Технологическая карта
по дисциплине: «Профессиональная этика в экономической сфере», 5 курса специальности:
Финансы и кредит» (очное отделение) 9 семестр на 2012-2013 уч. год
1) Максимальное количество баллов по дисциплине — 100 баллов;
— 40 баллов — активное участие в семинарских занятиях;
— 20 баллов — выполнение контрольных работ;
— 40 баллов – самостоятельная работа.
При условии, если студент набрал 60 и более баллов за семестр, на последнем занятии ему автоматически проставляется зачёт.
Студент, набравший по дисциплине менее 25 баллов за семестр, является неуспевающим по дисциплине.
2)Всего предусмотрено практических занятий — 20 часов — 10 занятий. Система оценивания работы студентов на семинарских занятиях:
Выступление на семинарском занятии – 5-8 баллов, в зависимости от качества выступления; дополнения, участие в диспутах, решение проблемных ситуаций, участие в практических упражнениях – 2 — 5 баллов.
3)Всего предусмотрено выполнение 2-х контрольных работ.
Задания к контрольной работе состоят из тестовых, терминологических вопросов, решение проблемных ситуаций.
Контрольная работа №1. Тема: Этика делового общения.
1.Современные взгляды на место этики в деловом общении
2. Коммуникативная функция общения.
3. Интерактивная и перцептивная функции общения.
Контрольная работа №2. Тема: Общение в конфликте.
1.Конфликты: виды, структура, стадии протекания.
2.Стратегия поведения в конфликтной ситуации
3.Конфликты в личностно-эмоциональной сфере
4.Правила поведения в условиях конфликта
Каждая контрольная работа оценивается до 10 баллов.
4) Самостоятельная работа оценивается в 40 баллов, если выполнена в полном объёме по предложенным темам или самостоятельно выбранной студентом теме и выполнена в виде реферата с последующей защитой.
№ | Темы для самостоятельного изучения | Форма контроля | Количество баллов | Сроки отчётности |
1. | Роль устной речи и других коммуникативных средств в аудиторном общении. | Проверка конспекта | Октябрь | |
2. | Общение с представителями СМИ: пресс конференция, выступление на радио, участие в дискуссии, пр. психологические аспекты. | Устный опрос | Октябрь | |
3. | Оформление резюме, рекомендательного письма | Проверка резюме | 3/3 | Ноябрь |
4. | Правила этикета за столом | Деловая игра/иные формы защиты | ноябрь | |
5. | Речевой этикет и культура общения. | Деловая игра «Прием на работу» | декабрь | |
6. | Составить программу личного профессионального плана. | Анализ программы | декабрь |
Программа курса семинарских занятий по дисциплине «Профессиональная этика в экономической сфере».
Занятие №1. – 2 часа.
Тема Профессиональная этика
Моральная репутация фирмы, социальная ответственность бизнеса и общественное мнение. Предпринимательство как вид профессиональной деятельности. Иерархия ценностей в бизнесе: цели и идеалы, мотивы и содержание. Этика бизнеса: ее понятие, структура, функции.
Традиции предпринимательской этики в дореволюционной России. Общественная мораль и нравственные нормы хозяйственной деятельности советского периода. Факторы, влияющие на формирование этики бизнеса в современном российском обществе. Моральный статус предпринимательства. Кодексы этичного поведения в бизнесе
Особенности профессиональных и корпоративных кодексов, действующих в сфере бизнеса. Кодекс корпоративной этики: его специфика, структура, функции.
Понятие деловой этики.
Вербальное и невербальное общение; условия их взаимодействия; речь, позы и жесты.
Контактная фаза деловой беседы.
Ориентировочная фаза деловой беседы.
Фаза обсуждения и принятия решений.
Понятие обратной связи, её роль в общении.
Визитная карточка, её назначение и функции в деловой жизни. Виды визитных карточек. Приёмы вручения и опыт использования визитных карточек для поддержания деловых связей. Требования к оформлению визитных карточек.
Роль письменного делового общения в системе деловых отношений. Формы и виды письменного делового общения. Требования делового этикета к: а) резюме, б) рекомендательному письму, в) письму-отказу; г) письму-уведомлению и т.д.
Занятие №2. – 2 часа.
Тема: Психология делового общения с аудиторией
1. Аудиторное деловое общение, его организации.
2. Типы аудиторий и критерии их выделения: учебная аудитория, научно-дискуссионная, официально-деловая, аудитория агитационно-пропагандистского и нравственно-воспитательного воздействия.
3. Подготовка к аудиторному общению. Средства активизации аудитории, особенности их применения для разных видов аудиторий.
4. Специфика заочного общения с аудиторией, в том числе выступлений по радио и телевидению.
5. Невербальное общение: виды поведения, действия и движения, раздражители и реакции, манеры, жесты, позы, походка, осанка.
- Влияние организации пространства в межличностном общении.
- Эмоции и чувства. Особенности восприятия и выражения эмоций.
- Создание благоприятного психологического климата.
- Функции языка в установлении и поддержке доброжелательной тональности делового общения.
- Роль интонации в установлении контакта с руководителем и клиентами. Общепринятые речевые ситуации.
- Правила ведения партнёрской беседы. Критерии умения слушать. Приемы активного слушания. Барьеры между говорящим и слушающим.
Занятие №3. – 2 часа.
Тема: Психологические особенности переговоров как формы делового общения.
- Специфика переговоров как формы делового общения.
- Психологические особенности каждого из видов переговоров.
- Основные функции переговоров: информативная, коммуникативная, регулятивно-координационная, контрольная.
- Особенности этапов переговорного процесса. Подготовка к переговорам, ее организационные аспекты: формирование делегации на переговорах.
- Решения как главный итог переговоров. Основные типы решений: компромиссные, «принципиально новые» и «асимметричные». Способы их достижения.
Занятие №4. – 2 часа.
Тема: Этико-психологические аспекты делового общения в коллективе
- Организационная структура коллектива: формальная и неформальная.
- Рассмотрение «структуры» как существование в данном коллективе относительно постоянного образца взаимосвязей его членов и их связей с этим коллективом в целом.
- Факторы, влияющие на организационную структуру первичного коллектива: характер задач, стоящих перед коллективом; особенности организации труда; социально-демографические, социальные и психологические особенности членов коллектива; особенности взаимоотношений между руководителями и подчиненными – их роль в поддержании стабильности в коллективе.
- Морально-психологический климат коллектива как показатель успешного развития этой социально-психологической общности. Компоненты морально-психологического климата: социальный оптимизм, нравственная воспитанность, психологическая совместимость и товарищеская взаимопомощь членов коллектива. Формирование ценностных установок коллектива.
- Правила ведения делового телефонного разговора в роли инициатора и в роли абонента.
- Использование технических средств офиса в организации и осуществлении дистантных форм делового общения.
- Автоответчики.
- Контрольная работа №1. Тема: Этика делового общения.
Занятие № 5. – 2 часа.
Тема: Этико-психологические аспекты делового общения в коллективе.
- Социально-психологический анализ конфликтов в производственном коллективе.
- Функции критики как обязательной составляющей служебно-деловой деятельности.
- Этические требования к критике. Этические рекомендации: а) для критикующего; б) для критикуемого.
- Эмоциональные аспекты конфликтных ситуаций.
- Конструктивные и деструктивные конфликты.
- Динамика конфликта.
- Основные стратегии поведения в конфликте.
- Стратегия сотрудничества как основа конструктивного общения в конфликте.
- Этапы разрешения конфликта.
- Посредничество в конфликте.