Памятка для родителей о предупреждении заикания у детей. Организация домашнего режима заикающегося ребёнка

16

Правильно организованный домаш­ний режим — тот благоприятный фон, на котором устранение заикания даст наи­больший эффект. Под режимом надо понимать весь образ жизни ребёнка: организованные виды деятельности, от­дых, сон, питание, быт. Всё должно спо­собствовать тому, чтобы оздоровить и укрепить его нервную систему.

В систему воспитания заикающегося ребёнка входит создание спокойной, до­брожелательной обстановки, предполага­ющей атмосферу взаимного уважения, доверия и любви в семье. Семейные взаи­моотношения в значительной мере влия­ют на речь ребёнка, её улучшение или ухудшение. Недомолвки, ссоры, скандалы в семье создают напряжённую обстановку в доме, и ребенок, как барометр, чутко реагирует на это. Он глубоко переживает семейный разлад, часто плачет, нервнича­ет, постоянно находится в напряжённом состоянии, и, конечно, на этом фоне ухудшается его речь. При такой ситуации специальные занятия, безусловно, никако­го результата не дадут.

Хочется дать несколько практи­ческих советов родителям. Ребёнок никогда не должен присутствовать при «взрослых» разговорах. Отношение к малышу должно быть ровным со сторо­ны отца, матери и других членов семьи. Родители должны быть очень последо­вательны в своих требованиях. Запре­тив, например, ему смотреть вечерние телевизионные передачи для взрослых, они никогда не должны отступать от этого правила. Только тогда их требо­вания не будут вызывать у ребёнка протеста.

Заикающийся не должен чувствовать себя в семье ни ущербным, ни привиле­гированным, т.е. нельзя заласкивать его, потакать капризам и ограждать от труд­ностей, но и нельзя также подчёркивать перед всеми его неполноценность, на­казывать физически. И то и другое может отрицательно сказаться на формирова­нии его характера.

Следует относиться к заикающемуся ребёнку, как к здоровому. Родители не должны показывать своего волнения малышу, если он говорит заикаясь. Слово «заикание» вообще не должно произно­ситься в доме. Тем более недопустимо передразнивать заикающегося и демон­стрировать его запинки. Ни в коем случае в присутствии товарищей нельзя делать замечания и поправлять ребёнка, если он говорит с запинками. Замечания подоб­ного рода ранят его самолюбие и отдаля­ют от родителей. Конечно, это не значит, что вообще не надо поправлять ребёнка, если он не следит за своей речью. Но делать это нужно предельно тактично, неназойливо, чтобы не вызывать раз­дражения и озлобленности, и лучше всего наедине.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... почти не владеют навыками самообслуживания, поэтому нуждаются в постоянной помощи и поддержке взрослых. Они имеют наихудший прогноз развития. 2. Детям этой группы свойственно отвержение внешней ... связь между проявлениями детской и подростковой агрессии и стилями воспитания в семье. Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях: 1. Обучение ...

Требуя от ребёнка неторопливой речи, взрослые в первую очередь должны сле­дить за собой: говорить надо спокойно и обязательно в умеренном темпе. Ведь отвечать неторопливо на быструю речь, которой часто грешат сами родители, ребенку очень трудно. Не следует фикси­ровать внимание на плохой речи, но каждый, даже самый малый, речевой успех надо всячески поощрять, чтобы внушить малышу уверенность в том, что он может говорить хорошо.

Сложнее обстоит дело в семьях, где заикается и ребёнок, и кто-то из роди­телей. Что тут можно посоветовать? Ре­комендовано родителям самим пройти курс специальных занятий, игр. Это полезно вдвойне, так как, владея речевы­ми навыками, они смогут более эффек­тивно помочь своему ребёнку избавить­ся от заикания.

Зачастую взрослые неправильно ведут себя при возникновении у ребенка за­пинок судорожного характера. Одни просят замолчать, другие требуют «пра­вильной» речи. Рекомендуется доброже­лательно и внимательно выслушивать ребёнка, стараясь начать или договорить вместе с ним фразу. Весь тон общения должен быть постоянно ровным, добро­желательным. Маме и папе необходимо учитывать интересы ребёнка, его тревоги и страхи. Например, дети при засыпании нередко просят не гасить свет, не остав­лять их одних. Надо прислушаться к этим просьбам, успокоить малыша, посидеть с ним рядом, пока он не заснёт. Важно помнить, что насмешливое, неуважитель­ное отношение к ребёнку способствует развитию у него чувства собственной неполноценности, тревожной мнитель­ности, общей неудовлетворённости.

Слишком строгая авторитарная систе­ма воспитания, запугивание, побои, из­лишняя требовательность отрицательно сказываются на воспитании заикающего­ся ребёнка. Но и повышенная тревож­ность за состояние его здоровья, подавле­ние самостоятельности, стремление ма­тери, бабушки сделать всё за внука, от­сутствие каких-либо требований, связан­ных с соблюдением дисциплины, также отрицательно влияют на формирование личности.

Без продуманного и чётко составлен­ного распорядка в выходные дни здесь не обойтись. Но, как правило, проку от этого нет, так как мало составить распоря­док дня, надо неукоснительно выполнять его. Только тогда у ребёнка на всё будет хватать времени. Кроме того, точное выполнение режима дня приучит его правильно распределять и ценить время, будет воспитывать в нём волевые каче­ства, которые так необходимы в работе по преодолению заикания.

При составлении режима дня:

Необходимо выделить специальные часы на выполнение заданий специали­ста и самостоятельных речевых занятий. Желательно, чтобы ребёнок ежедневно занимался не менее двух часов, но не подряд, а в два-три приёма и без при­нуждения.

Есть ребёнок должен регулярно, в одно и то же время. Ужин ему следует давать не перед самым сном, а хотя бы за час. Надо строго придерживаться всех рекомендаций врача, касающихся пра­вильного питания. В пище не должно быть острого, солёного, кислого, пряного, горького, шоколада, кофе, какао. Всё это должно заменяйся, так как возбуждающе действует на нервную систему.

Обязательно нужно, чтобы ребенок ежедневно гулял. Пребывание на воздухе необходимо для хорошего самочувствия и правильного физического развития.

12 стр., 5610 слов

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 2

... принципы имиджевой рекламы в процессе формирования имиджа города. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить понятия архитектурный символ города и имидж города; определить понятие ...

Очень важным элементом в распорядке дня является сон, который должен продолжаться не менее 9-10 час. Кроме того, дошкольникам очень полезен дневной сон. Следует приучить ребенка ложиться всегда в одни и те же часы. Чтобы он спая спокойно, надо исключать перед сном всё возбуждающее: подвижные игры, чтение детективной и приключенческой литературы, рассказывание страшных историй и сказок, и, конечно, телевизионные пе] дачи, просмотр которых вообще нужно сократить до минимума.

Телепередачи, особенно не соответствующие детскому возрасту, приносят много вреда, являются большой нагрузкой на нервную систему. Очень правильно поступают те родители, которые: заранее знакомятся с телевизионной программой на неделю и выделяют 1-2 (не больше!) передачи, в основном субботние или воскресные, которые может посмотреть их сын или дочь.

Необходимо приучать ребенка слушать спокойную музыку, петь с ним песни. И это должно создавать покой.

Во многих семьях существует традиция: мы — в гости, гости—к нам. Так взрослые большие застолья — не для детей, по возможности ограничьте их.

Очень важно в воскресные и праздничные дни не перегружать ребёнка впечатлениями. Часто приходится сталкиваться с тем, что дети в течение одна дня бывают на 2-3 ёлках, родители умудряются отвести их ещё и в театр кино и т.д. Или, наоборот, просмотрят 2-3 дневных сеанса, а затем сходят театр, на ёлку, в гости. Такое обилие впечатлений приносит прямой вред, так как ребёнок не в состоянии «переварить увиденное. Он перевозбуждается, утомляется. В итоге приходит в дошкольное учреждение не отдохнувшим, а ещё более утомлённым.

В выходные дни нужно увеличить время пребывания на свежем воздухе Однако не следует впадать в другую крайность — разрешать ребенку гулять утра до вечера. Всё хорошо в меру. Это относится и к спорту. При заикании спортом заниматься можно и нужно, » далеко не всяким. Категорически запрещаются неритмичные виды спорта, связанные с большим мышечным напряжением. Рекомендуются художественная гимнастика, плавание, лыжи, коньки. Можно привлекать детей к танцам, но спокойным. Эти виды спорта координируют движения и упорядочивают дыхание. Однако, занимаясь любым из эти видов спорта, от участия в соревнованиях нужно отказаться, так как любое соревнование связано с эмоциональным возбуждением и вызывает большое напряжение нервной системы, что при за­икании как раз недопустимо. Необходимо ввести в режим дня ежедневною физиче­скую зарядку.

Хотелось бы также предостеречь родителей от модного увлечения наших дней — дополнительных нагрузок в до­школьном учреждении (различные кружки), что, очевидно, идет от желания видеть своего ребёнка всесторонне развитым. Если речь ребёнка нормали­зовалась, опасения, что останется

заика­ние на всю жизнь, позади, то при на­грузках всё может возобновиться. Вряд ли при этом ребёнок станет хорошим спортсменом, знатоком иностранного языка или музыкантом. Желая, чтобы он правильно говорил, к перечисленному выше родители добавляют ещё и занятия у учителя-дефектолога. Даже для детей с нормальной речью такая нагрузка может оказаться непосильной и станет первым шагом на пути к заиканию. Если же ребёнок уже страдает заиканием, то это недопустимо. Прежде всего, родители должны ре­шить, что в настоящее время важнее для малыша. И если они пришли к выводу, что главное — здоровая речь, значит, нужно отказаться от всех дополнительных нагрузок, так как логопедические занятия уже являются большой нагрузкой. Итак, непродуманный режим дня, не­регулярные питание и сон, неправильное обращение взрослых с ребёнком, не­здоровая семейная обстановка, несерьёз­ное отношение к специальным занятиям препятствуют устранению заикания.

25 стр., 12429 слов

Методы коррекции заикания у дошкольников

... № 907 «Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения» Определения Заикание -- это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; ... периоды развития (в 6--7 лет и пубертатный период) [2]. Заикание - нарушение речи, в основе которого лежит спазм или судорожное состояние речевой мускулатуры, возникающее под ...

В первые 10-12 дней игр-занятий проводится «режим молчания». Быт ре­бёнка должен организовываться таким образом, чтобы свести его речь к мини­муму. Трудно сделать так, чтобы он во­обще не разговаривал. Не надо понимать «режим молчания» буквально, как пол­ную немоту в течение всего этого срока. Не произойдёт ничего страшного, если ребёнок произнесёт в день несколько слов, фраз, практически ему необходи­мых. Но всё же его речь необходимо всячески ограничивать. Чтобы ему это было не в тягость, можно внести элемен­ты игры. Например, устроить соревно­вание: кто первый не выдержит молчания и заговорит, тот проиграл очко. Каждый вечер подсчитываются очки и объявля­ется победитель. Можно попробовать объясняться друг с другом жестами. Дети обычно охотно поддерживают эту идею.

Обычно курс занятий в группе начи­нается с усвоения дошкольниками рече­вых правил. Эти правила должны хорошо знать и родители.

Правила для заикающегося Во время разговора с человеком все время смотри на него. То есть, используй визуальный контакт с собеседником для облегчения разговора. Многие заикающиеся отводят взгляд, как бы стесняясь своей речи. От этого они еще больше «зажимаются», что негативно отражается на речи. Следи за мышцами своего лица. То есть, следи за тем, чтобы они не перенапрягались. Есть упражнения, которые помогут контролировать состояние мышц лица. Излишнее напряжение обязательно отразится на вашей речи. И не в лучшую сторону. Не допускай душевного перенапряжения. Правило, которое похоже на предыдущее, но только направлено на контролирование своего психологического состояния. Его можно выразить двумя словами: не нервничай. Хотя бы во время разговора. Сначала подумай – а потом говори. Это правило должно касаться не только заикающихся, но и всех людей. Говорить нужно «головой», а не «эмоциями». Но про эмоции мы уже говорили. А для людей с проблемами речи в цепочку: «подумай — говори» нужно вставить еще «сделай вдох». Не глубокий вдох, нормальный. А потом, на выдохе начинай говорить. Желательно плавно. Здоровые люди никогда не задумываются, как они расходуют воздух. Говорят, как бог на душу положит. И это даже у них ухудшает речь. Для заикающихся же воздух надо расходовать «экономно». Правило гласит: расходовать воздух нужно только на гласные звуки. На согласные звуки мы используем воздух, находящийся в ротовой полости, а не струящийся из легких. Ударный гласный звук должен быть выделен. В каждом слове может быть только один ударный звук. И только гласный. Именно он часто придает смысловую нагрузку слову. Вот пример, как меняется смысл слова, от изменения ударного звука: «домовОй» и «домОвый»; «языковОй» и «языкОвый». Четко выговаривай (артикулируй) все звуки. Особенно гласные. Для чего? Почему именно на гласных акцентируется внимание? Потому, что гласные звуки являются носителями мелодики речи. В отличие от согласных, которые несут основную смысловую нагрузку. А именно мелодичность речи помогает «отодвигать» заикание. Всем известен факт, что при пении почти все заикающиеся перестают заикаться. Выдерживай паузы между предложениями. Для того, чтобы тебя лучше понимали. Для того, чтобы набрать воздух в легкие. Для того, чтобы продумать дальнейшее предложение. Только не надо делать длинных пауз, потому что они затруднят вашу речь. Речь должна «течь» плавно. Длинные предложения нужно делить на смысловые отрезки. Понятно, что это необходимо для того, чтобы пополнить легкие воздухом. Иначе мы получим распространенную картину, когда заикающийся «задыхается» в конце длинного предложения. Последствия такого речевого «издевательства» над собой возникают дополнительные зажимы и… дальше по списку. А если предложение короткое (три-четыре слова), то его нужно произносить, как одно длинное слово. Не забывая об ударных гласных и артикуляции. Следи за тем, чтобы твоя речь звучала достаточно громко. Что значит «достаточно»? А это значит, что твой собеседник не должен прислушиваться, стараясь понять, что ты говоришь. И в то же время, твои слова не должны обращать на себя внимание окружающих. То есть громкость должна быть в зависимости от места разговора. Твоя речь должна быть выразительна. Противоположность выразительности – монотонность. А монотонная речь никому не интересна. Но в то же время слишком выразительная речь вызывает эмоциональное напряжение, о котором говорилось выше. Я бы это правило «отредактировал» так: не говори монотонно. Следи за осанкой. Вы никогда не задумывались, как осанка влияет на речь? И физиологически, и психологически? Про физиологию долго говорить не нужно. Когда плечи сведены и позвоночник «скрючен», то ни о какой хорошей речи нет и «речи». Извините за тавтологию. В таком положении диафрагмальное дыхание невозможно. Плечи должны быть расправлены и находится в покое. Позвоночник выровнен. Голова «смотрит» прямо. Ноги уверенно стоят на земле. Вот в таком положении вы не только раскрепостите свою физиологию, но и обретете психологическую уверенность. И окружающие это ощутят. Эти правила нужно применять всем заикающимся, независимо от того, какая у них форма болезни. Хотя, в первую очередь, эти упражнения рекомендованы лицам с неврозоподобной формой заикания. И еще одна рекомендация. Надо вести активный образ жизни. Под этими словами я подразумеваю большую подвижность. Запишитесь в секцию плавания, которое окажет незаменимую услугу в развитии двигательной сферы. Или займитесь танцами. Главное, не устраняйтесь от общения с людьми и развивайте моторику тела.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

Если Ваш ребенок заикается (рекомендации родителям)

Ребенок в возрасте примерно до 12 лет, даже занимаясь с логопедом, не способен без помощи родителей справиться с заиканием. Это связано с тем, что коррекция заикания — это и речевой режим, и режим дня, и личностный рост, и определенная система поступков. Для успешного лечения заикания необходим постоянный контроль и постоянная работа в течение всего дня на протяжении года. Редкий ребенок способен организовать себя таким образом, поэтому помощь и забота родителей необходимы.

2 стр., 588 слов

Заикание у подростков и взрослых

... перегрузка речевого аппарата или свойственная детям реакция имитации и др. Прогноз при заикании у подростков относительно благоприятен.Логофобия – следствие заикания у взрослых. Она проявляется в ... сопровождать свою речь длительными паузами, делать повторения, растягивать звуки. У взрослых заикание нередко сопровождается такими внешними проявлениями как гримасы, нервные тики или непроизвольные ...

Триаду заикания составляют: речевые судороги, состояние тревожности и желание скрыть дефект. Исходя из этого, родителям необходимо помнить следующее:

  • Заикающемуся ребенку нужно обеспечить строгий режим дня: должно быть разумное чередование нагрузок и отдыха. Сон — не менее 8 часов в день, очень желателен дневной сон, все это способствует уменьшению тревожности.
  • Ребенку полезны физические упражнения, особенно плавание, т.к. это способствует укреплению нервной системы.
  • Нужно разумно ограничит речевую нагрузку, но ни в коем случае не путем запретов, а путем особого построения диалога, при котором не требуется развернутых ответов. Это способствует уменьшению фиксации внимания ребенка на недостатке.
  • В случае если ребенок начал длинную фразу нужно выслушивать его до конца совершенно спокойно, не помогая ему и не перебивая его, чтобы не увеличить степень его тревожности.
  • Ни в коем случае не говорить: «скажи правильно». Этой фразой Вы заранее ставите ребенка в ситуацию неуспеха.
  • Не обсуждайте речь ребенка в его присутствии, этим вы только фиксируете его на заикании.
  • Не показывайте свою тревогу по поводу его дефекта. Ваша тревога увеличит его собственную в несколько раз.
  • Самое главное — обратитесь к специалисту.

Нужно научиться «видеть» и «слышать» своего ребенка, т.к. это необходимо для установления доверительных отношений, без которых совместная работа по преодолению заикания невозможна.

Памятка для родителей.

  1. Речь окружающих должна быть неторопливой, плавной, правильной и чёткой. Следует ограничить малыша от контактов с заикающимися.
  2. Отрицательно сказывается на состоянии речи ребёнка неблагоприятная обстановка в семье, скандалы и конфликты.
  3. Следите за ребёнком! Избегайте психических и физических травм (особенно головы).
  4. Нельзя перегружать ребёнка информацией: читать много книг, не соответствующих возрасту, разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Умеренно посещайте театр и цирк, не перегружая ребёнка избыточными впечатлениями. Особенно вредна такая нагрузка в период оздоровления после перенесённого заболевания.
  5. пытайтесь сделать из ребёнка вундеркинда! Не опережайте его развитие!
  6. Не читайте страшные сказки на ночь! Не запугивайте ребёнка бабой-ягой, лешим и другими сказочными персонажами.
  7. Не наказывайте ребёнка чрезмерно строго, не бейте, не оставляйте в виде наказания в тёмном помещении! Если малыш провинился, можно заставить его посидеть спокойно на стуле, лишить лакомства или участия в любимой игре.

Первые признаки заикания

Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

  • если ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже заикаясь) — если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить;
  • употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
  • повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
  • вынужденные остановки в середине слова, фразы;
  • затруднения перед началом речи.

Знание этих причин должно помочь родителям вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.

3 стр., 1315 слов

Заикание у детей

... воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания. - Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его ... перед началом речи. На приёме у логопеда Как происходит обследование заикающегося ребёнка? При обследовании оцениваются основные моменты дородового периода: возраст матери, нервно-психическое ...

Если в семье есть заикающийся ребенок, важно помнить. 1. Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога. В виду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий речевой режим. 2. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п. 3. Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает нервную систему ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном. 4. Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду, в школе. 5. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. 6. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п. 7. Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев. 8. Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. 9. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. 10. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. 11. Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.