Экскурсия как форма учебного занятия, способствующая развитию познавательного интереса

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса у учащихся посредством организации и проведения экскурсий 5

1.1. Развитие познавательного интереса у учащихся как педагогическая проблема 5

1.2. Экскурсия как форма учебного занятия, способствующая развитию познавательного интереса 7

Глава 2. Эмпирическое исследование возможностей развития познавательного интереса у учащихся посредством организации и проведения экскурсий 13

2.1.Опыт учителей в развитии познавательного интереса у учащихся посредством организации экскурсий. 13

2.2.Диагностика познавательного интереса у учащихся вторых классов. 15

2.3. Рекомендации по развитию познавательного интереса у учащихся посредством организации и проведения экскурсий. 18

Заключение 21

Список литературы 23

Введение

В современных условиях развития и модернизации образовательной системы основной целью является создание благоприятных условий для развития и само­реализации каждой личности, формирование поколе­ния, способного учиться на протяжении всей жизни, создавать и развивать ценности гражданского общества. Учитывая социальный запрос, личностные потребности, главная задача педагогической науки состоит в форми­ровании образованной, творческой личности, становле­ние ее физического, психологического и нравственного здоровья.

В условиях реформирования содержания образова­ния начальная школа призвана обеспечить гармоничное и всестороннее развитие и воспитание личности путем формирования желания и умения учиться. Актуальной эта проблема является особенно для младших школьников, для которых характерна новая социальная ситуация раз­вития и новый ведущий вид деятельности — учебный. В связи с этим в психолого-педагогической науке при­обрели актуальность исследования, направленные на развитие познавательных интересов детей младшего школьного возраста, которые выступают движущей силой в будущей учебной деятельности.

8 стр., 3550 слов

Развитие логического мышления у учащихся первого класса посредством решения задач по системе Л.В. Занкова

16 Реферат Развитие логического мышления у учащихся первого класса посредством решения задач по системе Л.В. Занкова Оглавление Введение 1. Особенности логического мышления младших школьников 2. Постановка обучения решению задач в начальной школе по системе Л.В. Занкова 3. Приемы обучения решению задач учащихся первого класса 4. Решение простых и составных задач 5. Запись решения задач Заключение ...

Развитию познавательных интересов детей как психолого-педагогической проблеме посвящены на­учные труды Л. Аристовой, Э. Барановой, Н. Бибик, В. Бондаревского, В Давыдова, А. Дусавицкого, З. Калмыковой, М. Короткова, Г. Костюка, Л. Лохвицкой, А. Люблинской, А. Марковой, Н. Менчинской, Н. Морозовой, В. Ульенковой и дру­гих ученых.

Среди проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, экскурсия как формирование познавательных интересов является довольно значимой для младших школьников. Ещё в 18 веке французский философ Жан- Жак Руссо высказал мысль о том, что экскурсии развивают у детей творческую наблюдательность, пытливость и самостоятельность в исследовании окружающего мира. На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой. Дети, подметив эту связь, усваивают её намного прочнее, чем, если бы слышали о ней только от взрослых.

Цель исследования — выявить возможности развития познавательного интереса у учащихся посредством организации и проведения экскурсий.

Объект исследования — формирование познавательного интереса у младших школьников.

Предмет исследования — организация и проведение экскурсий как средство развития познавательного интереса у учащихся.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретическую научную методическую педагогическую литературу по теме исследования.

2. Рассмотреть развитие познавательного интереса у учащихся как педагогическую проблему.

3. Изучить экскурсию как форму учебного занятия, способствующую развитию познавательного интереса.

4. Провести эмпирическое исследование возможностей развития познавательного интереса у учащихся посредством организации и проведения экскурсий.

5. Предложить рекомендации по развитию познавательного интереса у учащихся посредством организации и проведения экскурсий.

Методы исследования — теоретический анализ литературных источников, анкетирование, методы математической обработки результатов.

3 стр., 1416 слов

Особенности развития познавательных интересов учащихся к изучению географии в малочисленной сель

... отношении также сказывается педагогическая квалификация учителя. Выполненное исследование позволяет сделать следующие выводы: Познавательный интерес учащихся к школьной географии в сельских школах находится на ... промышленные предприятия. Выяснилось, что учащихся всех без исключения школ привлекают экскурсии, однако учителя этой форме развития познавательного интереса не уделяют должного внимания. В ...

Структура курсовой работы — курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса у учащихся посредством организации и проведения экскурсий

1.1. Развитие познавательного интереса у учащихся как педагогическая проблема

В научной литературе понятие «интерес» толкуется по-разному: интерес является выборочной направленностью личности на ту или иную деятель­ность; проявлением эмоциональной и мыслительной активности; отношением человека к миру. Таким обра­зом, интерес характеризуется многогранностью своего содержания, форм проявления и роли для становления и жизнедеятельности личности. Значительная часть на­учных разработок по обозначенной проблеме посвящена изучению вопроса формирования познавательных инте­ресов как основы для получения знаний (Л. Маневцова, И. Лостникова, М. Поддьяков).

Содержание понятия «познавательный интерес» представляется исследователями в области педагогических наук по-разному: от целостных динамических тенденций, определяющих структуру наших реакций (Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий), до избирательного отношения (А.Г. Ковалев, О.Н. Михайлова и др.) и мотива (Л.И. Божович, Н.Г. Морозова).

В развитие познавательного интереса в начальной школе отдельные учителя, методисты, психологи вкладывают разное содержание. Т.В. Напольнова, И.М. Подгаевская развитие познавательного интереса видят в решении учащихся учебных задач воплощенных в языковом факте, где поиск способа решения целиком возлагается на учащегося; Р.Н. Бунеева., Е.В. Бунеев., О.В. Пронина в занимательности процесса обучения.

Несмотря на разные подходы к определению познавательного интереса, приближение цели деятельности к его результату составляет для младшего школьника важную основу, укрепляющую интерес. Мы признаем, что познавательный интерес — значительный фактор обучения, определяющий мотив учебной деятельности школьника на уроках в начальной школе.

Полагаем, что понятие «познавательный интерес», следует употреблять в значении интереса к овладению любой новой информации, в том числе к учебе. Потеря же познавательного интереса приводит, как известно, не только к внутреннему опустошению, но и к психиче­ским нарушениям личности в целом, поэтому создание определенных условий для активизации и развития по­знавательных интересов личности воплощает, прежде всего, гуманистическую идею.

5 стр., 2293 слов

Диагностика интереса к обучению у младшего школьника

... , который выступает как процесс организации познавательной деятельности учащихся. В отечественной педагогике разработаны три основных вида стимуляции интереса к обучению учащихся: 1) содержание учебного материала; ... которой является условием выполнения интересующей человека деятельности".[5;97] Задача формирования интереса к обучению учащихся в процессе обучения - одна из центральных в системе ...

Выдающийся педагог-классик К. Ушинский в своих трудах рассматривал интерес как средство успешного обучения . В свою очередь С. Шацкий отмечал, что для ребенка важно с интересом приобретать знания . Это мнение разделяем и мы, отмечая, что принципиаль­но важным является присутствие познавательных инте­ресов как признака готовности ребенка к школьному об­учению, а также их формирование учителем начальной школы.

По мнению Н. Бибик, задача учителя состоит в том, чтобы сформировать у детей познавательный интерес как ведущий мотив учебной деятельности, которой не­обходимо поддерживать в режиме доминирования над второстепенными мотивами (долг, достижения, пре­стиж и т.д.), так как он имеет ряд преимуществ перед ними, который проявляется в ситуациях, когда ученик стремится совершенствовать свою познавательную де­ятельность. Согласно концепции исследовательни­цы, познавательный интерес младших школьников характеризуется следующими признаками: широта, глубина, действенность и устойчивость. Под широтой познавательного интереса, по мнению ученой, следует понимать «предметную направленность детской лю­бознательности, наличие представлений о предметах, явлениях окружающей действительности их предмет­ное направление, выбор учебных предметов, отдельных видов деятельности. Глубина проявляется характером познавательного отношения к окружающему миру. Действенность и устойчивость характеризует актив­ность учащихся в проявлении любознательности, пред­почтение познавательной деятельности от других ви­дов» .

Наличие интереса у детей младшего школьного воз­раста к процессу познания позволяет им быть субъектом обучения, легко ориентироваться в современном мире. Непременной характеристикой готовности ребенка к об­учению в школе является наличие интереса к знаниям, а также способность к произвольным действиям . Эти способности и умения формируются из прочных позна­вательных интересов, поэтому достаточно важно вовре­мя определить эти интересы у младших школьников для будущего успешного обучения.

1.2. Экскурсия как форма учебного занятия, способствующая развитию познавательного интереса

6 стр., 2887 слов

Роль экскурсии в формировании практических умений у школьников младших классов

... нервная система, развиваются функции головного мозга. Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений с взрослыми ... для обогащения и развития психики. В этом возрасте проявляется особый интерес младшего школьника к вычислениям, счету в уме, но это не показатель математических ...

Среди проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, ……..

Список литература

1. Бибик Н. М. Формирование познавательных интересов младших школьников: монография / Бибик Н. М. — К. : Лебедь, 1998.

2. Воронцов, А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации/ А.Б. Воронцов// Серия «Новые образовательные стандарты», 2-е изд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. — 72 с.

3. Грачева Н. В. Педагогические условия активизации познавательной направленности младших школьников: дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Грачева Надежда Викторовна. Киров, 2003.

4. Гуткина Н.И., Печенков В.В. Динамика учебной мотивации учащихся от первого ко второму классу // Вестник практической психологии образования, 2005, № 4(5).

5. Дашкова Е.В. Гуманизация образования: экскурсия как педагогический процесс / Е.В. Дашкова, О.В. Елисеева // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2009. — № 6 (49).

— С.113-116

6. Жиркова З. С. Диагностика мотивационной обра­зовательной среды сельской школы. / Жиркова З. С. // Вектор науки Тольяттинского государственного универ­ситета. — Серия «Педагогика, психология». — № 2(5).

— 2011. — С. 231-233.

7. Никонова, А.А. Проект «Музейный квартал». Опыт создания маршрутов» / А.А. Никонова // Мир экскурсий. — 2009 — №9. — С. 79-83

8. Пугачёва, Н.А. Специфика и актуальность комплексных и культурологических экскурсий / Н.А. Пугачёва // Мир экскурсий. — 2009 — №7-8. — С. 10-11

9. Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий// Начальная школа. — 2004. — №3. — С. 21-24.

10. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 10. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии»; ред. А. М. Еголин. М. : Акад. пед. наук РСФСР, 1950. 668 с.

4 стр., 1559 слов

педагогические условия формирования интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащихся НПО.

Оглавление Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащегося НПО 6 1.1 Проблема активизации познавательной деятельности учащихся в психолого-педагогической литературе 6 1.2 Интерес к учению как фактор активизации познавательной деятельности учащихся 13 Выводы по первой главе 17 Глава 2. Опытно-поисковая работа по ...

11. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения в 2-х т. / [сост. Л. Н. Скаткин и др.]; под ред. Н. П. Кузина. — М. : Педагогика, 1980. — Т. 1. — 288 с. — Т. 2. — 400 с.

12. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 203с