Использование игровых форм обучения в системе дополнительного образования подростков (на примере занятий по теме «Мифы Древней Эллады»)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты организации обучения в условиях дополнительного образования………………………………………………..3

1.1 Особенности и место игры в системе дополнительного образования…….7

1.2 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста……….10

1.3 Особенности эстетического воспитания подростков в системе дополнительного образования………………………………………………15

Глава 2. Методика организации игровых форм в условиях дополнительного образования……………………………………………………………………19

2.1 Классификация игры как деятельности и виды игровых форм обучения.19

2.2 Модели занятий с использованием игровых форм работы по теме «Мифы Древней Эллады» в дополнительном образовании…………………………..24

2.2.1 Методические рекомендации к занятию по теме «Древняя Греция. Мифы, боги, герои, люди»…………….……………………24

2.2.2 Методические рекомендации к уроку — игре по теме «Мифы Древней Греции»……………………………………………………..26

2.2.3 Методические рекомендации к контрольному уроку «Мифология народов мира»…………………………………………29

Заключение…………………………………………………………………….31

Список источников и литературы…………………………………………33

Приложения ……………………………..……………..………………………36

Введение

Современное развитие России выявило необходимость создания инновационных подходов к обучению и воспитанию нынешнего поколения детей. В связи с модернизацией российского образования возникла необходимость целенаправленного психолого-педагогического исследования, результатом которого должны стать эффективные формы обучения школьников в новом социокультурном пространстве.

Переход к личностно ориентированному, индивидуализированному образованию дает возможность педагогам изобретать новые или преобразовывать старые методы работы. Изучая литературу по теме, мы пришли к выводу, что система дополнительного образования очень нуждается в методических разработках, в этом мы видим актуальность нашей работы.

При прохождении педагогической практики автор столкнулся с рядом проблем, одной из которых является информативная неподготовленность детей по древнегреческой мифологии. В процессе изучения тем по древнегреческой культуре было выявлено, что дети с трудом понимали, что изображено в том или ином произведении искусства. Знание древнегреческой мифологии не дает возможности для более глубокого изучения дальнейших этапов Мировой художественной культуры, т.к. многие творцы неоднократно возвращались к древнегреческому наследию. Ярким примером является эпоха Возрождения с такими титанами как Леонардо да Винчи, Микеланждело Буонарроти и Сандро Боттичелли. Древнегреческая культура является колыбелью Западноевропейского искусства. Таким образом, целью данной работы является разработка занятий с использованием игровых методов работы по теме «Мифы Древней Эллады».

6 стр., 2566 слов

Методические рекомендации по организации работы муниципального ...

... молодежи. В настоящих методических рекомендациях предлагаем алгоритм внедрения системной профилактической антинаркотической работы в муниципальном образовании посредством организации ... работы с целевыми группами участников антинаркотического мероприятия: · консультирование; · просветительские беседы, лектории с видеосопровождением материала; · практикумы; · тренинги; · интерактивные игровые ...

Для достижения цели был сформулирован ряд задач:

1. рассмотреть особенности и место игры в системе дополнительного образования;

2. выявить особенности эстетического воспитания в системе дополнительного образования;

3. проанализировать психолого-педагогические особенности подросткового возраста;

4. привести классификацию и виды игровых форм работы;

5. на основе всего вышеперечисленного создать разработки уроков с использованием игровых форм работы по теме «Мифы Древней Эллады»;

6. экспериментально проверить условия реализации игровых форм в условиях дополнительного образования.

Гипотеза нашей работы: созданные разработки будут эффективны, если в них будут учтены следующие условия:

· разработана организационно-педагогическая форма игровой деятельности подростков;

· подобрано содержание и методы организации игровой деятельности подростков;

· подготовлены критерии оценки эффективности игровых форм обучения подростков в учреждениях дополнительного образования.

Объект исследования: процесс обучения в учреждениях дополнительного образования.

Предмет исследования: игровые методы работы в процессе изучения мифов Древней Греции подростков в системе дополнительного образования.

Для решения задач был использован следующий комплекс методов:

1. теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме;

2. эмпирические: анализ выполнения тестовых заданий, наблюдение, обобщение педагогического опыта, классификация игры.

Апробация проводилась на базе летнего лагеря для одаренных школьников (ЛИС) летом 2013 года, в которой приняло участие 66 школьников в возрасте от 13 до 16 лет.

В данной работе рассмотрены дидактические возможности организации игровых форм работы в учреждении дополнительного образования:

· разработка ситуации успеха для любого учащегося;

· добровольность обучения;

· совместное творчество взрослого и ребенка;

· индивидуализированный процесс обучения;

· критерии оценка эффективности игровых форм работы подростков.

Практическая значимость данной работы состоит в методической разработке нескольких занятий по эффективному использованию игровых форм обучения подростков для педагога дополнительного образования.

5 стр., 2366 слов

Инновационные методы обучения в работе педагога

... действий педагога и учащихся; .Совокупность приемов работы. Обучение, как взаимодействие педагога и учащихся обусловлено его ... средств активизации учебного процесса в системе образования. Понимание игры, как специального вида человеческой ... обучения: 1. Имитационные методы, формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности: игровые ...

В ходе исследования нами был проанализирован ряд научной литературы и источников по следующим направлениям: возрастная психология, теоретические и методические аспекты работы учреждений дополнительного образования, существующие разработки с использованием игровых форм обучения, а так же была рассмотрена литература, касающаяся теоретического обоснования игры в образовании. В изучении психолого-педагогических особенностей подросткового возраста большую помощь оказал электронный учебник по возрастной психологии для ВУЗов Л.Ф. Обуховой, в которой были подробно описаны все новообразования данного периода, так же дано описание кризисных ситуаций, касающихся отношений подростков и взрослых. Изучены издания, где представлены исторические концепции понимания подросткового возраста таких известных психологов как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и Ж. Пиаже. В ходе изучения этих концепций были просмотрены издания самих авторов по данной теме. Так же были изучены нормативные документы, регламентирующие дополнительное образование детей: Федеральный закон «О дополнительном образовании» (2002 г.), Закон Российской Федерации «Об образовании» (2013 г.), Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (2008 г.).

Кроме этого были изучены некоторые диссертационные работы по теме курсовой, в которых была использована информация, касающаяся эстетического воспитания в условиях дополнительного образования. Автором просмотрено большое количество педагогических сайтов, где было подробно изучено большое количество разработок различных уроков, в частности по теме «Мифы Древней Греции». В ходе написания второй главы в качестве обоснования игры как средства обучения были изучены такие авторы как И. Хейзенга, К. Гросс, Г. Жарков, Д.Б. Эльконин.

Данная курсовая работа состоит из введения, первой главы, состоящей из трех подпунктов, второй главы, которая разделена на два раздела, заключения, списка литературы и источников и приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты организации обучения в условиях дополнительного образования

1.1 Особенности и место игры в системе дополнительного образования

Специфика воспитания и обучения подростков обусловлена многими факторами, особое место среди которых занимает растущая потребность неформального образования, нацеленного на предоставление каждому ребенку возможности творческой самореализации. Отечественной педагогической практике необходимы разработки новационных моделей обучения подростков в учреждениях дополнительного образования. Она так же нуждается в научно-методическом сопровождении и обосновании этого процесса. Таким образом, потребность в исследованиях возможностей дополнительного образования актуализируется, равно как и решение задач результативности обучения подростков.

Развернувшееся с конца 80-х годов в нашей стране движение за обновление среднего образования, за демократизацию и гуманизацию школы привело к личностно ориентированному образованию, обеспечивающему использование способов решения проблем, которые способствуют развитию духовного и интеллектуального развития индивида.

Обладание информацией не является конечной целью обучения, важно, чтобы ребенок умел ею воспользоваться. Здесь уместно ввести термин «живые знания», который ввел в 1947 году А.Н Леонтьев, а ныне разрабатывает В.П. Зинченко, обозначающий совокупность знаний, умений и навыков. Идея «живого знания» выполняется только при условии соответственного отношения ученика к приобретаемым знаниям. Только таким образом они станут «подлинными органами его индивидуальности и определять его отношение к миру». [9, С. 45]

2 стр., 727 слов

Супервизия в системе дополнительного психологического обучения

... Наряду с предпосылками в развитии супервизорской службы имеется ряд препятствий: 1. Отсутствие образования в русле глубинной психологии. 2. Приток в психотерапию кадров с низкой ... является формирование у участников групп способности отслеживать собственные ощущения, чувства, мысли. Обучение протекает за счет грамотно даваемой обратной связи, которую помогает сформировать супервизор.Первый ...

Именно переход к личностно ориентированному образованию требует пересмотра самой сущности образования. Традиционное восприятие образования как совокупности умений, знаний и навыков с течение времени стало рассматриваться более широко — как изучаемый социальный опыт, включающий помимо вышеперечисленных так же опыт творческой деятельности и систему ценностей. Однако из всего этого следует, что основным результатом образования является объем полученных знаний.

Индивидуально — личностным результатом является образованность личности, заключающаяся в умении решать проблемы в различных сферах деятельности человека. Таким образом, мы выходим на проблемное обучение, которое дает возможность учащимся получить навыки решения ценностно — ориентационных, познавательных практических проблем в различных сферах деятельности. Однако содержание образования не может ограничиваться только школьным обучением, из которого нередко «выпадают» практическая и созидательная деятельность. Опыт трудовой, семейно-бытовой, образовательной, культурно — досуговой, социально-практической деятельности может быть достигнуть только путем непосредственного практического участия в каждой их этих сфер.

Проблему оптимального духовного досуга, обеспечивающего гармоничность развития и душевное здоровье ребенка, решает деятельность учреждений дополнительного образования. К числу активизирующих факторов относится игра. Игра несет познавательную нагрузку, воспитывает желание учиться, развивает логику, помогает в более интересной и занимательной форме решать учебные задачи.

Школьное базовое образование по объективным причинам не может полноценно использовать весь потенциал игровых форм обучения. По нашему мнению они могут быть эффективно использованы именно в сфере дополнительного образования. Принцип добровольного участия, заложенный в основе деятельности учреждений доп. образования, является необходимым условием самого существования таких учреждений. Система дополнительного образования имеет огромные возможности для углубления школьных знаний, так же, независимо от их профиля и направленности развивает в ребенке способность к самоопределению и самопознанию, так необходимых в подростковом возрасте.

Итак, в данном параграфе мы попытались рассмотреть роль и место игры в системе дополнительного образования. Индивидуальность обучения, добровольность посещения занятий, свобода действий на занятии, возможность рассказывать различные темы на более глубоком уровне — именно такие условия позволяют педагогу дополнительного образования использовать игровые формы обучения. Так же важно помнить и важнейшей потребности подросткового возраста, а именно о профессиональном самоопределении, которое в дополнительном образовании достигается без особых усилий.

1.2 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста

12 стр., 5551 слов

Электронный учебно-методический комплекс

... ППС преподаватель и обучаемый получают дополнительные возможности: Для преподавателя: реализация различных ... новых моделей и содержания непрерывного образования, в том числе с ... основы использования педагогических средств педагогический электронный учебный методический Профессионализация, как процесс ... управления, ясность инструкций, четкость представления текста и графики. 2. Дидактический ...

……..

, обретения и ловушки» [Текст] / О.Д. Завгородняя. — М.: Просвящение, 1987г. — 189 с.

8. Зацепина, М.Б. Культура досуга в семье [Электронный ресурс] — Режим доступа: < >9. Зинченко В.П. Живое знание [Электронный ресурс] / Режим доступа: < mgppu/ZZHz-1998/ZJZ-001.HTM>

10. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа: < >

11. Костина, А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества [Текст] / А. В. Костина. — М.: КомКнига, 2006. — 352 с.

12. Кравченко, А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов [Текст] / А.И.Кравченко. — М.: Академический проект, 2001. — 496с.

13. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю.Кулагина, В.Н. Колюцкий. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 464 с.

14. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции [Текст] / Н.А. Кун. — М.: Вече, 2007. — 376 с.

15. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Электронный ресурс] — Режим доступа: < uchebnik_voz.html>

16. Пермякова М. Ю. Значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей [Текст] / М.Ю. Пермякова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.).

— М.: Буки-Веди, 2012. — С. 203-206.

17. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Психологическая энциклопедия [Текст]/ А.А. Реан. — СПб.: Нева, 2002. — 656 с.

18. Тахо-Годи А.А. Античная литература [Текст] / А.А. Тахо-Годи. — М.: Просвещение, 1986. — 464 с.

19. Технология игры в обучении и развитии [Текст]: Учеб. Пособие/ Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С.; Московский пед. ун-т; Науч. ред. В. И. Журавлев. — М.: Рос. пед. агентство, 1996. — 268 с.

20. Тимошенко Л. Г. Педагогические условия эстетического воспитания детей в учреждениях дополнительного образования [Текст] // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin).

2009. Вып. 2 (80).

С. 53-56.

21. Федеральный закон «О дополнительном образовании» [Электронный ресурс] — Режим доступа: < >

22. Хейзинга Й. Человек играющий. Статьи по истории культуры [Текст] / Пер., сост. Д.В. Сильвестрова; Коммент. Д. Э. Харитоновича — М.: Прогресс — Традиция, 1997. — 416 с.

23. Эльконин Д.Б. Детская психология [Электронный ресурс] — Режим доступа: < mgppu/Edp-2007/Edp-001.htm>

24. Эльконин Д.Б. Психология игры [Электронный ресурс] — Режим доступа:

mgppu/EPi-1999/EPI-001.htm25.Приложение < mgppu/EPi-1999/EPI-001.HTMПриложение> № 1