Этапы творческого процесса

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….. 3

1. Сущность творчества …………………………………………………… 4

2. Интуиция и творчество ………………………………………………….. 6

3. Этапы творческого процесса …………………………………………… 10

4. Философия научно-технического творчества ………………………… 13

Заключение………………………………………………………………………………… 19

Список используемой литературы………………………………………………… 21

Введение

Творчество есть деятельность человека, направленная на создание качественно нового, новых материальных, духовных ценностей. Творчеству противостоит деятельность репродуктивная, воспроизводящая существующие образцы по известным алгоритмам действий. Способность к творчеству является одной из самых главных и ярких особенностей человека как существа разумного и духовного. Человек – творец. Творческое мышление требует свободы от стереотипов, раскрепощенности, умения освободиться от любых привычных шаблонов и стандартов. В творчестве больше чем в других видах деятельности важны эмоции, важна страстная увлеченность и способность испытывать радость удовлетворения созданным. Для этого творчество должно быть не самоотчуждением и не результатом принуждения, а самореализацией человека.

В реальной жизни люди сталкиваются с быстро меняющимися ситуациями. Поэтому наряду с решениями, основанными на общепринятых нормах поведения, им приходится принимать нестандартные решения. Такой процесс обычно и называется творчеством.

В нынешнее время, в век углубленного и детального рассмотрения огромного количества весьма важных задач, которые стоят перед миром, в авангарде человечества идут учёные, исследователи, изобретатели, гении. Эти люди эффективно пользуются техническим творческим мышлением для разрешения проблем. На сегодняшний день очень важно знать, что же такое научно-техническое творчество, знать его природу, сущность, механизмы и главное – как его усовершенствовать, если это возможно.

Сущность творчества

Бесспорно, что именно творческая деятельность делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Творчество — удел не только избранных людей, гениев, талантов, но существует везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое.

4 стр., 1665 слов

1. Педагогическая деятельность: сущность, цели и содержание

... квалификации и переподготовки. Для проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к анализу ее ... знаний и способов деятельности, но и на развитие и становление человека, на построение отношений ... творчество педагогов связано с поиском новых решений педагогических задач. 2.Основные виды и структура педагогической деятельности Многофункциональная педагогическая деятельность ...

В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.

Творчество, помимо философии, изучается многими науками: психологией, науковедением, искусствознанием, теорией информации, педагогикой и пр. Соответственно классифицируется и многообразие творческих проявлений: выделяют творчество художественное, научное, производственно-техническое, религиозное, повседневно-бытовое — то есть соответствующее всем видам практической и духовной деятельности человека.

Техническое творчество – это особый вид творчества. Инженер – значит новатор, изобретатель. Техническая деятельность также может быть как продуктивной, так и репродуктивной. Как и в научно-исследовательской деятельности, в инженерно-конструкторской деятельности переплетены шаблонное, алгоритмичное, логическое мышление и эвристическое, творческое воображение, интуитивность, озарение, иррациональная способность находить нестандартные решения. Наряду с решением типовых теоретических и практических задач, когда заранее известен алгоритм решения, приходится сталкиваться и с неординарными проблемами, требующими творческого подхода и выработки принципиально новых решений. Наиболее творческий характер носит деятельность изобретателя. К сожалению, процесс обучения инженеров не всегда реализует задачу формирования таких способностей, как правило, ориентируясь на выработку навыков алгоритмичных действий [2]. Зачастую в наиболее сложных инновационных изобретениях, как и в научном открытии, главную роль играет интуиция, прорыв в неизвестное. Дальше – дело техники, методическая и планомерная проработка идеи, набор логических процедур.

Абсолютно верно, что творческое мышление не есть магическое заклинание, изучив которое можно приобрести возможность творить чудеса. И все же глубокое изучение творчества подсказывает, что его различные виды имеют много общего, протекают по сходной схеме, имеется ряд общих технических приемов творчества. Знание того, что представляет творческое мышление, как оно действует, дает возможность развивать его с помощью специальных тренировок, организованных совершенно сознательно, а самое главное достаточно эффективно управлять творческой деятельностью. Так что было бы не рационально исключать проблемы творчества из проблем методологии науки и относить их только к психологии творчества.

 

 

Интуиция и творчество

 

Большинство ученых, изучающих творческие процессы, схожи во мнении, что новые идеи не обязательно рождаются в результате логического вывода. К решению научных проблем, как правило, не приходят и посредством сознательного планомерного организованного поиска, хотя такой поиск, обычно предваряет нахождение решения. О решении догадываются, его подсказывает интуиция, догадка, озарение.

Платон считал творчество божественной способностью, родственной особому виду безумия. Христианская традиция объясняла творчество как высшее проявление божественного в человеке. Кант усматривал в творчестве отличительную черту гения и противопоставлял творческую деятельность рациональной. С точки зрения Канта, рациональная деятельность, например научная, — это удел таланта, но подлинное творчество, доступное великим пророкам, философам или художникам, — всегда удел гения [1]. Представители глубинной психологии 3. Фрейд, К. Г. Юнг, немецкий психиатр Э. Кречмер, относя творчество целиком к сфере бессознательного, подчеркивали его неповторимость и признавали его несовместимость с рациональным познанием.

9 стр., 4079 слов

Творчество в деятельности преподавателя психологии

... была определена тема курсовой работы: «Творчество в деятельности преподавателя психологии».      Цель исследования: выявить ... так как формируется не просто новый человек с особым складом мышления, способный к ... педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, ...

Деятельность людей целесообразна. Для достижения определенной цели приходится решать ряд задач и подзадач. Одни из них могут быть решены с помощью типовых рациональных приемов. Для решения других требуется создание или изобретение нестандартных, новых правил и методов. Это происходит, когда мы сталкиваемся с принципиально новыми ситуациями, не имеющими точных аналогов в прошлом. Тут и необходимо творчество. Оно представляет собой механизм приспособления человека в бесконечно разнообразном и изменчивом мире, механизм, обеспечивающий его выживание и развитие. При этом подразумевается не только внешний, объективный, но и внутренний мир человека, вместе с его переживаниями, психическим состоянием, фантазий. Эта сторона дела не может быть охвачена рациональностью, включающей в свой состав гигантское, но все же конечное число правил, норм, стандартов и эталонов. Поэтому творчество не противоположно рациональности, а является ее естественным и необходимым дополнением. Творчество не враждебно рациональности, не антирационально, как думали многие мыслители прошлого, оно не от Бога, как думал Платон, и не от дьявола, как полагали многие средневековые теологи и философы. Напротив, творчество, протекая подсознательно или бессознательно, не подчиняясь определенным правилам и стандартам, в конечном счете на уровне результатов может быть объединено с рациональной деятельностью, включено в нее, может стать ее составной частью или в ряде случаев привести к созданию новых видов рациональной деятельности [1]. Это касается и индивидуального и коллективного творчества. Так, художественное творчество Микеланджело, Шостаковича, научное творчество Галилея, стало составной частью культуры и науки, хотя изначально оно не соответствовало устоявшимся стандартам и эталонам.

Любой человек в той или иной мере обладает творческими способностями, т. е. способностями к выработке новых приемов деятельности, овладению новыми знаниями, формулировке проблем. Каждый ребенок, познавая новый для него окружающий мир, овладевая языком, нормами и культурой, по существу, занимается творчеством. Но, с точки зрения взрослых, он овладевает уже известным, обучается уже открытому, проверенному. Поэтому новое для индивида не всегда является новым для общества. Подлинное же творчество в культуре, политике, науке и производстве определяется принципиальной новизной полученных результатов в масштабах их исторической значимости.

Важнейшим рычагом для образования творчества является интуиция. Древние мыслители, например Демокрит и особенно Платон, рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность ума. В отличие от обычного чувственного зрения, дающего информацию о преходящих явлениях, не представляющих большой ценности, умозрение, согласно Платону, позволяет подняться до постижения неизменных и вечных идей, существующих независимо от человека.

9 стр., 4079 слов

Творчество в деятельности преподавателя психологии

... деятельность преподавателей психологии.      Обозначенные тема и цель исследования обусловили решение следующих задач: 1.     Рассмотреть творчество ... как формируется не просто новый человек с особым складом мышления, ... практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический ...

Первый, кто попытался создать логику интуитивного познания, был Р. Декарт. Картезианская интуиция представляет собой способность разума мыслить что-то ясно и отчетливо. Она рациональная операция, с помощью которой дается полное и непосредственное определение истин [3]. То, что два плюс два ровно четыре мы, считает Декарт, понимаем интуитивно, т.е. без анализа и доказательств, и такие истины следует выбирать в качестве аксиом. У человека нет никакого другого пути для достижения истины, считает Декарт, кроме самоочевидной интуиции и необходимого доказательства.

Картезианская логика интуитивного познания оказалась малосодержательной и фактически свелась к четырем весьма абстрактным малоэффективным правилам. Но идея ее возможности оказалась весьма плодотворной.

Для Б. Спинозы интуиция – это просто быстрый вывод умозаключения, который облегчается знаковой формой, отображающей используемые понятия. Г.В. Лейбниц понимал интуицию таким же образом. Тем самым мыслителя отводили интуиции весьма скромную роль в процессе познания: суждения, выведенные дедуктивным путем – это аналитические суждения, суждения частные, и их предикат мало что добавляет к содержанию субъекта.

Несмотря на то, что последующие поколения европейских философов по-разному толковали интуицию (Фейербах, например, считал, что она коренится не в усмотрении высших идей, а в самой чувственности человека), мы до сих пор очень мало продвинулись в понимании ее природы и механизмов. Именно поэтому интуиция и связанное с ней творчество не могут быть в сколько-нибудь полной и удовлетворительной форме описаны системой правил. Однако современная психология творчества позволяет с уверенностью утверждать, что интуиция включает в себя ряд определенных этапов. К ним относятся:

1) накопление и бессознательное распределение образов и абстракций в системе памяти;

2) неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций, образов и правил в целях решения определенной задачи;

3) четкое осознание задачи;

4) неожиданное для данного человека нахождение решения (доказательство теоремы, создание художественного образа, нахождение конструкторского или военного решения и т. д.), удовлетворяющего сформулированной задаче.

Нередко такое решение приходит в самое неожиданное время, когда сознательная деятельность мозга ориентирована на решение других задач, или даже во сне. Известно, что знаменитый французский математик Ж. А. Пуанкаре нашел важное математическое доказательство во время прогулки по берегу озера, а Пушкин придумал нужную ему поэтическую строку во сне.

 

 

Этапы творческого процесса

Много лет назад в истории когнитивной психологии Грэхем Уоллес (Wallas Graham. The Art of Thought. New York: Harcourt Brace , 1926) описал четыре последовательных этапа творческого процесса:

1) подготовка: формулировка задачи и начальные попытки ее решения.

2) инкубация: отвлечение от задачи и переключение на другой предмет.

3) просветление (озарение): интуитивное проникновение в суть задачи.

4) проверка: испытание и/или реализация решения.

Описанные Уоллесом четыре этапа почти не получили эмпирического подтверждения. Однако психологическая литература изобилует отчетами об интроспекции людей, породивших творческую мысль. Наиболее знаменитое из этих объяснений принадлежит Пуанкаре (Poincare, 1913) французскому математику, открывшему свойства автоморфных функций. Поработав над уравнениями какое-то время и сделав некоторые важные открытия (подготовительная стадия), он решил отправиться в геологическую экскурсию. Во время поездки он «забыл» про свою математическую работу (инкубационная стадия).

11 стр., 5233 слов

Решение практических психологических задач Ощущение

... какого анализатора в пространственной ориентировки говорит опыт? Описанные в задаче 120 опыты были повторены с глухонемыми детьми, у которых ... громче. Ниже под соответствующими номерами даны ответы на поставленный к задаче вопрос. Выберите тот № ответа, в котором все явления ... наилучшие условия для наблюдения? Выберите номер (см. в конце задачи), в котором все ответы правильные. а) привести детей в ...

Затем Пуанкаре пишет о драматическом моменте инсайта. «Когда мы прибыли в Кутансе, мы садились в омнибус, чтобы ехать куда-то еще. И в момент, когда я поставил ногу на подножку, ко мне без всякой видимой подготовки мысли пришла идея, что преобразования, которые я использовал в определении автоморфных функций, идентичны преобразованиям неевклидовой геометрии». Автор пишет, что когда он возвратился домой, то на досуге проверил эти результаты.

Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса дала нам концептуальные рамки для анализа творчества. Рассмотрим вкратце каждый из этапов.

Подготовка. Пуанкаре упоминал в своих записках, что он интенсивно работал над этой задачей две недели. За это время он, видимо, перепробовал и по разным причинам отверг несколько возможных решений. Но было бы конечно неправильно предполагать, что подготовительный период длился две недели. Вся его профессиональная жизнь как математика, а также, возможно, и значительная часть его детства может рассматриваться как часть подготовительного периода.

Общей темой в биографиях многих знаменитых людей является то, что даже в раннем детстве они развивали идеи, приобретали знания и пробовали развивать свои мысли в конкретном направлении. Под воздействием таких ранних идей часто формируется самая отдаленная судьба творческой личности. Одной из многих тайн в этом процессе остается то, почему другим индивидуумам, находящимся в аналогичном стимульном окружении (а во многих случаях и лишений), не удается получить признание своего творческого таланта. Платон предполагал, что творчество может быть делом рук гораздо более непреодолимых сил, чем силы окружения. Может, стоило бы обратить внимание на генетические основы творчества.

Инкубация. Почему так получается, что творческий прорыв часто следует за периодом, во время которого проблема может оставаться «вспаханной под пар»? Возможно, наиболее прагматическое объяснение этому состоит в том, что значительную часть нашей жизни мы отдыхаем, смотрим телевизор, плаваем с аквалангом, играем, путешествуем или лежим на солнце и наблюдаем, как плывут облака, вместо того, чтобы упорно размышлять о какой-нибудь проблеме, требующей творческого решения. Так что творческие акты часто следуют за периодами сна или безделья скорее всего просто потому, что эти периоды занимают много времени.

Существует несколько гипотез, касающихся инкубационной фазы. Согласно одному из предположений, инкубационный период позволяет человеку оправиться от усталости, связанной с решением задачи. Перерыв в трудной задаче позволяет также забыть несоответствующие подходы к данной задаче. Как мы уже видели, решению задачи может препятствовать функциональная закрепленность, и не исключено, что во время инкубационного периода люди забывают старые и безуспешные способы ее решения. Еще одна гипотеза, объясняющая, как инкубация может помочь творческому процессу, полагает, что в этот период мы на самом деле продолжаем работать над задачей бессознательно. Такое представление сходится со знаменитым положением Вильяма Джеймса «Мы учимся плавать зимой и кататься на коньках летом» Наконец, во время перерыва в процессе решения задачи может происходить реорганизация материала.

3 стр., 1216 слов

Ситуационные задачи, последняя версия, 2005 год

... описанный синдром, 2. Для какого расстройства этот синдром характерен? 3. Каково вероятное решение судебно-психиатрической экспертизы? 4. Каков прогноз расстройства? 5. Рекомендуемое лечение. Больная Н., 24 ...

Просветление. Инкубация не всегда ведет к просветлению. Однако, когда это происходит, невозможно ошибиться в ощущениях. Неожиданно «включается лампочка». Творческая личность может почувствовать порыв возбуждения, когда все кусочки и крупицы идеи вдруг встают на место. Все относящиеся к делу идеи согласуются друг с другом, а несущественные мысли игнорируются. Примеров просветления в истории творческих прорывов множество Открытие строения молекулы ДНК, открытие бензельного кольца, изобретение телефона, завершение симфонии, сюжет повести. Все это примеры того, как в момент просветления в разум приходит творческое решение старой назойливой задачи.

Проверка. Вслед за радостным возбуждением, иногда сопровождающим проницательное открытие, наступает время проверить новую идею. Проверка — это своего рода «отмывание» творческого продукта, когда он проверяется на предмет его законности. Зачастую после тщательного изучения решение, представлявшееся творческим открытием, оказывается интеллектуальным «самоварным золотом». Этот этап может быть довольно коротким, как в случае перепроверки вычислений или пробного пуска новой конструкции; однако, в некоторых случаях верификация идеи может потребовать целой жизни исследований, проверок

Философия научно-технического творчества

Можно выделить два крайних подхода к рассмотрению творчества:

1) творчество абсолютно стихийно, неуправляемо, зависит от сил, неподвластных человеку;

2) творчество можно программировать, им можно сознательно управлять в целях повышения его эффективности. В реальности в творческой деятельности присутствуют, возможно, обе составляющие в тех или иных пропорциях. С одной стороны, есть элемент непредсказуемости, спонтанности, а с другой стороны, человек может сознательно готовить себя к творческой деятельности, повышать ее эффективность за счет работы над собой.

В техническом творчестве были разработаны несколько систем, теорий влияний на творческую деятельность, в той или иной степени управления им.
Методы делятся на две больших группы:

— психологические;

— алгоритмические.

Психологические методы означают применение средств психологического воздействия, активизирующих мышление, деятельность воображения, к ним относятся мозговой штурм, синектика, морфоанализ, фокальных объектов, контрольных вопросов.

Обычно творчество различают в зависимости от сферы деятельности человека: научное, техническое, художественное, декоративно-прикладное, религиозное и т.д. Техническое творчество на нынешнем этапе его развития тесно связано с особенностями современной инженерной деятельности и изобретательством.

Пятиуровневая классификация изобретательских задач по новизне:

1) применены средства, которые прямо предназначены именно для данной цели, использовано готовое решение для готовой задачи;

14 стр., 6630 слов

Мышление как процесс решения задач

... он начинает решать ради самого процесса решения задачи. Деятельность по решению задач всегда полимотивированна, т.е. побуждается многими мотивами. Задача, которая подлежит решению и которая принята субъектом, может ... эмоции окрашивают и закрепляют наиболее удачные действия, догадки и идеи. В последующей мыслительной деятельности при соответствующих условиях субъект имеет тенденцию применять в ...

2) выбран один из немногих альтернативных вариантов решения задачи, которая также выбрана из нескольких возможных;

3) изменена исходная задача, изменено привычное решение;

4) найдена новая задача и новое решение;

5) найдена новая проблема, открыт новый принцип, пригодный для решения не только этой, но и других задач [4].

В техническом творчестве можно выделить три уровня:

1) включает решение из одного и двух уровней. Применение известного решения к известной проблеме;

2) включает решение из трех и четырех уровней. Новое применение известного решения, или новое решение старой задачи — непринятыми, непривычными в данной области средствами;

3) решение из 5 и более высоких уровней. Для принципиально новой проблемы найдено принципиально новое решение. Такое творчество работает на отдаленное завтра.

Наш мир не стоит на месте и постоянно прогрессирует, растет научно-техническая база, совершаются уникальные открытия, а значит, появляются новые задачи. Для эффективного решения творческих задач и уровня изобретательства — необходимо овладение методами активизации творческого мышления, методами поиска новых технических идей и решений. Впервые такие методы стали разрабатываться во время второй мировой войны. Сейчас их известны десятки (а с учетом модификаций — даже сотни).

Обычно выделяют две группы методов:

— рациональные: теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), морфоанализ, метод контрольных вопросов;

— иррациональные: мозговой штурм, обратный мозговой штурм, синектика.

Рассмотрим кратко каждый метод.

Мозговой штурм основал Алекс Осборн в 40-е гг. ХХ-го столетия. Метод основан на следующем психологическом эффекте: в небольшой группе людей (пять—восемь человек) можно создать условия, при которых количество идей, высказанных коллективно, — значительно превышает сумму идей, высказанных при других условиях каждым индивидуально. Эффект цепной реакции идей, приводящей к интеллектуальному взрыву (озарению).

Цель метода: стимулировать всех участников обсуждения к быстрому генерированию большого числа идей.
Прием: разделение процесса решения на две части: генерации идей и обсуждения идей. Условия: отсутствие всякой критики во время генерации идей, доброжелательность и взаимная поддержка. Философская основа — теория З. Фрейда. Дополнительный эффект — борьба с авторитарностью.
Правила:

1) Выбирается группа «генераторов идей» (пять—восемь человек).

Среди них обязательно должны быть дилетанты по отношению к данной сфере деятельности.

2) В остановке полного комфорта для работы раскрепощенной творческой мысли — идет генерация идей (20—40 мин.).

Все предложения до единого фиксируются (запись на бумаге или на магнитофон) без малейшего признака критики и отбора. Ведущий, как правило, наиболее опытный в использовании метода человек стимулирует творческую активность, поддерживает участников.

3) По завершении генерации — к работе приступает группа аналитиков. Каждая идея обсуждается. В каждой идее ищется хоть что-нибудь полезное. Выбираются наиболее интересные решения.

4) Доработка отобранных решений, консультации со специалистами и пр.

Метод обратного мозгового штурма. Суть метода состоит в выявлении всевозможных недостатков рассматриваемого объекта, на который обрушивается ничем не ограниченная критика.
Используется при выполнении следующих процедур:

6 стр., 2530 слов

Яновский_место метода самонаблюдения

... — неиллюзорен; поэтому он способен послужить базой для развития соответствующего варианта экспериментального метода. С этого, собственно, и началось развитие психологии как науки, добывающей факты в ... наблюдателя с наблюдаемым явлением. Однако еще задолго до образования этих неклассических теорий идея онтологичности субъекта, т.е. включенности субъекта как такового в реальность, стала отвоевывать ...

— разработка технического задания или технического предложения; уточнение изобретательских и рационализаторских задач;

— экспертиза проектно-конструкторской документации на любой стадии разработки (техническое задание, техническое предложение, технический или рабочий проект, экспериментальный или опытный образец);

— оценка эффективности закупаемых изделий и пр.

Цель метода­­­ – поиск и устранение возможных недостатков представленной идеи. Достоинства: помогает преодолевать психологическую инерцию – привычный ход мышления, опирающийся на прошлое знание об объекте; помогает сдвинуть мысль с «мертвой точки». К недостаткам метода относится невозможность управлять поиском идей.

Синектика – это метод поиска творческих решений, появившийся в середине 50-х гг. в США. Его автор — Уильям Гордон. Суть метода заключается в нахождении близкого по сущности решения путем последовательного нахождения аналогов (подобий) в различных областях знаний или исследование действий объекта в измененных условиях, вплоть до фантастических. Синектика в переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов». В основу синектики положен мозговой штурм. Но участниками мозгового штурма являются специально подготовленные люди — синекторы — «профессиональные генераторы новых идей». Их подготовка происходит по специальным методикам, где главное внимание уделяется развитию умения искать аналогии.

Аналогия – это не что иное как, сходство, соответствие двух предметов (явлений) в каких-то свойствах или отношениях. Умелое использование аналогий позволяет охватить громадное количество объектов, сравнить их с исследуемыми объектами, найти нечто сходное и использовать в решении задач. Типы аналогий, используемые синекторами следующие:

— прямая аналогия (выяснение, как решаются задачи, похожие на данную);

— личная аналогия (отождествление себя с техническим объектом);

— символическая аналогия (краткое выражение сути задачи в художественной форме);

— фантастическая аналогия (введение фантастических средств или персонажей, выполняющих то, что требуется по условиям задачи).

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций и алгоритмов. Главная задача ТРИЗ: «Как без сплошного перебора вариантов выходить сразу на сильные решения проблемы?»

Морфоанализ. Данный метод помогает систематизировать перебор вариантов решения, увеличивает их число, исключает повторы. Всем известны преимущества классификации: она позволяет быстрее и точнее ориентироваться в многообразии понятий и фактов. Морфоанализ основан на классификации и комбинировании элементов и свойств объекта. Суть метода — выявление нескольких морфологических (типовых, видовых, отличительных) признаков (параметров), значимых для решаемой задачи, и составление всех возможных сочетаний этих признаков.

4 стр., 1867 слов

Диагностический подход на основе теории ж.Пиаже; теории развития ...

... 15 до 18 лет). Процессы развития, которые рассматривает Р. Кейз: 1) решение задачи, 2) исследовательская деятельность, 3) подражание, 4) кон­троль, 5) созревание. Диагностический подход на основе ... 2) компози­ция, 3) фокусировка, 4) замещение, 5) дифференциация. 1.3 Развитие как решение задач (р. Кейз). Наряду с внутренними операционными схемами, которые проецируются на психику, возникли ...

В результате направленного и системного анализа генерируется новая информация, которая при простом переборе вариантов ускользает от внимания.

Метод контрольных вопросов позволяет более целеустремленно вести поиск решения задачи. Суть метода состоит в использовании при поиске решений творческих задач — списка специально подготовленных вопросов. Изобретатель, отвечая на эти вопросы, анализирует свою задачу. Благодаря методу осознание проблемы идет более целенаправленно, системно. Эти списки можно применять и при проведении мозгового штурма. В практике изобретательской деятельности широкое распространение получили универсальные вопросники, составленные А. Осборном, Т. Эйлоартом, Д. Пирсоном, А. Пойа, Г. Я. Бушем и др.

В форме инженерного дела и творчества техническая деятельность оборачивает­ся на само себя, обеспечивая преобразование собственных предпосылок в условиях своего развития. Поскольку знание, являясь всеобщим моментом в тех­нической деятельности, приобретает здесь теоретическую форму, можно утверж­дать, что именно в ходе обособления инженерной деятельности начинается процесс зарождения научно-технической.

Научно-техническое творчество понимается, следовательно, как развитая фор­ма технического, превращающая все предпосылки своего формирования в условия собственного развития и совершенствования.

 

Заключение

Из выше мною изложенного можно выделить главное. Творчество – это удивительное и уникальное явление, которое окрыляет человека, делает его разумней и сильней. Позволяет совершать новые открытия, развиваться и расти нашему обществу.

Творческая деятельность не может существовать без интуиции. Именно интуиция позволяет нам находить решения новых задач, представших перед нами. Творчество не антирационально, напротив, оно может стать составной частью рациональной деятельности или в ряде случаев привести к созданию новых видов рациональной деятельности.

Существуют разные типы творчеств. Особый вид – техническое (инженерное) творчество. В изобретении, проектировании, творчестве всегда происходит борьба нового со старым, будущего с прошлым, преодоление догматизма и инертности, консерватизма и традиционности. Создатели парохода (Фултон, 1803) и паровоза (Стефенсон, 1814) пробивались через насмешки, непонимание, косность и невежество. Наименьшие интеллектуальные усилия требует экстенсивный путь развития (путь наименьшего сопротивления).

Он содержит меньше рисков, неизвестности.

Востребованность инженерного творчества постоянно растет: все быстрее растут потребности в новых технологиях, все быстрее устаревают имеющиеся технологии, увеличивается сложность новой техники, усиливается требование к сокращению времени разработки инноваций. Возрастающая сложность технических устройств определяется увеличением количества деталей, используемых материалов и физических процессов.

Тем не менее, на данный момент мы крайне плохо разбираемся в природе творчества, мало знаем о его механизмах. Следовательно, эти тайны и неизвестность только мотивируют пристально изучать природу творчества, в том числе с помощью рациональных и иррациональных методов творческой деятельности, которые в свою очередь могут видоизменяться и усовершенствоваться. Техническое творчество – это неразгаданный дар, который нужно изучать и уметь им эффективно пользоваться для лучшего будущего.

 

Список используемой литературы

1. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с.

2. Деменев А.Г. Философские проблемы химических и технических наук: учебное пособие / Деменев А.Г. — Архангельск: ИД САФУ, 2014. — 233 с.

3. Гаевой В. С. Философия нового времени: Курс лекций: [Учеб. пособие для техн. ун-тов] / Гаевой В. С. . — М. : Моск. автомоб.-дорож. ин-т (гос. техн. ун-т), 2002.

4. Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности. — Минск: Беларусь, 1994.— 36c.

5. Философия и жизнь / журнал К. — 2004.