ХОД ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ. 1. Внимательно прочитайте план семинарского занятия

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Внимательно прочитайте план семинарского занятия. Вспомните, какие занятия из философии, педагогики, психологии и других дисциплин, полученные на предыдущих курсах, вы можете использовать при ответе. Если данная тема или отдельные вопросы рассматривались на лекциях по дисциплине «Педагогическая антропология», посмотрите свои записи.

2. Подберите всю рекомендованную литературу, просмотрите ее и наметьте, в какой последовательности лучше читать, с учетом того, что на некоторые вопросы плана можно ответить, изучив один источник, для ответа же на другие требуется работа с несколькими источниками.

3. Приступайте к чтению источников, используя оба вида чтения: ознакомительное (первичное) и повторное. При первичном чтении следует понять суть содержания, отметить, какие части текста к какому пункту плана, данного к семинарскому занятию, относятся, то есть сгруппировать материал по источникам, проявив умения анализа и синтеза.

При повторном чтении надо осмыслить не только отдельные части изучаемого источника, но и содержание в целом и его логику.

4. После этого можно приступить к конспектированию. Наиболее распространенная ошибка студентов при конспектировании такова: прочитав статью, а порой даже не дочитав, студент тут же начинает переписывать в тетрадь большие части текста, притом в той же авторской последовательности, без всякого осмысления, без всякого соотношения с формулировкой поставленных в плане семинарского занятия вопросов, без учета их логической последовательности, а на семинаре затем считывает из своей тетради эти отрывки. Для кого и зачем это «чтение вслух»? При подготовке вначале прочитывается весь материал, осмысливается с учетом поставленных вопросов, классифицируется и только потом можно делать записи.

Конспект может быть сжатым, тезисным, а может быть развернутым. Главное – раскрытие в нем сути вопросов, поставленных в плане семинара. Записи можно делать в виде уже готового ответа на вопросы, перетасовывая для этого отдельные части статьи, группируя их вместе, т.е. записывать все то, что относится к первому пункту и т.д. А можно законспектировать все ценные положения статьи полностью, включая и те, которые в плане данного семинара не находят отражения, но понадобятся студенту в его будущей работе. Однако в этом случае в тексте конспекта следует четко выделить те фрагменты записей, которые будут использованы на данном семинаре, продумать логику их изложения.

Конспект старайтесь писать своими словами, в отдельных случаях подкрепляя выделенные мысли цитатами.

2 стр., 972 слов

ЗАНЯТИЕ № 16. ВОПРОСЫ К МОДУЛЮ № 2

ВОПРОСЫ К МОДУЛЮ № 2 ПО БЖД. 1. Определение Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). (тема № 6). 2. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций (дать определение): - чрезвычайная ситуация (ЧС); - предупреждение ЧС; - ликвидация ЧС; - катастрофа; - авария; - стихийное бедствие. 3. Поражающие факторы источников чрезвычайной ситуации: - ...

Обратите внимание, как автор раскрывает сущность изучаемого педагогического явления, какое он дает ему определение (формулировку).

Процитируйте определение понятия автором и проанализируйте его, сравните с определением этого понятия предшественниками и с тем, которое дается в «Педагогическом словаре».

Определение педагогических понятий разными авторами выписывайте в тетрадь под названием «Педагогический словарь».

При составлении конспекта отметьте, насколько полно и глубоко раскрыто автором исследуемое явление, что им внесено нового, прогрессивного в теорию и практику решения проблемы по сравнению с его предшественниками и современниками.

Итак, конспект написан. Но работа с ним еще не заключена. Теперь его нужно прочитать, посмотреть еще раз, все ли основные положения выделены и подчеркнуты.

Составьте план своего ответа. Запишите для себя вопросы, требующие уточнения с учетом темы семинарского занятия.

В конце конспекта по каждому пункту плана сформулируйте контрольные вопросы, которые вы после своего ответа зададите аудитории с целью проверки усвоения изложенного вами материала. В свою очередь, каждый может задать вопросы выступающему.

5. Работа с учебниками при подготовке к семинарскому занятию поможет понять материал, запомнить его, сконцентрировав внимание на главном. Для этого надо сначала внимательно прочитать всю главу, найти ответы на вопросы, которые возникли в ходе конспектирования источников и при чтении своих записей прослушанной лекции. Особое внимание сосредоточьте на вопросах, поставленных в плане семинара, но не рассмотренных в лекциях, а вынесенных целиком на самостоятельную работу.

6. Готовясь к семинару, определите, какую часть материала можете преподнести при ответе наглядно, какие термины напишете па доске.

7. Если самостоятельно найдете интересную дополнительную литературу, подготовьте краткую аннотацию и порекомендуйте другим студентам ознакомиться с этими книгами.

8. Используя творческий подход, продумайте и предложите группе в соответствии с темой семинара своеобразную форму проведения занятия: диспут, конференцию, деловую или ролевую игру, заочную экскурсию, аукцион идей, презентацию педагогических книг, заседание редакционной коллегии, фрагмент театрализованной инсценировки, ресурсный круг и др.

9 стр., 4233 слов

2.Общие вопросы теории социального конфликта План

Концепции социальных конфликтов Этапы анализа социального конфликта Причины и классификация социальных конфликтов Функции СК 1.1. Характеристика концепций социального конфликта Проблема конфликта стара как мир. Однако до конца XVIII в. мыслители сводили его к проблеме господства и подчинения, разрешаемой благодаря регулирующей деятельности государства. Конфликт как социальное явление впервые был ...

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ НА СЕМИНАРЕ

1. Выступающие по основным вопросам делают свои сообщения с кафедры.

2. Их манера держаться перед аудиторией (речь, поза, жесты, одежда, прическа, контакт со слушателями) оценивается всей группой как поведение будущего учителя.

3. Студент начинает ответ с сообщения цели, формы своего выступления, изложения плана.

4. Пользуясь этим планом, студент должен рассказывать, говорить, объяснять, доказывать, но не читать. Необходимо научиться выступать без шпаргалок, конечно, отдельныe положения можно подкрепить цитатой.

5. Форма выступления допускает различная, даже с использованием элементов деловой игры. Отвечающий студент может выступить в роли учителя, излагающего новый материал, в роли освобожденного классного руководителя, проводящего какое-либо внеклассное мероприятие, в роли учителя, ведущего родительское собрание или выступающего на научно-методической конференции и т.д.

6. По содержанию студенческое выступление должно быть лаконичным и полным, основательным, глубоким, логичным с использованием примеров, с высказыванием студентом собственных оценочных суждений.

7. Ответ желательно сделать эмоциональным, пропущенным сквозь свое, личностное отношение к излагаемой проблеме, с сообщением своего собственного мнения.

8. Речь выступающего требует богатого словарного запаса, владения терминологией (философской, политической, психологической, педагогической, культурологической, искусствоведческой и т.д.), грамотного стилистического построения фраз, четкой дикции, ясного, внятного, литературного, в соответствии с правилами орфоэпии, произношения слов. Громкость определяется степенью отдаленности слушателей от кафедры. Темп речи избирается наиболее удобный для осознанного восприятия излагаемого.

Для того чтобы речь не была монотонной, следует поработать и над модуляцией голоса, его звуковой, интонационной, тембровой палитрой, придавая ему многокрасочные оттенки.

9. Выступающий должен видеть всех слушателей, управлять их вниманием, пользуясь образностью своей речи, сменой интонации, жестами, риторическими вопросами, а порой и прямым непосредственным обращением к аудитории.

10. В конце выступления студент предлагает слушателям сделать выводы, а затем сам обобщает сказанное, используя свои выводы, ранее записанные в конспекте.

21 стр., 10399 слов

Использование наглядных средств обучения в начальных классах

... наглядных методов обучения в начальных классах Наглядные методы обучения – это такие методы, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств. Такие методы обучения ... , и мысль облекалась в слово» [1, с. 16]. В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным ...

Если у студентов окажется различное понимание сути вопроса, различные оценки тех или иных явлений, то на семинаре заслушиваются и обсуждаются все точки зрения.

11. Перечень использованной литературы выступающий может сообщить или в начале своего выступления после изложения плана, или в самом конце выступления. Если это дополнительная литература, не указанная в списке к семинару, то желательно дать краткую рецензию.

12. После ответа выступающего всей группе предлагается сделать дополнения, задать вопросы.

Семинар №1.

 

Тема: Дидактика как наука

Цели:

– Усвоение понятий «дидактика», «образовательный процесс», «обучение»;

– Изучение происхождения и развития дидактики;

– Усвоение методических основ дидактики;

– Раскрыть функции и задачи дидактики.

 

План:

1. Дидактика как наука. Объект и предмет дидактики. Категории дидактики.

2. Происхождение и развитие дидактики.

3. Методологические основы теории обучения.

4. Функции и задачи дидактики.

 

Литература:

 

1. Педагогика / под ред. Л. П. Крившенко.­­- М.,2008.­- С. 232 ­­– 234.

2. Подласый И. П. Педагогика. — М., 2008. С. 176 – 180.

3. Педагогика / под. ред. П. И. Пидкасистого.­ – М., 2008. ­– С. 112­—123.

4. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2004. – С. 200-215

5. Харламов И. Ф. Педагогика.- Минск., 2004. ­­­­­— С. 121, 125 –127.

6. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб., 2001. – С. 13­ ­– 25.

 

Семинар №2. (4 ч.)

 

Тема: Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.

 

Цели:

– усвоить сущность образовательного процесса, дать характеристику его функций;

– раскрыть структуру процесса усвоения знаний, умений и навыков, основные закономерности и принципы обучения;

– развивать рефлексивные умения.

Базовые понятия:

 

Дидактика, обучение, процесс обучения, преподавание, учение, научение, знания, умения, навыки, обучаемость, обученность, учебные действия.

 

План:

 

16 стр., 7560 слов

Обучение аудированию на основе аудиовизуального метода

... метода на уроке иностранного языка в старших классах. Актуальность данной работы обусловлена процессом глобализации, внедрения технических средств при обучении ... видоизменениями, обусловленными развитием педагогики и сопредельных с нею ... процесс обучения организуется совсем иначе. Обучение устной речи, например, невозможно без обучения лексике и грамматике. Некоторые сформулированные в дидактике ...

1.Раскрыть понятия: обучение, преподавание, познание, учение, научение, учебная деятельность.

2 .Цель, задачи , функции процесса обучения.

3. Сущность и структура процесса обучения. Двусторонний характер процесса обучения.

4. Логика образовательного процесса и структура процесса усвоения знаний.

5. Закономерности процесса обучения.

6 Принципы и правила процесса обучения.

 

Темы для содокладов и сообщений:

1. Виды обучения и выбор учителем вида обучения.

2. Личность школьника и учение.

3. Обучение как сотворчество учителя и ученика.

4. Единство преподавания и учения.

 

Задания к семинару:

 

Продолжите ведение словаря педагогических понятий.

Проведите рефлексию процесса изучения вопросов №5 и № 6, дописав следующие незаконченные предложения.

«Когда я изучал материал о закономерностях, принципах и правилах процесса обучения, …

– мне показалось самым главным (особенно важным)…

– особенно интересным…

– я был удивлен…

– я порадовался…

– мне было неприятно

– я был восхищен…

– я был разочарован…

– мне было непонятно.

– я согласен

– я не согласен…

– принципиально новыми для меня явились…

Литература:

 

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2006.

2. Педагогика. / под. ред. Л. П. Крившенко..– М., 2008 – Главы: 13,14 ( С.­­ 236­ ­– 261).

3. Подласый И.П. Педагогика.– М., 2008. Глава 6 (п. 1-5), 8, 9.

4. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2004. – С. 200-215 .

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2008. – Главы: 10,11.

6. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб., 2001.­– С.­ 35 ­­­­­– 90.­­

 

Занятие №3 ( 4 ч.)

Тема: Методы и средства обучения.

 

Цель:

— усвоить понятия: методы и средства обучения, знать классификации методов и средств обучения и характеристики методов и средств обучения, критерии выбора методов и средств обучения:

— развитие прогностических, проективных и рефлексивных умений.

 

План:

 

1. Классификация методовобучения.

2 Понятия: метод, прием, средство обучения.

3. Характеристика основных методов обучения.

4. Классификация средств обучения.

5. Характеристика основных средств обучения.

6. Критерии выбора методов исредств обучения.

 

Задание к семинару

 

1. Объединившись в пары, выполните упражнение на выбор методов и средств обучения. Выберите предмет (математика, физики, информатика), класс, тему, сформулируйте цели урока и обоснуйте свой выбор методов и средств обучения. Используйте учебники по предмету. Дополнительные условия: представьте, что Вы и Ваш коллега ведете один предмет в разных классах одной параллели; ваши классы отличаются друг от друга по уровню подготовки по данному предмету и профилю. Выберите себе классы из следующих «наборов»:

— класс со средним уровнем обученности и обучаемости и класс повышенного уровня;

— класс повышенного уровня и коррекционно-развивающий класс;

— профильный гуманитарный класс и класс со средним уровнем подготовки;

— профильный физико-математический и коррекционно-развивающий.

Выполняя упражнение, выделите, что может быть общего в выбранных вами методах и средствах обучения учащихся различных классов одной теме, а что — отличного.

2. Проанализируйте, каких знаний об уроке как форме организации обучения Вам не хватило для выполнения задания №1.

 

Литература:

 

1. Педагогика / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2006 – Главы: 12,13,14

2. Подласый И.П. Педагогика. – М.,­­­ 2008. ­­– С. 287 ­– 312.

3. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002. – С. 216-224.

4. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2008. – С. 189 – 207, 225–243.

5. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2008 – С. 274 –290.

6. Сластенин В. А. Педагогика.– М., 2007. – С. 268 – 276.

7. Хуторской А. В. Современная дидактика. – СПб., 2001 – С. 35–90.

 

Занятие № 4.

 

Тема: Формы организации обучения.

Цель:

— усвоить понятие формы организации обучения, их классификации и характеристики: знать историю развития форм организации обучения, понятие классно-урочной системы обучения, основные требования к современному уроку.

 

План:

 

1.Раскрыть понятия: форма организации обучения, подходы к классификации организационных форм обучения.

2. Характеристика способов обучения, организационных форм обучения (индивидуальной, индивидуально-групповой, групповой), коллективный способ обучения.

3.Характеристика формы учебной деятельности учащегося (парная, групповая, коллективная, самостоятельная работа).

4.Характеристика формы организации текущей учебной работы класса, группы (урок, экскурсия, домашняя работа, лекция, семинар и др.).

5.Урок: понятие, типы, структура, конструирование и анализ.

 

Задания к семинару:

1. Систематизируйте и обобщите все свои знания по теории обучения и на этой основе разработайте основные требования к современному уроку.

2. Разработайте алгоритм подготовки учителя к уроку.

3. Разработайте правила подготовки учащихся к уроку.

4. Разработайте свои варианты схемы тематического планирования и схемы плана-конспекта урока.

Литература:

 

1.Педагогика / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2006. – Глава 10

2.Подласый И.П. Педагогика. – М., 2008.– С. 325 – 341.

3.Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002. – С. 244-259.

4.Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2008 – Глава 17.

5.Сластенин В. А. Педагогика .– М., – С.251– 257.

6.Педагогика / под. ред. П.И. Пидкасистого.–М., 2008 – С.209 – 215.

 

Лабораторно-практическое занятие № 5-6

Тема: Урок как основная форма организации процесса обучения.

Цель

— вооружить знаниями об уроке как целостной системе. Познакомить с различными подходами к классификации уроков и подходами к анализу уроков. Сформировать умения составлять план-конспект урока, и обосновывать его.

 

План:

1.Классно–урочная система обучения и ее альтернативы.

2..Урок как целостная система. Типология и структура уроков. Дидактическая, методическая, психологическая, подструктуры уроков.

3..Основные требования к современному уроку (организационные, дидактические,

психологические, гигиенические).

 

4.Подготовка учителя к уроку. Варианты, схемы поурочного плана – конспекта.

5.Педагогическое руководство подготовкой учащихся к уроку. Памятка учащемуся по подготовке к уроку. Организация домашней работы учащихся.

6.Различные подходы к анализу урока: системный, комплексный и пр. виды и типы анализа урока: дидактический, методический, психологический, полный, краткий, аспектный и др. Примерные программы анализа урока (с учетом специальности факультета).

 

Задания для семинара:

(выполняются группами по два-три человека, каждое занятие готовят две малые группы и выступают на занятии как оппоненты)

Сформулируйте основные требования к современному уроку.

Разработайте алгоритм подготовки учителя к уроку.

Разработайте правила подготовки учащихся к уроку.

Разработайте свой вариант схемы плана-конспекта урока.

 

Литература:

1.Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2006. – С. 134-143.

2.Сластенин В.А. и др. Педагогика.– М., 2007. – С. 251–257.

3.Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2008.– С. 209–215.

4.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. — М., 2006.

5.Подласый И.П. Педагогика. – М., 2008. – С. 325–341.

6.Хуторской А. В. Современная дидактика. – М., 2001.– С. 297–318.

7.Харламов И. В. Педагогика.– Минск., 2004.– С. 221 – 277.

 

 

.

Семинар № 7 — 8.

Тема: Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

 

Цели:

– усвоить понятие содержания образования, знать теории формирования содержания образования, документы, отражающие содержание образования: государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, учебник:

– показать особенности содержания образования в гимназии, лицее и других типах учебных заведений;

– развивать аналитические умения.

Базовые понятия:

 

образование, образовательный процесс, содержание образования, государственный образовательный стандарт, образованность.

План:

 

1. Мировая, национальная культура и базовая культура личности как основа отбора содержания образования..

2. Научные основы определения содержания образования и их характеристика.

3. Теории формирования содержания образования.

4. Принципы и критерии отбора содержания образования.

5. Государственный стандарт общего образования, его содержание и структура.

6. Носители содержания образования и их характеристика: учебные планы, программы, учебники, учебно-методические комплексы.

 

Темы для содокладов и сообщений:

 

1. Образование как общественное явление и педагогический процесс.

2. Национальная доктрина образования в РФ. Народное образование. — 2000. — №2.

3. Тенденции развития системы школьного образования.

4. Особенности содержания образования в различных типах школ: гимназии, лицеи, Вальдорфская школа, школа диалога культур, русская школа и т. д.

 

 

Задание к семинару:

 

1. Проанализируйте структуру школьных учебных программ по своей специальности.

2. Сформулируйте и обоснуйте свои требования, предъявляемые к учебнику.

3. Сравните 2, 3 учебных пособия по педагогики и выявите наиболее соответствующее Вашим требованиям; Выявите учебные пособия, наиболее полно реализующие дидактические функции учебника.

 

Литература:

1. Крившенко Л.П. Педагогика. Учебник.– М., 2008 – Глава 15.

2. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2008. – С. 59–108

3. Подласый И, П. Педагогика.– М., 2008.– С. 180–207.

4. Сластенин В. А. Педагогика.– М..2007.–С. 214–245.

5. Харламов И.Ф. Педагогика. – Минск, 2004.– С. 128–140, 463 – 473.

6. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб., 2001.– С.168–230.

 

Семинар № 9

 

.Тема: Система образовательных учреждений в России. Авторская школа, (тема, вынесенная на самостоятельное изучение)

Цель:

– усвоить понятие и структуру системы образования в России, знать типологию и основные мололи образовательных учреждений, содержание понятия «авторская школа», тенденции в развитии авторских школ, характеристику инновационных процессов в российском образовании.

План:

 

1. Характеристика системы образования в России.

2. Типология и многообразие образовательных учреждений.

3. Авторские школы XX века (сообщения).

4. Инновации и реформы в современной российской школе.

 

Форма отчета по данной теме: написание реферата, сообщение по определенному вопросу темы на конференции; возможно собеседование.

 

Литература:

 

1. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об Образовании». – М., 1996. – Глава

2. Педагогика / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2006. – Глава 10.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

4. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2008. – С. 353 –373.

5. Педагогика / под. ред. П.И. Пидкасистого.– М., 2008.– С.84 –108.

 
 
 

Семинар № 10

Тема: Проблемное обучение.

 

Цель: Раскрыть понятия: проблемное обучение, учебная проблема, проблемная ситуация, познакомиться с возможными вариантами классификаций проблемных ситуаций, формирование умений планировать проблемный урок.

 

План:

1. Сущность проблемного обучения.

2. Проблемные ситуации: понятие, условия создания, классификации.

3. Методы проблемного обучения.

4. Уровни проблемного обучения.

5.

Практическое задание:

  1. Запланируйте тему и построение урока, на котором учащиеся будут решать проблему типа «открыть».
  2. Начните урок с создания проблемной ситуации ( используйте приемы разных типов).
  3. Проведите объяснение нового материала путем проблемного изложения.
  4. Разработайте серию вопросов к эвристической беседе ( частично-поисковый способ обучения).

Литература:

1. Андреев В.И. педагогика.– Казань, 2006. – С. 259 – 270.

2. Педагогика: учебник для вузов по пед. специальностям / под ред. Л.П.Крившенко.-М.:Проспект,2008. – С. 332–334

 

2. Сластенин В.А. Педагогика.– М., 2007.– С. 193–199.

 

.

Дополнительная:

1. Кудрявцев В.Т.Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1997.-80 с.

2. Ильницкая И.А.Проблемные ситуации и пути их создания на уроке.-М.:1985.

4. Брушлинский А.В.Психология мышления и проблемное обучение.-М.:Знание,1983.

 

Семинар № 11

Тема: Закономерности процесса усвоения знаний и их учет в построении учебного процесса.

Цель: 1)раскрыть понятия: учение, научение, учебная деятельность, процесс обучения, учебный процесс, знания, умения, навыки, учебные действия и операции, умственные действия;

2) изучить логику процесса усвоения знаний и особенности протекания когнитивных процессов у учащихся.

План:

1. Раскрыть сущность понятий: учение, научение, учебная деятельность, процесс обучения, учебный процесс, знания, умения, навыки,

учебные действия и операции, умственные действия.

2. Характеристика процесса усвоения знаний.

3. Теория поэтапного формирования умственного действия П.Я.Гальперина.

4. Учет закономерностей процесса усвоения знаний учащимися в построении учебного процесса.

Литература:

1. Педагогика: учеб. пособие по дисциплине « Педагогика и психология» (часть 1 «Педагогика») для вузов.- М.: Высшее образование,2008.-430 с.- Педагогика — Учебники вуза*

2. Григорович Любовь Алексеевна. Педагогика и психология: учеб. пособие для вузов.- М.:2004.-480 с.

3. Харламов Иван Федорович. Педагогика.- Минск., 2004.-272 с.

 

Семинар №12

Тема: Образовательные технологии.

Цель:

— сформировать понятие «образовательные технологии» и умение характеризировать некоторые дидактические технологии

План:

 

1.Понятие педагогической и образовательной технологий. Характеристика некоторых современных дидактических технологий: программированного обучения, информационной, компьютерной, технологии взаимного обучения, технологии контроля и оценки учебных достижений, технологии предметного тестирования и др.

2. Информационные технологии в обучении. История и современность.

3.Технология полного усвоения знаний. Технология коллективного взаимообучения (коллективный способ обучения, методика учебной работы в парах постоянного и сменного составов).

4. Технология индивидуальной и групповой учебной работы

 

Литература:

1. Полат Е. С.. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2007.– С. 24–64

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. –М., 1998.

3. Педагогические технологии: что такое и как их использовать в школе. Науч. Ред. Шамова Т.И. – Москва-Тюмень, 1994 . – С. 15-52.

 

Семинар № 13.

Тема: Технология развивающего обучения.

Цель – формирование понятия развивающего обучения, анализ теорий развивающего обучения.

План:

1. Понятие о развивающем обучении.

2. Концепция Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

3. Концепция Л.В. Занкова.

4. Современные подходы к разработке личностно–развивающего обучения.

 

Задание:

 

.Сравнить деятельность учителя и учащихся при традиционном и развивающем обучении.

 

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогика. – Казань, 2006. – С. 251-259.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2006. – С. 25-30.

3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2008. – С. 263-293.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. – С. 180-200.

5. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2004. – С. 262-280.

6. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М., 2000. – С. 79-110.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. Задание № 1. Выберите одно из предложенных ниже заданий

К теме 1

Задание № 1. Выберите одно из предложенных ниже заданий. Выполняя его, Вы лучше поймете что Вы уже знаете по дидактике и что хотите знать. Можно

работать над ним одному, вдвоем или втроем. В конце занятия Вы расскажите коллегам о том, почему именно так выполнили задание и как шла работа над ним (т.е. сформулируете цель, которую Вы ставили перед собой, кратко обосновав ее, охарактеризуйте процесс достижения цели, опишите конечный результат).

Приготовьте задание в письменном виде для сдачи преподавателю.

  1. Составьте оглавление учебного пособия «Дидактика», которое Вы хотели бы иметь у себя (или написать для студентов).

    Желательно как можно детально прописать оглавление, используйте разделы, главы, параграфы, пункты и подпункты.

  2. Составьте содержание (оглавление 1 сборника тезисов докладов на научной студенческой конференции «Современные проблемы теории и практики обучения»).

    Какую тему доклада из этого сборника Вы бы выбрали для себя?

  3. Разработайте тематику рефератов, которые Вы хотели услышать и обсудить на занятиях по дидактике. Какой реферат Вы бы взяли себе?
  4. Составьте перечень творческих заданий по дидактике. Какое из этих заданий вам хочется выполнить?
  5. Разработайте содержание контрольной работы по определенной теме или по всему курсу дидактики.

Дайте ответы на некоторые вопросы этой работы, выполните некоторые ее задания так, как можете это сделать сейчас.

  1. Составьте перечень вопросов по дидактике, ответы на которые Вы можете дать уже сейчас в определенном объеме. Дайте эти ответы.

Можно оформить задания следующим образом:

Тема Вопрос Ответ
1. 1. 1.
2. 2. 2.
3. 3. 3.

7. Составьте перечень вопросов, которые, как Вы полагаете могут вызвать у Вас и у преподавателей затруднения при ответе на них. Укажите какие из них Вы хотели бы предложить для углубленного изучения коллегами, какие для обсуждения на практическом занятии, по каким – хотели бы услышать лекцию.

  1. Придумайте для себя задание, которое помогло бы Вам осознать, что Вы знаете по теории и практике обучения, сейчас до изучения дидактики , и также понять, что Вы считаете необходимо знать современному учителю, но пока этого не знаете. Выполните это задание.
  2. Выберите книгу по теории и практике обучения. Сделайте ее библиографическое описание, напишите аннотацию, законспектируйте ее в отдельной тетради или на отдельных листках бумаги, выделяя теоретические сведения и практические рекомендации учителю.

Рекомендуется следующая форма конспекта:

Теория для практики     Полезные советы
   

С помощью известных Вам категорий педагогики выберите основные и проведите классификацию добытых из этой книги знаний.

Задание выполняется индивидуально и в письменном виде сдается преподавателю, желательно устное выступление на семинаре.

Задание № 2. Заполните таблицу:

 

Дидактика–наука или искусство? а) наука – что это подтверждает?
б) искусство – почему?
Источники дидактики –…
Понятия дидактики –…
Категории дидактики: Законы –…
Закономерности –…
Принципы –…
 

 

К теме 2

Задание № 1. Заполнить таблицу:

Характеристика принципов обучения

Принципы обучения Суть принципа Правила реализации принципа
Научность    
Доступность    
Наглядность    
   
   
   
   

 

К теме 3

Задание № 1. Заполнить таблицы:

1.Теории организации содержания образования:

Название теории Автор Основные положения теории Достоинства Недостатки
1.        
2.        
3.        
4.        
5.        

2.Структура учебного плана:

Части учебного плана Компоненты учебного плана Виды учебных занятий
1. 1. 2. 1. 2.
2. 3. 3.

3.Способы построения учебной программы:

Способ построения учебной программы Сущность способа Достоинства способа Недостатки способа
     

4.

Составные части школьной программы

 

5.Составить схемы: а) требования к учебнику; б) функции учебника; в)структура учебника.

К теме 4

Задание № 1. Заполнить таблицу:

 

Системы обучения
Система взаимного обучения Мангеймская Дальтон – План План Трампа
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

К теме 5

1.

Этапы развития методов обучения Характеристика методов обучения
1.Древние времена  
2.Период появления школ  
3.Средние века  
4.17–18 век  
5.19–18 век  

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1.Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация.– М., 2006.

Кукушин Вадим Сергеевич. Теория и методика обучения: учеб. пособие для вузов /В.С.Кукушин. — Ростов н/Д:Феникс. — 2005 .- 474 с.

Педагогика: учеб. Пособие по дисциплине «Педагогика и психология» (часть I»Педагогика») /под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: Высшее образование. — 2008.-430 с.

Педагогика: учебник для вузов по пед. специальностям/под ред. Л. П. Крившенко.-М.: Проспект. — 2008.-432 с.

Подласый Иван Павлович. Педагогика: в 3 кн.: учеб. для вузов по направлению подготовки и специальностям в области «Образование и педагогика»/И. П. Подласый.-2-е изд., испр. и доп.-М. : ВЛАДОС.-(Педагогика и воспитание).

Кн. 1:Общие основы. — 2007.-527 с.

Сластёнин Виталий Александрович. Педагогика: учеб. пособие для вузов по пед. специальностям/В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина.-5-е изд., стер. — М.: Академия. — 2006.-576 с.

Дополнительная

1. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 544с.

2. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ по курсу “Дидактика”

(физико-математический факультет, 2011-2012 учебный год, 3 курс)

Преподаватель Бизина Н.М.

1. Дидактика как наука, ее объект и предмет.

2. Категории дидактики: обучение, преподавание, учение, их взаимосвязь. Связь

3. дидактики с другими науками.

4. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах

человека, общества и государства.

5. Образование как общественное явление и педагогический процесс.

6. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса.

7. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.

8. Закономерности и принципы обучения.

9. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.

10. Двусторонний и личностный характер обучения.

11. Единство преподавания и учения.

12. Обучение как сотворчество учителя и ученика.

13. Анализ современных дидактических концепций.

14. Методы обучения: понятие, классификации, выбор

15. Характеристика словесных и наглядных методов обучения.

16. Практические методы обучения.

17. Средства обучения и их классификации.

18. Компьютерные средства обучения: электронные носители информации, веб-сайты,

веб-страницы, веб-квесты.

19. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса.

20. Формы организации обучения и их развитие в дидактике.

21. Урок как целостная система. Типы уроков и их структура.

22. Основные требования к современному уроку.

23. Классно-урочная система обучения и ее альтернативы.

24. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

25. Теории формирования содержания образования.

26. Принципы и критерии отбора содержания образования.

27. Государственный образовательный стандарт. Компетентностный подход в

образовании.

28. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.

29. Учебные планы государственных и негосударственных школ.

30. Учебные программы и способы их использования в школьной практике.

31. Характеристика учебников и учебных пособий, требования к ним.

32. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы.

33. Инновационные образовательные процессы.

34. Образовательные технологии: понятие, уровни, структура, критерии

технологичности.

35. Классификации образовательных технологий.

36. Характеристика одной (на выбор) образовательной технологии, связанной со

спецификой наук естественного профиля.

37. Дистанционное обучение.

38. Дидактические основы проблемного обучения.

39. Программированное обучение.

40. Технологии контроля и оценки учебных достижений.

41. Предметное тестирование.

42. Модульно- рейтинговая система контроля в обучении.

Терминологический словарь

Преподавание – педагогическая деятельность по управлению познавательной деятельностью учащихся.

Развитие личности –процесс количественныхи качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека.

Образование –1) целенаправленная и систематическая передача уч-ся содержания образования, ценностных ориентаций и отношений. 2) процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, формирования ценностных отношений и мировоззрения. 3) единый процесс физического и духовного становления личности, ее социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны

Гуманизация образования – ориентация процесса обучения на развитие и саморазвитие личности, на раскрытие ее индивидуальности

целенаправленный процесс формирования личности в соответствии с потребностями общественно-экономического развития; 3) целенаправленный систематический процесс воздействия на личность с целью формирования характера, морально-волевых качеств, норм и правил поведения в обществе; 4) целенаправленное развитие мировоззрения и мотивационно-ценностной сферы личности; 5) профессионально педагогическая деятельность, содействующая максимальному развитию личности ребенка, обеспечивающая вхождение его в контекст современной культуры.

Обучение –целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в результате которого формируются знания, умения и навыки, развивается мировоззрение, нравственные и другие качества личности.

Теория обучения – наука, изучающая процесс обучения, содержание образования, принципы, формы способы и средства реализации обучения.

Педагогический процесс – 1)целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся, реализующее цели образования в условиях педагогической системы. 2) специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателя и воспитанников, направленное на достижение педагогической цели.

Педагогический процесс как целостная структура объединяет в себе воспитание и обучение.

Движущие силы педагогического процесса– противоречия возникающие между знаниями и умениями учащихся; условиями и результатами обучения и воспитания; идеальными целями педагогического процесса и реальными результатами

Дидактика (теория обучения)

Основные характеристики процесса обучения (ПО):1)организованное взаимодействие учителей и учащихся; 2) вооружение учащихся знаниями и способами учебной деятельности, в результате осуществляется их умственного развитие; 3) соответствие результата обучения его целям.

Сущность ПО – единство преподавания и учения.

Функции ПО: образовательная — передача и усвоение ЗУНов, развивающая- ориентация на зону ближайшего развития, воспитывающая — формирование нравственно-эстетических представлений, дисциплинированности ученика и способности к взаимодействию с учителем и лругими учащимися.

Движущая сила ПО – противоречия, возникающие в ходе обучения между требуемыми и достигнутыми ЗУНами; между требуемым и достигнутым уровнем отношений учащихся к учению

Признаки ПО– целенаправленность, двусторонний характер, управляемость .

Модели обучения -объяснительно-иллюстративное (сообщающее), программированное, проблемное.

Технологии обучения –строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Виды современных технологий обучения – развивающие, личностно-ориентированные.

Ученик в процессе обучения– выступает как объект педагогической деятельности (формирование ЗУНов в результате целенаправленной деятельности учителя) и субъект собственной познавательной деятельности (процесс самообразования).

 

Преподавание– 1) упорядоченная деятельность педагога по реализации образовательных задач, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний; 2)целенаправленная деятельность учителя по организации и управлению познавательной деятельностью учащихся.

Учение – 1) усвоение содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности; 2) учебно-познавательная деятельность, в ходе которой происходит усвоение ЗУНов.

Знания– отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий.

Умение – освоенный человеком способ выполнения действия.

Навык – способ выполнения действий и операций, ставший в результате многократных упражнений автоматизированным.

Способности– индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности.