Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4 I и II вида» г. Сыктывкара
Аттестационная работа
«Формирование профессиональных интересов у подростков с нарушениями слуха»
Работу составил:
Оборина Светлана Станиславовна
Воспитатель I категории
Сыктывкар 2010 г.
Содержание
Введение
Глава I. Психологические особенности подростков с нарушением слуха
Глава II. Роль семьи в воспитании слабослышащего ребенка
Глава III. Особенности планирования воспитательной работы с учащимися 6 «а» класса школы — интерната №4
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
По статистическим данным в Российской Федерации проживают около 11 млн. инвалидов трудоспособного возраста. Актуальность педагогического исследования обусловлена следующими факторами:
) Неблагополучие в сфере трудоустройства инвалидов, но и особую важность для них получения образования по специальностям, востребованным на рынке труда (постоянную работу имеют только 10% из них).
) Ограниченность выбора профессии для выпускников коррекционных школ составляет.
) Трудности учащихся в изучении естественно — научного цикла, который составляет базу при дальнейшем обучении; сказывается на снижении учебной мотивации.
) Небольшой процент учащихся, выпускников коррекционных школ, поступают в вузы.
В соответствии с принятым в 1995 г. Федеральным законом » О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности инвалидов является получение ими полноценного профессионального образования.
Таким образом, государственный заказ школе — развитие личностного потенциала учащихся, их жизненное самоопределение, социальная адаптация и интеграция в разных формах трудовой и культурной жизни общества, осуществляется через принцип гуманизма. Согласно этому принципу, ребенок является главной ценностью, выступая в качестве активно действующего лица во взаимодействии с педагогом, субъекта этой деятельности со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями.
Глава 7. Работа в командах
... Психологические индикаторы – это личная удовлетворенность каждого члена команды своей профессиональной жизнью (работой, общением, внутренним комфортом). В зависимости от поставленных задач, способов формирования и внутреннего ... Вокруг крупных, и даже средних руководителей формируются управленческие команды. Выше, в главе 5 нами раскрыт командный стиль руководства как один из самых современных ...
Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастами. Основные потребности подросткового возраста заключаются в самоутверждении и общении со сверстниками, в просоциальной деятельности, которая определяется желанием подростка занять определенное место в социуме, оценить самого себя в системе » я и мое участие в жизни общества».
Основная масса учеников с нарушениями слуха нуждается в организации специальной профильной подготовки с ориентацией на определенную область профессиональной деятельности. Подобная подготовка невозможна без психолого-социального, педагогического и специального сопровождения неслышащих подростков в процессе их профессионального самоопределения.
Цель работы — разработка форм и методов для определения условий, необходимых при формировании профессиональных интересов у подростков с нарушением слуха.
Задачи:
1. Разработать методику проведения занятий по профориентации, систему работы с родителями, направленную на выявление профессионального интереса у неслышащих подростков.
. Формирование теоретических знаний и практических навыков на занятиях по профориентации.
. Выявление профессиональных интересов у подростков с нарушением слуха для дальнейшего самоопределения в будущей трудовой деятельности.
В данной разработке дана характеристика новых форм выявления профессионального интереса у подростков с нарушениями слуха на основе внедренных, апробированных методов, так как конкретные рекомендации в специальной литературе встречаются эпизодично.
На основе своих исследований, представленных до и после проведения системы профориентационных мероприятий, можно определить каков процент степени сформированности профессиональных интересов у воспитанников с нарушением слуха.
Свои исследования по формированию профессиональных интересов у неслышащих детей провожу, начиная с подготовительного класса, на протяжении 7 лет, так как мои наблюдения в течение этого времени позволили мне изучить социальное окружение подростков, умение их учиться и трудиться.
Новизна методической разработки:
1. Разработан цикл внеклассных занятий (5-7) по выявлению у воспитанников профессиональных интересов на основе формирования нового типа знаний — знаний о самом себе:
включение учащихся в деятельность в различных сферах профессиональной практики: сервисе, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, культуре и техники;
в системе родительских собраний освещать такие вопросы, как анализ вариантов дальнейшей образовательной и профессиональной деятельности детей — инвалидов;
Мотивация профессиональной деятельности
Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ...
отражение собственных интересов и возможностей воспитанников в рабочей тетради для внеклассной работы учащихся с записями «Хочу быть предприимчивым» (Приложение 13) (Т.А. Шорыгина), где описать правила предпринимателя, тесты «Мои успехи по предметам».
. Разработано развивающее психологическое и диагностическое сопровождение определения социально-психологических особенностей детей.
Возможности формирования профессиональных интересов у подростков с нарушением слуха реализуются с помощью таких методов, как:
применение различных форм организации познавательной деятельности учащихся: разработка классных и внеклассных мероприятий, клубная работа — одна из эффективных форм воспитательной и коррекционно — развивающей работы с учащимися с недостатками слуха (Е.Г. Речицкая);
тестирование воспитанников — на развитие интереса к осознанию и пониманию способов получения своей будущей профессиональной деятельности: «Психологические свойства личности» (А.Г. Грецов, А.А. Азбель);
анкетирование — на развитие уверенности в своих силах: «Комфортность пребывания воспитанников в школе — интернате» (авторская разработка);
педагогический эксперимент, проводимый до и после профориентационной работы с воспитанниками (С.Н. Чистякова, Т.И. Шалавина).
База проведения исследования: Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат № 4 I и II вида» г. Сыктывкар.
Апробация материалов исследования осуществлялась через:
. Открытое проблемное занятие «Ярмарка интересов» для слушателей республиканских курсов повышения квалификации воспитателей «Создание условий для успешной социализации воспитанников образовательных учреждений интернатного типа» на базе Министерства образования и высшей школы Республики Коми Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Коми республиканского института развития образования и переподготовки кадров (Приложение 12);
. Выступление «Методы и средства регуляции поведения воспитанников в школе-интернате» на Методическом Объединении воспитателей на базе школы-интерната №4;
. Выступление «Роль школы в духовном, нравственном, физическом, психическом и умственном здоровье воспитанников» на Педагогическом Совете школы-интерната №4.
Глава I. Психологические особенности подростков с нарушением слуха
Вербальные и невербальные коммуникации. Характеристики общения. ...
... III. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ 1. Определение общения 2. Типы и виды общения IV. Личность как субъект общения 1. Свойства личности Þ коммуникативная сторона общения Þ перцептивная сторона общения Þ интерактивная сторона общения 2. Формирование ...
Для психического развития и формирования личности детей с нарушениями слуха социальная среда и общение со взрослыми и сверстниками имеют особое значение. Можно выделить следующие направления в психическом развитии ребенка с нарушенным слухом, напрямую зависящее от конкретной социальной ситуации и важные с точки зрения организации воспитательной работы: развитие эмоциональной сферы и личности, формирование межличностных отношений, организация оптимальных отношений с родителями.
Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Окружающая ребенка социальная среда раскрывается перед ним с реальной позиции, которую он занимает в системе человеческих отношений. Ребенок не пассивно приспосабливается к окружающей среде, миру предметов и явлений, а сам активно взаимодействует с ними в процессе общения.
Если говорить о неблагоприятных факторах, оказывающих влияние на развитие эмоциональной сферы глухих детей, то, во-первых, следует выделить нарушение словесного общения, которое частично изолирует таких ребят от окружающих, что, безусловно, создает определенные трудности в усвоении социального опыта. Во-вторых, детям с нарушением слуха недоступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. В-третьих, отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, что чревато упрощением межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний неслышащих детей, создает трудности, связанные с формированием сопереживания другим людям и героям художественных произведений. К факторам, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие этих детей, можно отнести их внимание к выразительной стороне эмоций, овладение разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения.
Эмоциональный опыт, как известно, формируется и обогащается в процессе общения, в результате сопереживаний другим людям, при восприятии произведений искусства, музыки. Например, симпатия по отношению к близкому человеку возникает на основе накопления удовлетворяющих ребенка и приятных для него актов ситуативно-личностного общения. Такая эмоция может возникнуть по отношению к человеку, достаточно часто общающегося с ребенком.
В ряде исследований отечественных и зарубежных авторов поднимались вопросы о своеобразии эмоционального развития неслышащих детей, обусловленном неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни, что вызывает трудности социализации таких детей, их приспособления к обществу, провоцирует невротические ситуации.
Для развития эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха рекомендуется использовать разные виды искусства. Цель реабилитации средствами искусства — помочь детям справиться с психологическими трудностями. С помощью таких средств удается создать обстановку, формирующую на бессознательном уровне глубинные диспозиции оптимистического, жизнерадостного характера, обеспечивающие мобилизацию внутренних защитных резервов личности, повышение уровня функционирования (Е.Г. Речицкая).
Обучение и реабилитация детей с нарушением слуха по верботональному методу
... развитию речи нормально слышащих детей. Дети с нарушениями слуха воспринимают речь через вибратор, который стимулирует вестибулярные, тактильные и ... тренировкой (Rosenthal, Lang, Levitt, 1975). За время верботональных занятий дети с нарушением слуха учатся говорить и воспринимать речь одновременно. Методика речевых стимуляций соответствует ...
Теоретическая часть работы содержит психологическую составляющую — изучение «образа «Я» — и систему сведений о мире современного профессионального труда.
профессиональный интерес нарушение слух
Глава II. Роль семьи в воспитании слабослышащего ребенка
При работе с семьей воспитанника, имеющего нарушения слуха, воспитатель должен принимать во внимание целый ряд особенностей ее функционирования.
Значимость семьи возрастает при формировании личности детей с нарушениями слуха. От взаимоотношений с родителями зависит то, насколько адекватным будет взаимодействие ребенка с окружающей средой. Н.Г. Морозова утверждает, что при правильно организованной воспитательной работе и поддержке со стороны родителей наиболее успешно преодолеваются нарушения в развитии личности.
Взаимоотношения ребенка с нарушением слуха с родителями во многом зависящие от родительской позиции, оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка. Долговременное нарушение адекватного отношения к ребенку со стороны одного из родителей является фактором риска, способным привести к нарушениям развития личности. Целенаправленная работа по психологической коррекции отношений родителей с детьми, имеющими нарушения слуха, может стать важным средством воздействия на развитие личности таких детей.
Что касается отношения к братьям и сестрам, здесь также были выявлены определенные закономерности. Дети сообщали, что они их любят, хотели бы с ними играть, вместе проводить свободное время. При этом неслышащие дети слышащих родителей выражали к сестрам и братьям значительно больше положительных отношений, чем к отцу и к матери. Для неслышащегося ребенка, воспитывающегося в семье слышащих родителей, наличие братьев и сестер имеет положительное значение.
В результате семейное воспитание, с самого раннего детства формирующее нравственную основу личности, дающее человеку запас ласки, доброты, любви, рано исчезает из жизни большинства неслышащих людей, и без того обделенных в отношениях с окружающими.
Пребывание ребенка в учреждении интернатского типа влияет на развитие личности ребенка и на формирование отношений в семье.» Из-за отсутствия общения с близкими людьми не только не развиваются, но и систематически атрофируются защитные силы ребенка, которые могли бы ему помочь войти в нормальную жизнь» (Л. С Выготский)
Дом — основа формирования позитивного самоощущения. Семьи наших воспитанников имеют демократический стиль общения. Злоупотребления имеют место в двух семьях: Василия и Дениса. Любовь и участие к детям проявляют все родители, поэтому вести диалог на совместных собраниях с родителями довольно интересно и результативно для трех сторон:
Организация работы с родителями детей с ДЦП
... самооценка, появляется замкнутость и неуверенность в себе. Цель курсовой работы - рассмотреть организацию работы с родителями детей с ДЦП. Для достижения указанной цели определены следующие задачи: ... развития является в разной степени корригируемая специфика формирования всех сфер личности, обусловленная в данном случае тяжелыми двигательными нарушениями, сочетающимися с психологическими ...
Система внеклассной работы школы — интерната
Анкеты, проведенные для родителей в начальных классах, сейчас заметно преобразились:
·в начальных классах присутствовала опека над детьми, родители не спрашивали о желании детей, а требовали подчинения и послушания;
Например:
.Денис сам настраивает электросхемы под наблюдением мамы, самостоятельно может отремонтировать мелкие бытовые электроприборы;
2.Илья ухаживает за младшим братом, прививая ему навык чтения, чем сам прекрасно владеет, в последнее время он увлекся танцами в стиле Майкла Джексона;
.Оксана помогает маме в магазине взвешивать товар, дома — ухаживает за младшими сестрами, да и за домашним скотом смотрит вся семья;
.Настя готовит под наблюдением мамы, ей приятно порадовать близких своим кулинарным искусством;
.Вася перечисляет весь список проделанной работы на каникулах, так как в его семье большое хозяйство.
Воспитанники, в свою очередь, ощущают связь родителей и педагогов, что способствует эффективности воспитательного воздействия.
К концу подросткового возраста происходит сближение характерных черт эмоциональных отношений неслышащих и слышащих членов семьи.
В условиях изменения экономической, политической, социально — культурной ситуации в стране необходимо учитывать новое понимание содержания проблемы выбора профессии.
Среди организационных форм работы рекомендуются как индивидуальные консультации родителей, посещение семей, так и тренинги по формированию у родителей умений и навыков в общении с ребенком, формированию его личностных качеств; родительские собрания по обмену опытом общения со своим ребенком, выпуск памяток — рекомендаций для родителей по преодолению последствий нарушения слуха, по развитию словесной речи, словесного мышления, по психологической коррекции взаимоотношений родителей с детьми, привлечение семьи к совместной работе по обучению, воспитанию и развитию детей. (Табл. 2) (Приложение 2)
Педагоги, работающие с неслышащими подростками, должны хорошо ориентироваться в сфере их интересов, учитывать их возрастные особенности, особенности школьного коллектива, знать личностные проблемы каждого подростка, в том числе касающиеся взаимоотношений с родителями, педагогами, неслышащих и слышащих сверстников.
Формы и методы работы учителя с родителями
... факторов. Изучению этих факторов, влияющих на особенности работы учителя с родителями посвящена данная работа. Глава 1. Роль взаимодействия учителя и родителей в формировании личности ребенка 1.1 Помощь ... памяти, мышления и речи, - в нее входят сформированные личностные особенности, включающие интересы, мотивы, способности, черты характера ребенка, а также качества, связанные с выполнением им ...
Отрочество является благоприятным периодом для формирования навыков общения, умений устанавливать различные формы взаимодействий, взаимосвязей и коммуникативных отношений, культуры поведения. Именно в подростковый период происходит в основном усвоение социальных норм, ценностей и правил коммуникативной культуры, поведения в целом, формируются навыки общения через активное включение в совместные виды деятельности, что создает условия для будущей профессиональной карьеры, благополучной семейной жизни и позволяет более эффективно решать задачи социальной адаптации.
Так как воспитанники с нарушением слуха основную подготовку по формированию профессиональных интересов проходят в школе — интернате, родители принимают участие по просьбам воспитателей: в анкетировании, дискуссии на родительских собраниях, домашние заготовки по сообщению о своей специальности — этого недостаточно для участия в профориентационной направленности своих детей, педагоги восполняют эти пробелы. Родительская недоработка компенсируется сполна работой педагогов.
Разработана анкета для родителей, в которой учтен интерес к учебной деятельности ребенка и его значимость в семье
. Интересуетесь ли вы тем, по каким предметам ваш ребенок стал лучше или хуже учиться и почему? Стимулируете ли вы его к тому, чтобы он внятно излагал суть просьбы, говорил бы о себе?
. Разрешаете ли ему проводить на вас те тесты, которые он выполнял в классе, делитесь ли своими ощущениями, помогаете выразить свои чувства?
. Стараетесь ли дома с помощью слышащих сестер и братьев помочь подтянуться по предметам?
. Какую работу по дому выполняете вместе с ребенком, нравится ли ему делать это совместно с вами?
. Какие домашние дела ребенок выполняет с желанием и без участия остальных членов семьи?
. Знает ли ваш ребенок семейные традиции, как к ним относится?
. Беседуете ли вы с ребенком о том, где и кем работают члены семьи?
(Автор — составитель Ф.П. Черноусова)
Результаты анкетирования родителей показали, насколько они знают своего ребенка, как складываются его отношения с близкими, что стоит задуматься над его будущим, помочь ему преодолеть трудности в формировании профессиональных интересов и навыков.
Мама Насти для себя открыла новые стороны дочери после совместного занятия; папа Ильи искренне признался, что у его сына есть напряжение в отношениях с ребятами; мама Дениса рада за его таланты; мама Васи осознает, что ему будет трудно обучиться специальности из — за трудного семейного положения; мама Оксаны очень в нее верит и готова во всем ей помогать.
Характеристика профессионально–педагогической деятельности педагога ...
... обучения являются: социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствование профессиональной позиции педагога, ... профессиональной деятельности педагога. Объект - профессионально-педагогическая деятельность. Предмет - личность педагога профессионального обучения. Цель курсовой работы - показать какие профессиональные ...
Глава III. Особенности планирования воспитательной работы с учащимися 6 «а» класса школы — интерната №4
Основными задачами Школы-интерната являются:
осуществление образовательного процесса путем обеспечения личностного развития воспитанников для успешной их социализации и интеграции в общество;
обеспечение социально-правовой защиты и социальной адаптации воспитанников; охрана прав и интересов воспитанников;
освоение образовательных и общеобразовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства;
обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников;
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине и окружающей природе.
Трудовое обучение как учебный предмет в специальной школе охватывает все классы — от подготовительного до десятого.
Одной из задач трудового воспитания является формирование правильного отношения к результатам своего труда и труда других людей. Глубокое изучение окружающего мира для подростка невозможно без активных действий. Этот процесс у наших воспитанников затруднен, так как круг представлений и понятий у них довольно беден, мыслительные реакции не всегда достаточно динамичны. Поэтому очень важно целенаправленное педагогическое руководство.
Особое внимание на современном этапе приобретает проведение профессиональной ориентации школьников в процессе трудового обучения.
Участвуя в труде, воспитанники знакомятся с массовыми профессиями, с требованиями этих профессий к человеку, а также имеют возможность проанализировать свои способности и пригодность к определенным видам труда.
Школа располагает большими возможностями в деле разносторонней подготовки учащихся к труду. Здесь дети получают необходимые знания, у них формируются умения и навыки, они включаются в различные виды деятельности, расширяют круг общения. Педагоги применяют различные формы учебной и внеклассной работы: практическое ознакомление с отдельными видами профессионального труда, встрече со специалистами.
Выявлению данных о личности воспитанников для дальнейшей профориентационной работы помогает метод анкетирования.
Анкетирование помогает не только изучить личность воспитанника, но и наметить план работы, исходя из полученных результатов.
I Анкетирование посвящено изучению интересов, способностей и склонностей воспитанников: Какие учебные предметы тебе нравятся? Чем ты любишь заниматься в свободное время? В каком кружке ты хотел бы заниматься?
теоретически обосновать и разработать содержание работы учителя-логопеда ...
... главам, заключения, списка литературы и приложения. Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в процессе коррекционно-педагогической работы по развитию фонематических процессов у ... Логопед. 2008. №1. 6. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы [Текст]: сб. методических рекомендаций. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. 7. Жукова, Н.С. ...
II Анкетирование проводилось с целью проверки знаний учащихся о работе своих родителей: Где и кем работают родители? Какую общественную работу выполняют?
III Анкетирование на выявление знаний воспитанников о профессиях: Какие профессии ты знаешь? Какая профессия тебе нравится? Что ты о ней знаешь? Чем она тебя привлекает? Кто пробудил интерес к ней? Какими качествами должен обладать человек этой профессии?
Работа по выявлению профессиональных навыков должна решать проблему не только кем быть? но и каким быть? т.к. необходимым условием подготовки воспитанников к труду, к сознательному выбору профессии является формирование нравственных основ, гражданской позиции и социальной активности. Эти понятия находятся в тесной связи с такими чертами личности, как патриотизм, коллективизм, честность, убежденность, инициативность, долг, совесть, ответственность и др.
В процессе трудового обучения ярко проявляются индивидуальные особенности каждого глухого и слабослышащего ученика, его интересы, наклонности и способности. Труд открывает большие возможности для их развития. «Именно применительно к глухому ребенку трудовое воспитание дает выход из всех тупиков. Самое главное: трудовое воспитание есть лучший путь в жизнь; оно есть залог активного участия в жизни с самых первых лет; оно, поэтому обеспечивает для глухого ребенка все, что с этим связано, — общение, речь, сознание» (Л.С. Выготский).
Правильный выбор профессий для глухих имеет решающее значение в социально-реабилитационном плане. Вместе с тем круг профессий, который осваивают глухие учащиеся, весьма ограничен и часто не удовлетворяет их профессиональным притязаниям. Наиболее распространенными профессиями, которым обучают глухих, являются до сих пор столярное и швейное дело. Эти виды труда нельзя отнести к ведущим. В связи с этим в последние годы возрастает число учебных заведений, в которых начинает производиться обучение глухих металлообработке, электро- и радиомонтажным работам и др. Тем не менее в этом отношении сделано еще явно недостаточно. Узкий круг изучаемых глухими профессий приводит к тому, что выпускники школ после непродолжительного периода работы меняют свою специальность. Наиболее часто (около 60-80%) меняют свою профессию юноши и девушки, занимавшиеся столярным и швейным делом, и приобретают новые специальности, связанные преимущественно с металлообработкой.
Профессиональные навыки могут носить преимущественно двигательно-стереотипный характер (ручная обработка) и характер действий, обеспечивающих управление различными механизмами (машинная обработка).
Основными условиями, определяющими непригодность для глухих некоторых видов труда, являются медицинские противопоказания (в число противопоказаний следует отнести и нарушения вестибулярной системы), необходимость в систематическом речевом общении и выполнение работ, связанных со слуховым контролем.
По профессиональному воспитанию формами работы могут быть клубная работа и проведение интегрированных мероприятий во внеклассное время, в ходе которых обсуждаются вопросы формирования профессиональных интересов у подростков с нарушениями слуха.
На сегодняшний день очевидна необходимость включения в основной курс специальных занятий по формированию навыков коммуникации у подростков с нарушением слуха. Занятия включают широкий спектр методических форм: мини — лекции, ролевое обучение, деловые игры, групповой анализ проблемы, дискуссии.
Важно научить детей и подростков на каждом новом отрезке их жизни решать самим свои проблемы. Анкетирование, проводившееся в 5 классе по формированию профессиональных интересов, было проведено и в 6 классе, что отразило динамику роста профессиональных намерений подростков с нарушениями слуха. Если в 5 классе ребята называли 3-4 специальности по видам труда, то в 6 этот список увеличился до 6-7, а у Ильи — до 10.
Изменились личностные способности и возможности воспитанников, по анкете Шарыгиной «Хочу быть предприимчивым» (Приложение 2) дети раньше отмечали пункты №3,4,6,8,11, то сейчас добавились пункты №1,2,5,9,13,14,15.
Воспитанники изменили свое отношение к своим индивидуальным резервам, которые необходимо разработать для каждого ребенка и способы формирования этих свойств.
Для Дениса — быть деловым, решительным, настойчивым;
Для Васи — умение уступать и не бояться приступать к новым делам;
Для Ильи — продуманно принимать решения, умение управлять собой;
Для Насти — не бояться ошибаться, соблюдать во всем меру;
Для Оксаны — стать необходимой для кого — нибудь, искренне интересоваться другими людьми.
По тесту «Мои ценности» (Приложение 3) ребята довольно четко определились в 6 классе с тем, что для них наиболее важно и на что они направили бы свою деятельность и знания. (Ф.П. Черноусова)
Изменилось отношение к жизненным ценностям у воспитанников, как одной из оценок готовности к самостоятельному выбору профессиональной деятельности.
Оксана ставит на 1 место — потребность в образовании;
Илья — за основу выбирает здоровый образ жизни;
Василий — спортивную карьеру;
Денис — нацелен на то, чтобы трудиться для близких ему людей;
Настя — свое умение и возможности применить в домохозяйстве.
Практическая часть разработки представлена профессиональными пробами. Профессиональные пробы проводятся по пяти профессиональным сферам, включающим пять типов профессий: «человек — природа», «человек — техника», «человек — человек», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ».
Успешной реализации разработки способствует использование разнообразных методов и форм. Диагностические методы, представленные опросниками, анкетами, тестами, сопровождают практически все темы курса, связанные с проблемой формирования «образа «Я» в профориентационной направленности и в формировании профессионального интереса.
Идея развивающей психологической диагностики реализуется в форме практических занятий, включающие три этапа. Первый: сообщение учащимся системы сведений о психологических свойствах личности; второй: применение и выполнение тестов; третий: обсуждение рекомендаций путей совершенствования данного свойства и условий реализации в реальных жизненных ситуациях.
Психологическая диагностика ориентирована не столько на выявление степени выраженности у каждого учащегося с нарушением слуха того или иного психологического качества, сколько на стимулирование процесса самопознания.
Результаты индивидуальной диагностики заносятся в Дневник профессиональной карьеры (ДПК).
Помимо развивающей психологической диагностики, в работе используются и традиционные методы.
Диагностическое сопровождение подразумевает: выявление интересов, способностей, индивидуальных особенностей учащихся и прогнозирование успешности овладения воспитанниками учебного материала. Поэтому необходимо составление психолого-педагогической характеристики воспитанников (Приложение 1).
применение различных форм организации познавательной деятельности учащихся; повышение качества в учебной деятельности, используя оснащение кабинетов информатики, трудового обучения, физической культуры и естественно — математического цикла;
тестирование воспитанников на предмет «Положительные и отрицательные свойства моей личности» (Приложение 3), «Ценностная ориентация воспитанников» (Приложение 4), «Мои жизненные роли» (Приложение 5), «Интересы — проявление познавательных потребностей» (Приложение 6), «Кем я хочу быть?» (Приложении 7) — на развитие интереса учащихся к осознанию и пониманию способов получения своей будущей профессиональной деятельности;
анкетирование «по выявлению профессиональных интересов у подростков с нарушением слуха»; «Комфортность пребывания воспитанников в школе-интернате» (Приложение 8),
«я — образ» — на развитие уверенности в своих силах (Приложение 9);
педагогический эксперимент, проводимый до и после профориентационной работы с воспитанниками.
На основе анализа анкеты таблицы 3 (Приложение 10) выбираю методику планирования занятий по формированию профессиональных интересов у неслышащих воспитанников.
Первое занятие по формированию профессиональных интересов у неслышащих воспитанников с педагогами по труду:
«Я почти профессионал».
Форма: практическое занятие
Цель: умение воспитанников сделать выбор на самое оригинальное изготовление подставки под чашку.
Задача: самостоятельно выбрать образец подставки, изготовить за возможно короткий срок; дать оценку своей работе.
Материал: на выбор ребят.
Ход проведения:
. Учитель труда сообщает и делает запись на доске о правилах применения материала под изделие, проверяет как ребята знают правила техники безопасности обращения с колюще — режущими предметами.
. Воспитатель заранее расписывает основные условия, по которым предполагается выполнить работу: вместе с воспитанником устанавливают время изготовления, приемы (вышивка, вязание, лоскутное шитье); размеры подставки, кому предназначается.
. Воспитанники проговаривают условия и начинают работу.
. По окончании работы учитель раскладывает изделия, дает краткую характеристику качества и скорости изготовления — сколько бы успел еще сделать воспитанник таких поделок, если бы у него был заказ.
. Воспитатель опрашивает ребят: довольны ли они своей работой и смогли бы повторить в целях заработка.
. Воспитанники ставят себе оценку и остальным ребятам, сообщают о своих переживаниях и хорошем настрое на работу.
По завершению работы приглашаем ребят с параллельного класса для оценивания изделий.
«Встреча с выпускницей нашего интерната, студенткой Профессионального лицея».
Пригласить заранее и обговорить со студенткой перечень вопросов, по которому ей предстоит сделать сообщение воспитанникам о своей специальности парикмахера.
Форма: собеседование
Цель встречи: знакомство с будущим профессионалом.
Задачи: определить направление по типу труда специальности «парикмахер», необходимые умения и навыки для обучения этой специальности.
Ход проведения: студентка сообщает о своих успехах в обучении, что ей дается легко, а что тяжело.
Воспитанники по стенду проговаривают основные специальности всех занятых в парикмахерской: парикмахер, мастер по маникюру и педикюру, стилист, визажист.
Воспитатель просит правильно назвать инструменты парикмахера, их предназначение.
Затем по заготовке студентка задает вопросы о прическах, воспитанников, о косметике, которой все пользуются. Затем сообщает о том, где можно получить эту специальность.
Занятие с родителями на тему:
«Что вас привлекает в вашей профессии?»
Форма: диспут
Цель: сообщение главного качества, присущего какой — либо профессии.
Задача: научить ребят выделять свои умения, необходимые в будущей профессиональной деятельности.
Ход проведения: родители предлагают перечень основных качеств, необходимых в разных видах профессиональной деятельности.
Затем ребята из этого перечня выбирают те качества, которые присущи только профессии их родителей.
Воспитатель предлагает игру с другими специальностями, которые примеряют на себя родители и вместе с детьми определяют качества этих специальностей. Итоги игры подводит воспитатель, обозначая тех, кто больше назвал и специальностей, и качеств.
Ребята повторяют специальности и качества им присущие, воспитатель отмечает тех, кто больше и правильно запомнил названия профессий и качеств. Поощряет отличившихся родителей и ребят.
Занятие с психологом
«Эмоции — отражение нашего внутреннего состояния».
Форма: психологический тренинг
Цель: влияние настроения на качество работы.
Задача: умение справляться с эмоциями.
Ход проведения: психолог на мультимедийной установке показывает как влияет на настроение человека шутка, угроза, крик, хорошее известие.
Ребята определяют на данный момент свои эмоции, говорят о том, легко ли им испортить настроение, как потом они продолжают свою работу — с радостью или с напряжением.
Воспитатель предлагает обыграть ситуацию на выбор воспитанников: либо стычка в дверях двух учащихся, либо смех в адрес одного из воспитанников.
Психолог после расстановки ролей и показа эмоций ребятами в заданных ситуациях, объясняет верно ли ребята справились с задачей.
Воспитатель предлагает придумать или вспомнить из жизни ситуации ребятам, они пытаются самостоятельно в них разобраться.
Подводя итоги, психолог дает свои рекомендации.
По таблице 4 (Приложение 11) можно просмотреть динамику формирования профессиональных интересов у подростков с нарушением слуха, до проведения цикла занятий по профориентации (5 класс) и после (6 класс).
Занятие с параллельным классом
«Умение сотрудничать и создавать команду»
Форма: инсценировка
Цель: раскрытие возможностей сотрудничества среди ребят.
Задача: научиться идти на компромисс.
Ход проведения: воспитатель задает одной группе ребят как футболистам — любителям ситуацию, что они не закончили игру, не пускают никого на поле; другой группе сказано, что игра у профессионалов на сегодня отменяется. Вопрос: Как договориться командам?
Ребята обсуждают ситуацию в течение 5 минут, свои версии выдвигают.
Воспитатель принимает их версии и раскладывает сам верную или ребята, на этом примере объясняется качество делового человека, как «сотрудничество», новое слово для пополнения словаря — компромисс
Цикл разработанных занятий способствует формированию у воспитанников профессиональных интересов, умение прогнозировать ситуации и вырабатывать в себе качества, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности.
Специфика профориентационной работы с глухими определяется своеобразием их речевого развития, познавательной деятельности, а также малым объемом знаний о существующих видах профессий. Эта специфика накладывает свои, отличающиеся от общей системы профориентации требования к организации, содержанию и формам ведения работы с глухими. Поскольку многие источники сведений (печать, радио, телевидение и пр).
для глухих ограничены, то профориентационная работа должна в основном опираться на школу и быть в достаточной мере исчерпывающей.
Заключение
В заключении приведем следующие обобщающие положения по работе в целом.
Профессиональные интересы подростков с нарушением слуха сформировались по критериям:
. Заинтересованность появилась у воспитанников, чтобы успешно учиться.
. Умения и навыки приобретены, благодаря теоретической направленности методики.
. Знания получены воспитанниками, благодаря созданным условиям.
. Самоопределение на начальном этапе присутствует, так как разработана практическая часть методики.
. Уверенность в своих достижениях ощущает каждый из воспитанников, так как создана система работы с родителями.
Библиографический список
1.Астафьева В.М. Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха. [Текст] / В.М. Астафьева — М.: АПК и ПРО, 2000.
.Грецов А.Г. Узнай себя. Психологические тесты для подростков [Текст] / А.Г. Грецов, А.А. Азбель — СПб: Питер, 2007. — 224с
.Гурова. Е.В. Профориентационная работа в школе [Текст] / Е.В. Гурова, О.А. Голерова — Москва, 2007. — 96с.
.Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн. для учащихся ст. классов. [Текст] / Е.А. Климов — М.: Просвещение, 1990. — 158с.
.Лепнева О.А. Классный коллектив: технология формирования. [Текст] / О. А Лепнева, Е.А. Тимошко — Москва, 2005. — 127с.
.Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций: Типология развития [Текст] / О.А. Орехова — Санкт — Петербург, 2008. — 125 с.
.Речицкая Е.Г. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности [Текст] / Е.Г. Речицкая — Москва: Владос, 2005. — 295с.
.Речицкая Е.Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы [Текст] / Е.Г. Речицкая — Москв: Владос, 2005.
.Селевко Г.К. Познай себя. [Текст] / Г.К. Селевко — Москва: Народное образование, 2006. — 94 с.
.Селевко Г.К. Сделай себя сам [Текст] / Г.К. Селевко — Москва: Народное образование, 2006. — 94 с.
.Собкин В.С. Подросток с дефектом слуха: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи. Эмпирическое исследование. [Текст] / В.С. Собкин — М.: Апрель, 1997.
.Фалькович Т.А. По законам добра [Текст] / Т.А. Шупина — Москва, 2006. — 143 с.
.Черноусова Ф.П. Профилизация воспитания в условиях модернизации школьного образования. [Текст] / Ф.П. Черноусова — Москва, 2007. — 128с.
Приложения
Приложение 1
Таблица 1. Психолого-педагогическая характеристика группы воспитанников 6 «а» класса СКОШИ №4
№/№ФИО ребенкаВозрастМесто проживанияСостав семьиФИО родителей и их занятияТип семьиЗаболевания ребенкаУровень сотрудничества с педагогами1Дащенко Илья Геннадьевич13 летг. Сыктывкар, пом. Верхняя Максаковка. 1. брат младший Паша; 2. мама; 3. Папа. Татьяна Владимировна — медсестра в поликлинике пос. Верхняя Максаковка; Геннадий Брониславович — оператор ПЭТ ООО «Эколайн». Благополучный; семейный климат с переменной устойчивостью (иногда спокойный, иногда напряженный); мама — лидер; папа — добытчикГипертензионный синдром, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, нейросенсорная тугоухость III степени. — папа чаще контактирует с воспитателями, мама посещает родительские собрания, интересуются успехами Ильи и бабушки, и дедушка. тесный контакт дает хорошие результаты. 2Киселев Денис Олегович13 летУхтинский горсовет пос. Ярега. 1. Сестра младшая Катя; 2. Мама. Губарева Елена Владимировна — безработная. Объективно — неблагополучный; семья состоит на учете в ухтинском ОПДН. Синдром двигательной расторможенности, нейросенсорная тугоухость I-II степени. — мама интересуется Денисом от случая к случаю, постоянно нарушает образовательный процесс Дениса (с каникул вовремя не привозит), избегает бесед с педагогами. 3Кочанов Василий Николаевич12 летУсть — Куломский район, д. Верхняя Вочь. 1. Старшая сестра Анна; 2. Средняя сестра Настя; 3. Мама; 4. Папа. Вася — младший из детей. Наталья Александровна — безработная; Николай Николаевич — безработный. Формально — благополучный; семейный климат тяжелый из-за выпивающего отца; мама и дети занимаются домашней работой. Гипертензионный синдром, глухота, ЗПР. — мама и тетя интересуются успехами Васи, активно и плодотворно влияют на искоренение вредных привычек; сестры в переписке наставляют Васю на добрые отношения с ребятами. 4Мизева Оксана Николаевна13 летУсть — Куломский район, п. Озъяг. 1. сестра старшая Марина; 2. сестра младшая Эмилия; 3. Мама; 4. Папа. Оксана — старшая из сестер. Анна Анатольевна — продавец продтоваров; Николай Васильевич — оператор на пилораме. благополучный; семейный климат благоприятный (обстановка дружелюбная).
Двусторонняя нейросенсорная тугоухость III — IV степени. — и родители, и родственники принимают активное участие в школьной жизни Оксаны, родители своевременно выполняют рекомендации педагогов, психолога. 5Рубанова Анастасия Владимировна13 летУдорский район, п. Усогорск. 1. старшая сестра Катя; 2. Средний брат Вова; 3. Мама; 4. Папа. Настя — младшая из детей. Наталья Владимировна — повар в детской больнице; Владимир Владимирович — вальщик леса ООО «Мезеньлес». благополучный; семейный климат здоровый; мама — лидер; — папа — работает вахтовым методом, дома бывает редко. Нейросенсорная тугоухость III степени, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. — мама и сестра всегда в курсе всех событий класса, школы; мама предлагает помощь и откликается на все просьбы педагогов, принимает активное участие в оформлении классного уголка; папа изготавливает новогодние костюмы.
Приложение 2
Таблица 2
Планирование воспитательной работы на 2009-2010 учебный год по профориентационной направленности
МесяцКлассное мероприятиеВнеклассная работаРабота с родителямиСентябрьПодготовка к экскурсии на ЧП Головкина, тема «Рабочие специальности на пилораме»Общественно — полезный труд по благоустройству школьной территорииУчастие родителей в оформлении классного стенда «О профессиях» (семья Рубановых) ОктябрьЭкскурсия на ЧП Головкина, задача: познавательная (перечень техники и профессии) Клуб «Радуга» организует дисскусию на заданную тему «Гражданская зрелость»Оформление стенда на тему «Кем работает мой папа?» (семья Дащенко) НоябрьДиспут «Формирование ответственности за принятое решение»Встреча с представителем МВД на тему: «Права подростков и знакомство со статьями Конституции РФ»Родительское собрание на тему: «Влияние средств массовой информации на мировоззрение подростков»ДекабрьКлассный час на тему: «Умение самостоятельно ставить цели»Поиск материала из журналов и газет о самых необычных профессияхРодительское собрание по итогам полугодия, анализ успеваемости по предметамЯнварьПодготовка и проведение инсценировки на тему «Салон красоты» (каждый представлял одну из специальностей «парикмахерской») Клуб «Радуга» общешкольное мероприятие «Путешествие в мир профессий» (каждый класс готовит показ специальностей на выбор) Анкета для родителей на тему: «Обсуждение с ребенком бюджета семьи»ФевральЭкскурсия в парикмахерскую Дом Быта «Работа профессионалов»Общественно — полезный труд: десант по уборке снега со школьной территорииАнкетирование на тему: «Ваши жизненные ценности»МартАнкетирование учащихся на тему: «Какие профессии ты знаешь по типам труда?»Клуб «Радуга» этическая беседа на тему: «Вежливое отношение к окружающим » Неделя письма, сообщения родителям об успехах их детейАпрельБеседа на тему «Я в мире слышащих. Что такое интеграция?»Встреча с выпускниками, разговор о профессияхОпросник на тему: «Кем хочет стать Ваш ребенок?»МайЭкскурсия в мастерские в Профессиональное училище № 15, п. МаксаковкаШкольная трудовая практикаРодительское собрание на тему: «Внутренний мир человека: проблемы взаимоотношений между людьми», подведение итогов за год
Приложение 3
Психогеометрический анализ группы
ВоспитанникиПоложительные свойства знака: Отрицательные психологические свойства знака: Илья (зигзаг) Творческий подход к жизни; Остроумие; Экспрессивность; Стремление к новизне. Эксцентричность; Непоследовательность; Несдержанность; Непостоянство настроения. Настя (зигзаг) Мечтательность, направленность в будущее; Прямота; Восторженность, воодушевленность. Неорганизованность; Непрактичность; Наивность. Вася (зигзаг) Экспрессивность; Интуитивность; Прямота. Нереалистичность; Несдержанность, непосредственность; Наивность. Оксана (зигзаг) Творческий подход к жизни; Теоретическая установка; Интуитивность; Стремление к новизне. Наивность. Денис (круг) Заботливый, поддерживающий, преданный; Способен убеждать других. Навязчивый; Болтливый, любит посплетничать; Легковерный; Играет на чувствах других; Не очень стремится к достижениям.
Приложение 4
Мои ценности
МестоОксанаНастяИльяВасяДенисIХорошо учитьсяМой домЗдоровьеСпортЖизнь моя и близкихIIБыть богатойИметь деньгиЖизнь родителей, близкихРаботать на компьютереМой домIIIЖизнь и здоровье близкихЗдоровьеХорошая жена, богатство, спортЗдоровьеДеньги
Приложение 5
Мои жизненные роли
Настя
1)младшая дочь, я люблю дома всех больше, чем они меня, люблю за всеми ухаживать;
2)я хороший друг, люблю друзей, у меня их много;
)хочу, но не успеваю заниматься спортом;
)считаю, что мне мало уделяют внимание брат и сестра;
)как ученица малостарательная, желаю быть лучше.
Денис
1)хороший сын, помогаю маме и ухаживаю за сестрой;
2)друг одноклассникам;
)не могу серьезно заняться спортом, ленюсь;
)брат и выдумщик электроприборов;
)ученик старательный, быстро устаю.
Илья
1)шумный сын, но послушный;
2)верный друг для мальчиков и девочек;
)спортивный человек, хочу играть в сборных страны по футболу;
)как брат старший учу младшего, но чаще это делают родители;
)иногда выкрикиваю и перебиваю учителей, потому, что я много знаю как ученик.
Вася
1)младший бойкий сын, устаю от воспитания;
2)учусь дружить с хорошими ребятами;
)больше всего люблю спорт;
)непослушный брат;
)устал учиться, ленюсь.
Оксана
1)аккуратная, спокойная дочь;
2)верная подруга Насте;
)хотела бы больше уделять время спорту;
)терпеливая сестра, у Марины упрямый нрав;
)внимательная и старательная ученица, хочу учиться лучше.
Приложение 6
Интересы — проявление познавательных потребностей
ИмяХочу статьИметьБытьСделатьНастяВрачомСвою квартируКрасивойМодную одеждуВасяТрактористомВелосипед, роликиДобрымСебе машинуДенисЭлектрикомМощную аппаратуруУмнымМагнитофонОксанаБухгалтеромСвою семьюБогатойБизнесИльяАстрономомМашинуСпортивнымФутбольную команду
Приложение 7
Кем я хочу быть?
ИменаРодителиДети (кем хочет стать?) НастяМедсестраСтоматологВасяШоферТрактористИльяФутболистАстрономДенисТелемастерЭлектрикОксанаПродавецБухгалтер
Приложение 8
Комфортность пребывания воспитанников в школе — интернате
При составлении опросника были предложены следующие варианты ответов:
1. Как я себя чувствую в школе:
я чувствую себя хорошо всегда;
я плохо себя чувствую в школе;
2. Мне интересно учиться:
я с удовольствием учу уроки сам;
я не могу без помощи учить уроки;
я устаю от уроков;
я не хочу учить уроки;
3. Мне интересно после уроков:
я люблю гулять один;
я люблю гулять с ребятами;
я с удовольствием хожу на кружки и секции;
4. Мне интересно на мероприятиях:
спортивных;
интеллектуальных;
творческих и художественных;
работа с подшефными;
поездки в город, в музеи, в театры;
выход на природу;
5. Я умею дружить:
с ребятами в классе, можно вписать имена;
с ребятами из других классов, можно вписать имена;
ни с кем не хочу дружить;
не ссорюсь;
не дерусь;
6. Я сам справляюсь с обидой:
на ребят за плохие шутки;
на учителей за плохие отметки;
на воспитателя за замечания;
на ночных нянь.
7. Мой внешний вид:
я аккуратный;
я стремлюсь стать аккуратным;
8. Замечания по общественному труду:
я люблю помогать другим;
ленюсь;
с удовольствием выполняю любую работу.
Приложение 9
Я — образ
Приложение 10
Таблица 3
Результаты анкетирования детей
СпособностиИмя воспитанникаИнтеллектуа- льные (умение самостоятельно учиться), в %Личностные (умение проявлять инициативу), в %Коммуникативные (умение строить диалог), в %Рефлексивные (умение находить причину трудностей), в %Деловые (умение делать выбор), в %Информацио-нные (знание профессий и специальностей), в %Критерии56565656565656Денис455540456070505560656570средний выше среднегоВася384845503035353530305055низкийсреднийНастя526230325055455045556070среднийвыше среднегоОксана606155604545353950556065среднийвыше среднегоИлья707565697075556060657075выше среднего высокий
Приложение 11
Таблица 4
Анкета по выявлению профессиональных интересов у подростков с нарушением слухаСпособностиИнтеллектуаль-ные%Личностные %Коммуникатив-ные%Рефлексивные%Деловые %Информационные%умение пользоваться дополнительной литературой желание и умение проявлять самостоятельность использование жестов умение оценивать свои поступки умение ставить цель сбор информации по интересующей меня профессии применять знания в любых ситуациях целеустремленность умею вести диалог умение находить причину трудностей умение видеть результат своей деятельности информирован о профессии родителей мои познавательные интересы умение сотрудничать умение строить монологическое высказывание стремление к улучшению достижений самостоятельно принимать решение в незнакомых ситуациях стараюсь хорошо учиться по интересующим меня предметам Приложение 12
Открытое занятие для слушателей курсов КРИРО и ПК
Тема «Ярмарка интересов»
Открытое занятие было проведено 28.10.2009 года.
Цель — воспитать интерес к различным областям профессиональной человеческой деятельности, расширение кругозора, побуждение подростков к самопознанию.
Задачи:
1.Научить ребят проявлять интерес к той или иной области профессии, которой они отдают предпочтение.
2.Развивать творческое воображение, речь, чувства юмора.
.Активизировать общение между играющими и зрителями.
Словарь: лоток — открытый прилавок для торговли на улице, и большой плоский ящик для торговли вразное;
лоточник — продавец с лотка;
эквилибрист — цирковой артист, который жонглирует и выполняет акробатические номера;
дизайн — создание удобных, красивых и экономичных вещей, машин, мебели и так далее;
художник — дизайнер — специалист по дизайну;
жонглировать — подбрасывать ловить предметы;
ярмарка — торговля и увеселения.
Сценарий занятия
Ведущий: Давайте поздороваемся с гостями (все здороваются по — разному, пример: «добрый вечер», «здравствуйте», «приветствуем вас», «мы рады встрече с вами», «добро пожаловать к нам в гости»).
Затем ведущий предлагает прочитать эпиграф, как речевую зарядку:
«Чем умнее человек,
Тем больше различий находит он между людьми». (Паскаль)
Ведущий: Начнем наше занятие с Вашего самочувствия, внесите в таблицу тот смайлик, который отражает Ваше настроение (таблица прикреплена к доске).
Посмотрите, ребята, внимательно вокруг, как необычно оформлен кабинет: наша игра будет называться «Ярмарка интересов». Скажите, как Вы понимаете слово «ярмарка»?
Примерные ответы:
торговля и увеселение
большое событие
встреча трудовых и мастеровых людей
Сам ведущий затем предлагает прочитать одному из воспитанников: «Ярмарка — большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраивается регулярно в одном месте, в одно время. «
Ведущий: Обратите внимание на картину «Ярмарка» В.Д. Поленова. Как во времена дореволюционной России веселились на ярмарке, торговали, на лошадях привозили товар, на телегах его раскладывали, продавцы нахваливали свой товар, покупатели приценивались и выбирали, что получше, как поторговаться, выкупить подешевле, в ярких нарядах женщины, детей развлекают сладостями да игрушками.
Слово «ярмарка» устаревшее или нет?
Ответ: Да, употреблялось еще в Древней Руси.
Ведущий: Верно. А какие еще ярмарки Вы знаете?
Ответ: Георгиевская (проходит ежегодно у нас в Сыктывкаре), Нижегородская (известна еще со времен Древней Руси), Сорочинская (по произведению Гоголя).
Ведущий: Посмотрите на шутливые высказывания, связанные со словом «ярмарка». «С ярмарки ехать», «Шум как на ярмарке». Это означает, что приближаются к концу трудовые дела.
Сейчас Вы сами поучаствуете в «Ярмарке интересов», выберите себе роль, объясните чем она Вам близка?
Ребята разбирают вещи «под свою» роль: лоточник — кепка и лоток; артист — шапка с бубенцами, обруч, шары и зонт; художник — реклама и берет; гадалка — платок, веер и карты.
Ведущий: Назовите свою роль и занятие.
Ребята:
Настя — гадалка: «Буду гадать»;
Вася — лоточник: «Продавец с лотка»;
Илья — артист: «Жонглер — буду жонглировать»;
Оксана — художник: «Создатель рекламы и дизайна».
Ребята все вместе говорят:
Только сегодня! Только у нас!
Ярмарка интересов! Просмотр сейчас!
Ведущий включает музыку Валерия Леонтьева «Разноцветная ярмарка».
Гадалка ходит по кабинету и подходит к гостям, обращаясь:
«Позолотите ручку — погадаю».
Вася с лотком, на котором разложены канцелярские товары, также вышагивает по кабинету и показывает свой товар.
Ведущий приглушает музыку.
Лоточник: Эй, честной народ, смотрите:
Товар на каждый день берите!
Качество отличное!
Пользование привычное!
Артист (ходит по классу и вращает обруч, затем зонт, жонглирует шарами): Я цирковой артист —
Гимнаст, жонглер,
Одним словом, —
Эквилибрист!
После своих слов, артист снимает шапку и проходит мимо гостей, показывая тем самым, что он ждет плату за свое выступление.
Гадалка (подходит к кому — нибудь из гостей и гадает по руке):
Если добрый человек —
То легка задача —
Счастлив будешь целый век,
И ждет тебя удача!
Художник (демонстрирует всем свои рекламные щиты на тему представленных профессий):
Надоели старые вещи,
Не знаете, куда пойти:
Посмотрите мою рекламу:
«Для исполнения желаний»,
Все можете Вы в ней найти!
Ведущий: А чего — то Вам не хватает, как принято у хороших купцов.
Ребята: Рекламы!
Художник: (читает рекламу для гадалки):
Кто не знает, как жить — быть,
На судьбу гадайте,
Кто не знает, как дружить,
Друга выбирайте!
(читает рекламу артисту):
Что умеет — все покажет!
Вам же и «спасибо» скажет
За аплодисменты и комплименты!
(читает рекламу для лоточника):
На ярмарке товар «лицом»
Доставлено верным купцом!
Ведущий: А сейчас — рекламная пауза.
Ведущий вместе с ребятами над чашкой с кофе машет ладошкой в сторону зрителей, чтобы все ощутили запах кофе, и говорят
(все хором): Кофе «Гранд» — чарующий аромат!
Ведущий: Прикрепите, ребята, смайлики друг другу в таблице, как Вы ощущаете настроение друг друга?
Ведущий: Садитесь, ребята и подумайте над вопросом: Что за игра у нас была?
Ответ: «Ярмарка интересов»
Вопрос: Как Вы себя чувствовали в новой роли, понравилась ли Вам эта роль? Ответ каждого выслушать.
Вопрос: Что нового Вы узнали о ярмарке и ее участниках? Новые слова объясните. (Слова на доске: эквилибрист, лоточник, художник — дизайнер)
Ведущий: А теперь, сюрприз от меня, я тоже увлекаюсь новой ролью фотографа, вот моя реклама (показывает фото класса, развешанные по стенам).
Ведущий: Сейчас я запечатлею Вас на пленку на память об игре.
И еще я бы хотела предложить гостям посмотреть нашу выставку автопортретов.
Наша выставка будет пополнена. Итак, ребята еще раз прикрепите смайлики, и скажите о себе и своем настроении, ухудшилось оно или улучшилось к концу занятия?
Вручает подарки участникам игры.
Рефлексия воспитанников: все ребята отметили свое удоволетворение тем, как они проиграли свои роли и ощутили связь с присутствующими, напряжение было на слухо-речевом фоне, ощущалась боязнь в расстановке ударений.
Приложение 13
«Хочу быть предприимчивым»
Правила предпринимателя:
. Хорошо знать самого себя.
. Уметь управлять собой.
. Делать добрые дела.
. Стать необходимым для кого-нибудь.
. Развивать волю.
. Уметь уступать.
. Не бояться ошибаться.
. Соблюдать во всем меру.
. Не бояться приступать к новым делам.
. Быть смелым.
. Постоянно действовать.
. Быть деловым, решительным, настойчивым.
. Продуманно принимать решения.
. Думать о будущем
. Сомневаться, задавать множество вопросов, много читать, постоянно самосовершенствоваться! Уметь планировать свои действия.