Нормативный срок освоения программы

Кировское областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение

«Кировский колледж музыкального искусства им. И.В.Казенина»

 

   

Утверждено

Приказом директора Кировского колледжа музыкального искусства им. И.В.Казенина

Приказ № 171 от 31.08.2016 г.

 

     
 

 

 

 

Программа подготовки специалистов среднего звена

По специальности

53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение»

Углубленной подготовки

Форма обучения очная

Нормативный срок обучения – 3 года 10 месяцев

 

  1. Общие положения

1.1. Настоящая программа подготовки специалистов среднего звена представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение» для профессиональной образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации (далее — образовательная организация).

Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение» реализуется по следующим видам: Сольное народное пение, Хоровое народное пение.

Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение» является системой учебно-методических документов, сформированной на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение» в части:

— компетентностно-квалификационной характеристики выпускника;

— содержания и организации образовательного процесса;

— ресурсного обеспечения реализации основной профессиональной образовательной программы;

— государственной итоговой аттестации выпускников.

Нормативную правовую основу разработки программы подготовки специалистов среднего звена (далее — ППСЗ) составляют:

— Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015);

— Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) специальности среднего профессионального образования (СПО), утвержденный приказом Минобрнауки России от 27 октября 2014 г. N 1390, зарегистрированный Минюстом России от 27 ноября 2014 г. N 34957;

— Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 г. № 4 464);

— Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 года);

— Порядок приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. N 36 г. Москва);

— Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (утвержденного приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 г. № 291).

1.2. Цель разработки ОПОП СПО по специальности 073403 «Сольное и хоровое народное пение»

Целью разработки программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки является методическое обеспечение реализации ФГОС СПО по данной специальности.

 

Нормативный срок освоения программы

Нормативный срок освоения программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки по специальности 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение» для очной формы обучения – 3 года 10 месяцев, общая трудоемкость освоения ППССЗ– 7722 ч.

Общая трудоемкость – максимальная учебная нагрузка включает часы: обязательных учебных занятий, видов учебной практики, самостоятельной работы, в том числе часы, необходимые для реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Таблица 1

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ Наименование квалификации углубленной подготовки Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения
основное общее образование Артист-вокалист, преподаватель, руководитель народного коллектива 3 года 10 мес.  

Образовательная организации осуществляет подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования и реализует федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.

При приеме на обучение по ППССЗ, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, проводятся вступительные испытания в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Перечень вступительных испытаний творческой направленности включает творческие задания, позволяющие определить уровень подготовленности поступающих в области хорового и сольного пения и музыкально-теоретических знаний.

Сроки получения СПО по ППССЗ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья увеличиваются — не более чем на 10 месяцев независимо от применяемых образовательных технологий.

 

Педагогическая деятельность

ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях.

ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.

ПК 2.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу образовательного процесса, методике подготовки и проведения урока в исполнительском классе.

ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.

ПК 2.5. Применять классические и современные методы преподавания, вокальных и хоровых дисциплин, анализировать особенности народных исполнительских стилей.

ПК 2.6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в исполнительском классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.

Организационная деятельность.

ПК 3.1. Применять базовые знания принципов организации труда с учетом специфики деятельности педагогических и творческих коллективов.

ПК 3.2. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.

ПК 3.3. Использовать базовые нормативно-правовые знания в деятельности специалиста по организационной работе в учреждениях (организациях) образования и культуры.

ПК 3.4. Создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия различными возрастными группами слушателей.

 

Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса

Содержание и организация образовательного процесса регламентируется следующими документами, которые являются приложениями к ППССЗ по специальности 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение»:

— учебный план на учебный год;

— календарный учебный график;

— рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей;

— программы учебной и производственной практик;

— программы государственной итоговой аттестации;

— фонды оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплинам

и междисциплинарным курсам.

 

Учебный план

Учебный план программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки по специальности 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение» разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО), утвержденного приказом Минобрнауки России от 27 октября 2014 г. N 1388, зарегистрированным Минюстом России от 27 ноября 2014 г. N 34959.

Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 199 недель, в том числе:

 

Общеобразовательный учебный цикл 39 нед.
Обучение по учебным циклам, в том числе учебная практика 104 нед.
Производственная практика (по профилю специальности) 5 нед.
Производственная практика (преддипломная) 1 нед.
Промежуточная аттестация 13 нед.
Государственная итоговая аттестация 4 нед.
Каникулы 33 нед.
Итого 199 нед.

Недельная аудиторная нагрузка распределяется следующим образом: 36 недель на I, II и III курсах, 35 недель – на IV курсе. График учебного процесса предполагает 16 недель в нечетных семестрах и 20 недель в четных семестрах (в 8-м семестре – 19 недель).

Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки составляет 36 академических часов в неделю.

Продолжительность учебной недели составляет 6 дней. Для всех видов аудиторных занятий академический час установлен продолжительностью 45 минут.

Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8 — 11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.

Занятия по дисциплинам обязательной и вариативной частей профессионального учебного цикла проводятся в форме групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий.

Групповые занятия — не более 25 человек из обучающихся данного курса одной или, при необходимости, нескольких специальностей;

по дисциплине «Музыкальная литература (зарубежная и отечественная)» — не более 15 человек;

мелкогрупповые занятия — от 2 до 8 человек;

индивидуальные занятия — 1 человек.

Учебный план предусматривает изучение следующих учебных циклов:

· общеобразовательного;

• общего гуманитарного и социально-экономического;

• профессионального;

и разделов:

• учебная практика;

• производственная практика (по профилю специальности): производственная (исполнительская) практика и производственная (педагогическая) практика;

• производственная практика (преддипломная);

• промежуточная аттестация;

• государственная итоговая аттестация.

Общеобразовательный учебный цикл состоит из учебных дисциплин и профильных учебных дисциплин, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.

Обучающиеся, поступившие на базе среднего общего образования, имеют право на перезачет соответствующих общеобразовательных дисциплин.

При формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных организациях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения.

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл состоит из дисциплин. Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит несколько междисциплинарных курсов.

Профессиональный модуль «Исполнительская деятельность» представлен следующими междисциплинарными курсами:

Вид «Сольное народное пение»

МДК 01.01 «Сольное и ансамблевое пение»;

МДК 01.02 «Основы сценической подготовки»;

МДК 01.03 «Фортепиано»;

МДК 01.04 «Хоровое пение»;

Вид «Хоровое народное пение»

МДК 01.01 «Хоровое и ансамблевое пение»;

МДК 01.02 «Основы сценической подготовки»;

МДК 01.03 «Фортепиано»;

Профессиональный модуль «Педагогическая деятельность» представлен следующими междисциплинарными курсами:

МДК 02.01 «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин»;

МДК 02.02 «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса»;

Профессиональный модуль «Организационная деятельность»представлен следующими междисциплинарными курсами:

МДК 03.01 «Дирижирование, чтение хоровых и ансамблевых партитур»;

МДК 03.02 «Областные певческие стили, расшифровка и аранжировка народной песни»;

МДК 03.03 «Организация управленческой и творческой деятельности».

При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и профессиональная практика (по профилю специальности).

Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

— оценка уровня освоения дисциплин;

— оценка компетенций обучающихся. Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

Результаты освоения ППССЗ оцениваются по 10-балльной шкале.

Обязательная часть профессионального цикла углубленной подготовки предусматривает изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Объем часов на дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы – 48 часов.

Часть учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы для подгрупп девушек будет использовано на освоение основ медицинских знаний.

В период обучения с юношами проводятся учебные сборы.

Дисциплина «Физическая культура» предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки за счет внеаудиторных занятий (спортивные секции).

Дисциплина проводится на протяжении всего периода обучения: с 1 по 4 семестр в цикле базовых учебных дисциплин; 5-8 семестр в разделе общего гуманитарного и социально-экономического цикла. Итоги успеваемости студентов оцениваются каждый семестр в форме недифференцированного зачета.

Консультации для обучающихся в очной форме обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования. Формы проведения консультаций — групповые, индивидуальные, письменные, устные.

Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализуются рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Учебная практика проводится рассредоточено по всему периоду обучения в форме аудиторных занятий, дополняющих междисциплинарные курсы, и состоит из следующих дисциплин:

УП.01 Сольное и хоровое пение (в т.ч. педагогическая работа)
УП.02 Хоровой класс
УП.03 Основы народной хореографии
УП.04 Ансамблевое исполнительство

Производственная практика является обязательным разделом учебного плана. Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.

Производственная практика проводится рассредоточено по всему периоду обучения (6 недель).

Производственная практика состоит из двух этапов:

Ÿ производственная практика (по профилю специальности) – 4 нед.;

Ÿ производственная практика (педагогическая) – 1 нед.;

Ÿ производственная практика (преддипломная) – 1 нед.

 

Производственная практика включает в себя исполнительскую и педагогическую практики.

Исполнительская практика проводится рассредоточенно в течение всего периода обучения и представляет собой самостоятельную работу обучающихся по подготовке самостоятельных работ и концертных выступлений;

Педагогическая практика проводится рассредоточенно по всему периоду обучения в виде ознакомления с методикой преподавания хоровых дисциплин и методикой постановки голоса в классе опытных преподавателей.

Базой педагогической практики является сектор педагогической практики колледжа.

Преддипломная практика проводится в течение VII — VIII семестров под руководством преподавателя. В преддипломную практику входят практические занятия по дисциплинам, обеспечивающим подготовку к государственной итоговой аттестации.

Общеобразовательный учебный цикл

Колледж реализует федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО. Обучающиеся, поступившие на базе среднего общего образования, имеют право на перезачет соответствующих общеобразовательных дисциплин.

Умения и знания, полученные студентами при освоении учебных дисциплин общеобразовательного цикла, углубляются и расширяются в процессе изучения учебных дисциплин цикла «Общий гуманитарный и социально-экономический», а также отдельных дисциплин профессионального цикла.

 

Формирование вариативной части ППССЗ

 

Объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП (576 аудиторных часов), используется в соответствии с требованиями образовательной программы:

Сольное народное пение:

— на введение дисциплины ОГСЭ.06 «Введение в специальность: общие компетенции профессионала»(51 аудиторный час групповых занятий) с целью овладения обучающимися общими компетенциями в условиях перехода «общеобразовательная школа – учреждение СПО», формирования основных способов работы с информацией, разрешения проблем и коммуникации, которые будут использованы для выполнения компетентностно-ориентированных заданий при освоении обучающимися общепрофессиональных дисциплин;

— на увеличение объема времени общепрофессиональной дисциплины ОП.06 «Анализ музыкальных произведений»(8 аудиторных часов групповых занятий) с целью совершенствования навыков профессионального аналитического мышления;

— на введение междисциплинарного курса МДК.01.03 «Фортепиано» (124 аудиторных часа индивидуальных занятий) в целях развития навыков применения фортепиано и чтения с листа в работе над сольными и ансамблевыми вокальными произведениями, овладения исполнительским учебным репертуаром для фортепиано;

— на введение междисциплинарного курса МДК.01.04 «Хоровое пение»(393 аудиторных часа групповых занятий) с целью формирования вокально-хоровых навыков в процессе коллективного музицирования.

Хоровое народное пение:

— на введение дисциплины ОГСЭ.06 «Введение в специальность: общие компетенции профессионала»(51 аудиторный час групповых занятий) с целью овладения обучающимися общими компетенциями в условиях перехода «общеобразовательная школа – учреждение СПО», формирования основных способов работы с информацией, разрешения проблем и коммуникации, которые будут использованы для выполнения компетентностно-ориентированных заданий при освоении обучающимися общепрофессиональных дисциплин;

— на увеличение объема времени общепрофессиональной дисциплины ОП.06 «Анализ музыкальных произведений» (8 аудиторных часов групповых занятий) с целью совершенствования навыков профессионального аналитического мышления;

— на увеличение объема времени междисциплинарного курса МДК.01.01 «Хоровое и ансамблевое пение»(143 аудиторных часа групповых занятий и 250 аудиторных часа индивидуальных занятий) с целью формирования вокально-хоровых навыков в процессе коллективного музицирования, формирование основ вокальной техники (постановка голоса);

— на введение междисциплинарного курса МДК.01.03 «Фортепиано» (124 аудиторных часа индивидуальных занятий) в целях развития навыков применения фортепиано и чтения с листа в работе над сольными и ансамблевыми вокальными произведениями, овладения исполнительским учебным репертуаром для фортепиано.

Календарный учебный график

Календарный учебный график соответствует положениям ФГОС СПО и содержанию учебного плана в части соблюдения продолжительности семестров, промежуточных аттестаций (зачетно-экзаменационных сессий), практик, каникулярного времени. Приложение 1.

Материально-техническое обеспечение реализации ППССЗ

ППССЗ обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.

Реализация ППССЗ обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям ППССЗ.

Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 — 2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 5 наименований российских журналов.

Образовательная организация предоставляет обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями, иными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

Образовательная организация, реализующая ППССЗ, располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам.

 

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских

и других помещений

Кабинеты:

русского языка и литературы;

математики и информатики;

истории, географии и обществознания;

гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

мировой художественной культуры;

музыкально-теоретических дисциплин;

музыкальной литературы.

Учебные классы:

для групповых и индивидуальных занятий;

для занятий по междисциплинарному курсу «Хоровое и ансамблевое пение» («Сольное и ансамблевое пение») со специализированным оборудованием: рояль, пюпитры, магнитофон, проигрыватель CD и DVD дисков;

для проведения занятий по междисциплинарному курсу «Дирижирование, чтение хоровых и ансамблевых партитур», учебные аудитории оснащены двумя роялями и подставкой для дирижирования;

для занятий по междисциплинарному курсу «Областные певческие стили, расшифровка и аранжировка народной песни» со специализированным оборудованием: рояль, магнитофон, проигрыватели, персональные компьютеры.

Спортивный зал.

Концертный зал на 330 посадочных мест с концертными роялями, пультами и звукотехническим оборудованием, учебным органом.

Малый концертный зал от 30 посадочных мест с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием.

Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

помещения для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека), соответствующими профилю подготовки.

Реализация ППССЗ обеспечивает:

выполнение обучающимися практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.

Для проведения занятий по дисциплине «Музыкальная информатика» образовательная организация располагает специальной аудиторией, оборудованной персональными компьютерами, MIDI-клавиатурами и соответствующим программным обеспечением.

При использовании электронных изданий образовательная организация обеспечивает каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Образовательная организация обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

В образовательной организации обеспечены условия для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов (мастерские по ремонту инструментов).

Реализация ППССЗ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.

Требования к условиям реализации ППССЗ

При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО.

Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация определяет ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизирует конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ППССЗ образовательная организация:

использует объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, и (или) вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;

ежегодно обновляет ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, культуры, науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;

в рабочих учебных программах всех дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей четко формулирует требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обеспечивает самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей;

обеспечивает обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

формирует социокультурную среду, создает условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствует развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе творческих коллективов, общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

предусматривает, в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

При разработке ППССЗ образовательная организация ежегодно определяет объем времени по дисциплинам и профессиональным модулям ППССЗ в зависимости от содержания наиболее востребованных видов профессиональной деятельности, определяемых потребностями работодателей.

 

Социокультурная среда

В Колледже созданы условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, развития воспитательного компонента образовательного процесса.

Воспитательная работа колледжа построена в соответствии с Концепцией воспитательной системы и реализуется согласно комплексным целевым подпрограммам по основным направлениям деятельности, обеспечивающим разностороннее развитие студентов:

профессионально-творческое,

гражданско-патриотическое,

духовно-нравственное,

спортивно-оздоровительное,

культурно-эстетическое.

В рамках данных направлений ведется работа по правовому, экологическому воспитанию, проводятся мероприятия по профилактике асоциальных явлений, жестокого обращения с детьми, по информационному противодействию экстремизму и терроризму, кампании против насилия и жестокости в СМИ и других средствах массовой информации.

Кадровую структуру воспитательной системы колледжа составляют:

начальник учебно-воспитательного отдела,

классные руководители,

педагоги организаторы дневной и вечерней смены,

воспитатели общежития,

родители студентов.

Результативность воспитательной работы обеспечивается:

классным руководством;

организацией психолого-консультационной и профилактической работы;

социальной поддержкой студентов;

поощрением студентов за успехи в учебе, общественно-полезной и концертно-творческой деятельности.

В колледже действует профсоюзная организация работников культуры, реализующая свою деятельность на основании Устава, есть профком студентов. В колледже также действует орган студенческого самоуправления – студенческий совет, осуществляющий свою деятельность на основании Положения о студенческом совете. Действуют творческие объединения студентов по интересам и спортивные секции:

1) Теоретический кружок «Обертон» — рук. Скурихина Т.А.

2) Ансамбль народной песни «Вятская сторонка» — рук. Насонова Л.В.

3) Народный ансамбль «Экспромт» — рук. Николаева Т.В.

4) Спортивная секция «Общая физическая подготовка» – рук. Погудин А.И.

5) Спортивная секция для девушек (Фитнес) — рук. Гребенкина М.Н.

6) Спортивная секция по теннису – рук. Резвухин В.С.

7) Театральная студия — рук. Л.Г. Гневашева.

Студенты являются участниками творческих коллективов колледжа:

симфонического оркестра, эстрадного оркестра, смешанного и женского хоров, духового оркестра, оркестра народных инструментов, мужского вокального ансамбля.

Образовательные технологии. 5.3.1. Методы и средства организации и реализации образовательного процесса

5.3.1. Методы и средства организации и реализации образовательного процесса

а) методы, направленные на теоретическую подготовку:

лекция;

семинар;

практические занятия (индивидуальные и групповые, в том числе мелкогрупповые занятия по исполнительским дисциплинам и дисциплинам в области теории и истории музыки);

самостоятельная работа студентов;

коллоквиум;

консультация;

различные межсеместровые формы контроля теоретических знаний;

б) методы, направленные на практическую подготовку:

индивидуальные и групповые, в том числе мелкогрупповые занятия по исполнительским дисциплинам;

мастер-классы преподавателей и приглашенных специалистов;

академические концерты;

учебная практика;

реферат;

выпускная квалификационная работа.

При реализации ППССЗ образовательная организация обеспечивает подготовку специалистов на базе учебного хора. При необходимости, учебные коллективы могут доукомплектовываться приглашенными артистами.

Образовательная организация планирует работу концертмейстеров из расчета 100% количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия по междисциплинарным курсам профессиональных модулей, требующим сопровождения концертмейстера.

На виды учебной практики, требующих сопровождения концертмейстера, эта работа планируется с учетом сложившейся традиции и методической целесообразности, но не менее 50% от объема времени, отведенного на изучение данного вида практики.

Занятия по дисциплинам обязательной и вариативной частей профессионального учебного цикла проводятся в форме групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий.

Организация приема осуществляется при условии формирования групп следующим образом:

групповые занятия — не более 25 человек из обучающихся данного курса одной или, при необходимости, нескольких специальностей;

по дисциплине «Музыкальная литература (зарубежная и отечественная)» — не более 15 человек;

мелкогрупповые занятия — от 2 до 8 человек;

индивидуальные занятия — 1 человек.

Лекция. Рекомендуется использовать различные типы лекций: вводную, мотивационную (способствующую проявлению интереса к осваиваемой дисциплине), подготовительную (готовящую студента к более сложному материалу), интегрирующую (дающую общий теоретический анализ предшествующего материала), установочную (направляющую студентов к источникам информации для дальнейшей самостоятельной работы), междисциплинарную.

Содержание и структура лекционного материала должны быть направлены на формирование у студента соответствующих компетенций и соответствовать выбранным преподавателем методам контроля.

Основными активными формами обучения профессиональным компетенциям являются:

Практические занятия.Этоиндивидуальные, мелкогрупповые и групповые занятия, которые проводятся по дисциплинам учебного плана. К практическим занятиям также относятся репетиции и творческие вступления обучающихся. В рамках творческих выступлений обучающихся должны быть предусмотрены встречи с представителями учреждений культуры (филармоний, театров, концертных организаций и т.д.), учреждений дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждений, средств массовой информации.

Семинар. Этот метод обучения должен проходить в различных диалогических формах – дискуссий, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, обсуждения результатов студенческих работ (докладов, сообщений).

К участию в семинарах могут привлекаться ведущие деятели искусства и культуры, специалисты-практики.

Самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть ППССЗ (выражаемую в часах), выполняемую студентом вне аудиторных занятий в соответствии с заданиями преподавателя. Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем. Самостоятельная работа может выполняться студентом в репетиционных аудиториях, читальном зале библиотеки, компьютерных классах, а также в домашних условиях.

Самостоятельная работа студентов должна подкрепляться учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, аудио и видео материалами.

Реферат.Форма практической самостоятельной работы студента, позволяющая ему критически освоить один из разделов учебной программы дисциплины или междисциплинарного курса. Рекомендуемый план реферата: 1) тема, предмет (объект) и цель работы; 2) метод проведения работы; 3) результаты работы; 4) выводы (оценки, предложения), принятые и отвергнутые гипотезы; 5) области применения, 6) библиография. В течение семестра рекомендуется выполнять не более одного реферата.

Требования к организации практики обучающихся

Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.

Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

Учебная практика

Учебная практика проводится рассредоточено по всему периоду обучения в форме аудиторных занятий под руководством преподавателя и дополняет междисциплинарные курсы профессиональных модулей.

Реализация учебной практики осуществляется следующим образом:

УП.01. Сольное и хоровое пение (в том числе педагогическая работа)

УП. 02. Хоровой класс

УП. 03. Основы народной хореографии

УП. 04. Ансамблевое исполнительство

Учебная практика по педагогической работе (УП.01.) представляет собой занятия студента с практикуемым (учащимся детской музыкальной школы, детской школы искусств, других учреждений дополнительного образования детей или обучающимся в секторе педагогической практики колледжа) под руководством преподавателя. Результатом педагогической работы студента является открытый урок с практикуемым, который проводится в рамках квалификационного экзамена по ПМ.02 Педагогическая деятельность.

В случае прохождения студентом данной учебной практики под руководством преподавателя другой образовательной организацией, с данным преподавателем заключается договор на соответствующий вид и объем работ.

При прохождении студентом учебной практики по педагогической работе в другом образовательном учреждении учебное заведение, в котором обучается студент, должно заключить договор о сотрудничестве с данным образовательным учреждением, в котором среди прочих необходимо обозначить условия по предоставлению учебных аудиторий для проведения занятий студента с практикуемым.

Производственная практика

Производственная практика проводится рассредоточено по всему периоду обучения (5 недель).

Производственная практика состоит из двух этапов:

Ÿ производственная практика (по профилю специальности) – 4 нед.; производственная практика (педагогическая) – 1 нед.;

Ÿ производственная практика (преддипломная) – 1 нед.

Производственная практика (по профилю специальности) исполнительская проводится рассредоточено в течение всего периода обучения и представляет собой самостоятельную работу студентов по подготовке самостоятельных работ и концертных выступлений;

Производственная практика (педагогическая) проводится рассредоточено в течение всего периода обучения в виде ознакомления с методикой преподавания специальных вокальных и хоровых дисциплин.

Базами производственной практики (педагогической) являются детские школы искусств, детские музыкальные школы, сектор педагогической практики колледжа.

Преддипломная практика проводится в течение VII — VIII семестров под руководством преподавателя. В преддипломную практику входят практические занятия по дисциплинам, обеспечивающим подготовку к государственной итоговой аттестации.

Требования к кадровому обеспечению

Реализация ППССЗ по специальности обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля).

Доля преподавателей, имеющих высшее образование, составлять не менее 95 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе.

Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла.

Преподаватели учебного заведения регулярно осуществляют художественно-творческую и методическую работу. К методической работе преподавателей наряду с разработкой учебно-методических пособий, написанием и подготовкой учебников, приравниваются следующие формы художественно-творческой деятельности, которые публично представлены, опубликованы, и имеются в виде аудио- и видеозаписи:

новая сольная концертная программа музыканта-исполнителя;

участие в качестве артиста оркестра или ансамбля в новой концертной программе оркестра или ансамбля;

создание произведения музыкального искусства;

создание переложений, аранжировок и других форм обработки музыкальных произведений.

Результаты оценки художественно-творческой деятельности учитываются при квалификационной аттестации преподавателей.

Оценка результатов освоения

Контроль и оценка образовательных достижений обучающихся

С целью контроля и оценки результатов подготовки и учета индивидуальных

образовательных достижений обучающихся применяются:

· входной контроль;

· текущий контроль;

· рубежный контроль;

· итоговый контроль.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) созданы фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам), кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов активно привлекаются преподаватели смежных дисциплин (курсов).

Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов привлекаются работодатели (их представители).

 

Входной контроль

Назначение входного контроля состоит в определении способностей обучающегося и его готовности к восприятию и освоению учебного материала. Входной контроль, предваряющий обучение, проводится в форме тестирования, письменной контрольной работы.

Текущий, рубежный контроль успеваемости и промежуточная аттестация обеспечивают оперативное управление учебной деятельностью студента и ее корректировку и проводятся с целью определения:

-соответствия уровня и качества подготовки специалиста Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования;

-полноты и прочности теоретических знаний по дисциплине или ряду дисциплин;

-сформированности умений применять полученные теоретические знания при решении практических задач;

-наличия умений самостоятельной работы с учебной литературой.

Текущий контрольуспеваемости предусматривает систематическую проверку качества полученных студентом знаний, умений, компетенций по всем изучаемым в данном семестре дисциплинам и модулям. Текущий контроль проводится в рамках запланированных мероприятий предметно-цикловых комиссий (для дисциплин, ориентированных на развитие исполнительского мастерства) и в соответствии с календарно-тематическим планированием по каждой дисциплине, МДК.

Текущий контроль успеваемости студентов осуществляется в следующих формах:

— индивидуальный ответ, тестирование, в том числе компьютерное;

— письменный опрос;

— устный опрос;

— защита реферата или творческой работы;

— защита презентации;

— выполнение практических заданий, лабораторных, самостоятельных и контрольных работ;

— комбинированная форма;

— участие в работе семинара;

Формы текущего контроля для дисциплин, ориентированных на развитие исполнительского мастерства

— академический концерт;

— технический зачет;

— коллоквиум.

— прослушивание

Коллоквиум проводится в целях выяснения общего кругозора студента в области профессиональной деятельности, музыкальной литературы, истории исполнительского искусства, событий современной культурной жизни и т.д.

Прослушивание проводится в целях выявления уровня подготовки студентов при подготовке к государственной итоговой аттестации.

Технический зачет проводится в целях проверки уровня технической исполнительской подготовки студента.

Академический концерт проводится в целях проверки уровня подготовки студента, согласно программе учебной дисциплины (МДК) и может проводиться в форме концерта, предполагающего выступление студента на сцене и присутствие слушателей. Программа академических концертов и график их проведения разрабатывается и утверждается предметно-цикловой комиссией.

Видом рубежного контроляуспеваемости студентов является предварительная (полусеместровая) аттестация. Рубежный контроль проводится в целях поддержания учебной дисциплины среди студентов, повышения их ответственности за выполнение требований освоения ППССЗ в конце месяца предшествующего промежуточной аттестации.

Итоговый контрольрезультатов подготовки обучающихся осуществляется преподавателем или комиссией в форме зачетов и/или экзаменов. Основными формам итогового контроля являются:

— экзамен по отдельной дисциплине;

— комплексный экзамен по междисциплинарному курсу;

— зачет по отдельной дисциплине;

— контрольная работа (контрольный урок).

Экзамен по отдельной дисциплине, комплексный экзамен по двум или нескольким дисциплинам заключительная форма итогового контроля, целью которой является оценка теоретических знаний студента, их прочность, его способности к мышлению, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их при решении практических задач. Экзамены проводятся в период экзаменационных сессий, в соответствии с учебными планами и графиком учебного процесса. Независимо от полученных в семестре оценок текущего контроля знаний по конкретной дисциплине, оценка за экзамен в данном семестре является определяющей и рассматривается как окончательная.

Экзамен (квалификационный) является обязательной формой промежуточной аттестации по профессиональному модулю.

Зачет проводится, как правило, в конце семестра, в целях выявления промежуточного уровня подготовки студента. Зачет и дифференцированный зачет как формы промежуточной аттестации могут предусматриваться по отдельной дисциплине или составным элементам программы профессионального модуля (МДК, учебная и производственная практика)

Оценка качества подготовки обучающихсяи выпускников осуществляется по двум основным направлениям:

-оценка уровня освоения дисциплин, МДК, видов практик;

-оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы. По каждой дисциплине рабочего учебного плана предусматривается та или иная форма промежуточной аттестации.

Количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации студентов не превышает 8 экзаменов в учебном году, а количество зачетов — 10. В указанное количество не входят зачеты по физической культуре.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются колледжем самостоятельно, а для государственной итоговой аттестации — разрабатываются и утверждаются колледжем после предварительного положительного заключения работодателей.

Фонды оценочных средств являются полными и адекватными отображениями требований ФГОС СПО по данной специальности, соответствуют целям и задачам ППССЗ и её учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общих и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником. При разработке оценочных средств для контроля качества изучения дисциплин, междисциплинарных курсов и практик учитываются все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющими установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень готовности выпускников к профессиональной деятельности.

Оценки выставляются по каждой дисциплине общеобразовательного, общего гуманитарного и социально-экономического циклов, за исключением дисциплины «Физическая культура», по каждой общепрофессиональной дисциплине, а также по каждому междисциплинарному курсу.

Формы проведения государственной итоговой аттестации

Государственная итоговая аттестация включает:

выпускную квалификационную работу (дипломную работу) — «Исполнение сольной концертной программы» по виду «Сольное народное пение»;

выпускную квалификационную работу (дипломную работу) — «Исполнение концертной программы с участием в ансамблевых и хоровых номерах» по виду «Хоровое народное пение»;

государственный экзамен по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность».

Государственный экзамен по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность» определяет уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебным планом, охватывает минимальное содержание данного модуля, установленное соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и является основанием для присвоения выпускнику квалификации «преподаватель».

Государственный экзамен по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность» включает: ответы на вопросы билетов по вопросам методики и педагогики, теории, истории и практики музыкального искусства. Государственный экзамен проводится в специально подготовленных помещениях. На выполнение задания по билету отводится не более 1 часа. Теоретические вопросы, практические задания и профессиональные задачи должны иметь комплексный (интегрированный) характер.

Требования к государственной итоговой аттестации определяются в соответствии с программой, которая утверждается директором образовательной организации за 6 месяцев до начала экзаменов.

Образовательной организацией разработаны критерии оценок государственной итоговой аттестации.

При прохождении государственной итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать:

Ÿ владение

навыками организации работы коллектива по подготовке и исполнению концертной программы;

различными видами звуковедения; разнообразием динамических оттенков;

спецификой традиционных мелодических, темповых, метроритмических, ладогармонических, фактурных особенностей произведения;

специфическими приемами народного пения, включая областные певческие стили;

навыками фольклорной импровизации сольно, в ансамбле, в хоре;

принципами сценического пространства, навыками постановки отдельных номеров, тематических и жанровых сцен, разделов концертных программ;

Ÿ умение

управлять исполнением концертной программы;

воплощать художественный замысел музыкального произведения через яркость, своеобразие, драматургию и убедительность его трактовки в исполнении концертной программы;

использовать основы сценической подготовки в воплощении сценического образа при исполнении концертной программы;

воссоздавать локальные традиционные особенности исполняемого произведения;

исполнять репертуар, пользуясь различными манерами пения (включая традиционные областные манеры пения);

Ÿ знание

сольного, ансамблевого и хорового репертуара народной музыки;

жанрового разнообразия и стилистики народно-песенного репертуара;

способов и средств сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций;

стилистических особенностей и отличий региональных певческих традиций;

специфических особенностей народов (фольклорной) хореографии.

 

В области педагогической деятельности выпускник должен продемонстрировать:

умение:

Ÿ делать педагогический анализ ситуации в исполнительском классе;

Ÿ использовать теоретические знания из области психологии общения в педагогической деятельности;

Ÿ пользоваться специальной литературой;

Ÿ подбирать репертуар с учетом индивидуальных особенностей ученика;

знание:

Ÿ основ теории воспитания и образования;

Ÿ психолого-педагогических особенностей работы с детьми школьного возраста;

Ÿ требований к личности педагога;

Ÿ основных исторических этапов развития музыкального образования в России и за рубежом;

Ÿ основных положений законодательных и нормативных актов в области образования, непосредственно связанных с деятельностью образовательных учреждений дополнительного образования детей, среднего профессионального образования, прав и обязанностей обучающихся и педагогических кадров;

Ÿ творческих и педагогических вокальных исполнительских школ;

Ÿ современных методик обучения пению;

Ÿ педагогического репертуара детских музыкальных школ и детских школ искусств;

Ÿ профессиональной терминологии.

 

Приложение 1