Какими навыками, умениями и качествами надо обладать, чтобы овладеть этой деятельностью.

Методические указания

По написанию и проведению практической работы

«Психологическое исследование моей будущей профессии»

Разработала преподаватель

Демченко М.Б.

Цель: Закрепить на практике теоретические знания студентов, полученные ими при изучении темы «Психология производственно-профессиональной деятельности».

 

Форма творческой работы – исследование.

 

I этап: консультирование по написанию творческой работы.

По окончании изучения темы «Психология производственно-профессиональной деятельности» студенты получают задание по написанию психологического исследования.

Задание: студенты дают психологическую характеристику своей будущей профессиональной деятельности по предложенному плану. Источниками тем творческих работ служат знания студентов об их будущей профессии и психологических умениях и навыках, необходимых для ее успешного освоения. В ходе написания работы при возникновении у студентов вопросов или трудностей, преподаватель проводит индивидуальные консультации.

 

 

План написания работы:

Описание своей будущей профессии и ее социальной значимости.

Мотивы выбора данной профессии (почему я выбрал именно эту профессию).

Совпадали ли мотивы (то, что побуждает к деятельности) и цели (то, на что направлена деятельность) при выборе будущей профессии?

1) безальтернативный выбор, когда данной профессиональной деятельностью занимаются в силу традиций и обычаев, и вопрос о выборе профессии как таковой не возникает вовсе;

2) случайный выбор, осуществляемый под влиянием какого-либо события;

3) социально обусловленный выбор, когда профессия выбирается в связи с представлениями о долге, миссии, призвании или обязательствами перед людьми;

4) осознанный выбор в силу сознательного определения целей профессиональной деятельности, выбор, который, как правило, основан на анализе реальных проблем и знании о будущей профессии;

5) позиции родителей, старших членов семьи, сверстников, учителей;

6) самооценка, способности, умения, уровень развития человека как субъекта труда;

7) уровень общей активности и притязаний на общественное признание;

8) склонность и интерес к данному виду деятельности.

2 стр., 803 слов

Мотивационные основы выбора профессионального образования.

... на то, как складывается его обучение. Выбор будущей профессиональной деятельности и овладение ее начинается с профессионального самоопределения. Чаще всего выбираемые профессии либо не в полной мере ... только от природных способностей. Правильный выбор профессиональной деятельности – один из значимых факторов успешности в жизни человека. Достойная работа дает человеку большие возможности, ощущение ...

Что в этой профессии меня привлекает? Какова ценность данной профессии для общества?

Из каких действий, операций, поступков состоит данная деятельность.

Действия относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели. Действия могут быть внешними, выполняемыми с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренними, выполняемыми в уме.

Поступок – действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, то есть его социальный смысл.

 

Как в данной деятельности происходят процессы интериоризации и экстериоризации.

Интериоризация – процесс перехода внешних, предметных действий во внутренние, умственные.

Экстериоризация – переход от внутреннего, умственного плана действий к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами.

 

Какими навыками, умениями и качествами надо обладать, чтобы овладеть этой деятельностью.

Навык – способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным. (Моторные – на движения, сенсорные – на восприятие, сенсомоторные, интеллектуальные – связанные с мыслительным анализом).

Умение – способность осознанно выполнить определенное действие, составляет основу мастерства.

Качества, связанные с деятельностью:

Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела.

Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость.

Мастерство – высокое искусство в какой-либо области.

Понятливость – умение понять смысл, сообразительность.

Скорость – стремительность поступков и действий, быстрота.

Собранность – сосредоточенность, понятливость.

Точность – умение действовать как задано, в соответствии с образцом.

Трудолюбие – любовь к труду. Общественно-полезной деятельности, требующей напряжения.

Увлеченность – умение целиком отдаваться какому-либо делу.

Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.

Аккуратность – соблюдение во всем порядка, тщательность в работе, исполнительность.

Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельности.

Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.

Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.

Исполнительность – старательность, хорошее исполнение заданий.

Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых заданий.

Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений.

Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений.

Последовательность – умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.

Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность.

Качества, связанные с общением и межличностными отношениями:

Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.

3 стр., 1080 слов

Вопрос 44. Способности и деятельность. Диагностика способностей.

... Способности и деятельность. Диагностика способностей. Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, ... способы действия, в ... связанные с ними переживания человека. Создания образов воображения – результат совместный деятельности ...

Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.

Общительность – способность легко входить в общение.

Обязательность – верность слову, долгу, обязательству.

Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки, действия.

Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с истиной.

Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.

Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.

 

Качества, связанные с поведением:

Активность – проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.

Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.

Энергичность – решительность, активность поступков и действий.

Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем.

Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей.

Инициативность – стремление к новым формам деятельности.

Настойчивость – упорство в достижении целей.

Самокритичность – стремление оценить свое поведение, находить свои ошибка и недостатки.

Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.

Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь.

 

5. Вывод: условия эффективности данной деятельности и степень моей готовности к овладению ею.

Какие качества, необходимые для успешного освоения данной профессией, мне хотелось бы приобрести? Что для этого необходимо?

 

 

II этап:оформление творческой работы.

Творческая работа допускается к защите при условии ее письменного оформления. Оформлять работу рекомендуется по следующему образцу:

Федеральное агентство по образованию

ГОУ СПО «Таганрогский металлургический колледж»

Практическая работа