Развитие технического мышления учащихся в процессе трудового обучения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА

КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА

Курсовой проект

о теории и методике обучения

технологии и предпринимательству

«Развитие технического мышления учащихся в процессе трудового обучения»

МИШАНКИНОЙ ТАТЬЯНЫ ВАЛЕРЬЕВНЫ

студентки группы ТП — 4

Проверил:

ЧЕЛТЫБАШЕВ АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ

МУРМАНСК 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Проблемы развития технического мышления в процессе трудового обучения

.1 Понятия и особенности технического мышления

.2 Критерии и показатели уровней развития технического мышления учащихся

.3 Факторы развития технического мышления

. Методика формирования технического мышления учащихся

.1 Исследование эксперимента Н.А. Менчинской «Выявление психологической инерции действия на развитие технического мышления учащихся»

Заключение

Список литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Развитие человеческой цивилизации в настоящее время осуществляется технологическим путем, т.е. путем создания и совершенствования различных технических устройств и технологических процессов. В основе этой деятельности находится человеческое мышление. Для формирования активных, всесторонне развитых членов нашего общества требуется сложный, многогранный процесс. Неотъемлемыми составными частями этого процесса в учебное время являются не только эстетическое, культурное, трудовое воспитание, но и техническое развитие.

Проблемы формирования и развития технического мышления всегда являлись актуальными для решения вопросов, связанных с обучением и воспитанием школьников хотя бы потому, что образующиеся на определенном этапе развития науки представления о закономерностях формирования и функционирования технического мышления во многом предопределяют особенности организации процесса трудового обучения.

В настоящее время возрастает значение проблемы формирования технической деятельности учащихся, так как это одно из мощных средств приобщения к производительному труду и развитию личности.

Данной проблеме посвящены фундаментальные психологические исследования, в которых особое значение придается обучению именно технической деятельности. В результате такого обучения происходит формирование способностей к изобретательству и конструированию, развитие технического мышления и творческого отношения к труду. Вместе с тем проблема творческой технической деятельности учащихся включает в себя целый ряд вопросов, требующих дальнейшего теоретического и практического разрешения. Так как формирование технического мышления у учащихся представляет длительный и сложный процесс, значит, начинать его следует задолго до начала профессиональной деятельности. Исследование этого вопроса может способствовать совершенствованию всего учебного процесса в школе.

2 стр., 909 слов

Рекомендации по психологическому анализу урока с учетом закономерностей ...

... мышления учащихся Анализ урока с точки зрения учета закономерностей мышления учащихся предполагает, что необходимо ответить на следующие вопросы: 1. Какие средства использует педагог для формирования ... учеников? <...> Рекомендации по психологическому анализу урока с учетом развития перцептивных способностей учащихся (способности восприятия) Для анализа того, как учитываются в учебном ...

В данном аспекте особое внимание предполагается уделить совершенствованию психолого-педагогических условий обучения, способствующих качественному росту технического потенциала обучающихся. Без этого невозможно успешно вести работу по развитию технического потенциала личности учащегося, невозможно подготовить его к самостоятельной жизни в условиях постоянного изменения технологического процесса.

Современный технологический прогресс требует от личности проявления новых качеств, как инициативность, гражданственность, вовлеченность в трудовые контакты, гибкость мышления, умение адаптироваться в изменяющихся условиях и др.

Учителями трудового обучение накоплен не малый опыт, который помогает формированию и развитию именно технического мышления у учащихся на уроках технологии. Изучение и обобщение этого опыта, результатов экспериментальных исследований и положены в основу написания данной курсовой работы.

Также в курсовой работе представлена методика фронтального и личного эксперимента на выявление влияния психологической инерции действия в техническом творчестве учащихся. Эти исследования проводились под руководством Н.А. Менчинской.

Объектом курсовой работы является изучение факторов развития технического мышления учащихся на уроках технологии.

Предметом курсовой работы является условия развития и формирования технического мышления, учащихся в процессе трудового обучения. психология педагогика образование

Цель курсовой работы заключается в изучении понятия технического мышления, его особенностей развития, видов, процессов влияния и формирования на учащихся, в процессе трудового обучения.

В соответствии с целью и предметом исследования были поставленные следующие задачи:

Задачи курсовой работы:

. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.

. Систематизировать знания о техническом мышлении, его видах , факторов развития, методах формирования.

. Выявить методологические основы учебной работы для развития технического мышления учащихся на уроках трудового обучения.

. Изучить эксперимент, доказывающий влияние психологической инерции действия на техническое мышление учащихся.

. Уточнить влияние на развитие технического мышления учащихся разных форм работы на уроках трудового обучения на примерах разработанных конкретных планов-конспектов уроков.

1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

.1 ПОНЯТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Под техническим мышлением понимается комплекс интеллектуальных процессов и их результатов, которые обеспечивают решение задач профессионально-технической деятельности. Поскольку, техническое мышление проявляется в способности успешно решать технические задачи, то наиболее логично в качестве критерия сформированности технического мышления выделить умение решать комплексные технические задачи различных уровней сложности.

11 стр., 5374 слов

Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения физике

... несметное количество новой информации. Итак, в своей работе мне необходимо получить ответы на вопросы: Насколько развивается критическое мышление у учащихся сегодня, каким образом его можно развивать, каковы ... новую информацию, тщательно и критично ее исследовать. А также уметь уравновешивать в своем сознании различные точки зрения, уметь подвергать идею мягкому скепсису, проверять отдельные идеи на ...

Под комплексными задачами, мы понимаем техническую задачу, для решения которой требуется владение всеми компонентами, составляющими техническое мышление. По успешности решения комплексных технических задач различной трудности, можно судить об уровне развития технического мышления. Определить же этот уровень возможно благодаря определенным показателям. Такие показатели были разработаны преподавателем специальных дисциплин Уральского технологического колледжа (г. Заречный) — Сенченко В.А.

Под показателем в словарях и энциклопедиях понимается то, по чему можно судить о развитии чего-нибудь. Поэтому в качестве показателей сформированности технического мышления выделяются уровни и их характеристики, позволяющие судить о развитии технического мышления. Они также определяют успешность решения системы комплексных заданий и оцениваются баллами.

Для разработки показателей была использована широко известная таксономия категорий усвоения, выявленная коллективом американских ученых под руководством Б.Блума. Она ориентирована на оценку познавательной (когнитивной) области и эмоциональной сферы личности учащихся.

При анализе познавательной области личности учащихся авторы выделяют следующие шесть категорий, которые расположенные по степени усложнения характера познавательной деятельности:категория — знание;категория — понимание;категория — применение;категория — анализ;категория — синтез;категория — оценка.

Опираясь на таксономию Блума можно разработать содержание каждой из категорий в познавательной области техники, по которым можно оценивать успешность решения комплексных технических задач и сформированность технического мышления.

Знание:

знает роль техники в развитии производства;

имеет представление о современных достижениях техники;

знает основные технические термины, понятия;

знает устройство и принцип действия основных механизмов;

знает закономерности функционирования различных механизмов;

знает основные условные изображения, применяемые в технике;

знает основные орудия труда, материалы.

знает основы проектирования и конструирования;

знает технологию обработки различных материалов;

имеет представление о современных методах поиска и обработки информации;

Понимание:

понимает роль техники в развитии производства;

владеет техническими понятиями, терминами;

умеет раскрыть сущность задачи;

понимает назначение и принцип действия технических устройств, механизмов;

умеет интерпретировать полученную информацию;

понимает последствия какого-либо действия.

Применение:

умеет применять технические знания в конкретных условиях и новых условиях;

умеет использовать детали и орудия труда, пользоваться техническими устройствами;

умеет мысленно преобразовывать и воспроизводить материал;

умеет собрать механизм, конструкцию, схему, которые изображены условными знаками;

умеет актуализировать образы по памяти, удерживать их в уме, “видеть умственным взором”;

умеет технически грамотно оформлять проекты;

умеет рассчитывать основные показатели по техническим предметам;

умеет быстро и качественно обработать техническую литературу;

умеет осуществлять рациональный поиск информации.

Анализ:

умеет систематизировать и классифицировать технические объекты, понятия, выделять существенное и второстепенное;

умеет анализировать состав, структуру, устройство и принцип работы технического объекта;

умеет делать выводы по заданию;

умеет ориентироваться в технической документации;

умеет определить назначение технической конструкции;

умеет соотнести результаты отдельных действий с представлением о конечном результате;

выделяет избыточные и недостающие данные в технических задачах;

умеет аргументировать ответ и действия;

определяет новизну в задаче, умеет сопоставлять с известными классами задач;

Синтез:

умеет генерировать технические идеи;

умеет решать технические задачи на преобразование технических конструкций;

переосмысливает объекты, рассматривает его под иным углом зрения, видит в нем другие свойства, другое назначение;

умеет создавать новые образы и изменять их;

умеет оперировать динамическими пространственными образами;

умеет видоизменять, трансформировать образы.

Оценка:

умеет оценить знание, понимание, применение, анализ, синтез в познавательной области техники;

умеет оценить оптимальность решения технических задач;

умеет оценить аргументацию ответа;

умеет оценить новые идеи;

умеет оценить грамотность оформления технической идеи;

умеет оценить полученный результат.

В рамках данной системы комплексных заданий нет возможности в полной мере оценить все содержание выделенных категорий. Они рассчитаны на более широкое использование: во всей познавательной области технического знания.

Эти категории явились основой для разработки показателей выделенного критерия в рамках технологии, которые реально можно оценить при анализе решения учащимися комплексных технических задач.

1.2 КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Исходя из разработанных показателей, определим три уровня развития технического мышления: низкий, средний, высокий. Ниже в таблице приведены критерии и показатели (уровни и их характеристика) для оценки сформированности технического мышления.

Таблица 1. Критерии и показатели уровней развития технического мышления

Показатели

Критерий

Уровни развития

Характеристика

Умение решать комплексные технические задачи

1. Низкий

Учащийся показывает знание лишь единичных понятий, условных знаков; испытывает большие трудности при выполнении практических заданий, решение осуществляет лишь на эмпирическом уровне; с трудом объясняет принцип действия простейших механизмов; не способен объединять разрозненные сведения в систему и вычленять ее составляющие

2. Средний

Демонстрирует хорошие знания устройств и принципов действий основных механизмов, основных технических терминов, понятий, основных условных изображений; понимает принцип функционирования основных технических объектов; понимает основные элементы языка техники; умеет применять знания и умения в конкретных ситуациях; в новых ситуациях применение знаний и умений вызывает значительные затруднения; умеет достаточно быстро находить решение задачи

3. Высокий

Демонстрирует умение анализировать состав, структуру, устройство и принцип работы технических объектов в измененных условиях; определять новизну в задаче, сопоставлять с известными классами задач; аргументировать свои действия, полученные результаты и делать выводы, гибко переключается с отражения одних свойств объектов на другие.

Исходя из трактовки технического мышления как системы, состоящей из компонентов, а также опираясь на методологический подход к выявлению системы компонентов, необходимо разработать показатели сформированно

Осуществляя с помощью системы заданий развитие каждого из обозначенных компонентов в отдельности с целью достижения более высокого уровня их сформированности, необходимо отслеживать динамику их развития для выявления слабо сформированных компонентов и своевременного внесения корректив в процесс обучения. Для разработки этих показателей использовалось содержание категорий предметной области техники. В таблице 2 приведены показатели сформированности отдельных компонентов технического мышления.

Таблица2. Показатели сформированности отдельных компонентов технического мышления

Показатели

Компоненты

I уровень

II уровень

III уровень

Понятийный компонент

Знает единичные технические понятия;  знает закономерности функционирования различных механизмов

Владеет основными техническими понятиями;  умеет систематизировать технические понятия; интерпретировать полученную информацию

Умеет раскрыть сущность понятия; умеет соотносить технические понятия

Образный компонент

Умеет создавать статические образы

Умеет создавать новые образы и изменять их;

Умеет оперировать динамическими пространственными образами

Практический компонент

Знает основные орудия труда, материалы; знает основные технологии обработки некоторых материалов

Умеет использовать детали и орудия труда, пользоваться техническими устройствами; рассчитывать основные показатели по техническим дисциплинам; собирать, конструкцию, схему, изображенную условными знаками

Язык техники

Знает единичные условные обозначения, применяемые в технике; знает основы проектирования и конструирования

Владеет основными условными обозначениями; умеет интерпретировать информацию, полученную с помощью условных обозначений; умеет технически грамотно оформлять проекты

Умеет оценивать грамотность оформления технической идеи с помощью условных обозначений; умеет свободно оперировать условными обозначениями

Оперативный компонент

Имеет представление о необходимости своевременной обработки информации

Умеет преобразовывать и воспроизводить нужный материал; умеет быстро и качественно обрабатывать техническую литературу; умеет осуществлять рациональный поиск информации

Умеет оценивать оптимальность решения технических задач; выделяет избыточные и недостающие данные в технических задачах

Опора на показатели развития каждого из компонентов позволяет повысить точность оценки сформированности каждого компонента, что в свою очередь помогает объективно оценить успешность решения комплексных задач и определить уровень развития технического мышления учащегося.

Таким образом, техническое мышление является научным мышлением, его специфические особенности проявляются в процессе решения технических задач и обусловлены их своеобразием. Техническое мышление осуществляется с помощью известных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), но их протекание имеет особенную направленность. Техническое мышление может быть теоретическим и практическим, репродуктивным и продуктивным, наглядно-образным и наглядно-действенным в зависимости от стоящих перед ним задач.

Учет этих показателей позволяет объективно оценивать успешность решения комплексных технических задач и определять уровень развития технического мышления учащихся.

.3 ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Главная функция технического мышления состоит в решении задач. В процессе решения задач формируются необходимые качества технического мышления.

Для технологических задач характерны следующие три момента: во-первых, определенная цель, стремление получить ответ «а поставленный вопрос; во-вторых, необходимость учесть имеющиеся условия, исходные данные, связанные с достижением цели; в-третьих, применение способов решения задач, соответствующих имеющимся условиям.

Каждый из указанных трех моментов обладает рядом особенностей. Как мы увидим ниже, в процессе своей работы учащийся должен уметь самостоятельно или с помощью учителя, четко и грамотно ставить вопросы, на которые ему предстоит ответить, решая технологическую задачу. Этому надо специально обучать. Далее, условия, исходные данные далеко не всегда даются в готовом виде; многие из них надо находить самостоятельно, определять, достаточны ли они для решения технологической задачи. Однако наибольшие трудности связаны со способами решения задачи. Как известно, способы решения любой задачи основаны на применении в конкретных условиях общих принципов, на подведении заданного частного случая под определенное общее правило.

Навыки технического мышления приобретаются учащимися на уроках технологии в результате практики. Работая на станке, ученик в течение длительного времени изготовляет различные детали по готовым технологическим картам или следуя указаниям учителя. В процессе длительной практики учащийся многократно изготовляет одинаковые детали. В результате такого повторения у учащихся накапливается опыт и вырабатываются навыки технического мышления.

Развитие технического мышления в этих условиях протекает крайне медленно и зависит от количества деталей, изготовленных за период обучения, и их разнообразия.

Такой длительный и трудный путь можно намного сократить, если развивать у учащегося навыки технического мышления и умение применять его в практической работе, как при анализе разработанного технологического процесса, так и при разработке нового.

Техническое мышление означает, что мышление развивается не только под влиянием социальных условий, но и под влиянием развития общественных потребностей, запросов развивающегося материального производства и социально-исторических перспектив развития общества, но имеет и внутренние условия своего развития. Мышление всегда представляет развивающуюся систему знания о предмете.

Смысл технического мышления состоит в решении задач, в процессе их решения и формируются необходимые качества технического мышления.

Чтобы решить технологическую задачу необходимо:

иметь установленную цель и стремиться получить конкретный ответ;

учитывать условия и исходные данные, необходимые для достижения цели;

применять такие способы решения задач, которые соответствуют имеющимся условиям.

При решении конструкторских или технологических задач есть свои особенности: в процессе работы человек должен уметь самостоятельно, ясно и компетентно поставить вопросы, на которые ему следует ответить, решая такую задачу, уметь разобраться в чертежах и схемах.

Такое понимание особенностей приходит в процессе специального обучения. Условия и исходные данные часто приходится находить самостоятельно, изучаю дополнительные материалы, при этом определяя, насколько они пригодны для решения поставленных конструкторских или технологических задач.

При решении задачи перед человеком возникает несколько путей (способов) решения. Как правило, способы решения любой задачи, не только конструкторской или технологической, основаны на применении в данных условиях общих принципов, подводя заданный частный случай под установленное общее правило.

Навыки технического мышления приобретаются людьми в результате многолетней практики. В результате многократных повторений у учащихся накапливается опыт, а также вырабатываются навыки технического мышления.

Развитие технического мышления является сложным процессом, протекает обычно довольно медленно и зависит от общего интеллекта, практических навыков, способностей человека к техническому мышлению и прочих факторов.

Еще одним их самых важных путей развития технического мышления является творческий проект на уроках технологии. Это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.

В соответствии с требованиями социального и научно-технического прогресса, творческие проекты по изготовлению изделий, пользующихся спросом, требуют знаний и умений предпринимательской деятельности. Это меняет не только содержание, но и методы обучения, вырабатывающие у учащихся качества личности, которые позволяли бы адаптироваться к новым социально-экономическим условиям.

Как правило, учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Эта задача должна быть привлекательна своей формулировкой и должна стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности.

Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач — от постановки вопроса до представления результата. Что в свою очередь развивает техническое мышление учащихся.

2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

В процессе развития ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, своё умение владеть телом, голосом, речью и др.

Техническое творчество помогает решать одну из главных задач воспитания и образования — развить технический потенциал, развить техническое мышление у учащихся.

Техническое мышление одно из важных средств политехнического образования и профессиональной ориентации, способствует формированию у детей устойчивого интереса к технике, развитию рационализаторских и изобретательских склонностей, технического мышления, содействует повышению научного уровня образования.

Школьники вовлекаются в творческую работу в связи с изучением основ наук, знакомством с промышленностью, достижениями науки и техники. Чаще всего техническое мышление проявляется при конструировании моделей, приборов, механизмов, несложных машин и других технических объектов.

Осуществляется преимущественно в процессе внеклассных занятий в школе и во внешкольных учреждениях (станции юных техников, дворцы и дома пионеров и школьников, клубы юных техников и др.), а также на уроках трудового обучения.

В процессе технического мышления наиболее чётко выделяются 4 основных этапа: постановка технической задачи, сбор и изучение нужной информации, поиски конкретного решения задачи, материальное осуществление творческого замысла.

На уроках учащиеся благодаря различным формам занятий, средствам обучения имеют возможность развития не только своих интеллектуальных, творческих и др. способностей, а также развитию технического мышления, благодаря развитию технического творчества и постановки различных задач, требующих умения технически мыслить.

Безусловно, ясно, что в процессе трудового обучения, на учебных занятиях обучающие имеют возможность развивать свое техническое мышление. Именно вопросу развития технического мышления уделяется немало исследований, нахождений новых методик его развития и успешная реализация уже имеющихся.

.1 ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА Н.А. МЕНЧИНСКОЙ  «ВЫЯВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИНЕРЦИИ ДЕЙСТВИЯ НА РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»

В исследованиях, проведенных под руководством Н.А. Менчинской, было показано, что в процессе обучения нередко возникает такое психологическое явление, как инерция действия, которое затрудняет поиск новых решений. Психологически инерция действия может сравниться с законом инерции (К.И. Поварнина), инерцией внимания (Н.Н. Ланге), инерцией мышления (А.А. Люблинская), доминантой (А.А. Ухтомский), стереотипом (И.П. Павлов), установкой (Д.Н. Узнадзе), переносом (Е.Н. Кабанова-Меллер) и феноменом тормозящего влияния прошлого опыта, что особенно ярко проявляется в технической деятельности учащихся.

Основная цель данного исследования состояла в том, чтобы выявить инерцию действия, приводящую при решении технических задач к проблемным ситуациям. Задачи исследования были следующими: а) выявить психологические условия возникновения и выявления инерции действия; б) выяснить, как влияет инерция действия на успешность технической деятельности.

МЕТОДИКА ФРОНТАЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Фронтальное обследование проводилось с учащимися школы № 20 Херсона (120 человек), экспериментальной школы № 91 Москвы (90 человек), а также с учащимися, занимающимися в авиамодельных и ракетно-космических кружках Свердловска, Киева, Сум и Ижевска (всего 90 человек).

Испытуемым были предложены следующие три задания:

. На листовом материале необходимо построить развертки следующих одиннадцати объектов: угольника, сечения швеллера, квадратной рамки, цилиндра, коробки, параллелепипеда прямого, параллелепипеда наклонного, куба, пирамиды, конуса и шара.

. Необходимым условием для полета планера и самолета являются крылья. Приведите примеры иных летательных аппаратов, для полета которых крылья не являются обязательными. Назовите законы природы, которые положены в основу полета каждого летательного аппарата.

. При полете летательного аппарата создается подъемная сила, которую для плоского воздушного змея и для профиля крыла можно изобразить графически (рис. 1).

Как схематически изобразить подъемную силу: а) профиля крыла птицы, б) коробчатого воздушного змея, в) ракеты?

Рис. 1. Схематическое изображение подъемной силы: А — плоского воздушного змея, Б — профиля крыла.

Испытуемым раздавались задания, лист бумаги и карандаш. Время ограничивалось одним академическим часом. Для обработки привлекались материалы, полученные в IV, VI, VIII классах.

РЕЗУЛЬТАТЫ ФРОНТАЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Первое задание позволяло получить наибольшее число ответов. Из 3300 возможных- 1910 правильных.

Второе задание должно было показать, встречается ли психологическая инерция действия в применении знаний испытуемыми. Так, в качестве правильного ответа некоторые испытуемые ошибочно называли вертолет. Но крыло планера, самолета и воздушный винт вертолета работают по одним и тем же законам аэродинамики. Правильными ответами были: ракета, которая летает по законам реактивного движения (закон сохранения импульса), спутник, который совершает орбитальные полеты по законам тяготения. Из 900 возможных было получено 608 правильных ответов.

В третьем задании предполагалось выявить инерцию действия не только в знаниях, но и в умениях испытуемых. Сущность задания характеризуется:

а) необходимостью сопоставления схематического изображения подъемной силы крыла птицы с профилями крыла самолета или планера;

б) необходимостью построения проекции на плоскость коробчатого воздушного змея для схематического изображения его подъемной силы, т.е. сведения к варианту плоского воздушного змея, распределение сил для которого уже дано в условиях задачи;

в) необходимостью отвлечься от представления подъемной силы крыла или воздушного змея для схематического изображения подъемной силы ракеты, так как законы полета ракеты принципиально иные. Испытуемые, не знающие этих законов, естественно, не могли выполнить это задание. Здесь из 900 возможных было получено только 263 правильных ответа.

Фронтальное обследование ставило целью выбор из числа школьников и кружковцев тех испытуемых для индивидуального эксперимента, которые лучше других выполнили первое, второе и третье задания. При анализе полученных данных стало ясно, что для индивидуального эксперимента наиболее приемлемо первое задание. Второе и третье задания имеют очень много условий, которые невозможно учесть, что затрудняет изучение психологической природы инерции действия.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

В индивидуальном эксперименте приняли участие по 18 учащихся IV, VI, VIII классов из экспериментальной и обычной школ и кружков технического творчества. Для эксперимента за основу были взяты технические задачи из первого задания, но теперь их выполнение включало в себя три этапа: а) построить развертку каждого из одиннадцати объектов; б) изготовить по развертке заготовку; в) из полученной заготовки изготовить макет технического объекта.

Известно, что при решении ряда однотипных технических заданий может осуществляться адекватный перенос удачных выполнении или использование аналогов. В этом сказывается положительное влияние инерции действия на процесс решения. Однако при создании новых технических объектов, имеющих определенное сходство с ранее изготовленными, возникает отрицательное влияние инерции действия на техническую деятельность. Такое влияние проявляется в тех случаях, когда использование аналогов не приводит к успеху.

Через индивидуальный эксперимент прошли 54 испытуемых, которыми было изготовлено 384 макета описанных выше технических задач . Если считать, что все выполненные технические задачи составляют 100 %, то процент правильно изготовленных макетов в каждом классе будет следующим: в IV классе — 44 для обычной школы; 65 — для экспериментальной школы; 53 — для кружков технического творчества.

Эти данные указывают на то, что учащиеся IV класса экспериментальной школы значительно опережают своих сверстников из обычной школы (на 21 %) и кружковцев (на 8 %).

Правда, кружковцы только год занимались в технических кружках, в то время как учащиеся экспериментальной школы с I по IV класс проходили трудовое обучение по методике, разработанной Т.В. Кудрявцевым и его сотрудниками. Здесь использовались специально разработанные конструкторы (автор Е.А. Пустовой), с помощью которых решались различные технические задачи, имеющие несколько способов получения результата. Другими словами, на уроках трудового обучения происходило формирование существенных компонентов технического мышления, которые явно сказались на результатах этого эксперимента.

 Рис. 2                                                      Рис. 3.


Данные свидетельствует о значительном превосходстве детей из экспериментальной школы над сверстниками из обычной школы (рис. 2).

Успешность выполнения технических задач шестиклассниками характеризуется следующим образом: правильно изготовили макеты 65 % учащихся в обычной школе; в экспериментальной школе — 68 %; в кружках технического творчества — 70 %.

Сопоставление результатов решения технических задач учащимися IV и VI классов показывает большую успешность шестиклассников по всем трем группам. Данное обстоятельство может быть объяснено тем, что именно в VI классе начинается бурное увлечение техникой (на это, в частности, указывал в своем исследовании И.Ф. Карпенко).

Причем интерес подростков 12-13 лет к технике обнаруживается не только на занятиях в технических кружках, но и в школе и в домашних условиях.

При решении технических задач восьмиклассники обычной школы правильно изготовили макеты в 66 % случаев; экспериментальной школы — в 71 %; восьмиклассники-кружковцы — в 77 % случаев.

Данное соотношение показывает, что по успешности выполнения технических задач на макетирование кружковцы опережают учащихся обычной на 11 % и экспериментальной школы — на 6 %. Однако, хотя процентное соотношение имеет тенденцию к росту, все же темп его значительно ниже того, который наблюдался при переходе от IV к VI классу. К окончанию средней школы этот темп замедляется еще более, а иногда наблюдается даже регресс.

На графиках (рис. 2 и рис. 3) изображены кривые, отражающие тенденцию к еще большему сглаживанию по сравнению с четырех- и шестиклассниками.

В исследовании попытались не только количественно, но и качественно описать инерцию действия при решении технических задач. Качественные особенности инерции действия, возможно, выявить при сравнении удачных и неудачных попыток решения этих задач. Заметно, что каждый учащийся IV, VI и VIII классов средней школы в принципе обладает необходимыми знаниями для выполнения предлагаемых технических задач. Поэтому появление ошибок в работе связано, скорее, с проявлениями инерции действия, нежели с тем, что учащиеся просто не имеют необходимых знаний, не владеют соответствующими способами.

Если характер ошибок одинаков, если для различных технических объектов испытуемый применяет какой-то один метод их изготовления, то это, на наш взгляд, явно свидетельствует о проявлении инерции действия как особом феномене технического мышления. В то же время тщательный контроль результатов своей деятельности, оценка условий, при которых получается конечный результат, коррекция действия в процессе этой деятельности свидетельствуют о преодолении инерции, о построении адекватного способа действия.

Экспериментальное изучение технического творчества учащихся позволяет выявить определенные уровни развития, соотносимые нами с появлением в ходе решения технических задач проблемных и допроблемных ситуаций.

Допроблемная ситуация характеризуется тем, что перед учащимся не возникает затруднений в решении какой-либо технической задачи: он либо действует по образцу, который демонстрирует, либо использует стандартный способ, адекватный для решения данной задачи. В этом случае инерция действия оказывается своеобразным психологическим механизмом допроблемной ситуации.

Проблемная ситуация в технической деятельности возникает в том случае, когда учащийся сталкивается с новой, субъективно неразрешимой технической задачей. В этом случае феномен инерции действия оказывает, как правило, отрицательное воздействие на техническую деятельность и приводит к неуспеху.

Таким образом, первый уровень технического творчества учащихся связан преимущественно с допроблемными ситуациями. Здесь учащиеся еще не конструируют, не изобретают ничего нового. Их репродуктивная деятельность направлена на изготовление технических объектов по образцу, по инструкции с применением различных шаблонов. Допроблемные ситуации способствуют повышению точности и аккуратности в ходе изготовления каких-либо технических объектов. Учащиеся осуществляют адекватный перенос способов предшествующей деятельности на новые технические задачи. Поэтому на первом уровне деятельности можно констатировать положительное влияние инерции действия на успешность самой этой деятельности. Второй уровень технического творчества учащихся связан с возникновением проблемных ситуаций.

Способность эффективно работать в проблемных ситуациях существенно развивает творческую техническую деятельность учащихся. Если учащемуся не достает знаний, способов выхода из проблемной ситуации, то, переосмыслив условия технической задачи, изменив первоначальное значение деталей, макета или модели в целом, выделив в них новые стороны, он в принципе может позитивно разрешить проблемную ситуацию.

Здесь существенную роль играет продуктивное мышление; соответственно инерция действия, оказывая отрицательное (тормозящее) воздействие на применение стандартного способа, направляет активность учащегося на поиск адекватного способа.

В учебной программе по трудовому обучению в каждом классе присутствуют ряд тем, при изучении которых непосредственно развивается вместе с остальными и техническое мышление в том числе. Здесь главное, не упустить правильность подачи материала учителем, а также подбор средств и методов обучения для полноценного его усвоения и развития учащегося.

Далее приведены планы-конспекты уроков по трудовому обучению и у мальчиков и у девочек, на которых есть возможность развить именно техническое мышление учащихся.

План-конспект урока по технологии (мальчики) по теме «Классификация и термическая обработка сталей»

Цель урока: Формирование знаний учащихся о металлургическом производстве, классификации и термической обработке сталей.

Задачи урока: Формирование знания о металлургическом производстве, классификации и термической обработке сталей;

Трудовое воспитание и профориентация школьников, воспитание технологической культуры;

Развитие познавательного интереса школьников в области металлургической промышленности.

Методы: объяснительно-иллюстративный,диалогический, исследовательский.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: образцы сталей, таблицы по термообработке сталей, тиски, печь муфельная, образец из незакаленной стали, напильники.

Ход урока: Организация учебной деятельности.

Проверка количества учащихся;

Выяснить знания учащихся в области металлургической промышленности:

Где производят металл?

Из чего производят металл?

Назовите примеры металлургических предприятий города, страны?

Какие виды продукции получают из металлов?

Вспомните, какими свойствами обладают металлы?

Объявление темы и цели урока.

Производство сталей. (см. Рисунок 2)

Виды сортового проката.

Рассмотрим некоторые виды сталей и продукцию, получаемую из них. (см. Рисунок 3)

Сталь — общая характеристика (сплав железа с углеродом).

Классификация сталей (углеродистая, легированные…).

Маркировка сталей (плакат с условными обозначениями некоторых видов сталей).

Продукция из разных видов сталей:

Углеродистая сталь — 0,4-2% углерода.

Конструкционная углеродистая сталь обыкновенного качества (Ст1,Ст2,Ст5…).

Из нее изготавливают гайки, болты, листовой прокат и др.

Качественная конструкционная углеродистая сталь (05,08,10,20…).

Из нее изготавливают зубчатые колеса, валы, оси и др.

Инструментальная углеродистая сталь (У10,У11,У12…): зубилы, ножницы по металлу, напильники.

Легированные стали (стали с добавлением других элементов во время плавки металла для изменения физических и механических свойств).

Легирующие добавки в сталях обозначают буквами: Х- хром, В- вольфрам, Н- никель, М- молибден и т.д. Например: 40ХН- 0,4% углерода и по 1% хрома и никеля.

Легированные стали применяют для изготовления рессор, пружин, фрез, плашек, метчиков, сверл и т.д.

Познакомимся с термической обработкой сталей и ее видами:

Термическая обработка сталей (термообработка) — она необходима для изменения свойств металлов с помощью теплового воздействия.

Виды термообработки:

Закалка. Металл нагревают до определенной температуры (например, до 750 градусов), выдерживают, а за тем быстро охлаждают в воде, масле или водных растворах солей. Закалка повышает твердость и прочность стали, но вместе с тем и хрупкость.

Цвета каления при закалке заготовок:

Цвета каления     Температура, 0С         Цвета каления   Температура, 0С

Темно-коричневый      530-580      Красный 830-900

Коричнево-красный    580-560      Светло-красный         900-1050

Темно-вишневый         650-720      Желтый    1050-1150

Вишневый           720-780    Светло-желтый   1150-1250

Светло-вишневый        780-830      Белый        1250-1300

Отпуск. Служит для уменьшения хрупкости стали после закалки. Отпуск представляет собой нагрев остывшей закаленной стали до определенной температуры (например, до 400-500 градусов) с последующим охлаждением в воде или на воздухе. Отпуск повышает пластичность стали.

Отжиг. Служит для снижения твердости стали. Заготовку нагревают до определенной температуры, выдерживают и медленно охлаждают (часто вместе с печью).

На предприятиях термообработку материалов выполняют рабочие- термисты.

Проводить перечисленные виды термообработки можно в школьной мастерской, пользуясь муфельными печами небольшого размера.

Практическая работа.

“Ознакомление с термической обработкой стали”

Закрепите в тисках образец из незакаленной стали и проведите по ней несколько раз напильником. Сделайте вывод об обрабатываемости незакаленной стали.

Поместите образец в муфельную печь, нагретую до 800 градусов, и выдержите15-20 минут

Опустите образец в воду или масло.

Закрепите в тисках образец из закаленной стали и попытайтесь обработать его напильником. Сделайте вывод об обрабатываемости закаленной стали.

Поместите образец в муфельную печь, нагретую до 400-500 градусов, и выдержите 15-20 минут, после чего охладите его в воде или на воздухе.

Опилите образец в тисках и сделайте вывод о его обрабатываемости после отпуска.

Внимание: пункты 2, 3, 5 выполняет учитель!

Закрепление материала.

Вопросы:

Сколько углерода содержится в углеродистой стали?

Чем отличаются углеродистые стали от легированных?

Зачем нужна термическая обработка сталей?

Какую продукцию выпускают металлургические предприятия?

Как маркируются стали?

Подведение итогов урока.

Анализ выполнения практической работы, уборка рабочих мест, выставление оценок.

Домашнее задание.

Подготовить доклады о металлургических предприятиях города, страны: (ЗСМК, Ферросплавный завод, Алюминиевый завод).

По данным определениям отгадайте слова:

Специалист по термообработке.

Снижает твердость стали, улучшает обработку.

Уменьшает хрупкость стали, увеличивает пластичность.

Выдержка при большой температуре и быстрое охлаждение.

Обработка посредством теплового воздействия.

План-конспект урока по технологии (девочки) по теме: «Моделирование.

Волшебные превращения прямой юбки»

Цели:

Обучающая — закрепить знания и умения у учащихся по моделированию прямой юбки и его приёмах.

Развивающая — продолжать развивать знания и умения по моделированию юбок самых разнообразных форм на основе прямой юбки.

Воспитательная — прививать чувство прекрасного, формировать эстетический вкус, воспитывать коммуникативность через работу в группах.

Тип урока: урок закрепления и изучение нового материала.

Форма организации урока: групповая работа.

Методы обучения: самостоятельная работа с учётом личностно — ориентированного подхода.

Средства обучения:

Таблицы. Учебники. Тетради.

Карточки с эскизами моделей юбок, чертёж основы с фасонными линиями и выкройками.

Выкройки основы прямой юбки (переднее и заднее полотнища).

Подготовительный этап.

На доске — тема урока и модели юбок: расширенные, с закрытой вытачкой, со складками, на кокетке, чертёж основы прямой юбки.

План изучения нового материала (более сложные модели юбок):

Юбки с кокетками.

Юбки с оборками.

Расклешеные юбки.

Юбки с драпировкой.

Рекомендации — перешиваем юбку.

Ход урока:

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

2. Опрос — повторение, закрепление пройденного материала:

а) Чтение чертежа основы прямой юбки (показать линии талии, бёдер, низа, бока, середины задней и передней полотнищ; мерки Ст, Сб, Дст, Ди).

б) Что такое моделирование?

в) Какие фасоны юбок научились получать и за счёт чего?

Ответы у доски — с демонстрацией моделей:

Юбка с расширением низа по линии бока;

С частичным и полным закрытием вытачек;

С раздвиганием частей в виде веера;

Со встречными и бантовыми складками;

На кокетке.

г) Сообщение «Из истории юбок» (сообщает ученик).

. Объяснение новой темы: учащиеся записывают важные моменты под диктовку.

На основе выкройки прямой юбки вы можете моделировать юбки самых разнообразных форм. Некоторые приёмы моделирования юбок вы уже знаете, а сегодня мы выполним новые, более сложные фасоны и вы получите практические советы. Превращения прямой юбки в новые модели окажутся волшебными.

Юбки с кокетками (Под запись)

Важно знать: маленькая кокетка удлиняет фигуру, большая её зрительно сокращает.

Вытачки по линии талии по — возможности должны быть перенесены в линию отреза кокетки.

Кокетки в юбках могут быть как со стороны переднего, так и со стороны заднего полотнищ. Их различают по длине и по оформлению линий отреза (линий соединения с основной частью полотнища).

Их лучше проводить через вершины вытачек.

Если вы проектируете кокетку удлиненной, то и вытачки следует удлинить до линии отреза (рис.2).

Если хотите расположить кокетку выше концов вытачек, то верхние части вытачек закройте, а оставшиеся части включите в рельеф — складку или другую конструктивную линию (рис.1).

Если кокетка по линии отреза имеет сложную конфигурацию, то её лучше настрочить на основную часть юбки.

Рис.1. Нанесите на выкройку переднего полотнища юбки линию кокетки, проходящую выше вершины вытачки. Закройте вытачку, сближая её стороны, но не накладывая друг на друга. Верхний срез кокетки оформите плавной линией. На выкройке переднего полотнища юбки параллельно его середине проведите две линии. В ту линию, которая расположена на уровне вершины вытачки, переведите оставшуюся часть вытачки. Разрежьте деталь по новым линиям и раздвиньте на нужную величину растворы складок (от 4 до 10см).

Верхний срез детали также оформите плавной линией. Заднее полотнище юбки стройте аналогично.

Рис.2. Наметьте на выкройке линию кокетки. Она проходит ниже вершины вытачки. Удлините вытачки таким образом, чтобы их вершины располагались на линии отреза кокетки. Разрежьте деталь, закройте вытачки. На выкройке переднего полотнища юбки проведите линию от самой выступающей точки кокетки, параллельную линии середине переда. Разрежьте выкройку по новой линии. Разведите среднюю деталь полотнища юбки (10 — 30см).

Выровняйте линию низа. Заднее полотнище юбки стройте аналогично.

Рис. 3. Юбки с оборками

Нанесите на выкройку линию втачивания двух оборок и их ширину — (1 и 2).

Разрежьте юбку по новым линиям. Верхняя и нижняя оборки строятся одинаково, отличаются они друг от друга только длиной. Поэтому схему их построения мы разберём на примере большой, нижней оборки, на которой нанесена линия отреза верхней оборки (цифра 1).

Разделите оборку на 3 равные части, проведите две параллельные линии. Разведите эти части параллельно середине переда на величину 5 — 10см. Полученный прямоугольник разделите на пять равных частей. Разведите их на нужную вам величину (5 — 15).

Заднее полотнище юбки стройте аналогично.

Рис. 4. Уменьшите длину юбки на длину оборки. Разделите оборку на 4 равные части. Расстояние внизу между полосами 12 — 20см. Заднее полотнище юбки стройте аналогично. Для разнообразия на оборке по середине переда можно сделать застёжку на планке. Ширина планки — 3см.


Для построения оборок проведите на выкройке юбки линию сложного подреза, потом параллельно низу — линии, соответствующие оборкам юбки, а затем, параллельно середине переда — линии, разделяющие оборки на 3 равные части. Раздвиньте оборки внизу на 5 — 15см. Чтобы не было видно шва настрачивания, каждую оборку по низу удлините на 2см. Заднее полотнище юбки строится аналогично. Если позволяет ширина ткани, боковые швы на оборках не делайте. Рис. 6. Отметьте на выкройке юбки размер оборки и место её притачивания. Параллельно середине переда проведите линии, разделяющие оборку на 4 равные части. Разведите полученные полоски на нужную вам величину (5 — 10см).

Заднее полотнище юбки стройте аналогично.

Юбки с драпировкой (Под запись)

Основное условие при разработке деталей с драпировкой — вытачки, переходящие в драпировку. В зависимости от структуры тканей вид драпировки может быть различен. Так, ткани из шелка и шерсти дадут объёмные, мягкие формы, из трикотажа — гибкие, пластичные, легко укладывающиеся по поперечной и косой нитям. Жесткие легкие ткани драпируются только по косой нити, образуя четкие, лучеобразные складки.

Рис. 7. При ассиметричной драпировке чертежи строят для переднего полотнища юбки в полном размере. Драпировку можно расположить от линии талии до линии бёдер и ниже. Если драпировка расположена ниже линии бёдер, то для достижения большей элегантности юбку зауживают внизу по боковым швам на 2 — 3см с каждой стороны.

Наметьте линию подреза, по которой вы собираетесь расположить складки драпировки. Не располагайте складки в крайних точках линии подреза, а отступите от них на 2 -3см. От линии подреза к боковому шву проведите линии, определяющие направление складок. Сначала разрежьте деталь переднего полотнища юбки по линии подреза и закройте вытачку на левой части переднего полотнища юбки. Затем разрежьте лекало по намеченным линиям драпировки и разведите на ширину складок драпировки. Ширина складок 3,5 — 4см. Заднее полотнище юбки оставьте без изменений.

Рис. 8. Нанесите на выкройку линии направления складок — драпировок. По намеченным линиям разрежьте деталь переднего полотнища юбки и разведите её на желаемую величину. Расстояние между складками не должно быть одинаковым: у первой (нижней) складки — примерно 3,5 — 4см, последующие складки уменьшайте на 0,5см каждую относительно предыдущей. Заднее полотнище юбки оставляйте без изменений.

Рекомендации — перешиваем юбку

Мода меняется так быстро, что вещи, ещё недавно отвечавшие всем требованиям, уже не смотрятся. Носить их не хочется, а расставаться — жаль. Их можно переделать.

Если юбка вам в самую пору, а лишь коротка, то её можно удлинить полоской ткани. Швы делают по бокам. Там же — застежка на пуговицы (рис. 1).

Причём форма такой полоски может быть любой, это зависит от придуманного фасона и от размера подкройных кусочков ткани, из которых она будет составлена (рис. 2).

Например, если у вас для переделки совсем немного ткани, то полоску можно составить из нескольких небольших частей, а швы их соединения «спрятать» в складки (рис. 3).

Юбку можно удлинить и с помощью всевозможных кокеток. Требование здесь одно — они должны не только дополнять исходную «конструкцию» юбки, но и украшать её (рис. 4).

Так, вместо старой, разонравившейся кокетки можно сделать модный корсажик, застёгивающийся по бокам на пуговицы (рис. 5).

Если же юбка вам узка, то расширят её узкие вертикальные полоски, «вмонтированные» в переднее полотнище юбки. Для этого её надо разрезать и «раздвинуть» полотнище на нужную вам величину. Не доходя до низа юбки, полоску соединить с косой вставкой (её вшивают в разрезы).

Вместо вставки можно сделать клин с заложенными складочками, а полоску ткани (предварительно подогнув её нижний срез) настрочить на вставку или закрепить декоративными пуговицами. Аккуратно обработать шов соединения, а с лицевой стороны по вертикальным полоскам проложить декоративную строчку (рис. 6).


Практическая работа

. Ребята по группам выполняют моделирование своих выкроек — основ юбки. Работу выполняют в течение 20 — 25 минут.

-я группа — моделирование юбок на кокетке;

-я группа — моделирование юбок с драпировкой;

-я группа — моделирование юбок с оборками.

. Отчёт учащихся о проделанной работе в течение 10 — 15 минут, можно принять отчёт по группам.

. Оценка выполненной работы.

. Домашнее задание: приготовить на следующий урок ткань, свои смоделированные выкройки, булавки (можно юбки, которые можно перешить).

План-конспект урока по технологии (девочки)

по теме «Неполадки в швейной машине.

Причины и способы устранения неполадок»

Тип урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков.

Образовательные цели:

в процессе решения учеником проблемной ситуации (ПС) умение определить неполадки в швейной машине, установить причины их возникновения и найти способы устранения этих неполадок;

достичь понимания учащихся значения этой темы и практического применения в жизненных ситуациях.

Развивающие цели:

развитие творческого мышления через поисковую работу, развитие самостоятельности, познавательного интереса, самоконтроля, самооценки, тренировка наблюдательности, памяти, развитие и закрепление умений, навыков работы со швейными механизмами; формирование общеучебных умений наблюдать, сравнивать, анализировать, работать с технической литературой, устанавливать причинно-следственные связи.

Форма работы: групповая (не более 2-3 человек).

Характеристика класса: учащиеся с низким и средним уровнями обученности.

Метод обучения: проблемное изложение учителем учебного материала.

Подготовительная работа и оборудование:

на нескольких столах стоят бытовые швейные машины, заправленные учителем заранее (машины заправляю правильно, чтобы не усложнять детям дальнейшую работу), и у каждой из них по 1-2 подстроенные неполадки; таблицы “Детали бытовой швейной машины” и “Заправка швейной машины” — у доски; учебники и технические паспорта на машины — на столах учащихся. Правильные ответы о причинах неполадок записаны на листках и спрятаны в коробки машин (Приложение 1).

Особенности оформления доски: названия темы нет, цели урока не поставлены, пустые графы таблицы (табл.1.1)

Ход урока

. Организационный момент.

. Этап повторения ранее изученного материала по деталям швейной машины и их назначению (5-7 мин), вводный инструктаж по технике безопасности (1-2 минуты).

. Мотивационный этап (создание проблемной ситуации).

После повторения дается возможность учащимся возможность разбиться на несколько групп, сесть за правильно заправленные (это можно сообщить детям, либо пусть они перепроверят) машинки и предлагается всего лишь — получить качественную строчку. Дети удивлены: ведь прострочить на машинке, когда верхняя и нижняя нити правильно заправлены (они в этом убедились), очень просто! С видом своего превосходства перед легкостью поставленной задачи они начинают крутить ручку, либо поворачивать маховое колесо… Строчка не получается. Раздаются выкрики: “У меня (нас) машина не шьет!”.

Налицо создана проблемная ситуация, при которой учащиеся заранее были обречены на неудачу (ошибку) — один из путей создания ПС.

Встает вопрос:

Почему, вы, такие знающие и умелые, не можете шить?

Ответ чаще всего:

Машины не работают, сломались.

Что будем делать?

Ремонтировать!

Вы умеете?

Нет, это для нас новое.

. Объяснение нового материала.

Давайте выясним еще раз, что должно двигаться в машине в момент образования стежка, и что мы имеем в наличии?

Дети дают правильный ответ (поворачивая маховик на себя или ручку от себя, игла должна совершать возвратно-поступательные движения, ткань — продвигаться от нас и образовываться строчка).

Чтобы помочь детям выяснить, почему у них это не получается, предлагаю заполнить таблицу вместе со мной, в первой графе, отвечая на вопрос, что случилось? (на конкретных примерах этих групп), во второй — почему это случилось, в третьей — что делать, чтобы исправить случившееся? При этом уточняем с ребятами, что, отвечая на вопрос, что случилось, мы подразумеваем собственно неполадку. Отвечая на вопросы, почему и что делать, соответственно — причины и способы устранения неполадок.

Таблица заполняется в результате беседы учителя и учащихся на базе ранее полученных знаний по устройству бытовой швейной машины и новых знаний, получаемых на этом уроке, выдвигая различные гипотезы (табл. 1.2).

. Решение проблемной ситуации.

После заполнения таблицы предлагается на основе полученных данных группой найти и исправить неполадку различными способами: визуальным, поисковым (кручение, верчение), пользованием записями в тетради и технической литературой.

. Проверка решения проблемной ситуации.

Когда учащиеся получили (или нет) качественную строчку, предлагается самостоятельно в тетради записать ответы на вышеуказанные вопросы. Микросдвиг в мозге совершается в момент обобщения (вывода) этих фактов.

В конце урока вместе формулируем тему урока и ее цели (это возможно при проблемном обучении), анализируем, достигли ли мы ее, если нет, то почему.

При этом помогаем учащимся, которые не справились с заданием (очень редко, чаще всего в “слабом” классе, дети испытывают затруднения не в поиске, устранении неполадки, а в их формулировке).

Дети достают правильные ответы из коробки швейной машины и сравнивают со своими результатами.

В конце урока, перед уборкой рабочих мест, я задаю свой любимый вопрос: “Девочки, польза от этого урока для вас, я, думаю, несомненна (они соглашаются, ведь теперь даже дома они смогут справиться с мелкими неполадками без взрослых).

А в чем тогда лично моя польза?”. Дети улыбаются и почему-то сразу отвечают, что “ремонтировать” машинки в классе они будут впредь без моей помощи. Я довольна, ведь к моей помощи они будут прибегать в крайних случаях.

. Подведение итогов, уборка рабочих мест.

Примечание: для учащихся с высоким уровнем обученности предлагается заполнить таблицу после самостоятельного нахождения неполадок в машине. Поисковая работа учащихся будет заключаться в самостоятельной работе с литературными источниками, в опоре на собственный опыт, интуицию и практических упражнениях на машине.

В любом случае, самостоятельного заполнения учащимися таблицы в полной мере, не удастся, нужно помочь выполнить сводную таблицу неполадок. Кроме того, будьте готовы к тому, что дети могут исправить неполадку автоматически, не осознавая это.

Табл. 1. Что случилось?       Почему?  Что делать?

НЕПОЛАДКИ

  ПРИЧИНЫ ЕПОЛАДОК

СПОСОБЫ  УСТРАНЕНИЯ  НЕПОЛАДОК

1. Поломка иглы

А) неправильное положение лапки Б) номер иглы не соответствует номеру ниток и толщине ткани В) изгиб иглы Г) игла плохо закреплена или вставлена не до упора Д) неправильно вставлен шпульный колпачок в челночное устройство

А) затянуть винт крепления лапки Б) иглу, нитки подобрать в соответствие с толщиной ткани В) заменить иглу (нельзя тянуть материал руками во время шитья) Г) вставить иглу и затянуть винт до упора Д) установить правильно шпульный колпачок, услышать щелчок

2. Обрыв верхней нити

А) неправильная заправка верхней нити Б) большое натяжение верхней нити В) некачественная игла (плохая полировка ушка) Г) плохое качество нитки

А) заправить верхнюю нить в нужной последовательности Б) ослабить натяжение в регуляторе натяжения верхней нити) В) заменить иглу Г) сменить нитки

3. Обрыв нижней нити

А) неправильная заправка нижней нити Б) большое натяжение нижней нити В) на шпульке закончилась нитка

А) правильно заправить нижнюю нить Б) ослабить винт шпульного колпачка В) намотать нить на шпульку

4. Не образуется строчка (пропуск стежков)

А) неправильно установлена игла Б) тупая, гнутая игла В) игла слишком тонка для выбранной нитки

А) правильно установить иглу (длинный желобок иглы должен “смотреть” на нитенаправитель) Б) заменить иглу В)подобрать соответствующую иглу и нитки

5. Тяжелый ход машины

А) машина грязная, засорена нитками пылью Б) колесо моталки прижато к маховику

А) прочистить челнок, смазать машину Б) отпустить защелку язычка моталки

6. Машина не включается в рабочий ход

А) ослаблен фрикционный винт

А) затянуть фрикционный винт по часовой стрелке

7. Плохо продвигается ткань

А) слабый нажим лапки на материал Б) малый подъем зубцов зубчатой рейки

А) подтянуть головочный винт Б) поставить переключатель регулятора подъема зубчатой рейки на “Н”

8. Ткань не двигается совсем

А) регулятор подъема зубчатой рейки стоит на “В” Б) регулятор длины стежка стоит на нулевой отметке

А) поставить ручку регулятора на “Н” или “Ш” Б) поставить рычаг регулятора длины стежка на метку 1-4,5

9. Петляют верхняя или нижняя нитки

А) ослаблен регулятор натяжения верхней нити или винт на шпульном колпачке Б) нить свободно лежит на шайбах регулятора натяжения верхней нити В) верхняя и нижняя нити разной толщины

А) затянуть гайку регулятора или винт на шпульном колпачке Б) глубоко провести нить между шайбами при заправке верхней нити В) использовать нити одной толщины

10. На ткани образуются затяжки

А) игла слишком толста для данной ткани Б) затупленная игла

А) правильно подобрать номер иглы Б) заменить иглу

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе курсовой работы было выявлено, что высшие формы теоретического мышления возникают из практики и содержат обобщенные представления. Техническое мышление, как раз и является такой формой теоретического мышления.

Техническое мышление — это множество интеллектуальных процессов и их результатов, обеспечивающих решение задач, связанных с технической деятельностью. Это могут быть, как конструкторские и технологические задачи на уроках трудового обучения, так и задачи появляющиеся при обслуживании и ремонте оборудования, приборов и др.

Смысл технического мышления состоит в решении задач, в процессе их решения и формируются необходимые качества технического мышления.

Выяснилось что, чтобы решить технологическую задачу необходимо: иметь установленную цель и стремиться получить конкретный ответ; учитывать условия и исходные данные, необходимые для достижения цели; применять такие способы решения задач, которые соответствуют имеющимся условиям.

При решении конструкторских или технологических задач ну уроках есть свои особенности: в процессе работы ученик должен уметь самостоятельно, ясно и компетентно поставить вопросы, на которые ему следует ответить, решая такую задачу, уметь разобраться в чертежах и схемах под руководством учителя.

Такое понимание особенностей приходит в процессе специального обучения. Условия и исходные данные часто приходится находить самостоятельно, изучаю дополнительные материалы, при этом определяя, насколько они пригодны для решения поставленных конструкторских или технологических задач.

При решении задачи перед учащимися возникает несколько путей (способов) решения. Как правило, способы решения любой задачи, не только конструкторской или технологической, основаны на применении в данных условиях общих принципов, подводя заданный частный случай под установленное общее правило.

Навыки технического мышления приобретаются людьми в результате многолетней практики. Но начать формировать это навыки необходимо с раннего возраста, поддерживая их развитие в младшей, затем в средней и высшей школе. В результате многократных повторений у учащихся накапливается опыт, и вырабатываются навыки технического мышления. Благодаря урокам технологии во много раз возрастает возможность развития технического мышления у учащихся, которые приобретают на таких уроках навыки, умения, знания именно в технической области. Поэтому необходимо уделять важное значение этому аспекту.

Развитие технического мышления является сложным процессом, протекает обычно довольно медленно и зависит от общего интеллекта, практических навыков, способностей человека к техническому мышлению и прочих факторов.

По результатам эксперимента Н.А Менчинской, который мы исследовали в курсовой работе, подтвердилось предположение о существовании инерции действия как психологическом явлении, влияющем на техническую деятельность учащихся. Удалось выявить условия возникновения инерции действия как явления, приводящего к проблемной ситуации в результате более или менее длительных действий в однообразной предшествующей деятельности, которая закрепляется в виде умственной привычки. Психологически инерция действия — сопутствующий элемент любой деятельности.

Инерция действия оказывает положительное воздействие на практическую деятельность, если возможно применение стандартного способа решения ряда однотипных технических задач.

Инерция действия оказывает отрицательное влияние на практическую деятельность, если стандартный способ не приводит автоматически к получению требуемого результата.

Инерция действия — процесс, возникающий, независимо от намерений учащегося и приводящий его к затруднениям в деятельности, иногда непреодолимым.

Рассмотрев два уровня технического творчества учащихся, необходимо подчеркнуть важность последовательности их освоения с учетом раскрытия процессуальной стороны каждого из них, скрытой от прямого наблюдения и характеризующейся направлением от незнания к знанию, от неизвестного к известному, от проблемной ситуации к конкретному решению технической задачи.

Учителям очень важно верно понимать природу психологической инерции действия как необходимого элемента технического творчества, что позволит своевременно и в правильном направлении развивать творческую техническую деятельность учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Учебник “Технология” 7 класс. Под редакцией В. Д. Симоненко.-М.: “Вентана-граф”, 2002г.

.        И. П. Арефьев. “Занимательные уроки технологии для мальчиков. 7 класс. -М.: “Школьная пресса”, 2004г.

.        Муравьев Е. М. Технология обработки металлов. — 5-е изд., с измен. и доп. — М. : Просвещение, 2002.- 240 с.: ил.

.        Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

.        Большая советская энциклопедия. В 30-ти т. / Под ред. А.М. Прохорова — М.: Советская энциклопедия, 1976. — Т. 24 — 608 с.

.        Методологический анализ научно-технических дисциплин: Монография / В.Г. Горохов- М.: Высш. шк., 1984. — 112 с.

.        Ашитков С.И., Бударкевич В.П. Технический кружок в школе // Школа и пр-во.-1984.

.        Горский В.А. Развитие технического творчества учащихся во внеклассной и внешкольной работе // Школа и производство. — 1980. — № 2.

.        Комский Д.М. Кружок технической кибернетики: Пособие для руководителей кружков. — М.: Просвещение. — 1992. — 192с

.        Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. — М., 1976.

.        Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления / Процесс и способы решения технических задач/ М., «Педагогика», 1975. — 303 с.

.        Кузнецов В.П., Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. — М.: Просвещение, 1981.

.        Техническое творчество учащихся /Под редакцией Столярова Ю.С., Комского Д.Н. — М.: Просвещение, 1989.

Приложение №1

КАРТОЧКИ — ЗАДАНИЯ

. Вопросы блицтурнира:

Для чего используют притирочный молоток? (Ответ: для фанерования)

Как называют клеевое соединение досок под углом? (Ответ: вязка)

Что необходимо иметь для изготовления любого изделия? (Ответ: инструменты, материалы, техническую документацию)

Назовите вид художественной обработки древесины. (Ответ: хохлома)

Где закрепляют заготовку при точении внутренних поверхностей деталей большого диаметра. (Ответ: на планшайбе)

Для чего нужна разводка зубьев пилы? (Ответ: для увеличения ширины пропила)

Как называется приклеивание шпона на основу? (Ответ: фанерование)

Как называют клеевое соединение досок по кромкам? (Ответ: сплачивание)

Где закрепляют заготовку при точении внутренних поверхностей деталей небольшого диаметра? (Ответ: на патроне)

Назовите вид художественной обработки металла. (Ответ: чеканка)

Что изучается в предмете “Технология” (Ответ: технология преобразования материалов, энергии, информации)

Какой инструмент используется в качестве режущего для получения отверстия на станке? (Ответ: сверло)

. Ребятам раздаются по две карточки со словами, одно из которых выпадает из логического ряда. Задание — найти “лишнее” слово.

Шерхебель, рубанок, фуганок, рашпиль. (Рашпиль)

Лучковая пила, ножовка, киянка, наградка. (Наградка)

Стамеска, линейка, угольник, рулетка. (Стамеска)

Ерунок, дрель, буравчик, коловорот. (Ерунок)

. Учащиеся должны назвать изделия, предметы, характеристики, составляющие предложенные учителем в устной форме обобщающие понятия (слова).

Конструкторская и технологическая документация (технологическая карта, маршрутная карта, операционная карта и т.д.)

Технологические машины (токарный станок, фрезерный станок, швейная машина и т.д.)

Технологические операции (разметка, правка, разрезание и т.д.)

Инструменты для строгания древесины (шерхебель, рубанок, фуганок и т.д.)

Приложение №2

ТЕСТИРОВАНИЕ №1

. Напишите правильную последовательность букв, соответствующую этапам производства ткани:

а) пряжа и нитки; б) ткань; в) волокно; г)волокно; д) волокно очищенное, прочесанное;

. Ткань состоит из

а) нитей, переплетенных между собой; б) натуральных и химических волокон.

. Вдоль кромки проходит нить

а) основы; б) уткa.

. При резком напряжении более звонкий звук характеризует направление

а) основной нити;

б) утoчной нити.

. Растяжимость нити больше по

а) основной нити;

б) уточной нити.

. Соотнесите понятия и их определения:

) прядение; а) процесс получения непрерывной нити из волокон;

) ткачество;         б) процесс получения ткани из пряжи.

.Соотнесите понятия и их определения:

) основа;    а) нити, идущие поперек ткани;

) уток;        б) неосыпающийся край ткани;

)кромка;     в) нити, идущие вдоль ткани.

. Соотнесите названия нитей и их признаки:

)нить основы;      а)тонкие и гладкие;

) нить утка;         б) более толстые и пушистые.

. Соотнесите названия волокон и относящиеся к ним характеристики:

) хлопок;    а) волокна, расположенные вдоль стебля растений;

) лен; б) волосяной покров животных;

) шерсть;    в) получают из семенных коробочек растений;

) шелк;       г) тонкая нить, сматываемая с коконов тутового шелкопряда.

. Распределите свойства тканей по группам:

) физико-механические; а) прочность, сминаемость, драпируемость;

) гигиенические;  б) усадка, осыпаемость, раздвижка нитей в швах;

) технологические;       в) гигроскопичность, пылеемкость, теплозащитные

свойства.

. Соотнесите свойства тканей и их определения:

) гигроскопичность;     а) способность впитывать влагу;

) драпируемость;         б) способность образовывать мягкие складки;

) пылеемкость;    в) способность воспринимать пыль, загрязняться;

) усадка;     г) уменьшение размеров ткани при стирке,

замачивании, влажно-тепловой обработке.

. Соотнесите виды переплетения нитей в ткани и их характеристики:

) полотняное;      а) нить утка перекрывает 4 и более нитей основы;

) саржевое; б) нить основы перекрывает 2 нити утка, пропуская одну;

) атласное; в) переплетение нитей через одну в шахматном порядке;

) жаккардовое;    г) сложное переплетение.

. Свойства тканей зависят:

а) от волокнистого состава ткани;

б) от вида переплетения нитей в ткани;

в) от вида отделки;

г) от всех перечисленных признаков.

. Химические волокна — это волокна созданные:

а) из целлюлозы; б) из нефти и газа.

. Напишите правильную последовательность.

Процесс производства искусственного волокна включает в себя этапы:

а) формование волокна;

б) получение прядильного раствора;

в) подготовка целлюлозы;

. Соотнесите группы химических волокон и сырье для их изготовления:

) искусственные; а) целлюлоза;

) синтетические; б)продукты переработки нефти и газа.

. Соотнесите группы тканей и их характеристики:

) искусственные; а) гладкие, с резким или матовым блеском, скользкие,

на срезах осыпаются;

) синтетические; б) обладают худшими гигиеническими свойствами;

в) разновидность этих тканей похожа на шелк;

г) разновидность этих тканей похожа на шерсть.

Приложение №3

ТЕСТИРОВАНИЕ №2

«ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЮБКИ»

Определите правильную последовательность технологических операций

. При изготовлении юбки:

а) раскрой ткани; б) подготовка деталей кроя к обработке; в) исправление недочетов после примерки; г) отделка и окончательная обработка юбки; д) подготовка ткани к раскрою; е) подготовка юбки к примерке; ж) обработка юбки после примерки: обработка застежки, притачного пояса, верхнего и нижнего срезов юбки; з) примерка.

. При изготовлении прямой юбки:

а) обработать притачной пояс; б) втачать застежку — молнию; в) наметать и выполнить обметочную петлю, пришить пуговицу; г) стачать вытачки ,боковые стороны юбки, обметать срезы; д) притачать пояс к юбке; е) отутюжить изделие; ж) обработать низ изделия.

. При изготовлении юбки “полусолнце”:

а) обработать пояс по объему талии; б) обработать низ юбки; в) стачать боковые стороны юбки; г) наметить и выполнить обметочную петлю ,пришить пуговицу; д) обметать срезы; е) притачать пояс к юбке; ж) окончательная отделка, утюжка изделия; з) втачать застёжку — молнию.

. При изготовлении юбки на кокетке:

а) стачать боковые стороны юбки, оставив свободным место для застежки — молнии, обметать срезы; б) втачать застежку — молнию; в) собрать на сборку нижнюю часть юбки по размеру кокетки; г) обработать подкройной пояс; д) обработать низ изделия; е) притачать пояс к юбке; ж) окончательная отделка, влажно-тепловая обработка юбки; з) притачать кокетку к нижней части юбки, обметать срезы.

. При обработке верхнего среза юбки поясом:

а) приметать и притачать пояс;

б) отогнуть пояс и припуск шва вверх и выметать по сгибу;

в) настрочить пояс на расстоянии 0,1-0,2 см;

г) на левом конце пояса пришить пуговицу;

д) наложить пояс подпоясом на изнаночную сторону юбки, совмещая контрольные и приколоть;

е) вывернуть юбку на лицевую сторону, подогнуть отрезной край пояса внутрь на 1 см и наметать, закрывая шов притачивания

Приложение №4

ТЕСТИРОВАНИЕ №3

) Название машинной операции при соединении бейки с кокеткой:

а) притачивание;

б) настрачивание;

в) обтачивание.

) Как называется ручная операция при выполнении канта?

а) наметывание;

б) выметывание;

в) заметывание.

) Как правильно выкроить бейку?

а) по форме среза кокетки;

б) по косой;

в) по долевой нити.

) Название влажно-тепловой операции после выполнения канта для его закрепления.

а) проутюживание;

б) заутюживание;

в) приутюживание.

) Какая машинная операция отсутствует при обработке срезов кокетки бейкой?

а) растрачивание;

б) настрачивание;

в) притачивание.

) Какие свойства ткани необходимо учитывать при выполнении влажно-тепловых работ?

а) гигиенические;

б) технологические;

в) механические.

) Как называется вторая машинная операция при соединении бейки с кокеткой?

а) настрачивание;

б) прострачивание;

в) застрачивание.

) ВТО для удаления сгибов и заминов на тканях или деталях изделия:

а) отпаривание;

б) проутюживание;

в) оттягивание.

) Какой шов не относится к соединительным швам?

а) стачной;

б) растрачной;

в) рельефный.

) От чего зависит выбор способа обработки кокетки?

а) от расцветки материала;

б) от формы кокетки и ширины отделочной строки.

) Название машинной операции, в которой для соединения деталей накладывают одну деталь на другую.

а) стачивание;

б) застрачивание;

в) настрачивание.

) Какая утюжильная работа содержит в себе обработку деталей или изделия посредством специального оборудования с использованием влаги, теплоты и давления?

а) влажно-тепловая обработка;

б) прессование.

) Какая ручная операция содержит в себе прикрепление одной детали к другой, фурнитуры и отделочных элементов стежками постоянного назначения?

а) вспушивание;

б) подшивание;

в) пришивание.

) Как называется машинная операция, в которой происходит соединение двух деталей по краю с последующим вывёртыванием их на лицевую сторону?

а) притачивание;

б) обтачивание;

в) втачивание.

) Как отличить вставку от кокетки?

а) по соединению с изделием;

б) по форме;

в) по ширине отделочной строчки.

) Какая ручная операция отсутствует при обработке кокетки бейкой?

а) намётывание;

б) примётывание;

в) замётывание.

) Какой шириной необходимо выметать кант?

а) 1-2 мм;

б) 3-4 мм;

в) 5-7 мм.

) Почему при выполнении влажно-тепловой обработки шнур не должен касаться утюга?

а) ничего страшного, пусть касается;

б) может произойти замыкание.

) Какая должна быть длина стежка при ручном соединении бейки с кантом?

а) 20-30 мм;

б) 7-10 мм;

в) 5-7 мм.

) Для чего необходим наперсток при выполнении ручных работ?

а) для соблюдения техники безопасности;

б) не знаю, учитель сказал пользоваться напёрстком.

) Как называется ручная операция, в которой соединяют две детали примерно равных по величине, по намеченным линиям?

а) смётывание;

б) наметывание;

в) вымётывание.

) Что должно лежать под ногами у работающего с утюгом?

а) шнур от утюга;

б) шерстяной коврик;

в) резиновый коврик.

) Название ручной операции, в которой закрепляется обтачанный и вывернутый край детали стежками временного назначения?

а) заметывание;

б) выметывание;

в) вметывание.

) После окончания работы за машиной, необходимо:

а) выключить её;

б) оставить включённой.

) Как называется операция при соединении пайеток и бисера с изделием?

а) пришивание;

б) зашивание;

в) вшивание.

Ответы на тестирование № 3

«а»

«б»

«а»

«в»

«а»

«б»

«а»

«б»

«в»

«б»

«в»

«а»

«в»

«б»

«а»

«в»

«а»

«б»

«б»

«а»

«а»

«б»

«а»

«в»