Предмет наблюдения
· Вербальное поведение
o Содержание речи
o Продолжительность речи
o Интенсивность речи
o И др.
· Невербальное поведение
o Экспрессия лица, глаз, тела,
o Выразительные движения
o И др.
· Перемещения людей
· Дистанция между людьми
· Физические воздействия
o Касания
o Толчки
o Удары
Преимущества метода наблюдения
· Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
· Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
· Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
· Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения
· Оперативность получения информации
· Относительная дешевизна метода
Недостатки метода наблюдения
· Отхождение от цели наблюдения (Получение фактов несоответствующих целям исследования)
· Прошлый опыт исследования влияет на последующие факты наблюдения
5) Эксперимент как один из основных методов исследования. Виды эксперимента.
Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.
Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследованиях:
· Возможность выбрать момент начала события
· Повторяемость изучаемого события
· Изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными.
В психологии используют лабораторные эксперименты, естественные эксперименты и формирующие эксперименты.
6) Метод опроса: виды, особенности опроса.
Метод опроса — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и интервьюируемы посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.
Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования.
Этапы исследования методом наблюдения
... методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса ...
К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.
Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.
7) Метод тестов. Основные виды тестов. Характеристика эффективных психологических тестов.
Психологическое тестирование — термин зарубежной психологии, обозначающий процедуру установления и измерения индивидуально-психологических отличий. Психологическое тестирование используется в различных сферах: профориентации, профотборе, психологическом консультировании, планировании коррекционной работы и т. д.
Правила организации и проведения психологического тестирования описываются в рамках соответствующей области психологии — психологической диагностики.
Психологический тест — стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого.
Виды тестов
· Психологический тест — стандартизированное испытание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных свойствах (чертах, способностях, состояниях) испытуемого.
· Вербальный тест— тест, построенный на использовании языка, когда тестируемый, выполняя задание, должен не совершать действия, а описать их словами.
· Стандартизованный тест — психологический тест с четко определенными неизменным списком вопросов, инструкцией, методами обработки результатов и подсчета баллов.
· Тесты личности— тесты психологического тестирования, направленные на изучение характера, способностей, эмоций, потребностей и других свойств человеческой личности.
· Тест достижений— стандартизированный тест, используются также в целях профессионального отбора.
· Тест имитации — психологический тест, состоящий в том, что человеку предлагается выполнить задание, хотя ситуация, в которой предстоит выполнить задание, не воссоздается. Тест имитации используется в процессе отбора претендентов на работу.
· Тест на профессиональную пригодность — психологический тест, направленный на выявление индивидуальных интересов и предпочтений.
· Тест интеллекта — тесты психологического тестирования, направленные на изучение степени развития интеллекта у человека.
8) Моделирование, анализ продуктов деятельности. Биографический метод.
АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — метод психологического исследования, в котором исследователь анализирует дневниковые записи, архивные материалы, производственные документы, продукты трудовой или учебной деятельности и т. п. Актуальное поведение испытуемого при этом не наблюдается и не измеряется.
Моделирование психики — метод исследования психических состояний, свойств и процессов, который заключается в построении моделей психических явлений, в изучении функционирования этих моделей и использовании полученных результатов для предсказания и объяснения эмпирических фактов. По полноте отражения объекта в мо-
1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...
... устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики. 5.Деятельность: понятие, структура, основные психологические условия высокой эффективности деятельности. Деятельность- форма поведения активности человека. Деятельность- активное взаимодействие человека со средой. Деятельностью можно назвать любую ...
дели можно выделить след. классы и подклассы моделей психики: знаковые (образные, вербальные, математические), программные (жестко алгоритмические, эвристические, блок-схемные), вещественные (бионические).
Биографические методы в психологии— способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности.
Биографические методы – качественные методы, которые основываются на принципиальной гипотезе (предположении) о том, что, возможно, восстанавливать и изучать социальную действительность, социальные факты через анализ биографических материалов и событий, сохранённых в них, через оценки, отзывы, мнения и установки. Основа этой гипотезы – факт, что человеческий поступок определён проходом через объективные социальные условия, и это отражается в субъективном феномене сознания.
9) Становление предмета психологии. Проблема метода в психологии.
Предметомпсихологии является некая субъективная реальность, которую можно изучать через вторичные объекты.
Предмет психологии — это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.
На уровне человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами. Сточки зрения современной науки психика является своеобразным посредником междусубъективным и объективным, реализует исторически сложившиеся представления о сосуществовании внешнего и внутреннего, телесного и душевного.
Предмет психологии – душа как нечто, отличающее живое от неживого, дающее возможность движения, ощущения, страсти, мысли.
10) Психика как предмет исследования в отечественной психологии. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.
Психика— форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.
Психика – субъективное отражение объективной реальности.
Психику следует понимать как своего рода рефлексию организма, то есть его способность к различным рефлексам, точнее, проявление им способностей к реагированию на раздражители как внутреннего, так и внешнего миров человека.
В отношении перехода от биологической формы отражения к психической выделяются следующие стадии:
1. Сенсорная. Отражение отдельных раздражителей: субъект реагирует только на биологически значимые раздражители (раздражимость).
2. Перцептивная. Выражается в способности отражать комплекс раздражителей в целом: ориентирование начинается с совокупности признаков, наблюдается реагирование и на биологически нейтральные раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей (чувствительность).
Развитие человека и животных
... развитие психики человека начинает подчиняться законам общественно исторического развития. Развитие высших психических функций у человека Дальнейшее развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, ... но и важнейшим орудием мышления, благодаря чему возможен переход отражения внешнего мира из чувственного к рациональному; - язык служит ...
3. Интеллектуальная. Проявляется в том, что в дополнение к отражению отдельных предметов возникает отражение их функциональных отношений и связей.
Развитие психики в онтогенезе
Развитие психики в онтогенезе, то есть от рождения и на протяжении всей жизни, это развитие, которое подразумевает прежде всего развитие личности. Развитие личности в целом определяется как генетическими, так и социально-культурными влияниями. Существует большое количество теорий, которые пытаются объяснить становление личности, ее развитие.
Развитие психики в филогенезе
Понятие «филогенез» в психологии в самом широком смысле рассматривается как процесс возникновения и исторического психики и поведения животных, в более узком — как процесс и исторического развития форм сознания в ходе истории человечества.
Самый общий ответ на вопрос об историческом возникновение психики следующий: психика — результат движения, изменения, р вития материи. Хорошо известно, что движение есть способ материи, неотъемлемое ее свойство, внутренне ей присущее. существует материи неподвижной, неизменной, пребывающей в абсолютном покое.
Л. С. Выготского — проблема сознания, открытого им для конкретно-научного изучения.
Сознание (и психика вообще) предстало в концепции Л. С. Выготского не как замкнутый мир явлений, открытый только самонаблюдению субъекта (как «непосредственная данность»), а как вещь принципиально иного («сущностного») порядка.
Л. С. Выготский определял психику как активную и пристрастную форму отражения субъектом мира, своего рода «орган отбора, решето, процеживающее мир и изменяющее его так, чтобы можно было действовать». Он неоднократно подчеркивал, что психическое отражение отличается незеркальным характером: зеркало отражает мир точнее, полнее, но психическое отражение адекватнее для образа жизни субъекта — психика есть субъективное искажение действительности в пользу организма. Особенности психического отражения следует, поэтому объяснять образом жизни субъекта в его мире.
11) Мозг и психика.
Нельзя изучать головной мозг человека, игнорируя психику как функцию мозга.
Мозг — центральный отдел нервной системы человека и животных, главный орган психики.
Психика – субъективное отражение объективной реальности.
Материя первична, психика вторична; мозг и психика едины, но не тождественны. Головной мозг является органом отражения объективной действительности и взаимоотношения организма с окружающей средой. Отражение осуществляется в процессе деятельности человека и лежит в основе ее. При изучении мозга, как и в изучении психики с этих позиций, одним из важнейших вопросов является вопрос о локализации функций в мозгу, т. е. о характере зависимости различных психических процессов, различных форм деятельности как от мозга (и организма) в целом, так и от отдельных его частей.
Решение практических психологических задач Ощущение
... ощущений здесь идет речь? А. Входя в темную комнату, ребенок произносит слово «темно» обычно более низким голосом. Название маленьких предметов ... фактов? Чем объясняется различие в отражении фигуры при различной длительности ... отсутствует у ребенка, с нарушенной психикой? Если показать ребенку расплывшееся на ... Известный мнемонист Ш. Отличался выдающейся памятью. Однажды ему была дана искусственная ...
Ощущение. Функции и классификация ощущений. Свойства ощущений. Понятие чувствительности. Явления адаптации и взаимодействия ощущений
Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Физиологической основой ощущения является работа анализатора (уши, нос, глаза, язык).
Виды ощущений:
• экстерорецептивные – отражают свойства предметов и явлений внешней среды.
• Интерорецептивные – отражают свойства, составляющие внутренние органы, болевые ощущения.
• Прориоцептивные – предоставляют информацию состоянии мышечной системы, о положении тела в пространстве и т.д.
Свойства ощущения:
1) адаптация – повышение или понижение чувствительности анализатора в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей.
вида адаптации: адаптация как полное исчезновение ощущений; притупление ощущений; повышение чувствительности
2) контраст – когда слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременным раздражителям,
3) синестезия – возникает под влиянием раздражения одного анализатора.
4) пороги ощущений – верхний, нижний и абсолютный
14)Характеристика восприятия и его свойств. Методы исследования восприятия.
Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.
Физической основой восприятия является одновременно и согласованность деятельности нескольких анализаторов.
Свойства восприятия:
• избирательность – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют наибольший интерес
• целостность – образы отображаемых предметов выступают в сознании в совокупности многих их качеств и характеристик.
• предметность – способность отражать окружающую действительность как воздействие конкретных ее предметов
• перцепция – зависимость восприятия о прежнего опыта, знаний, интересов, установок человека
• константность – постоянство в восприятии величины, формы и цвета предмета при изменении расстояния, радиуса, освещения
• осмысленность и обобщение – воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл
15)Память как психический процесс. Виды памяти. Методы исследования памяти.
Характеристика памяти как психического процесса. Виды памяти. Память — сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Всё закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Все впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся.
Наглядно-образная память. Ее особенностью является запечатление заучиваемого материала первосигнально, в форме зрительных, слуховых, осязательных и других представлений.
Словесно-логическая память. При этой памяти запоминаются уже не конкретные образы предметов, а выраженные в словах мысли, отражающие сущность изучаемых явлений. Этот вид памяти иногда называют смысловой памятью.
Двигательная память. Содержанием этого вида памяти являются мышечно-двигательные образы заученных движений — мышечно-двигательные представления формы, величины, скорости, амплитуды движений, их последовательности, темпа, ритма и т. д.
Эмоциональная память. Ее содержанием являются имевшиеся в прошлом эмоциональные состояния. Так, в памяти может всплыть чувство неуверенности, смущения или даже некоторого страха, которое испытывалось при первых попытках выполнить трудное гимнастическое упражнение.
По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, выделяют: двигательную, образную, эмоциональную, словесно-логическую память.
Образная память, в свою, очередь подразделяется в зависимости от ведущего анализатора: зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую,
Иногда выделяются также: память на движения (моторная) и память на слова (вербальная).
По продолжительности закрепления и сохранения материала различают: кратковременную, долговременную, оперативную.
В зависимости от целей деятельности память подразделяется на: произвольную и непроизвольную.
По степени осмысления запоминаемого материала память бывает: механическая и смысловая.
Память как специфическое свойство деятельности ЦНС
... предполагать наличие каких-либо специализированных центров памяти. Одним из конкретных проявлений сохранения ... структурные изменения. Физиологической основой памяти являются следы в нервной системе от предыдущих раздражений. Следовые процессы являются общим свойством нервной системы, поэтому трудно ...