Чтобы жить, быть здоровыми и счастливыми, люди нуждаются в пище, воздухе, сне и т.д. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на протяжении всей жизни. Обеспечиваются они функцией различных органов и систем организма. Заболевание, вызывая нарушение функции того или иного органа, той или иной системы, мешает нормальному удовлетворению потребностей, приводит к дискомфорту.
Потребность — это осознанный психологический или физиологический дефицит чего-либо, отображенный в восприятии человека; это то, что необходимо для его существования. Базовые потребности (известные как универсальные) жизненно необходимы каждому человеку.
Многие теоретики медсестринства пытались систематизировать потребности человека, создав свои теории, отражающие их видимость этой проблемы.
. Иерархия потребностей по Маслоу, ее значение для медсестринского дела.
В 1943 г. американский психолог А. Маслоу разработал одну из теорий иерархии потребностей, определяющих (направляющих) поведение человека. По его теории, одни потребности для человека более существенны, чем другие. Это позволило А. Маслоу классифицировать их по иерархической системе: от физиологических (низший уровень) до потребностей в самовыражении (высший уровень).
А. Маслоу изобразил уровни потребностей человека в виде пирамиды, поскольку именно эта фигура имеет широкое основание (основу, фундамент), как и физиологические потребности человека, являются фундаментом (основой) его жизнедеятельности. Возможность удовлетворять свои потребности у людей различна, и зависит от нескольких общих факторов: а) возраст, б) окружающая среда, в) знания, умения, желания и способности самого человека. Прежде чем думать об удовлетворении потребностей высшего уровня (рис. 4), необходимо удовлетворить потребности низшего порядка, т.е. физиологические.
А. Маслоу создавал свою теорию в 40-е годы. Сегодня она не столь популярна в США и других странах с высоким уровнем социально-экономического развития, где значительно изменились приоритеты в удовлетворении основных потребностей. И чем выше уровень развития общества, тем выше уровень потребностей. В таком государстве приоритетны самоуважение и уважение окружающих, самовыражение, достижение успеха.
Американский психолог А.Маслоу классифицировал потребности человека в виде иерархии (пирамиды):
1-й уровень — физиологические потребности – воздух (дыхание), еда, сон, питье, движение, секс, выделение продуктов жизнедеятельности;
3 стр., 1208 слов
Теория потребностей Маслоу
... А.Маслоу и уязвимость теории Маслоу считал, что потребности человека имеют иерархическую структуру: § Физиологические потребности; § Потребность в безопасности и защищенности; § Социальные потребности; § Потребность в уважении § Потребность в самореализации; Потребности образуют пять уровней, каждый из которых может ...
2-й уровень — потребности в безопасности – дом, защита одеждой, поддержание чистоты тела, избегание опасности;
3-й уровень — социальные потребности — семья, друзья, Родина, любовь, понимание, одобрение, привязанность, общение;
4-й уровень – самоуважение, потребности в самопомощи (достижение успеха, гармонии) — жизненные ценности:, уважение окружающих, владение имуществом, благодарность и т.д.
5-й уровень — потребности в самовыражении, самореализации — самостоятельность, достижения своих творческих целей и т.д.
Физиологические потребности должны быть удовлетворены раньше, чем потребности более высокого уровня.
Иерархия потребностей человека по А. Маслоу может быть использована медицинскими сестрами как инструмент для обследования состояния здоровья пациента.
Определение понятия «модель (теория) медсестринского дела».
Если содержание процесса или явления слишком велико и абстрактно, тогда оно заменяется моделью (теорией), которая облегчает его изучение и анализ. Различают политические модели, экономические, социальные, медицинские и т.д.
Попробуем разобраться, что же это такое «модель сестринского дела?» Что общего между моделью сестринского дела и моделями… автомобилей? Символическая модель автомобиля, имеет некоторые общие для всех автомобилей характеристики, а модели, имеющие различные названия отличаются друг от друга и внешним видом, и объемом двигателя, и количеством дверей, и грузоподъемностью и т. д.
Как все автомобили имеют общие признаки, так и модели сестринского дела имеют общие положения. В каждой модели авторы по-разному видят:
> пациента как одного из объектов деятельности сестринского персонала;
> источник проблем пациента;
> направленность сестринского вмешательства;
> цель ухода;
> способы сестринского вмешательства;
> роль медсестры;
> оценку качества и результатов ухода.
На развитие действующих сестринских моделей оказали влияние исследования и открытия в области физиологии, социологии, психология. Ядро каждой модели — различия в понимании потребностей пациента, особенности понимания этапов сестринского процесса и роль сестры в его осуществлении.
И так, различные модели по-разному определяют потребности пациента. Так, одна из них рассматривает человека как «набор» анатомических органов и физиологических систем, другая — как более совершенную систему. Модель Д. Джонсон акцентирует внимание сестринского персонала на различных типах поведения человека. В. Хендерсон рассматривает пациента в целом, считал его независимым совершенным существом, имеющим 14 фундаментальных потребностей.
Модель поведенческой системы Д.Джонсон
В отличие от В.Хендерсон и Н. Роупер Д.Джонсон (1968) предлагает радикально уйти от врачебных представлений о человеке и сосредоточить сестринскую помощь на поведении людей, а не на их потребностях. В соответствии с моделью Д.Джонсон сестринская помощь должна быть направлена на коррекцию поведения человека, его адекватность в периоды нарушения здоровья и выздоровления.
Пациент. Согласно модели Д.Джонсон пациент имеет набор взаимосвязанных подсистем поведения, каждая их которых стремится к равновесию. Д.Джонсон определяет, что действие каждой подсистемы заключается в стремлении человека на основе прошлого опыта достичь определенных целей. Результат действия зависит от того, как человек воспринимает свое поведение, насколько может изменить его. Человек предрасположен к двум основным типам поведения:
Социальная работа с пожилыми людьми: модель активной старости
... помощи, к модели социальной поддержки, в которой сам ... практическая социальная работа с пожилыми людьми в нашей стране развивается как переход от модели социальной защиты пожилых людей, в которой пожилой человек выступает исключительно объектом социальной ...
1) создаваемому действиями и объектами непосредственно вокруг человека;
2) создаваемому прошлыми привычками.
Источники проблем пациента. Источниками проблем являются болезнь, стресс, изменения образа жизни и поведения пациента, которые обусловлены установками, основанными на его прошлом и настоящем опыте, связанном с окружающей средой. Все это может разбалансировать подсистемы поведения человека. Сестринский уход должен быть направлен на восстановление их равновесия.
Цель и задачи ухода. Целью сестринского ухода является обеспечение равновесия поведенческой системы и функциональной стабильности пациента. Он может быть направлен на изменение:
• мотивов поведения;
• действия подсистемы поведения, создаваемого прошлым опытом;
• поведения, определяемого прошлой предрасположенностью к тому или иному типу действия;
• установки, создаваемой окружающей средой (тип 1) или прошлым опытом (тип 2).
Если причиной нарушения равновесия в поведенческой подсистеме являются функциональные изменения, целью сестринского ухода должно быть обеспечение защиты, опеки, стимулирования к изменению поведения. Для достижения цели медицинская сестра с помощью конкретных вмешательств стремится восстановить равновесие в каждой подсистеме, изменяя те или иные факторы окружающей среды.
Роль медицинской сестры. Роль сестры является дополняющей по отношению к роли врача, но не зависит от нее. Сестре отведена роль специалиста, восстанавливающего равновесие подсистем, регулирующих поведение человека во время психологического и физического кризиса или стресса.
Направленность сестринской помощи. Медицинская сестра определяет нарушения равновесия в подсистемах поведения, их причины, побуждает пациента на мотивы поведения, связанные с прошлым и настоящим жизненным опытом.
Согласно модели Д.Джонсон сестринская помощь направлена:
• на контроль и ограничение неадекватного поведения;
• защиту от угроз и факторов, вызывающих стресс;
• подавление ненужных реакций;
• поощрение к изменению поведения, поддержку и партнерство.
Способы оказания сестринской помощи. Сестринская помощь включают действия: по ограничению поведения (например, курения, избыточного питания); защищающие от неблагоприятных факторов окружающей среды; подавляющие неэффективные реакции (страх, гнев и др.); поощряющие к изменению поведения (например, выполнение утренней оздоровительной гимнастики, прекращение курения и др.).
Оценка качества и результатов ухода. Д.Джонсон полагает, что можно оценить результаты ухода в пределах какой-то подсистемы по поведению пациента, вызванному теми или иными структур-ными изменениями. В том случае, если ожидаемые результаты связаны с окружающей средой, изменение поведения может быть обусловлено сестринским вмешательством в связи с функциональными изменениями. Если сестринское вмешательство не привело к ожидаемому результату: адекватному поведению и реакции пациента при возникновении стресса, формируются новые цели и вмешательства.
Адаптационная модель К.Рой.
Психологические особенности толпы и особенности поведения отдельного ...
... определяют поведение человека, становятся кратковременными мотивами его деятельности, заставляя стремится к цели 5. Оценочная – эмоции обеспечивают быструю, хотя и грубую оценку (!)6)Защитная – адаптация и ... себе информации об окружающем мире, недостающая информация пополняется путем поискового поведения, совершенствования навыков. Подкрепляющая функция эмоций (т.е. испытывание какого-то ...
Пациент. Адаптационная (эволюционно-адаптационная) модель рассматривает пациента как личность с учетом его индивидуальных и социальных особенностей. Согласно этой концепции, как для физиологических, так и для психологических систем существует состояние относительного равновесия, которого стремится достичь человек, т.е. диапазона состояний, в котором люди могут адекватно справляться со своими переживаниями. Для каждого человека этот диапазон уникален. К. Рой выделяет три фактора, влияющих на уровень адаптации, которые называются раздражителями:
1) очаговый — находится в окружении человека;
2) ситуационный — возникает при оказании сестринской помощи рядом с очаговым и оказывает на него влияние;
3) остаточный — является результатом прошлых переживаний, верований, взаимоотношений.
При сочетании с очаговым и ситуационным остаточный раздражитель влияет на уровень адаптации.
При этом существуют четыре способа адаптации, влияющие на поведение: физиологическая система; Я-концепция; роль-функция; взаимозависимость.
Физиологическая система — это реакции человека на температуру, влажность, атмосферное давление, пищу, жидкость, кислород, углекислый газ и другие сенсорные раздражители. Способность
справляться с новыми, непривычными физиологическими раздражителями обусловлена не только ими, но зависит от возможностей физиологической системы адаптации конкретного человека.
Я-концепция — это желание человека понять самого себя: как духовно, так и телесно. Эта система адаптации тоже имеет границы, в пределах которых человек может справляться с изменениями своих психологических и телесных «Я». Эта система особенно важна при подготовке человека к операциям, изменяющим его тело: ампутации конечности, мастэктомии, наложению стомы и т.п.
Роль-функция — эта система предполагает изменение роли человека в силу тех или иных обстоятельств (например, деятельный человек оказывается в лечебном учреждении и вынужден адапти-роваться к пассивной роли пациента).
Человек может выйти за рамки своих возможностей адаптации.
Взаимозависимость — система подразумевает стремление людей достичь состояния относительного баланса во взаимоотношениях, например мать — сын, муж — жена, продавец — покупатель, учитель — ученик, врач — пациент, сестра — пациент. Сестринскому персоналу следует учитывать ограниченность возможностей адаптации в ситуациях, когда пациент испытывает чувство давления, презрения, одиночества, отторжения, фамильярности и др.
Источники проблем пациента. Источниками проблем являются настоящие и предстоящие изменения в жизни человека, особенно в критические периоды, которые оказывают негативное влияние на здоровье вследствие недостатка возможностей адаптации.
Цель и задачи ухода. Главной (приоритетной) задачей медицинской сестры является оказание помощи пациенту в достижении и поддержании оптимального уровня здоровья в критические периоды жизни.
Роль медицинской сестры. Медицинская сестра способствует адаптации человека в период здоровья и болезни.
Направленность сестринской помощи. Помощь направлена на адаптацию пациента к окружающей обстановке во время происходящих в его жизни изменений, требующих действий для под-держания оптимального уровня здоровья.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. ... (иногда называемый низшим астральным телом). Многие феномены на спиритических сеансах совершаются при помощи, именно, эфирного двойника медиума. 3. Прана – жизненный принцип, нераздельный от всех проявлений ...
Способы оказания сестринской помощи. Применяют разные способы стимулирования и поддержки пациента. Сестринское вмешательство направлено на раздражители, находящиеся за пре-делами уровня адаптации пациента, с целью их изменения или возвращения в пределы уровня адаптации.
Оценка качества и результатов ухода. Результатом помощи является достижение оптимального уровня здоровья пациента в критические периоды его жизни. При оценке качества ухода сестра и пациент обращают внимание на положительные сдвиги в той или иной системе адаптации.
Модель дефицита самоухода Д.Орем.
Д.Орэм придает большое значение личной ответственности человека за сохранение собственного здоровья. Модель основана на принципах самоухода (самопомощи), которые Д.Орэм определяет как деятельность по сохранению жизни, здоровья и благополучия, которую люди начинают и осуществляют самостоятельно. В то же время она уделяет большое внимание и сестринской помощи в профилактике заболеваний, при травмах и в обучении.
Пациент. Больного рассматривают как единую функциональную систему, имеющую мотивацию к самоуходу. Человек осуществляет самоуход независимо от того, здоров он или болен, т.е. его возможности и потребности в самоуходе должны быть в равновесии. Потребности в самоуходе Д.Орэм подразделяет на три группы:
1) универсальные:
• достаточное потребление воздуха;
• достаточное потребление жидкости;
• достаточное потребление пищи;
• достаточная возможность выделения;
• сохранение баланса между активностью и отдыхом;
• время пребывания в одиночестве, сбалансированное с временем, проведенным в обществе других людей;
• предупреждение опасностей для жизни, нормальной жизнедеятельности и хорошего самочувствия;
• желание соответствовать определенной социальной группе (социальному статусу) в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями;
2) связанные со стадией развития (от рождения до старости);
3) связанные с нарушениями здоровья, приводящие к изменениям: анатомическим, физиологическим, а также поведения и образа жизни.
Источники проблем пациента. К потребности в сестринской помощи приводит дефицит в самопомощи и самообслуживании — неспособность осуществлять заботу о себе.
Цели и задачи ухода. Следует создать условия для того, чтобы больной смог осуществлять самоуход, направленный на достижение и поддержание оптимального уровня здоровья.
Роль медицинской сестры. Д.Орэм видит медицинскую сестру как учителя и контролера. Она дополняет возможность пациента осуществлять самоуход.
Направленность сестринской помощи. Сестринская помощь направлена на выявление потребностей пациента, причин дефицита самоухода. При определении направления помощи медицинская сестра должна:
• установить уровень требований пациента к самоуходу;
• оценить его возможности для осуществления этих требований;
• оценить степень безопасности больного при осуществлении им самоухода;
• оценить перспективы осуществления самоухода в будущем.
Способы оказания сестринской помощи. Медицинская сестра выполняет следующие функции:
• делает что-либо за больного;
• руководит и направляет его действия;
• оказывает физическую и психологическую поддержку;
МДК сестринский процесс в педиатрии
... сестринского процесса - определения приоритетов по уходу и ожидаемых целей или результатов ухода, так как в зависимости от ситуации на первый план будут выдвигаться или потребности пациента в уходе, выбор модели осуществления ухода, ... внедрен в структуру оказания педиатрической медицинской помощи, но как обучающая модель, сестринский процесс незаменим возможностью широкого внедрения инновационных ...
• создает условия для обеспечения возможностей самоухода (самопомощи);
• обучает больного и его родственников.
Необходимым условием осуществления сестринской помощи является желание и возможность пациента принять эту помощь. Выделяют три системы помощи:
1) полностью компенсирующую — применяется в тех случаях, когда пациент находится либо в бессознательном состоянии, либо ему нельзя двигаться, либо он не способен к обучению;
2) частично компенсирующую — применяется по отношению к пациентам, временно утратившим способность осуществлять отдельные аспекты самоухода;
3) консультативную (обучающую) — применяется при необходимости обучения пациента (родственников) навыкам самоухода.
Оценка качества и результатов ухода. Результатом ухода должно стать достижение больным оптимального уровня самопомощи. Даже в том случае, если медицинская сестра с полностью ком-пенсирующей системы помощи перешла на частично компенсирующую, поддерживающую пациента при самоуходе, можно считать сестринское вмешательство эффективным. Таким образом, сестринская помощь может быть направлена как на расширение возможностей самоухода, так и на изменение потребностей в нем (выздоровление).
Усовершенствованная модель М.Аллен.
М. Аллен предложила свою модель в начале 1970-х гг., когда получила признание концепция первичной медико-санитарной помощи. Принципы первичной медико-санитарной помощи ориентированы больше на здоровье, чем на болезнь, на привлечение к сохранению здоровья самого человека, его семьи, общества.
Пациент. Объектом модели является семья, а не отдельный человек, поскольку именно в ней формируется поведение, ориентированное на здоровье.
Модель предлагает рассматривать человека через призму семьи, признавая как влияние семьи на личность, так и влияние отдельной личности на семью. В процессе такого взаимодействия люди и семьи в повседневных житейских ситуациях получают возможности социального, психологического и профессионального роста и развития. Пациент играет активную роль в укреплении своего здоровья.
Источники проблем пациента. М. Аллен считает источником проблем пациента неправильное поведение его семьи, наличие факторов риска возникновения заболеваний в семье, отрицательное отношение семьи к здоровью, ведение нездорового образа жизни и т.д. Пациент усваивает ту модель социального поведения, которая соответствует его образу жизни и ценностям.
Цель и задачи ухода. Здоровье — это основная цель сестринской помощи. Задачей медицинской сестры является выработка в семье поведения, ориентированного на здоровый образ жизни, и обучение совокупности навыков по преодолению проблемных ситуаций. Модель М. Аллен делает акцент на потенциале людей, который можно задействовать при обучении здоровому образу жизни.
Роль медицинской сестры. Медицинская сестра организует обучение. Она создает благоприятную обстановку, которая стимулирует, привлекает и заинтересовывает семью в укреплении здоровья ее членов. При этом семья является активным участником процесса оздоровления.
Направленность сестринской помощи. По М. Аллен медицинская сестра делает акцент на получении пациентом и его семьей знаний о принципах ведения здорового образа жизни. Личность в семье выступает в качестве объекта медицинского и социального обучения медицинской сестры. Пациент обучается в процессе наблюдения за поведением других людей, которое трансформируется в его сознании в определенную модель.
Физиологические потребности
... умений медицинской сестры предвидеть обезвоживание зависит возможность пациента избежать многих осложнений. Потребность в физиологических отправлениях.Непереваренная часть пищи выводится из ... помощь пациенту, имеющему проблемы с отправлением физиологических потребностей, должна быть особенно деликатна и, уважая право человека на конфиденциальность, обеспечить ему возможность уединения. Потребности ...
Медицинская сестра рассматривает пациента как активного участника процесса обучения, способного решать проблемы и принимать решения, необходимые для улучшения его здоровья. Она стремится обеспечить здоровье пациенту и его семье повсюду—в больнице, поликлинике и дома.
Способ оказания сестринской помощи. Медицинская сестра совместно с пациентом выбирает способы вмешательства, направленные на укрепление его собственного здоровья и здоровья членов его семьи. Это может быть формирование и развитие здоровой семьи, занятие физкультурой и спортом, обеспечение необходимой поддержки и развития активного и ответственного участия членов семьи в сохранении и укреплении здоровья и т.д.
Оценка качества и результатов ухода. Критериями оценки качества и результатов ухода должно быть улучшение здоровья семьи в соответствии с поставленными целями. Сестра достигает цели, последовательно выполняя семь этапов ситуационно обусловленной сестринской помощи: выявляет проблему, изучает контекст ситуации, определяет временные границы, анализирует проблему, составляет план, выполняет план, оценивает результаты.
Модель В.Хендерсон как основа медсестринского процесса для стран, которые применяют реформу медсестринского образования и практики.
Европейское региональное бюро ВОЗ, куда входит Россия, приняло за основу медсестринскую модель американской медсестры В. Хендерсон. Эта модель включает обеспечение медсестрою только первых трех уровней пирамиды А. Маслоу:
1.физиологических потребностей;
2.потребностей в безопасности;
3.социальных потребностей.
Осуществление медсестринского процесса по модели В. Хендерсон происходит в пять этапов:
1. Первичная оценка потребностей пациента.
2. Выяснение проблем пациента.
3. Определение цели медсестринского ухода.
4. Медсестринский уход.
5. Оценка медсестринского ухода.
В модели В. Хендерсон в большей степени учитываются физиологические потребности человека и в меньшей степени — психологические, духовные и социальные.
Пациент является независимым совершенным существом, имеющим 14 фундаментальных потребностей, которые являются одинаковыми для всех людей.
1. нормально дышать;
2. употреблять достаточное количество жидкости и пищи;
3. выделять из организма продукты жизнедеятельности;
4. двигаться и поддерживать нужное положение;
5. спать и отдыхать;
6. самостоятельно одеваться, раздеваться, выбирать одежду;
7. поддерживать Т тела в нормальных пределах, выбирая одежду;
8. соблюдать личную гигиену
9. обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других;
10. поддерживать общение с людьми, выражать свои эмоции, мнение;
11. отправлять религиозные обряды;
12. заниматься любимой работой;
13. отдыхать;
14. удовлетворять свою любознательность.
Модель, предложенная В.Хендерсон (1966), акцентирует внимание сестринского персонала на физиологических, психологических, социальных потребностях, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринского уходу. Одним из непременных условий этой модели является участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.
Направленность личности: потребности, мотивы и цели
... и Р.С. Немова она является «системой доминирующих у человека потребностей, мотивов, целей, интересов, которые направляют его социальную активность». Однако понимание направленности ... желаний человек осознает цели будущего действия, строит планы, определяет возможных путей ее удовлетворения потребностей. Стремление - чувственное переживание потребности, включающее волевой компонент. ...
Пациент. Модель Хендерсон в настоящее время наиболее известна среди медицинских сестер. Согласно этой модели пациент имеет 14 жизненно важных потребностей, одинаковых для всех людей, которые выделены на основе теории А. Маслоу. Здоровый человек, как правило, не испытывает трудностей в удовлетворении этих потребностей. В то же время в период болезни, беременности, детства, старости, при приближении смерти он может быть не в состоянии удовлетворить эти потребности самостоятельно. Именно в это время медицинская сестра помогает ему. В.Хендерсон утверждает, что сестринский уход должен быть направлен на скорейшее восстановление независимости человека.
Источник проблем пациента. Согласно модели источником проблем пациента являются обстоятельства, условия, перемены в жизни, когда человек не может осуществлять уход за собой. Про-блемы могут появиться во время выздоровления или длительного умирания. Физиологические и интеллектуальные возможности человека также могут влиять на способности человека удовлетворять свои фундаментальные потребности.
Цели и задачи ухода. В. Хендерсон считает, что при восстановлении независимости пациента медицинской сестре следует ставить только долгосрочные цели. Краткосрочные и промежуточные цели тоже можно формулировать, но только при острых состояниях. В.Хендерсон также рекомендует составлять план сестринской помощи письменно, изменяя его по мере оценки результатов. Приоритетной задачей медицинской сестры является восстановление независимости пациента при удовлетворении им 14 жизненно важных потребностей.
Роль медицинской сестры. В модели В.Хендерсон роль медицинской сестры представлена двояко. С одной стороны, это самостоятельный и независимый специалист, решающий вопросы по удовлетворению нарушенных жизненно важных потребностей человека; с другой — помощник врача, так как медицинская сестра выполняет его назначения.
Направленность сестринской помощи. Модель В. Хендерсон предполагает удовлетворение биологических, психологических, социальных потребностей пациента и его привлечение к планированию и осуществлению ухода.
Способы оказания сестринской помощи. Сестринская помощь включает контроль над приемом лекарственных средств и выполнение процедур, назначенных врачом, а также привлечение больного и его семьи к процессу ухода.
Оценка качества и результатов ухода. По данной модели можно окончательно оценить результат и качество ухода только тогда, когда удовлетворены все жизненно важные потребности, в отношении которых были предприняты действия медицинской сестры.
Применение модели В. Хендерсон в сестринском процессе.
Эта модель в настоящее время наиболее популярна среди практикующихся м/с, поскольку она предусматривает непременное участие пациента во всех этапах сестринского про цесса.
На первом этапе м/с совместно с пациентом устанавливает, какие из 14 фундаментальных потребностей следует удовлетворить в 1-ю очередь. Причем м/с принимает решение за пациента только в том случае, когда он ни в состоянии этого сделать.
Теория и практика сестринского дела
... максимальной адаптации в болезни. илиЗадачами обучения в сестринском деле являются подготовка пациентов к само уходу с целью удовлетворения нарушенных потребностей, развитие у них интереса к повышению качества жизни, улучшению ...
Пример:
1)если пациент отказывается есть больничную пищу, значит его потребность в пище не удовлетворяется. Совместно с пациентом м/с определяет возможные причины этих проблем (плохой аппетит, брезгливость и т.д.), ставит реалистические цели.
2) если у пациента нарушен сон, м/с должна установить причину этой проблемы (неудобная постель, душно, храп соседа по палате), а затем уже определить план сестринского вмешательства.
Планирование ухода. В. Хендерсон предполагает для решения долгосрочных целей (удовлетворение фундаментальных потребностей и независимости пациента), составлять совместно с пациентом ряд промежуточных и краткосрочных целей. Так, в случае с пациентом, отказывающийся от пищи, нужно запланировать беседу с пациентом, родственниками, возможно с сотрудниками пищеблока. В случае с пациентом, имеющим проблему со сном, следует запланировать упражнения по релаксации (расслаблению), проветривание палаты или перевод в другую палату.
Поставленные цели должны быть реалистичными и измеряемыми, чтобы можно было оценить успешность или не успешность сестринского вмешательства.
Сестринское вмешательство. Оно направлено на укрепление здоровья пациента, полное решение задач, поставленных перед ним. В конечном итоге вмешательство предполагает помощь пациенту в достижении им независимости насколько это возможно.
Оценка результатов ухода
Медсестры работающие по методам В. Хендерсон, приступают к итоговой оценке выполнения плана по уходу с оценкой каждой фундаментальной потребности, при удовлетворении которой были выявлены проблемы. М/с устанавливает насколько достигнута цель при удовлетворении потребностей. При не достигнутой цели планируются новые сестринские вмешательства или изменение формировании цели.
Модель сестринского дела должна, прежде всего, учитывать конкретные условия страны, для которой она разрабатывается:
• принципы, задачи и состояние системы здравоохранения;
• демографические показатели;
• социально-экономическое состояние общества;
• доминирующие морально-этические принципы, культуру.
Сестринский процесс – метод организации оказания сестринской помощи.
Медсестринский процесс является одним из основных понятий современной модели медсестринского дела. Эта реформаторская концепция родилась в США в середине 50-х годов и затем в последующие десятилетия полностью доказала свою целесообразность в клинических условиях. В настоящее время сестринский процесс в западной системе здравоохранения является основой сестринской помощи.
В системе российского здравоохранения понятие сестринский процесс появилось в конце 90-х годов и пока не нашло реального воплощения в практической медицине. В научных и управленческих кругах ведутся активные дискуссии о перспективах его полной или частичной адаптации на российской почве
Очевидно, для принятия решения потребуются годы экономических и клинических исследований и тщательная оценка их результатов.
Недостатком в развитии сестринского дела в России сегодня является отсутствие для всех медицинских работников единой терминологии и определений некоторых понятий. У врачей в настоящее время существует Международный классификатор болезней, который позволяет говорить им на общем языке. У медицинских сестер в России попытки унифицировать и стандартизировать профессиональный язык пока результатов не имеют. Поэтому часто такие понятия сестринского дела и сестринского процесса, как проблема, потребность, симптом и др.смешиваются, совпадают.
Дадим определение концептуальным понятиям СД:
· Проблема пациента – это проблемы, которые существуют у пациента и препятствуют ему в достижении состояния оптимального здоровья в любой сложившийся ситуации, включая состояния болезни или процесс умирания.
· Потребность – это осознанный психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека, который он испытывает на протяжении всей жизни.
· Симптом — признак болезни.
· Процесс — ход событий, его этапы
Медсестринский процесс- это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медсестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам.
В основе сестринского процесса находится пациент как личность, требующая комплексного подхода. Одним из условий сестринского процесса является участие самого пациента (членов семьи) в принятии решений относительно целей ухода, плана и способов сестринских вмешательств. Оценка результатов ухода также осуществляется совместно с пациентом (членами семьи).
Участие пациента в сестринском процессе позволяет ему осознать необходимость самопомощи, обучиться ей и оценить качество сестринской помощи.
Цели сестринского процесса:
· поддержание и восстановление здоровья и независимости пациента,
· удовлетворение основных потребностей пациента,
· обеспечение жизнедеятельности или спокойной смерти.