Кейс №40 Психология конфликта. Конфликты в педагогической деятельности. Стратегии поведения в конфликте, методы разрешения и управления конфликтом.

Конфликт— столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

Конфликт как способ развития организации, группы и отдельной личности. В противоречивости конфликтных ситуаций выделяются позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.

Конфликт как состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур.

Педагогический конфликт является частным случаем межличностного конфликта, и поэтому для него характерны свойства, присущие межличностным конфликтам, выполняются соответствующие закономерности. Можно выделить следующие объективные и субъективные причины возникновения педагогических конфликтов.

Объективные причины педагогических конфликтов:

· Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей студента.

· Противопоставление функционально-ролевых позиций преподавателя и студента.

· Существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора преподавателя, предмета, аудитории, обязательное посещение занятий и т.д.).

Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема «отцов и детей»).

· Зависимость студента от преподавателя. Необходимость оценивания учащихся преподавателем.

· Игнорирование личных проблем студентов в формализованных образовательных системах.

· Множественность ролей, которые вынужден играть студент в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми.

· Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни.

· Социальная нестабильность.

К субъективным причинам относятся:

· Психологическая несовместимость студента и преподавателя.

· Наличие у преподавателя или студента определенных черт характера, определяющих так называемую «конфликтную личность».

· Отсутствие коммуникативной культуры у участников образовательного процесса.

· Необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у отдельно взятого студента.

9 стр., 4072 слов

Конфликты и конфликтные ситуации в образовательном процессе

... в общем виде в возникновении конфликтов можно выделить две стороны - объективную и субъективную. Объективное начало в возникновении конфликтов связано со сложной, противоречивой ситуацией, в которой оказываются люди. Плохие ... быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как процесс взаимодействия между субъектами лицами или группами по поводу ...

· Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного студента и предъявляемых к нему требований.

· Недостаточная компетентность преподавателя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определенных профессиональных способностей).

· Наличие у студента или преподавателя серьезных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса.

· Чрезмерная загруженность участников образовательного процесса.

· Вынужденная бездеятельность студента.

· Отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе.

· Несоответствие самооценки студента и оценки, данной ему преподавателем, и др.

Для возникновения любого конфликта необходимо наличие двух факторов: конфликтной ситуации и инцидента.

Конфликтная ситуация — это совокупность объективных и субъективных условий, при которых проявляется резкое противодействие двух и более сторон.

Конфликтная ситуация характеризуется состоянием напряженности взаимодействия конкретных субъектов, причем степень напряженности определяет вероятность и остроту протекания конфликта.

Инцидент — это действие одной из сторон, вызывающее ответную реакцию другой стороны и тем самым провоцирующее конфликт.

Инициатива в разрешении педагогического конфликта обычно принадлежит преподавателю, как организатору взаимодействия со студентами и более опытному коммуникатору.

Различают следующие стратегии поведения преподавателя в конфликтной ситуации:

1. Уход от конфликта. Эта стратегия может быть полезна, когда проблема представляется преподавателю несущественной, недостойной внимания, и он предпочитает сберечь время и силы на решение более важных задач. Но это может привести и к обострению конфликтной ситуации. Если преподаватель отстраняется от конфликта, игнорирует его, он лишает себя возможности повлиять на ход развития ситуации. Студенты, так же могут отстраниться от разрешения ситуации, что исключает возможность совместной выработки решения.

2. Противоборство. Данная стратегия направлена на удовлетворение исключительно собственных целей и интересов без учета целей и интересов другой стороны. Стратегия может дать положительные результаты при организации преподавателем различных конкурсов, соревнований, в случае какой-либо острой ситуации, когда преподаватель должен навести порядок ради общего благополучия. Но при разрешении межличностных конфликтов она приводит обычно к негативным последствиям, если участники конфликта стремятся достичь победы любой ценой.

3. Стратегия уступок. При разрешении конфликта преподаватели могут использовать следующие тактики: приспособление, компромисс, достижение «статус-кво», привлечение посредника и др. Для приспособления характерны уступки интересам другой стороны. Уступки могут восприниматься по-разному: как демонстрация доброй воли и вести к улучшению ситуации. Или как проявление слабости и это может привести к эскалации конфликта. Данную стратегию обычно используют преподаватели, которые либо не уверенны в собственных силах, либо безразличны по отношению к студентам и результатам своего труда. В идеале компромисс представляет собой удовлетворение интересов каждой из сторон ровно наполовину. Однако в реальной ситуации одна из сторон обычно делает большие уступки по сравнению с другой, что в дальнейшем может привести к новому обострению отношений. Поэтому зачастую компромисс является лишь временным выходом, т.к. ни одна из сторон не удовлетворена полностью.

26 стр., 12886 слов

Влияние особенностей поведения родителей на проявление агрессивности ...

... риска…………………………………………….32 2.5.Интегративные модели агрессии……………………………………….34 Глава3.Экспериментальное исследование влияния особенностей поведения родителей на проявление агрессивности у подростков……….37 3.1.Общая организация исследования………………………………………37 ... Л. И. Божович, В.С. Мухина и др. в качестве доминирующей стороны в развитий личности называют социальный опыт. Для развития личности ребенка ...

4. Сотрудничество. Выиграть — выиграть. Для сотрудничества характерно стремление к сближению позиций, целей и интересов, необходимы интеллектуальные и эмоциональные усилия сторон. Преимущество данного подхода состоит в том, что преподаватель находит наиболее приемлемое для себя и учащихся решение, укрепляя и улучшая тем самым взаимоотношения со студентами. Совместно выработанное решение будет поддержано всеми участниками конфликта. Для реализации данной стратегии необходимо: Определить интересы и потребности всех участников. Предпринять возможные действия по их удовлетворению. Признать ценности других, равно как и свои собственные. Стремиться к объективности, отделяя проблему от личностей. Искать творческие неординарные решения.

Описание. Один из учеников 8 класса средней школы попал под воздействие уличной компании, не бывает дома, бросил занятия в секции по футболу, успеваемость в школе ухудшилась. Родители не обращают внимания на поведение ребенка, дают ему полную свободу. Классный руководитель пытается работать с ребенком, снизить влияние улицы. Обращается к родителям, но они агрессивно отвечают на просьбы и советы учителя обратить внимание на ситуацию с учеником. Начинают писать жалобы на учителя, обвиняя того в предвзятости к их ребенку.

Задание 1. Чем можно объяснить поведение родителей в данной ситуации?

В данной ситуации родители выбрали стратегию ухода от конфликта, его игнорирование. Возможно их поведение связано с убеждением, что отстранение от решения проблемы способствует быстрому ее разрешению. Они считают, что давление на ребенка усугубит ситуацию и приведет к еще большому отчуждению их сына. Возможно, что родители не считают данную ситуацию проблемой.

Их агрессивное поведение по отношению к учителю может свидетельствовать об их нежелании вмешательства в семейный конфликт третьих лиц и уверенность в своих силах в успешном разрешении ситуации.

Во взаимоотношениях и общении этой семьи скорее всего реализуется принцип «делай что хочешь». В такой семье родители, как правило, безразличны к судьбе ребенка. Это может провоцировать развитие агрессивности и преступных наклонностей, что рано или поздно приведет к семейным конфликтам.

2. Как поведение родителей определяет данный конфликт?

3 стр., 1073 слов

Психологическое консультирование родителей детей с суицидальными наклонностями

... темы курсовой «Психологическое консультирование родителей детей с суицидальными наклонностями». Объект исследования: психоэмоциональное состояние родителей детей, склонных к суицидальному поведению, выраженное в синдроме эмоционального ... или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством ...

Отстраненное поведение родителей в отношении своего сына и агрессия к учителю свидетельствует о деструктивном характере их действий. В конфликте с педагогом родители выбрали стратегию противоборства, что говорит о подсознательном стремлении обезопасить себя. Боязнь потерять авторитет подталкивает к применению угроз, запугиванию. Данная стратегия редко приводит к долгосрочным результатам.

Поведение родителей только усугубляет ситуацию. Они не только не пытаются повлиять на своего ребенка, исправить сложную ситуацию, но и всячески мешают делать это учителю. Конфликт между родителями и учителями вызван разными представлениями о методах воспитания ребенка.

3. Какие методы разрешения конфликтов возможно применить в изменении данной ситуации?

Для разрешения конфликта необходимо произвести учителем следующие действия:

· Определить суть конфликта: его причины, участников, последствия.

· Создать команду по разбору ситуации и разрешению конфликта: в нее могут входить только одни непосредственные оппоненты, либо еще и свидетели, коллеги, классный коллектив. Главное, чтобы соотношение сил было равное.

· Определить роль ведущего в разборе конфликта.

· Определить время и место. Важно, не приступать к разрешению ситуации в самый разгар противостояния. Необходимо, чтобы все успокоились и настроились на конструктивную беседу.

· Установить правила: не перебивать, не оскорблять, не врать.

· Выслушать позицию обеих сторон. В ходе разговора ответить на вопросы. Что произошло? Почему это произошло? Какие чувства вызвал конфликт у оппонентов? Как быть дальше?

· Собрать предложения по урегулированию ситуации. Провести, например, «мозговой штурм». Выбрать из общего списка, предложение, удовлетворяющее обе стороны.

Рекомендуемая литература: Социальные технологии урегулирования конфликтов: Учеб. пособие / Под ред. А.Б.Белинской. – М.: Прометей, 2000. – 212 с.