РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б.3.ДВ2. Коммуникативная деятельность заикающихся детей
Направление подготовки: 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование
Профиль подготовки: Логопедия
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная, 4 года
Н. Новгород
2013 г.
Рабочая программа составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки050700 «Специальное (дефектологическое) образование», утвержденного 18 января 2010г., № 49.
2. Учебного плана по направлению подготовки 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование», профилю подготовки «Логопедия», утвержденного «30»августа 2013г.
Рабочая программа по дисциплине «Коммуникативная деятельность заикающихся детей» принята на заседании кафедры специальной педагогики и психологии, протокол № 2 от «30»сентября 2013 г.
Разработчики: к. психол. наук, доцент Е.В. Жулина
СОГЛАСОВАНО
Зав. кафедрой специальной
психологии и педагогики
_________________/С.Н. Каштанова/
«____»_______________201__г.
СОГЛАСОВАНО
Зав. выпускающей кафедрой
специальной психологии и педагогики
________________/С.Н. Каштанова/
«___» ___________201__г.
СОГЛАСОВАНО
Директор библиотеки
_________________/_______________/
«____»_______________201__г.
ель и задачи дисциплины
Целью освоения дисциплины «Коммуникативная деятельность заикающихся детей» является формирование у студентов профессиональных компетенций в сфере осуществленияпрофессиональнойкоррекционно-педагогической (логопедической) деятельности в условиях как специальных, так и общеобразовательных учреждений с заикающимися воспитанниками.
Рабочая программа 39
... ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2012. Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры педагогики и психологии детства ИПиПД УрГПУ Протокол № 10 от ... Цели и задачи дисциплины Дисциплина «Психология» является научной основой подготовки бакалавра педагогики, профессиональная деятельность которого направлена на работу в дошкольном образовании. В ...
Задачи дисциплины:
— формирование у студентов знаний, умений и навыков определения и анализа структуры речевого дефекта при заикании;
— формирование знаний, умений и навыков определения причин и механизмов речевых темпо-ритмических расстройств;
— формирование знаний, умений и навыков осуществления коррекционно-педагогической (логопедической) деятельности в условиях как специальных, так и общеобразовательных учреждений.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина Коммуникативная деятельность заикающихся детей» включена в профессиональный цикл дисциплин.
Коммуникативная деятельность заикающихся детей» опирается на содержание таких дисциплин, как: «Специальная педагогика. Специальная психология», «Введение в логопедическую специальность. Логопедическая ритмика».
Освоение дисциплины Коммуникативная деятельность заикающихся детей» является необходимой базой для изучения дисциплин: «Логопедические технологии», «Логопсихология и онтогенез речевой деятельности. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями», «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями и их семейное воспитание», «Логопедические практикумы».
ребования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:
ОК-5 — способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии
В результате освоения данной дисциплины студент должен:
знать:
— методы, методики, содержание, организацию логопедической работы направленную на формирование коммуникативных навыков у заикающихся;
— принципы организации коррекционно-образовательной среды, составляющие ее элементы и связи между ними;
— формы и методы профилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата и речевого режима в образовательном учреждении и семье;
— методы консультирования родителей детей раннего возраста с отклонениями в речевом развитии и педагогов;
— формы и методы профилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата и речевого режима в образовательном учреждении и семье;
— принципы и современные концептуальные подходы, определяющие организацию, содержание, планирование и проведение коррекционно-речевой работы;
— содержание и специальные методики обучения детей раннего возраста с отклонениями в развитии речи в образовательных учреждениях.
уметь:
— применять результаты диагностического обследования для составления индивидуальных программ коррекции нарушенных функций в соответствии с формой и степенью заикания;
— разрабатывать и практически осуществлять методику коррекционного воздействия по формированию коммуникативных навыков в соответствии с речевыми, интеллектуальными, двигательными, возрастными и индивидуальными возможностями ребенка;
— осуществлять перспективное и текущее планирование индивидуальных и фронтальных логопедических занятий с детьми;
— осуществлять комплексный анализ и самоанализ логопедических занятий разного типа;
— способствовать повышению психолого-педагогической культуры педагогов и родителей.
владеть:
—навыками обобщения результатов диагностики, формулирования выводов констатирующего, диагностического, прогностического, и коррекционно-методического характера;
— навыками разграничения уровня сформированности коммуникативного навыка;
-навыками разработки, проведения и анализа индивидуальных и фронтальных логопедических занятий.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего зач.ед. | Всего часов | Семестр |
Общая трудоемкость дисциплины | |||
Аудиторные занятия | |||
в т.ч. занятия в активной и интерактивной формах | |||
Лекции | |||
Практические занятия | |||
Самостоятельная работа | |||
Вид итогового контроля | зачет |
одержание дисциплины
5.1. Тематический план
Одержание разделов дисциплины
Раздел 1. Психофизиологические, психологические и социально-психологические аспекты коммуникаций.
Межличностные коммуникации в контексте трансактного анализа. Типология личности и межличностное общение.Типология личности и межличностное общение. Психофизиологические особенности восприятия и переработкиинформации.
1.1. Общая характеристика коммуникативной сферы у детей с заиканием.
Характеристика уровней развития коммуникативной сферы детей с заиканием. Зависимость коммуникативной сферы от степени заикания. Зависимость от личностных и психологических особенностей детей.
1.2. Логопедическое обследования уровня сформированности коммуникативных навыков у детей с заиканием.
Методы и приемы обследования коммуникативной сферы детей с заиканием. Схема и методика сбора анамнеза. Рекомендации к проведению логопедического обследования.
Раздел 2. Теоретические основы формирования коммуникативных умений у детей с заиканием.
Исторический подход при формировании коммуникативных навыков. Современный подход к формированию коммуникативных умений у детей с заиканием. Теоретические основы логопедического воздействия направленного на формирование коммуникативных умений. Формирование коммуникативных умений в системе комплексного логопедического воздействия с заикающимися детьми.
2.1. Методика формирования коммуникативных навыков у детей с заиканием.
Традиционные и нетрадиционные концепции формирования коммуникативных умений у заикающихся детей. Основные методы и приемы, направленные на формирование коммуникативных умений. Составление перспективного планирования в работе и конспектов занятий.
2.2.Направления профилактической и развивающей логопедической работы по формированию коммуникативных умений у заикающихся детей.
Использование методов и приемом по предупреждению трудностей в коммуникативной сфере у детей с заиканием. Реализация профилактической работы в системе преодоления заикания у детей. Значение профилактической работы.
2.3. Работа с родителями заикающихся детей.
Совместное обсуждение программ при коррекционном обучении и воспитании. Беседа с родителями по поводу совместно подхода в системе коррекции. Анкетирование родителей. Консультации для родителей о причинах, особенностях коммуникативных навыков у детей и способах их коррекции. Просветительская работа (подготовка памяток, подбор и распространение логопедической и психолого-педагогической литературы).
азделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями
Наименование компетенций | № разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций | |
ОК-5 | + | + |
бразовательные технологии
Для обеспечения данной дисциплины необходимы:
— оборудованные аудитории;
— технические средства обучения: видеомагнитофон, DWD плеер;
— видеофильмы, видеоматериалы школьных уроков.
— учебно-наглядные пособия;
— наличие учебников по предмету.
На практических занятиях организуется активная деятельность студентов, направленная на освоение ими общепрофессиональных умений аналитического и конструктивного характера. Для этого используются активные формы и методы обучения:
— проблемные методы обучения;
— работа с опорными конспектами;
— выполнение аналитических заданий (сопоставительный анализ технологий, определение их достоинств и недостатков);
— дискуссии;
— микропреподавание (проигрывание фрагментов занятий с обучающимися) и его анализ;
— работа в микрогруппах;
— анализ конкретных ситуаций;
— моделирование различных аспектов профессиональной деятельности;
— защита творческих работ;
— анализ видеозаписей логопедических занятий разных типов.
Чебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 1. Виноградова М.А. Формирование навыков речевого общения у заикающихся дошкольников — СПб.: КАРО, 2006.
7.1. Основная литература:
1. Виноградова М.А. Формирование навыков речевого общения у заикающихся дошкольников — СПб.: КАРО, 2006.
2. Белякова Л.И., Матанова В., Саитбаева Э.Р. Особенности языковой системы заикающихся дошкольников//Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. – М., 1991.
3. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов: Допущено МО и науки РФ / Под ред. Л.С.Волковой.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Владос, 2008.- 703 с.-(Коррекционная педагогика).
7.2. Дополнительная литература:
1. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми / А.И.Богомолова.- СПб.: библиополис, 1994.- 207 с.
2. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии — СПб.: Издательство КАРО, 2005.Волкова Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией: Метод разработки к проведению коррекционных занятий / Г.А.Волкова; РГПУ им. А.И.Герцена.- СПб.: Сайма, 1993.- 98 с.
3. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. –М., 1959,
4. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. – М.,1983.
5. Горелова И.П., Седова К.Ф. Основы психолингвистики. – М., 1999.
6. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Метод. пособие / О.Е.Грибова.- 2-е изд.- М.: Айрис-Пресс, 2007.- 91 с.-( Б-ка логопеда-практика).
7. Ермакова И.И. Коррекиця речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда / И.И.Ермакова.- 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1996.- 143 с.
8. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда / Л.Н.Ефименкова.- М.: Владос, 2004.- 335 с.
9. Калягин В.А. Логопсихология: Учеб. пособие для студентов вузов, обуч-ся по спец. 031800 (050715) –Логопедия / В.А.Калягин, Т.С. Овчинникова.- М.: Академия, 2006.- 319 с.- (Высшее профессиональное образование).
10. Калягин В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи: Пособие для студентов , педагогов, логопедов, психологов / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова.- СПб.: КАРО, 2004.- 431 с.-(Коррекционная педагогика).
11. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи: Учеб. пособие для студентов пед. вузов по спец. «Логопедия»: Рек. УМО вузов РФ по пед. образованию.- М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2002.- 158 с.
12. Коррекция нарушений речи у дошкольников / Нижегор. ин-т развития образования; Авт.-сост.: Л.С.Сековец, Л.И.Разумова, Н.Я.Дюнина, Г.П.Ситникова.- Н.Новгород: Нижегор. гуманит. центр, 1999.- 286 с.
13. Лаврова Е.В. Нарушения голоса: Учеб. пособие для студентов вузов: Рек. УМО по спец. пед. образования / Е.В.Лаврова, О.Д.Коптева, Д.В.Уклонская.- М.: Академия, 2006.- 128 с.-(Высшее профессиональное образование).
14. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектол. Фак. Пед. вузов: Допущено М-вом образования РФ : В 5 кн. Кн.1: Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. Ч.1: Нарушение голоса. Дислалия / Под ред. Л.С.Волковой.- М.: Владос, 2003.- 223 с.- ( Б-ка учителя –Дефектолога).
15. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектол. Фак. Пед. вузов: Допущено М-вом образования РФ: В 5 кн. Кн. 1: Нарушение голдоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. Ч.2: Ринолалия. Дизартрия / Под ред. Л.С. Волковой.- М.: Владос, 2003.- 303 с.- ( Б-ка учителя-дефектолога).
16. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов: Допущено М-вом образования РФ: В 5 кн. Кн. 2: Нарушение темпа и ритма речи. Заикание. Брадилалия. Тахилалия / Под ред. Л.С. Волковой.- М.: Владос, 2007.- 431 с.- ( Б-ка учителя-дефектолога).
17. Логопедия: Метод. наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов? Допущено М-вом образования РФ : В 5 кн. Кн.1: Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. Ч.16 Нарушение голоса. Дислалия / Под ред. Л.С.Волковой.- М.: Владос, 2006.- 223 с.-( Б-ка учителя-дефектолога).
18. Леонтьев А.А. Психология общения. — М., 2007.
19. Менг К. Коммуникативно-речевая деятельность старших дошкольников в ситуативной обусловленности// Психолингвистика. — М., 1984.
20. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В.Чиркиной.- М.: АРКТИ, 2003.- 240 с.
21. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда / С.А.Миронова.- М.: Просвещение, 1991.- 206 с.
22. Рау Е.Ю Ситуационный феномен заикания и его преодоление// Расстройство речи, клинические проявления и методы коррекции. – СПб., 1994.
23. Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А.Поваляева.- 3-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2002.- 446 с.- ( Высшее образование).
24. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов / Е.А. Пожиленко.- М.:Владос, 1999.- 215 с.-( Коррекционная педагогика).
25. Понятийно-терминологический словарь логопеда: Учеб. пособие для студентов вузов: Рек. УМО по спец. пед. образования / Под ред. В.И.Селиверстова.- М.: Акад. Проект, 2004.- 478 с.
26. Речевая карта(ФФН)/ Департамент образования и науки адм. Нижегор. обл.; Нижегор. ин-т развития образования; Авт.-сост.: Сековец Л.С. и др.- Н.Новгород: Нижегор. гуманит. Центр, 1998.- 8 с.
27. Селиверстов, В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед.учеб. заведений: Допущено М-вом образования РФ / В.И.Селиверстов.- 4-е изд., доп.- М.: Владос, 2001.- 206 с.- ( Коррекционная педагогика).
28. Соловьева И.Л. Особенности организации индивидуальных коррекционных занятий с детьми со сложными нарушениями в развитии//Инновации в Российском образовании. — М.,2001.
29. Соловьева И.Л. Особенности организации индивидуальных коррекционных занятий с детьми со сложными нарушениями в развитии//Инновации в Российском образовании. — М.,2001.
30. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2001.
31. Сурдопедагогика: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Е.Г. Речицкой. – М., 2004.
32. Чиркина Г.В. Произношение. Мир звуков: Учеб. для спец.(коррекц.) школ 5 вида для работы в классе / Г.В.Чиркина, Е.Н.Российская.- М.: Аркти, 2005.- 255 с.
33. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р.Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина.- М.: Академия, 2003.- 239 с.-(Высшее образование).
34. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения (основы коммуникации).
– СПб., 1996.