Психолого-педагогические основы развития творческого мышления младших школьников

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. Психолого-педагогические основы развития творческого мышления младших школьников

.1 Понятия мышления. Проблема развития творческого мышления

.2 Условия формирования творческого мышления младших школьников

Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого мышления младших школьников на уроках математики

.1 Диагностика уровня развития творческого мышления младших школьников

.2 Анализ и результат экспериментальной работы по развитию творческого мышления младших школьников на уроках математики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: В сегодняшнее время ценностью личностно ориентированного образования является ребенок — ученик. И в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, творческую. Главное в личности — устремленность в будущее, к свободной реализации своих потенциалов, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность достижения своего «Я».

Основной ценностью гуманистического личностно-ориентированного оборудования выступает творчество как способ развития человека в культуре. Творческая ориентация обучения и воспитания позволяет осуществлять личностно-ориентированное образование как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры и истории.

В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих личностях. Развитие у младших школьников творческого мышления одна из важнейших задач в школе сегодня. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности — это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни — стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».

Научно — теоретическая значимость исследования:

доказана положительная роль развития творческого мышления в процессе обучения младших школьников; - разработана и экспериментально проверена эффективность методики, направленной на развитие креативности учащихся младших классов.

4 стр., 1831 слов

Развитие мышления у младших школьников 2

... в первую оче­редь восприятия и памяти.  Развитие форм мышления у младших школьников.  У ребенка и до овладения им системой ... центрации определяет неспособ­ность ребенка учесть точку зрения других людей; его соб­ственный взгляд на мир представляется ему единственно ... плане представлений, сохранившихся в памяти. В этом случае человек представляет себе реаль­ную ситуацию и действует в ней ...

изучить основные особенности творческого мышления. — рассмотреть некоторые психолого-педагогические принципы развития творческого мышления.

Практическая значимость работы: — обозначены конкретные направления оптимизации процесса развития творческого мышления младших школьников на уроках математики

результаты исследования могут быть использованы при составлении авторских программ, пособий и рекомендаций.

Объект исследования — педагогический процесс начальной школы

Предмет исследования — развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики

Гипотеза: если на уроках математики использовать проблемные ситуации, ИКТ, то это будет способствовать творческому развитию младших школьников

Цель исследования: выявление условий формирований творческого мышления младших школьников

Задачи:

) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

) раскрыть сущность понятий и обучения и их роль в развитии творческого мышления младших школьников;

) проанализировать реализацию проблемного обучения на уроках математики в начальной школе;

) определить условия формирования творческого (креативного) мышления у младших школьников

) разработать методические рекомендации по развитию творческого мышления младших школьников

Исследование зарубежных психологов и педагогов: Дж. Гилфорда, Е.П. Торранса, Л. Термена, Р. Стернберга, М. Воллаха, а так же: Даниловой В.Л., Гальперина П.Я., Калмыковой З.И., Богоявленский Д.Б., Пономарева Я.А., Шадрикова В.Д., Медника С., Алиевой Е.Г., Дружинина В.Н., Хозратовой Н.В., в области креативного мышления теоретически обоснованы, однако работа над улучшением этого свойства продолжают развиваться. Большое внимание уделяется выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления. Психологи и педагоги, работающие по исследованию специального, целенаправленного развития креативности, выделяют следующие основные условия, влияющие на формирование творческого мышления:

19 стр., 9293 слов

Формирование творческих способностей школьников в процессе обучения

... самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности младших школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников: * творческое мышление, * творческое воображение, * применение методов организации творческой деятельности. Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся ...

индивидуализация образования;

исследовательское обучение;

проблематизация.

Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.

Вопросами теории и технологии проблемного обучения занимались А.В.Брумменский, A.M. Матюшкин, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, В. Оконь, Т.В. Кудрявцев и многие другие.

1. Психолого-педагогические основы развития творческого мышления младших школьников

.1 Понятия мышления. Проблема развития творческого мышления

МЫШЛЕНИЕ — психологический процесс познания, связанный с

открытием субъективно нового знания, с расширением задач, с творческим преобразованием действительности.

МЫШЛЕНИЕ — обобщение и опосредованное отражение существенных закономерностей и свойств реальности, процесс постановки и решения проблем.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит так же в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которой эта задача задана.

Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея.

Мышление — это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Поэтому мышление опосредствованно, основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований, и обобщенное познание объективной реальности.

14 стр., 6630 слов

Мышление как процесс решения задач

... от несущественных свойств и отношений. Мышление как процесс решения задач Мышление часто развертывается как процесс решения задач. Эти задачи могут относиться к области природы, общественной ... в результате его мыслительной деятельности различают продуктивное (творческое) и репродуктивное (воспроизводящее) мышление. Продуктивное мышление характеризуется высокой степенью новизны получаемого на его ...

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

Теоретическое Практическое

Понятийное Образное Наглядно-образноеНаглядно-действенное

Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действие в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи сначала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, которым здесь использует человек для решения задачи, является не понятия, суждения или умозаключения, а образы. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.

Отличительная особенность следующего вида мышления — наглядно-образного — состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности, и без него совершаться не может.

Последнее из обозначенных на схеме видов мышления — это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

... Ж. Пиаже и Б. Инельдер, элементы понятийного мышления, способность решать ряд задач на понятийном уровне обнаруживаются у ... различных, нередко противоречивых аспектах, обес­печивает гибкость, динамичность детского мышления, возможность получения новых знаний и способов ... изучая процесс построения стратегий взрослыми и детьми при решении некоторых задач, также наблюдали появление пробующих действий ...

Что же можно сказать о характере творческого мышления? Это особенность необходимости применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений.

Главная особенность творческого мышления — это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий.

Что же такое творческое мышление? По мнению Р.С. Немова — это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.

Дж. Гилфорд считал, что творческость мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:

1.Оригинальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне.

2.Семантическая гибкость, т. е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаружить его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

.Образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

.Семантическая спонтанная гибкость, т. е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... , развивая при этом наблюдательность, память, мышление, интуицию, воображение. Дошкольный возраст является наиболее подходящим для развития музыкально-творческих способностей. Этот возраст, по мнению психологов ...

При всем при этом, ученые сходятся в одном: главной операцией, которая работает в ходе творческого процесса, является операция сравнения. Устанавливаются смысловые связи между элементами на основе: репродукции, смыслового синтеза или случайного соединения без установления семантических связей. Таким образом продукты идеи, гипотезы, поведенческие акты можно разделить на стереотипы, оригинальные креативные и неосмысленные девиантные.

В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс) назвали 1 креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта — как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового.

Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность.

Среди них:

) беглость мысли — количество идей, возникающих в единицу времени;

) гибкость мысли — способность переключаться с одной идеи на другую;

) оригинальность — способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;

) любознательность — чувствительность к проблемам в окружающем мире;

4 стр., 1641 слов

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии при работе с природным материалом

... волевые особенности человека. Творческие способности в изобразительной деятельности – это яркое проявление совокупности следующих свойств: нестереотипное художественно-творческое воображение и мышление, способность порождать оригинальные идеи; ... творчески активной личности школьника является одной из важнейших задач современной педагогической науки и практики. Успешное решение этой задачи имеет ...

) способность к разработке гипотезы;

) ирреальность — логическая независимость реакции от стимула;

) фантастичность — полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;

) способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу;

) и так далее.

Е.П. Торрес выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:

легкость — быстрота выполнения текстовых заданий;

гибкость — число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;

оригинальность — минимальная частота данного ответа к однородной группе;

точность выполнения заданий.

Особый тип мышления, называемый в зарубежной психологии креативностью, в настоящее время широко изучается англо — американскими учеными, однако сущность этого свойства пока до конца не выяснена.

Суть творческого мышления сводится, по Я.А. Пономареву, к интеллектуальной активности и чувственности к побочным продуктам своей деятельности.

Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, В.Н. Пушкин и другие психологи считают основным признаком мышления рассогласование цели (замысла, программы) и результата. Творческое мышление возникает в процессе осуществления и связана с порождением «побочного продукта», который и является творческим результатом.

Выделяя признаки творческого акта, все исследователи подчеркивают его бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния сознания.

И.Я. Лернер считает, что основу творческого мышления представляют следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; умение видеть альтернативу решение, альтернативу подхода у его поиску; умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других.

Овладев этими чертами, можно развивать их до уровня, обусловленного природными задатками и усердием. Однако перечисленным чертам свойственна одна способность — «они не усваиваются в результате получения информации или показа действия, их нельзя передать иначе как включением в посильную деятельность, требующую проявления тех или иных творческих черт и тем самым эти черты формирующую».

В.А. Крутецкий структуру творческого мышления в математике представляет следующим образом:

способность к формализованному восприятию математического материала, схватывание формальной структуры задач;

способность к логическому мышлению в сфере количественных и качественных отношений, числовой и знаковой символики, способность мыслить математическими символами;

способность к совершенствованию процесса математических рассуждений и системы соответствующих действий, способность мыслить свернутыми структурами;

гибкость мыслительных процессов в математической деятельности;

стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решения;

способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключение с прямого на обратный ход мысли;

математическая память (обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы перехода к ним);

математическая направленность ума.

Так же к творческому мышлению В.А. Крутецкий относит следующие «не существенные» компоненты: быстрота мыслительных процессов как временная характеристика; вычислительные способности; память на цифры, числа, формулы; способность к пространственным отношениям; способность наглядно представлять абстрактные математические отношения и зависимости.

Структура творческого мышления представлена в формуле: «математическая одаренность характеризуется обобщенным, свернутым и гибким мышлением в сфере математических отношений, числовой и знаковой символики и математическим складом ума».

Итак, психологии исследования творческого мышления теоретически обоснованы, индивидуальные различия анализируются не только с количественной стороны, но и качественней стороны.

Показателем, характеризующим творческое мышление и на которые мы будем основываться в своем исследовании следующее: беглость, гибкость и оригинальность мысли.

Беглость включает в себя двакомпонента: легкость мышления, то есть быстрота переключения текстовых заданий и точность выполнения задания.

Гибкость мыслительного процесса — это переключение с одной идеи на другую. Способность найти несколько различных путей решения одной и той же задачи.

Оригинальность — минимальная частота данного ответа к однородной группе.

На этих же показателях основаны тесты Е.П. Торренса на вербальное и невербальное творческое мышление, которые мы предлагаем использовать на первом этапе эксперимента.

Развитие совершается в процессе обучения и воспитания. Оно формируется в процессе взаимодействия с миром, посредством овладения в процессе обучения содержания материальной и духовной культуры, искусства. Поэтому есть возможность говорить о специальном, целенаправленном формировании творческого мышления, о системном формирующем воздействии.

1.2 Условия формирования творческого мышления младших школьников

Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.

Отличительный признак творческой деятельности детей — субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но в то же время выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное.

В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в которой формируется умение решать нешаблонные, нестандартные математические задачи.

Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.

П.Б. Блонским были точно подмечены основные отличительные черты детского творчества: детский вымысел скучен и ребенок не критически относится к нему; ребенок раб своей бедной фантазии. Главным фактором, определяющим творческое мышление ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. Отсюда вытекает и первая важнейшая задача в формировании творческого мышления младших школьников. Для того чтобы сформировать у учащихся умения творчески решать математические задачи, необходимо прежде всего позаботиться о развитии у них математического кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения.

Особенностью творческого мышления школьников является то, что ребенок некретически относится к своему продукту творчества.

Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен.

Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные математические задания выполняют дети.

Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся — обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.

А. Савенков, работающий над исследованием специального, целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия формирования творческого мышления учащихся:

паритет заданий дивергентного и конвергентного типа, то есть задания дивергентного типа должны не только присутствовать как равномерные, но и в некоторых предметных занятиях доминировать;

доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;

сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;

доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;

ориентация на интеллектуальную инициативу, понятия «интеллектуальная инициатива» предполагает проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный, возможно альтернативный путь решения, рассматривать проблему на более глубоком уровне либо с другой стороны;

неприятие конформизма, необходимо исключать все моменты, требующие конформистских решений;

формирование способностей к критичности и лояльности в оценке идей;

стремление к максимально глубокому исследованию проблемы;

высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем;

индивидуализация — создание условий для полноценного проявления и развития специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса;

проблематизация — ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.

Таким образом, соблюдение этих условий даст возможность формирования творческого мышления младших школьников.

2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого мышления младших школьников на уроках математики

.1 Диагностика уровня развития творческого мышления младших школьников

Первый этап экспериментального исследования состоит в изучении творческого мышления младших школьников.

Было проведено тестирование на выявление уровня творческого учащихся, их гибкости, беглости и оригинальности. Для этого использовались тесты Е.П. Торренса

Е.П. Торренса, создавший наиболее известные тесты креативности, обратил основное внимание не на продукты, а на сам процесс творческого мышления. Тест Е.П. Торренса были разработаны в связи с задачами образования, как часть продолжительной исследовательской программы, методической работы с учащимися, стимулирующей их творческие способности.

Показатели по всем частям текста определяются факторами, установленными в исследованиях Дж. Гилфорд, а именно: легкость, гибкость, оригинальность и точность.

Тесты Е.П. Торренса созданы в 1966 году. Все тесты сгруппированы в вербальную и невербальную батареи. Первая батарея обозначается как словесное творческое мышление, вторая — изобразительное творческое мышление. С тем, чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, тесты называются занятиями, и, как все время подчеркивается в инструкциях, занятиями веселыми.

Тест Е.П. Торренса на вербальное творческое мышление (1966) предназначен для диагностики у детей таких характеристик, как умение задавать информативные вопросы, устанавливать возможные причины и следствия применительно к ситуациям, изображенным на серии картинок, предлагать оригинальные способы применения обычных предметов, задавать нестандартные вопросы по поводу хорошо знакомого предмета, строить предложения.

Тесты Торренса используются в психодиагностике умственного развития. Но это не просто их перевод, а тщательное их адаптирование, проверка надежности и валидности, разработка норм.

В конце ноября 2010 года в 3 «А» классе гимназии им. А.М. Горького был проведён фигурный тест Торренса, предназначенный для определения уровня развития образной креативности учащихся. Тестировались все ученики класса.

Оценивались беглость, оригинальность, абстрактность, замыкание, разработанность рисунков. Просуммировав все баллы, полученные при оценке всех пяти факторов и поделив её на пять, мы получили следующий результат: все ученики класса набрали количество баллов значительно ниже нормы. Также мы выделили работы учащихся, получивших высокие баллы по отдельным факторам.

«Западающими» факторами, в которых ученики набрали наименьшее количество баллов стали абстрактность и оригинальность.

На основании теста классному руководителю были даны рекомендации педагога — психолога по работе с учащимися.

Результаты уровня развития креативности мышления среди учащихся 3 «А» класса по фигурному тесту Е. Торренса показали преобладание уровня — ниже среднего.

При работе с учащимися 3 «А» класса необходимо применять задания и методы, которые способствуют формированию умений:

·воссоздавать внешний облик предмета на основе какой — то его части;

·находить в двух и более объектах общие и различные признаки;

·составлять сюжетные рассказы, о каком — либо объекте;

·соединять различные несоединияемых в повседневной жизни части;

·комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов.

Определив уровень творческого мышления учащихся, их гибкость, беглость и оригинальность, мы разделяем детей на четыре группы:

самый высокий уровень мышления (10 — 13 баллов) — 3 человека;

высокий уровень мышления (8 — 9 баллов) — 6 человек;

средний уровень мышления (6 — 7 баллов) — 7 человек;

низкий уровень мышления (5 и менее баллов) — 10 человек.

2.2 Анализ и результат экспериментальной работы по развитию творческого мышления младших школьников на уроках математики

В последнее время учителя начальных классов довольно часто при изучении математики создают на уроках проблемные ситуации. Однако чаще всего после создания ситуации учителем сам сообщает новые знания. Такой способ подачи нового материала не обеспечивает активности мыслительной деятельности большинства, а тем более всех учащихся. Это происходит потому, что как правило, поставленную проблему решают и раскрывают классу сильные учащиеся, в то время как средние и слабые только приступают к решению. Значит, в таких условиях самостоятельно усваивают знания в основном сильные учащиеся, остальные получают их в готовом виде от своих товарищей. Таким образом, несмотря на то, что организация проблемных ситуаций в целом дает повышение эффективности обучения, она не активизирует умственную деятельность большинства учащихся.

Опираясь на исследования психологов (С.Ф. Жуйков, Т.В. Кудрявцев, В.А. Крутецкий, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.), используя разработанные С.Ф. Жуйковым уровни проблемности при обучении математики в начальных классах, мы провели серию уроков с применением проблемных ситуаций.

Для обеспечения развития творческого мышления учащихся в проблемном обучении необходима оптимальная последовательность ситуаций, их определенная система. Поэтому при организации проблемного обучения были сформулированы задачи на четырех уровнях проблемности. Уровни проблемности отличаются степенью обобщенности задачи, предложений учащимся для решения, и степенью помощи, подсказки со стороны учителя. Четыре уровня проблемности:

самый высокий;

высокий;

средний;

низкий.

По сути дела представляют собой несколько вариантов одного и того же задания. Начиная с самого высокого уровня проблемности и постепенно снижая трудность задания, учитель помогает каждому ученику решить проблему, корректируя ход решения проблемы каждым ученикам.

Сущность уровней проблемности заключается в следующем. Проблемная задача, сформулированная на самом высоком уровне, не содержит подсказки; на высоком уровне содержит одну подсказку; на среднем уровне — две подсказки. Проблемная задача, сформулированная на низком уровне, содержит ряд последовательно предполагаемых заданий и вопросов, которые постепенно подводят учащихся к выводу.

Анализируя программный материалпо математике в начальных классах, мы выявим, что имеется достаточное количество понятий, правил и задач, при изучении которых можно использовать проблемное обучение.

В 3 классе выделены следующие темы: табличное и внетабличное умножение и деление, порядок действий в выражениях со скобками, частный случай умножения 23*4 и деления 48/3, задачи на нахождение неизвестного множителя, задачи на нахождение неизвестного делителя (делимого), составные задачи на пропорциональную зависимость, переместительное свойство сложения и умножения, геометрические упражнения: введение понятия прямоугольник, его свойства, квадрат; задачи с наглядностью решения, прямые и обратные задачи, и так далее.

Проблемные уроки проводились по следующей схеме. Сначала учитель ставит для всех общую проблему, формулирует последовательно на всех уровнях проблемности, начиная с самого высокого. Чтобы определить, кто в состоянии вывести правило «Порядок действий в выражениях со скобками», на каждом из четырех уровней проблемности, как ученик шел к открытию правила, учащиеся должны фиксировать результаты своих попыток вывести правило, записать его на листочках, ставя порядковый номер проблемности. Это дает возможность учителю контролировать работу каждого ученика на всех этапах вывода правила. Если учащиеся выводили и фиксировали правило на самом высоком или последующих уровнях проблемности кроме низкого, они и в дальнейшем должны были продолжать работу над правилом: проверять формулировку в соответствии с показами и, если нужно, уточнять и совершенствовать ее.

В случае, когда отдельные ученики не справляются с заданием ни на одном уровне проблемности, учитель имеет возможность определить характер затруднений, их причины и своевременно помочь; вместе с тем он имеет возможность формировать у детей соответствующие операции, развивать творческое мышление.

После того как учащиеся записали формулировку правила при постановке задания на низком уровне проблемности, учитель спросит некоторых из них, какое они правило вывели, просит произнести это правило в их формулировке. Вслед за этим учитель формулировал правило так, как оно надо в учебнике, и только после этого сообщал, какое правило изучено, записывал тему на доске. Закрепление знаний и формирование умений и навыков проводилось в форме письменного и устного выполнения упражнений из учебника.

Такая организация работы отнимает немало времени, однако она рациональна: во-первых, все дети, используя помощь учителя, должны думать и писать, совершенствуя формулировку; во-вторых, учитель имеет возможность проанализировать попытки, ход открытия правила каждым учеником, то есть выявить индивидуальные особенности мыслительной деятельности; в-третьих, каждый ученик убеждается в том, что если будет внимательным, подумает, применит имеющиеся знания, то обязательно справится с заданием; в — чртвертых, подсказки учителя направляют мысль ученика, помогают овладеть мыслительными операциями: сравнением, анализом, синтезом, обобщением, при этом ученики, которые овладели мыслительными операциями, упражняются в них, а другие обучаются им постепенно; в-пятых, воспитываются ценные качества личности — способность к напряженному умственному труду, самостоятельность, пытливость, трудолюбие; в-шестых, формулируется математическая зоркость, устойчивость, устойчивые математические навыки, развивается творческое мышление.

При такой организации проблемного урока нет изначального деления учащихся на «сильных», «средних» и «слабых» — задание всем одинаковое; конечный результат — формулировка правила на одном из уровней проблемности — показатель уровня самостоятельности и развитие мыслительной деятельности, уровня развития творческого мышления учащихся.

После изучения правила на следующем уроке проводилась проверка: а) знания формулировки правила «Порядок действий в выражениях со скобками»;

б) степени сформированности умений и навыков в виде самостоятельности проверочной работы.

Вот каким образом я использую проблемные ситуации на уроках математики.

ТЕМА: умножение и деление многозначных чисел на двузначное.

ЦЕЛЬ: формировать способность к делению и умножению многозначного числа на двузначное;

тренировать способность к изученным случаям внетабличного умножения и деления;

развивать вычислительные навыки, математическую речь;

воспитывать аккуратность при работе в тетрадях.

Ход урока

I. Орг. момент.

II.Актуализация ЗУН

1. Работа с таблицами.

В таблицах в произвольном порядке расставлены числа от 1 до20.

Но чисел 20, а клеточек -16. Найдите по четыре отсутствующие цифры в каждой таблице.

14 621 013 912 158 474 287 478 465 500 417 038 801 718 770 940 526 382 408 493 787 841 623 948 491 397 543 476 057 933 348 864— Далее, найдите сумму четырёх чисел и расположите их в порядке возрастания. 44 54 64 74

Найдите закономерность в этих числах.(увеличиваются на 10; сумма цифр увеличивается на 1)

Какое число лишнее? Почему? (54- само делится на сумму цифр без остатка)

Чему равна сумма цифр числа 54? Свяжите с сегодняшним днём.

Какое число получается при делении?

Используем это число для минутки чистописания.

·запишите любое трёхзначное число, в котором 6 указывает на кол-во единиц, а сумма цифр равна 9

·запишите любое четырёхзначное число, в котором 6 указывает на кол-во сотен, а сумма цифр равна 9.

(характеристика какого- лидо числа названного учащимися)

характеристика числа

чтение в разных единицах счёта

сумма разрядных слагаемых

. Числовые аналогии

(44) 386510 (111) 3480

(…) 284490 (…) 5230

55- разность чисел умножаем на 5

108 -сумму чисел делим на 90

. Определение темы урока

ТЕМА:

ЗНАТЬ:

УМЕТЬ:

(сам-но учащиеся)

III. Работа по теме урока

:14=…=210:7:2=30:2=15

Восстановите запись.

От каких случаев деления отталкивались?

·Вставь числа, чтобы рав-ва были верными

59 422:37:22=59 422:…

(чтобы получит пропущенное число, нужно 37*22)

:342:19=27 132:…

(342*19- письменные случаи)

37…8> 237 312:64

(учащиеся сам-но формулируют задание)

IV. Физ. минутка

(на экране следим глазами за движением шарика)

Что себе представили? (цветок)

Какие ассоциации с цветком возникли? (…, день рождения гимназии)

V.Составление задачи по условию и её решение.

ЦЕНАКОЛИЧЕСТВОСТОИМОСТЬ одинаковая 60 40 ?, на 1200 тнг > ?тнг.Закрепление

Лучший подарок школе- это отличное написание ПГК. А это — работа с тестом.

Тест по математике

«Умножение и деление на двузначное число»

1.Выбери правильный ответ. 8*(10+6)

А) 126 В) 128 С) 226 Д) 228

2.Сравни, не вычисляя значений выражений

16*6+16*10…16*16

А) > В) < С) =

. Найди значение выражения 17*11

А) 118 В) 108 С) 181 Д) 187

. Чтобы получить 5 литров сметаны, надо взять 15 литров молока. Сколько литров молока надо взять, чтобы получить 20 литров сметаны?

А) 30л В) 50л С) 60л Д)300л

. Выбери правильный ответ 36 820:70

А) 526 В) 626 С) 426 Д) 506

. Выбери правильный ответ 536: 67

А) 9 В) 8 С)7 Д) 18

. Сравни, не вычисляя

*28…876*(7*3)

А) = В) > С) <

. Выбери правильный ответ 356:58

А) 5(ост.9) В) 6 (ост.35) С) 8 (ост.43) Д) 6 (ост.8)

. Выбери правильный ответ 4371:93

А) 57 В)37 С)47 Д) 27

. На складе было 1670 чайников. Когда чайники увезли в 26 магазинов, поровну в каждый магазин, на складе осталось 760 чайников. Пр сколько чайников увезли в каждый магазин?

А) 26 В)34 С) 35 Д) 45

Ключ к ответам

12 345 678 910ВСДСАВВДСС. Итог.

Чему учились?

VIII.Д/з. (индивид. карточки)

Вставь пропущенные числа

: … +166=200

… + 15 540: 37 =7005

… — 744 :24 +969

Тема: Уравнения. Решение уравнений.

Цель: обучение решению составных уравнений через зависимость компонентов;

развитие математической зоркости и речи, развитие навыков счёта;

воспитание самостоятельности и аккуратности в работе.

Оборудование: интерактивная доска, компьютеры с предложенным тестом.

Ход урока:

I.Орг. момент.

II. Актуализация знаний

. Найди закономерность, продолжи числовой ряд

19 38 57 76 95 114 133 … (152)

72 561 72 548 72 535 72 522 72 509 … (72 496)

934 1036 1138 … (1240)

Сравнить полученные числа

Найти в числах общие признаки (кратность 8)

Исключить лишнее (152)

III. Минутка чистописания

Уменьшить число 72 496 так, чтобы получить1240 (71 256)

Что можно сказать об этом числе?

Прочитать в разных единицах счёта

Представить в виде суммы разрядных слагаемых

Используя цифры данного числа, записать наибольшее и наименьшее числа.

. На основе математических свойств, продолжить запись в выражениях

+в+1034+ в =

*м*30 =

n*250*n*4 =

Какие знания нам помогли выполнить это задание?

А какие умения?

. Найти значения выражений

ХХ

: 40*1000

+65-654

+108

8454

Х=20Х=63

При решении каких выражений, мы можем увидеть отражение проделанной нами работы?

Тема урока:

Знать:

Уметь:

III. Изучение нового материала.

Что такое уравнение?

Уравнение — это равенство, содержащее неизвестное число.

С решением каких уравнений мы сталкивались в начальной школе?

Вспомним один из способов решения уравнений, останавливаясь на простом уравнении.

-Х=28

Х= 930−28

Х=902

902- это есть неизвестное число или корень уравнения.

Физ.минутка для глаз.

IV. Закрепление.

. Решение уравнений с объяснением.

(Х+19)*5=1550

Х=291

(470-Х):5+63=76

Х=405

А что ещё можно решать с помощью уравнений? (задачи)

. Решение задачи (составляя уравнения)

От двух пристаней одновременно навстречу друг другу вышли два теплохода. Скорость первого была 24 км|ч. Через 4 часа они встретились. Какова скорость второго

Теплохода, если расстояние между пристанями 216 км.

*4+Х*4=216

V. Тест.

VI. Итог Д\з.

Тема: Закрепление знаний о таблице умножения и деления на 8

Цели: формирование у школьников знаний, составляющих базовый уровень экономической грамотности и математических навыков.

Задачи:

закрепление навыков умножения и деления однозачных чисел через решение задач по сказкам А.С. Пушкина, формирование экономического мышления;

развитие способностей к продуктивной самостоятельной работе, непроизвольное и произвольное внимание, развитие логического мышления, устную речь;

воспитание инициативы и активности, привитие интереса к творчеству Пушкина.

Тип урока: обобщение и закрепление

Оборудование: карточки, презентация, иллюстрации к сказкам

Ход урока

. Организационный момент: настрой класса на работу

. Тема и цель урока.

Чтобы узнать тему урока, вам необходимо решить математические равенства и разгадать ребусы.

ряд

160 + 240 = Н9 · 7 = К80 · 3 = П37 + 63 = Ш18: 3 = У300: 1 = И240 610 063 300 400

ряд

23 + 47 = И6 · 7 = Н100 · 1 = М320: 4 = Э0 · 1 = А45: 5 = К250 + 250 = О809 500 425 001 007 104

ряд

550 + 450 = Б50: 10 = А70 · 3 = Л30: 30 = Ц210: 70 = Т6 · 7 = И30 510 002 104 215

Таблица умножения большая, мы с вами остановимся только на одной ее части. Для этого вам необходимо расставить числа в порядке возрастания и продолжить ряд, соблюдая закономерность.

, 24,32,8…

Сложив воедино все показатели (Пушкин, экономика, таблица), давайте выведем тему и цели урока.

На этом уроке мы по — новому посмотрим на сказки Пушкина, а именно с экономической точки зрения.

. Основная часть.

) Предлагаю решить уравнения и разгадать экономические термины, которые помогут нам в дальнейшей работе.

вариант

: х = 6 бартер

: х = 7 услуги

Х х 5 = 35 потребности

вариант

: х = 2 торговля

: х = 9 потребитель

х Х = 320 налог

Найдите объяснения этим экономическим терминам у себя на листах и соедините стрелкой.

ТорговляРазница между ценой и себестоимостьюПотребностиЧеловек, потребляющий товар или услугиБартерНужды человека для осуществления жизниПотребительОбмен товаров на деньгиТоварОбмен без денег по соглашениюПрибыльПродукт труда, созданный для купли-продажи.ТорговляОбмен товаров на деньгиПотребностиНужды человека для осуществления жизниБартерОбмен без денег по соглашениюПотребительЧеловек, потребляющий товар или услугиТоварПродукт труда, созданный для купли-продажи.ПрибыльРазница между ценой и себестоимостью

Многие герои сказок — обыкновенные люди со своими потребностями, которые они пытаются удовлетворить с помощью товаров и услуг.

Отгадайте шараду и вы узнаете, что будем делать дальше: Задача

Первое — предлог, Второе — летний дом, А целое — порой решается с трудом.

) Работа над задачами и экономическими понятиями.

Жил был поп

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идёт, сам не зная куда

Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?"

Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?"

Балда говорит: «Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу".

Призадумался поп,

Стал себе почесывать лоб.

Щелк щелку ведь розь.

Да понадеялся он на русский авось.

Поп говорит Балде: «Ладно.

Не будет нам обоим накладно.

Поживи-ка на моем подворье,

Окажи свое усердие и проворье".

— Из какого произведения? Какой экономический термин уместен для описания сделки? (Бартер)

Решим задачу про Балду.

üПодворье попа имеет длину 16 м, а ширина в 2 раза короче. Найдите периметр данного подворья.

Длина —

Ширина —

Р прям.-?

Решение задачи с комментированием.

Физкультминутка.

Почему Леопольд призывает нас береч зрение? Как беречь зрение? (не читать лежа, за партой сидеть красиво.)

) Найдём следующую экономическую проблему в сказке

Вот неделя, другая проходит,

Ещё пуще старуха вздурилась;

Опять к рыбке старика посылает:

Воротись, поклонись рыбке:

Не хочу быть столбовою дворянкой.

А хочу быть вольною царицей.

(Неограниченные человеческие потребности)

И пошел он к синему морю. В первый раз закинул невод — пришел невод с одною тиной, второй раз закинул невод — пришел невод с травою морскою. И тины и травы было одинаково. В третий раз закинул невод — пришел невод с золотою рыбкой. И весила она 2/8 от всего улова. А всего за день старик поймал 240 кг. Сколько весила тина и трава?

Работа по задаче про старика:

Тина — ?поровнуТрава морская -?

Рыбка —? 2/5 от всего улова

Всего — 240 кг

Что вы можете сказать о задаче? (составная)

Какие простые задачи вы здесь увидели? (нахождение части числа, остатка, пропорциональное деление)

Самостоятельное решение задачи, взаимопроверка.

Закрепление.

Экономические отношения — отношения между людьми возникающие в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, существовали во все времена и даже сказочные герои вступают между собой в экономические отношения. Но вернёмся к действительности. Прочитайте газетные заметки. Подумайте, какие сказки напоминают вам эти экономические новости. Проверкой будет служить решение выражения.

Тест.

Расставьте порядок действий, решите, ответ первого действия поможет вам узнать сказку в первом задании; ответ второго действия — сказка второго задания; ответ третьего действия- третьего задания; ответ четвёртого — четвёртого задания; ответ пятого -сказка из пятого задания.

Сначала решить, а затем проверка.

4 2 5 3

: 80 + 80×8 — 7×8 = (674)

. Делегация работников торговли, возвращаясь с международной ярмарки, нанесла визит правительству небольшого островного государства. Встреча прошла в тёплой дружеской обстановке.

Сказка о царе Салтане…----------------------90

Сказка о попе и работнике его Балде ------ 80

. В российской провинции, пенсионер N нашёл оригинальный способ улучшения материального положения своей супруги. К сожалению, непомерные запросы последней привели к плачевным результатам.

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях------480

Сказка о рыбаке и рыбке -----------------------------640

. Местный священник организовал отдел налоговой полиции, единственный работник которой проследил за своевременной сдачей налога у самой неорганизованной части населения.

Руслан и Людмила--------------------------------36

Сказка о попе и работнике его балде----------56

. В продаже появились фальсифицированные фрукты, употребление которых приводит к негативным последствиям, таким, как продолжительный летаргический сон.

Сказка о царе Салтане…-------------------703

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях-------------730

. Социологический опрос молодых девушек показал, что 1/3 опрошенных решила сделать карьеру в области общественного питания, 1/3 — посвятить себя ткацкому делу, остальные же надеются на удачное замужество.

Сказка о рыбаке и рыбке--------------------------------------574

Наш урок подходит к концу.

Что повторяли на уроке?

С какими экономическими терминами мы познакомились?

Для развития у ребенка творческого мышления необходимы различные подходы, способствующие созданию условий для реализации у учащихся своих задатков. Особенно эффективными могут быть занятия во внеурочные время, в группе продленного дня. Такие занятия следует проводить регулярно, как занятия факультативы по математике, где всем детям независимо от их уровня творческого мышления, будет интересно.

Специфическое значение внеклассных занятий для развития творческого мышления, заключается в том, что на них всегда достаточно времени для осуществления проблемного метода обучения, для выявления самобытности мышления каждого ученика, для индивидуального подхода, для опробирования разных подходов, разных путей поиска.

Дети, хорошо успевающие, смогут в еще большей степени развернуть свое творческое мышление, а слабоуспевающие, решая нестандартные задачи, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинять их определенному плану.

В этих условиях у детей развиваются такие важные качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности. Только развитие самостоятельного мышления, творческого, поискового, исследовательского есть основная задача начального обучения.

Развитие самостоятельного, творческого мышления, проявляющегося, в частности, в своеобразном видении ребенком проблемной ситуации, требует индивидуального подхода, который бы учитывал особенности мыслительной деятельности каждого ученика.

Формирование творческого мышления предполагает решение детьми негативных, нестандартных задач, имеющих несколько способов решения.

Для того чтобы решение таких задач способствовало действительному развитию творческого мышления, оно должно быть организовано особым образом. В частности, необходимо провести разбор наиболее распространенных ошибок, которые встретились при решении, обсуждении разных способов решения, их обоснование и критику.

Условия, необходимые для организации систематической работы по формированию и развитию творческого мышления, очень трудно обеспечить на уроке в начальной школе, насыщенной учебным материалом.

Этому послужит организация регулярных занятий во внеклассной работе, на занятиях факультатива по математике, дети решают нестандартные задачи, предлагаемые в определенном порядке, от простых к сложному, а не случайным образом, когда детям предлагают решать задачу учебного содержания или различного рода головоломки.

Начальная школа — это тот синзитивный период, когда дети пробуют себя во всем, стараясь найти нужное направление в своем дальнейшем развитии. Таким образом, для того, чтобы определить основные механизмы развития детской одаренности, возникла необходимость в разработке программы, раскрывающей механизм развития способностей учащихся и регламентирующей деятельность коллектива начальных классов гимназии в обозначенном направлении. Итогом стала программа поддержки и развития академически одаренных детей «Зерек», девизом которой стала восточная мудрость «Кто освоит способ познания, тот постигнет саму мудрость»

Цель программы состоит в определении комплекса условий для создания целостной системы формирования и развития академической одаренности младшего школьника.

Решение задач, обозначенных программой, позволяет функционировать программе системно.

Основываясь на целях и задачах программы, разработан механизм развития различных видов одаренности младшего школьника, состоящий из нескольких блоков.

В программе «Зерек» деятельностный компонент состоит из трех блоков действий: диагностические, проектировочные и продуцирующие.

Диагностические действия, ориентированные на получение информации о качестве и объеме, уровне сформированности операций мыслительной деятельности, предметных знаний. Данные действия реализуются через предметные олимпиады (возможности учащихся в одном предмете) и интеллектуальные марафоны (демонстрация умений при пересечении предметов или в сфере общих знаний).

Отдельным блоком диагностируются критерии, характеризующие одаренность: креативность, мотивация, интеллект. Результаты интеллектуального марафона и диагностик становятся основой для составления плана работы со способными и одаренными детьми, который реализуется в следующем деятельностномкомпоненте.

Проектировочные действия, направленные на моделирование и осознание выявленных умений, объяснение их компонентов, ознакомление с алгоритмами, обобщение полученной информации, озадачивание для выхода на более высокий уровень применения. Осуществляются в формате развивающих курсов «Страна «Вообразилия», «Юный исследователь», «Эврика», «Мэмори». Имея разные названия и возрастную направленность, различный набор приемов и методов, развивающие курсы, в совокупности, работают на развитие операций мыслительной деятельности, креативности и исследовательской культуры. Знание особенностей мотивационной и познавательной сфер, состояния развития креативности позволяет учителю работать над их формированием и развитием в учебной и внеклассной деятельности. Одной из эффективных форм организации познавательной деятельности, по нашим наблюдениям стали конкурентные формы взаимодействия. Ведь склонность к соревновательности — отличительная черта академически одаренного ребенка. Участвуя в таких мероприятиях, ученик проявляет стремление к самореализации (развитие потребностно — мотивационной сферы), у него формируются навыки планирования и самоконтроля, стремление к победе, он учится выигрывать, и что не менее важно, проигрывать. Ему приходится проявлять системность, креативность и критичность мышления. Все это дает ему следующие возможности, формируя стимулы развития. Поэтому подробнее остановимся на организации и конкурентных форм взаимодействия.

За практику нашей работы мы апробировали несколько форм организации конкурентного взаимодействия.

Интеллектуальные игры «Интеллектуальное казино». По результатам интеллектуального марафона (математика, русский язык, познание мира, казахский язык) каждый класс делится на равные по интеллектуальным умениям 5 групп. Каждый месяц на параллели проводится интеллектуальная игра, по результатам которой выдается чек на набранную сумму балов. В конце года в каждом классе определяется команда победительница, набравшая наибольшее количество баллов в своем классе. Эта команда представляет класс в финале игр на параллели. Команда- победительница финала участвует в суперфинале, соревнуясь за звание «Корифей». Каждая игра цикла состояла из нескольких заданий: Первый тур — блиц, свого рода оргмомент. Далее следуют задания, выполняемые на основе классификации, обобщения, сравнения, аналогии, логики, синтеза, анализа и предположения. Игры не носили предметный характер, в каждой сочетались задания из разных областей знаний, финальные игры были тематические. Еще одним немаловажным фактором проведения таких игр являются зрители. Присутствие на игре учит их сопереживать, воспитывает уважение к знаниям своих одноклассников, формирует чувство коллектива, и конечно же, несет несомненный обучающий эффект. Зрители наблюдают, запоминают, анализируют. Это, несомненно, отражается на развитии сферы личностного роста. Мы практиковали «Интеллектуальное казино» два года, ученики были хорошо знакомы с этой игрой, но со временем и для нас, и для учащихся она стала привычной и вызывать меньший интерес, поэтому в этом году мы немного пересмотрели форму организации, постараясь сохранить преимущества предыдущей: участие всех учащихся, учет их способностей, развитие операций мыслительной деятельности, содействие воспитанию эмоционально — волевой сферы и нравственных качеств.

«Игры разума». Результаты первого тура интеллектуального марафона позволили определить учащихся с наиболее развитыми способностями к математике, языкам, изучению окружающего мира. Это и стало направлениями следующих игр «Математика и в Африке математика», «Если дружат люди — дружат языки», «По секрету всему свету». Следующий этап — второй тур интеллектуального марафона, задания к которому подбирались на основе тех знаний, которые учащиеся приобрели в «Играх разума» и заключительный тур олимпиада с интеллектуальными заданиями. Ее цель — отслеживание эффективности указанной формы организации и того, как учащиеся могут переносить знания в новую ситуацию и творчески их применять. Это у нас еще впереди, но уже сегодня хочется верить, что результаты нас не разочаруют. Такая дифференциация была вызвана требованиями компетентностного и личностно — ориентированного подхода в образовании. Так как все-таки конечная цель образовательного процесса — это успешная социализация, а это возможно, когда человек знает что ему удается очень хорошо, а над развитием чего необходимо поработать.

Завершающий этап — Продуцирующие действия, нацеленные на преобразование умений личности. Это этап мониторинга и коррекции. Особая роль на данном этапе отводится СПС, которая проводит мониторинг, позволяющий проследить наметившиеся тенденции и начать, при необходимости, коррекционную деятельность

На этапе продуцирующих действий прослеживается четкая взаимосвязь между работой развивающих курсов и конкурентных форм взаимодействия. Способы познания, освоенные на развивающих курсах помогают в решении заданий интеллектуальных игр.

Представленную система работы позволяет влиять на интеллектуальное обогащение личности младшего школьника, развитие академической одаренности:

Содержание мероприятий, составляющих систему работы, объективно влияет на интеллектуальное обогащение младших школьников, так как способствует формированию и развитию операций мыслительной деятельности, основы интеллекта.

Образовательная среда активна с трех сторон: активен учитель, активен ученик, активна среда их взаимодействия.

Заинтересованность, поиск, игра, творчество вовлекают в сотрудничество и соревнование всех учащихся начальных классов, этому способствует разнообразие форм реализации действий.

— Интеллектуальное развитие содействует развитию нравственной сферы

Подводя итог хочется отметить, что деятельность по программе «Зерек» органично вписывается в систему работы гимназии по поддерке и развитию одаренности школьников и придает черты законченности в организации овладения ключевыми компетенциями

Социум ждет от школы интеллектуальносостоятельную, конкурентноспособную личность. Гимназия имени А.М.Горького способствует становлению такой личности уже в начальных классах еще и потому, чтобы интеллектуальнообогащенная личность могла опосредовать, то есть влиять, обогащать, облагораживать среду своего существования. А первыми положительными результатами мы считаем победы в городских олимпиадах, и иинтеллектуальных конкурсах, участие в работе городского Научного общества учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность: В сегодняшнее время ценностью личностно ориентированного образования является ребенок — ученик. И в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, творческую. Главное в личности — устремленность в будущее, к свободной реализации своих потенциалов, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность достижения своего «Я».

Основной ценностью гуманистического личностно-ориентированного оборудования выступает творчество как способ развития человека в культуре. Творческая ориентация обучения и воспитания позволяет осуществлять личностно-ориентированное образование как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры и истории.

В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих личностях. Развитие у младших школьников творческого мышления одна из важнейших задач в школе сегодня. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности — это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни — стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».

Все поставленные задачи исследования выполнены. Теоретически сущность проблемного обучения и его роль в развитии творческого мышления, мы выявили возможности использования проблемных ситуаций при изучении математики, а так же предложили определенную систему работы на уроках математики, мы провели тестирование.

Обработанные результаты позволили сделать вывод о повышении уровня творческого мышления на уровне значимости, а = 0,05 .

Так же мы выработали рекомендации по совершенствованию процесса формирования творческого мышления младших школьников. Мы представляем разработанный тематический план внеклассных занятий по математике и развернутый конспект занятия факультатива по теме «Сложение и вычитание в пределах 100», который поможет учителям начальных классов, сделать время пребывания в школе более интересным и содержательным, поможет реализовать свои задатки детям, с различным уровнем творческого мышления, который позволит систематически проводить работу в школе.

Таким образом, единственным плодотворным путем развития творческого мышления в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал не остался не востребованным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 2: Пер. с англ./Под ред. Туревича К.М., Лубовского В.И. — М.: Педагогика, 1982. — 365 с.

. Артемов А.К. Приемы организации развивающего обучения/ТНачальная школа. -

. — № 3. — с.35−39.

. Блохин И.А., Ляхин В.В., Стрекозий В.П. О проблемном обучении в начальных классах//Начальная школа. — 1973. — № 6. — с.53−64.

. Брайтовская С.И. Простейшие исследовательские задания// Начальная школа. -1996.-№ 9.-с.72.

. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.: Институт практической психологии, Воронеж НПО и МОДЭК, 1996. — 392 с.

. Венгер Л.А. Педагогика способностей. — М.: Знание, 1973. — 117 с.

. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. — М.: Знание, > 1983.-96 с.

. Весник Хкакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. Выпуск 2. Серии 2. Психология. Педагогика. — Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1997. -124с.

. Винокурова Н. Сборник тестов и упражнений для развития ваших способностей: Учебное пособие. — М.: ИМПЭТО, 1995. — 96 с.

. Вопросы психологии способностей: Сборник статей/Под ред. Крутецкого В.А. -

М.: Педагогика, 1973. — 216 с. И. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4. Детская психология/Под

ред. Эльконина Д.Б. — М.: Педагогика, 1984. — 432 с.

. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3 изд. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.

. Гальперин П.Я. Котик Н.Р. К психологии творческого мышления//Вопросы психологии. — 1982. — № 5.

(14. Готсдинер АЛ. К проблеме многосторонних способностей//В опросы психологии Л -1991.- № 4

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector