Рабочая программа дисциплины б3.38 практическое (производственное) обучение

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической

деятельности

____________________Г. А. Папуткова

«______» _________________20____г.

Направление подготовки: 051000.62 Профессиональное обучение по отраслям

Профиль подготовки: Экономика и управление

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Н. Новгород

2013

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 051000 Профессиональное обучение по отраслям, утвержденного «22» декабря 2012г., номер государственной регистрации 781.
  2. Учебного плана по направлению 051000.62 Профессиональное обучение по отраслям, профилю подготовки экономика и управление, утвержденного «08» июня 2010г.

Рабочая программа по дисциплине «Практическое (производственное) обучение» принята на заседании кафедры «экономики организации», протокол

№ ______ от «_______» ______________ 2012г.

Разработчик: к.соц. н., доцент / О.А. Немова

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой «Экономики организации»

_________________/ В.П.Кузнецов/

«____»_______________2013г.

СОГЛАСОВАНО

Зав. выпускающей кафедрой

«Экономики организации»

________________/В.П.Кузнецов/

«___» ___________2013г.

СОГЛАСОВАНО

Директор библиотеки

_________________/_______________/

«____»_______________2013г.

  1. Цели и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины «Практическое (производственное) обучение является изучение теории и практики этики и психологии деловых отношений для обеспечения овладения студентами знаний и навыков в области деловой коммуникации, необходимых для успешной профессионально-педагогической деятельности.

2 стр., 967 слов

Система внутрифирменного обучения как инновационный ресурс организации

... рыночной экономики требуют постоянной эволюции в компетенции работников, в том числе потенциальной, которую необходимо развивать. В США и в странах Западной Европы профессиональное обучение взрослых ... с последующей рефлексией группового процесса. Деловые и ролевые игры, анализ проблем организации. 3. Развитие межличностной и внутрифирменной коммуникации, формирование навыков преодоления конфликтов. ...

По результатам освоения дисциплины бакалавр способен решать следующие профессиональные задачи:

— организация процесса обучения рабочих с применением эффективных методик организации и профессиональной подготовки;

— участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой);

— освоение основных закономерностей общения и способов управления группой;

— управление работой команды исполнителей для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ;

— понимание сути профессиональной этики педагога, экономиста и менеджера;

— овладение техникой, приемами и правилами составления документации адекватных коммуникационной задаче;

— планирование и проведение различных видов и типов занятий по теоретическому и практическому (производственному обучению).

2. Место дисциплины в структуре ооп впо

Цикл, к которому относится дисциплина: профессиональный.

Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина:

— гуманитарного блока (история, философия, социология, общая психология, культурология, маркетинг, менеджмент и т.д.).

— математического и естественнонаучного (общенаучного) цикла (возрастная физиология и психофизиология);

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: возрастная физиология и психофизиология.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:

ОК-2 – осознанием ключевых ценностей профессионально-педагогической деятельности (демонстрирует глубокое знание всех ключевых ценностей профессии), проявляет понимание их смыслов и значений, высказывает свое отношение к каждой ключевой ценности профессии, демонстрирует системность, целостность представлений о ценностных отношениях к человеку (обучающемуся);

ОК-5 – способностью проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности;

ОК-6 – готовностью к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений;

ОК-8 – готовностью к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию;

ОК-10 – владением способами формирования идеологии, освоения и приумножения культуры у обучающихся ОУ НПО и СПО, оказанием помощи в мировоззренческом самоопределении и становлении личности будущего рабочего (специалиста;

В результате освоения данной дисциплины студент должен:

Знать:

— специфику психологического и этического компонента гуманитарного знании, его структуру и социальную роль, которое оно играет в обществе, а также место, которое содержание предмета психологии и этики деловых отношений занимает в системе научного знания;

— основные теории взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами.

Уметь:

— анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению эффективности;

— добросовестно исполнять профессиональные обязанности и соблюдать основные принципы и правила профессиональной этики педагога;

— владеть культурой мышления, способностью к анализу и различных синтезу информационных потоков, постановке целей и выбору путей её достижения.

Владеть навыками:

— способностью анализировать значимые социально-экономические, политические и духовно-нравственные процессы, происходящие в современном российском социуме;

— владеть навыками профессионально-педагогической и деловой коммуникации.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего зач.ед.

Всего часов

Семестр

2, 3, 4

Общая трудоемкость дисциплины

11

396

396

Аудиторные занятия

228

228

Лекции

57

57

Практические занятия

171

171

Самостоятельная работа

168

168

Вид итогового контроля

Зачет, зачет, экзамен

5. Содержание дисциплины

5.1. Тематический план

Раздел дисциплины

Количество часов

Итого по разделам дисциплины

Лекции

Практи-ческие занятия

Самостоя-тельная работа

  1. Раздел 1. Теоретические основы психологии и этики делового общения

18

56

56

130

1.1. Предмет, основные задачи понятия и задачи психологии и этики делового общения

1

3

3

7

1.2. Этика и социальная ответственность организации

1

3

3

7

1.3. Управление этическим уровнем организации

1

3

3

7

1.4. Деловая этика в российском бизнесе

1

3

3

7

1.5. Профессиональная этика педагога.

1

3

3

7

1.6. Проблемы этики и психологии общения в истории философской и психологической мысли

1

3

3

7

1.7. Русские мыслители о духовно-нравственных аспектах хозяйственной деятельности.

1

3

3

7

1.8. Психическая структура личности и практика делового общения

1

3

3

7

1.9. Детерминация поведения личности в деловом общении.

1

3

3

7

1.10. Деловое общение и психодиагностика.

0

2

3

5

1.11. Деловое общение в рабочей группе

1

3

3

7

1.12. Стиль и социально-психологические проблемы руководства.

1

3

3

7

1.13. Основные этические принципы и нормы деловых отношений.

1

3

3

7

1.14. Деловая этика в российском бизнесе.

1

3

3

7

1.15. Этика деятельности организации в условиях рыночной экономики.

1

3

3

7

1.16. Этика деятельности руководителя

1

3

3

7

1.17. Правила конструктивной крити­ки и принципы восприятия критики.

0

4

3

7

1.18. Стиль и социально-психологические проблемы руководства

1

3

3

7

1.19. Конфликты и пути их разрешения

1

1

1

3

1.20. Стрессы

1

1

1

3

Раздел 2. Общение как инструмент психологии и этики деловых отношений

20

58

56

134

2.1. Деловое общение как область социальной практики

2

6

6

14

2.2. Детерминация поведения личности в деловом общении

2

6

6

14

2.3. Этика делового общения

2

6

6

14

2.4. Основные виды делового общения. Психология общения

2

6

6

14

2.5. Деловые беседы, переговоры, совещания и презентации

2

6

6

14

2.6.

2

6

6

14

2.7. Неформальное общение в деловых отношениях и его особенности

2

6

6

14

2.8. Трудности и дефекты общение в деловых отношениях. Эффективное общение

2

6

6

13

2.9. Проблемы делового общения и их преодоление

2

6

6

14

2.10. Манипуляции в деловом общении

2

4

2

8

Раздел 3. Этика и этикет деловых отношений. Профессиональная этика педагога

19

57

56

132

3.1. Бытовой и деловой этикет: сходства и отличия

1

8

5

14

3.2. Приветствие, представление и закрепление знакомства

1

8

5

14

3.3. Визитная карточка в деловом общении

1

8

5

14

3.4. Имидж делового человека. Представительское общение

2

7

5

14

3.5. Нормы делового этикета на презентациях, выставках, ярмарках

2

7

5

14

3.6. Презентации и нормы делового этикета

2

7

5

14

3.7. Этико-психологические аспекты организации встреч, симпозиумов, совещаний

2

1

5

8

3.8. Деловые приёмы, встречи, церемониалы

2

1

5

8

3.9. Этикет делового телефонного разговора

2

1

5

8

3.10. Этикет деловой письменной речи (нитекет)

2

1

5

8

3.11. Психология делового общения с аудиторией

1

4

3

8

3.12. Психология и этика межнационального делового общения и гендерные аспекты деловых отношений

1

4

3

8

  1. Итого:

57

171

168

396

5.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Теоретические основы психологии и этики делового общения

Тема 1.1. Предмет, основные задачи понятия и задачи психологии и этики делового общения. Основные принципы и понятия дисциплины «Психология и этика делового общения». Этика деловых отношений как область научного знания.

Тема 1.2. Этика и социальная ответственность организации. Социальная ответственность бизнеса. Кодексы корпоративной этики современных компаний.

Тема 1.3. Управление этическим уровнем организации. Этический кодекс. Разработка «карт этики». Этапы внедрения этических кодексов. Основные подходы к созданию этических кодексов.

Тема 1.4. Деловая этика в российском бизнесе. Актуальность освоения этики российскими предпринимателями и менеджерами. Проблемы деловой этики в современном российском предпринимательстве и менеджменте. Роль эффективного делового общения в современном бизнесе.

Тема 1.5. Профессиональная этика педагога. Основные ключевые ценности профессионально-педагогической деятельности. Этический кодекс педагога. Тема 1.6. Проблемы этики и психологии общения в истории философской и психологической мысли. Мыслители древности и Нового времени о людях как о субъектах общения. Психологическое направление в социологии. Психология народов. Психология масс. Психология межличностного общения.

Тема 1.7. Русские мыслители о духовно-нравственных аспектах хозяйственной деятельности. П. Лавров, Н. Михайловский. Анализ мотивов деятельности людей.Е. Де-Роберти, Н. Кареев. Психология межличностного общения. Г. Плеханов, В. Ленин о психологическом складе социальных групп. Коллективная рефлексология В. Бех­терева. А. Ухтомский о доминанте психической деятельности человека. Д. Узнадзе об установках психической деятельности людей. Деятельностный подход в психологии. С. Рубинштейн. Культурологическая теория развития психики. Л. Выготский. Развитие психологии личности и межличностных отношений в трудах других российских ученых.

Тема 1.8. Психическая структура личности и практика делового общения. Структура психики по Фрейду. Модель психической структуры личности в аналитической психологии Юнга. Гуманистический и когнитивный подходы к пониманию психики личности.

Тема 1.9. Детерминация поведения личности в деловом общении. Факторы детерминации поведения личности.Макро- и микросреда личности.Динамика человеческого поведения.Ролевое поведение в деловом общении.

Тема 1.10. Деловое общение и психодиагностика. Психодиагностика и тесты. Классификация тестов. Социально-психологические исследования: виды, классификация, содержание, специфические особенности. Организация социологического исследования. Составление программы социально-психологического исследования.

Тема 1.11. Деловое общение в рабочей группе. Рабочая группа: социально-психологические особенности. Профессиональная зрелость рабочей группы.Типы взаимоотношений в системе руководитель — подчиненный. Морально-психологический климат коллектива.Классификация психотипов личностей. Проблема лидерства.Роль руководителя в становлении коллектива

Тема 1.12. Стиль и социально-психологические проблемы руководства. Стили руководства. Роль руководителя в становлении коллектива. Стиль и социально-психологические проблемы руководства. Классическая типология Курта Левина. Выбор оптимального стиля руководства: ситуационный подход. Многомерные модели стилей руководства. Психологические проблемы стилей руководства

Тема 1.13. Основные этические принципы и нормы деловых отношений. Этические принципы современного делового мира (свобода, пунктуальность, конфиденциальность, доброжелательность, внимание к окружающим, внешний облик, грамотность).

Механизмы поддержания деловой этики и контроля за соблюдением этических норм.

Тема 1.14. Деловая этика в российском бизнесе. Актуальность освоения этики российскими предпринимателями и менеджерами. Проблемы деловой этики в современном российском предпринимательстве и менеджменте

Тема 1.15. Этика деятельности организации в условиях рыночной экономики. Этика и социальная ответственность организаций. Этические нормы в деятельности организаций. Повышение этического уровня организации.

Тема 1.16. Этика деятельности руководителя. Этические нормы организации и этика руководителя. Управление этическими нормами межличностных отношений в коллективе. Нормы этичного поведения руководителя. Этика взаимоотношений с «трудным» руководителем. Этика решения спорных вопросов и конфликтных ситуаций.

Тема 1.17. Правила конструктивной крити­ки и принципы восприятия критики. Конфликты и пути их разрешения. Функции критики как обязательной составляющей служебной деятельности. Этические требования к критике. Этические рекомендации: а) для критикующего, б) для критикуемого. Зависимость результативности критики от степени её этичности. Конфликты: структура, виды, стадии разрешения. Предпосылки возникновения конфликтов в процессе деловых отношений. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Конфликты в личностно-эмоциональной сфере. Правила поведения в конфликтной ситуации. Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта. Варианты способы эффективного разрешения конфликтной ситуации. Понятие и природа стресса. Причины и источники стресса. Профилактика стрессов в деловом общении. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения.

Тема 1.18. Стиль и социально-психологические проблемы руководства. Стиль руководства. Классическая типология Курта Левина.Выбор оптимального стиля руководства: ситуационный подход. Многомерные модели стилей руководства. Психологические проблемы руководства

Тема 1.19. Конфликты и пути их разрешения. Функции критики как обязательной составляющей служебной деятельности. Этические требования к критике. Этические рекомендации: а) для критикующего, б) для критикуемого. Зависимость результативности критики от степени её этичности. Конфликты: структура, виды, стадии разрешения. Предпосылки возникновения конфликтов в процессе деловых отношений. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Конфликты в личностно-эмоциональной сфере. Правила поведения в конфликтной ситуации. Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта. Варианты способы эффективного разрешения конфликтной ситуации.

Тема 1.20. Стрессы. Обретение стрессоустойчивости в деловом общении. Понятие и природа стресса. Причины и источники стресса. Профилактика стрессов в деловом общении. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения

Раздел 2. Общение как инструмент психологии и этики деловых отношений

Тема 2.1. Психологические аспекты и этические принципы общения. Общие понятия о деловом общении. Деловое общение в работе менеджера. Основные точки зрения по проблемам взаимосвязи деятельности и общения, сложившиеся в отечественной и зарубежной науках. Общение в сфере психологических наук. Основные функции и формы общения. Виды общения, понятие делового общения. Этические нормы и принципы делового общения.

Тема 2.2. Психология личности в деловом общении. Структура личности, понятие архетипов. Основные характеристики личности. Психологические типы и поведение личности. Особенности национально-психологических типов личностей в деловом общении

Тема 2.3. Взаимодействие, коммуникации, техническое обеспечение делового общения. Взаимодействие и воздействие в процессе делового общения. Коммуникации в деловом общении. Техническое обеспечение информационного взаимодействия.

Тема 2.4.Вербальные коммуникации. Деловая риторика и основы публичного выступления. Организация публичного выступления. Деловая беседа. Деловое совещание. Спор в ходе делового общения.

Тема 2.5. Деловые переговоры. Понятие и организация деловых переговоров. Методы и тактика ведения деловых переговоров. Аргументация в процессе деловых переговоров. Вопросы и ответы в деловых переговорах. Слушание в ходе деловых переговоров. Организация делового разговора по телефону.

Тема 2.6. Документационное обеспечение делового общения. Документирование управленческой деятельности. Деловая и коммерческая переписка

Тема 2.7. Невербальные коммуникации. Основы невербального общения. Основные формы невербального общения. Взгляд и жесты в кинесическом невербальном общении. Контролирование процесса делового общения на основе невербальных средств

Тема 2.8. Особенности делового общения в трудовом коллективе. Понятие трудового коллектива и его основные признаки. Роль малой группы в функционировании трудового коллектива. Специфика деловых отношений в рабочих группах. Рабочая группа, эффективность ее функционирования. Психологическая структура, роли и отношения в трудовом коллективе.

Тема 2.9. Конфликт в деловом общении. Понятие конфликта, функции конфликтов и их классификация. Предпосылки и причины возникновения конфликтов в деловом общении. Развитие конфликта и поведение участников. Пути разрешения конфликтных ситуаций. Управление конфликтами и предотвращение конфликтных ситуаций. Ведение переговоров в конфликтной ситуации. Юмор как средство регулирования поведения работников.

Тема 2.10. Манипуляции в деловом общении. Технологии выявления способов и приемов манипулятивного воздействия. Организационно-процедурные манипуляции. Психологические манипуляции. Организационно-процедурные манипуляции. Правила управления манипуляциями

Раздел 3. Этика и этикет деловых отношений.

Тема 3.1. Бытовой и деловой этикет: сходства и отличия. История возникновения и развития этикета. Этапы становления этикета в России. Роль делового этикета в современном мире. Теоретическая и нормативная этика. Формирование профессиональной этики. Принципы этики деловых отношений. Общая характеристика норм деловых от­ношений. Профессиональная этика педагога

Тема 3.2. Приветствие, представление и закрепление знакомства. Правила приветствия в деловой сфере. Представление и титулование; виды титулов. Знаки внимания в современной деловой практике; их функции и дифференциация. Назначение подарков в современной деловой практике; их рациональное использование. Правила делового этикета, действующие при получении и вручении подарков. Подарок или взятка: основные отличия.

Тема 3.3. Визитная карточка в деловом общении. Виды визитных карточек. Приёмы вручения и опыт использования визитных карточек для поддержания деловых связей. Требования к оформлению визитных карточек.

Тема 3.4. Имидж делового человека. Представительское общение. Общая характеристика стиля: консерватизм, умеренность, аккуратность и пр. Тре­бования к деловой одежде (ткань, цвет, фасон) и обуви, а также к причёске, аксессуарам и т.д. Особенности женской деловой одежды. Основные требования к личным качествам, манерам и внешнему облику личности представителя. Способы формирования заинтересованности потенциальных партнеров. Роль вербальной, наглядной, цифровой и графической информации в представительском общении.

Тема 3.5. Нормы делового этикета на презентациях, выставках, ярмарках. Цели и задачи презентации, её виды. Содержание презентации, методы её проведения. Требования делового этикета для фирмы, организующей презентацию, и для приглашённых. Рекомендации выступающему на презентации. Роль и место выставок и ярмарок в развитии деловых отношений.

Тема 3.6. Презентации и нормы делового этикета. Цели и задачи презентации, её виды. Содержание презентации, методы её прове­дения. Требования делового этикета для фирмы, организующей презентацию, и для приглашённых. Рекомендации выступающему на презентации.

Тема 3.7. Этико-психологические аспекты организации встреч, симпозиумов, совещаний. Психологические нормы деловой встречи гостя. Обеспечение доставки в автомобиле, расчет маршрута движения, порядок встречи официальными представителями принимающей стороны. Условия обеспечения психологического комфорта при организации деловых совещаний, симпозиумов, конференций; этические аспекты формального и неформального общения на деловых встречах.

Тема 3.8. Деловые приёмы, встречи, церемониалы. Роль деловых приёмов в развитии и обеспечении эффективности деловых отно­шений. Цель и назначение деловых приёмов.

Тема 3.9. Этикет делового телефонного разговора. Практические рекомендации и нормы делового этикета в отношении телефонного разговора. Что можно и нужно и что нельзя говорить по телефону. Методы достижения результативности телефонного делового разговора в рамках этикета. Недочеты телефонного разговора, отрицательно влияющие на имидж организации

Тема 3.10. Этикет деловой письменной речи (нитекет).

Деловой этикет в письменной речи. Особенности официально-делового стиля. Приветствия в письменной речи и личные обращения. Правила хорошего слога. Формулирование просьбы, запроса, напоминания, требования; выражение благодарности, сожаления, сочувствия, приглашения, поздравления, сообщение негативной информации с учетом бизнес-этикета.

Тема 3.11. Психология делового общения с аудиторией. Аудиторное деловое общение, его организация. Подготовка к аудиторному общению. Аудиторное общение как процесс. Роль устной речи и других коммуникативных средств в аудиторном общении.

Тема 3.12. Психология и этика межнационального делового общения и гендерные аспекты деловых отношений. Психологическое и этикетное взаимодействие представителей разных этно-национальных культур в деловом общении. Российские и зарубежные особенности делового этикета. Религиозная компонента в деловом межнациональном общении: её проявления в разных социокультурных ситуациях. Разнообразие национальных стилей ведения переговоров и поведения делегаций на них.

5.3. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями

Наименование компетенций

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

3

ОК-2

+

+

+

ОК-5

+

+

+

ОК-6

+

+

+

ОК-8

+

+

+

ОК-10

+

+

+

6. Образовательные технологии

Лекционно-семинарская- зачетная система(дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке студента в соответствии с графиком учебного плана);

Проблемное обучение(создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности студентов по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности);

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых игр, деловых и других видов обучающих игр (развитие кругозора, познавательной и творческой деятельности, формирование лидерских навыков и способов коллективной работы);

— Технология развития критического мышления через чтение и письмо (позволяет вырабатывать у студентов критическое отношение к учебному тексту, а также различным информационным потокам).

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Основная литература:

  1. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 415с.
  2. Сидоров П.И., Путин, М.Е., Коноплева И.А. Деловое общение: Учебник для вузов / Под ред.проф. П.И. Сидорова. – 2-е изд., перераб. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 384с.
  3. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник М.: Инфра-М, 20012. — 367 с.
  4. Ковальчук А.С. Основы делового общения Учебное пособие для студентов вузов / А. С. Ковальчук. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.- 300с.

7.2. Дополнительная литература:

1. Аминов И.И. Психология делового общения: учеб. пособие. 4е изд. – М., 2007–303с.

2. Ботавина, Р.Н. Этика деловых отношений: Уч. пособие / Р.Н. Ботавина. — М.: Финансы и статистика, 2008.

3. Свадьбина, Т.В.Этика менеджера / Т.В. Свадьбина. — Н. Новгород: НГПУ, 2008.

4. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., 2007.

5. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Управление персоналом: теория и практика. Этика деловых отношений: учебно-практическое пособие / под ред. А.Я. Кибанова.-  М.:Проспект, 2012. -88 с.

7.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. http://azps.ru/articles/org/indexdo.html – А. Я. Психология: описания психологических тестов, тестирование он-лайн, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов. – (16.10.2010).

2. – «Деловое общение». – (16.10.2010).

3. http://www.aup.ru/books/m161/ – Скаженик, Е. Н. Деловое общение : учебное пособие / Е. Н. Скаженик. – Таганрог : ТРТУ, 2006. – (16.10.2010).

4. http://www.bibliotekar.ru/biznes-29/36.htm – Электронная библиотека. «Менеджмент. Деловое общение. Правила ведения бесед и совещаний». – (16.10.2010).

5. – Методическое пособие на тему «Деловое общение». – (16.10.2010).

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Реализация дисциплины требует наличия учебной аудитории с мобильными партами и стульями.

Оборудование учебного кабинета: доска, мел, раздаточный материал.

Технические средства обучения: мультимедийное оборудование.

9. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Формируемые компетенции и используемые оценочные средства

Наименование компетенции

Показатель оценки сформированности компетенции

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

3

ОК-2

осознанием ключевых ценностей профессионально-педагогической деятельности (демонстрирует глубокое знание всех ключевых ценностей профессии), проявляет понимание их смыслов и значений, высказывает свое отношение к каждой ключевой ценности профессии, демонстрирует системность, целостность представлений о ценностных отношениях к человеку (обучающемуся)

Знает: основные ключевые ценности профессионально-педагогической деятельности

Умеет: высказать свое отношение к каждой ключевой ценности профессии

Владеет: знаниями основных ценностей профессии

Контр. вопросы

Творческое задание

Анализ и решение профессиональной ситуации

ОК-5

способностью проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности

Знает: генезис развития этических взглядов зарубежных и отечественных мыслителей на хозяйственную деятельность человека

Умеет: сопоставлять взгляды мыслителей по вопросам этики

Владеет: разными способами освоения и передачи культурного опыта

Колоквиум

Контр. вопросы

«Деловая игра»

ОК-6

готовностью к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений

Знает: методики диагностики и самодиагностики социально-психологических состояний как отдельно взятого человека, так и коллектива в целом

Умеет: грамотно осуществлять межличностные коммуникации

Владеет: навыками освоения культурного богатства

Тест

Тест

Семинар

ОК-8

готовностью к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию

Знает: правила этики делового общения, виды деловых коммуникаций

Умеет: обеспечивать благоприятный психологический климат в коллективе

Владеет: методами и приемами диагностирования психологического климата в коллективе

Семинар

Тест

Тест

ОК-10

владением способами формирования идеологии, освоения и приумножения культуры у обучающихся ОУ НПО и СПО, оказанием помощи в мировоззренческом самоопределении и становлении личности будущего рабочего (специалиста

Знает: способы формирования мировоззренческих установок у обучающихся НПО и СПО

Умеет: оказывать помощь в мировоззренческом самоопределении и становлении личности будущего рабочего

Владеет: инновационными навыками организации занятий

Контр. вопросы

«Деловая игра»

Колоквиум

Контрольные вопросы к зачету №1

  1. Психология и этика деловых отношений как наука.
  2. Сущность моральной регуляции поведения людей.
  3. Эволюция этических подходов к хозяйственной деятельности
  4. Русские мыслители о духовно-нравственных аспектах хозяйственной деятельности.
  5. Определение понятия этики деловых отноше­ний.
  6. Межличностные отношения в группе.
  7. Универсальные этические принципы для современных деловых отношений
  8. Факторы определяющие отноше­ния субъектов деловых отношений к этическим нормам.
  9. Механизм действия закономерности неопре­деленности отклика по модели Портера — Лоулера.
  10. Сущность и практическое проявление не­адекватности отображения человека и неадекватности самооценки.
  11. Причины возникновения закономерности искаже­ния смысла информации.
  12. Практичес­кие рекомендации, направленные на снижение негативных последствий действия закономерности искаже­ния смысла информации.
  13. Сущность понятий психологической безопасно­сти и психологической самозащиты.
  14. Основные причины усиления внимания к этической стороне деловых отношений в современном обществе.
  15. Этические проблемы на макроуровне и микроуровне деловых отношений.
  16. Социальная ответственность организации.
  17. Механизм влияния этики на социальную ответственность организации.
  18. Преимущества и недостатки политики социаль­ной ответственности организации.
  19. Сущность важнейших принципов социаль­ной ответственности организации.
  20. Причины, приводящие к неэтичным действиям организации.
  21. Необходимые меры для повышения уров­ня этичности в деятельности организаций.
  22. Этические нормы в деятельности организации.
  23. Назовите основные разделы правил этики организации.
  24. Проявление аморальности работодателя в трудовых отношениях
  25. Виды морали действующие в организациях нашей стра­ны в период становления рыночных отношений.
  26. Меры повышения этического уровня организации и сотрудников организациями.
  27. Этический кодекс организаций: цель разработки и содержание.
  28. Авторитет руководителя: факторы, оказывающие влияние на авторитет руководителя
  29. Перечислите отличительные черты авторитарного руководи­мая от руководителя-демократа.
  30. Правила, которых должен придерживаться руководитель при общении с людьми
  31. Коллектив, личность, индивидуальность.
  32. Сущность экономической и социальной функ­ций производственного коллектива.
  33. Содержание этапов процесса формирования и коллектива.
  34. Морально-психологический климат коллектива.
  35. Охарактеризуйте сущность методики оценки психологичес­кой атмосферы и межличностных отношений в коллекти­ве Ф. Фидлера.
  36. Основные способы регулирования межличностных отноше­ний в коллективе.
  37. Назовите общие функции управления, осуществляемые ру­ководителем в своей деятельности.
  38. Инструментарий этики деловых отношений современного эффективного руководителя.
  39. Назовите характерные черты «трудного» руководителя и основные причины их проявления.
  40. Взаимосвязь этических правил взаимоот­ношений с «трудным» руководителем и правил критики ее восприятия.
  41. Раскройте организационные вопросы управления, помо­гающие нормализации отношений с руководителем.
  42. Техника личной работы при взаимодействии с «трудным» руководителем.
  43. Сущность понятия «конфликт». Конфликты: структура, виды, стадии разрешения.
  44. Предпосылки возникновения конфликтов в процессе деловых отношений.
  45. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.
  46. Конфликты в личностно-эмоциональной сфере.
  47. Правила поведения в конфликтной ситуации.
  48. Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта.
  49. Варианты способы эффективного разрешения конфликтной ситуации.
  50. Причины возникновения конфликтных ситуаций в организации и методы их преодоления.
  51. Раскройте роль норм общественного поведения в реше­нии спорных вопросов, конфликтных ситуации.
  52. Правила конструктивной крити­ки и принципы восприятия критики.
  53. Функции критики как обязательной составляющей служебной деятельности.
  54. Этические требования к критике.
  55. Этические рекомендации: а) для критикующего, б) для критикуемого.
  56. Зависимость результативности критики от степени её этичности.
  57. Стрессы. Обретение стрессоустойчивости в деловом общении
  58. Понятие и природа стресса. Причины и источники стресса
  59. Профилактика стрессов в деловом общении.
  60. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения.

Контрольные вопросы к зачету №2

  1. Основные понятия и категории делового общения.
  2. Перечислите социальные функции делового общения.
  3. Основные принципы делового общения
  4. Методы воздействия на людей в процессе делового общения.
  5. Суть понятия «этика делового общения».
  6. Объяснить что такое благоприятный психологический климат в коллективе.
  7. Каковы условия формирующие благоприятный психологический климат в коллективе.
  8. Как предотвратить конфликт в деловом общении.
  9. Какие факторы следует учитывать в конфликтных ситуациях.
  10. Какие методы используются для изучения имиджа коллектива
  11. Что необходимо учитывать в работе над вербальным имиджем
  12. Какое значение имеет знание вербальных сигналов в деловом общении
  13. Какие вы знаете основные приемы риторики
  14. Как используются методы убеждения и внушения в публичных выступлениях.
  15. В чем проявляется культура организации делового общения
  16. Что такое имидж.
  17. Каковы основные составляющие имиджа человека.
  18. Как вы понимаете эффективность работы над имиджем человека.
  19. Какие вы можете назвать критерии имиджиирования.
  20. Каковы основные средства повышения эффективности в построении обязательного образа.
  21. Какое значение имеет самосовершенствование в формировании имиджа менеджера.
  22. Как проявляется этикет в деловом общении
  23. Что такое документ
  24. Перечислите основные виды служебной документации
  25. Каковы общие правила оформления документов.
  26. Какие реквизиты делового письма используются в оформлении служебной корреспонденции.

Контрольные вопросы к экзамену

  1. Бытовой и деловой этикет: сходства и отличия
  2. История возникновения и развития этикета.
  3. Этапы становления этикета в России.
  4. Роль делового этикета в современном мире.
  5. Теоретическая и нормативная этика.
  6. Формирование профессиональной этики.
  7. Принципы этики деловых отношений.
  8. Общая характеристика норм деловых от­ношений.
  9. Профессиональная этика педагога.
  10. Приветствие, представление и закрепление знакомства.
  11. Правила приветствия в деловой сфере.
  12. Представление и титулование; виды титулов.
  13. Знаки внимания в современной деловой практике; их функции и дифференциация.
  14. Назначение подарков в современной деловой практике; их рациональное использование.
  15. Правила делового этикета, действующие при получении и вручении подарков.
  16. Подарок или взятка: основные отличия.
  17. Визитная карточка в деловом общении.
  18. Виды визитных карточек.
  19. Приёмы вручения и опыт использования визитных карточек для поддержания деловых связей.
  20. Требования к оформлению визитных карточек.
  21. Имидж делового человека.
  22. Представительское общение: общая характеристика стиля: консерватизм, умеренность, аккуратность и пр.
  23. Тре­бования к деловой одежде (ткань, цвет, фасон) и обуви, а также к причёске, аксессуарам и т.д.
  24. Ошибки и промахи во внешнем виде делового мужчины, которых следует избе­гать.
  25. Особенности женской деловой одежды.
  26. Требования к цвету, фасону, фактуре ма­териала женской деловой одежды и обуви.
  27. Основные требования к личным качествам, манерам и внешнему облику личности представителя.
  28. Роль вербальной, наглядной, цифровой и графической информации в представительском общении.
  29. Требования неукоснительного выполнения обязательств, предупредитель­ности в отношениях с партнерами.
  30. Психологические особенности представительских отношений в формах международно-политического и межнационального общения.
  31. Нормы делового этикета на презентациях, выставках, ярмарках.
  32. Цели и задачи презентации, её виды.
  33. Содержание презентации, методы её проведения.
  34. Требования делового этикета для фирмы, организующей презентацию, и для приглашённых.
  35. Рекомендации выступающему на презентации.
  36. Роль и место выставок и ярмарок в развитии деловых отношений.
  37. Задачи выставок и ярмарок. Формы и виды деловых отношений, складывающихся на выставке (ярмарке).
  38. Морально-психологический фон ярмарочных, выставочных и презентационных мероприятий.
  39. Этико-психологические аспекты организации встреч, симпозиумов, совещаний.
  40. Психологические нормы деловой встречи гостя.
  41. Ведение деловой беседы и её этапы: начало, информирование присутствующих и обоснование выдвигаемых положений, завершение.
  42. Подготовка и проведение делового совещания; функции и роль ведущего: организация и ведение дискуссий; этапы принятия решений.
  43. Рассмотрение пожеланий другой стороны; завершение делового совещания и составление его протокола, коммюнике и т.п.
  44. Деловые приёмы, встречи, церемониалы.
  45. Роль деловых приёмов в развитии и обеспечении эффективности деловых отно­шений. Цель и назначение деловых приёмов.
  46. Организация подготовки, оформления встречи: стандарты и особенности.
  47. Протокольная структура переговоров.
  48. Виды приемов. Деловой завтрак. Коктейль. Фуршет. Торжественный обед. Приглашение на прием. Основные ошибки.
  49. Этикет делового телефонного разговора.
  50. Недочеты телефонного разговора, отрицательно влияющие на имидж организации.
  51. Этикет деловой письменной речи.
  52. Деловой этикет в общении по электронной почте (нетикет).
  53. Психология делового общения с аудиторией.
  54. Психология и этика межнационального делового общения
  55. Российские и зарубежные особенности делового этикета.
  56. Религиозная компонента в деловом межнациональном общении: её проявления в разных социокультурных ситуациях.
  57. Разнообразие национальных стилей ведения переговоров и поведения делегаций на них.
  58. Гендерные аспекты деловых отношений.
  59. Мужской и женский стили повседневных деловых отношений: их плюсы и минусы в межгендерных конфликтах и позициях в офисах.
  60. Феномен «служебного романа», его влияние на деловое общение в коллективе.

16