«Социологические проблемы изучения общественного мнения»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт социологии и права

Кафедра социологии

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине

(ГОС – 2000)

Для студентов очной формы обучения специальности

040201.65 Социология (020300)

Екатеринбург 2012

Уважаемые второкурсники!

Вы приступаете к изучению теоретических и прикладных основ дисциплины «Социологические проблемы изучения общественного мнения», программа которой составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 040201.65 Социология (020300).

Изучение данной дисциплины будет продолжаться в течение 4-го семестра и закончится экзаменом. На семинарские занятия отводится 20 часов.

Семинарские занятия помогут вам глубже понять и осознать содержание основных теоретических концепций общественного мнения; значения общественного мнения в связях с общественностью (PR); представления о проблемных аспектах теоретических и эмпирических исследований в области изучения общественного мнения; овладеть навыками исследователя в конкретной области социологического знания.

Освоение дисциплины требует от студентов активной самостоятельной работы.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Понятие «Общественное мнение» (4 часа)

(Работа в подгруппах с элементами социологического турнира)

1. Сформулировать наиболее полное определение понятия общественного мнения (ОМ).

2. Как соотносятся понятия «индивидуальное мнение», «мнение общества», «общественное мнение»?

14 стр., 6976 слов

Рабочая программа дисциплины 20

... и участия в практических занятиях, проверка эссе, тестовые задания 4 Раздел 4. Теоретические подходы и модели психологического консультирования 6 11-13 6 2 16 Формы ... осуществлять более углубленную подготовку к решению специальных и практических профессиональных задач. Изучению дисциплины предшествуют курсы: «Общая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», « ...

3. Насколько полным является следующее определение общественного мнения: «ОМ – общественные суждения, которых придерживается большинство людей»?

4. Проиллюстрировать различные формы выражения общественного мнения с использованием примеров из газетных, журнальных материалов, передач TV.

5. Обосновать функции общественного мнения, отражающих роль общественного мнения в жизни общества (проиллюстрировать подобранными в рамках домашнего задания пословицами и поговорками)

6. Представления об общественном мнении в истории философской и социологической мысли

7. Дискуссия: «Почему политики все чаще обращаются к общественному мнению?»

Практическое задание для подготовки к занятию:

Подберите не менее 10 пословиц, поговорок, отражающих роль общественного мнения в жизни общества (письменно)

Литература

Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб.: Питер, 1995.

Короткова Л.Н. Социология общественного мнения. Конспект лекций. М.: Издательство Михайлова В.А., 2000.

Кривоносов А. Д. Основы теории связей с общественностью : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / А. Д. Кривоносов, О. Г. Филатова, М. А. Шишкина. — СПб. [и др.] : Питер, 2010.

Титаренко Л. Г. Социология общественного мнения: Учебно-методический комплекс для слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки / Титаренко Л. Г., Волнистая М. Г. Рец. Е.М. Бабосов, О.Г. Слука; Государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы». — Минск: РИВШ, 2009.

Электронные ресурсы:

  • www.channel4.com/culture/microsites/J/jennings/masses.html
  • www.wciom.ru
  • www.levada.ru
  • www.fom.ru
  • www.poliz.ru
  • www.icape.nw.ru
  • www.gallup.spb.ru

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРУ

Общественное мнение – сложный и неоднозначный феномен.

В наиболее общем виде общественное мнение – это количественное оценочное суждение людей по вопросам, представляющим совместный интерес.

Особенности:

  • коллективный характер. Это мнение какой-то массы людей, что и отграничивает понятие “ массовое” от понятия “ индивидуальное” мнение;
  • интегративный характер.

Оно может существовать только через индивидуальные мнения. Однако не является их простой суммой. Оно – результат обмена мнениями между людьми; сплав, репрезентирующий мнение общества. В ходе обмена общее мнение приобретает системное качество, обеспечивающее ему целостность, устойчивость. Это качество не присуще в отдельности каждому элементу в отдельности (индивидуальному мнению), а только целому — общественному мнению.

7 стр., 3256 слов

Философские проблемы взаимодействия природы и общества

... человек символизирует свои неприродные свойства. Вследствие этого природа становится фундаментом общественной, социальной жизни. Чтобы обеспечить свое существование, человек должен как можно больше знать ... Когда используется понятие «природа», то обычно предполагается некоторое отношение человека и общества к внешнему окружению. Другими словами, понятию природы придается более яркий прагматический ...

Эта диалектическая взаимосвязь и дает возможность фиксировать социологическими методами индивидуальные мнения и тем самым изучать общественное мнение.

Формы и каналы выражения общественного мнения:

  • слово, вербальное поведение;
  • письменные документа (письма, телеграммы, заявления, обращения делегаций, организаций, объединений и т. п.);
  • практические действия (митинги, демонстрации, забастовки, голодовки, захват, пикетирование и др.);
  • средства массовой информации (телевидение, радио, печать, Интернет).

Таким образом, общественное мнение – совокупность представлений, оценок и суждений здравого смысла, разделяемых большинством населения либо его частью. ОМ есть в производственном коллективе, небольшом поселке; оно есть у социального класса, этнической группы и общества в целом.

Воздействие ОМ, пожалуй, самое сильное. После второй мировой войны в США вошло в моду курение. Курить в квартире или в офисе считалось обычным делом. Но в 1957 г. медики доказали, что оно губительно воздействует на организм. О.М. американцев резко изменилось: в средствах массовой информации развернулась широкая кампания за здоровый образ жизни. Сегодня курильщики стали объектом всеобщего осуждения. Нездоровое пристрастие может повлиять на социальный статус и престиж, курильщиков не принимают на некоторые работы. С ними борются всем обществом.

Другой пример – осуждение ОМ в России проекта переброски северных рек, наблюдавшееся в конце 80-х годов. Против государственной монополии, огромного числа научных институтов, получающих от проекта денежные средства, и чиновников вначале поднялась небольшая группа интеллигенции. Затем, после поддержки этого осуждения телевидением и прессой, оно переросло в широкое общественное движение. Мнение большинства изменилось, а вскоре было принято государственное решение о приостановлении финансирования проекта.

Таким образом, сущность общественного мнения выражается в состоянии массового сознания, заключающего в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям, фактам действительности.

Тема 2. Основные научные подходы к пониманию общественного мнения (2 часа)

(Работа в подгруппах с элементами социологического турнира)

1. Определите особенности научных подходов к пониманию общественного мнения (и проиллюстрируйте примерами):

  • Гносеологического аспекта анализа
  • Онтологического подхода
  • Социологического подхода

2. Раскройте основные положения концепции “спирали молчания” Э. Ноэль-Нойман

Литература

Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб: Питер, 1995.

2 стр., 867 слов

Формирование когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов ...

... тезисов: О.В. Иванова, А.Н. Киналь Формирование когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов образа Родины у младших школьников Актуальность выбранной темы обусловлена потребностями педагогической практики ... процесса нравственного воспитания школьников при отсутствии научных данных об особенностях образа Родины, детерминирующего познание, отношения и развитие личностной значимости Родины для ...

Короткова Л.Н. Социология общественного мнения. Конспект лекций. М.: Издательство Михайлова В.А., 2000.

Кривоносов А. Д. Основы теории связей с общественностью : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / А. Д. Кривоносов, О. Г. Филатова, М. А. Шишкина. — СПб. [и др.] : Питер, 2010.

Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. Пер. с нем. М.: Мысль, 1996.

Титаренко Л. Г. Социология общественного мнения: Учебно-методический комплекс для слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки / Титаренко Л. Г., Волнистая М. Г. Рец. Е.М. Бабосов, О.Г. Слука; Государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы». — Минск: РИВШ, 2009.

Фомичева И.Д. Социология общественного мнения. Учебно-методическое пособие. Конспект лекций для слушателей программы профессиональной переподготовки «Специалист по связям с общественностью и рекламе». М.: Факультет журналистики МГУ, 2009.

Тема 3. Структура общественного мнения (2 часа)

  1. Каковы признаки объекта общественного мнения? Приведите примеры объектной структуры общественного мнения
  2. Какое содержание вкладывается в понятие «общественное мнение»?
  3. Кто может выступать в качестве субъекта общественного мнения?
  4. На конкретном примере раскройте сущность и содержание общественного мнения.
  5. Приведите примеры динамической структуры общественного мнения, используйте материалы журнала «Вестник общественного мнения».

6. Приведите примеры динамической структуры общественного мнения, используя материалы программ TV.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРУ

В обобщенном виде понятие «общественное мнение» означает совокупность взглядов индивидов на определенную проблему.

В этом понятии можно выделить две составляющие:

  • Общественность – группа людей, объединенных общим интересом в определенной области,
  • и мнение выражение установки человека относительно конкретного вопроса.

Таким образом, общественное мнение это своеобразный консенсус, зарождающийся из совпадающих установок людей относительно проблемы.

Объектом общественного мнения может выступать актуальный вопрос, проблема, представляющая совместный интерес. Таким образом, для того чтобы индивидуальное мнение стало “общественным“, оно должно соответствовать следующим критериям:

  • обсуждаемый вопрос, проблема должны вызывать общий интерес;
  • задевать, затрагивать реальны, значимые интересы;
  • актуальный вопрос, проблема могут носить дискуссионный характер;
  • на формирование общественного мнения могут оказывать влияние определенные факторы, потому оно может носить ситуативный характер.

Субъектом общественного мнения выступает социальная общность, обладающая совместным интересом и стремящаяся к его защите.

8 стр., 3529 слов

Социология и психология журналистики

... 2.6 Функционирование общественного мнения в обществе – теории и их анализ Общественное мнение как объект социологии. Предмет, социальная природа общественного мнения. Функции общественного мнения. Теории общественного мнения. Факторы, ... связанные с изучением и анализом аудитории, текстов, функционированием общественного мнения, общения и взаимодействия в организациях. – формирование умений ...

Для конкретизации субъекта употребляются понятия ”носитель” общественного мнения и ”выразитель” общественного мнения. Носителем общественного мнения может выступать любая социальная общность: класс, группа, коллектив. Выразителем – та или иная общественная организация или институт (лидер мнения), каждая группа, каждый член общества

Структура субъекта общественного мнения:

  • массовые общности (мировое сообщество, общество, нация, территориальная общность, общественные движения, ассоциации, зрители, болельщики и др.) – все множество социальных групп и слоев, формирующих и выражающих свои оценки, суждения по поводу общих, затрагивающих их интересов;
  • различные групповые социальные общности (региональные, территориальные профессиональные, демографические, религиозные соц. группы; малые групповые социальные общности, коллективы;
  • индивид (лидеры мнений, наделенные моральным или юридическим правом представлять интересы групп).

Содержательная структура общественного мнения:

1. РАЦИОНАЛЬНАЯ (рефлексивная) КОМПОНЕНТА включает:

— знания о факте, событии, явлении

— инф-ть ,более или менее развернутые мнения о них

— понимание смысла, адекватность восприятия событий, явлений

— мифологии, фантазии, предрассудки, связанные с ними.

2. Оценочная (ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ) КОМПОНЕНТА:

— прямые оценки (хорошо-плохо,много-мало и т.п.)

— предпочтения, ориентации,симпатии-антипатии,принятие-неприя­тие,позиции,интересы, выбор

3, ПРАКТИЧЕСКАЯ КОМПОНЕНТА:

— намерения действовать

-готовность к действию

— наличие цели, средств, ее достижение

-фактическое действие

— понимание последствий своих действий и т.п.

Индикация общ.мн. предполагает использование перечисленных форм; комбинации могут достаточно полно выразить его.

Ядром » формулы общ.мн.» всегда является ВЫСКАЗЫВАНИЕ ОЦЕНОЧНОГО ХАРАКТЕРА.

Так, в «Кратком словаре по социологии» читаем:

» Общ. мн. — состояние массового сознания, заключающее в себе скры­тое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам,. событиям и фактам действительности»

Например: если социолога интересует мнение молодежи о различных политических партиях, вопрос о том, каким партиям она симпатизирует, отражает оценочная компонента.

6 стр., 2516 слов

Психология власти

... которые только и могут быть определены в терминахвласти… Фундаментальным понятием в общественных науках является власть, в томже смысле, в каком энергия является фундаментальным понятием физики» (Rassel ...

Однако не менее важно установить, что знают молодые люди о политической программе различных партий (рациональная, рефлексивная компонента), и то, за кого они собираются голосовать, если примут участие в выборах (практическая компонента).

Общественное мнение является мощной силой современного общества, поэтому важнейшая составляющая паблик рилейшнз заключается в том, чтобы профессионально работать с ним:

1. Убедить людей изменить свое мнение относительно проблемы, товара, организации;

2. Кристаллизовать мнение, не сложившиеся окончательно;

3. Усилить существующее общественное мнение.

На протяжении всего курса мы не раз говорили об общественном мнении, не рассматривая суть этого понятия. Обратимся же к этой проблеме.

Специалистов по паблик рилейшнз интересуют такие характерные признаки общественного мнения, как

  • Направленность мнения, которая отражает общую качественную оценку проблему («положительно отрицательно безразлично» или «да нет» на вопрос анкеты).
  • Интенсивность мнения является показателем силы, какую оно приобретает (ответы респондентов на вопросы анкеты «полностью согласен согласен мне все равно не согласен абсолютно не согласен).
  • Стабильность мнения длительность времени, на протяжении которого значительная часть респондентов неизменно проявляет одну и ту же направленность и интенсивность чувств.
  • Информационная насыщенность указывает объем знаний людей об объекте мнения. Как следует из опыта, люди, наиболее информированные о проблеме, поступают предсказуемо.
  • Социальная поддержка является свидетельством степени уверенности людей в том, что их мнение разделяют другие из этой же социальной среды.

Литература

Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб: Питер, 1995.

Титаренко Л. Г. Социология общественного мнения: Учебно-методический комплекс для слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки / Титаренко Л. Г., Волнистая М. Г. Рец. Е.М. Бабосов, О.Г. Слука; Государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы». — Минск: РИВШ, 2009.

Шарков Ф. И. Консалтинг в связях с общественностью : учеб. пособие для вузов [Гриф Минобразования РФ] / Ф. И. Шарков. — 2-е изд., стер. М.: Экзамен, 2008.

Фомичева И.Д. Социология общественного мнения. Учебно-методическое пособие. Конспект лекций для слушателей программы профессиональной переподготовки «Специалист по связям с общественностью и рекламе». М.: Факультет журналистики МГУ, 2009.

Тема 4. Общественное мнение и власть: механизм взаимодействия

(4 часа) (Теоретическое собеседование)

1. В чем проявляется двойственность социально-политического статуса общественного мнения?

2. Каковы характеристики 6 режимов взаимодействия общественного мнения и политической власти (Д.П. Гавра)?

3. Какой режим взаимодействия, по-вашему, является наиболее эффективным в условиях современного состояния российского общества и почему?

7 стр., 3225 слов

Соотношение каналов власти и степени зрелости объекта управления

... таково и поведение людей. Власть информации - очень мощный рычаг власти для руководи­теля. Власть должностного положения.Чем выше должностная ... жизни человека. Власть информации.Исполнители постоянно испытывают потреб­ность в информации. Лидер обычно регулирует ее доступ к конкрет­ным людям. Налицо проявление власти: какова информация, ...

4. Почему власть нередко не слышит общественное мнение?

5. Приведите примеры использования общественного мнения в политической борьбе (на основе анализа материалов прессы).

6. Каковы современные проблемы участия общественного мнения в социальном управлении? Приведите примеры на основе анализа материалов прессы.

7. Охарактеризуйте функции общественного мнения на различных этапах выработки и реализации управленческих решений в сфере социальной политики

8. Каковы особенности современной социально-политической ситуации в России и общественного мнения? Рейтинг современных партий и лидеров.

Практические задания для подготовки к занятию:

1. Провести контент — анализ публикаций в прессе по результатам опросов общественного мнения в политической области с целью определения рейтинга политических партий и лидеров.

2. Подобрать материалы, иллюстрирующие проблемы взаимодействия власти и общественного мнения в современных условиях развития российского общества; провести социологический анализ их. Это могут быть материалы периодической печати, передач телевидения, документов органов власти (в том числе местной, муниципальной власти), а также письменных форм выражения общественного мнения – писем, обращений, жалоб, петиций и др.

Определить: а) этап управленческого цикла реализации социальной политики, на котором власть обратилась к общественному мнению; б) какую функцию выполняет в этой конкретной ситуации (в Вашем примере) общественное мнение по отношению к власти.

Литература

Андрющенко Е. Право говорить от имени народа. Социология общественного мнения, выборов и власти. М.: Современный гуманитарный ун-т, 2005.

Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб: Питер, 1995.

Короткова Л.Н. Социология общественного мнения. Конспект лекций. М.: Издательство Михайлова В.А., 2000.

Кривоносов А. Д. Основы теории связей с общественностью : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / А. Д. Кривоносов, О. Г. Филатова, М. А. Шишкина. — СПб. [и др.] : Питер, 2010.

Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. Пер. с нем. М.: Мысль, 1996.

Тихонова Е.В. Общественное мнение в управлении социальными процессами: концептуальный подход. М.: Дело, 2000.

ШарковФ.И. Коммуникология: Энциклопедический словарь- справочник. М.: Дашков и Ко, 2009.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРУ

Взаимодействие общественного мнения с властью, ее различными структурами представляет собой не только теоретический, но и практический смысл.

Общественное мнение является одним из важных субъектов социальной политики. Без его включения в той или иной форме в процессы формирования и реализации социальной политики властные структуры в современном обществе неспособны обеспечить согласование интересов различных социальных общностей, предотвратить конфликты между ними. Нереалистичной будет и постановка вопроса об осуществлении устойчивого и динамичного развития общества. Так, успех любого масштабного социально- политического действия зависит от массовой поддержки; лигитимность власти базируется на доверии большинства населения; чтобы быть эффективной, текущая политика должна исходить из потребностей и интересов людей, которые выражаются в поведенческих социальных оценках. С другой стороны, общество будет поддерживать государственную власть, в зависимости от того, как она учитывает интересы и потребности населения, изучает и использует общественное мнение в разработке и реализации своих управленческих решений. Таким образом, в современном обществе силу общественного мнения нельзя игнорировать, но нельзя и преувеличивать.

6 стр., 2805 слов

Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности России

... не всегда обоснованному выбору методов регулирования складывающихся в этой области общественных отношений. Содержание проблемы и методологический подход к ее решению Представляется, что при ... информационного сообщества. В-третьих, внедрение современных информационных технологий во все сферы общественной жизни существенно повысило зависимость безопасности общества, каждого конкретного человека от ...

Проблема взаимодействия общественного мнения и власти связана с вопросами об условиях, границах и возможностях влияния общественного мнения на функционирование и развитие социальных систем.

Их можно свести к двум принципиальным моментам:

влияет ли общественное мнение на эффективность власти,

— использует ли власть общественное мнение в процессе подготовки и принятия управленческих решений.

В демократическом обществе ответ для двух случаев должен быть положительным. Однако на практике реализация этих моментов наталкивается на большие трудности.

Роль общественного мнения через его функции на различных этапах выработки и реализации политики социальной политики

Нормой взаимоотношений, взаимодействия общественного мнения и власти является включенность общественного мнения в процесс социального управления на всех его стадиях.

Основные этапы управленческого цикла

1.Этап подготовки управленческого решения:

1.1. Анализ (описание проблемной ситуации)

1.2. Диагноз (объяснение развития проблемной ситуации посредством сравнения фактического состояния с нормативным, должным)

1.3. Прогноз (предвидение будущего развития проблемной ситуации)

1.4. Целеполагание

II.Этап разработки управленческого решения:

2.1. Программирование (определение стратегической концепции основных направлений развития организации)

2.2. Планирование (разработка директивных предписаний, связанных с определением конкретных мер, сроков, исполнителей, конкретизирующих программу)

2.3. Проектирование (создание конкретных образцов, конкретных деталей планов и программ дна основе определения средств совершенствования деятельности организации)

III.Этап организации исполнения принятого решения:

3.1. Реализация решения

3.2. Мотивация персонала

3.3. Координация деятельности

10 стр., 4851 слов

ЛЕНЬ КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА

... ленью на разных ее стадиях. ГЛАВА 1 ЛЕНЬ КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА 1.1 Сущность понятия «лень»   В толковом словаре ... процесс генерации энергии этими узлами. Существует только одна проблема, проблема нарушения проводимости нервного импульса, идущего от этих узлов, ... у кого-то. Поэтому, на мой взгляд, проблема лени, есть проблемой всего человечества. Задачи исследования: 1. Определить сущность ...

IV. Этап контрольно-коррекционной деятельности за принятым решением:

4.1. Обобщение результатов выполнения управленческого решения,

4.2. Анализ результатов выполнения управленческого решения

4.3. Учет его «полезного коэффициента»

4.4. Учет его корректирующего воздействия (между реальным управленческим мероприятием и его проектным образцом).

Так, на этапе выработки решений могут быть востребованы следующие функции общественного мнения: информационная, целеполагающая, консультативная, оценочная, директивная (реже);

  • на этапе принятия решения — функция легитимации (обнародования, одобрения), номенклатурная функция (отчасти);
  • на этапе реализации социальной политики — оценочная функция, контрольная, регулятивная.

Исходя из этого, общественное мнение по отношению к системе власти может выступать в двойном статусе.

С одной стороны, общественное мнение, как социальный институт, в качестве партнера других социальных институтов, может:

  • способствовать и препятствовать функционированию властных институтов;
  • одобрять и осуждать их решения;
  • претворять в жизнь и активно противодействовать решениям.

С другой стороны, общественное мнение способно обособляться от своего субъекта, переходить в сферу власти и управления и самостоятельно там функционировать в качестве особого института элемента политической системы (например, статус общественного мнения в период избирательной компании).

Взаимодействие общественного мнения и власти должно носить систематический характер и осуществляется в разных формах, начиная от использования его в качестве фона для выработки решения и кончая полным включением в управленческие решения. Прямым следствием этого является сознательная поддержка населения проводимых преобразований.

Тема 5. Формирование и функционирование общественного мнения (4 часа)

1. Охарактеризуйте стадии становления общественного мнения.

2. Каковы основные условия формирования и механизмы функционирования общественного мнения. Концепция “спирали молчания” (Э. Ноэль-Нойман)

3. Каковы особенности механизма функционирования общественного мнения?

4. В чем заключается основное содержание концепции “спирали молчания” (Э. Ноэль-Нойман)?

5. Каковы особенности проявления факторов, детерминирующих формирование и функционирование общественного мнения на современном этапе развития российского общества? Приведите примеры.

6. Каковы методы и границы манипулирования общественным мнением?

7. В чем проявляется роль средств массовой информации (в т.ч. прессы) как основных каналов формирования и выражения общественного мнения?

Практические задания для подготовки к занятию:

1. Составьте таблицу взаимодействия объективных и субъективных факторов, влияющих на формирование общественного мнения.

2. На конкретном примере проанализируйте факторы, влияющие на становление общественного мнения (например, на материалах публикаций в местной печати, связанных с формированием общественного мнения вокруг кандидата в члены какого-либо представительного органа).

Литература

Андрющенко Е. Право говорить от имени народа. Социология общественного мнения, выборов и власти. М.: Современный гуманитарный ун-т, 2005.

Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб: Питер, 1995.

Зверева Г. Как «нас» теперь называть? Формулы коллективной самоидентификации в современной России // Вестник общественного мнения. 2009. № 2.

Короткова Л.Н. Социология общественного мнения. Конспект лекций. М.: Издательство Михайлова В.А., 2000.

Кривоносов А. Д. Основы теории связей с общественностью : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / А. Д. Кривоносов, О. Г. Филатова, М. А. Шишкина. — СПб. [и др.] : Питер, 2010.

Лапина-Кратасюк Е. Политика и медиареальность: формирование общественного мнения о последней кавказской войне // Вестник общественного мнения. 2009. № 2.

Науменко Т. В.Социология массовой коммуникации: Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2005.

Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. Пер. с нем. М.: Мысль, 1996.

Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или как управлять общественным мнением. М.: Академия, 1998.

Римский В. Воздействие сети Интернет на социальную активность, формирование и развитие идентичностей // Вестник общественного мнения. 2009. № 2.

Тихонова Е.В. Общественное мнение в управлении социальными процессами: концептуальный подход. М.: Дело, 2000.

ШарковФ.И. Коммуникология: Энциклопедический словарь- справочник. М.: Дашков и Ко, 2009.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРУ

Факторы формирования общественного мнения

  • экономические;
  • политические;
  • социально-психологические;
  • духовно психологически;
  • социальные нормы и традиции.

Предварительный анализ факторов позволяет утверждать, что мнение формируются благодаря потребностям, интересам, ценностным ориентациям.

Социально-психологические факторы

Потребности осознание необходимость испытываемая людьми в определенных условиях жизни

Интерес осознание потребности знать, что же стоит за этим явлением, устойчивое внимание людей к различным факторам и событиям

Ценностная ориентация – определенное отношение ОМ, к различным фактам и событиям

Установки – как предрасположенность субъекта ОМ к восприятию и выражению отношения к ним.

Стереотипы – укоренившаяся отношение людей к сходным объектам действительности, Он охватывает общее, можно понять как укоренившаяся отношение, которые зреют на основе однотипных, во многом схожих фактов прошлого, следовательно, можно наблюдать мгновенную реакцию ОМ, которые не предшествовали ни дискуссии, ни специальные формы на массовое сознание.

Такие стереотипы оживают в массовом сознании благодаря социальным понятиям, они содержаться в жатой форме – опыт, оценки прошлых событий, следовательно, стереотипы выливаются в мгновенную реакцию ОМ.

  1. Цепочка от потребностей к стереотипам, ход формирования ОМ, строгая заданность.
  2. В содержании и интенсивность протекания формирования ОМ вмешиваются в другие факторы.

Духовно-психологические факторы

Феномен массового общения приводит к движению формирования ОМ

Массовое общение – межличностное и межнациональное общение:

  1. Тонус эмоциональной жизни общества:
  • это совокупность социальных чувств, которые представляют собой переживания, социально-значимое состояние эмоциональной жизни.
  • В отличии от человеческих чувств, социальные чувства, исторически-приходящие, т. е соответствуют периодам развития общества
  • Социальные чувства отличаются широким содержанием.
  • Социальные чувства несут качественные черты, которые сходны с чертами ОМ: понимание действительности, оценка, способность выступать в роли побуждения действия.
  1. Социальное настроение – совокупность оттенков чувств, преобладающее состоящих чувств социальных групп.
  1. Настроение выражает эмоции – окрашенное состояние волевых побуждений;
  2. Настроение характеризует психику в целом, на базе возникновения чувства;
  3. Относится к массовидным образованием сознания.

Различают оптимистические и пессимистические настроения

  1. Духовная атмосфера – органический сплав идей и взглядов, социальных чувств, волевых побуждений, носящий на индивидуальный характер, свойственный обществу.

Эта идеи, которые созвучно преобладающим в обществе настроением (перестройка, оттепель)

Духовная атмосфера менее динамична и менее изменчива, по сравнению с ОМ, но отличаются большой эмоциональностью, однако более расплывчата.

Социальные нормы и традиции

Социальная норма – форма требований, регулирующая поведение людей по средствам общих предписаний «запретов», это мера должного

Традиции – исторически сложившаяся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, обряды, ценности.

Связь традиций и норм сформировалось еще на заре человечества. ОМ реализуясь в поступках людей, закрепляется в традициях. Традиция выступает опорой последующего проявления ОМ, следовательно, и ОМ и традиции испытывают влияние друг на друга.

Вывод: на процесс становления системы ОМ оказывает воздействие, совокупность порождающих и детерминирующих факторов. Факторы выступают в виде движущихся сил формирования общественного мнения. В жизни общества нет таких явлений, которые не оказали бы свое влияние на формирование ОМ.

Тема 6. Особенности и проблемы социологического изучения общественного мнения (4 часов)

  1. В чем заключаются проблемы методической обоснованности в прикладных исследованиях общественного мнения?
  2. Каковы особенности организации изучения общественного мнения (в формировании предметного поля, выборки, отбора единиц изучения, воздействия соц. исследования на общественное мнение)?
  3. Определите и проанализируйте основные показатели общественного мнения. На чем основываются основные принципы их оценки и измерения?
  4. В чем заключаются особенности опросов обогащенного общественного мнения
  5. Каковы проблемы несовершенства методов и техники, используемых в опросах общественного мнения?
  6. Каковы возможности и перспективы Интернет-опросов общественного мнения?
  7. Каковы организационные проблемы социологических исследований избирательных кампаний?
  8. Каковы особенности использования результатов опросов общественного мнения?
  9. Можно ли доверять массовым опросам?

Литература

Андрющенко Е. Право говорить от имени народа. Социология общественного мнения, выборов и власти. М.: Современный гуманитарный ун-т, 2005.

Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб: Питер, 1995.

Докторов Б. Методология и практика опросов обогащенного общественного мнения // Социальная реальность. 2007. № 10. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://socreal.fom.ru/files.

Докторов Б.З. Пост-гэллаповские опросные технологии. К 200-летию опросов общественного мнения в США // Социологический журнал. 2005. №. 2. [Электронный ресурс]: Режим доступа:http://sj.obliq.ru.

Методология изучения общественного мнения. М.: Мысль, 1989.

Методика изучения общественного мнения. М.: Мысль, 1992.

Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или как управлять общественным мнением. М.: Академия, 1998.

Титаренко Л. Г. Социология общественного мнения: Учебно-методический комплекс для слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки / Титаренко Л. Г., Волнистая М. Г. Рец. Е.М. Бабосов, О.Г. Слука; Государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы». — Минск: РИВШ, 2009.

Фомичева И.Д. Социология общественного мнения. Учебно-методическое пособие. Конспект лекций для слушателей программы профессиональной переподготовки «Специалист по связям с общественностью и рекламе». М.: Факультет журналистики МГУ, 2009.

Шляпентох В.Э. Проблемы качества социологической информации: достоверность, репрезентативность, прогностический потенциал. М.: ЦСП, 2006.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРУ

Общественное мнение величина изменяющаяся, на него можно повлиять, поэтому специалисты по паблик рилейшнз постоянно отслеживают его состояние при помощи опросов общественного мнения, проводимых социологами и СМИ. Каждый PR-менеджер должен знать основы особенности и технологии изучения общественного мнения.

Особенности социологического исследования общественного мнения

1. Исследования общественного мнения часто имеют прикладной характер, практическую направленность, и потому их результаты должны быть представлены в виде прогнозов, практических рекомендаций, аналитических материалов, которые могут быть непосредственно представлены для выработки и принятия решений.

2. Исследования обычно протекают в сжатые сроки и часто связаны с каким-либо конкретным событием в жизни общества (например, с избирательной кампанией, сезонной распродажей и т.п., так что у исследователя не бывает возможности перенести их на более удобное время или отложить, чтобы более тща­тельно подготовиться.

3. В каждом конкретном исследовании рассматривается ограниченный круг вопросов, однако в целом исследователю приходится иметь дело с весьма широким спектром проблем, что предъявляет высокие требования к универсальности подготовки исследовательской группы, в ряде случаев необходимо оперативно привлекать специалистов со стороны.

4. Особое место занимают социологические исследования, которые проводятся в масштабе общества в целом. Они требуют мощной организационной структуры, больших объемов финансирования, привлечения высококвалифицированных специалистов.

Вопросы для самоподготовки

  1. PR и общественное мнение
  2. Понятие и сущность общественного мнения
  3. Содержание гносеологического, социологического, онтологического анализа
  4. Структура общественного мнения
  5. Объект общественного мнения, критерии его выделения
  6. Структура субъекта общественного мнения. Выразители и носители общественного мнения
  7. Функции общественного мнения
  8. Формы и каналы выражения общественного мнения
  9. Понятие и признаки института общественного мнения
  10. Структура института общественного мнения
  11. Функции института общественного мнения
  12. Проблемы функционирования института общественного мнения в современном российском обществе
  13. Объективные условия и социальные предпосылки формирования общественного мнения
  14. Социально-психологический механизм формирования спонтанного общественного мнения
  15. Факторы и средства формирования общественного мнения
  16. Условия проявления сложившегося общественного мнения
  17. Признаки зрелости общественного мнения
  18. Проблемы управления процессом формирования и функционирования общественного мнения
  19. Проблемы манипулирования общественным мнением
  20. Проблемы взаимодействия власти и общественного мнения
  21. Общественное мнение и выборы
  22. Общественное мнение и средства массовой информации: проблемы взаимодействия
  23. Эффект обратного воздействия общественного мнения на население
  24. Формы, средства и способы использования общественного мнения в социальном управлении
  25. Методологические и методические требования к социологическому изучению общественного мнения
  26. Социологические методы изучения общественного мнения
  27. Особенности экспресс — опроса общественного мнения
  28. Определение уровня “информационной глубины” при анализе и представлении результатов массовых опросов
  29. Причины отказов респондентов от ответов при проведении опросов общественного мнения
  30. Организация проведения опросов общественного мнения.
  31. Тенденциозность в составлении инструментария исследования.
  32. Характерные ошибки при проведении массовых опросов
  33. Мониторинг общественного мнения
  34. Характеристика состояния общественного мнения современного российского общества
  35. Структура и направления исследований общественного мнения «Левада Центра»
  36. Структура и направления исследований ВЦИОМ

Планы семинарских занятий

по дисциплине

«Социологические проблемы изучения общественного мнения»

(ГОС – 2000)

Подписано в печать Формат 60×84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл.печ.л. Уч.-изд.л. Тираж экз. Заказ № ____

ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ГОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

2