажите, в каких значениях может употребляться данное понятие. Опираясь на рис.1 опишите, в чем состоят основные функции человеческих знаний. Проработайте типологизацию знаний: выделите типы знаний и дайте определение каждому типу.

Рис. 1 Функции знаний.

Отвечая на вторую половину первого вопроса, выделите элементы рационального и иррационального (чувственного) познания. Дайте определение данным элементам (с помощью словарей, с указанием источников).

14 стр., 6580 слов

1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии в системе наук

... группы методов психологии: основные и вспомогательные. Основные: наблюдение (изучение по средствам регистрации поведения человека) и эксперимент (вмешательство в ...   3)жесткое определение ролей.     В любой организации имеет место 3 основных типа групп: & ... на процесс игры Учебная деятельность: цель – обретение знаний, умений, характер самообразования Трудовая деятельность – создание ...

  1. При ответе на второй вопрос плана проследите историю изменения предмета психологии. Выделив объект психологии, определите его по словарю. Для более полного понимания понятия «психика», заполните таблицу 1, приведенную в задании для самостоятельной работы.

  1. Отвечая на третий вопрос плана, выделите трудности становления психологии как науки. Определите, в чем разница между житейской и научной психологией. Приведите примеры.

  1. При ответе на четвертый вопрос плана, заполните таблицы 2 и 3, структуры которых предложены в заданиях для самостоятельной работы.

  1. При ответе на пятый вопрос плана перечислите методы, которые используются в настоящее время в психологии (опирайтесь при этом на классификацию, предложенную Б. Г. Ананьевым).

    Раскройте специфику каждого из них, выделите их сильные и слабые стороны (результаты отразите в таблице 4, структура которой приведена в задании для самостоятельной работы).

    В отношении отдельных методов (например, наблюдение) укажите особые требования к их использованию при организации исследований в рамках возрастной психологии. Укажите, какие методы являются основными, а какие – вспомогательными. Обратитесь к особенностям метода поэтапного формирования умственных действий. Укажите, какие ученые стояли у истоков разработки каждого из методов возрастной психологии. Проанализируйте основные стратегии исследования, используемые в возрастной психологии, а именно стратегию наблюдения, стратегию естественнонаучного констатирующего эксперимента, стратегию формирования психических процессов.

Задания для самостоятельной работы

  1. Начните заполнение словаря терминов по дисциплине «Психология человека». Выпишите определения всех понятий, заявленных к семинарскому занятию, с указанием источника, из которого взято данное определение.
  2. Заполните таблицу

Таблица 1. Формы проявления психики человека

Процессы

Состояния

Свойства

Познавательные

Эмоционально-воле-

вые

Поведение

После заполнения таблицы, проработайте понятия по словарю (выпишите определения понятий с указанием источников): познавательные процессы, ощущения, восприятие, память, мышление, речь, воображение, внимание, эмоционально-волевая сфера, эмоции, чувства, воля, поведение.

  1. Заполните таблицы.

Таблица 2. Основные зарубежные психологические школы

Школа

Представители, годы жизни

Основные идеи

Ключевые понятия

Бихевиоризм

Гештальтпсихология

Психоанализ

Когнитивная психология

Неофрейдизм

Генетическая психология

Таблица 3. Основные отечественные психологические школы

Школа

Представители, годы жизни

Основные идеи

Ключевые понятия

Бихевиоризм

Деятельностный подход

«Теория установок»

«Теория отношений»

  1. Заполните таблицу:

Таблица 4. Методы исследования в психологии (по Б.Г. Ананьеву)

Название метода

Специфика метода (особые требования к использованию метода в возрастной психологии)

Сильные стороны

Слабые стороны

При заполнении таблицы обязательно отразить методы, относящиеся к группе эмпирических в классификации Б. Г. Ананьева.

Семинарское занятие 3,4. Основные категории общей психологии.

  1. Человек в проекциях других наук.
  2. Деятельность. Деятельностное бытие человека.
  3. Общение. Человек как субъект общения.
  4. Сознание как интегративный способ бытия человека. Подходы к пониманию сознания в философии и психологии. Компоненты самосознания.
  5. Нарушения сознания.

Основные понятия: человек, деятельность, цель, действие, мотив, общение, сознание, сенсомоторные процессы, идеомоторные процессы, эмоционально-моторные процессы, интериоризация, экстериоризация, нарушение сознания.

Методические рекомендации для студентов при подготовке к семинарскому занятию:

  1. Отвечая на первый вопрос плана, обратитесь к определению понятия «человек» в педагогике, философии, истории, биологии. Выделите общие и специфические составляющие понятий. Сделайте вывод относительно системности изучения понятия «человек».

  1. При ответе на второй вопрос плана, отразите многомерность категории «деятельность». Обратитесь к семинарскому занятию № 1 (таблица 3 Основные отечественные психологические школы) и проанализируйте определения «деятельности», предложенные С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым и др. Выделите составляющие, которое включает в себя практическое отношение человека к действительности, и на основании этих составляющих укажите виды деятельности и их характеристики.
  1. При ответе на третий вопрос плана, дайте определение понятию «общение» (по словарю), определите структуру и функции общения. Укажите, какие социальные потребности человека удовлетворяются в процессе общения. Ознакомьтесь с определением понятия «общение», предложенное А.А. Бодалёвым и А.А. Леонтьевым (Бодалев А.А. Личность и Общение – ’83., Леонтьев А. А. Психология общения. М., 2005.).

  1. При ответе на четвертый вопрос плана, выпишите определение понятия «сознание» с точки зрения психологии (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович и др.) и философии. Укажите взаимосвязь сознания с человеческой деятельностью (обратитесь к источнику А.Н. Леонтьев Деятельность. Сознание. Личность Глава 4).

    Определите структуру сознания и его важнейшие психологические характеристики.

  1. При ответе на пятый вопрос плана, одному студенту необходимо подготовить сообщение по предложенному материалу (распечатка Приложение 1.).

    Сообщение на 5-7 минут с донесением основных моментов нарушения человеческого сознания.

Задания для самостоятельной работы

  1. Продолжите заполнение словаря терминов по дисциплине «Психология человека». Выпишите определения всех понятий, заявленных к семинарскому занятию, с указанием источника, из которого взято данное определение.
  2. Один студент готовит сообщение на 5-7 минут по теме «Нарушения сознания» по предложенному материалу (распечатка см. Приложение 1.).

    Сообщение должно быть оформлено как реферат и сдано преподавателю после выступления. Требования к оформлению реферата: формат А-4, шрифт Times New Roman, 12, интервал 1,5 пт, абзац 125 мм, поля 20 мм (со всех сторон), нумерация страниц сквозная, последняя страница – список литературы, оформленный по требованиям (см. Артюхова Т.Ю., Басалаева Н.В., Чупина В.Б. Методологические основы научного исследования), титульный лист по образцу (Приложение 2).

Приложение 1

Нарушение сознания.

Понятие сознания в психиатрии не совпадает с его философским и психологическим содержанием. Оно является скорее «рабочим». Ведущий современный психиатр А. В. Снежневский говорит, что «если подходить к сознанию в философском смысле, то мы, естественно, должны сказать, что при всяком психическом заболевании высшая форма отражения мира в нашем мозге нарушается». Поэтому клиницисты пользуются условным термином нарушения сознания, имея в виду особые формы его расстройства.

С данным положением соглашается и С. Л. Рубинштейн, говоря о целесообразности «разведения» психического нарушения и нарушения сознания, как обладающих специфическими признаками.

Понятие сознания, которое А. В. Снежневский определяет как «условное», базируется на взглядах немецкого психиатра К. Ясперса, рассматривающего сознание как фон, на котором происходит смена различных психических феноменов. Соответственно при душевных заболеваниях сознание может нарушаться независимо от других форм психической деятельности и наоборот. Так, в историях болезни можно встретить выражения, что у больного имеет место бред при ясном сознании, нарушено мышление на фоне ясного сознания и т.п. Метафорические признаки «ясности» и «помрачения» сознания, введенные К. Ясперсом, стали определяющими для характеристики сознания в учебниках психиатрии до настоящего времени. Вслед за К. Ясперсом в качестве критериев помраченного сознания берутся:

дезориентировка во времени, месте, ситуации;

отсутствие отчетливого восприятия окружающего:

разные степени бессвязности мышления;

затруднение воспоминаний происходящих событий и субъективных болезненных явлений.

Для определения состояния помраченного сознания решающее значение имеет установление совокупности всех вышеперечисленных признаков. Наличие одного или нескольких признаков не может свидетельствовать о помрачении сознания.

В психиатрии различают разные формы нарушения сознания.*

* Хотя в основном мы не используем концептуальный аппарат психиатрии, однако для некоторых разделов (в частности, сознания) его следует осветить.

Оглушенное состояние сознания. Одним из наиболее распространенных синдромов нарушения сознания является синдром оглушенности, который чаще всего встречается при острых нарушениях ЦНС, при инфекционных заболеваниях, отравлениях, черепно-мозговых травмах.

Оглушенное состояние сознания характеризуется резким повышением порога для всех внешних раздражителей, затруднением образования ассоциаций. Больные отвечают на вопросы как бы «спросонок», сложное содержание вопроса не осмысливается. Отмечается замедленность в движениях, молчаливость, безучастие к окружающему. Выражение лица у больных безразличное. Очень легко наступает дремота. Ориентировка в окружающем неполная или отсутствует. Состояние оглушения сознания длится от минут до нескольких часов.

Делириозное помрачение сознания. Это состояние резко отличается от оглушенного. Ориентировка в окружающем при нем тоже нарушена, однако она заключается не в ослаблении, а в наплывах ярких представлений, непрерывно возникающих обрывков воспоминаний. Возникает не просто дезориентировка, а ложная ориентировка во времени и пространстве.

На фоне делириозного состояния сознания возникают иногда преходящие, иногда более стойкие иллюзии и галлюцинации, бредовые идеи. В отличие от больных, находящихся в оглушенном состоянии сознания, больные в делирии говорливы. При нарастании делирия обманы чувств становятся сценоподобными: мимика напоминает зрителя, следящего за сценой. Выражение лица становится то тревожным, то радостным, мимика выражает то страх, то любопытство. Нередко в состоянии делирия больные становятся возбужденными. Как правило, ночью делириозное состояние усиливается. Делириозное состояние наблюдается в основном у больных с органическими поражениями головного мозга после травм, инфекций.

Онейроидное (сновидное) состояние сознания (впервые описанное Майер-Гроссом) характеризуется причудливой смесью отражения реального мира и обильно всплывающих в сознании ярких чувственных представлений фантастического характера. Больные «совершают» межпланетные путешествия, «оказываются среди жителей Марса». Нередко встречается фантастика с характером громадности: больные присутствуют «при гибели города», видят, «как рушатся здания», «проваливается метро», «раскалывается земной шар», «распадается и носится кусками в космическом пространстве».

Иногда у больного приостанавливается фантазирование, но затем незаметно для него в сознании вновь начинают возникать такого рода фантазии, в которых всплывает, по-новому формируясь, весь прежний опыт, все, что он читал, слышал, видел.

Одновременно больной может утверждать, что он находится в психиатрической клинике, что с ним разговаривает врач. Обнаруживается сосуществование реального и фантастического. К. Ясперс, описывая подобное состояние сознания, говорил о том, что отдельные события реальной ситуации заслоняются фантастическими фрагментами, что онейроидное сознание характеризуется глубоким расстройством самосознания. Больные оказываются не только дезориентированы, но у них отмечается фантастическая интерпретация окружающего.

Если при делирии происходит воспроизведение некоторых элементов, отдельных фрагментов реальных событий, то при онейроиде больные ничего не помнят из того, что происходило в реальной ситуации, они вспоминают иногда лишь содержание своих грез.

Сумеречное состояние сознания. Этот синдром характеризуется внезапным наступлением, непродолжительностью и столь же внезапным прекращением, вследствие чего его называют транзисторным, т.е. преходящим.

Приступ сумеречного состояния кончается критически, нередко. с последующим глубоким сном. Характерной чертой сумеречного состояния сознания является последующая амнезия. Воспоминания о периоде помрачения сознания полностью отсутствуют. Во время сумеречного состояния больные сохраняют возможность выполнения автоматических привычных действий. Например, если в поле зрения такого больного попадает нож, больной начинает совершать привычное с ним действие — резать, независимо от того, находится ли перед ним хлеб, бумага или человеческая рука. Нередко при сумеречном состоянии сознания имеют место бредовые идеи, галлюцинации. Под влиянием бреда и напряженного аффекта больные могут совершать опасные поступки.

Сумеречное состояние сознания, протекающее без бреда, галлюцинаций и изменения эмоций, носит название «амбулаторного автоматизма» (непроизвольное блуждание).

Страдающие этим расстройством больные, выйдя из дому с определенной целью, вдруг неожиданно и непонятным для себя образом оказываются в другом конце города. Во время этого бессознательного путешествия они механически переходят улицы, едут в транспорте и производят впечатление погруженных в свои мысли людей.

Сумеречное состояние сознания длится иногда чрезвычайно короткое время и носит название absence (отсутствие — франц.).

Псевдодеменция . Разновидностью сумеречного состояния сознания является псевдодеменция. Она может возникнуть при тяжелых деструктивных изменениях в центральной нервной системе и при реактивных состояниях и характеризуется остро наступающими расстройствами суждения, интеллектуально-мнестическими расстройствами. Больные забывают название предметов, дезориентированы, с трудом воспринимают внешние раздражители. Образование новых связей затруднено, временами можно отметить иллюзорные обманы восприятия, нестойкие галлюцинации с двигательным беспокойством.

Больные апатичны, благодушны, эмоциональные проявления скудны, недифференцированы. Поведение нередко напоминает нарочито детское. Так, взрослый больной при вопросе, сколько у него пальцев на ногах, снимает носки, чтобы сосчитать их.

Мы остановились лишь на некоторых формах нарушения сознания. В действительности же их проявления в клинике значительно разнообразнее, но нам важно было познакомить читателя с теми понятиями, в которых нарушения сознания интерпретируются и описываются в клинике.

Наряду с различными формами нарушения сознания как отражения окружающей действительности в клинике встречается своеобразная форма нарушения самопознавания — деперсонализация.

Деперсонализация. Характеризуется чувством отчуждения собственных мыслей, аффектов, действий, своего «Я», которые воспринимаются как бы со стороны. Частым проявлением деперсонализации является нарушение «схемы тела» — нарушение отражения в сознании основных качеств и способов функционирования собственною тела. его отдельных частей и органов. Подобные нарушения, получившие название «дисморфобии», могут возникать при разных заболеваниях — при эпилепсии, шизофрении, после черепно-мозговых травм и др.

Синдром дисморфобии подробно описан многими психиатрами, начиная с работ итальянского психиатра Морзели (Morseli, 1836-1894).

Больные с подобным синдромом считают, что у них «некрасивый нос, оттопыренные уши, от них плохо пахнет». Больные стремятся принять меры по устранению «мешающего недостатка», настаивают на оперативном вмешательстве, они часами стоят перед зеркалом (симптом зеркала), постоянно себя разглядывают.

Особенно подробно описан этот синдром в работах М. В. Коркиной, которая пишет, что этот синдром можно рассматривать как триаду, состоящую из: а) идеи о физическом недостатке с активным стремлением от него избавиться: б) идеи отношений и в) пониженного настроения.

Выраженное, навязчивое или бредовое стремление больных исправить мнимый недостаток дало основание автору говорить о дисморфомании. Речь идет не о расхождении между содержательным отражением идеального представления о внешнем облике «Я» и настоящим, а о неприятии себя, т.е. о неосознаваемом неприятии.

В психологии проблема «образ я» рассматривалась в рамках проблемы самосознания, еще начиная с В. Вундта и А. Пфендера, который отождествлял понятие «Я» и понятие «субъект». В ином аспекте эта проблема ставится у У. Джеймса (1911), который различал эмпирическое «Я» (психический мир субъекта, который дополняется самооценкой) и чистое «Я» (мыслящий человек).

Проблема «образ-Я» была предметом анализа разных психологических школ фрейдизма и неофрейдизма, понимающей, гуманистической психологии и т.п.

В отечественной психологии эта проблема выступает уже у Л. Грота, И. М. Сеченова, который увязывал проблему «Я» с «теплыми чувствами», интерорепциями. Была показана зависимость физического образа «Я» от многих моментов, особенно самооценки, оценки других (И. С. Кон, А. А. Бодалев, С. Л. Рубинштейн и др.).

С. Л. Рубинштейн прямо указывал на то, что проблема изучения личности «завершается раскрытием самосознания личности». Ряд работ посвящен изменению «образа я» у психически больных (Р. Федери, С. Фишер и др.).

Много исследований посвящено исследованию нарушения «Я» у больных шизофренией (Векович, Зоммер).

В работе Б. В. Ничипорова, посвященной этой проблеме, показано, что синдром дисморфобии связан с низкой самооценкой. Подобные больные избегают общества, уединяются, нередко переживание своего мнимого уродства столь сильно, что может стать причиной суицидальных попыток. При этом их самооценка опирается не на содержательность представления об идеальном образе внешнего «Я», а на неприятие своего физического «Я».

Самый общий ответ на вопрос о природе данного явления мы находим у И. М. Сеченова, который подчеркивал роль мышечных ощущений в осуществлении движений тела и актов восприятия, указывал на существование «темных», нерасчлененных чувствований, исходящих из внутренних органов, создающих «чувственную подкладку» нашего «Я» и служащих основой самоощущения.

«Темные» интерорецептивные ощущения в силу своего постоянства и однообразия, а также индукционного торможения в связи с направленностью активности субъекта вовне обычно не осознаются, но являются необходимым фоном для нормального протекания всей психической деятельности. На основе этих ощущений ребенок в процессе развития научается выделять себя из окружающего мира.

И. М. Сеченов утверждал, что синтез ощущений, исходящих из внутренних органов чувств и так называемых внешних органов чувств, является стержнем формирования самосознания: «Человек беспрерывно получает впечатления от собственного тела. Одни из них воспринимаются обычными путями (собственный голос — слухом, формы тела — глазом и осязанием), а другие идут, так сказать, изнутри тела и являются в сознании в виде очень неопределенных темных чувствований. Ощущения последнего рода есть спутники процессов, совершающихся во всех главных анатомических системах тела (голод, жажда и пр.), и справедливо называются системными чувствами. У человека не может быть, собственно, никакого предметного ощущения, к которому не примешивалось бы системное чувство в той или другой форме… Первая половина чувствований имеет, как говорится, объективный характер, а вторая — чисто субъективный. Первой соответствуют предметы внешнего мира, второй — чувственные состояния собственного тела, самоощущения».

В норме человеку не требуется доказательств принадлежности его тела собственной персоне и психических переживаний. В некоторых патологических случаях эта чувственная «подкладка» самоощущения нарушается, и как непосредственное знание может явиться чувство отчуждения, навязанности, внушенности собственных мыслей, чувств, действий.

Современный исследователь проблемы деперсонализации А. А. Меграбян, показывая несостоятельность объяснения данного психопатологического явления с позиций ассоцианизма, феноменологического направления, антропологической психологии, психоанализа, связывает его с расстройством особых «гностических чувств» — системных автоматизированных чувствований, слитых в нормальном состоянии с отражательным компонентом психических образов.

Гностические чувства, по А. А. Меграбяну, обнаруживают следующие свойства: 1 ) обобщают предшествующие знания о предмете и слове в конкретно- чувственной форме; 2) обеспечивают чувствование принадлежности психических процессов нашему «Я»; 3) включают в себя эмоциональный тон той или иной окраски и интенсивности.

Роль гностических чувств в познании и самопознании становится особенно ощутимой в случаях патологии, порождающей явления психического отчуждения.

Нарушение гностических чувств может привести не только к расстройству самопознания, но и к личностным изменениям. Это убедительно показано в работе В. И. Белозерцевой. На материале работ школы В. М. Бехтерева автор выявила, как измененное самоощущение в ходе отражательной деятельности больного мозга порождает новую для субъекта деятельность — деятельность самовосприятия. Эта деятельность в связи с постоянством необычных чувствований и их особой значимости для человека становится смыслообразующей, ведущей в иерархии других видов деятельности. Больные забрасывают свои прежние дела и ни о чем не могут думать, кроме собственных необычных состояний и причин их возникновения.

Многие истории болезни, приводимые в работах В. М. Бехтерева и его сотрудников, иллюстрируют, как стремление осмыслить результаты искаженного самовосприятия приводит больных к бредовой интерпретации своего состояния. В поисках воздействующих на них «врагов» больные наблюдают за поведением окружающих, анализируют взаимоотношения с ними, совершают реальные действия с целью «освобождения» от предполагаемого гипнотического воздействия и вновь анализируют свое состояние и поведение «врагов».

В ходе этой деятельности и реальных взаимоотношений с людьми бред воздействия на психическую сферу обрастает новыми и новыми подробностями, искажая восприятие окружающего и оказывая влияние на поведение и образ жизни больных, перестраивая систему их взаимоотношений с людьми, изменяя их личность.

В. И. Белозерцева заключает, что если у здорового человека самоощущение не имеет отношения к его личностной характеристике и осознанию себя в системе общественных отношений, то у больного оно может выдвинуть на передний план деятельность, до того не существовавшую или выступавшую лишь в качестве отдельных действий в системе других деятельностей, — деятельность самовосприятия. Независимо от личности (хочет того человек или нет) она становится смыслообразующей. Происходит сдвиг главного мотива на цель, нарушается характерная для здорового субъекта «отвязанность» иерархии деятельностей от состояния организма. Биологическое в случае патологии начинает играть иную роль, нежели в жизнедеятельности здорового человека.

Это, конечно, не означает, что сама болезнь как биологический фактор детерминирует перестройку иерархии мотивов и самосознания. Мотив к деятельности самовосприятия порождается осознанием необычности, измененности ощущений собственных психических переживаний, активным отношением к ним. Следовательно, болезнь действует разрушающе на личность не непосредственно, а опосредованно, через деятельность, усвоенную в ходе социального развития человека.

Мы привели эти клинические данные, чтобы показать, что патологическое изменение психики, ее самосознания осуществляется, как и нормальное развитие, в онтогенезе, в практической деятельности субъекта, в перестройке его реальных взаимоотношений — в данном случае под влиянием развивающейся в ходе самовосприятия бредовой интерпретации своего состояния, затрагивающей место человека среди других людей.

Так, И. И. Чеснокова пишет, что материал клинических наблюдений расстройств самосознания, выражающийся в основном в синдроме деперсонализации, является фактическим обоснованием теоретических положений о самосознании как центральном «образующем» личности, связывающим воедино отдельные ее проявления и особенности.

Приложение 2

Образец титульного листа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

Лесосибирский педагогический институт – филиал федерального

государственного автономного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра психологии развития личности

РЕФЕРАТ (или СООБЩЕНИЕ)

по дисциплине «Психология человека»

ТЕМА: Нарушения сознания

Выполнил:

Проверил:

Лесосибирск 2011

Семинарское занятие 5. Человек как индивид (телесное существование человека)

  1. Индивидуально – психические особенности человека.
  2. Физиологические особенности психики.
  3. Психика и строение мозга.
  4. Темперамент, его свойства.
  5. Возрастно–половые особенности.

Основные понятия: индивидуально-психологические особенности, физиологические особенности, темперамент, возрастно–половые особенности, возраст, неравномерность развития, гетерохронность, стабильный период, кризисный период.

Методические рекомендации для студентов при подготовке к семинарскому занятию:

  1. При подготовке первого вопроса плана, определите по словарю понятие «индивидуально-психологические особенности» и укажите, в чем они проявляются у человека.
  2. Рассматривая второй вопрос плана, вспомните школьный курс строения и особенностей функционирования нервной системы человека. Приведите примеры взаимосвязи психических и физиологических процессов человека.
  3. При подготовке третьего вопроса плана, обратитесь к точке зрения А.Р. Лурия о взаимосвязи психики и мозга.
  4. Подготовка четвертого вопроса плана предполагает анализ работ Гиппократа, И.Кант, П.Лесгафт, Э.Кречмер и др., который состоит в подходах к пониманию понятия «темперамент». Определите по психологическому словарю понятие «темперамент» и его свойства.
  5. При рассмотрении пятого вопроса плана, определите понятия «возраст», «неравномерность», «гетерохронность», «стабильные периоды», «кризисы». Определите взаимосвязь психики человека и возрастно–половых особенностей человека.

Задания для самостоятельной работы

  1. Продолжите заполнение словаря терминов по дисциплине «Психология человека». Выпишите определения всех понятий, заявленных к семинарскому занятию, с указанием источника, из которого взято данное определение.

Семинарское занятие 6,7. Познавательные процессы.

  1. Внимание.
  2. Ощущение.
  3. Восприятие.
  4. Память.
  5. Мышление и речь.
  6. Воображение.
  7. Основные свойства познавательных процессов.
  8. Интеллект. Ум. Целевые, смысловые и операциональные установки. Учет психологических установок в работе профессионала.

Основные понятия: познавательные процессы, внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, интеллект, ум, целевые установки, смысловые установки, операциональные установки, устойчивость внимания, концентрация внимания, распределение внимания, переключаемость, константность, предметность, обобщенность, осмысленность, аккомодация, конвергенция, активное воображение, пассивное воображение, продуктивное воображение, репродуктивное воображение, агглютинация, акцентирование, типизация, сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация, дифференциация, мгновенная память, кратковременная память, промежуточная память, долговременная память, запечатление, хранение, воспроизведение, забывание.

Методические рекомендации для студентов при подготовке к семинарскому занятию:

  1. При ответе на вопросы плана 1-7, определите по словарю указанные психологические процессы, выделите их основные виды и свойства. Систематизируйте материал в таблице 1, которая предложена в задании для самостоятельной работы.
  2. При рассмотрении восьмого вопроса плана, рассмотрите различные подходы к определению понятия «интеллект» (Ж. Годфруа, Ж.Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Дж. Гилфорд и др.).

    Определите понятие «ум», покажите, в каких «отношениях» находятся понятия «интеллект» и «ум». Покажите связь понятий «смысл» и «установка», «цель» и «установка», «операция» и «установка». Укажите особенности и функции психологических установок. Приведите примеры учета психологических установок в работе профессионала.

Задания для самостоятельной работы

  1. Продолжите заполнение словаря терминов по дисциплине «Психология человека». Выпишите определения всех понятий, заявленных к семинарскому занятию, с указанием источника, из которого взято данное определение.
  2. Заполните таблицу

Таблица 1. Характеристика познавательных процессов.

Познавательные процессы

Определение

Виды

Свойства

Ощущение

Восприятие

Память

Воображение

Мышление

Внимание

Семинарское занятие 8,9. Психология субъектности. Эмоционально – волевая сфера личности.

  1. Эмоции, их виды. Теории эмоций.
  2. Чувства, виды чувств. Высшие чувства.
  3. Мотивационно – потребностная сфера человека. Мотивация личности и мотивация деятельности. Теория Йеркса – Додсона.
  4. Воля, структура волевого акта. Свобода воли и личностная ответственность.
  5. Способности и характер как образования субъектности.

Основные понятия: эмоции, чувства, низшие чувства, высшие чувства, мотив, мотивация, мотивационно-потребностная сфера, воля, волевой акт, свобода, личностная ответственность, способности, задатки, характер, субъектность.

Методические рекомендации для студентов при подготовке к семинарскому занятию:

  1. При ответе на первый вопрос плана, дайте определение понятия «эмоции» и рассмотрите классификацию эмоций по модальности, длительности, направленности. При рассмотрении теорий эмоций, заполните таблицу 1, приведенную в заданиях для самостоятельной работы.
  2. При ответе на второй вопрос плана, дайте определение понятия «чувства», выделите виды чувств, дайте характеристику высшим чувствам (нравственные, эстетические, интеллектуальные).
  3. При ответе на третий вопрос, обратитесь к занятию № 1, а именно, к деятельностному подходу А.Н. Леонтьева и рассмотрите учение о мотивационно-потребностной сфере человека. Рассмотрите мотивацию как компонент деятельности. Ответьте на вопрос, в чем состоит оптимум мотивации согласно теории Йеркса – Додсона.
  4. В четвертом вопросе, необходимо отразить определения понятий «воля», «волевой акт», проанализировать фазы волевого акта. Определите понятия «свобода», «воля» и «ответственность» и проследите их взаимосвязь.
  5. При рассмотрении пятого вопроса плана, определите внутреннее родство понятий «субъект» и «способности». Составьте иерархию понятий «задатки», «способности», «одаренность». После того, как Вы определите понятие «характер», обратитесь к заданию для самостоятельной работы № 3 и проанализируйте предложенные ученными определения.

Задания для самостоятельной работы

  1. Продолжите заполнение словаря терминов по дисциплине «Психология человека». Выпишите определения всех понятий, заявленных к семинарскому занятию, с указанием источника, из которого взято данное определение.
  2. Заполните таблицу

Таблица 1. Психологические теории эмоций.

Название теории

Представителя

Основные положения

Примеры

Периферическая

Мотивационные

Когнитивные

Личностные (персонологические)

  1. Определите персоналии, которым принадлежат данные точки зрения относительно характера человека:

— «Сказать о человеке просто, что у него характер — значит не только сказать о нем очень много, но и сказать это многое в похвалу ему, ибо это редкость, которая вызывает у других уважение и удивление… Иметь характер — значит обладать тем свойством воли, благодаря которому субъект делает для себя обязательными определенные практические принципы, которые он собственным разумом предписывает себе как нечто неизменное… Здесь главное не то, что делает из человека природа, а то, что он сам делает из себя; ибо — первое относится к темпераменту (причем субъект большей частью бывает пассивным) и только второе свидетельствует о том, что у него характер»

— «Характер — обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, конкретным образом относится к нему. Знать характер человека — это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми определяется весь образ его действий. Черты характера — это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются как не совместимые с ними, им противоречащие другие».

— «Характер человека — это закрепленная в индивиде система генерализованных обобщенных побуждений».

Основная литература

Литература

[1]. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

[2]. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

[3]. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2003. 592 с.

[4]. Общая психология: В 7 т./ Под ред Б.С. Братуся. М.: Издательский центр «Академия», 2005.

[5] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2002. 720 с.

[6] Психология человека от рождения до смерти/ Под редакцией А. А. Реана. М.: АСТ, Прайм-Еврознак, 2010. 656 с. (Серия: Большая университетская библиотека).

[7] Панферов В. Н.,. Микляева А. В, Румянцева П. В. Основы психологии человека. СПб.: Речь, 2009. 432 с.

[8] Саблин В. С., Слаква С. П. Психология человека. Учебник. М.: Дашков и Ко, 2006. 744 с.

Список дополнительной литературы

[1] Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. – М.: МПСИ – Воронеж: МОДЭК, 1999. – 224 с.

[2] Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению и функционированию личности // Проблемы психологии личности. — М., 1982.

[3] Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Смысл, 2001. – 416 с.

[4] Битянова Н.Р. Основы саморазвития личности. — М., 1998.

[5] Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии. – М., 2002.

[6] Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. – Киев, 1984.

[7] Горбатенко А.С. Предмет психологии: системная концепция. — Р/н/Д, 1996.

[8] Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. – Самара: Изд. Дом «БАХ-РАХ», 2000

[9] Григорьева Т.Г., Основы конструктивного общения: Практикум. – Новосибирск, 1997.

[10] Давыдов В.В. О понятии личности в современной психологии // Психол. ж-л. Т.9. 1988. №4.

[11] Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. М.,1982.

[12] Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2001.

[13] Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. М.: ООО «Издательство АСТ», Мн.: Харвест, 2002. 896 с.

Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Психология инновационного поведения. Томск: Томский государственный университет, 2009. 240 с.

[14] Козлова Е.В., Сычев О.А. Прогнозирование в контексте жизненного мира человека. Монография. Бийск: БГПУ им. В.М. Шукшина, 2008. 168 с.

[15] Корниенко Д.С., Силина Е.А. Дифференциальная психология. М.: Флинта: МПСИ, 2007. 64 с.

[16] Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Загоруйко Е.Н. Идентичность. Развитие. Перенасыщенность. Бегство: Монография. Новосибирск: Издательство НГПУ, 2007, 472 с.

[17] Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2006. 320 с.

[18] Логинова И.О. Психология жизненного самоосуществления. М.: Изд-во СГУ, 2009. 279 с.

[19]. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 444с.

[20] Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 480с.

[21] Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. СПб.: Питер, 2008. 400 с.

[22] Общая психология. Словарь/ Под общ. ред. А.В. Петровского// Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. М.- СПб.: ПЕРСЭ, 2005. 251 с.

[23] Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.

[24] Психология индивидуальных различий: Тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – М.: МГУ, 1982.

[25] Психология личности в трудах отечественных психологов. Сост. Л.в. Куликов. СПб: Издательство «Питер», 2000. 480 с.

[26] Психологическая мысль России: век просвещения/ Под.ред. В.А. Кольцовой. СПб.: Алетейя, 2001. 376с.

[27] Психология человека в современном мире/ Под редакцией А. Л. Журавлева, М. И. Воловиковой, Л. Г. Дикой, Ю. И. Александрова. Том 4. Субъектный подход в психологии. История и современное состояние. Личность профессионала в обществе современных технологий. Нейрофизиологические основы психики. М.: Институт психологии РАН, 2009. 384 с.

[28] Психология личности в трудах отечественных психологов. Сост. Куликов Л.В. – СПб., М., Харьков, Минск, 2000.

[29] Психология личности в трудах зарубежных психологов. Сост. Куликов Л.В. – СПб., М., Харьков, Минск, 2000.

[30] Рубинштейна С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб, 2003.

[31] Семке В.Я. Умейте властвовать собой, или беседы о здоровой и больной личности. – Новосибирск, 1991.

[32] Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности. М.: Школа-Пресс,1995. 384 с.

[33] Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа // Человек. 1994. №5.

[34] Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995.

[35] Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

[36] Фромм Э. Иметь или быть. — Л., 1990.

[37] Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // О человеческом в человеке. М., 1990.

[38] Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., М., 1997.

[39] Шадриков В.Д. Происхождение человечности. – М., 1999.

[40] Шпрангер Э. Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.

[41] Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994, XIII. Дух и жизнь.

[42] Юнг К.Г. Феномен духа в истории и науке. М., 1992.