Теория потребностей Маслоу

Потребность и желание. Потребность и мотив.

Желание в психологии: Характеризуется более или менее осознанным представлением о стремлении совершить какой-либо поступок или действие.

Этика и соц. Психология: рассматривают желание с точки зрения его обусловленности соц. Нормами и ценностями. Желание понимается как стремление и импульс к достижению какой-л. Цели, идеала, мечты.

У желания всегда есть 2 стороны:

— эмоциональная( за которой стоят влечение, импульс, чувства)

— ценностная (за которой стоит стремление, умпульс к достижению цели).

В совр. Философии:

понятие желание было транслировано из психоанализа Фрейда.

— именно философия проводит разграничение понятий желание и потребность.

Различие по Фрейду:

— потребность рождается внутренним напряжением и удовлетворяется приобретением необходимого объекта

— желание предполагает повторное мысленное воспроизведение тех восприятий, котрые сформировались при возниктовении этих желаний.

Мотив – побудительная сила.

— пришёл в психологию из музыки, мельчайший компонент в музыке, кот. Определяет ясным определённым содержанием.

— в литературе – повторяющееся действие

· Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта

· Предметно-направленная активность определённой силы

· Осозноваемая причина, лежащая в основе выюора действий и поступков личности

Структура мотива:

— потребности

— инстинкты

— эмоции

— установки

— идеалы

Особенности:

— Содержит побудительную и направляющую силу

— пове6дение человека всегда связано с неосознанными мотивами

— они представляют собой иерархию

— выражают целенаправленность активности

— стремление к равновесию и напряжению( механизмы движения мотивов)

Потребность и интерес. Понятие и виды интересов.

— в переводе с лат. – быть среди чего-либо, иметь значение.

в современных словарях:

— особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать и понять.

— занимательность, значительность

— нужда, потребность, выгода, корысть

В философии – нечто объективно значимое, нужное для индивида, коллектива, общества

13 стр., 6319 слов

Мотивы, желания, потребности

Кафедра психологии     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА     ТЕМА: ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ МЕТОДОМ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА   Исполнитель: Студентка _5_курса Психологического факультета ________Павлова А.Ю.______ (фамилия, инициалы) Научный руководитель: _________________________ доцент кафедры психологии (Подпись руководителя) НГУ им. ...

В психологии – явление человеческого сзнания, субъективного характера, связанное с общественным бытием человека

В экономике – категория общественного бытия

В социологии – отношение соц. Субъектов к явлениям и предметам окружающей действительности, обусловленное положением этих субъектов и включающее в себя их соц. Потребности

Виды интереса:

— объективный – это интерес как явление общественного бытия, объективно способствующий развитию соц. отношений

— субъективный – это интерес, порождаемый сознанием индивида.

Виды классификаций потребностей. Критерии выделения потребностей.

· По происхождению

— естественные (на генетическом уровне)

— культурные (в красоте, чистоте, книгах, знаниях, спорте)

· По характеру жизнедеятельности

— биологические

-трудовые

-познания

— общения

— отдыха

· По критерию времени актуализации

— постоянные

— устойчивые

— циклические

— ситуативные

· Основанные на том, что является объектом потребности:

– физиологические

– материальные

– социальные

– духовные

– этические

– эстетические

— развлекательные

 

Теория потребностей Маслоу

Всоответствии с учением Маслоу у человека имеется сложная структура иерархически расположенных потребностей, и менеджер должен выявлять эти потребности и использовать соответствующие методы мотивации. Маслоу разделял эти по­требности на базисные (потребность в пище, безопасности, позитивной самооценке и др.) и производные, или мета-по­требности (потребность в справедливости, благополучии, по­рядке и единстве социальной жизни).

По мнению Маслоу, ба­зисные потребности человека постоянны, а производные изме­няются. Ценность мета-потребностей одинакова, поэтому они не имеют иерархии. Базисные потребности, напротив, распола­гаются согласно принципу иерархии в восходящем порядке от «низших» (материальных) до «высших» (духовных): 1) физио­логические и сексуальные потребности; 2) экзистенциальные потребности — в безопасности своего существования, уверен­ности в завтрашнем дне, стабильности условий жизнедеятельности, определенном постоянстве и регулировании окружаю­щего социума, а в сфере труда — в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев и т.д.; 3) социальные по­требности — в привязанности, принадлежности к коллективу, общине, заботе о других и внимании к себе, участии в совмест­ной трудовой деятельности; 4) престижные потребности — в уважении со стороны «значимых» лиц, служебном росте, стату­се, престиже, призвании и высокой оценке; 5) духовные по­требности — в самовыражении через творчество.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...

Критерии иерархии потребностей по А.Маслоу и уязвимость теории

Маслоу считал, что потребности человека имеют иерархическую структуру:

§ Физиологические потребности;

§ Потребность в безопасности и защищенности;

§ Социальные потребности;

§ Потребность в уважении

§ Потребность в самореализации;

Потребности образуют пять уровней, каждый из которых может служить в качестве мотивации лишь после удовлетворения потребности, находящейся на более низкой ступени. То есть в первую очередь человек стремится удовлетворить наиболее важную потребность. Только после удовлетворения первой потребности человек начинает думать о другой. Таким образом голодный человек не будет думать о безопасности или уважении или признании в обществе пока он не удовлетворит свою потребность в пище.

7. Маслоу: самоактуализация как феномен

В ранних работах самоактуализация для Маслоу — это устремленность личности «ввысь».

В более поздних работах он предложил уточнить понятия и самоактуализацией называть достижение человеческой зрелости, а развитие и движение в сторону самоактуализации — личностным здоровьем.

7 стр., 3025 слов

Человек как этап развития природы

Человек как этап развития природы До человека Человек. Человечество. Вселенная. Как связаны эти понятия? Какое место занимает человек во Вселенной? Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, прежде всего, рассмотрим эволюцию Вселенной с момента ее рождения до наших дней и заглянем, насколько это возможно, в будущее. Вселенная образовалась в результате гигантского взрыва, при котором в течение ...

для зрелого А.Маслоу, самоактуализация — это не процесс, а результат. Самоактуализированный человек – достигший более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем средние люди. Самоактуализация — достижение наивысшего уровня естественного личностного роста, а именно: личностная зрелость, максимальная выраженностьпсихологического здоровья личности, ее высокая психологическая культура, достаточная образованность и социальность

«Я однозначно связал понятие самоактуализации с людьми зрелого возраста. Разработанные мною критерии самоактуализации позволяют мне с большой долей уверенности утверждать, что феномен самоактуализации не встречается у молодежи…».

8. Картина мира средневекового человека: потребности и мировоззрение

— понятие «средний век» возникло несколько столетий назад для обозначения периода, определяющего греко-римскую древность от нового времени, с самого начала несшее критическую, унизительную оценку – провал, перерыв в культурной истории.

Отношение ср. человека к природе:

— не сливает себя с природой, но и не противопоставляет себя ей. Он сопоставляет себя со всем остальным миром, ищет свое отражение в природе.

— человек видит в природе те же качества, которыми обладает сам.

— нет четких границ, разделяющих индивида и мир.

— Отношение человека к природе в средние века – это нахождение самого себя во внешнем мире.

Средневековое сознание было ориентировано на прошлое (новшества отторгались)

Ценность имело прежде всего старое, а новое – ведёт к упадку.

Внутренне развитие человека было исключено, т.к. всё было предрешено свыше.

Святость либо дана заранее, либо было стремление к яркому, сверкающему( в религиозном контексте)

Забота о теле:

— физическая крепость, выносливость высоко ценились

— рыцарский идеал – воинственный идеал — был вполне телесным

8 стр., 3888 слов

Понятие тревожности. Уровни тревожности

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПЕРВОКУРСНИКОВ И СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНЫХ ГРУПП ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА   Специальность 050303 Иностранный язык   Студент (ка) отделения иностранных языков 4 курса, группы И - 82 ____________ А.А. Бухарина (подпись)   Научный руководитель Преподаватель _____________ О. В. Хапикова (подпись)     Набережные Челны 2012 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ...

— развивается культура жестов

9.Эпоха возрождения: потребности, взгляды на Человека

Ренессансный гуманизм

— Петрарка ввёл понятие гуманизм – перенесение человека в центр мира (антропоцентризм)

Особенности:

— исследование человека такими, какой он есть

— ставит своей задачей изучение человека со всеми его нуждами

— гуманисты видели в разумной человеческо природе образ божий

— долг человека – участвовать в мире, а не уходить от него.

— задача человека – улучшать мир

Данте

-человек причастен к 2 природам – земной и небесной

— человек стремится к 2 видам блаженства: к земному (путь филос. Наставлений, которые познаются разумом), к небесному наслаждению (путь наставлений духовных, сообразующихся с учением святого духа)

Лоренцо Валла

— стремление к наслаждению – главный стимул, движущий всеми человеческими поступками.

— чувства служат для наслаждения

— чувства нужны для самосохранения

— утверждается идея наслаждения, как гармонии духовного и темного начал.

Пико делла Мирандола

— обосновывает достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного «я»

— мир имеет 3 уровня: ангельский, небесный, элементарный

— человек – 4 мир

Эразм Роттердамский

— человек состоит из души, духа и тела (тело – низшая чать человека, дух – свет, который осеняет человека, душа – связывает их)

— добродетель человека состоит в правильном направлении усилий собственной души

— в познании самого себя мешают 3 зла: слепота незнания, затуманившая разум; страсти, идущие от плоти; немощность человеческого существа

Мишель Монтель

— самая большая ценность – человек

— чтобы человек познал истину, необходимо сомнение

— человек есть часть природы

 

10. Эпоха нового времени: характеристика потребностей и взглядов.