Тема 6. Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике

16

План лекции

6.1 Психология группы

6.2. Социальная педагогика – педагогика среды

6.3. Психологический и педагогический потенциалы групп и коллективов

6.1 Психология группы

Социальная психология как отрасль психологической науки

Исследованием психологических фактов, явлений, механизмов и т.д. занимается особая отрасль психологической науки – социальная психология, находящаяся на стыке с социологией.

Предысторию социальной психологии можно проследить в работах Аристотеля (384–322 до н. э.), считавшего человека «социальным животным», философа Георга Гегеля (1770–1831) о «мировом (абсолютном) духе», сверхиндивидуальном «объективном духе» (воплощенном в гражданском обществе, праве, нравственности, «духе народов», семье и пр.) и др.

Социально-психологические явления отличаются от индивидуальных прежде всего тем, что это явления в группах людей (от пары до общества и даже человечества).

Для них характерны свои механизмы, закономерности, интегративность, в общем случае – большая сложность, многообусловленность, менее заметные причинно-следственные зависимости, меньшая подвижность. Совокупность социально-психологических явлений, присущих группам и их разновидности – большим общностям, образует психологию этих групп и общностей.

Психология группы – не просто сумма психик членов группы. Ей свойственны все признаки качественно своеобразной психологической системы, но более высокого уровня организации и динамики, чем индивидуальная психика. Она включает в себя психику отдельных людей в качестве элементов. У нее свои законы и механизмы, свое самодвижение объединенных в систему социально-психологических явлений. Эта групповая системность влияет на психику членов группы, как это всегда бывает с элементами любых систем.

Психология человека в группе – это уже не полностью независимое явление. Подвергаясь влиянию психологии группы, она обнаруживает определенные изменения в содержании и динамике. Мысли, отношения, переживания, желания, поступки человека в группе содержат признаки этих влияний. Они не всегда такие же, как у группы, но даже если они противоположны, то одна из причин этого – воздействие психологии группы.

«Ясно, что психика человека существует, так как у него есть мозг. Но группового мозга как материального субстрата нет», – возражают скептики. – «Как же могут существовать социально-психологические явления, принадлежащие группе, а не отдельным людям?»

11 стр., 5186 слов

Психология как наука. Виды психологического знания. Отрасли психологии

... особенности развития психики на разных возрастных этапах), педагогическая(занимается психологическими особенностями обучения и воспитания), социальная(изучает взаимоотношение людей в группах), психология труда(рассматривает психологические особенности различных видов трудовой деятельности). Виды псих. Знания: ...

Напрашивается сравнение, например, с листочком, попавшим вдруг в водоворот воды, но оно слишком примитивно. Другой пример: возникший смерч, в котором множество пылевых частиц вдруг приобрело упорядоченное движение, превратившись в вихревой столб и управляясь неведомо откуда взявшимися силами.

Законы жизни и развития общества – не просто законы жизни отдельного человека. Законы мировой экономики принуждают отдельные государства подчиняться им, а такие же законы в отдельном государстве «крутят» жизнью отдельных граждан.

Проследим это для иллюстрации на взаимоотношениях двух человек. Кому они принадлежат: первому или второму? Ответ «каждому из них» не точно отражает суть. Взаимоотношения – это связь двух людей. Как и всякая связь, взаимоотношения находятся между ними, включают их самих, и возникает более сложное, чем индивидуальная психика, образование. А мода? Есть, конечно, ее носители – модники. Но мода – социально-психологический феномен. Это явление психологии общности с присущей ей силой, подчиняющее себе чуть ли не каждого человека. Еще одно социально-психологическое явление – обычай. Он живет в обществе, общности, группе, не принадлежа конкретно ни Иванову, ни Петрову. Нет закона более сильного, чем обычай. Попробуйте, например, пригласить на свой день рождения гостей, но кроме чая не предложить им ничего. 999 человек из тысячи этого наверняка сделать не смогут и сила обычая гостеприимства принудит их поступить иначе.

Таким образом, что социально-психологические феномены – это реальности массового, общественного сознания, психологии общества, общностей, групп людей. Они существуют не в умах теоретиков, не придуманы, а действительно влияют на индивидуальную психологию каждого человека. Хотя это влияние не столь прямолинейно, однозначно, как в химических, физических, технических системах, ибо психология человека – сама сложнейшая система с огромными возможностями внутреннего самодвижения и произвольного регулирования. Человеку по силам (если они есть у данного индивида) избирать свою линию поведения и не оказаться захваченным социально-психологическим влиянием моды, настроения какой-то группы людей, идеями какого-то общественного движения и др.

Классификация социально-психологических явлений

1. По носителям социально-психологические явления бывают:

  • групповыми, принадлежащими микрогруппам – нескольким людям, малым группам, большим группам – общностям;
  • межгрупповыми, присущими двум или нескольким группам и отношениям между ними;
  • личностно-групповыми, характеризующими психологию и связи между отдельным человеком и группой, например, преподавателем и учебной группой, руководителем и персоналом учреждения, группой и отдельным ее членом (уважаемым лидером);
  • межличностными, психологическими связями между отдельными личностями;
  • личностными – социально-психологическими явлениями у отдельных личностей.

2. По качественно-содержательным особенностям социально-психологические явления делятся на: взаимоотношения, общение, взаимодействие и массовидные.

12 стр., 5585 слов

Рабочая группа — социально-психологическая общность людей. ...

... уровне. -4- I. Рабочая группа социально-психологическая общность людей. 1. Социально-психологические особенности рабочей группы Основа успеха любой ... обсуждаются более открыто, предпринимаются попытки улучшить взаимоотношения внутри рабочей группы. Наконец, притирка заканчивается, ... для удовлетворения социальных потребностей и общения людей, например группа сотрудников, окончивших одно и то ...

Взаимоотношения – позиционно-психологические связи между людьми.

По источнику возникновения и проявлению различаются:

  • позиционные взаимоотношения (их еще называют статусными, позиционно-ролевыми, диспозиционными).

    Такова, например, психология взаимоотношения равных по должности, руководителя и сотрудников, мужа и жены, родителя и ребенка, богатого и бедного, инспектора дорожно-патрульной службы и водителя автомобиля, студенческого и педагогического коллективов и пр.;

  • поведенческие взаимоотношения. Их психологические особенности возникают в опыте совместной жизни и деятельности людей. Так, взаимоотношения двух только что познакомившихся людей (например, студентов-первокурсников) не сохраняются позиционно заданными, а могут перерасти в дружбу, любовь или ненависть, а поселившихся в новом доме двух семей – из изначально доброжелательных в конфликтные.

Общение – информационно-контактная связь между людьми:

  • коммуникативными – обмен информацией об опыте, понимании окружающего, отношении к происходящему в нем, намерениях и проявляемой активности;
  • интерактивными – воздействия друг на друга с помощью передаваемой информации и других средств общения;
  • перцептивными – взаимное непосредственное восприятие (социальное восприятие), изучение и оценка друг друга и реакций на сообщаемую информацию в процессе общения.

Психологические особенности придают общению цели и задачи, которые решаются людьми, прибегающими к нему, а также используемые средства общения. Последние бывают вербальными (знаковыми, словесными, речевыми) и невербальными (неречевыми).

К вербальным относятся слова, фразы, логика высказываний, звуковая инструментовка речи (громкость, темп, дикция, произношение, тембр) и экспрессивность – выразительность речи (тональность, эмоциональность, образность, обороты, насыщенность выразительными словами, оборотами речи, звуковыми включениями – смех, вздохи и пр.).

Невербальные – сопутствующие речевому общению средства: мимика, жестика (жесты), таксика (прикосновения – рукопожатия, дотрагивания, объятия, поцелуи лица и руки, отталкивания), пантомимика (положение и движения тела – поза, осанка, поклоны, снятие головного убора, походка, манера приближения к собеседнику), проксемика (расположение общающихся относительно друг друга – расстояние и способ расположения – оба сидят, один стоит, другой сидит и пр.).

Все они несут в себе определенную информацию.

Взаимодействие – поведенческая взаимосвязь между людьми. Собственные психологические характеристики определяются общностью или различием преследуемых людьми целей и решаемых задач, установок, ценностей, применяемых средств, способов, приемов, знаний, навыков, умений, привычек, понимания своих обязанностей и способов действий, процесса деятельности, ситуаций и др. Взаимодействие внешне обнаруживается в слаженных или, напротив, неорганизованных, беспорядочных, разрозненных, суетливых, конфликтных и прочих действиях.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не даст... Сон – малая смерть Как утончить ... с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. ...

Человек по своему эволюционному происхождению – стадное существо. В историческом процессе создания и развития общественных отношений произошла социализация потребности в согласовании своих действий с действиями других. Современный уровень развития человеческих сообществ, разделение и кооперация труда в них расширили и упрочили зависимости каждого человека от способности и умения налаживать сотрудничество в процессе жизни и деятельности. Индивидуализм сегодня противоречит реалиям и тенденциям развития человечества.

Отношения, общение, взаимодействие могут характеризоваться единством, согласием, доверием, сотрудничеством, взаимопомощью, уважительностью, вежливостью, доброжелательностью, доверительностью, терпимостью, дружбой, любовью и т.д. или противоположными психологическими характеристиками. Достижение положительных характеристик отношений, общения, взаимодействия – в интересах подавляющего большинства людей и развития общества, создающего условия для их удовлетворения.

Массовидные социально-психологические явления – распространенные, одинаковые, охватывающие и связывающие психологически некоторое количество людей. Они в значительной степени – продукт описанных выше социально-психологических явлений, преобладающих в группе, большой общности, обществе. Это явления:

  • преимущественно мотивационно-потребностного характера: групповые цели, групповые потребности, групповые интересы, групповые чаяния и надежды, групповые стремления, групповые мотивы, групповые намерения;
  • преимущественно познавательного характера: групповые мнения, групповые взгляды, групповые убеждения, групповые социальные восприятия, суеверия, предрассудки, слухи;
  • преимущественно эмоционального характера: групповые настроения, групповые чувства и переживания, групповые социальные ожидания, групповые аффекты;
  • преимущественно поведенческо-волевого характера: групповая активность (акции), групповые нормы, обычаи и традиции, мода, ажиотаж, паника.

Разнообразие групп и их психологии

Категория группы – родовая. Любое объединение людей в общем понимании – группа. В зависимости от масштаба группы различают психологию микрогрупп (части малой группы, обычно 2–3 человека), психологию малых групп, психологию больших групп – общностей, психологию всего общества.

Чтобы понять и охарактеризовать психологию любой группы, надо ответить на три важнейших вопроса:

1) Какие из социально-психологических явлений представлены и доминируют в ней?

2) Каковы их содержательные, качественные особенности (мало, например, сказать, что в группе есть общее мнение; важно – каково оно, в чем заключается)?

3) Почему они такие, а не иные; в чем причины этого?

Группы различаются не только по масштабу, но и по другим признакам:

  • по реальности существования: реальные и условные (выделенные по учетным данным; например, группа граждан, состоящих в списках на улучшение жилплощади, группа выплачивающих алименты и др. Члены таких групп обычно не находятся вместе, не знакомы, не общаются);
  • по способу возникновения: официальные («формальные») и неофициальные («неформальные»).

    1 стр., 500 слов

    «Бесплатный человек» или обесценивание себя

    ... ерунда, - я не умею, - я не творческий человек, - мир опасен, человек-человеку враг/конкурент, - мне уже слишком поздно/ еще рано и ... эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями ... когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и неповторимости. ...

    Первым придается официальный статус (предприятия, учреждения и пр.), вторые возникают стихийно и не регистрируются (группа друзей, земляков, собравшихся в дискотеке, на стадионе, игроки в карты, общественные формирования и др.);

  • по длительности существования: долговременно существующие, молодые, только что организованные и кратковременно существующие (например, группа граждан, ожидающих на остановке автобус);
  • по степени контактности (плотности общения): контактные (тесного и постоянного общения), малоконтактные (редкого общения), практически неконтактные (пример их – условные группы, население большого города как группа);
  • по роду занятий: учебные, производственные, управленческие, военные, правоохранительные, спортивные, научные и др.

Каждую группу можно характеризовать по комплексу оснований. Например, студенческая группа в вузе: реальная, официальная, организованная, молодая, контактная, молодежная, учебная.

В процессах интеграции, консолидации, группового психологического обособления, происходящих при контактах людей, действуют и особые социально-психологические механизмы, ускоряющие и усиливающие эти процессы:

  • социального восприятия;
  • идентификации – психологического приобщения себя к группе, своих взглядов, отношений, интересов к имеющимся у группы. Вхождение человека в группу вообще происходит из-за признания им ее целей как значимых для себя и обеспечивающих достижение личных целей. Это инициирует возникновение чувства общности, подталкивает к сближению, приобщению к группе, способствует пониманию необходимости единообразия поведения как условия достижения и своих целей;
  • референтности – осознаваемой или мало осознаваемой ориентации члена группы на цели, нормы, ценности, мнения группы или одной из ее микрогрупп при выборе своего отношения к какому-то событию или объекту;
  • заражения – неосознанной передачи мыслей, настроений и побуждений, состояния от одних членов группы другим;
  • внушения – некритического принятия частью членов группы информации и отношений большинства и другой части членов группы без их самостоятельного анализа, оценки, понимания;
  • убеждения – воздействия на сознание членов группы как мерами разъяснения, аргументации, доказательств, так и поведением в жизни (убеждение примером, на опыте), а также фактом признания (принятия) отдельными членами группы правильными каких-то взглядов, норм, поступков и другого, присущих большому числу других людей («Раз все считают так, то они, вероятно, правы, а я нет»);
  • подражания – осознанного или мало осознаваемого следования чьему-то примеру в группе, образцу поведения;
  • конформизма – тенденции части членов группы малоосознанно подчинять свое поведение, мнение, оценки, выборы решений соответствующим групповым феноменам, не вступать в противоречие с ними. Людей, которые сохраняют собственное мнение в группе и занимают особую позицию, называют нонконформистами;
  • группового давления – механизм повышения силы группового воздействия на отдельного человека. Если убеждает, требует группа, то это воздействует на человека много сильнее, чем если бы это делал кто-то один. Такое групповое давление может быть разовым, открытым, намеренным, организованным (например, обсуждение группой поступка отдельного члена группы), но оно присутствует постоянно. Элемент силы механизма группового давления – страх перед возможными санкциями группы (осуждение, насмешки, презрение, отторжение и др.);
  • массовой силы (фацилитации) – способствования активному проявлению своих желаний и возможностей членами группы при нахождении в составе группы. Этот механизм повышает (или, напротив, снижает, в зависимости от особенностей психологии группы) активность и производительность совместной деятельности, совершения поступков отдельными людьми. Учебный, трудовой или военный коллектив, охваченный энтузиазмом, творит чудеса, а охваченный конфликтами, раздорами, унынием, безразличием, паникой, резко бессилен и непроизводителен. Другой факт: подростки в подавляющем большинстве случаев совершают правонарушения в составе группы и очень редко – в одиночку.

Чем более привлекательна группа для какого-то ее члена, тем сильнее проявляются по отношению к нему механизмы подражания, заражения, внушения, убеждения. Действует и не всегда отчетливо осознаваемая необходимость сохранять единство и прочность группы, не допускать ее развала, не быть исключенным из группы.

3 стр., 1057 слов

Понятие об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека. Критерии ...

... эмоций и основных подходах к этому понятию. 3. Определить значение эмоций в жизни человека. 4. Изучить особенности эмоционального развития младших школьников. 5. Выделить критерии качественной оценки ... он. В эмоциональных реакциях проявляются ценности и цели человека. Они отражают базовые биологические тенденции, а так же социально приобретенные представления о мире и о себе. Они ...

6.2. Социальная педагогика – педагогика среды

Предмет социальной педагогики

Педагогика долгое время изучала только деятельность специальных педагогических учреждений – дошкольных и школьных, хотя влияние внешкольных условий и факторов понималось давно. Ныне значительно обогатились социальные факторы, институты и условия общества, которые усилили образовательное, воспитательное, обучающее, развивающее воздействие на людей. Изучением педагогических влияний окружающей среды на человека, возможностей принятия их во внимание и путей усовершенствования при целенаправленном решении педагогических задач занимается особая отрасль педагогической науки, именуемая социальной педагогикой.

К важнейшим реальностям, образующим среду и оказывающим социально-педагогическое влияние на людей, относятся:

  • государственное устройство общества, его экономическая система и их состояние;
  • деятельность органов государственного и муниципального управления и их работников;
  • уровень культуры, нравственности, образованности, общественного сознания, жизни населения и отдельных граждан, социального обеспечения и защиты;
  • жизнь, деятельность, история, социально-демографические, национально-этнические и социально-психологические особенности, социальные ожидания различных социальных групп населения, их взаимоотношения, народные обычаи («обычай старше закона») и традиции (в совокупности – «народная педагогика»);
  • состояние законности, правопорядка и правовая культура населения;
  • особенности и деятельность различных общностей: официальных (трудовые, воинские и служебные коллективы, общественные организации, партии и пр.) и неофициальных (бытовые, молодежные, по интересам, криминальные и др.);
  • труд, стиль и методы управления в учреждениях, организациях и на производстве;
  • деятельность средств массовой коммуникации, субъектов культуры и искусства;
  • семья, быт, досуг;
  • события и уроки жизни и др.

Классификация социально-педагогических факторов

Социально-педагогическая реальность предстает прежде всего в качестве совокупности социально-педагогических факторов.

По педагогической природе различают факторы:

  • собственно-педагогические: состояние системы образования в городе, районе, области, где проживают данные юноша, девушка, постановка воспитательной работы, уровень проведения занятий, личные качества и мастерство учителей, пример родителей и применяемые ими методы работы с детьми/обеспеченность учебной литературой и т.п.;
  • педагогически значимые: экономические, материальные, жилищные, бытовые, управленческие, информационные, географические, социальные, политические, этнические и другие, характерные для окружения, атмосферы, условий жизни, учебы, труда, досуга людей. Не педагогические по своей природе, они, тем не менее, сказываются на их взглядах, убеждениях, отношениях, устремлениях, навыках, привычках, качествах и др.

По источнику происхождения и масштабу влияния факторы делятся на:

  • государственные, порожденные особенностями, присущими в целом украинской жизни: это государственное устройство и деятельность государственных органов, тип и состояние экономических отношений, меры, предпринимаемые государством по вопросам образования, воспитания, работы с молодежью, деятельность основных телевизионных каналов и др.;
  • региональные, связанные с особенностями действия аналогичных федеральным факторов, а также иных, но присущих отдельным регионам Украины (областям, республикам, районам, городам, селам): деятельность местных органов власти, экономическое положение в регионе, состояние системы образования в нем, уровень культуры населения, его национальный состав и особенности образа жизни и др.;
  • групповые, присущие группам людей, среди которых живет, с которыми учится, трудится, проводит досуг данный человек;
  • межличностные – факторы, действующие в паре: учитель – ученик, отец – сын, два друга и др.

Ныне можно говорить и о международных социально-педагогических факторах, которые стали весьма ощутимы в жизни украинских граждан, и можно ожидать дальнейшего повышения их роли. Это, в частности, обусловлено и принципом интеграции нашего образования в мировую систему образования.

Иногда по признаку близости-отдаленности к конкретному человеку, группе социально-педагогические факторы делятся на:

  • факторы микросреды – непосредственного, ближайшего окружения. Ближайший коллектив называется первичным коллективом (например, студенческая группа, бригада, экипаж);
  • мeзocpeды – более отдаленной, находящейся за пределами непосредственного окружения, среды, которой часто бывает вторичный коллектив (например, коллектив образовательного учреждения, завода, эскадрильи);
  • макросреды – условия жизни в обществе, государстве, большом регионе.

Наиболее действенно педагогическое влияние непосредственного окружения человека и кроме того оно больше поддается целенаправленным педагогическим усовершенствованиям силами самой личности и педагога, а поэтому требует особого внимания.

Социально-педагогические влияния объективны, сильны и избежать их влияний невозможно. Основной механизм их – механизм научения, т.е. непроизвольного появления педагогических результатов в опыте жизни человека под влиянием окружающей среды. Выше уже отмечена широта образовательных, воспитательных, обучающих и развивающих влияний среды на него. Особенно податлива социально-педагогическим влияниям воспитанность человека.

Сила социально-педагогических влияний определяется их:

  • постоянством, непрерывностью,
  • непосредственностью, близостью к каждому человеку,
  • значимостью непосредственных обстоятельств жизни и деятельности,
  • действенностью убеждения на опыте,
  • превращением хотя бы части их в управляемые воздействия, целенаправленно используемые в педагогических целях.

Педагогическая слабость социально-педагогических влияний – в их стихийности, неуправляемости, частом несовпадении с целенаправленно организуемыми педагогическими воздействиями, нередко – в их антипедагогическом характере. Развитие средств массовой коммуникации, связи, информации, телевидения, видеотехники, музыкальной продукции, Интернета, переезды людей на большие расстояния, выезды за рубеж приблизили социально-педагогические факторы федерального и даже международного уровня к каждому человеку. Произошло вторжение напрямую этих новаций в макросреде в микросреду, в жизнь практически каждого человека с малого возраста, в каждые дом, квартиру, быт, досуг. Мы столкнулись с отчетливо выраженной исторической тенденцией, имеющей огромное социально-педагогическое значение, которая чуть ли не решающим образом, как эпидемия, сказывается на воспитании и развитии целых поколений. Это новый педагогический феномен, требующий радикальных решений, но пока еще должным образом не оцененный не только у нас, но и в мире.

Задача общества, всех его структур, граждан с активной жизненной позицией – взять под контроль максимум до сих пор не управляемых или мало управляемых социально-педагогических влияний, совершенствовать социально-педагогические факторы, особенно в непосредственном окружении молодого поколения, идущего на смену старшему, прежде всего максимально устранить или ослабить антипедагогические влияния.

6.3. Психологический и педагогический потенциалы групп и коллективов

Коллектив – высший уровень социально-психологического развития группы

Психология группы, как и психология личности, возникает, изменяется, развивается, может деформироваться, деградировать.

В психологической динамике группы, начиная с момента ее возникновения, обычно:

  • обнаруживаются признаки взаимоотношений, мнений, настроений и других социально-психологических явлений;
  • происходит столкновение появляющихся мнений, желаний, намерений, действий у части членов, которое завершается выработкой общих, компромиссных взглядов и подходов либо возникновением конфликтов и противоборств, даже расколом и выходом из группы части ее членов;
  • выдвигаются лидеры – наиболее активные, с харизматическими признаками личности (харизматическая личность – личность с выраженными чертами необычности, привлекательности, активности, организаторских способностей, притягательности для других), инициативно собирающие единомышленников, становящиеся центрами психологического притяжения других. Они проявляют себя как стихийно выдвигающиеся руководители. Если в группе есть официально назначенный руководитель, то между ним и лидером (лидерами) возникает либо взаимопонимание и сотрудничество, либо конкурентная борьба за влияние в группе. Если в стихийно сложившейся группе возникает несколько лидеров, то между ними происходит обычно психологическая борьба за руководство группой, приводящая к возникновению микрогрупп, каждая из которых идет за своим лидером;
  • со временем положение в группе относительно стабилизируется. Страсти на время утихают, психологические столкновения и конфликты приводят к выработке согласия, установлению норм отношений и поведения, появлению групповых обычаев и традиций, устоявшейся психологической атмосфере, ее жизни и функционированию;
  • возникшая относительная стабильность не бесконечна. Она может быть нарушена внешними и внутренними причинами. Могут измениться окружающая группу среда, условия в обществе, требующие и определенных перемен в группе, которые из-за самоуспокоенности руководителей, лидеров зачастую не происходят или задерживаются, что вызывает недовольство членов группы.

Проблема коллектива в педагогике

Если поляризовать имеющиеся в педагогике подходы к пониманию главного носителя и источника педагогических влияний и воздействий, формирующих личность человека, то выделяются два. Первый (именуемый иногда «парной педагогикой») признает в качестве такового только учителя, воспитателя и связи между ним и формирующимся человеком. Второй (именуемый в противовес «коллективной педагогикой») считает решающими влияния жизни, среды, коллектива. Преобладают же подходы, ориентированные на сочетание того и другого.

С вступлением нашей страны на демократический путь развития наметились определенный пересмотр и коррекция сложившихся в педагогике представлений об основных факторах целенаправленного формирования личности. Ярые критики «антидемократизма» формирования часто критикуют и педагогическую теорию коллектива, опирающуюся в значительной степени на опыт А.С. Макаренко*. При этом нередко используются «грязные технологии», почерпнутые, вероятно, из дурных примеров политической жизни: А.С. Макаренко приписываются утверждения, которых он не делал, чтобы легче их «опровергать». Критики умалчивают, что он не создавал общей теории воспитания, применимой везде, а занимался перевоспитанием беспризорных детей и малолетних правонарушителей. То, что его общие идеи о роли коллектива были расценены педагогической общественностью как применимые и в других детских и взрослых коллективах, – не его вина.

Кроме того, предметом его творческих поисков был только коллектив, а не все проблемы воспитания, лишь одна группа закономерностей, нашедшая отражение только в одном педагогическом принципе – воспитание в коллективе и через коллектив. У него нет теоретических обоснований того, что коллектив – все, а личность – ничто. Он рассматривал этот вопрос в единстве, как организацию жизни коллектива ради воспитания личности, как обязательный путь в ряду других. Главным интересом его были не вопросы идеологии и содержания воспитания, а технология, методика воспитания в коллективе. Конечно, у него были какие-то промахи, обусловленные временем, когда он жил и творил, а также преувеличения, свойственные почти каждому увлеченному своей проблемой исследователю.

С позиций сегодняшнего дня, зарядившись высокомерием и конъюнктурной установкой «разнести», можно уверенно критиковать и Аристотеля, Демокрита, Ломоносова, Гегеля, Менделеева, Павлова и других великих ученых за то, что они что-то в свое время не учли, не поняли, недооценили, переоценили, что-то не так сказали. Верно говорят, что можно так надергать цитаты из Евангелия, что и святой покажется сатаной. Людей правильно оценивать не по тому, что они не сделали, а по тому, что сделали. Значимость людей определяется тем, что в свое, давно прошедшее, время при значительно более низком, чем сейчас, уровне науки и богатства знаний, они возвысились над временем, опередили его, ускорили его бег, а часть их идей не потеряла своего значения поныне.

Не тенденциозность, не нигилизм, а разумная, взвешенная оценка педагогического наследия, в том числе и работ А.С. Макаренко, нужны сейчас. Надо не начинать все с начала, не следовать исторически не оправдавшему себя лозунгу «мы все разрушим, а затем…», но продолжать, творчески используя все лучшее из прошлого. Тем более, что педагогическая теория коллектива в том виде, в каком она вошла в современность, это уже результат труда многих педагогов.

Современное развитие социально-педагогических знаний подтверждает значимость непосредственного окружения, среды, возможностей первичного коллектива в формировании личности. Никто не в силах отменить закономерное педагогическое влияние других людей, социальной среды на человека. Жить среди людей и не зависеть от них невозможно, как бы это ни нравилось кому-то. Доказательством этому служат не только положения самой педагогики, но и данные психологии, социальной психологии, социологии и весь опыт жизни людей. Попытки некоторых «новаторов» изобразить дело так, что свободное развитие личности – это развитие, которое зависит только от самой личности и больше ни от кого, – не более чем антинаучная фантазия, конъюнктурное подлаживание под модные политические идеи, рецидив политизации педагогики, имеющие, к счастью, как болезнь роста, преходящее значение.

Некоторые критики теории коллектива не приемлют коллективизм как качество современной личности, понимая его как нечто противоположное индивидуальности. В действительности тут допускается путаница (если не сознательное искажение).

Коллективизм – это умение человека понимать интересы других людей, согласовывать с ними свои, действовать, не нанося им ущерба, уважать их права и свободы. Противоположное ему качество – не индивидуальность, а индивидуализм – забота только о себе, пренебрежение к интересам, правам и свободам другого человека. Свобода, понимаемая как игнорирование разума, как сплошное удовольствие и «расслабление» неизвестно после каких трудов, как удовлетворение низменных страстей, как жизнь сегодняшним днем без перспективы – иллюзорная свобода. О какой свободе и индивидуальности может идти речь, например, в буйствах фанатов футбольной команды, вольностях новомодных течений в одежде и прическе, которые ничем иным, как вызовом и пренебрежением мнением других, не являются, в привязанности любителей оглушающих и душеопустошающих звуков металлического рока или жизни наркоманов?

Каждый из них, думая, что он свободен, в действительности лишен свободы начисто. Он вовлечен в поток страстей определенной группы и безвольно увлекаем им. Он в полном психологическом и поведенческом плену и не смеет разорвать его пут из-за страха быть осмеянным, униженным, а то и подвергнутым физической расправе. Вот несколько мнений выдающихся и бесспорно умных людей:

М.М. Пришвин:

Тацит:

Квинтилиан:

Клаудиус:

Ф.Н. Глинка:

Индивидуализм есть подчеркнутая слабость.

Лишь глупцы называют своеволие свободой.

Свобода и распущенность – понятие одно другому совершенно противоположные.

Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим

Кто истинно свободен? – Тот, кто не раболепствует собственным страстям.

Выше уже отмечено, что успех в любом деле все больше зависит от умения человека учитывать и использовать связи и зависимости, от умелого партнерства и сотрудничества. Воспитать индивидуалиста, человека, живущего только для себя, понимающего свободу как своеволие, вседозволенность, наплевательское отношение к другим, поведение – как порывы, движимые только желаниями, – значит направить вектор педагогики противоположно вектору развития человечества и всех сфер современного общества, смотреть назад, а не вперед, не идти в ногу с исторической необходимостью и неизбежностью. Формирование коллективизма кроме того в наибольшей степени соответствует традиционной российской педагогике и национальному менталитету. Если для французов идеальна формула «свобода – равенство – братство», то для россиян, вероятно, более приемлема другая – «братство – равенство – свобода».

Педагогический потенциал коллектива и пути его реализации

При формировании личности одним из обязательных условий успеха бесспорно выступает создание педагогически благоприятной микросреды ее жизни и деятельности. Это трансформируется в задачу целенаправленной работы с первичным коллективом, в котором личность чаще и дольше всего находится, в превращение его в формирующий (чаще по традиции говорят – воспитывающий) коллектив. Таковым является только подлинный коллектив, занятый увлеченно какой-то общественно значимой деятельностью – учебой, профессиональным трудом, благотворительностью, общественной активностью* и пр., – сплоченный, устойчивый, морально здоровый, с развитыми механизмами самоорганизации, с включенностью самих членов в управление его жизнью, с чувством коллективной ответственности, доброжелательностью, дружбой, взаимопомощью, товарищеской требовательностью.

Суть основного педагогического замысла заключается в том, что члены коллектива должны приходить не «на готовенькое», не помещаться в уже кем-то созданный идеальный коллектив, а включаться в заинтересованное движение по утверждению цивилизованных норм в жизни и деятельности своего коллектива и с помощью его – и в окружающей мезосреде. Участие в создании благоприятной атмосферы в коллективе – не навязываемая каждому обязанность, не лишение его свободы, самостоятельности, чувства собственного достоинства, а напротив – его личный интерес, естественное желание жить и работать в благоприятных условиях, где к нему относятся справедливо, уважительно, признают его права, достоинство, успехи, заслуги, положительное в личности. В коллективе низкого уровня развития человек на деле лишается свободы, уважения, прав, и у него остается лишь один свободный выход – уйти из такого коллектива. Чтобы это не случилось, человек вынужден проявлять активность в утверждении в жизни коллектива цивилизованных норм.

А.С. Макаренко принадлежит замечательная по выразительности и верности мысль: настоящая педагогика – это та, которая повторяет педагогику всего общества. Гуманное, демократическое, гражданское общество – это общество активных личностей, не равнодушных к происходящему вокруг, гуманно относящихся к другим, не ожидающих указаний сверху, а самостоятельно и инициативно, лично и в составе неформальных групп принимающих меры по утверждению в окружении всего лучшего и устранению неблагоприятного. Очевидно, что педагогическая организация жизни коллектива должна осуществляться путем моделирования в нем особенностей того общества, в котором все мы хотим жить, и поведения его членов как граждан такого общества. Это предполагает включение членов коллектива в движение по его совершенствованию и укреплению, в обеспечение наилучшего решения задач, стоящих перед ним. Человек при этом включает себя в систему социально-педагогических и психологических взаимосвязей, влияний и воздействий, которые (и это самое важное!) обеспечивают его личностный рост в соответствии с требованиями современной жизни, реализацию его возможностей, самоутверждение в непосредственном окружении, повышение эффективности осуществляемой лично им деятельности (учебы, труда и др.).

Таким образом, педагогический потенциал коллектива заключается изначально в возможности цивилизованного формирования его членов путем включения их в движение по превращению в подлинный коллектив, по утверждению в его жизни модели отношений, поведения и деятельности, свойственных объединениям людей в гуманном, демократическом, гражданском, правовом, культурном обществе. Так создается микросреда, благоприятствующая развитию личности.

Задача педагога-организатора – использовать сполна эту педагогическую возможность, показывать личную у коллективную необходимость активности, побуждать к ней, поддерживать и поощрять ее проявления, проводить индивидуальную работу в ходе ее.

Другая часть педагогического потенциала коллектива – его положительное формирующее влияние уже после его становления как подлинного коллектива, должным образом организованного и живущего слаженной, содержательной жизнью. Такой коллектив и называют воспитывающим коллективом. Его влияние закономерно, социально-педагогично, охватывает всех членов коллектива, сопровождается действием всех социально-педагогических и социально-психологических механизмов. Это «социальный кислород», нужный и полезный каждому. Влияние коллектива на своих членов может быть и целенаправленным, индивидуализированным, быть инициативной товарищеской реакцией других коллег по коллективу, органов самодеятельного управления и руководителя в виде коллективного одобрения, поощрения, постановки в пример или, напротив, – осуждения, критики, требования исправления и др. Сила воздействия коллектива, своих товарищей на человека обычно превышает все другие.

Педагогические основы работы с коллективом

В педагогике достаточно отработана и многократно проверена система работы с ученическим коллективом. Производственной, юридической, военной и другими отраслями педагогики разработаны специальные технологии. Общими в них выступают следующие рекомендации.

1. Успех работы с коллективом начинается с личности, стиля, тона работы, примера, авторитета его организатора, руководителя. Люди идут только за тем, кому верят, кто сам поступает так, как рекомендует другим.

2. Сплочение коллектива, понимание его членами необходимости жить, относиться, действовать должным образом может происходить лишь на основе понимания всеми единой, коллективной цели, интересов, ради которых он создан, совпадения их с потребностями и интересами каждого (под влиянием которых данный человек и вошел в состав коллектива), признания необходимости действовать сообща, уяснения ответственной зависимости друг от друга и коллектива.

Сплочение происходит все успешнее по мере последовательного включения в поток консолидированных усилий все большего числа членов коллектива:

  • на первом этапе руководитель коллектива разъясняет, показывает, призывает, требует, но нередко его реально поддерживает только небольшая часть членов коллектива;
  • на втором этапе в движение по поиску путей совершенствования жизни и деятельности коллектива, поддержке руководителя подключается все возрастающая часть членов коллектива;
  • на третьем этапе в организуемые руководителем движение и деятельность по решению задач, стоящих перед коллективом, включаются почти все;
  • на четвертом этапе каждый член коллектива предъявляет должные требования к себе, согласующиеся с требованиями и нормами жизни коллектива, самостоятельно развивает активность, осуществляет помощь другим, предъявляет товарищескую взыскательность к нерадивым.

3. Общее движение к достижению цели улучшается и ускоряется созданием актива – первоначальной опоры руководителя в коллективе. Наблюдая за действиями и поведением членов коллектива, руководитель подмечает наиболее добросовестных, понимающих его и отзывающихся делом на разъяснения и требования. Он усиливает индивидуальную работу с ними, советуется, дает поручения оказывать помощь товарищам, поручает им отдельные направления работы в коллективе, зарождая таким образом систему самоуправления коллективом. Руководитель собирает активистов для совместных обсуждений разных проблем улучшения жизни и деятельности коллектива.

4. Создается демократическая структура самоуправления в коллективе в виде ряда общественных групп, комиссий, клубов, секций. Это отвечает и общественным тенденциям, потребности формирования соответствующих умений, привычек и качеств у членов коллектива, а также потребности людей к самостоятельности, самовыражению и самоутверждению. По возможности в состав таких самодеятельных групп включаются почти все члены коллектива. (Например, в Японии в 50-е годы XX в. на предприятиях были повсеместно созданы многочисленные «кружки качества», состоящие из рядовых работников. В свободное от работы время рабочие и служащие ежедневно обсуждали состояние с качеством выпускаемой продукции, вносили предложения типа существовавших у нас в те годы рационализаторских предложений. В значительной степени благодаря работе этих кружков японская продукция стала по качеству одной из лучших в мире).

5. Целесообразна общая работа и широкая организация жизни коллектива, выходящая за рамки основной его деятельности. Это проведение внутриколлективных конкурсов и состязаний, участие групп и отдельных представителей коллектива в различных внеколлективных конкурсах и состязаниях, кружковая работа, совместное проведение части времени досуга, посещение спектаклей и концертов, участие в самодеятельности, в субботниках, благоустройстве территории и общежития, коллективная разработка особой эмблемы, девиза, обычаев и норм поведения специально для своего коллектива, участие в шефстве над одинокими стариками и т.п. Такая организация жизни развивает предыдущее направление работы, разнообразит рабочие (учебные) будни, расширяет сферу, число и продолжительность окрашенных положительными эмоциями событий. Неформальная обстановка позволяет людям раскрыться иначе, увидеть друг друга не выполняющими обязанности, а обычными людьми, быть человечнее, налаживать более тесные личные отношения, достигать большего взаимопонимания, лучше чувствовать свое единство.

Вопросы и задания для самопроверки и размышлений

  1. Как с системных позиций обосновать существование социально-психологической реальности?
  2. Классифицируйте социально-психологические явления по их носителям.
  3. Дайте характеристику основных социально-психологических явлений, отличающихся по качественно-содержательным особенностям.
  4. Каковы же личностные социально-психологические явления, чем они детерминируются?
  5. Перечислите социально-психологические механизмы и дайте их характеристику.
  6. Что изучает социальная педагогика, каковы социально-педагогическая феноменология, ее влияния и источники их силы?
  7. Каковы сущность, значение и основные слагаемые педагогического потенциала коллектива?
  8. Расскажите об основных рекомендациях педагогики по работе с коллективом.