Есть два варианта включенного наблюдения:

Лекция № 4-5. Тема: «Основные методы психологических исследований»

План лекции

  1. Общенаучные исследовательские методы;
  2. основные группы психологических методов эмпирического исследования (объективные и субъективные);
  3. наблюдение;
  4. индивидуальная беседа;
  5. опрос;
  6. анализ документов (на примере контент-анализа);
  7. основные типы психологических тестов;
  8. эксперимент (естественный, лабораторный, формирующий);

(1) Наука как деятельность прежде всего характеризуется методом. Методэто совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.Все методы современной науки делятся натеоретические, эмпирические, моделирование и интерпретационные методы.

Общенаучные исследовательские методы

теоретические

эмпирические

моделирование

интерпретационные

анализ

Субъективные

физическое

методы представления данных

синтез

сравнение

Объективные

знаково-словесное

методы обработки данных

абстрагирование

обобщение

При проведении теоретического исследования ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией – представлением в форме умственных образов, формул, схем, описаний в естественном языке и т.д. Теоретическая работа совершается в уме при помощи операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и обобщения.

Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений. Ученый здесь взаимодействует с самим объектом, а не с его знаково-символическим или пространственно образным аналогом. К общенаучным эмпирическим методам относятся: наблюдение, эксперимент, измерение.

Метод моделированияиспользуется тогда, когда невозможно провести экспериментальное исследование объекта. Для исследователя, применяющего моделирование, модель является аналогом объекта. Иногда модель выбирается исходя из принципа удобства, большей простоты и экономичности проведения исследования. Так, вместо испытания гигантского корабля первоначально исследуется его плавучесть на модели (с учетом принципиально важных масштабных искажений).

Вместо того, чтобы исследовать особенности элементарных форм научения и познавательной активности у человека, психологи успешно используют для этого «биологические модели»: крыс, обезьян, кроликов и даже свиней.

Различают «физическое» и «знаково-символическое» моделирование. «Физическая» модель исследуется экспериментально. «Знаково-символическая» модель, как правило, реализуется в виде более или менее сложной компьютерной программы, и исследование ее поведения — дело теоретиков.

(2) Система психологических методов эмпирического исследования конкретизируется в двух основных подходах: объективном и субъективном. При объективном подходе исследование осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности. Он представлен психологическим экспериментом, объективными тестами и социометрическим опросом. При субъективном подходе исследование осуществляется на основе описания особенностей личности, поведения и деятельности в тех или иных ситуациях, а также сведений, сообщаемых испытуемым о себе в различных опросниках и анкетах. Внутри каждого подхода выделяют группы достаточно однородных, близких друг к другу методов.

Методы эмпирического психологического исследования

Психологический анализ документов: биографический, анализа продуктов деятельности, контент-анализ

Субъективный подход

Наблюдение

Экспертная оценка

Индивидуальная беседа: стандартизированное и нестандартизированноеинтервью

Опрос: анкетирование, тестовые личностныеопросники

Проективные тесты

Психологический эксперимент: естественный, лабораторный, формирующий

Объективный подход

Объективные тесты

Социометрический опрос

(3) Разберем основные методы психологического исследования:наблюдение, опрос, основные типы психологических тестов, эксперимент.

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта.

Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом. Как научный эмпирический метод наблюдение широко применяется с конца XIX в. в клинической, социальной, педа­гогической психологии, психологии развития, а с начала XX в. — в психологии тру­да, т. е. в тех областях, где особое значение имеет фиксация особенностей естествен­ного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспе­риментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой.

Наблюдение бывает

систематическое

несистематическое

сплошное

выборочное

непосредственное

с использованием приборов наблюдения и средств фиксации результатов

с фиксацией результатов в процессе наблюдения

с фиксацией результатов наблюдения отсрочено

внешнее (открытое)

включенное (скрытое)

Различают несистематическое и систематическое наблюдение. Несистема­тическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применя­ется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследо­вателя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причин­ных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.

Систематическое наблюдениепроводится по определенному плану. Исследова­тель выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифи­цирует условия внешней среды.

Различают «сплошное» и выборочное наблюдение. В первом случае исследова­тель (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступ­ные для максимально подробного наблюдения. Во втором случае он обращает вни­мание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодей­ствия матери и ребенка в течение дня и т. д.

Наблюдение может проводиться непосредственно либо с использованием наблю­дательных приборов и средств фиксации результатов. К их числу относятся аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д.

Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюде­ния либо по прошествии времени.В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, «страдает» полнота и надежность регистрации поведения, а следова­тельно, и достоверность полученных результатов.

Особое значение имеет проблема наблюдателя. Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель не­известен группе или индивиду, если он авторитетен, значим и может компетентно оценить поведение испытуемых. Особенно сильно эффект наблюдателя проявляет­ся при обучении сложным навыкам, выполнении новых и сложных задач, а также в ходе групповой деятельности. В некоторых случаях, например при исследовании «закрытых групп» (банд, воинских коллективов, подростковых группировок и т. д.), внешнее наблюдение исключено.

Включенное наблюдениепредполагает, что наблю­датель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследо­вании индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном есте­ственном общении с ним.

Есть два варианта включенного наблюдения:

1) наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем (например, при изучении динамики по­ведения в группе альпинистов или экипажа подводной лодки);

2) наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (например, дети, играющие в комнате, одна стена которой — зеркало Гезелла; группа заключенных в общей камере и т. д.).

В любом случае важнейшую роль играет личность психолога — его профессио­нально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует «особое» отношение к себе. В том случае, когда применяется скрытое наблюдение, «разоблачение» исследователя может иметь самые серьезные послед­ствия не только для успеха исследования, но и для здоровья и жизни самого наблю­дателя.

Кроме того, включенное наблюдение, при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. Многие психологи считают недопустимым проведение исследований «методом обмана», ко­гда его цели скрываются от исследуемых людей и/или когда испытуемые не знают, что они — объекты наблюдения или экспериментальных манипуляций.

Модификацией метода включенного наблюдения, сочетающей наблюдение с са­монаблюдением, является «трудовой метод», который очень часто использовали за­рубежные и отечественные психотехники в 20-30-х гг. нашего века.

Процедура исследования методом наблюдения состоит из следующих этапов:

1) определяются предмет наблюдения (поведение), объект (отдельные индивиды или группа), ситуации;

2) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;

3) строится план наблюдения (ситуации — объект — время);

4) выбирается метод обработки результатов;

5) проводится обработка и интерпретация полученной ин­формации.

Главная проблема регистрации результатов наблюдения— категоризация по­веденческих актов и параметров поведения. Помимо этого наблюдатель должен уметь точно устанавливать отличие по поведенческому акту одной категории от другой.

Влияние субъекта иссле­дования — наблюдателя, его индивидуально-психологических особенностей также чрезвычайно велико. При такой фиксации поведения наблюдаемых индивидов можно избежать субъективной оценки, используя (если это позволяют усло­вия) средства регистрации (аудио- или видеозапись).

Но субъективную оценку нельзя исключить на этапе вторичной кодировки и интерпрета­ции результатов.

Некоторые конкретные недостатки метода наблюдения практически нельзя исключить. Это все ошибки, допущенные наблюдателем, и в первую очередь:

  • искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу.
  • наблюдатель устает, адаптируется к ситуации и перестает заме­чать важные изменения, делает ошибки при записях и т. д. и т. п.

А. А. Ершов (1977) выделяет следующие типичные ошибки наблюдения:

1. Гало-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприя­тию поведения, игнорированию тонких различий.

2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку про­исходящему.

3. Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную

оценку наблюдаемому поведению.

4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Однако наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследо­вать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассмат­риваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты на­блюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания яв­ляются важнейшей дополнительной информацией для исследователя. Не случайно величайшие естествоиспытатели, такие как Ч. Дарвин, В. Гумбольдт, И. П. Павлов, К. Лоренц и многие другие, считали метод наблюдения главным источником науч­ных фактов.

(4) Беседа — специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях. Достаточно назвать Ж. Пиаже и представителей его школы, гуманистических психологов, основоположников и последователей «глубинной» психологии и т. д.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т. д., и на последнем этапе — в форме постэкспериментального интервью. Исследователи различают:

• клиническую беседу, составную часть «клинического метода»;

• целенаправленный опрос «лицом к лицу» — интервью. Беседа (интервью) является методом, используемым обычно для более глубокого изучения индивидуальных особенностей отдельных испытуемых.

Для успешного проведения индивидуальной беседы очень важным является соблюдение ряда условий. Так, например, между исследователем и испытуемым должен быть установлен психологический контакт, их отношения во время беседы должны быть положительными и доброжелательными. Определенным препятствием на пути к установлению во время беседы атмосферы доброже­лательности и контакта является, например, сравнительно часто наблюдаемая психологическая отчужденность исследователя и испытуемого. Можно наметить два основных способа преодоления этого барьера при проведении беседы:

1) беседу необходимо начинать с таких тем, которые больше всего интересуют испытуемого, и затем постепенно приближать содержание беседы к тем вопросам, которые интересуют исследователя;

2) беседу лучше проводить в нетрадиционной обстановке, потому что неформальные, свободные условия способствуют преодолению привычных стереотипов межличностного восприятия и общения, часто возникающих в отношениях между исследователем и испытуемым в результате длительного ролевого общения вне исследования.

Вопросы, задаваемые исследователем в ходе беседы, могут требовать от испытуемого как односложных, так и развернутых ответов.Если в первом из этих случаев метод беседы приближается к анкетированию, то во втором случае он становится похожим на метод изучения продуктов деятельности (например, сочинений учащихся).

Так, использование в беседе вопросов, требующих обстоятельных, развернутых ответов, иногда выделяют в особый метод, который называют методом экспериментальных заданий или методом использования воображаемых ситуаций. Суть этого метода (а точнее, методики), часто применяемого при изучении возрастных и индивидуальных особенностей мотивации, заключается в том, что исследователь в ходе беседы (или при помощи специальной инструкции) задает для испытуемого определенную воображаемую ситуацию. Ответ испытуемого выступает как описание способа поведения в этой воображаемой ситуации, непосредственно выявляющее интересы, склонности и другие мотивационные тенденции испытуемого.

Содержание бесед можно протоколировать полностью или выборочно в зависимости от конкретных целей исследования. При составлении полных протоколов бесед удобно пользоваться магнитофоном.

Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.

(5) Опрос — метод сбора психологической информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) психологического общения психолога (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные психологом, вытекающие из целей и задач исследования.

Метод анкетированияпредставляет собой способ получения психологической информации с помощью составленной в соответствии с определенными правилами системы вопросов (анкеты), каждый из которых логически связан с целью исследования. С помощью анкеты на основе словесного отчета опрашиваемых психолог получает эмпирический материал для установления личностных качеств, суждений, интересов, ценностных ориентации и установок респондентов.

Цель анкетного опроса— получить психологическую информацию о состоянии коллективного или индивидуального мнения, а также отраженную в сознании опрашиваемых информацию о фактах, событиях, оценках, связанных с их жизнедеятельностью. Эта информация выражается в форме высказываний респондентов относительно зафиксированных эмпирически (в виде вопросов) исследовательских задач и категорий анализа.

Область применения анкетирования. Опрос является ведущим методом в изучении сферы сознания людей. Значение этого метода особенно возрастает в исследовании социально-психологических явлений и процессов, которые мало доступны непосредственному наблюдению, а также в тех случаях, когда изучаемая сфера недостаточно обеспечена документальной информацией. Наиболее эффективно его применение в сочетании с другими методами. Разновидности опроса могут быть использованы на всех этапах прикладного психологического исследования.

Основные нормативные требования к опросу: четкое выделение исследовательских задач, адекватность вопросов задачам исследования; доступность формулировок пониманию респондентов; соблюдение в ходе опроса принципов социально-психологического общения; учет особенностей и компетенции респондентов и интервьюеров; побуждение интереса респондентов и интервьюеров к результатам опроса; точность фиксации ответов респондентов; стандартизация условий проведения опроса.

Ограничения в применении опроса.Данные опроса выражают субъективное мнение опрошенных. Выводы из полученной в ходе опроса информации нуждаются в сопоставлении с данными, полученными другими методами, которые характеризуют объективное состояние изучаемых явлений. Необходим учет смещений, связанных с особенностями отражения психологической практики в сознании индивидов, выступающих в качестве респондентов.

Программа проведения опроса — включает все основные структурные элементы программы психологического исследования. Особое внимание уделяется определению исследовательских задач, построению категорий анализа, их эмпирическому выражению в качестве вопросов респонденту.

Объект анкетного опроса— группа или индивид, предмет опроса -субъективно-оценочная информация, выраженная в мнении респондентов и характеризующая их социальное поведение, мотивы, ценностные ориентации, события и факты их жизни.

Вопрос— письменное или устное обращение к респонденту с целью выявления его мнения, которое может выступать в качестве данных, относящихся к предметному содержанию исследования. Вопрос к респонденту — результат эмпирической интерпретации задачи, опорных понятий исследования, его гипотез.

Анкета— это опросный лист (опросник) структурно организованный набор вопросов, каждый из которых связан с программными и процедурными задачами психологического исследования. Это основной инструмент сбора информации в ходе опроса, фиксируемый в виде устных или письменных ответов респондентов.

Респондент— лицо, участвующее в опросе, выступающее в качестве источника или коммуникатора психологической информации. Респонденты обладают определенной степенью компетентности в изучаемой проблеме. Это могут быть как специалисты (эксперты), так и неспециалисты. В оценке значимости представленной респондентами информации важно знать их социальное положение, уровень осведомленности по содержанию поставленных вопросов, социально-психологические особенности. По этим данным можно судить о характере сведений респондентов, искренности их ответов.

Интервьюер (анкетер)— человек, непосредственно общающийся с респондентами с помощью вопросника с целью сбора информации. Характер и содержание функций интервьюера, уровень требований, предъявляемых к его квалификации, зависит от вида опроса. В анкетном опросе он (анкетер) выполняет главным образом функцию инструктора. Поэтому в качестве анкетеров могут выступать лица, не имеющие специальной профессиональной подготовки, но прошедшие соответствующий инструктаж и пробное анкетирование. В интервью поискового характера интервьюеру необходима специальная профессиональная подготовка.

Анкетирование может быть групповым и индивидуальным.

Анкетный опрос — один из наиболее оперативных способов сбора первичной индивидуально-психологической и социально-психологической информации. Что представляет собой анкета? Давая наиболее общее определение, можно сказать, что анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление качественно-количественных характеристик объекта и предмета анализа. Чтобы анкета соответствовала своему предназначению — дать психологу достоверную информацию, надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее построения и прежде всего особенности вопросов, из которых она состоит.

Все вопросы, используемые в анкете, можно классифицировать следующим образом: по содержанию (вопросы о фактах сознания, поведения и биографии), по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные вопросы), по функции (основные и неосновные).

Вопросы о фактах сознания направлены на выявление мнении, пожелании, ожиданий, планов на будущее и т.п. Они могут касаться любых объектов, как связанных с личностью респондента или окружающей социальной средой, так и не имеющих к нему непосредственного отношения. Любое мнение, высказанное респондентом, представляет собой оценочное суждение, основанное на индивидуальных представлениях, и поэтому носит субъективный характер.

Вопросы о фактах поведениявыявляют поступки, действия, результаты деятельности респондентов. Вопросы о фактах биографии опрашиваемого входят во все анкеты, образуя социально-демографический блок вопросов, выявляющих пол, возраст, образование, профессию и другие характеристики респондентов.

Закрытые и открытые вопросы.

При разработке анкеты следует использовать вопросы различных типов: закрытые (респонденту на выбор предлагается несколько заранее сформулированных вариантов ответов) или открытые (опрашиваемый отвечает на поставленный вопрос без каких-либо ограничений).

Вопрос называется закрытым в том случае, если на него в анкете даются все варианты ответов. Прочитав их, опрашиваемый только обводит кружком код напротив того варианта, который совпадает с его мнением. Такая форма вопроса в значительной степени сокращает время для заполнения анкеты и ее подготовки для обработки на ЭВМ.

В целях углубленного, качественного анализа индивидуально-психологических и социально-психологических качеств опрашиваемого, целесообразно использовать анкеты с открытыми вопросами, свободные ответы на которые несут больше информации об особенностях личности респондента.

В отличие от закрытых, открытые вопросы не содержат подсказок и не навязывают опрашиваемому ответа. Они дают возможность полностью и подробно выразить свое мнение. Именно поэтому при помощи открытых вопросов можно собрать более полную информацию, чем при помощи закрытых вопросов. В качестве примера приведем следующий открытый вопрос: «Каковы цели Вашего обучения в Д ГТУ?»

Следует сказать еще несколько слов о психологической основе восприятия открытых и закрытых вопросов: опрашиваемые охотно отвечают на открытые вопросы в том случае, если они имеют четкое представление о теме вопроса и считают себя в ней компетентными. Если же предмет опроса им мало знаком или сложен для анализа, то респонденты уклоняются от ответов либо дают неопределенный ответ, либо отвечают не по теме. В этом случае, задавая открытый вопрос, психолог рискует не получить совсем интересующую его информацию, он может лишь выяснить, что по данному вопросу опрошенные не имеет сформировавшегося мнения.

В то же время, используя закрытую форму вопроса, психолог помогает опрашиваемому ориентироваться в предмете разговора и выражать свое отношение к проблеме через предложенные возможные суждения или оценки.

Прямые и косвенные вопросы.

Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, к окружающим, оценки негативных явлений действительности. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь психологу приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Опрашиваемому предлагается воображаемая ситуация, нетребующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.

Лекции №4-5 — Стр 2

Например, при опросе респондентов задается прямой вопрос: «Что Вам мешает успешно учиться?» Предлагаются возможные варианты ответов, включающих такие причины, как отсутствие помощи, недостаточная активность, недостаточный опыт, отсутствие навыков учебной деятельности и т.п. Дается вариант ответа, например: «Ничего не мешает».

Однако в данном случае совершенно необязательно придавать вопросу столь личностную окраску, учитывая, что анкета нужна для того, чтобы получить общую картину, а не для сбора индивидуальных причин. Нужные данные можно получить с помощью вопроса, сформулированного в косвенной форме. Вот пример одного из возможных вопросов такого типа: «Закончите следующую фразу: обычно за плохую успеваемость упрекают потому, что ее причины…»

При формулировании таких вопросов исходят из предположения, что отвечая на них, опрашиваемые опираются на собственный опыт, однако говорят о нем в безличной форме, что снимает остроту критических оценок, характерную для высказываний от первого лица.

Основные и неосновные вопросы.

Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные — на выявление адресата основного вопроса (вопросы-«фильтры») или на проверку искренности ответов (контрольные вопросы).

К контрольным вопросам психолог прибегает тогда, когда преследует цель — проверить искренность ответов опрашиваемого. Они могут ставиться и до, и после основных вопросов.

Информированность респондента проверяется с помощью вопросов-«фильтров».Их функция заключается в выявлении респондентов, некомпетентных в данной проблеме. Так, прежде чем задавать вопрос о том, какие формы самостоятельной учебной работы наиболее эффективны, необходимо выяснить общие представления опрашиваемого об учебе.

Бесспорным достоинствомметода анкетирования является:

  • быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и т. п.;
  • легкость обработки результатов, широкое применение математических методов анализа данных;
  • возможность получения письменных ответов на вопросы, которые в устной форме остаются без ответа;
  • возможность сравнения результата нескольких обследований;
  • удобные способы фиксации результатов (в анкетах закрытого типа);
  • уменьшение вероятности неправильного понимания вопросов (в анкетах закрытого типа).

Недостатком метода анкетированияявляется то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов. Материалы, при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии.

Таким образом, анкетирование — это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т. д.

(6) К разновидностям метода психологического анализа документов относится контент-анализа. Контент-анализ представляет собой один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов. Исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные данные. Этот метод широко распространен не только в психологии, но и других социальных науках. Особенно часто он используется в практической психологии, психологии рекламы и коммуникации. Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются:

1) слово (термин, символ);

2) тема;

3)автор;

4) суждение или законченная мысль;

5) персонаж;

6) целостное сообщение.

Каждая единица рассматривается в контексте более общей структуры.

Существует несколько способов обработки данных контент-анализа. Простейший — регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте. Исследователь может сопоставлять частоту появления тех или иных единиц в разных текстах, определять ее изменение от начала сообщения до его завершения и т. д. Вычисляются «коэффициенты неустойчивости» встречаемости или «удельные веса» тех или иных единиц.

Второй тип анализа — построение матриц совместных появлений единиц контент-анализа в текстах. При этом, например, регистрируются частоты независимой встречаемости единиц А и В в разных сообщениях. Вычисляется условная (теоретическая) вероятность совместной встречаемости, равная Р(АВ) = Р(А) х Р(В).

Затем регистрируется частота совместного появления этих двух единиц в одном сообщении. Сравнение эмпирической частоты совместного появления двух единиц с теоретической (условной) вероятностью их встречи дает информацию о неслучайности или случайности их появления в текстах.

Контент-анализ используется при анализе результатов применения прожективных тестов, материалов, бесед и т. д. Несмотря на громоздкую процедуру, контент-анализ обладает массой достоинств:

• нет эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых;

• данные проверены на надежность;

• этот метод можно рекомендовать для анализа исторических документов и т. д.

Контент-анализ в последние годы приобрел «второе дыхание» в связи с развитием психосемантики, методов многомерного анализа данных и применения ЭВМ для исследования больших массивов информации.

(7) Тестирование — метод психологической диагностики, при котором используются стандартные вопросы, утверждения, рисунки, схемы, кинофрагменты, задачи (тесты), имеющие определенное значение. Тестирование позволяет с определенной вероятностью оценить уровень развития испытуемых; личностных качеств, требуемых им для той или иной деятельности.

Популярность тестирования обусловлена относительной простотой самой процедуры и используемых средств (портативностью), минимальными затратами времени (экспресс-метод), удобством количественного (математического) анализа и оценки, наличием нормативной шкалы значений, с помощью которой устанавливается степень отклонения от стандарта, возможностью обследовать большое количество испытуемых.

В психологических исследованиях тесты применяются с самыми различными целями. С их помощью проводят измерения:

— отдельных параметров психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых, мотивационных);

— уровня интеллектуального развития, знаний по определенным дисциплинам; осведомленности в определенной области;

— уровня развития навыков и умений (быстроты счета, скорости чтения).

В тестах широко используются вопросы, направленные на выяснение уровня интеллектуального развития, знаний, информированности и общей осведомленности. Достоверную информацию о знаниях можно получить с помощью вопросов экзаменационного типа, содержащих задания, решение которых требует от испытуемого использования определенных сведений, навыков, а также знакомства с конкретными фактами, событиями, именами.

В настоящее время делаются попытки разработать тесты для учета тех или иных показателей эмоционального состояния испытуемых, уровня развития их творческого воображения. При изучении личности используют различные тесты (объективные и проективные).

Объективные тестыотличает то, что они ориентированы на данные, основой которых является объективное изучение особенностей поведения испытуемого или его психофизиологических функций и реакций в ситуации эксперимента. Их использование предполагает моделирование ситуаций, в которых могли бы проявиться те или иные свойства личности.

Тесты составлены таким образом, что испытуемому неясно, какие стороны его поведения и личности подвергаются измерению и как оцениваются результаты. Это уменьшает возможность сознательных искажений испытуемым результатов тестирования при проведении обследования, делает их более достоверными. Примером объективных тестов могут служить методы, используемые для изучения свойств темперамента (см. таблицу 7).

Таблица 7.

Объективные методы оценки свойств темперамента (по В.С.Мерлину, 1973 г.)

Свойство

Методические приемы исследования свойства

Эмоциональная возбудимость

Возбудимость внимания

Сила эмоций Тревожность

Импульсивность

Пластичность —

ригидность

Субъективация

Измерение отношения латентного времени ассоциативной и кожно-гальванической реакций на эмоционально значимые и нейтральные слова Измерение величины изменения раздражителя, вызывающей двигательную реакцию непроизвольного внимания

Измерение величины усиления интенсивности стороннего раздражителя, вызывающей повышение сенсорной чувствительности

Измерение интенсивности вегетативных реакций на эмоционально значимые раздражители Измерение наибольшей интенсивности кожно-гальванической реакции в ситуации ожидаемой боли Оценка степени преждевременности в выполнении заданного действия

Оценка количества ошибочных движений на тормозной раздражитель

Оценка тенденции к сохранению прежнего способа решения при предъявлении новой задачи Оценка отношения между интенсивностью кожно-гальванической реакции на реальный и ожидаемый раздражители

С помощью объективных тестов могут оцениваться и другие свойства личности. Данная группа методических средств объективного тестирования весьма перспективна.

Вместе с тем, наиболее достоверная информация о личности может быть получена путем обобщения данных разных методов: психологического анализа документов, наблюдения, экспертной оценки, индивидуальной беседы, анкетирования, личностных опросников и тестирования. Сходство результатов разных методических приемов свидетельствует о наличии определенного свойства и может служить основой соответствующих выводов о профессиональной пригодности и способах обучения студентов.

В последнее время среди различных видов тестовых методик широкое распространение получили так называемые проективные тесты. Испытуемый всегда преобразует ситуацию, в которой он оказался, «насыщает» ее собственными проблемами, «проецирует» на нее содержание своей личности. Процесс проекции особенно стимулируется в ситуациях, когда нет прямых подсказок: как воспринимай, или как действовать. Здесь-то, благодаря процессу проекции и ВЫЯВЛЯЮТСЯ личностные особенности испытуемого.

Проективные тесты обладают рядом достоинств.Прежде всего, естественность ситуации для испытуемого, воспринимающего подобные тесты как игру и неосознающего истинной цели исследования, которая для него завуалирована, позволяет получить истинный, а не ожидаемый ответ. С помощью проективных тестов поддаются изучению те глобальные, (а не частные) личностные черты (качества), к которым нельзя применить точный количественный анализ и которые испытуемый, как правило, не может или не хочет раскрывать.

Однако, использование проективных тестов затруднено несколькими существенными обстоятельствами. Прежде всего они требуют специальной теоретической и практической подготовки, опыта в их применении. Очень трудной является интерпретация результатов в силу их неоднозначности, невысокой вероятности их объективности. Поэтому эти тесты могут использовать в своей работе только опытные психологи-исследователи.

В проективных тестах в целях изучения личности используется психологический процесс проекций. Проекция основана на том, что восприятие и интерпретация действительности, других людей, стимулов и т.д. в определенной мере зависят от потребностей, мотивов, установок, психического состояния личности. При этом существует тенденция интерпретировать действительность так, чтобы она соответствовала психическому состоянию и потребностям личности, ее свойствам. Этим достигается снижение уровня психического напряжения, стресса и состояния тревоги. Проекция является неосознанным психологическим процессом, то есть элементы проекции несознательно вносятся в восприятие. Проекция иногда проявляется в том, что испытуемый приписывает свои собственные социально неприемлемые импульсы и мотивы другим людям, оправдывая тем самым свое поведение и понижая уровень тревожности.

Важной особенностью проективных тестов является предъявление испытуемому неопределенного, незавершенного стимула, допускающего различное толкование. Испытуемый должен дать интерпретацию стимулу или завершить его. Неопределенность и незавершенность стимула способствует более полному выявлению индивидуальных особенностей личности в проекции.

Наиболее известные проективные методики: тест Роршаха, тематический апперцепционный тест (ТАТ), метод незаконченных предложений.

В тесте Роршаха в качестве стимулов используются 10 таблиц с полихромными одноцветными пятнами различной формы. Таблицы последовательно показывают испытуемому, который должен ответить на вопросы: «Что это может быть? На что похоже?». Испытуемый отвечает на вопросы самостоятельно, не получая никакой дополнительной информации. Ответы записываются с помощью диктофона или протоколируются. После обследования проводится анализ высказываний в соответствии с определенной схемой. Метод позволяет выявить признаки нервно-психической неустойчивости.

Тематический апперцепционный тест включает 20 картин, изображающих людей в неопределенных ситуациях, и одну белую карту. Обычно предъявляется 20 картин в два сеанса. Испытуемый должен по каждой картине составить небольшой связный рассказ (продолжительностью не более 5 минут), где будут отражены ответы на вопросы: «Что привело к ситуации, изображенной на картине? Что происходит в настоящий момент? Чем закончится ситуация?» При предъявлении белой карты испытуемому предлагается мысленно нарисовать на ней любую картину и рассказать о ней. Ответы записываются дословно, фиксируются паузы, интонации, выразительные движения. Затем проводится анализ и интерпретация ответов с использованием определенной схемы.

В методике незаконченных предложений испытуемый должен завершить ряд предложений. Например:

«Когда мне говорят что-то обидное в резкой форме, то …»

«Если все против меня, то …»

«Я всегда хотел …»

Методика позволяет выявить признаки внутриличностных и межличностных конфликтов, нарушение отношений личности, характер которых может затем уточняться в индивидуальной беседе.

В отличие от других методов проективные тесты менее стандартны, анализ и обработка результатов более субъективны. Поэтому методиками данной группы могут успешно пользоваться только высококвалифицированные специалисты. Перспективно их применение в диагностике и прогнозировании нервно-психической устойчивости.

(8) Для установления причинно-следственных связей между явлениями и процессами проводится эксперимент. Исследователь старается изменить внешние условия так, чтобы повлиять на изучаемый объект. При этом внешнее воздействие на объект считается причиной, а изменение состояния (поведения) объекта — следствием. Эксперимент является одним из основных методов научного познания вообще, психологического исследования, в частности.

Психологический эксперимент — метод изучения психических явлений (процессов, состояний, свойств и образований) при помощи которого проверяется истинность выдвигаемых предположений (гипотез).

Это целенаправленный, точно учитывающий все условия, четко поставленный опыт, позволяющий не только описывать психические явления, но и объяснять их.

Эксперимент является «активным» методом изучения реальности. Исследователь не только задает вопросы природе, но и «вынуждает» ее на них отвечать. Наблюдение и измерение позволяют ответить на вопросы «Как? Когда? Каким образом?», а эксперимент отвечает на вопрос «Почему?».

Таким образом, экспериментом называется спланированное и управляемое субъектом исследование, в ходе которого экспериментатор (субъект) воздействует на изолированный объект (объекты) и регистрирует изменение его состояния. В процессе эксперимента исследователь всегда наблюдает за поведением объекта и измеряет его состояние. Процедуры измерения и наблюдения входят в процесс эксперимента. Кроме того, исследователь воздействует планово и целенаправленно на объект, чтобы измерить его состояние. Эта операция называется экспериментальным воздействием.

Психологический эксперимент, в зависимости от условий его проведения, может быть различных видов (см. схему 2).

Его классифицируют по ряду критериев:

_ Схема 2.

Психологический эксперимент

Кратковременный

Длительный

Однофакторный

Многофакторный

Констатирующий

Формирующий

Лабораторный

Естественный

Комплексный

а) по времени проведения эксперимента — кратковременный и длительный (лонгитюдный);

б) по структуре изучаемых явлений — однофакторный (простой) и многофакторный (сложный);

в) по целям исследования — констатирующий и формирующий;

г) по организации проведения — лабораторный, естественный и комплексный.

Наиболее часто применяются четыре основных вида эксперимента:

лабораторный, естественный, констатирующий и формирующий. Дадим им краткую характеристику.

Лабораторный эксперимент проводится в искусственных, специально создаваемых и учитывающих ряд факторов условиях. Довольно часто он проводится в специально оборудованном помещении при активном использовании различных приборов и другой регистрирующей аппаратуры. Неестественность ситуации эксперимента приводит к напряженности, скованности испытуемого из-за непривычных условий. К тому же лабораторный эксперимент хотя и отражает (в определенной степени) реальные жизненные ситуации, но часто все же далек от них. Поэтому он редко применяется для решения проблем учебно-воспитательного процесса.

Естественный эксперимент отличается тем, что испытуемый, находящийся в обычных для него условиях деятельности (игры, учебы, труда) не догадывается о проводимом психологическом исследовании, объектом которого он является. Этот метод сочетает в себе преимущества наблюдения и эксперимента. Здесь нет отрицательного влияния эмоционального напряжения, преднамеренности ответной реакции, стремления психологически «защититься».

При проведении естественного эксперимента испытуемого можно поставить в такие условия, которые неизбежно выявят интересующие психолога особенности его личности. Например, на занятиях, меняя отдельные элементы обстановки, вводя дополнительные данные, можно наблюдать за реакцией того или иного обучаемого и делать выводы о его знаниях, особенностях памяти, сообразительности, настойчивости. Опыт показывает, что применение естественного эксперимента при изучении испытуемых даст хорошие результаты только в том случае, если он проводится в сочетании прежде всего с методом наблюдения, когда эксперимент органически включается в процесс наблюдения, а результаты, полученные во время эксперимента, в дальнейшем проверяются путем наблюдения.

Констатирующий эксперимент используется для проверки определенных предположений (гипотез) и объяснения психических явлений. В экспериментальной ситуации испытуемый воспроизводит ту или иную естественную для него реальную или идеальную деятельность: решение нравственных задач, эстетические переживания, запоминание необходимой информации, выбор средств для достижения цели.

Наиболее часто констатирующий эксперимент применяется при изучении психологических особенностей испытуемых. Для успешного овладения профессией юриста (экономиста, менеджера, лингвиста) важно учитывать такие психологические качества, как восприятие, внимание, мышление, память, скорость реакции, тип высшей нервной деятельности, нервно-психическую устойчивость.

Формирующий эксперимент выполняет две функции одновременно. С одной стороны, он направлен на изучение психологических особенностей, с другой — на реализацию образовательных и развивающих целей, на оказание помощи учащимся в учебной деятельности. Этот метод, позволяя прослеживать психические изменения личности, удачно сочетает в себе психологическое изучение испытуемых с поиском и разработкой оптимальных путей учебной работы посредством активного включения испытуемых в организованную психологом или преподавателем деятельность, и целенаправленным воздействием на него.

При формирующем эксперименте, преобразующем ход педагогического процесса, происходит активное изменение содержания и форм жизни личности или коллектива в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формирующий эксперимент позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых фактов, а через создание специальных ситуаций раскрывать закономерности, динамику, тенденции психического развития, становления личности, определяя возможности оптимизации этого процесса.

Применение эксперимента в исследованиях наталкивается на принципиальные ограничения, связанные с невозможностью в ряде случаев осуществлять произвольное изменение переменных. Так, в дифференциальной психологии и психологии личности эмпирические зависимости большей частью имеют статус корреляций (т. е. вероятных и статистических зависимостей) и, как правило, не всегда позволяют делать вывод о причинно-следственных связях. Одна из трудностей применения эксперимента в психологии заключается в том, что исследователь зачастую оказывается включенным в ситуацию общения с обследуемым лицом (испытуемым) и может невольно повлиять на его поведение.

14