Объективное обследование: медицинская сестра осуществляет в виде общего осмотра пациента

Приложение 1

Потребность – это психологический и физиологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека.

Существует несколько классификаций потребностей. Согласно классификации американского психолога А.Маслоу, каждый человек имеет 14 жизненно важных потребностей:

  • ДЫШАТЬ
  • ЕСТЬ
  • ПИТЬ
  • ВЫДЕЛЯТЬ
  • ДВИГАТЬСЯ
  • БЫТЬ ЗДОРОВЫМ (ПОДДЕРЖИВАТЬ СОСТОЯНИЕ)
  • ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ
  • СПАТЬ И ОТДЫХАТЬ
  • ОДЕВАТЬСЯ И РАЗДЕВАТЬСЯ
  • БЫТЬ ЧИСТЫМ
  • ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ
  • ОБЩАТЬСЯ
  • ИМЕТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
  • ИГРАТЬ, УЧИТЬСЯ, РАБОТАТЬ

Любое заболевание, то есть наличие в организме патологического процесса, сопровождается нарушением функций различных органов и систем. Медицинская сестра в силу своих знаний и умений, способна определить не само заболевание, а его внешние проявления. Нарушение функций внешне проявляет себя как нарушение удовлетворение тех или иных потребностей. Например, воспаление лёгких приводит к нарушению функций дыхательной системы и нарушению удовлетворения потребности ДЫШАТЬ. Пациент ощущает нарушение удовлетворения потребностей как дискомфорта, что служит поводом для обращения за медицинской помощью.

Поскольку конечная цель работы медицинской сестры – комфорт её пациента, поскольку для устранения возникшего дискомфорта она обязана выяснить его причины, которая отражена в сестринской истории болезни, эффективность удовлетворения потребностей.

Сестринское обследование является независимым, специфичным и не может подменяться врачебным.

Использование 14 последовательных ступеней иерархии Маслоу позволяет добиться систематически сестринского обследования, делает его всесторонним и полным, составляя как бы организационную рамку сестринского обследования.

 

ПОДРОБНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЖДОЙ ПОТРЕБНОСТИ

 

Потребность ДЫШАТЬ

Понятие о потребности:

Потребность ДЫШАТЬобеспечивает постоянный газообмен между организмом и окружающей средой.

Некоторые характерные признаки при сестринском обследовании:

О нарушении потребности медицинская сестра узнаёт, проводя объективное и субъективное обследование пациента.

4 стр., 1873 слов

Нарушение сознания

Для определения состояний расстроенного созна­ния чаще всего используют набор критериев, предложенных немецким психиатром К.Ясперсом: отрешенность от реаль­ного внешнего мира, выражающаяся в том, что больные отры­вочно, фрагментарно, неотчетливо воспринимают действитель­ность; нарушение ориентировки во времени, месте, ситуации, реже в собственной личности; нарушение стройности мышления, вплоть до ...

1. Субъективное обследование: осуществляется в процессе беседы с пациентом, выявления его жалоб.

При нарушении потребности ДЫШАТЬ у пациента могут быть жалобы на:

· одышку,

· кашель,

· боль в грудной клетке.

В беседе с пациентом медицинская сестра также выявляет факторы риска, влияющие на потребность ДЫШАТЬ:

· курение,

· работа и проживание в условиях загазованной или запылённой атмосфере.

Объективное обследование: медицинская сестра осуществляет в виде общего осмотра пациента.

При объективном обследовании может быть:

· изменение цвета кожных покровов – цианоз (синюшность),

· затруднение дыхания через нос,

· изменение частоты, ритма или глубины дыхания,

· лихорадка.

Некоторые примеры возможных диагнозов:

1) одышка,

2) кашель,

3) боль в грудной клетке, связанные с дыханием,

4) удушье,

5) риск нарушения дыхания в связи с курением,

6) высокий риск от удушья.

Некоторые примеры плана ухода за пациентом в удовлетворении потребности:

1) обеспечить приток свежего воздуха в помещение, где находится пациент;

2) придать пациенту вынужденное положение, облегчающее пациенту дыхание;

3) обеспечить пациенту оксигенотерапию;

4) провести мероприятия по очищению дыхательных путей;

5) провести простейшие физиопроцедуры при отсутствии противопоказаний.

 

Потребность ЕСТЬ:

Понятие о потребности:

Удовлетворяя потребность ЕСТЬ, человек осуществляет доставку в организм пищу – основного источника энергии и питательных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Пища – это один из основных ресурсов здоровья.

Некоторые характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование:

Жалобы:

· нарушение аппетита,

· отрыжка,

· тошнота,

· рвота,

· боли в животе.

Факторы риска, влияющие на потребность ЕСТЬ:

2 стр., 750 слов

Пед.обследОВАНИЕ пример характеристики

3 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА Имя ребенка: ______________________________ Дата рождения: __________________________________________ Место жительства: _ _________________________________ Телефон (дом./раб.): _________________________________________ Ф.И.О. родителей: __ Дата, время проведения обследования: _________________________________ Место проведения: ...

· погрешность в диете,

· нарушение режима питания,

· переедание,

· злоупотребление алкоголем.

· Отсутствие зубов, кариозные зубы.

2. Объективное обследование:

· запах изо рта,

· наличие кариозных зубов,

· рвота во время обследования.

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

1) боли в животе,

2) тошнота,

3) рвота,

4) нарушение аппетита,

5) чрезмерное питание, превышающее потребности организма,

6) ожирение.

Некоторые примеры плана ухода за пациентом в удовлетворении потребности:

1) обеспечить соблюдение предписанной диеты,

2) придать вынужденное положение пациенту,

3) оказать помощь пациенту при рвоте,

4) научить пациента приёмам борьбы с тошнотой и отрыжкой,

5) провести беседу с пациентом и его родственниками о характере предписанной ему диеты и необходимости её соблюдения.

 

Потребность ПИТЬ:

Понятие о потребности:

Употребляя потребность ПИТЬ, человек осуществляет доставку воды в организм. Без воды невозможна жизнь, так как все жизненно важные химические реакции в клетках протекают только в водных растворах.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективные обследования:

Жалобы:

· жажда,

· сухость во рту.

Факторы риска,влияющие на потребностьПИТЬ:

· употребление недоброкачественной воды,

· потребление недостаточного или избыточного количества воды.

2. Объективное обследование:

· сухость кожи и слизистых.

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

1) жажда,

2) сухость во рту,

3) обезвоживание.

Некоторые примеры плана ухода за пациентом в удовлетворении потребности:

1) обеспечить пациенту рациональный питьевой режим,

2) провести беседу с пациентом о необходимости употребления доброкачественной воды.

3 стр., 1244 слов

Примеры аннотаций

1.  Справочные/общие Проблемы общественного сознания и культуры в развивающихся странах Юго-Восточной Азии : аннот. библиогр. указ. – М., 1985.  –  110 с. Приведены работы на русском, западноевропейских и некоторых восточных языках, опубликованные за 1960—1980-е гг. и освещающие социальные аспекты этно-национальных проблем. 2. Справочные/аналитические 2.1.  Раскрывают ...

 

Потребность ВЫДЕЛЯТЬ:

Понятие о потребности:

Удовлетворяя потребность ВЫДЕЛЯТЬ, человек выводит из организма вредные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности, отработанные остатки пищи.

Эта потребность обеспечивается функцией мочевыделительной и пищеварительной систем, кожи и органов дыхания.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование:

Жалобы:

· понос,

· запор,

· вздутие живота,

· нарушение мочеиспускания и мочеобразования,

· отсутствие мочи,

· малое количество мочи,

· увеличение количества мочи,

· частое болезненное мочеиспускание,

· отёки.

Факторы риска, влияющие на потребность ВЫДЕЛЯТЬ:

· нарушение в диете,

· малоподвижный образ жизни,

· переохлаждение.

2. Объективное обследование:

· отёки явные,

· отёки скрытые,

· изменение характера стула,

· сухость кожи, снижение упругости и эластичности кожи,

· окраска кожи,

· изменение количества мочи,

· визуальное изменение мочи.

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

1) запор,

2) понос,

3) отсутствие мочи (анурия),

4) острая задержка мочи,

5) риск появления опрелости в области складок промежности.

Некоторые примеры плана ухода за пациентом в удовлетворении потребности:

1) обеспечить пациенту предписанную диету и питьевой режим,

2) обеспечить пациента индивидуальным судном и мочеприёмником,

3) обучить пациента, а при необходимости, осуществить самой медсестре гигиенические мероприятия после физиологических отправлений,

4) обучить пациента навыкам ЛФК и самомассажа области живота,

5) повести беседу пациентом и его родственниками о характере предписанной диеты и необходимости её соблюдения.

 

Потребность СПАТЬ:

Понятие о потребности:

Груз повседневных забот, дел тяготит человека, вызывая озабоченность, волнение, стрессы в течение дня. Это приводит к истощению нервной системы, а значит, к нарушению функций различных органов.

Удовлетворяя потребность спать, человек преодолевает эти вредные воздействия, восстанавливает силы организма.

12 стр., 5513 слов

Эрих Фромм о потребностях человека 2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ» (ФГБОУ ВПО СПб ГУГА) Курсовая работа По дисциплине: Человек и его потребности Тема: «Эрих Фромм о потребностях человека» Выполнила: студентка 3 курса ГФ СНТ 702 Захарова Инесса Преподаватель: кандидат философских наук, доцент ...

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование:

Жалобы:

· бессонница,

· нарушение сна,

· прерывистый сон,

· сонливость,

· засыпание под утро.

Факторы риска: влияющие на потребность СПАТЬ и ОТДЫХАТЬ:

· отсутствие отдыха,

· чрезмерная загруженность работой,

· отсутствие отпуска и выходных.

2. Объективное обследование:

· выражение лица: усталость, утомлённость, потухший взгляд, бедная мимика,

· зевота.

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

1) отсутствие сна,

2) нарушение сна.

Некоторые примеры плана ухода за пациентом в удовлетворении потребности:

1) обеспечить пациенту предписанный режим,

2) обучить пациента навыкам, способствующим регулированию сна (например, стакан тёплого молока с ложкой мёда на ночь, прогулка на свежем воздухе перед сном, навыки аутотренинга),

3) провести беседу с пациентом о необходимости ежедневного отдыха,

4) обучить пациента составлению режима дня.

 

Потребность ПОДДЕРЖИВАТЬ ПОСТОЯННУЮ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА:

Понятие о потребности:

Нормальная жизнедеятельность органов и тканей невозможная без температурного постоянства внутренней среды человека. Это обеспечивается:

1) путём сложной регуляции теплопродукции и теплоотдачи организма,

2) одеждой по сезону,

3) поддержанием микроклимата помещений, где находится человек.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование:

Жалобы:

· озноб,

· потливость,

· чувство жара,

· головная боль,

· ломота в теле, суставах,

· сухость во рту.

2. Объективное обследование:

· гиперемия лица,

· появление «гусиной кожи»,

· горячая на ощупь кожа,

· сухость кожи и слизистых,

· трещины на губах,

· изменение температуры тела,

· учащение пульса и ЧДД,

· влажная кожа, отклонение в температурном режиме помещений.

22 стр., 10985 слов

Нарушения развития личности

... потребностей и мотивов; 3) нарушение смыслообразования; 4) нарушение саморегуляции и опосредования; 5) нарушение критичности и спонтанности; 6) нарушение ... или меланхолической депрессии) на момент обследования. 11. Методика «Карта риска ... , а иногда ухудшает состояние пациента. Например, когда мать постоянно ... компенсации чувства неполноценности. Литературным примером уклоняющейся личности может служить ...

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

1) субфебрильная лихорадка второй период,

2) фебрильная лихорадка первый период,

3) переохлаждение.

Некоторые примеры плана ухода за пациентом в удовлетворении потребности:

1) обеспечить пациенту покой,

2) обеспечить уход за кожей и слизистыми пациента,

3) обеспечить пациенту обильное витаминизированное питьё,

4) при необходимости согреть или охладить пациента,

5) обеспечить приём легкоусвояемой пищи,

6) обеспечить контроль температуры тела пациента,

7) постоянно наблюдать за состоянием пациента.

 

Потребность БЫТЬ ЧИСТЫМ:

Понятие о потребности:

Кожа и слизистые человека участвуют в терморегуляции организма, выводят из организма шлаки. Поэтому, чтобы нормально функционировать, кожа и слизистые должны БЫТЬ ЧИСТЫМИ.

Кроме того, поддержание чистоты тела способствуют психологическому комфорту человека.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование:

Жалобы:

· кожный зуд,

· боль и жжение в области естественных складок.

2. Объективное обследование:

· изменение кожи в области естественных складок,

· гиперемия,

· нарушение целостности,

· неприятный запах,

· неприятный запах изо рта,

· грязное бельё,

· неухоженные ногти,

· сальные волосы.

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

1) дефицит знаний о личной гигиене,

2) высокий риск инфекции, связанный с нарушением целостности кожи и слизистых,

3) недостаточность самогигиены,

4) нарушение целостности кожи в области естественных складок.

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

1) дефицит знаний о личной гигиене,

2) высокий риск инфицирования, связанный с нарушением целостности кожи и слизистых,

3) недостаточность самогигиены,

4) нарушение целостности кожи в области естественных складок.

Некоторые примеры плана ухода за пациентом в удовлетворении потребности:

1) осуществить комплекс гигиенических мероприятий пациенту,

11 стр., 5259 слов

Роль старшей медицинской сестры в организации ухода за тяжелобольными и умирающими пациентами в хосписе

Министерство образования и науки Самарской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Сызранский медико-гуманитарный колледж» Научно-исследовательская работа (дипломная работа) Тема: Роль старшей медицинской сестры в организации ухода за тяжелобольными и умирающими пациентами в хосписе Выполнила: студентка Шаркаева Гульфия Юсуповна Научный ...

2) обучить пациента навыкам личной гигиены,

3) провести беседу с пациентом о необходимости личной гигиены,

4) ежедневно контролировать выполнение пациентом гигиенических навыков.

 

Потребность ДВИГАТЬСЯ:

Понятие о потребности:

Движение – это жизнь! Движение укрепляет мускулатуру, улучшает кровообращение, питание клеток и тканей, выделение вредных веществ из организма. Улучшает работу внутренних органов, поддерживает настроение.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование:

Жалобы:

· невозможность или ограничение двигательной активности в связи с:

— болью,

— слабостью,

— отсутствием конечности,

— наличием параличей,

· расстройство психической деятельности.

Факторы риска, влияющие на потребность ДВИГАТЬСЯ:

· гиподинамия,

· сидячая работа,

· постоянная езда на транспорте.

2. Объективное обследование:

· болезненность при движении,

· изменения в области суставов,

· гиперемия,

· местное повышение температуры,

· изменение конфигурации,

· пассивное положение в кровати,

· отсутствие конечности.

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

1) ограничение физической активности,

2) отсутствие физической активности,

3) риск возникновения пролежней,

4) пролежни.

Некоторые примеры плана ухода за пациентом в удовлетворении потребности:

1) при отсутствии движения или резком его ограничении осуществлять комплекс мероприятий по уходу за пациентом,

2) проводить простейшие комплексы ЛФК и массаж в соответствии с назначением,

3) обучить пациента необходимому простейшему комплексу ЛФК и самомассажу и осуществлять контроль за его выполнением,

4) провести беседу с пациентом о его гиподинамии и её последствиях.

 

Потребность ОДЕВАТЬСЯ и РАЗДЕВАТЬСЯ:

Понятие о потребности:

Для обеспечения постоянства температуры тела недостаточно только регуляции самим организмом теплопродукции и теплоотдачи. Человеку приходится также регулировать температуру тела одеждой в зависимости от климатических условий. Одежда, подобранная по возрасту, полу, сезону, к окружающей обстановке, обеспечивает пациенту моральное удовлетворение.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование:

Жалобы:

· невозможность самостоятельно раздеваться и одеваться,

· боль при движении,

· паралич конечностей,

· резкая слабость,

· психические расстройства.

2. Объективное обследование:

· пациент не может самостоятельно одеваться и раздеваться,

· одежда пациента не соответствует размеру (мала или велика), что затрудняет движение,

· одежда не соответствует сезону (отсутствие тёплой одежды зимой).

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

1) неспособность самостоятельно одеться и раздеться,

2) высокий риск переохлаждения,

3) высокий риск перегревания,

4) нарушение комфортного состояния из-за неправильной подобранной одежды.

Некоторые примеры плана ухода за пациентом в удовлетворении потребности:

1) помогать пациенту раздеваться и одеваться,

2) одевать пациента в одежду, соответствующую пациенту,

3) провести с пациентом беседу о необходимости одеваться по сезону.

 

Потребность БЫТЬ ЗДОРОВЫМ:

Понятие о потребности:

Эта потребность отражает стремление каждого человека к здоровью, отражает независимость пациента в удовлетворении своих основных жизненно важных потребностей. Нарушение удовлетворение потребности БЫТЬ ЗДОРОВЫМ наступает при потере человеком самостоятельности в уходе. Например, пациент ограничен в режиме двигательной активности (постельный или строгий постельный режим).

В таком состоянии он не может самостоятельно удовлетворять свои потребности, что ведёт к нарушению удовлетворению потребности быть здоровым. Другой пример: пациента находится в неотложном состоянии: массивное кровотечение, кома и т.д. При этом также невозможно самостоятельное удовлетворение потребностей.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование:

В первом случае медицинская сестра определяет, какие потребности пациент может удовлетворять самостоятельно, то есть независимо от кого-либо, а в удовлетворении каких потребностей ему нужна помощь и в каком объёме.

Например:

· может ли пациент самостоятельно осуществлять мероприятия личной гигиены,

· нужна ли ему посторонняя помощь при физиологических отправлениях (довести до туалета, подать судно),

· может ли пациент самостоятельно одеться и раздеться,

· может ли пациент двигаться без посторонней помощи,

· может ли пациент самостоятельно есть и пить.

Во втором случае медицинская сестра постоянно наблюдает за состоянием пациента и при его ухудшении вызовет врача и окажет до его прихода неотложную доврачебную помощь.

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

1) дефицит самоухода.

Некоторые примеры плана ухода за пациентом в удовлетворении потребности:

1) оказывать пациенту непосредственную помощь в активности повседневной жизни: умывать, кормить, подавать судно, одевать, раздевать,

2) создавать условия для самостоятельного удовлетворения пациентом его нарушенных потребностей,

3) обучить пациента навыкам повседневной жизни в условиях его ограниченных возможностей.

 

Потребность ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ:

Понятие о потребности:

Эта потребность в адаптации к условиям жизни с факторами риска, которые отрицательно влияют на физический, психосоциальный и духовный комфорт человека. Нарушение удовлетворения потребности ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ происходит при низком приспособлении человека к условиям жизни с факторами риска. Например, пациент имеет избыточный вес, нерационально питается, курит, мало двигается. Всё это факторы риска, к которым он не приспособлен. Поэтому у него нарушено удовлетворение потребности избегать опасности.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование:

1) медицинская сестра в беседе с пациентом выясняет:

· наличие в его образе жизни факторы риска и отношение к ним, степень приспособления пациента к условиям жизни с факторами риска,

· знает ли пациент, как эти факторы влияют на его здоровье,

· есть ли у него желание к оздоровлению своего образа жизни,

2) медицинская сестра в беседе с пациентом о состоянии его здоровья обращает внимание на чувство страха, напряжение и опасения за своё здоровье,

3) медицинская сестра выясняет, ощущает ли пациент поддержку семьи в своём состоянии.

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

1) безразличие к состоянию своего здоровья,

2) беспокойство за состояние своего здоровья,

3) страх перед операцией или предстоящим обследованием,

4) отсутствие адаптации к стрессу,

5) дефицит знаний о здоровом образе жизни,

6) угроза здоровью в связи с факторами риска.

Некоторые примеры плана ухода за пациентом в удовлетворении потребности:

1) помочь пациенту психологически, используя слово, интонацию, мимику, приёмы отвлечения,

2) обеспечить пациенту должную поддержку со стороны его окружения,

3) беседовать с пациентом о необходимости оздоровления его образа жизни,

4) вместе с пациентом составить план мероприятий по оздоровлению (например, план рационального питания или режим дня для пациента),

5) обучить пациента навыкам устранения или значительного снижения влияния факторов риска на здоровье пациента,

6) познакомить пациента с другим пациентом, ведущий здоровый образ жизни,

7) подобрать пациенту необходимую литературу о пропаганде здорового образа жизни.

 

Потребность ОБЩАТЬСЯ:

Понятие о потребности:

Человек – существо общественное, для нормальной жизнедеятельности ему необходимо ОБЩЕНИЕ. Ему необходимо постоянно получать информацию об окружающей среде, информацию о себе. Обмен информации осуществляется при помощи органов чувств (слух, зрение, обоняние, осязание и т.д.).

Виды общения: разговор, чтение, музыка, телевидение, радио, религия.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование:

В беседе с пациентом медицинская сестра выясняет желание или нежелание пациента ОБЩАТЬСЯ с родственниками, медицинским персоналом, соседями по палате, средствами массовой информации, книгами.

2. Объективное обследование:

Медицинская сестра выясняет возможность пациента ОБЩАТЬСЯ:

· нарушение слуха,

· нарушение зрения,

· нарушение движения,

· нарушение интеллекта.

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

1) дефицит общения с семьёй,

2) недоверие медицинскому персоналу,

3) дефицит общения, связанной с физическими недостатками,

4) стремление к самоизоляции.

Некоторые примеры плана ухода за пациентом в удовлетворении потребности:

1) организовать пациенту доступное для него общение.

 

Потребность ИМЕТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ:

Понятие о потребности:

В своей жизни каждый человек ориентируется на определённые идеалы (ценности).

Это убеждение, вера в то, что хорошо или плохо в жизни ЦЕННОСТИ формируются в человеке под воздействием его социокультурного окружения, образования, личного опыта человека. У каждого они разные, свои.

Медицинской сестре необходимо определить ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ пациента, так как они могут положительно или отрицательно влиять на его здоровье. Например, пациент считает, что самое главное это хорошо поесть, что отрицательно влияет на его здоровье. Или у пациента главное в жизни – это здоровье и он стремится делать всё для его сохранения. Знание ЖИЗНЕННЫЙ ЦЕННОСТЕЙ пациента поможет медицинской сестре найти аргументы для мотивации пациента на оздоровление образа жизни. Например, для пациента мотивацией на оздоровление может служить забота о семье. Он будет стремиться к выздоровлению, чтобы заботиться о семье.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование:

Медицинская сестра в беседе с пациентом выявляет его жизненные ценности и их влияние на здоровье.

Предлагается минимум вопросов, которые медицинская сестра должна выяснить, общаясь с пациентом:

1. Что представляет собой пациент, его психическое и физическое здоровье?

2. Что он имеет (социально-производственный, социально-бытовой, семейный статус)?

3. Что человек говорит о себе, своём здоровье?

4. Что человек делает в плане сохранения или укрепления здоровья (или наоборот, его ухудшения)? Причём выяснить есть ли расхождения слов в делом.

5. Что пациент даёт людям, насколько он ценен для семьи, общества?

6. Что человек берёт от общества, в чём нуждается?

7. К чему человек стремится, удовлетворён ли он жизнью вообще, собой, окружающим его людьми?

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

1) безразличие: к жизни, к своему здоровью,

2) необходимость духовного участия и сочувствия.

Некоторые примеры плана ухода за пациентом в удовлетворении потребности:

1) с помощью бесед, наглядных примеров, литературы переориентировать пациента на главную ценность в жизни – здоровье,

2) если пациент замкнут в себе, стараясь не обременять своими проблемами окружающих, что отрицательно сказывается на их самочувствии: вызвать его на разговор и дать ему выговориться, дать возможность для выхода эмоций, чтобы он обрёл духовное равновесие.

 

Потребность ИГРАТЬ, УЧИТЬСЯ, РАБОТАТЬ:

Понятие о потребности:

Эта потребность образует в пирамиде Маслоу вершину. Она необходима для самовыражения, самореализации человека.

Взрослый человек реализует себя прежде всего в РАБОТЕ. Для этого ему необходимо УЧИТЬСЯ, необходимо самообразование, самосовершенствованию Также каждый человек в своей жизни под влиянием окружающей среды играет какую-то роль: матери, лидера ((руководителя), подчинённого. Каждый человек реализует потребность в каких-либо увлечениях (хобби).

Например, рыбалка, охота, коллекционирование и т.д.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование:

Медицинской сестре необходимо в беседе с пациентом определить, насколько выражена эта потребность у пациента:

· как он относится к своей работе, какое место в его жизни она занимает,

· есть ли у него стремление к самообразованию, учёбе,

· какую социальную роль в жизни он играет,

· как он проводит своё свободное время, чем увлекается.

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

1) беспокойство из-за невозможности реализовать себя в связи с болезнью: в работе, в семье,

2) принижение чувства собственного достоинства,

3) дефицит организованного досуга.

Несмотря на то, что потребности у всех людей одинаковые, удовлетворяем мы их по-разному. Поэтому и состояние здоровья у всех разное.

Опираясь на знания о потребностях человека, медицинская сестра должна уметь определить неудовлетворённые потребности пациента, установить доминирующую потребность с целью удовлетворения в порядке первоочерёдности, используя сестринский процесс.

Неудовлетворённые потребности пациента – это такие состояния, которые требуют вмешательства. Это состояния вынужденной зависимости пациента из-за каких-либо проблем.

Задачами медицинской сестры являются:

1. Оценить ситуацию, выявить причины изменения психологического состояния пациента, его поведения.

2. Сформулировать проблему пациента или провести сестринское диагностирование.

3. Провести планирование необходимой помощи пациенту:

· сформулировать цели (краткосрочные, долгосрочные) по приоритетной проблеме пациента, связанной с неудовлетворением потребности;

· составить план сестринских вмешательств по каждой сестринской проблеме.

 

Приложение 2

ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦНСКОЙ СЕСТРЫ

I. У пациента 65 лет отмечается непроизвольное выделение мочи по каплям, эпизодически без позыва на мочеиспускание. Он вдовец, живёт со своим сыном и невесткой в 2-комнатной квартире со всеми удобствами. У него один внук 15 лет, который горячо любит деда.

Пациент обеспокоен возвращением домой, потому что не знает, как семья отреагирует на его проблему. Сын и внук ежедневно навещают отца, но он отказывается встречаться с ними, целыми днями лежит, отвернувшись к стене, плохо спит.

Задание:

  1. Какие потребности нарушены у пациента?
  2. Определите настоящие и потенциальные сестринские проблемы, выделите приоритетные.
  3. Сформулируйте цели и составьте план ухода по приоритетной проблеме.

Нарушены потребности ВЫДЕЛЯТЬ, БЫТЬ ЗДОРОВЫМ, БЫТЬ ЧИСТЫМ, ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОТИ, ОБЩАТЬСЯ.

 

ПРОБЛЕМЫ ПАЦИЕНТА:

1) недержание мочи,

2) тревога о своём состоянии,

3) нарушение сна,

4) отказ от встреч с близкими людьми,

5) высокий риск нарушения целостности кожных покровов: опрелости в паховой области.

ПРИОРИТЕТНАЯ ПРОБЛЕМА:недержание мочи.

Краткосрочные цели:

1) к концу недели пациент осознает, что при соответствующем лечении это тягостное явление уменьшится или пройдёт;

2) к концу недели пациент осознает, что при соответствующей организации ухода это явление не будет создавать дискомфорта для окружающих.

Долгосрочные цели: пациент будет психологически подготовлен к жизни в семье к моменту выписки.

План:

  1. Обеспечить изоляцию пациента (отдельная палата, ширма).
  2. Проводить беседы с пациентом о его проблеме ежедневно по 10-15 минут.
  3. Дать совет пациенту не ограничивать количество потребляемой жидкости.
  4. Обеспечить постоянное пользование мужским мочеприёмником ночью и съёмным мочеприёмником в дневное время.
  5. Обеспечить ежедневное обеззараживание мочеприёмника и обработку его 3% раствором хлорамина для уничтожения аммиачного запаха.
  6. Следить за гигиеной постели: матрац будет обтянут клеёнкой, постельное и нательное бельё менять после каждого случая мочеиспускания в кровать.
  7. Обеспечить гигиену кожи паховой области: подмывание и обработка детским кремом не реже трёх раз в день.
  8. Обеспечить проветривание помещения не реже 4-х раз в день по 20 минут, использовать дезодоранты.
  9. Обеспечить влажную уборку палаты не реже 2-х раз в сутки.
  10. Наблюдать за цветом, прозрачностью и запахом мочи.
  11. Обучить родственников пациента особенностям домашнего ухода.

Приоритетная проблема:тревога о своём состоянии.

Краткосрочная цель: пациент будет свободно обсуждать с медицинской сестрой свои проблемы к концу недели.

Долгосрочная цель:

  1. Обеспечить достаточно времени для обсуждения проблем пациента ежедневно, акцентируя его внимание на своевременных средствах ухода при недержании (съёмные мочеприёмники, впитывающие трусы и пелёнки с дезодорирующим эффектом, средства для профилактики опрелостей).

    Ознакомить пациента с литературой по этому вопросу.

  2. Провести беседу с родственниками о необходимости психологической поддержки пациента.

 

II. Пациент 43 лет, находящийся на стационарном лечении по поводу хронического бронхита, предъявляет жалобы на нарушение сна – с первых дней пребывания в больнице не может заснуть до 2-3 часов утра, оставшееся время дремлет с перерывами. Утром чувствует себя разбитым, раздражённым, болит голова. Раньше проблем со сном не было, связывает их появление с переменой обстановки (госпитализация).

Просит медицинскую сестру снотворное.

Задание:

1) Какие потребности нарушены?

2) Осуществите II и III этапы сестринского процесса.

 

Нарушены потребности СПАТЬ и ОТДЫХАТЬ.

 

ПРОБЛЕМЫ ПАЦИЕНТА:

  • нарушение сна;
  • раздражительность;
  • периодические головные боли.

ПРИОРИТЕТНАЯ ПРОБЛЕМА:нарушение сна.

Краткосрочная цель: пациент продемонстрирует знания о способах улучшения сна к концу беседы с медицинской сестрой.

Долгосрочная цель: пациент отметит улучшение сна и будет спать ночью не менее 6 часов всё время пребывания в стационаре.

План:

  1. Проводить беседы с пациентом о проблеме сна по 5 минут ежедневно.
  2. Обеспечить тишину, чистоту и свежий воздух в палате (температура воздуха в палате 18-20ºС), минимальное освещение возле кровати).
  3. следить за соблюдением «тихого часа» в отделении.
  4. С разрешения врача посоветовать пациенту прогулки в больничном саду за полчаса до сна.
  5. Обеспечить пациенту постельный комфорт: удобный матрас, невысокая подушка, тёплое одеяло, свежее бельё.
  6. Дать совет пациенту не принимать еду за 4 часа до сна.
  7. Посоветовать пациенту специальные упражнения на расслабление, облегчающим засыпание.
  8. Побеседовать с семьёй пациента и с соседями по палате о необходимости избегать утомительные беседы, раздражающих известий во второй половине дня.
  9. Постараться найти интересное дневное занятие для пациента, делающее его мнение сонным и удерживающего его от сна в дневное время (шахматы, книги).

III. Пациентка Р., 44 лет, жалуется на значительное увеличение массы тела за последние 5 лет (с 65 до 107 кг при росте 173 см).

Хотела бы снизить вес, но, несмотря на рекомендации врача, диету не соблюдает. Аппетит повышен. В рационе преобладают углеводы. Беспокоит одышка при незначительной физической нагрузке, потливость, утомляемость. Отмечает склонность к запорам. Пять лет назад развелась с мужем. Детей не имеет. Работает бухгалтером. Проживает в благоустроенной 2-комнатной квартире. Отец и мать страдают гипертонией.

Задание:

  1. Какие потребности нарушены?
  2. Определите настоящие и потенциальные проблемы, выделите приоритетные.
  3. Сформулируйте цели и составьте план ухода по одной приоритетной проблеме.

Нарушены потребности ЕСТЬ, ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ, ВЫДЕЛЯТЬ, ДЫШАТЬ, РАБОТАТЬ.

ПРОБЛЕМЫ ПАЦИЕНТА:

  • избыточное питание, превышающее потребность организма;
  • несоблюдение врачебных рекомендаций относительно диетического питания;
  • высокая степень риска для сердечно0сосудистой системы в связи с ожирением;
  • стул со склонностью к запорам;
  • утомляемость;
  • потливость.

ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:избыточное питание, превышающее потребность организма.

Краткосрочная цель: пациентка продемонстрирует понимание необходимости снижения массы для улучшения своего самочувствия.

Долгосрочная цель: пациентка снизит массу тела на 10% к моменту выписки (через месяц).

План:

  1. Обсуждать с пациенткой пагубные последствия ожирения для здоровья по 10 минут в течение недели.
  2. Подобрать популярную литературу по этому вопросу и ознакомить с ней пациентку.
  3. Ознакомить пациентку с требованиями лечебного стола, рекомендовать частый приём пищи и разгрузочные дни 2 раза в неделю.
  4. Провести беседу с родственниками пациентки о характере диетического стола и будет осуществлять контроль передач.
  5. Организовать по назначению врача консультацию инструктора ЛФК и будет следить за регулярным выполнением рекомендованных гимнастических упражнений.
  6. Организовать досуг пациентки, стараясь отвлечь её от мыслей о еде. Обеспечить приём лекарственные средств в соответствии с назначением врача.
  7. Осуществлять контроль веса 1 раз в 3 дня, поощряя её успехи.

 

IV. Пациент длительное время получал после травмы лечение стрептомицином, в результате чего наступила полная глухота. Врачи и медицинская сестра уверяли, что слух восстановится, что «лож во спасение». «Надежда спасения» длительное время поддерживалась окружающими, стала доминантной.

Пациент объездил все клиники, где занимались восстановлением слуха, но, самостоятельно ознакомившись со специальной литературой, постепенно пришёл к выводу, что потеря слуха является необратимой. Во время беседы с медицинской сестрой заявил, что решил покончить с собой, и это является взвешенным решением. Речь медленная, спокойная, тщательно подбирает слова. Ему 42 года, женат, имеет 2- детей. Оказывает материальную поддержку престарелым родителям. Имеет педагогическое образование, преподавал физику в школе, последний год на инвалидности.

Задание:

1) Какие потребности нарушены у пациента?

2) Определите проблемы у пациента.

3) По приоритетной проблеме пациента сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода.

 

Нарушены потребности ОБЩАТЬСЯ, ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ, РАБОТАТЬ.

 

ПРОБЛЕМЫ ПАЦИЕНТА:

  • не справляется с проблемой своей болезни – потеря слуха;
  • риск суицидной попытки.

ПРИОРИТЕТНАЯ ПРОБЛЕМА: не справляется с проблемами своей болезни – потеря слуха.

Краткосрочная цель: пациент продемонстрирует знания о возможностях реабилитации лиц, потерявших слух в зрелом возрасте, через неделю.

Долгосрочная цель: через месяц пациент будет психологически адаптирован к своему заболеванию и выскажет желание продолжать жить.

План:

  1. Обсудить ситуацию с врачом для выработки единой стратегии действий в отношении этого пациента.
  2. Обсудить с пациентом его проблемы 2 раза в день по 10 минут, поощряя проявления негодования и горя.
  3. Познакомить пациента с человеком, глухим, но овладевшим методики чтения с губ и ведущим социальную активную жизнь.
  4. Организовать встречу пациента с представителями «Общества глухих».
  5. Подобрать популярную литературу о людях, продолжающих активную и творческую жизнь после наступления инвалидности.
  6. Побеседовать с родственниками пациента о необходимости психологической поддержки близкого им человека.
  7. Использовать ценности пациента для того, чтобы мотивировать его продолжить жить: любовь к детям, необходимость поддержки родителей и т.д.
  8. Обсудить с пациентом возможность приобретения новой профессии.
  9. Обеспечить выполнение рекомендация психотерапевта.
  10. Обеспечить приём седативных средств по назначению врача.
  11. Обеспечить пациенту безопасное окружение.
  12. Организовать досуг пациента.

 

V. Пётр Сергеевич, 58 лет, находится на стационарном лечении с диагнозом: рак желудка. Пациент пониженного питания (рост 175 см, масса тела 50 кг).

Аппетит резко снижен, часто отказывается от еды. Потребляет менее литра жидкости в сутки. Любит горячий чай с лимоном, кофе. Трудности в самостоятельном приёме пищи из-за крайней общей слабости: не удерживает и проливает пишу, устаёт уже после 3-4 ложек.

Слизистые полости рта обычной окраски, сухие. Язык обложен коричневым налётом с неприятным запахом. Глотание не нарушено. Зубы сохранены. Врач назначил общий стол. Жена Петра Сергеевича обратилась к медицинской сестре за советом в связи с отказом пациента от еды(последние 2 дня пьёт только воду).

Физиологические отправления без отклонений от нормы.

Задание:

1) Какие потребности нарушены у пациента?

2) Определите проблемы у пациента.

3) По приоритетной проблеме пациента сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода.

 

Нарушены потребности ЕСТЬ, ПИТЬ, ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ, БЫТЬ ЗДОРОВЫМ.

 

ПРОБЛЕМЫ ПАЦИЕНТА:

  • снижение аппетита;
  • риск обезвоживания;
  • трудности при приёме пищи из-за обессиливания.

ПРИОРИТЕТНАЯ ПРОБЛЕМА:снижение аппетита.

Краткосрочная цель: пациент и его близкие осознают значение полноценного питания для улучшения самочувствия к концу беседы с медицинской сестрой.

Долгосрочная цель: пациент будет получать адекватное количество пищи и питья всё время пребывания в стационаре:

  • масса тела пациента не снизится более чем на 10-15%;
  • у пациента не будет признаков обезвоживания.

План:

  1. Провести беседу с пациентом о необходимости приёма пищи для улучшения самочувствия ежедневно.
  2. Провести беседу с близкими пациента о составе передач.
  3. Привлекать как можно чаще близких пациента к его кормлению.
  4. Корить пациента часто, но небольшими порциями (6-7 раз в сутки по 100-150 г) мягкой влажной пищей.
  5. Позаботиться:

· о сервировке стола,

· о чистоте посуды,

· о внешнем виде пищи;

· о необходимой температуре блюд: тёплая, но не горячая.

  1. Разработать с помощью родственников меню пациенту, включая его любимые блюда.
  2. Обеспечить приём не менее 2-х литров жидкости в сутки (тёплая, кипячённая вода, некрепкий чай, щелочная минеральная вода).
  3. Следить за состоянием полости рта у пациента: 2 раза в день чистить зубы, очищать язык, полоскать рот после приёма пищи и выпитой настоем ромашки.
  4. Учитывать количество съеденной пищи и выпитой жидкости ежедневно.
  5. Контролировать вес пациента: 1 раз в 10 дней взвешивать пациента.