Тест по ист. психологии

  1. Первой формой психолого-исторического знания является:

а) литература;

б) рассказ;

в) философия.

  1. Объект исторической психологии
  • множество людей, выступающих как субъект исторического процесса;
  • множество людей, вступающих как объект исторического процесса;
  • множество людей, выступающих как субъект и объект исторического процесса;
  • психологический компонент исторического развития

  1. Предметом исторической психологии является

— психологическая характеристика отдельного человека

-психологическая характеристика эпохи;

-психологическая характеристика отдельных социальных явлений

  1. Историческая психология как область взаимодействия истории и психологии начинает формироваться в

— XVIIIв.

— П.п. XIXв.

— Вт.пол. XIXв.

  • XXв.

  1. В. Дильтей предлагает метод для наук о духе:

а) эксперимент;

б) дедуктивная метафизика;

в) понимающее чтение первоисточников (герменевтика).

  1. Работа И. Хейзинги «Осень Средневековья» относится к направлению исторической психологии:

а) герменевтически-феноменологическому;

б) историческому;

в) психологическому.

  1. Школа «Анналов» является основой для появления направления исторической психологии:

а) психологического;

б) исторического;

в) психоаналитического.

  1. Работа И. Мейерсона «Психологические функции и творения» является предпосылкой возникновения направления исторической психологии:

а) исторического;

б) герменевтически-феноменологического;

в) психологического.

  1. Направление исторической психологии как один из способов приложения доктрины З. Фрейда к историческому материалу:

а) психологическое;

27 стр., 13251 слов

Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки

... психологии являются психологические законы. Задачи психологии. Область изучаемых явлений. Основная задача психологии — изучение законов психической деятельности в ее развитии. Область явлений, изучаемых психологией — различные процессы, ... объектами самой психологической науки. Метод - это выражение некоторых свойств соотношений между объектом и субъектом в процессе познания (Завалевский, ...

б) психоаналитическое;

в) историческое.

  1. Авторами психоистории не являются:

а) Ф. Арьес;

б) Э. Эриксон;

в) Ж.-П. Вернан.

  1. Свидетельствами образного мышления неандертальцев являются:

а) углубления в камне;

б) женские статуэтки из бивня мамонта;

в) пещерная живопись.

  1. Изобразительной деятельностью палеолитического человека является:

а) пиктография;

б) «фотографическое» запечатление образа;

в) эстетическое обобщение.

  1. Память человека эпохи палеолита является:

а) механической;

б) эйдетической;

в) логической.

  1. Магия как показатель пробуждающегося сознания первобытного человека не использовала средство:

а) речь;

б) изображение;

в) символические действия.

  1. Ментальность крестьянской цивилизации направлена на:

а) поддержание ее устойчивого уклада;

б) быструю смену событий;

в) погоню за разнообразием и сенсациями.

  1. Мировоззрение зрелой первобытности представлено:

а) мифом;

б) рассказом;

в) рисунком.

  1. Теория мифа, понимающая его как наиболее оформленное выражение индивидуального или коллективного бессознательного, относится к:

а) символической;

б) ритуалистской;

в) психоаналитической.

18. Типом знаковой организации первобытного общества является:

а) устная речь;

б) письменность.

19. Способом передачи информации в первобытном обществе было:

а) ритмическое слово;

б) письменность.

20. Рубеж между историей и доисторией определяется наличием:

а) живописи;

б) письменности.

21. Ж.-П. Вернан в своей работе «Происхождение древнегреческой мысли»:

а) выводит рациональное познание из мифа;

б) отрицает такую преемственность.

22. Изменения в психологии человека античности обусловлены:

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

а) специфическим строем древнегреческого полиса;

б) деревенским укладом жизни.

23. Становление ментальности древнего грека находится в зависимости от:

а) физического труда ремесленников и крестьян;

б) деятельности политиков, философов и художников.

24. Понятие «технэ» эпохи античности относится к деятельности:

а) оратора и софиста;

б) ремесленника и воина.

25. Свидетельством усложнения духовной сущности человека в период античности

является движение общества:

а) от «культуры стыда» к «культуре вины»;

б) от «культуры вины» к «культуре стыда».

26. В период античности:

а) устное рассуждение находилось в равновесии с письменной культурой;

б) произошло наложение законов письменности на устную речь.

27. В античности создается новая коммуникативная стратегия:

а) внушение;

б) убеждение.

28. Верования древних греков можно назвать:

а) религией вдохновения и формы;

б) религией видения.

29. Характер древнего римлянина в отличие от древнего грека:

а) более созерцательный, чем практичный;

б) более практичный, чем созерцательный.

30. Государственно-юридическую систему, закрепленную в правовых статьях и кодексах, создали:

а) древние римляне;

б) древние греки.

31. Римская мифология, в отличие от греческой, это:

а) сборник рассказов о происхождении, семейных делах и похождениях богов;

б) список правил поведения в определенных обстоятельствах.

32. В основе культуры средневековья лежит:

а) политеизм;

б) монотеизм.

33. Содержанием психической жизни средневековой личности является:

а) духовность;

б) интерес к предметному миру.

34. Христианское средневековое мировоззрение воспевает:

а) гедонизм (культ удовольствий);

б) аскетический идеал.

35. Мышление средневекового человека направлено:

а) на познание природных явлений;

б) трактование книжных текстов.

36. Средневековая книжность является:

а) отношением к богатому наследству древних;

2 стр., 713 слов

Особенности познавательной сферы и личности

... 1 класса. Особенности познавательной сферы и личности 1. Особенности восприятия (ширина, глубина, объективность, схватывание); 2. Особенности внимания ... готовность, грамматические и стилистические особенности, содержание и культура речи); e. письмо (индивидуальные особенности почерка, зрелость и ... Общее физическое развитие Состояния здоровья Условия жизни в семье. Правильность основной линии семейного ...

б) созданием новых научных теорий и открытий.

37. Специфической особенностью средневекового характера является:

а) эмоциональная уравновешенность;

б) интенсивность и поляризованность эмоциональной сферы.

38. Для средневековой психики характерна:

а) нерасчлененность интеллектуальной и эмоциональной сферы;

б) их независимость друг от друга.

39. Характерной особенностью эмоциональной сферы средневекового человека является:

а) сверхчувствительность (гиперсензитивность);

б) неразвитость эмоциональной сферы.

40. Характерной особенностью средневековой личности является:

а) конформизм по отношению к своим;

б) социальная независимость и изолированность от социума.

41. Склад учености средневекового человека характеризуется:

а) подчеркиванием индивидуальных черт человека;

б) стремлением к обобщению и универсализацией.

42. В ментальности средневековой личности:

а) преобладала надежда и вера в блаженную будущую жизнь;

б) страх преобладал над надеждой.

43. В теории М.М. Бахтина народная культура средневековья представляет собой:

а) судорожное насыщение голодных людей;

б) веселое карнавальное пиршество.

44. В Новое время книжная мудрость прошлого:

а) оценивается очень высоко;

б) оценивается очень низко.

45.Язык человека Нового времени становится более:

а) понятным, сухим, логичным;

б) изысканным, туманным, не связанным с практикой.

46. Основной характеристикой ментальности человека Нового времени является:

а) рациональность;

б) эмоциональность.

47. Логика для своего распространения в Новое время пользуется:

а) экономикой;

б) политикой.

48. Личность и психика человека Нового времени претерпевают изменения в связи с:

а) техническим прогрессом;

б) развитием философии.

49. Для Нового времени характерно создание системы:

а) человек-природа;

б) человек-машина.

50. Характерной особенностью жизни людей в Новое время становится:

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Педагогические способности - это совокупность индивидуальных психологических особенностей личности, ... по общению. Она предполагает не просто знание или понимание другого человека, но знание того, как понимают «рефлексирующего» индивида. Рефлексия - ...

а) гигиенизация быта;

б) отсутствие брезгливости.

51. Капитализм совершает:

а) предметное опосредование жизни;

б) смысловое опосредование жизни.

52. Патологическим последствием сверхрационального существования является

появление:

а) сверхпедантичных характеров;

б) шизофрении;

в) гиперсензитивности.

53. Психосоциальными установками эпохи Нового времени становятся:

а) демократическая;

б) либеральная;

в) теоцентрическая.

54. Развитие личности в 20-м в. происходит под воздействием:

а) тоталитарных режимов;

б) свободных институтов.

55. Особенностью личности человека, живущего в тоталитарном режиме, является проявление:

а) индивидуального бессознательного;

б) «политического бессознательного».

56. Универсальной чертой психики человека Нового времени и 20-го в. является:

а) утопическое сознание;

б) христианское сознание.

57. Постиндустриальной перспективой человечества является создание:

а) информационного общества;

б) индустриального общества.

58.. Появление в 20 в. массовой культуры связано с:

а) появлением и усовершенствованием технических средств передачи информации;

б) с усложнением психической организации человека.

59. Возможности массовой коммуникации в ХХ веке расширяются благодаря использованию:

а) литературы, театра;

б) кино, радио, телевидения.

60. Психологическим типом массовой культуры 20-го в. является:

а) рыночная личность;

б) свободная личность.

61. Психологическим качеством рыночной личности не является:

а) гибкость, адаптивность;

б) общительность;

в) независимость.

  1. Герменевтико-феноменологическое направление исторической психологии основано на методе:

— реконструкции

— интерпретации

— генетизма

  • диалектического материализма

  1. Историческое направление в исторической психологии изучает

— историю культуры

— историю науки и культуры

25 стр., 12024 слов

Методологические основы юридической психологии: предмет, принципы, ...

... ПСИХОЛОГИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЮР. ПСИХОЛОГИИ ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Предмет, принципы, задачи и методы, связь со смеж­ными науками; историческое ... зиждется последующее развитие рациона­листического направления в философии права. В «Государстве» ... правового за­кона, а не людей; люди подвержены чувствам, закон – уравновешенный ...

-историю ментальностей

  1. Исследование менталитета зародилось и получило развитие в рамках

— школы «Анналов»

— в психоистории

  • в герменевтико-психологической школе

  1. Понятие «менталитет» означает

— умозаключение

— мыслительная установка

— коллективное представление

  • видение мира

66. Психологическое направление в исторической психологии разрабатывает

— гипотезы, основанные на культурно-историческом материале

— занимается изучением психики конкретного человека в определённую историческую эпоху

  • изучает психологические особенности людей различных исторических периодов

67. Теоретической основой психологического направления в исторической психологии явились взгляды

— А.С.Выготского и А.Н. Леонтьева

— З.Фрейда

— К.Г.Юнга

— Н.Рубинштейна

68. Как самостоятельная область научных знаний историческая психология начала формироваться в СССР в:

-1920-е гг.

-1930-е гг.

-1960-е гг.

— 1980-е гг.

69. Межвузовский семинар по исторической психологии в нашей стране впервые организовал:

А.Я.Гуревич:

О.В.Волобуев

Б.В. Поршев

А.Р. Лурия

70. Лидером развития современной исторической психологии в России является:

Е.Ю. Боброва

А.Г. Асмолов

И.Г. Белявский

В.А. Шкуратов