I этап: информационно-аналитический.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ПРОЕКТ

«Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру»

 

 

Составила: воспитатель 1 младшей группы

Бульхина Гузаль Рашидовна,

 

г.Нижнекамск

2014 год

Актуальность

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети — эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Проект актуален, так как его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Цель проекта: увеличить уровень знаний воспитанников раннего

возраста по сенсорному развитию.

Задачи проекта:

· проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития;

· дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста;

· разработать программу сенсорного развития детей раннего возраста;

· составить серию консультаций для родителей с рекомендациями по закреплению сенсорных эталонов у детей раннего возраста.

Срок реализации: 1 год (сентябрь 2014г – август 2015г)

Главные принципы, на которые мы опираемся в работе:

1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно-

15 стр., 7083 слов

Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развития представлений ...

... свойств их форму. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является ...

образовательного процесса.

2. Принцип развивающий, который стимулирует познавательную деятельность на занятиях.

3. Принцип повышения самостоятельности и активности детей.

Основные методы и формы обучения детей:

· занятия;

· игровые образовательные ситуации;

· работа с предметными и сюжетными картинками;

· дидактические игры;

· упражнения на развитие мелкой моторики.

Сенсорное воспитание влияет на:

· умственное развитие;

· эмоциональную сферу;

· развитие самостоятельности;

· формирование отношения к окружающему миру.

Формирование сенсорных эталонов:

· Цвет

· Форма

· Величина

Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:

· развивать цветоразличение, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;

· формировать у детей зрительные способы обследования предметов;

· развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;

· активизировать познавательные процессы;

· развивать мелкую моторику.

Этапы реализации проекта

I этап: информационно-аналитический.

Включает:

· планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.

Реализация:

· изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков; пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми;

· изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей.

II этап: творческий.

Включает:

· изготовление игр на развитие «сенсорики» и «моторики»;

· оформление стендов для родителей по теме проекта;

· консультации для родителей.

Реализация:

· приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;

· проведение собрания с родителями на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»;

· знакомство детей с дидактическим материалом и играми;

· проведение игр-занятий.

III этап: заключительный.

Включает:

· подведение итогов.

Реализация:

· самооценка, выводы.

Результативность проекта:

· разработка системы сенсорного развития детей раннего возраста;

· дети могут получить представления о форме, величине, цвете предметов;

· дети умеют группировать предметы по заданному признаку;

· осваивают навыки действия с предметами домашнего обихода и игрушками, могут определять их положение в пространстве;

· родители получают необходимые психолого-педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста, принимают активное участие в изготовлении пособий и оборудования по сенсорному развитию.

Приложение.

Занятие 1. «Соберем бусы для куклы».

Цель: развивать сенсорное восприятие детей. Яркие красочные бусы, в виде фруктов и животных, развивает творческие способности и моторику рук. Вызвать желание помочь кукле, собрать бусинки на нитку.

Материал: деревянные бусы с отверстием внутри, шнурки и кукла.

Ход занятия: воспитатель показывает детям куклу и читает стихотворение.

— Этой куклы кто не знает? Лучше куклы не найдешь.

8 стр., 3665 слов

Проблема развития развивающей среды в дошкольном учреждении

... и технологии создания специальных педагогических ситуаций, позволяющих стимулировать психическое развитие ребенка. [6] 1.3 Принципы построения развивающей среды в условиях ДОУ В. А. Петровский, Л. П. ... позиции педагога. В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных ...

Сразу глазки открывает, только на руки берешь.

Я надену кукле бусы, платье новое сошью.

Не вести же мне к бабусе в старом куколку мою.

Воспитатель: — Ребята, наша кукла очень расстроена. У нее порвались бусы, и все бусинки рассыпались, давайте поможем кукле. Соберем бусинки на шнурки. Посмотрите, у нас есть шнурки, разноцветные животные и фрукты.

Воспитатель показывает детям, как нужно нанизать бусины на шнурки, и предлагает детям сделать это самостоятельно.

— Вот какие красивые бусы получились! (оценивает работу детей).

— Теперь наша кукла очень рада, ребята, и благодарит вас за помощь! »

Занятие 2. «Цветные счетные палочки».

Цель: способствовать развитию речи, памяти, внимания; различению цвета, размера; продолжать учить понятия «больше-меньше».

Материал: цветные счетные палочки.

Ход занятий:

Для начала надо познакомить ребенка с палочками. Выложить перед ним набор и дать ему возможность изучить их.

Игры:

• Выкладывание по образцу и самостоятельно простейших изображений: «стул», «домик», «цветочек», «дорожки»;

• Сравнение палочек по длине, по высоте, количеству (одна, много) ;

• Выкладывание квадратов, прямоугольников, треугольников.

Занятие 3. «Логические блоки Дьенеша».

Цель: способствовать ускорению процесса развития у детей простейших логических структур мышления и математических представлений; научить детей решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Материал: блоки Дьенеша.

Ход занятий:

Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложить перед ним набор и дать ему возможность изучить фигуры.

Игры:

• Найди все фигуры такого же цвета, как эта (показать например фигуру желтого цвета) ; затем можно попросить детей показать все блоки треугольной формы;

• Дай мишке все синие фигуры, зайчику – желтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.

• Составь плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.

• Все фигуры складываются в мешок. Попросить детей на ощупь достать фигурку и характеризовать ее по одному или нескольким признакам. Либо назвать форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

Занятие 4. «Большой, поменьше, маленький».

Цель: продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.

Материал: набор геометрических фигур.

Ход занятия:

Игра проводится с 2-3 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета» и т. д.

Занятие 5. «Воздушные шары».

Цель: продолжать знакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу: «красный», «оранжевый», «желтый», «зеленый», «синий», «фиолетовый»; учить подбирать предметы одинакового цвета.

5 стр., 2361 слов

11. Демонстрационный материал

... разработка по работе с семьей». «Роль отца в воспитании детей дошкольного возраста», воспитатель первой квалификационной категории Бердигуловой Э.Р. Материал на республиканский конкурс «Педагог- исследователь в дошкольном образовательном ...

Материал: наклеенные на картон узкие полоски цветной бумаги шести цветов, круги такого же цвета.

Ход занятия:

Детям раздаются цветные карточки с полосками, и дети, говорят какого цвета у них нитки от шарика. Воспитатель предлагает найти по цвету потерявшийся воздушный шар.

Игру можно усложнить, поменяв у детей ниточки от воздушных шаров.

Занятие 6. «Чудо-дерево».

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; расширить и закрепить представления о временах года.

Материал: зайчик, картинки с иллюстрации времена года, макет дерева, листочки, цветочки, снежинки и яблоки.

Ход занятия:

К ребятишкам в гости приходит зайчик, и хочет проверить знают ли дети, как называются времена года. Дети должны не только отгадать загадку, но и отыскать нужную картинку, соответствующую отгаданной загадке.

Дел у меня не мало: я белым одеялом всю землю укрываю, в лед реки убираю, белю поля, дома, зовут меня… (зима).

Я раскрываю почки в зеленые листочки, деревья одеваю, посевы поливаю. Движением полна, зовут меня… (весна) .

Я соткана из зноя, несу тепло с собою, я реки согреваю, купайтесь, приглашаю. И любите за это вы все меня, я… (лето) .

Несу я урожай, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь сосен и елочек я… (осень).

Если дети затрудняются в отгадывании загадок, воспитатель приходит на помощь. Выслушиваются ответы детей, уточняются признаки, по которым дети определяют время года, и воспитатель предлагает детям нарядить дерево.

Игру можно усложнить, по мере фантазии воспитателя.

Самооценка и выводы:

• в ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр;

• у детей повысился уровень знаний по сенсорному развитию;

• родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр и игрушек;

• в ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:

-«Деревянные бусины»;

-«Цветные счетные палочки»;

-«Логические блоки Дьенеша»;

-«Вкладыши»;

-«Воздушные шары»;

-«Чудо – дерево»;

-«Большой, поменьше, маленький»;

-Оборудован дидактический стол.

Перспективы развития проекта:

• дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;

• дополнение системы дидактическими играми и материалами;

• продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.