Психолого-педагогические аспекты развития по-знавательного интереса подростков

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы развития познавательного

интереса у подрост-ков…………………………………………………….7

1.1. Изучение познавательного интереса в работах отечественных

и зарубежных психологов…………………………………………………7

1.2. Общая характеристика и содержание познавательного интереса…15

1.3. Особенности и возможности подросткового возрас-та……………..30

1.4. Психолого-педагогическая характеристика учебной

деятельности…………………………………………………………….40

Выводы по первой главе………………………………………………………55

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития

познавательного интереса у подростков………………………………58

2.1. Характеристика содержания исследования проявлений

познавательного интереса у подростков………………………………58

2.2. Анализ результатов изучения имеющихся особенностей

познавательного интереса у подростков………………………………62

2.3. Описание психолого-педагогических воздействий,

направленных на повышение уровня развития познавательного

интереса у подростков………………………………………………….82

2.4. Анализ динамики развития познавательного интереса в

экспериментальной группе…………………………………………….91

Выводы по второй гла-ве……………………………………………………..105

Заключение……………………………………………………………………109

Список литературы……………………………………………………………112

Приложение……………………………………………………………………116

Введение.

Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая и оказывает влияние на все развитие психологических процессов человека.

В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке (Г.И. Щукина).

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... разнообразными предметами и явлениями, которые наталкивают его на первые открытия, стимулируют познавательные интересы и любознательность. Ребенок видит, что полотенце было сухим, а когда ... и пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ...

Интерес – форма проявления познавательных потребностей, обеспе-чивающая направленность личности на осознание целей деятельность, что способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности (по А.В. Петровско-му) [33].

Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому. Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно быть – выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у школьников.

Процесс формирования познавательного интереса происходит в деятельности, структура которой (ее задачи, содержание, способы и мотивы) составляют объективную основу развития познавательного интереса. Главный вид этой деятельности – учение, в процессе которого происходит систематическое овладение знаниями в предметных различных областях, приобретение и совершенствование способов (умений и навыков) познавательной деятельности, трансформирование целей, выдвигаемых обществом, школой, в мотивы деятельности самого учения.

Рассматривая вопрос об интересе учащихся к изучению учебных предметов, надо затронуть такие очень важные вопросы этой проблемы как: сущность интереса, его значение в обучении, особенности подросткового возраста и какие интересы им присущи.

Актуальность выбранной нами темы исследования определяется важностью привлечения интереса подростков к учению, в связи с тем, что ведущей деятельностью в этом возрасте становится интимно-личностное общение со сверстниками, а интерес к школе естественно снижается.

Цели исследования:

1. изучить содержание познавательного интереса у подростков;

2. определить факторы и условия, влияющие на развитие познава-тельного интереса у подростков.

Объект исследования: познавательный интерес и его проявление в учебной деятельности.

Субъектом исследования будут подростки, учащиеся 5-6 классов школы-интерната №1.

Предмет исследования: развитие познавательного интереса у подростков.

Гипотеза исследования – мы предположили, что характер развития познавательного интереса у подростков определяется следующими факторами:

1. познавательный интерес имеет возрастную динамику (у подростков 5 класса уровень познавательного интереса выше, чем у подростков 6 класса).

2. для повышения познавательного интереса необходимо использо-вать специально разработанную коррекционно – развивающую программу, учитывать особенности, присущие подростковому возрасту, создавать благоприятные условия развития познавательного интереса.

3. своевременно и качественно выявлять уровень развития познава-тельного интереса у подростков 5 и 6 классов.

Для доказательства цели и подтверждения гипотезы нами были по-ставлены следующие задачи исследования:

1. выполнить анализ психолого-педагогической литературы по изу-чаемой проблеме;

2. изучить определение содержания познавательного интереса отечественными и зарубежными психологами;

3. определить факторы и условия, влияющие на развитие познава-тельного интереса у подростков;

3 стр., 1323 слов

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса подростков

... в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности. Цель данной курсовой работы - подробное изучение дидактической игры как средства развития познавательного интереса подростков. Исходя ... являются общественные отношения, возникшие в сфере дидактической игры как средства развития познавательного интереса подростков. Предмет курсовой работы - учебные пособия и научные публикации ...

4. апробировать коррекционно – развивающую программу;

В качестве методологических основ исследования послужили результаты исследований отечественных и зарубежных ученых:

1. изучение познавательного интереса (М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Л.И. Божо-вич, Г.И. Щукина, Дж. Брунер, Ж.-Ж. Руссо и др.);

2. изучение особенностей учебной деятельности подростков (Л.С. Вы-готский, Д.Б.Давыдов, Л.В.Занков, Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин и др.);

3. изучение особенностей подросткового возраста (Л.С. Выготский В.А. Крутецкий, С.К. Масгустова, И.В. Дубровина и др.);

4. изучение познавательного интереса у подростков (Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев, И.В. Бадинцян, Ф.К. Савина, Г.И. Щукина и др.).

Базой апробации в нашем исследовании будут учащиеся 5 и 6 классов школы-интерната №1.

Практическая значимость состоит :

1. в возможности применения педагогами, родителями и психологом полученных результатов в практической деятельности.

2. в использовании коррекционно — развивающих заданий, направленных на развитие познавательного интереса подростков.

Методы и методики:

Для изучения содержания и проявления познавательного интереса у подростков мы использовали комплекс методов: беседа о значимости предметов для подростков; анкета по изучению предметной ориентации у подростков, анкета по выявлению: мотивации учения, ранжирования познавательных интересов, источников удовлетворения познавательного интереса.

Для получения диагностических данных нами была проведена мето-дика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к уче-нию в средних классах школы.

Структура работы. Дипломная работа состоит из: введения, двух глав, выводы по первой главе, выводы по второй главе, заключения, списка литературы и приложения.

Теперь рассмотрим подробно все затронутые вопросы проблемы познавательного интереса и его влияния на обучение……..

Список литературы.

1. Аксюченко В. Н. Развитие познавательной активности в процессе формирования общих учебных умений у подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук — М.: Педагогика, 1987.

2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1980.

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977.

4. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология учения // Психологическая наука в СССР: В 2 т. / Под ред. Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. – М.: Просвещение, 1960. Т. 2

5. Божович Л.И. Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте // Известия АПН РСФСР, 1955. Вып. 73.

6. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л. Б. Благонадежиной. – М.: Просвещение, 1972.

7. Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. — М.: Просвещение, 1985.

8. Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного инте-реса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н. Ланды. – М.: Просвещение, 1973., Вып.2.

5 стр., 2077 слов

Психология и педагогика Занятие № 1

... 2000. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. – СПб, 2004. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2010. Занятие № 3. Тема: Психология познавательных процессов: Рациональные формы психического ...

9. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.

10. Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. — М., Просвещение, 1963.

11. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо. — М., Просвещение, 1984.

12. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Петровско-го. — М.. Просвещение, 1979.

13. Вопросы психологии познавательной деятельности. – М.: МГПИ, 1980.

14. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В. Давы-дова. – М.: Педагогика, 1991.

15. Выготский Л.С. Речь и мышление // Собр. соч. Т.2. – М.: Педагогика, 1990.

16. Денисова В. Г. Система дидактических игр, как средство формирова-ния познавательного интереса учащихся: Дис… канд. пед. наук — Волгоград: ВГПИ, 1996.

17. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие для вузов. – Ростов – на – Дону: Феникс, 1998.

18. Калчев П.П. Мотивы учебной деятельности первоклассников 6 и 7 лет: Автореф. канд. дис. – Л., 1986.

19. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1982. Т.1.

20. Костюк Г.С. Вопросы психологии мышления // психологическая нау-ка в СССР: В 2 т. – М.: Просвещение, 1959. Т.1.

21. Крайг Г. Психология развития. Пер. с анг. – 7-е международное изд. – СП/б: Питер, 2000.

22. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1972.

23. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1980.

24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рожд. до 17 лет): Уч. пособие, 4-е изд. – М.: УРАО, 1998.

25. Лебедев О. Е. Формирование потребности в знаниях у учащихся. – Л.: Знание, 1973.

26. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. / Под ред. В.В. Давыдова и др. – М.: Педагогика, 1983. Т.1.

27. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Педагогика, 1984.

28. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. — М.: Знание, 1979.

29. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов – 5-е изд., стереотип. – М.: Издат. центр «Академия», 2000.

30. Натадже Р.Г. Об овладении конкретными естественно — научными по-нятиями в школе // Материалы совещания по психологии, 1-6 июля 1955 г. – М., 1957.

31. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.2: Психология образования.

32. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1969.

33. Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1990.

34. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.

35. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образова-нии. – М.: Владос, 1996.

36. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Уч. пособие. – Л.: ЛГУ, 1990.

37. Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учеб. пособие к спецкурсу. — Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1989.

11 стр., 5118 слов

Тема 6. Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике

... взаимоотношения (их еще называют статусными, позиционно-ролевыми, диспозиционными). Такова, например, психология взаимоотношения равных по должности, руководителя и сотрудников, мужа и жены, ... Это явления: преимущественно мотивационно-потребностного характера: групповые цели, групповые потребности, групповые интересы, групповые чаяния и надежды, групповые стремления, групповые мотивы, групповые ...

38. Садыкова Н. У. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях совместной деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Волгоград, 1996.

39. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума – М.: Просвещение, 1962.

40. Сеченов И.М. Избранные произведения. – М.: Просвещение, 1952. Т. 1

41. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 6-е изд., перераб. и доп. (Се-рия «Учебники, учебные пособия».) – Ростов — на — Дону: Феникс, 2003.

42. Устименко С.Ф. Межличностные отношения трудных подростков // Вопросы психологии. – 1984. №1.

43. Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Г.Г. Аракелова. – М.: Высшая школа, 1990.

44. Финкельштейн В.М. Заинтересовать учеников. // Математика в школе. – 1993. № 2.

45. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред А.К. Марковой. – М.: Просвещение, 1986.

46. Формирование познавательных интересов школьников. // Под ред. Щукиной Г.И. – Л.: ЛГУ, 1968.

47. Фридман Л.М., Кулагин И.Ю. Психологический справочник учи-теля. – М.: Просвещение, 1991.

48. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во МГУ, 1981.

49. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., Просвещение, 1970.

50. Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1971.

51. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М., Педагогика, 1971.

52. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познаватель-ных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988.