Тема Профессиональная этика

Технологическая карта

по дисциплине: «Профессиональная этика в экономической сфере», 5 курса специальности:

Финансы и кредит» (очное отделение) 9 семестр на 2012-2013 уч. год

1) Максимальное количество баллов по дисциплине — 100 баллов;

— 40 баллов — активное участие в семинарских занятиях;

— 20 баллов — выполнение контрольных работ;

— 40 баллов – самостоятельная работа.

При условии, если студент набрал 60 и более баллов за семестр, на последнем занятии ему автоматически проставляется зачёт.

Студент, набравший по дисциплине менее 25 баллов за семестр, является неуспевающим по дисциплине.

2)Всего предусмотрено практических занятий — 20 часов — 10 занятий. Система оценивания работы студентов на семинарских занятиях:

Выступление на семинарском занятии – 5-8 баллов, в зависимости от качества выступления; дополнения, участие в диспутах, решение проблемных ситуаций, участие в практических упражнениях – 2 — 5 баллов.

3)Всего предусмотрено выполнение 2-х контрольных работ.

Задания к контрольной работе состоят из тестовых, терминологических вопросов, решение проблемных ситуаций.

Контрольная работа №1. Тема: Этика делового общения.

1.Современные взгляды на место этики в деловом общении

2. Коммуникативная функция общения.

3. Интерактивная и перцептивная функции общения.

Контрольная работа №2. Тема: Общение в конфликте.

1.Конфликты: виды, структура, стадии протекания.
2.Стратегия поведения в конфликтной ситуации
3.Конфликты в личностно-эмоциональной сфере

4.Правила поведения в условиях конфликта

Каждая контрольная работа оценивается до 10 баллов.

4) Самостоятельная работа оценивается в 40 баллов, если выполнена в полном объёме по предложенным темам или самостоятельно выбранной студентом теме и выполнена в виде реферата с последующей защитой.

Темы для самостоятельного изучения Форма контроля Количество баллов Сроки отчётности
1. Роль устной речи и других коммуникативных средств в аудиторном общении. Проверка конспекта Октябрь
2. Общение с представителями СМИ: пресс конференция, выступление на радио, участие в дискуссии, пр. психологические аспекты. Устный опрос Октябрь
3. Оформление резюме, рекомендательного письма Проверка резюме 3/3 Ноябрь
4. Правила этикета за столом Деловая игра/иные формы защиты ноябрь
5. Речевой этикет и культура общения. Деловая игра «Прием на работу» декабрь
6. Составить программу личного профессионального плана. Анализ программы декабрь

Программа курса семинарских занятий по дисциплине «Профессиональная этика в экономической сфере».

Занятие №1. – 2 часа.

Тема Профессиональная этика

Моральная репутация фирмы, социальная ответственность бизнеса и общественное мнение. Предпринимательство как вид профессиональной деятельности. Иерархия ценностей в бизнесе: цели и идеалы, мотивы и содержание. Этика бизнеса: ее понятие, структура, функции.

Традиции предпринимательской этики в дореволюционной России. Общественная мораль и нравственные нормы хозяйственной деятельности советского периода. Факторы, влияющие на формирование этики бизнеса в современном российском обществе. Моральный статус предпринимательства. Кодексы этичного поведения в бизнесе

Особенности профессиональных и корпоративных кодексов, действующих в сфере бизнеса. Кодекс корпоративной этики: его специфика, структура, функции.

Понятие деловой этики.

Вербальное и невербальное общение; условия их взаимодействия; речь, позы и жесты.

Контактная фаза деловой беседы.

Ориентировочная фаза деловой беседы.

Фаза обсуждения и принятия решений.

Понятие обратной связи, её роль в общении.

Визитная карточка, её назначение и функции в деловой жизни. Виды визитных карточек. Приёмы вручения и опыт использования визитных карточек для поддержания деловых связей. Требования к оформлению визитных карточек.

Роль письменного делового общения в системе деловых отношений. Формы и виды письменного делового общения. Требования делового этикета к: а) резюме, б) рекомендательному письму, в) письму-отказу; г) письму-уведомлению и т.д.

Занятие №2. – 2 часа.

Тема: Психология делового общения с аудиторией

1. Аудиторное деловое общение, его организации.

2. Типы аудиторий и критерии их выделения: учебная аудитория, науч­но-дискуссионная, официально-деловая, аудитория агитационно-пропагандистского и нравственно-воспитательного воздействия.

3. Подготовка к аудиторному общению. Средства активизации аудитории, особенности их применения для разных видов аудиторий.

4. Специфика заочного общения с аудиторией, в том числе выступлений по радио и телевидению.

5. Невербальное общение: виды поведения, действия и движения, раздражители и реакции, манеры, жесты, позы, походка, осанка.

  1. Влияние организации пространства в межличностном общении.
  2. Эмоции и чувства. Особенности восприятия и выражения эмоций.
  3. Создание благоприятного психологического климата.
  4. Функции языка в установлении и поддержке доброжелательной тональности делового общения.
  5. Роль интонации в установлении контакта с руководителем и клиентами. Общепринятые речевые ситуации.
  6. Правила ведения партнёрской беседы. Критерии умения слушать. Приемы активного слушания. Барьеры между говорящим и слушающим.

Занятие №3. – 2 часа.

Тема: Психологические особенности переговоров как формы делового общения.

  1. Специфика переговоров как формы делового общения.
  2. Психологические особенности каждого из видов переговоров.
  3. Основные функции переговоров: информативная, коммуникативная, регулятивно-координационная, контрольная.
  4. Особенности этапов переговорного процесса. Подготовка к переговорам, ее организационные аспекты: формирование делегации на переговорах.
  5. Решения как главный итог переговоров. Основные типы решений: компромиссные, «принципиально новые» и «асимметричные». Способы их достижения.

Занятие №4. – 2 часа.

Тема: Этико-психологические аспекты делового общения в коллективе

  1. Организационная структура коллектива: формальная и неформальная.
  2. Рассмотрение «структуры» как существование в данном коллективе относительно постоянного образца взаимосвязей его членов и их связей с этим коллективом в целом.
  3. Факторы, влияющие на организационную структуру первичного коллектива: характер задач, стоящих перед коллективом; особенности организации труда; социально-демографические, социальные и психологические особенности членов коллектива; особенности взаимоотношений между руководителями и подчиненными – их роль в поддержании стабильности в коллективе.
  4. Морально-психологический климат коллектива как показатель успешного ра­звития этой социально-психологической общности. Компоненты морально-психологического климата: социальный оптимизм, нравственная воспитанность, психологическая совместимость и товарищеская взаимопомощь членов коллектива. Формирование ценностных установок коллектива.
  5. Правила ведения делового телефонного разговора в роли инициатора и в роли абонента.
  6. Использование технических средств офиса в организации и осуществлении дистантных форм делового общения.
  7. Автоответчики.
  8. Контрольная работа №1. Тема: Этика делового общения.

Занятие № 5. – 2 часа.

Тема: Этико-психологические аспекты делового общения в коллективе.

  1. Социально-психологический анализ конфликтов в производственном коллективе.
  2. Функции критики как обязательной составляющей служебно-деловой деятельности.
  3. Этические требования к критике. Этические рекомендации: а) для критикующего; б) для критикуемого.
  4. Эмоциональные аспекты конфликтных ситуаций.
  5. Конструктивные и деструктивные конфликты.
  6. Динамика конфликта.
  7. Основные стратегии поведения в конфликте.
  8. Стратегия сотрудничества как основа конструктивного общения в конфликте.
  9. Этапы разрешения конфликта.
  10. Посредничество в конфликте.

Занятие № 6. – 2 часа.