Раздел I «психология личности»

8

1. Психология личности.

Понятие личность в отечественной и зарубежной психологии имеет разнообразную трактовку. Но, не смотря на это, в этом понятии отражаются два подхода:

ЛИЧНОСТЬ — человек как субъект отношений и сознательной деятельности.

ЛИЧНОСТЬ — устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Личность формируется под влиянием общественных отношений, культуры, непосредственного окружения и обусловлена также биологическими особенностями.

Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек».

Наиболее общим является понятие «человек» – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Понятие «индивид» как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся).

Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.

Понятие «личность» как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Подходы к изучению личности в современной психологии.

Личностный подход — изучение отдельных психологических процессов, внимание исследователя, прежде всего, сосредоточено на индивидуальных особенностях.

15 стр., 7310 слов

Общее понятие межличностных отношений

... [28] сформировал одно из важнейших принципиальных положений теории личности. Он подчеркнул, что система общественных отношений, в которую оказывается включённым каждый человек со временем ... дошкольниками Глава 1.Теоретические подходы к проблеме межличностных отношений детей дошкольного возраста. Общее понятие межличностных отношений Проблема отношений занимает в психологии большое место. Во многих ...

Комплексный подход — комплексное изучение человека («человеческого фактора») приобрело сейчас первостепенное значение, но именно это обстоятельство и выдвигает психологическую проблему личности как особую. Ведь никакая система знаний о тотальном объекте не дает нам его действительного понимания, если в ней отсутствует одна из существенных специфических его характеристик. Так обстоит дело и с изучением человека: психологическое исследование его как личности отнюдь не может быть возмещено комплексом сопоставляемых между собой морфологических, физиологических и отдельных функционально-психологических данных.

Необихевиоризм — основная проблема и предмет – рационалистические аспекты межличностных отношений; научение как основа репертуара поведения; основная идея – оперантное обусловливание; среда (стимул и подкрепление) формирует поведение. Представители – Толмен, Халл, Скиннер, Миллер, Доллард, Бандура, Тибо, Келли.

Когнитивный подход — основные проблемы и предмет – познание, перцепция, аттракция, формирование и изменение аттитюдов; основная идея – создание связанной, непротиворечивой картины мира (теория конгруэнтности); предмет – социальное поведение, которое объясняется через описание познавательных процессов человека. Представители – Хайдер, Ньюком, Фестингер, Осгуд, Креч, Крачфилд, Аш.

Психоаналитический подход — эмоциональная сторона межличностных отношений; группа основана на системе либидозных связей; представители – Байон, Беннис, Шутц. Силливан,

Интеракционизм — основные проблемы и предмет – когнитивный аспект коммуникации, формирование социальных установок (социальная роль, референтная группа), процесс социальной перцепции; интеракция, социальное взаимодействие, символическая коммуникация (система коммуникаций и межличностных отношений); человек – активный участник взаимодействия. Представители – Мид; Кун, Дензин, Стросс, Блумер, (символический интеракционизм), Линтон, Шибутани, Тернер, Гоффман, Мейсон, Гросс (ролевые теории), Кун, Мертон, Шериф (теории референтной группы).

Идеографический подход — подход к изучению личности, при котором уникальность каждого человека является первичной целью исследования. Впервые введен Олпортом.

Системный подход. Более высокий уровень системности был присущ, например, концепции Б.Г.Ананьева, который постоянно акцентировал внимание на взаимосвязях свойств (хотя и тоже абстрактных).

Потенциальные возможности системного подхода еще более высокого уровня таит многомерный метод исследования личности — метод «репертуарных решеток» Дж.Келли. Включая в рассмотрение личностные свойства и их разнообразных «носителей» — конкретных людей (родных, друзей и прочих) варианты данного метода все же не охватывают условий проявления свойств в широкой жизнедеятельности. Теоретическую предпосылку подхода к изучению личности на более высоком уровне системности создали идеи В.С.Мерлина об индивидуальном стиле деятельности как соотношении свойств личности и объективных требований деятельности. Однако в контексте проблемы личности речь должна идти не о тех или иных деятельностях, а о жизнедеятельности человека в целом. Кроме того, вряд ли следует трактовать индивидуальный стиль деятельности только как способ компенсации неэффективных в данных условиях свойств нервной системы, сужая этим данное самим В.С.Мерлиным определение стиля. Стремление расширить «жизненное поле» личности и ее исследования до всей жизнедеятельности, человеческого бытия в целом можно проследить у числа авторов (Л.И.Анцыферова, К.А.Абульханова-Славская, Д.А.Леонтьев и другие).

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур.

Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.

Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.

Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

Различие людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.

ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ (ПО К. К. ПЛАТОНОВУ)

Краткое название подструктуры

К данной подструктуре относятся

Соотношение биологического и социального

Подструктура направленности

Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы; интересы

Социальный уровень (биологического почти нет)

Подструктура опыта

Умения, знания, навыки, привычки

Соц.-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)

Подструктура индивидуально-психологических свойств

Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства)

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

Подструктура биологических, конституциональных свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

В качестве ведущей характеристики личности выступает направленность. Изучается она в комплексе психических свойств и состояний личности — потребности, интересы, склонности, мотивационная сфера, идеалы, ценностные ориентации, убеждения и т.д.

НАПРАВЛЕННОСТЬ — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

ВИДЫ НАПРАВЛЕННОСТИ:

— ОБЩЕСТВЕННАЯ, ЛИЧНАЯ, ДЕЛОВАЯ.

Другими словами, к чему стремится Личность, чего хочет, в чем реализуется. Направленность всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания.

Направленность включает в себя несколько иерархических форм:

• влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности;

• желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному;

• стремление — возникает при включении в структуру желания волевого компонента;

• интерес — познавательная форма направленности;

• склонность — интерес + волевой компонент;

• идеал – конкретизируемая в образе и представлении предметная цель склонности;

• мировоззрение – сложившаяся система взглядов: философских, естественнонаучных, нравственных, эстетических, этических, формирующихся в онтогенезе.

• убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Подробнее остановимся на 2-х формах направленности личности – интерес и убеждение.

ИНТЕРЕС – проявление познавательной потребности (потребность в познании).

В этой потребности существуют субъективная и объективная стороны.

Sb – эмоциональный компонент, т.е. отношение к процессу познания или получение удовольствия-неудовольствия от самого познавательного процесса.

Оb – это собственно познание или содержательная сторона познания.

Интересы имеют критерии — содержание, широта, глубина, действенность, не насыщаемость, устойчивость проявления (признак способностей).

УБЕЖДЕНИЕ — потребность поступать в соответствии со своими знаниями, ценностными ориентациями, мировоззрением.

Психологическая структура нравственных и научных убеждений

В нее входят 4 компонента — интеллектуальный, эмоциональный, единство знания и поведения, волевой.

Интеллектуальный компонент знаний. Д.И. Писарев писал: «Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления».

Эмоциональный. Отношение к знанию. В.Г.Белинский писал: «Знание превращается в убеждение лишь тогда, когда они не только усвоены умом человека, но проведены как бы через его сердце, через всю натуру человека. Идеи, ставшие убеждениями как бы узы, из которых человек не может уже вырваться, не разорвав при этом своего сердца».

Волевой — научить, довести до поступка, поведения. Некоторая психологическая готовность поступка.

Единство знания и поведения. Поступать правильно, т.е. формирование нравственной потребности: поступать правильно не потому, что знаем, что так надо, а потому, что не можем иначе.

ОБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИСТИННЫХ УБЕЖДЕНИЙ.

а) Деятельность человека. Последовательность, постоянство поступков, а не ситуативность. На этом основании можно прогнозировать поведение человека.

б) В особом психическом состоянии — уверенности в истинности, справедливости знания и идей.

в) В умении убеждать других.

Таким образом, убеждение сливается с интеллектом человека, его чувствами, волею и становится частью человеческого «Я».

Следующая подструктура личности — Опыт включает в себя практический и интеллектуальный опыт – это знания, умения, навыки, привычки. Чем разнообразнее и богаче опыт личности, тем шире сфера самореализации, самовыражения. Индивидуальный опыт человека складывается на основе общественного опыта.

Подструктура индивидуально-психологических свойств личности включает в себя: особенности познавательных процессов (ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления и речи, воображения); особенности эмоционально-волевой сферы; свойства темперамента, черты характера, способности.

В подструктуру биологических, конституциональных свойств входят свойства нервных процессов возбуждения и торможения (сила-слабость, подвижность-инертность, уравновешенность-неуравновешенность); возрастные и половые свойства психики.

1.2. Самосознание личности. Самооценка.

Сознание – это высшая форма отражения, сознание личности имеет общественно-исторический характер.

САМОСОЗНАНИЕ — это высший уровень развития сознания че­ловека, основа формирования его умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях, оценках, отноше­ниях, действиях и поступках.

Самосознание – это когнитивный (познавательный) компонент более глобальной системы «Я-концепция». Это знания о своей внешности, своих качествах, способностях, социальной значимости…

«Я-концепция» включает еще эмоциональный компонент — самоуважение, самолюбие, самоуничижение, оценочно-волевой — стремление повысить самооценку, завоевать уважение…

Самосознание — это осознание личностью своих возможностей в конкретных условиях жизни и деятельности.

ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ САМОСОЗНАНИЯ – познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни.

Структура самосознания — (по И.С. Кону):

  1. знание о себе, включает самопознание;
  2. отношение к этому знанию;
  3. практическое отношение к себе.

Пример, знание о себе — одинаковое и адекватное у 2-х людей, но отношение к этому знанию разное — один доволен результатом оценивания, другой — нет. В итоге, как результат — разное отношение к себе в деятельности и общении.

Конкретным проявлением определенного уровня развития самосознания личности, является САМООЦЕНКА (СО).

Самооценка выступает одним из базовых личностных образований. В ней выражаются два личностных параметра: уровень и адекватность (и потому выделяют две разновидности самооценок личности):

1) уровень личностных и других возможностей, потенциал индивида. Эти возможности, соотнесенные с конкретными условиями жизни и деятельности, решаемыми человеком проблема­ми, могут быть высокими, средними или низкими. В связи с этим и самооценка по уровню может быть у конкретного человека вы­сокой, средней или низкой;

2) восприятие человеком самого себя, своих возможностей, сил: он либо завышает, либо занижает их, либо оценивает адек­ватно. Соответственно самооценка личности может оказаться за­вышенной, адекватной либо заниженной.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других

САМООЦЕНКА – это ядро личности. Это «стержень» саморегулирования поведения на все этапах, а именно:

  • включается в мотивацию,
  • в направленность,
  • в выбор средств осуществления деятельности,
  • значительно влияет на интерпретацию достигнутого эффекта поведения

СО показывает, как человек оценивает себя, свою внешность, мотивы поведения, свои умственные, нравственные качества, как относится к этому знанию, в конечном счете СО — показатель самочувствия личности.

Но что же главное в самооценке?

Главное в самооценке (СО) – это ее соотношение с ОЦ (оценкой).

Оно бывает адекватное и неадекватное.

Необходимо понять, что важен не уровень самооценки (высокий, средний, низкий), а ее адекватность-неадекватность, т.е. ее соответствие-несоответствие оценке (мнению окружающих), именно оно становится важным фактором, который влияет на формирование и развитие личности, ее деятельности и поведения.

Уровни самооценки:

  • адекватные: высокий, средний, низкий;
  • неадекватные: очень высокий (завышенный), очень низкий (заниженный).

Неадекватная СО проявляется в избира­тельности восприятия информации, когда отбрасывается та информация, которая могла бы изменить самооценку личности.

Завышенная СО влияет на способность адекватно (правильно) оценивать свое состояние, уровень работоспособности и профессионализма, а значит, попадая в проблемные ситуации в деятельности и жизни, человек не может с ними справиться.

Занижен­ная СО, порождает неуверенность в своих силах и возможностях, также отрицательно влияет на формирование личности, ее деятельность и поведение .

Разрешить проблему неадекватности можно с помощью ряда ме­тодик, которые помогут:

  • сравнить себя, свои отдельные качества и лично­стные особенности с определенной шкалой, характеризующей степень расхождения его качеств с качествами других людей, что задает ориентации для самовоспи­тания;
  • увидеть свои ошибки, выявить недостатки в своей деятельности, осознать их;
  • выявить и более эффективно применять свои положительные качества, что формирует уверенность в себе;
  • сформировать более адекватную самооценку своих способностей, поведения.

ГЕНЕЗИС САМООЦЕНКИ.

Развитие самооценки в онтогенезе имеет свои закономерности. До подросткового возраста самооценка полностью зависит от оценки, но в подростковом возрасте все меняется. Именно самооценка становится главной в деятельности и поведении в подростковом возрасте и старше.

Сначала человек оценивает себя через других, а затем — других через себя. Критерии самооценки в зависимости от возраста.

  1. Ранний возраст (1-3 года) — оценка отдельных действий (ест сам ложкой — хороший).
  2. Дошкольный возраст (3-7 лет) – оценка конкретных поступков в деятельности (дежурство в живом уголке или на занятиях).
  3. Младший школьники — оценка результатов учебной деятельности.
  4. Подростковый возраст – самооценка влияет на оценку: по отдельной черте судят в целом о личности. Это обуславливает неадекватность СО, а отсюда и проблемы – в поведении и деятельности.
  5. Старшеклассники – совокупность черт личности, проявляющиеся в поступках и деятельности. СО достаточно устойчивая и, в основном адекватная.

Таким образом самооценка проходит путь от ситуативной к обобщенной.

1.3. Потребности личности

В личности есть две сущности — биологическое и социальное. Ведущее в личности – социальное, общественное. Личность носитель общественных и межличностных отношений. Природное перестраивается под влиянием общественного. Личность активная, в своей многосторонней деятельности и общении и, преобразуя окружающую действительность, вместе с тем творит самое себя. Социальное и общественное в личности слито воедино, но ведущую роль играет социальное, трансформируемое в сознание, самосознание.

Жизнь во всех своих формах связана с движениями, и по мере ее развития двигательная активность все более совершенствуется. Человеческая активность имеет особую форму активности, называемую деятельностью. Она избирательна в зависимости от целей и потребностей, направленности, ценностных ориентаций…

Деятельность есть только у человека. У животных имеется поведение, обусловленное естественными потребностями.

Движущей силой развития личности является мотивационно-потребностная сфера.

ПОТРЕБНОСТЬ – это:

1) — источник активности личности по отношению к среде, источник деятельности личности.

2) испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни, обучения и развития, деятельности.

Свойства потребностей.

  1. Пассивно-активный характер (возникновение потребности – пассивный характер, претворение — активный).
  2. Общественно-личный характер – удовлетворяем свои потребности, но через достижения общества (экономические, технические, культурные):

а) овеществленный труд,

б) исторически сложившиеся способы и приемы,

в) отражают запросы группы, социума (мода, ценности, интересы…).

  1. Не насыщаемость потребностей — источник активности.
  2. Новая потребность рождается в недрах (на основе) старой.
  3. Потребность возникает к тому, что значимо для личности.

Виды потребностей.

Все потребности подразделяются:

  • по происхождению — на естественные и культурные.
  • по предмету — на материальные и духовные.

I. ЕСТЕСТВЕННЫЕ (они есть и у животных) — в них выражается зависимость человека от тех условий, которые необходимы для сохранения и поддержания его жизни и потомства (вода, тепло, пища, продолжение рода).

Если не удовлетворяется, человек погибает или прекращается его род. Это потребности в воде – без нее человек может обходится 2-3 дня; в пище – можно выдержать 30-40 дней; без сна человек может выдержать — 6-7 дн. , но в экстремальных ситуациях и высоком уровне мотивации человек демонстрирует чудеса выносливости.

Отличие естественных потребностей человека и животных .

  • В сознательном контроле своих потребностей.
  • В способе их удовлетворения (пользоваться столовыми и бытовыми приборами).
  • Пристрастия и вкусы в еде зависят от уровня и культуры народа.

Человек, лишенный человеческих условий существования, может деградировать до уровня животного при удовлетворение естественных потребностей.

II. КУЛЬТУРНЫЕ — зависимость человека от продуктов деятельности человеческой культуры: этикет, музыка, литература, театры, изобразительное искусство.

Ш. МАТЕРИАЛЬНЫЕ — зависимость человека от предметов материальной культуры (жилье, предметы быта, одежда, мебель и т.п.) – проявляются они в потреблении. При их неудовлетворении человеку живется трудно .

IV. ДУХОВНЫЕ — зависимость человеческой жизни от продуктов (достижений) человеческого сознания. Проявляются в общении, усвоении знаний, умений, навыков. При их неудовлетворении человек живет скучно.

Особое место в жизни человека занимают потребности в ОБЩЕНИИ и ТРУДЕ. Экзюпери писал: «Одна из настоящих роскошей в нашей жизни — роскошь человеческого общения». Дефицит общения создает дискомфорт в жизни: человек чувствует себя невостребованным, а лишение общения ребенка в раннем детстве (например, когда удовлетворяются только естественные потребности) приводит к «госпитализму» – отставанию в умственном развитии, приводящее в некоторых тяжелых случаях к летальному исходу.

ПОТРЕБНОСТЬ В ТРУДЕ – это духовно-нравственная сторона человеческой жизни, ее отсутствие может стать причиной асоциального поведения.

1.4. Мотивы поведения. Цели личности и уровень ее притязаний

МОТИВ — это отраженная в сознании человека форма побуждения, которая активизирует его деятельность и направляет ее на удовлетворение потребностей.

Мотивы могут быть осознаваемые в большей или меньшей степени или совсем неосознаваемые. Но в направленности личности основная роль у осознаваемых мотивов. Другими словами, личность всегда должна осознавать, что и зачем она делает, какова ее цель.

Мотивационно-потребностная сфера личности — это фундамент,

на котором базируются жизненные цели личности.

Мотивы нашей деятельности выявляют цели личности.

ЦЕЛЬ – осознаваемый объект удовлетворения какой-либо потребности.

Необходимо различать цель деятельности и жизненную цель.

Цель деятельности раскрывает лишь одну или несколько сторон направленности личности.

Жизненная цель – интеграция всех частных целей, связанна с целями деятельности, частично реализуется вместе с ними. Осознание человеком не только цели, но и способов ее осуществления рассматривается как жизненная перспектива личности.

Формирование у личности профессиональной и других жиз­ненно важных видов направленности в значительной мере сводится к формированию у нее соответствующих систем смысловых и ценностных образований, притязаний личности.

ПРИТЯЗАНИЯ ЛИЧНОСТИ — это

претензии на определенное место в системе профессиональных и других социальных и межличност­ных отношений, на определенный успех в действиях, поступках, на то или иное место в жизни и т. п.

СОДЕРЖАНИЕ ПРИТЯЗАНИЙ оп­ределяется системой ценностей личности, а их уро­вень и характер — самооценкой личности. Самооценка выступает одним из базовых личностных образований. В ней выражаются два личностных параметра: уровень и адекватность (и потому выделяют две разновидности самооценок личности):

1) уровень личностных и других возможностей, потенциал индивида. Эти возможности, соотнесенные с конкретными условиями жизни и деятельности, решаемыми человеком проблема­ми, могут быть высокими, средними или низкими. В связи с этим и самооценка по уровню может быть у конкретного человека вы­сокой, средней или низкой;

2) восприятие человеком самого себя, своих возможностей, сил: он либо завышает, либо занижает их, либо оценивает адек­ватно. Соответственно самооценка личности может оказаться за­вышенной, адекватной либо заниженной.

Таким образом, возможны девять сочетаний названных видов самооценок личности, каждое из которых создает своеоб­разие самооценки личности. Это и приводит к соответствующему уровню и характеру ее притязаний в конкретных обстоятельствах жизни и деятельности, при совершении тех или иных действий, поступков.

Притязания личности — своеобразная интегральная форма выражения ценностей, уровня и характера самооценки личности.

Уровень притязаний (УП) – это косвенное выражение желаемого уровня самооценки (СО), проявляющийся в степени трудности цели или задач, на осуществлении которых претендует человек.

В УП две взаимосвязанных стороны: объективная (Оb) и субъективная (Sb).

а) объективная (Оb) — степень трудности тех задач, которые человек ставит перед собой, считая, что он с ними справится

б) субъективная (Sb) — степень трудности задачи, выполнение которой приносит человеку удовлетворение.

Связь между этими (Ob и Sb) сторонами УП противоречива.

С одной стороны — стремление повысить уровень притязаний, чтобы пережить мах успех, с другой – снизить уровень притязаний, чтобы избежать неуспеха.

Основное условие изменения УП – это «успех-неуспех» в выполнении задачи. В случае успеха УП обычно повышается и человек готов решать более сложные задачи и, наоборот, при неуспехе УП снижается.

Экспериментально доказано, что УП личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. УП формируется с учетом не только успеха-неуспеха, но и с учетом и оценкой прошлого опыта и неудач.

Рассмотрим факторы, влияющие на переживание успеха-неуспеха. Оно зависит:

1) от силы и глубины мотива. Если он был недостаточно сильным, то выполнение или невыполнение задачи (деятельности) не приносит ни удовлетворения, ни неудовлетворения. Например, если интересы личности лежат в иной области, в отличие от той, в которой предстоит решить задачи, то особенного расстройства мы не увидим.

2) О силе мотива можно судить по степени риска. При этом речь идет не об объективном понимании риска. Если мотив очень слабый, человек выбирает либо самoе легкое, наверняка выполнимое задание, либо непосильно трудное, т.к. возможная неудача его не огорчает. Предрасположенность к риску зависит от типологических особенностей личности (например, если судить по темпераменту, то самым «рисковым» будет холерик, в меньшей степени – сангвиник. Риск не свойственен флегматику, и тем более меланхолику.

3) Необходимое условие переживания успеха-неуспеха — положительное отношение личности к успеху-неуспеху — если голодный человек успел вовремя в столовую, то он переживает это как удачу, но не как успех, побуждающий его к более трудным, и сложным дачам, другим делам.

  1. Еще одно условие переживания успеха-неуспеха зависит от референтной группы, т.е. того, с кем сравнивает себя субъект, на кого он ориентируется. Сопоставления достигнутых результатов и социальных норм достижений.
  2. Переживание успеха-неуспеха, реакция на них зависит от самооценки личности.

Если достижение человека значительно ниже того, что он считает для себя посильным, то они не переживаются как успех. Если же неудачно выполняется задача, которую человек считает выше своих сил, то это не считается неуспехом.

Поэтому удачное выполнение чрезмерно легкой и удачное выполнение очень трудной задачи не отражается на последующем выборе степени трудности.

При неадекватной СО реакция на успех-неуспех тоже неадекватная.

Если исполнители переоценили свои возможности (завышенная СО), на успех они реагируют правильно и выбирают более трудную задачу, а на неудачу — неправильно и выбирают более трудную задачу (несмотря на неудачу).

Если исполнители недооценили свои возможности (заниженная СО), наоборот, на неудачу они реагируют правильно и выбирают более легкую задачу, а на успех — неправильно, т.е. вопреки успеху, выбирают более легкую задачу.

Только при адекватной самооценке, т.е. кто правильно оценивают свои возможности, возникает правильная реакция на успех-неуспех, на достижение и недостатки в деятельности.

Подведем итог. УП зависит от свойств личности в целом. Например, от мотивации достижения успеха или избегания неудачи. Одни в гораздо большей степени стремятся к успеху и меньше боятся неуспеха. Другие боятся неуспеха и меньше стремятся к успеху.

В основе стремления добиться успеха лежит такое свойство личности, как «честолюбие», т.е. желание утвердить ценность своей личности. Такого рода свойство личности в психологии обозначается как «ориентация на Я». В этом случае стремление к успеху преобладает над желанием избежать неудачи. Характерно индивидуальной направленности.