Теория и практика сестринского дела

МДК 05. 01.Теория и практика сестринского дела

Занятие №12 Лекция

Тема 1.7. Обучение в сестринском деле

Студент должен иметь представление:

— о сущности сестринской педагогики;

— о понятии обучения в сестринской практике

 

Студент должен знать:

— задачи обучения в сестринском деле;

— сферы и способы обучения;

— цели обучения;

— приемы и методы обучения.

Самостоятельная работа:

Составить тематический кроссворд

 

 

Предметом педагогики как области научного познания является воспитание, обучение и творческое развитие личности.

обучение — неотъемлемая часть педагогической деятельности.

Задачи обучения в сестринском деле — это:

1) пропаганда здорового образа жизни, позволяющая сохранить и укрепить здоровье (или коррекция существующего образа жизни);

2) подготовка пациента к максимальной адаптации в болезни.

илиЗадачами обучения в сестринском деле являются подготовка пациентов к само уходу с целью удовлетворения нарушенных потребностей, развитие у них интереса к повышению качества жизни, улучшению состояния здоровья или адаптации к измененному состоянию.

 

Обучение в сестринском делеэто процесс целенаправленной

деятельности медицинской сестры и пациента, обеспечивающий усвоение знаний и формирование навыков у пациента.

Сущность сестринской педагогики состоит в передаче знаний, умений и навыков от медицинской сестры пациенту или его близким в процессе обучения. В результате пациент или его близкие усваивают и формируют навыки для удовлетворения, прежде всего основных жизненно важных человеческих потребностей. От уровня профессиональной подготовки медсестры, ее знаний, опыта зависит процесс обучения пациента, а в случае необходимости и его близких. Обучение является одной из функций в деятельности медсестры.

 

— о сущности сестринской педагогики; — о понятии обучения в сестринской практике  

СФЕРЫ ОБУЧЕНИЯ

Чтобы научить пациента выполнять действия, направленные на развитие утраченных в связи с болезнью способностей обслуживать себя, если нет для этого противопоказаний, медсестре необходимы знания сфер обучения человека (пациента), на которые она сможет профессионально воздействовать.

10 стр., 4801 слов

Организация сестринского процесса в отделении терапии хронических ...

... 93-100.). На сестринский персонал возлагаются функции обучения пациентов самоконтролю за состоянием здоровья, методам профилактики заболеваний, правилам приема медикаментов, основам диетотерапии и пр. (Двойников С.И.,2000 Теория сестринского дела; Двойников С.И.; ...

1.Познавательная — направленная на умение пациента анализировать и синтезировать, а также абстрактно мыслить, используя полученные из окружающей среды знания, впечатления.

2.Эмоциональная — характеризует настроение, зависит от эмоциональных свойств личности: впечатлительности, сентиментальности, отзывчивости, черствости и т.д. Наблюдая за пациентом, медсестра отмечает изменения внешнего вида:

• злобный — указывает на нарушение потребности общаться, нарушение эмоциональней сферы, психические заболевания, дефекты характера и воспитания, самочувствие;

• испуганный — указывает на страх, психические состояния (фобии, невроз и др.), темперамент (меланхолик), мнительность, лабильность;

• апатичный — чаще по темпераменту « флегматик», могут быть патологические изменения сферы (апатия), патология воли (абулия или гипобулия), а также индивидуальные особенности характера;

• растерянный — указывает на индивидуальные особенности, страх (незнание сути предстоящих обследований, плана лечения, прогнозов болезни и т.д.);

• не может найти себе места — трактуется как психомоторное возбуждение, страх перед предстоящими обследованиями, операциями, манипуляциями и др., боль , эмоциональный шок;

• состояние аффекта — вспышка эмоциональной сферы, кратковременное по времени;

• уравновешенный — является нормой поведения, устойчивого эмоционального состояния;

• признаки тревожности — потирание рук, напряженность в позе, голосе — являются признаками неустойчивого эмоционального состояния или особенностями характера (мнительность), указывают на наличие страха перед манипуляциями, предстоящим обследованием и т.д.

3.Психомоторная сфера — характеризует изменение настроения, чувств, двигательную активность пациента, зависит от психомоторного развития личности, общего самочувствия, нервно-психических и соматических заболеваний.

Медсестра оценивает как пациент ходит, стоит во время беседы, часто ли меняет положение тела. Такая деятельность зависит от общего самочувствия, психических и эмоциональных состояний (эйфория), психических заболеваний, соматических заболеваний, патологии сознания (делирии, галлюцинации).

Если во время разговора пациент пытается дотронуться до вас, то это может являться индивидуальной особенностью личности, или национальными особенностями (холерик), патологией ощущений, психических заболеванием, тактикой выражения отношения к собеседнику.

Часто пациенты активно жестикулируют, что не соответствует ходу разговора, а активная жестикуляция возникает в ответ на внутреннее напряжение. Такое состояние может указать на нервно-психическое заболевание, патологию двигательно-волевой сферы, эмоциональной сферы (эйфория, истерия).

Двигательная скованность может явиться результатом патологии опорно-двигательного аппарата, патологии сознания (сопор, оглушенность), патологии воли (ступору, патологии эмоциональной сферы (депрессия, тоска, уныние) мышечного стопора, соматических и психических заболеваний. Жесты плавные, подчеркивающие смысл сказанного являются нормой поведения. К психомоторной сфере пациента относится и манера говорить. Медсестра должна уметь распознать манеру говорить и дать трактовку речи пациента.

8 стр., 3544 слов

Классификация методов обучения по способам деятельности учащихся

... приводит аргументы для обоснования своей классификационной модели. Рассмотрим классификацию методов обучения по способам деятельности учащихся Разумовского В.Г. и Самойлова Е.А. Классификация методов по ... последовательной их проверки; ) проверка решения проблемы. Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуального затруднения, вызванное, с одной стороны, острым желанием решить проблему, ...

4.Социально-психологическая сфера отражает гражданскую позицию пациента, его личностные и деятельные особенности, то есть способности, интеллект, самооценку, ориентацию, работоспособность отношение к обучению и другое. Развитие личности получает свое начало в семье. Семья влияет на формирование психического состояния пациента. Семья в современной социальной ситуации — это ценность, потеря которой дорого обходиться людям, деформируя их жизнь и судьбу и может привести к тяжелым болезненным состояниям. Медсестра, оценивая социально-психологическую сферу пациента, определяет его самооценку. Различают адекватную и неадекватную самооценку.

1.Познавательная — направленная на умение пациента анализировать и синтезировать, а также абстрактно мыслить, используя полученные из окружающей… 2.Эмоциональная — характеризует настроение, зависит от эмоциональных свойств… • злобный — указывает на нарушение потребности общаться, нарушение эмоциональней сферы, психические заболевания,…

Способы обучения

Очень часто, говоря о форме обучения, подразумевают способ обучения. Способы обучения развивались по мере развития общества. К способам обучения можно отнести:

  • индивидуальное обучение;
  • индивидуально-групповой способ;
  • групповой способ;
  • коллективный способ.

Первым способом обучения было индивидуальное обучение. Суть его заключалась в том, что обучаемые общались с учителем один на один и выполняли все задания индивидуально. Например, ремесленник, служащий или церковник брали себе в обучение ученика, который, живя в их доме, обучался ремеслу или грамоте. Сегодня индивидуальный способ обучения используется для «подтягивания» отстающих учащихся в школе или на занятиях с репетитором при подготовке к поступлению в вуз. Вслед за индивидуальным обучением появился и индивидуально-групповой способ Учитель занимался с группой детей, однако учебная работа по-прежнему носила индивидуальный характер, так как дети были разного возраста и различной подготовки. Учитель вел учебную работу с каждым учеником отдельно, поочередно спрашивая у каждого ученика пройденный материал, объясняя новое, давая индивидуальное задание. В это время остальные занимались своими заданиями. При такой организации обучения дети могли начинать и заканчивать обучение в любое время года, а ходить на занятия в разное время дня. В ходе обучения они приобретали простейшие навыки чтения, письма и счета. Однако подавляющая масса детей оставалась необученной. Уже к концу XVI — началу XVII века как индивидуальный, так и индивидуально-групповой способ обучения не отвечали потребностям общества. Быстрое развитие производства и повышение роли духовной жизни в обществе повлекли за собой необходимость создания такого способа обучения, который позволял бы обучать основную массу подрастающих детей. В XVI веке была создана концепция группового обучения детей, которая нашла применение в школах Белоруссии и Украины. Она и явилась зародышем классно-урочной формы обучения. Теоретическую разработку классно-урочной формы блестяще провел Ян Амос Коменский (XVII век).

Он же и широко популяризировал ее. В настоящее время классно-урочная форма обучения является преобладающей во всем мире, несмотря на то, что основные ее положения разработаны и внедрены около 400 лет назад. Для этой формы обучения характерны следующие элементы:

  • объединение в классы учащихся одинакового уровня подготовки (распределение учащихся в классы по возрастам);
  • постоянный состав класса на весь период школьного обучения;
  • работа всех учащихся класса по одному плану одновременно;
  • обязательность занятий для всех;
  • основной единицей занятий является урок;
  • наличие расписания занятий, перемен, единого учебного года, каникул.

Несмотря на широкое признание в мире, классно-урочная форма обучения не лишена ряда недостатков. Наиболее существенные из них следующие:

  • ограниченное количество обучаемых;
  • ориентированность в основном на среднего ученика;
  • высокая трудность обучения для слабого;
  • торможение развития более сильного учащегося;
  • невозможность полного учета и реализации в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся.

В начале нашего столетия в России появился еще один способ обучения, который впоследствии был назван коллективным способом обучения. Основой новой формы явилась методика работы учащихся друг с другом. В ходе обучения учащиеся учили друг друга в парах в процессе так называемого организованного диалога. Состав пар постоянно менялся, и поэтому они получили название пар сменного состава. Учащиеся, изучив различные темы, объясняли их другим членам группы и, в свою очередь, выслушивали их объяснения и усваивали новый материал. Занятия проводились без уроков и расписания. Результаты обучения были поразительны — учащиеся за один год усваивали материал трех-четырех лет обучения. Полностью на коллективный способ обучения не перешла ни одна современная школа, так как не было получено разрешения на эксперимент. Однако отдельные элементы этой формы обучения используются во многих общеобразовательных учреждениях России.

Первым способом обучения было индивидуальное обучение. Суть его заключалась в том, что обучаемые общались с учителем один на один и выполняли все… Несмотря на широкое признание в мире, классно-урочная форма обучения не лишена… В начале нашего столетия в России появился еще один способ обучения, который впоследствии был назван коллективным…

Цели обучения

Оценив потребности пациента, его семьи в обучении, выполнив множество требований, определяемых психолого-педагогическими науками, выявив проблемы пациента, связанные с дефицитом знаний, медицинская сестра /формулирует цели обучения. Функции поставленных целей многообразны. В сестринском деле одной из главных являются мотивационная и воспитательная функции. Они определяют направленность действий медицинской сестры, указывают почему и для чего пациенту нужно выполнить конкретное действие. Цели должны быть конкретными, просто и доходчиво сформулированы и реализованы в форме видов деятельности. Формулирование целей обучения должны отвечать общим требованиям, предъявляемым к формулированию целей в сестринском процессе

 

СЕСТРИНСКОЕ обучениеэто та область сестринской деятельности, в которой медицинская сестра может проявить свой творческий потенциал, опираясь на профессионализм. Эта деятельность сталкивает медицинскую сестру с рядом проблем, требующих терпения, такта и специальных знаний.

Медсестра должна владеть методами и приемами обучения.

К МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:

  • словесный (устное изложение, рассказ, беседа)
  • наглядный (иллюстрация — медицинский атлас, видеофильм, различные виды шприцев, ингаляторы и т.д.)
  • практический — отработка самих манипуляций (измерение АД, смена повязок, введение инсулина и т.д.).

Нужную информацию необходимо давать в процессе обучения небольшими блоками, идти от простого к сложному, при этом, четко выделяя главное — то, что пациент должен усвоить обязательно.

ПРИЕМэто совокупность действий, направленных на достижение желаемого результата в обучении.

К приемам относятся:

§ Восприятие (наблюдение).

§ Смотреть — это не значит видеть!

§ Слушать — это не значит слышать. Для лучшего восприятия материал должен быть качественным.

§ Запоминание (повторение, составление логических схем, выделение опорных сигналов).

§ Приемы мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобщение, коррекция).

  СЕСТРИНСКОЕ обучение — это та область сестринской деятельности, в которой… Медсестра должна владеть методами и приемами обучения.

Приложение

Изменение настроенияТаблица (1)

Наблюдение Трактовка
Настроение
состояние мрачного недовольства, гневливости, злобы, негодования. негативное, неблагоприятное отношение к своей ситуации, патология эмоциональной сферы (дисфория)
повышенное радостное, «солнечное» настроение прилив сил, выражение радости по поводу своей ситуации, но и патология эмоциональной сферы (эйфория)
тревожно-депрессивное неуверенность в своем положении, особый тип темперамента (меланхолик), тревога, патология эмоций, психзаболевания (фобии)
состояние полного безразличия к происходящему, равнодушие патология эмоциональной сферы (апатия)
энергичное настроение норма поведения
Чувства
безысходности патология эмоций (дипрессия), состояние обреченных и умирающих больных, неврологические и псих заболевания
раздражительности, непереносимости длительного ожидания, физического или психического напряжения невротические состояния, патология эмоциональной сферы отношение к своему состоянию здоровья
тревоги невротические состояния, патология эмоциональной сферы, отношение к своему состоянию здоровья
повышенная чувствительность, эмоциональная неустойчивость (чувства пациента легко сменяют друг друга) колебания настроения, патология эмоций (эмоциональная лабильность), заболевания головного мозга, психопатии
гневливость, злоба, пациент гневно, с возмущением реагирует на какие-либо ситуации патология эмоций, психзаболевния и др.
состояние острого возбуждения, беспокойства, сопровождаемое страхом, плачем патология сознания (делирий), невротические состояния (психостения, невроз навязчивых состояний, истерия), психзаболевания, патология эмоций (беспокойство, страх)
угрюмость, подавленность, отсутствие интереса к окружающему патология эмоций (депрессия), состояние обреченных и умирающих больных, неврологические и психзаболевания патология эмоций и др.

Таблица (2)

Наблюдение Трактовка
Манера говорить
Речь:  
быстрая индивидуальные особенности, темперамент (холерик), патология эмоций (эйфория)
медленная индивидуальные особенности, темперамент (флегматик), патология эмоций, патология сознания (оглушенность, сопор), соматические и психические заболевания
запинающаяся патология сознания (оглушенность), патология мышления, речи (афазия)
эмоциональная индивидуальные особенности, темперамент, патология эмоций (эйфория), невротические и психзаболевания
монотонная патология речи и мышления, психзаболевания
громкая индивидуальные особенности, темперамент, нарушение слуха, патология эмоций (эйфория), невротические и психзаболевания
шепотная Психзаболевания, афония
невнятная патология мышления, речи, сознания (бред), психзаболеваения
обеднение словарного запаса недостаток или патология интеллекта и мышления (дебильность, имбецильность), старческая деменция. патология речи, индивидуальные особенности
говорит обрывками, тяжело патология сознания, мышления, речи, соматические заболевания (одышка), неврологические и психзаболевания
не отвечает на поставленные вопросы: (неадекватная реакция пациента) психические нарушения и заболевания патология восприятия и сознания (галлюцинации, ступор, кома), соматические заболевания

Таблица (3)

Наблюдение Трактовка
Самооценка (адекватная, неадекватная)
полное отрицание своего заболевания следствие психических заболеваний, при новообразованиях, туберкулезе
неполное осознание своей болезни, обращается к медработнику с просьбой помочь, но отрицает наличие болезни может быть при психически» заболеваниях, интоксикациях, соматических заболеваниях, при гипоксии головного мозга
наличие способности к правильной сценке ситуации, умение понять свои возможности и выбрать правильное решение сильные, уравновешенные, психически зрелые люди, обычно правильно реагируют и адекватно Оценивают заболевание, стремятся найти выход из ситуации, созданной болезнью
признание факта своей болезни, но пациент обвиняет в ней кого-либо соматические заболевания, невротические и ипохондрические состояния

 

МДК 05. 01.Теория и практика сестринского дела

Занятие № 2 Практика

Тема 1.7. Обучение в сестринском деле

 

Студент должен знать:

— понятия формального и неформального методов обучения;

— мотивация к обучению;

— требования к медсестре в процессе обучения

— способность, определение, виды;

— готовность пациента к усвоению информации

Студент должен уметь:

— оценить потребность пациента и его семьи в обучении;

— оценить исходный уровень знаний и умений, готовность пациента к обучению;

— интерпретировать проблемы пациента, связанные с дефицитом знаний;

— сформулировать цели обучения;

— составить индивидуальный план, с использованием конкретных методов и приемов обучения, реализовать его;

— оценить качество и эффективность обучения

 

 

Самостоятельная работа:

1. Составить индивидуальный план обучения и реализовать его;

2. Отработать организацию обучения пациента;

3. Оценить качество и эффективность обучения;

4. Подготовить рефераты на темы:

«Обучение пациента с учетом темперамента меланхолика», «Обучение пациента с учетом темперамента холерика», «Обучение пациента с учетом темперамента сангвиника», «Обучение пациента с учетом темперамента флегматика».

Студент должен знать: — понятия формального и неформального методов обучения; — мотивация к обучению;

МОУТ для студентов

1.)ОБУЧЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ФОРМАЛЬНЫМ И НЕФОРМАЛЬНЫМ.

ОБУЧЕНИЕ пациента в ЛПУ или дома относится к формальной обстановке, когда медицинская сестра обучает навыкам, приемам выполнения привычных (повседневных) действий, например: умывания, одевания, приема пищи.

Неформальная обстановка складывается, когда медицинская сестра при выполнении своих обязанностей беседует о волнующих людей проблемах (например: как уберечь себя и близких от ВИЧ-инфекции, гепатита С и так далее), представляет информацию, необходимую для соблюдения ЗОЖ (здорового образа жизни).

В некоторых случаях медицинская сестра помогает пациенту закрепить навыки, полученные им у других специалистов, например: инструктора ЛФК, массажиста, диетолога и т.д.).

2).Процесс обучения должен быть мотивирован. Мотивация стимулирует отношение пациента к обучению, с целью сохранения, укрепления и восстановления своего здоровья.

Мотив — (от французского — двигать) побудительная причина, повод к какому-то действию.

Мотивы делят на три группы:

а) социальные (пациент и общество);

б)) мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, то есть познавательный интерес. (УСПЕШНОЕ ОБУЧЕНИЕ НЕВОЗМОЖНО БЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА.)

в) мотивы, связанные с творчеством (например, пациент левша: как бы ни пытались обучить его действовать по алгоритму, он будет делать по-своему).

Переучивать не нужно.

У каждого человека есть потребность — иметь жизненные ценности. Они у всех разные (например: жизнь; здоровье; общество; дети; работа; карьера и т.д.).

Для каждого обучаемого мотивация индивидуальна. Медицинская сестра тактично, уважительно, терпеливо, а иногда и настойчиво, выясняет мотивы к обучению и на них ориентируется в учебном процессе.

Для достижения желаемого результата, обучение должно быть

ПОЛИМОТИВИРОВАННЫМ И ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫМ.

 

3)ТРЕБОВАНИЯ К МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ:

— отзывчивость и сердечность;

— способность понять проблемы пациента;

— высокий профессионализм, грамотная речь;

— умение контролировать себя, не поддаваться эмоциям;

— умение настроить себя на задушевность, конфиденциальность;

— умение выбрать оптимальный метод воздействия на пациента;

— мотивировать обучение, используя жизненные ценности.

4) Большое значение имеет способность медсестер к организации учебного процесса. Способностьэто психологическая особенность человека, от которой зависит успех в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для определенного рода деятельности.

Организаторские способности — способность организовать обучающий процесс, быть лидером, выделять цели, задачи.

Коммуникабельность — проявляется в налаживании взаимоотношений с пациентом, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности.

Конструктивность — проявляется в умении проектировать развитие обучающего процесса (как дать тот или иной материал, в каком объеме?).

Экспрессивность — проявляется в умении выражать свои чувства, мысли, взгляды или скрывать их.

Личностные чертымедсестры, необходимые в педагогической деятельности:

— педагогический такт;- внутренняя культура (если культуры нет в сердцах людей, то нигде больше ее быть не может;- интеллектуальный уровень;

— самостоятельность в действиях;- наблюдательность;- общительность;

— настойчивость;- самообладание;- активность;- высокая профессиональная подготовка; — целеустремленность – трудолюбие;- доброта;отзывчивость;

— ответственность — терпимость;- чувство юмора.

 

Ваше поведение при обучении должно внушать уважение к Вам, создавать у пациентов уверенность, что Вы все знаете и все умеете, что Вам можно смело доверить свое здоровье и жизнь.

Важно заинтересовать пациента в необходимости получения тех или иных знаний, умений, навыков и правильно выбрать момент, когда пациент готов усвоить нужную информацию.

5 )Готовность пациента к усвоению информации зависит от:

  • состояния здоровья;
  • состояния сознания;
  • умственных способностей (интеллекта);
  • возраста пациента.

Осуществляя процесс обучения на 1-м этапе сестринского процесса (сестринское обследование) медсестра, собрав необходимую информацию о пациенте должна:

§ заручиться поддержкой пациента (желание учиться, мотивация).

§ определить, чему учить, как учить, зачем учить.

Это возможно только в том случае, если медсестра правильно определила, удовлетворение каких жизненно важных потребностей нарушено у пациента. Задачи обучения и применяемые способы различны для разных этапов сестринского процесса.

Схема обучения состоит из пяти этапов:

1) изложение необходимой информации;
2) повторение пациентом всего, что он запомнил;
3) показ (демонстрация) того, что пациент должен освоить;
4) повторение пациентом самостоятельно или вместе с медицинской сестрой навыка;
5) самостоятельное объяснение и демонстрация пациентом навыка от начала до конца.

 

6) I ЭТАП ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.

ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТЕЙ ПАЦИЕНТА И (ИЛИ) ЕГО СЕМЬИ В ОБУЧЕНИИ

Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, человеку необходимо постоянно удовлетворять свои потребности. Существуют несколько теорий о потребностях, изучать которые мы будем в следующей главе.

При нарушении удовлетворения хотя бы одной из потребностей у пациента развивается болезненное состояние.

Медсестра знает, что нарушить потребности человека могут факторы риска. Их более десяти. Некоторые из них могут возникать в определенных условиях жизни человека. Главное, если невозможно их устранить, необходимо найти способ адаптации человека к жизни в новых условиях, научить человека жить с факторами риска.

На потребность пациента и (или) его семьи в обучении, которую он испытывает в определенный момент своей жизни можно активно влиять с целью улучшения здоровья, и значительная роль в этом принадлежит медсестре.

Для этого медсестре необходимо:

1. Оценить образ жизни пациента — способ удовлетворения основных потребностей пациента.

2. Определить потребность в обучении самоуходу, улучшению состояния здоровья, т.е. чему обучать пациента.

3. Оценить социальное и культурное окружение пациента, его влияние на процесс обучения пациента, т.е. решить вопрос кто и как будет обучать пациента.

4. Оценить особенности обучаемых: психическое развитие (умственное, социальное, волевое), отношение к обучению и другие индивидуально-психологические особенности пациента: внимание интерес к обучению, осмысливание, понимание, запоминание и др.

 

7) Оценка исходного уровня знаний и умений пациента

 

Результатом процесса обучения являются умения.

Умение — это способность осуществлять ту или иную деятельность на основе имеющихся знаний в изменяющихся условиях. Знания служат как бы инструментом при освоении умений. Но без знаний умений не бывает.

Каждый обучающийся обладает индивидуальными личностными и деятельными особенностями, отношением к обучению, обучаемостью.

Каждый возраст или период характеризуется определенными показателями, по которым можно определить исходный уровень знаний, умений пациента. Однако ре-зультаты специальных исследований показывают, что большинство людей не умеют слушать, у тех кто стремиться учиться, учеба не всегда идет хорошо.

 

1.)ОБУЧЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ФОРМАЛЬНЫМ И НЕФОРМАЛЬНЫМ. ОБУЧЕНИЕ пациента в ЛПУ или дома относится к формальной обстановке, когда… Неформальная обстановка складывается, когда медицинская сестра при выполнении своих обязанностей беседует о волнующих…

Мотивация — первый компонент процесса обучения

 

Мотивация — «закон готовности» Э.Торндайка, первый обязательный этап формирования умственных действий.

Мотив — это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия.

Мотивы к обучению пациента могут быт ь внутренними и внешними. К внешним мотивам относятся требования, ожидание выздоровления, материальная выгода, наказание, награда и т.д. К внутренним мотивам относят такие, которые побуждают пациента к учению, к непосредственной цели учения, к потребности в активности и нового состояния, к стремлению повысить достигнутый ранее уровень знаний, умений и навыков. Потребность пациента в чем-либо выражается поступками и повседневным поведением.

Наиболее полным является определение мотива согласно Л.И.Боглович, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом все то , в чем нашла воплощение потребность.

Существуют 4 структурных компонента мотивации:

1. Удовольствие от самой деятельности;

2. Значимости для личности непосредственного ее результата;

3. «Мотивирующая» сила вознаграждения за деятельность;

4. Принуждающее давление на личность.

 

Мотивация — «закон готовности» Э.Торндайка, первый обязательный этап формирования умственных действий. Мотив — это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению… Мотивы к обучению пациента могут быт ь внутренними и внешними. К внешним мотивам относятся требования, ожидание…

Оценка способностей пациента и (или) членов его семьи к обучению

 

Способности человека тесно связаны с его индивидуально-психическими особенностями. Способности человека могут быть различны и отражают степень познавательной активности, которая зависит от возраста, состояния здоровья, личности в целом, её характера, других свойств.

Медсестра оценивает состояние отдельных психических функций (память, мышление, внимание, речь и др.) и целостные характеристики видов деятельности (трудовой, учебной), обученности и воспитанности пациентов и (или) членов их семей, изучает их реальные возможности, личностные качества, выявляет не только начальный уровень способностей, но и предполагает ступени роста, развития умений пациента. Медсестра предвидит возможные и учитывает типичные затруднения обучаемых, исходит из мотивации самих обучаемых при планировании и организации обучения по индивидуальным планам, обеспечивает условия для само регуляции личности обучаемых.

 

8).

II ЭТАП ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОБЛЕМ ПАЦИЕНТА, СВЯЗАННЫХ С ДЕФИЦИТОМ ЗНАНИЙ.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

После проведенной оценки медсестра должна сформулировать проблемы пациента, связанные с дефицитом знаний, умений и решить, кто из профессиональных работников может помочь пациенту. Проблемы, которые медсестра может самостоятельно разрешить, называются сестринскими диагнозами. Сестре необходимо их четко сформулировать и установить их приоритетность и значимость для пациента.

Информация о пациенте интерпретируется медсестрой и отражается в сестринской истории с точки зрения потребностей пациента в обучении.

 

Способности человека тесно связаны с его индивидуально-психическими особенностями. Способности человека могут быть различны и отражают степень… Медсестра оценивает состояние отдельных психических функций (память, мышление,…  

Определение содержания обучения

Медицинская сестра, определяет содержание обучения, т.е. «чему учить». Для этого она должна разбираться в новых технологиях обучения, уметь выделять ключевые идеи процесса обучения, использовать понятия, термины, доступные пациенту и (или) членам его семьи.

Последовательность, систематичность, глубина сообщаемых знаний и умений определяется возрастными возможностями, состоянием здоровья, степенью познавательной активности личности пациента;

В процессе обучения у пациентов формируются умения и навыки обращения с некоторыми предметами ухода, оказания неотложной доврачебной помощи, владение навыками самоухода и т.д. Пациенты активно вовлекаются в разнообразную практическую деятельность, что активно формирует у них интересы, склонности, потребности.

Содержание обучения отражается в индивидуальном плане обучения. Основным направлением в содержании обучения пациентов для медсестры является сохранение здоровья, поддержание определенного уровня здоровья или определенного уровня качества жизни.

 

 

9) III-V ЭТАП ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ, ОЦЕНКА ЕГО КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

 

Перед составлением плана обучения медицинская сестра должна поставить перед собой определенные цели. Формулировка целей обучения должна быть ориентирована на три сферы: познавательную, эмоциональную и психологическую. Цели отражают то, что необходимо сделать пациенту, чтобы достичь результата. Грамотно поставленная цель должна содержать три компонента (аспекта):1) то, что необходимо сделать пациенту (то, что он должен суметь сделать, понять и т.д.), т.е. результат обучения;2) временные рамки — интервал времени (или конкретная дата), в течение которого будет достигнута цель обучения (к 3-м суткам, через неделю, к концу месяца);3) с помощью кого или чего цель будет достигнута (самостоятельно, с помощью родственников, при помощи костылей).

Формулировка целей в приведенной ситуации может быть следующей: пример —

в познавательной сфере — Елена Ивановна будет знать и понимать суть определения водного баланса через 2 суток; психологической сфере — Елена Ивановна будет психологически готова самостоятельно определять водный баланс через 5 суток; эмоциональной сфере — Елена Ивановна будет правильно понимать важность контроля за водным балансом ко вторым суткам. В любом случае цели должны быть конкретными, реальными и достижимыми.

Медицинская сестра планирует обучение, исполнение (реализацию), контроль и оценку процесса обучения, его качество и эффективность. Планирование обучения обсуждается совместно с пациентом, с учетом его индивидуальности, выбора времени обучения и продолжительности обучения.

Медсестра учитывает обстановку для обучения: тишину, освещение, вентиляцию, создавая благоприятную температуру воздуха, создает учебные ситуации, ставит задачи ясные и однозначные, которые характеризуются тем, что пациент или обучаемый получает задание на усвоение с учетом темпа обучения. Решение учебной задачи обеспечивается медсестрой посредством учебных действий, которые принимаются обучаемым. Медсестра осуществляет постоянный контроль деятельности обучаемых, переходящий в самоконтроль и оценку (самооценку).

Активное участие пациента в процессе обучения поощряется медсестрой с целью заинтересованности пациента в обучении. Всякое действие становится регулируемым только при наличии контролирования и оценивания в структуре деятельности.

Обучение считается эффективным, если медсестра и пациент или обучаемый достигают поставленных целей по усвоению определенных заданий. Медицинская сестра при этом должна иметь необходимые коммуникативные навыки, обладать педагогическим тактом, знать теоретические основы педагогики, психологии и других смежных дисциплин.

 

Например:

В рассматриваемой ситуации план обучения может быть следующим:1) в течение 20 минут пациентке объясняют значение и суть определения водного баланса, чтобы убедить больную в необходимости его самостоятельного определения; 2) в течение 15 минут пациентке рассказывают о диурезе, правилах сбора мочи и подсчета ее суточного количества;3) в течение 15 минут пациентке объясняют правила измерения и подсчета количества выпитой жидкости; 4) в течение 2 суток пациентку учат заполнять таблицу и подсчитывать водный баланс в процентах; 5) в течение 3 суток медицинская сестра контролирует правильность заполнения дневника самонаблюдения и проводит коррекцию знаний и умений пациентки; 6) на 6-е сутки медицинская сестра оценивает результаты обучения.

Последовательность, систематичность, глубина сообщаемых знаний и умений определяется возрастными возможностями, состоянием здоровья, степенью… В процессе обучения у пациентов формируются умения и навыки обращения с… Содержание обучения отражается в индивидуальном плане обучения. Основным направлением в содержании обучения пациентов…