4. Коррекционно-воспитательная работа на уроках тематического рисования

Тематическое рисование в отличие от декоративного рисования и рисования с натуры занимает более скромное место в учебной программе вспомогательной школы. Это наиболее сложный для умственно отсталых детей вид занятий, поскольку он базируется на представления, т. е. на воспринятых ранее наглядных образах объектов. Физиологической основой представлений является оживление, восстановление в коре головного мозга следов от прежних раздражений. Известно, что роль представлений в психической жизни ребенка очень велика: процессы памяти, мышления, воображения, эстетические чувства и волевые действия никогда не происходят без участия представлений. В связи с этим занятия тематическим рисованием имеют особое значение в развитии умственно отсталых школьников. Они являются чрезвычайно важной организующей и дисциплинирующей формой деятельности. Рисование на темы предполагает изображение по представлению отдельных предметов или несложных сюжетов из окружающей жизни, а также иллюстрирование специально подобранных учителем рассказов-описаний или отрывков из литературных произведений. Такая работа требует от детей мобилизации опыта, активизации представлений и воображения в соответствии с определенной целью — отразить в графической форме конкретную

тему. Ее раскрытие вызывает необходимость припоминания соответствующих образов, их строения, формы, величины, цвета. Значительные усилия требуются от детей, чтобы они могли решать задачи по композиции рисунка. Следует, однако, еще раз подчеркнуть, что, рисуя, по представлению, учащиеся вспомогательной школы опираются на скудный запас имеющихся у них неточных зрительных образов и схематических приемов изображения.

На качестве тематических рисунков, выполненных без соответствующего обучения, сказываются недостатку наблюдательности, воображения, зрительной памяти. Характерно, что дети рисуют те предметы, которые они умеют рисовать, а не те, которые

необходимы для правильной передачи сюжета. Кроме того, при выполнении рисунка на предложенную тему у умственно отсталых детей наблюдается такая актуализация образов, которая не только уводит их в сторону от темы, но подчас и противоречит ей.

Качество рисунков, выполненных на заданную тему, находится в прямой зависимости от прошлого опыта учащихся. По этой причине этот вид изобразительной деятельности можно разделить на три категории:

1) рисование предметов и явлений, ранее наблюдавшихся и изображавшихся;

5 стр., 2448 слов

Часть Формирование представлений дошкольников о здоровом образе ...

... Часть!!!!Заключение Данное исследование посвящено рассмотрению проблемы формирования представлений детей старшего возраста о здоровом образе жизни. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что ... синхронности нравственных и педагогических требований к ребенку; - обеспечение позитивной основы для развития представлений детей о здоровом образе жизни; - установление взаимных, доверительных и ...

2) рисование предметов и явлений, ранее наблюдавшихся, но неизображавшихся;

3) рисование предметов и явлений, которые учащимися никогда не наблюдались и не изображались.

Разумеется, что все эти случаи изображения по представлению в значительной степени отличаются друг от друга и каждый из них ставит перед учеником разные по сложности задачи. Учитывая это, развитие представлений на уроках тематического рисования следует проводить в определенной системе с использованием рациональной методики.

В связи с организацией и проведением коррекционно-воспитательной работы первостепенное значение приобретает содержание тематического рисования. Сложные задания, подобранные без учета имеющихся у детей представлений о том или ином предмете (явлении), могут оказаться непосильными для выполнения. И наоборот, слишком простая работа выполняется без должного напряжения и, что самое главное, теряет свое коррекционное свойство.

Задача учителя заключается в том, чтобы подобрать такое содержание, отражение которого в рисунке потребовало бы от учащихся определенных усилий. Не менее важно, чтобы предлагаемые задания вызывали у детей желание выполнить рисунок как можно лучше.

Рисование на заданную тему следует отличать от так называемого свободного рисования, когда учащиеся рисуют по собственному замыслу по инструкции: «Рисуйте, что хотите». В этом случае практически

отсутствует обучение, а ошибки, свойственные детям при передаче изображения, не только не исправляются, а, наоборот, закрепляются. Отсюда следует, что свободное рисование ни в коей степени не должно подменять тематическое рисование. Рисование по желанию учащихся целесообразно проводить на уроке только в тех случаях, когда учитель не знает состава класса и ему необходимо увидеть детей в процессе деятельности, познакомиться с изобразительными возможностями своих воспитанников.

Последующий анализ работ позволит ему в определенной степени выявить запас представлений и графическую подготовленность учащихся.

План работы по изобразительной деятельности должен быть составлен таким образом, чтобы урокам рисования на темы предшествовали уроки рисования с натуры или тщательные наблюдения объекта с установкой на последующее изображение его по представлению. Например, перед рисованием на тему «Весна пришла» целесообразно провести серию уроков, во время которых дети учатся рисовать деревья, скворечники, птиц и т.п. Учитель не должен ограничиваться простым сообщением темы, очень важно разъяснить ее сущность. В противном случае работа будет носить формальный характер. Чтобы этого избежать, в младших классах следует предлагать такую тематику, которая требует от детей припоминания ранее рассматривавшихся и изображавшихся предметов. В старших классах задания усложняются: учащимся предлагается нарисовать такие объекты, которые им приходилось только наблюдать. В отдельных случаях можно дать и

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

такую тему, для раскрытия которой потребуется изобразить объекты и явления, которые ранее ученики никогда не видели и не изображали.

Перед младшими школьниками обычно ставится более простая задача — нарисовать по представлению какие-либо два-три хорошо знакомых предмета. Стремясь к тому, чтобы задание вызывало познавательную активность детей, учитель кратко характеризует предметы и их части по форме, величине, цвету и т.п.

Пример:

1. Дети, нарисуйте на одном листе два дома: маленький и большой. У маленького дома — дверь и одно окно, у большого — дверь и три окна. У маленького дома крыша красного

цвета, а у большого — зеленая.

2. Нарисуйте двухэтажный дом. Слева от дома растут

две елочки, а справа — одна. Рядом с ней стоит легковая машина.

Эти и подобные им задания — важное средство коррекции недостатков пространственных представлений и пространственной ориентировки у умственно отсталых школьников. Во-первых, учащиеся упражняются в понимании пространственных характеристик

(слева, справа, посередине и т.д.); во-вторых, ориентируются на плоскости листа бумаги; в-третьих, размещают одни изображения относительно других. Результативность такого рода заданий апробирована и рекомендована в качестве одного из рациональных коррекционных приемов.

При иллюстрировании рассказов в начальной стадии обучения тематическому рисованию нельзя ограничиваться только словесным описанием объектов и их расположения в пространстве. Необходимо применять моделирование заданной ситуации. С этой целью приготавливаются модели встречающихся в рассказе предметов. Перед началом рисования учащиеся составляют из них соответствующую композицию. На следующем этапе учитель концентрирует внимание детей на припоминании образов предмета, на восстановлении в памяти по словесному описанию пространственных представлений. В тех случаях, когда учащиеся получают задание раскрыть в рисунке какую-нибудь тему (Ветка елки с игрушками, Рыбки в аквариуме среди водорослей, В магазине игрушек и пр.), необходимо предварительно всесторонне обсудить сюжет. Так, перед рисованием на тему «Строительство нового дома» (IV класс) учащиеся рассказывают о своих впечатлениях от экскурсии на стройку, которую заранее организовал учитель, о том, какая техника там применяется. Дети по очереди называют объекты, которые могут найти отражение в рисунке: несколько этажей строящегося здания; наверху – строители-монтажники; башенный подъемный кран, стрела которого несет панель; по дороге едут

автомашины со строительными материалами (везут бетонные плиты, цементный раствор, песок); недалеко от дома работает экскаватор (ковшом роет траншею); бульдозер засыпает яму; автопогрузчик укладывает плиты и т. п.

Для уточнения представлений о внешнем виде предметов на уроке используются таблица с изображением строительных машин и детские игрушки (трактор, самосвал, подъемный кран, автопогрузчик и пр.).

Учитель дает указания, как лучше нарисовать задуманное, где целесообразнее расположить отдельные предметы. Иногда необходимо показать способ рисования того или иного предмета или каких-нибудь его частей.

10 стр., 4541 слов

Влияние авторитета учителя на рейтинг предмета среди старшеклассников

... методы: -    анкетирование старшеклассников с целью выяснения рейтинга школьных предметов; -        опросник для экспертной оценки учителя среди учащихся-старшеклассников, разработанный специалистами лаборатории коррекции учебного процесса ИПК руководящих ...

Учебно-воспитательные и коррекционные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится соответствующая подготовка. Сюда следует отнести:

•определение, уточнение и разъяснение тематики рисунка;

•перечисление и словесное описание учащимися объектов, включаемых в рисунок;

•дополнительное рассматривание и изучение объектов в натуре или их изображений;

•изучение различных конструктивных элементов для более точной передачи образа предмета;

•организацию комбинаторной деятельности учащихся с целью лучшего расположения частей рисунка в пространстве;

•объяснение порядка выполнения рисунка и показ приемов работы;

•использование игровых моментов и игровой ситуации.

Для обогащения зрительных представлений школьников важно использовать (не для срисовывания) книжные иллюстрации, таблицы с изображением людей и животных, различные репродукции, плакаты, открытки, фотографии и т.п. Не следует забывать и о необходимости применения диафильмов и прочих технических средств. В оборудование уроков тематического рисования должны входить также игрушки, муляжи, чучела птиц и животных и т.д. Применение и всестороннее изучение натуральных объектов и наглядных

пособий обеспечивает лучшее формирование представлений. Чем полнее осмыслена вещь в восприятии, тем полнее и богаче ее представление. Особая роль в коррекционно-воспитательной работе на уроках тематического рисования принадлежит словесным объяснениям и указаниям. Разумное сочетание слова и наглядности дает особенно хорошие результаты. У учащихся вспомогательной школы образуются более ясные и точные представления в тех случаях, когда учитель не только демонстрирует предмет или его изображение, но и подробно о нем рассказывает. Один из путей формирования качественных представлений у умственно отсталых детей — развитие речи в единстве с организацией наглядно-действенного опыта в ходе занятий. Принимая во внимание наличие трудностей, которые испытывают учащиеся во время рисования по представлению, большое значение придается индивидуальной работе. Вовремя подсказывая решение той или иной задачи, исправляя неверные действия ученика и объясняя ошибки, учитель тем самым активно вмешивается в ход работы над рисунком, организует и направляет изобразительную деятельность школьников. Учитель в некоторых случаях может взять какую-то незначительную часть работы на себя (например, показать расположение элементов рисунка), а иногда и просто помочь ребенку нарисовать необходимый предмет. Такую помощь следует считать вполне оправданной, так как она является активизирующим и стимулирующим средством. Даже самые отсталые дети, к которым учитель приходит на помощь, проявляют активность и желание лучше выполнить рисунок. Особенно большое внимание приходится уделять композиции

рисунка. К сожалению, фронтальное объяснение не всегда дает хорошие результаты. Многим ученикам младших классов надо дополнительно показывать возможное расположение частей рисунка. Лучше всего демонстрировать ребенку выполнение наброска рисунка на отдельном листе бумаги.

5 стр., 2115 слов

процесс формирования интереса к продуктивной деятельности у детей ...

... проблемы 1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования интереса к продуктивной деятельности детей дошкольного возраста Родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому ... Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с. 13. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р.Г. Казакова, Т.И. ...

В тематических рисунках учащихся I—II классов все предметы изображаются, как правило, в один ряд, т.е. на первом плане. Начиная с IV класса задача усложняется и рисунок разрабатывается с двумя планами. Учащиеся знакомятся с правилами размещения изображений на переднем и заднем планах. Величина изображений, расположенных на разных планах, отличается друг от друга. Чтобы учащиеся поняли эту разницу, стоит рассмотреть картину, изображающую какой-нибудь пейзаж, где хорошо видно, что на переднем плане предметы изображены крупно, а на заднем —мелко. Важно показывать каждому из детей в индивидуальном порядке, как должен выполняться тот или иной рисунок. В результате школьники начинают лучше понимать достоинства и недостатки своих рисунков.

При оценке работ в целом учитель обращает внимание на следующие моменты:

•насколько полно раскрыта тема изобразительными средствами;

•проявил ли ученик творчество в работе или действовал шаблонно;

•насколько точно передан графический образ тех или иных предметов;

• насколько правильно ученик расположил части рисунка на плоскости листа бумаги;

• точно ли соблюдены пространственные характеристики изображенных предметов;

• соответствует ли цвет рисунков цвету реальных предметов.

Уроки рисования на заданную тему выполняют коррекционную функцию в том случае, если:

а) тематическому рисованию предшествует формирование графических образов предметов;

б) уроки тематического рисования носят обучающий характер и включают в себя элементы изучения (обследования) объекта и его воспроизведение по представлению (отставленное воспроизведение);

в) в связи с обучением тематическому рисованию учащиеся овладевают умением ориентироваться на листе бумаги и ориентировать изображения относительно друг друга;

г) учащиеся побуждаются к речевой активности и осуществляют словесную регуляцию изобразительной деятельности;

д) наряду с рисованием по представлению практикуется рисование предметов на основе их непосредственного восприятия.

Целенаправленная организация коррекционно-воспитательной работы на ypoкаx тематического рисования может быть достигнута при условии посильности и конкретности выдвигаемых перед учащимися задач.

Контрольные вопросы к 4:

1. Какова сущность коррекционно-воспитательной работы на уроках тематического рисования?

2. В чем специфика уроков тематического рисования в специальной школе?

3. Каково содержание занятий тематическим рисованием?

4. Чем отличается рисование на тему от свободного рисования?

5. Какие методы применяются при обучении школьников рисованию на заданную тему?

6. Какую роль играет слово и наглядность при проведении уроков тематического рисования?

7. Какое значение имеет индивидуальный подход к учащимся на уроках изобразительного искусства?

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... меньше, по­скольку его самоутверждение и самореализацию обеспечивают другие виды деятельности, в частности игра, труд, рисование, которыми малыш в раннем детстве не владеет. В раннем воз ... предметами и явлениями, которые наталкивают его на первые открытия, стимулируют познавательные интересы и любознательность. Ребенок видит, что полотенце было сухим, а когда вытерли руки, оно стало ...

5.. Развитие у учащихся интереса к рисованию

В силу общего психофизического недоразвития, инертности нервных процессов и ограниченности потребностей умственно отсталые дети нуждаются в специальной организации учебной работы и на уроках рисования. В противном случае они будут выполнять задание лишь постольку, поскольку оно им дано учителем, т.е. формально.

Л. И. Божович подчеркивает, что формализм знаний рождается не только тогда, когда ученик плохо понимает усваиваемый материал, но и тогда, когда Он равнодушно, без должного интереса относится к содержанию того, что он учит. Значение интереса в повышении качества знании школьников отмечают многие советские психологи. В психическом развитии аномальных детей ему принадлежит очень большая роль.

Значение интереса для общего развития, в том числе и для развития интеллектуальной деятельности ребенка, всесторонне проанализировано Л. С. Выготским. Им вскрыты движущие мотивы деятельности — потребности, интересы, побуждения ребенка, которые активизируют не только восприятие, но и мысль. При наличии интереса ученик усиленно наблюдает за привлекшим его внимание предметом или явлением, самостоятельно их

анализирует, задает вопросы) пытается сделать выводы. В процессе такой работы интерес к изучаемому материалу постепенно усиливается, что, в свою очередь, содействует умственному развитию школьника. Наиболее глубоко и полно влияние интереса на характер учебной деятельности аномальных детей было раскрыто Н. Г. Морозовой. Автор отмечает, что под влиянием интереса резко меняется весь характер деятельности. При наличии интереса учащиеся с отклонениями в умственном развитии работают совершенно иначе. Н. Г. Морозова указывает, что с появлением у детей-олигофренов интереса к учению меняется их облик, пробуждается познавательная активность, мобилизуется внимание, снимается утомление, повышается тонус, появляется бодрое, радостное настроение.

Обычно инертные и вялые дети превращаются в инициативных, а самые трудные и неспокойные становятся внимательными и целенаправленными, более собранными и дисциплинированными. Н.Г.Морозовой были намечены эффективные пути формирования

познавательных интересов. Автор приходит к выводу о том, что работа по воспитанию и развитию интереса к учебной деятельности происходит наиболее интенсивно в том случае, если она осуществляется поэтапно. На первом этапе предполагается обеспечить усвоение детьми необходимых исходных знаний, умений и речевых средств.

На втором этапе нужно сформировать положительное отношение к предмету и деятельности. Для этого следует, во-первых, пробудить положительные переживания, связанные с предметом, деятельностью и участвующими в ней лицами; во-вторых, раскрыть значение предмета, личный и общественный смысл деятельности. Наконец, на третьем этапе происходит формирование собственно интереса в процессе специально организованной деятельности.

Н.Г.Морозова установила ряд показателей интереса к уроку. К ним относятся:

1) отсутствие отвлечений во время урока;

2) сосредоточенность внимания на основной теме;

8 стр., 3588 слов

Роль старшего воспитателя в создании условий для самостоятельной ...

... интерес, предпочтение при выборе картины, иллюстрации, народной игрушки. Воспитатель планирует ознакомление с произведениями искусства перед занятиями рисованием, в часы самостоятельной художественной деятельности, проводит с детьми ... жизни и деятельности ребенка творческим, ставить детей не только в ситуации художественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на ...

3) стремление выяснить все, что непонятно;

4) появление вопросов, на которые учащиеся хотели бы иметь ответ;

5) стремление самостоятельно размышлять и делать выводы;

6) сожаление по поводу окончания урока;

7) беседа детей с учителем и между собой о теме урока после звонка;

8) охотное и активное выполнение заданий и всех работ, связанных с темой урока;

9) общее оживление в связи с преподнесением материала;

10) стремление выполнить дополнительную работу в связи с заинтересовавшей учащихся темой.

Ни один из этих критериев, взятый сам по себе, подчеркивает Н.Г.Морозова, еще не свидетельствует об интересе. Однако их совокупность или наличие большинства из них присущи всякому интересному для детей уроку.

Организуя изобразительную деятельность учащихся, необходимо позаботиться о выработке у них познавательного интереса, содействующего преодолению интеллектуальной пассивности и формального отношения к рисованию.

Решение этих вопросов требует соблюдения последовательности и должно осуществляться в несколько этапов.

На п е р в о м э т а п е , который совпадает с пропедевтическим периодом обучения рисованию, неправильно было бы направлять деятельность учащихся на решение конкретных изобразительных задач, касающихся непосредственно воспроизведения формы и структуры какого-либо предмета. На этом этапе очень важно воспитать у детей начальные формы сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), а также научить их концентрировать свое внимание на определенных свойствах объектов изображения. Чрезвычайно важной предпосылкой для развития интереса к рисованию следует считать наличие у детей ручной умелости. Но именно слабые технические умения умственно отсталых школьников (наряду с другими недостатками) являются в этом серьезным тормозом. Поэтому на первоначальном этапе значительное место необходимо отводить организации практических занятий с карандашом в руке, чтобы научить детей выполнять самые простейшие, элементарные графические действия. Этому должны благоприятствовать разнообразные графические упражнения игрового характера (в том числе по подражанию) с использованием разнопланового и красочного материала.

Система увлекательных упражнений типа «намотаем клубок ниток», «дождик кап-кап-кап» и др. (Е.А.Флёрина), а также дидактические задачи сенсорного характера, связанные с узнаванием, называнием и различением предметов по разным признакам, обеспечивают тот минимальный уровень познавательных и графических средств, который дает возможность перейти к следующему этапу формирования интереса к изобразительной деятельности.

10 стр., 4532 слов

Активизация познавательной деятельности детей с ЗПР

... выполнения трудовых операций. Чувственно-предметная трудовая деятельность детей становится понятийной, переходит в мыслительную деятельность. Обучение планированию начинается с использования предметно-инструкционных ... правильным, аргументированным суждениям. 3. Развивать и совершенствовать эмоциональную, сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания (удовольствие, радость, ...

На в т о р о м этапе, необходимо вызвать у детей положительное отношение к деятельности рисования. Этим целям служит вводная беседа учителя, в ходе которой учащиеся знакомятся с объектом изображения и содержанием предстоящей работы. Особая роль в создании заинтересованного, радостного отношения к рисованию принадлежит объекту изображения. Практика показывает, что наибольшее внимание умственно отсталые дети проявляют к уже знакомым им предметам. Наряду с установлением внешних признаков дети стремятся узнать и о некоторых внутренних свойствах объекта (например, о материале, из которого он сделан, способе крепления отдельных деталей и т.д.).

Используемые в качестве натуры модели должны быть средством развития у учащихся познавательного интереса. Имеются в виду различные конструкции из элементов строительного материала (домики, башенки, пирамидки и др.), а также детские игрушки, имеющие несложное строение (вагон, грузовик, автобус, трактор, подъемный кран и др.).

Существенное значение в плане мобилизации активности детей на занятиях по рисованию имеет цвет изображаемого предмета и его частей. Многоцветный предмет особенно сильно привлекает к себе внимание учащихся. В связи с восприятием таких предметов дети испытывают положительные эмоции и желание поскорее приступить к выполнению задания. Кроме того, у детей появляется повышенное желание лучше рассмотреть детали объекта, т. е. активизируется их аналитическая деятельность, что в конечном итоге способствует преодолению некоторых трудностей, связанных с передачей строения и формы натуры.

Не менее важное значение для создания предпосылок к развитию у учащихся познавательного интереса имеет правильный выбор объекта или образца (в декоративном рисовании) в соответствии с графическими возможностями детей. Это условие является

необходимым по двум причинам: во-первых, непосильная или, наоборот, чрезмерно легкая работа теряет свое коррекционное значение; во-вторых, детям не удается нарисовать слишком сложный для изображения объект или узор, что, естественно, отрицательно сказывается на формировании интереса к изобразительной

деятельности.

Организуя и направляя процесс рисования, следует увлечь учащихся значимостью предстоящей работы. Необходимо, чтобы дети осознали важность и полезность того, что они делают. Конкретные и понятные общественно значимые задания в существенной мере стимулируют деятельность учащихся. Кроме того, они способствуют усилению интереса к процессу рисования. Это хорошо видно на примере выполнения таких заданий, как оформление классного календаря природы, раскрашивание накладных букв для организуемой школой выставки, изготовление карточек с рисунками для школьной игротеки, коллективное рисование декораций для кукольного театра и т. п. Раскрывая значение предстоящей работы, полезно подчеркнуть важность соблюдения эстетических требований к рисунку.

В этом отношении заслуживает внимания прием демонстрации работ учащихся из другого класса. Мы неоднократно были свидетелями того, что дети проявляли повышенный интерес к рисункам своих товарищей. Учащиеся с удовольствием и очень внимательно

рассматривали рисунки сверстников и при этом непременно хотели узнать их фамилии. Демонстрация образца рисунка радует ребенка, вызывает готовность немедленно приступить к работе и выполнить ее наилучшим образом. Повышенная заинтересованность в том, чтобы рисунок оказался правильным и красивым, делает ученика интеллектуально активным, внимательным и ответственным.

4 стр., 1737 слов

По МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, ...

...   МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого развития «Обучение и воспитание дошкольников с ЗПР» Овчинникова Ольга ... – М., 2004 2. Кондратьева С.Ю., Агапутова О.Е. Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с ЗПР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 176 с. 3. Маркова ...

Желание детей как можно лучше выполнить рисунок во многом зависит от заинтересованности учителя и его веры в успех своих воспитанников. Несмотря на интеллектуальную недостаточность, умственно отсталые школьники хорошо чувствуют и понимают, как к ним относится учитель. Внимание и благожелательность, ровный и спокойный тон, своевременно оказанная помощь, справедливая оценка деятельности имеют большое значение. Понимание стремлений учащихся и доброе к ним отношение располагают детей к учителю, вызывают у них ответные чувства и стремление выполнить наилучшим образом предложенное задание. Таким образом, комплекс соответствующих мероприятий создает психологические предпосылки к формированию у учащихся интереса к изобразительной деятельности.

На т р е т ь е м э т а п е педагогическая работа направляется на организацию познавательной активности умственно отсталых школьников. Необходимо построить занятия таким образом, чтобы они побуждали детей к продуктивным интеллектуальным операциям. Достичь этого можно путем максимального использования внутренней и внешней активности школьников. В этом случае будет обеспечен коррекционно-развивающий характер самого процесса изображения. Кроме того, у учащихся возникнет познавательный интерес. Прежде всего необходимо создать условия для ориентировочно-

исследовательской работы учащихся. Такая работа предопределяет успешность выполнения задания. Для этого целесообразно использовать систему действий, включающую не только словесно- зрительное, но и двигательно-осязательное ознакомление с предметами. Важно подобрать такое содержание учебного материала, которое позволяло бы учащимся при активной помощи учителя самим участвовать в анализе объекта, в создании его образа. На уроках рисования с натуры этому способствует использование специально подобранных разборных, с цветными элементами моделей и разнообразных игрушек, которые можно легко расчленить на части.

На уроках декоративного рисования с успехом можно пользоваться магнитной доской, которая позволяет по-разному манипулировать составными элементами при их подборе; кроме того, оказывается возможным проделывать соответствующие перемещения в случаях определения композиции рисунка. На уроках тематического рисования с целью образования правильных представлений важно использовать макеты предметов. Такие макеты помогают детям правильно передавать в рисунке содержание предложенной им темы. Растущий познавательный интерес особенно заметно проявляется во время объяснения нового задания и демонстрации на доске порядка построения рисунка. Возникающее буквально на глазах изображение изумляет и восхищает школьников. Учащиеся пристальнее всматриваются в изображение, стараются понять и запомнить последовательность создания рисунка. О возросшем интересе к рисованию говорит и количество задаваемых учащимися вопросов. При этом наблюдается закономерная тенденция: чем старше школьники, тем больше вопросов они задают.

Показательно, что по мере проведения целенаправленной коррекционно-воспитательной работы изменяется содержание вопросов. В начальной стадии обучения школьников чаще всего интересует материал, из которого сделан предмет (А из чего он сделан?) или способ перемещения игрушки и крепления ее узлов (Она заводная?, А верхняя часть снимается? и др.).

К концу учебного года ученики интересуются структурой объекта, характером размещения рисунка на листе бумаги; порядком его построения. Интерес к изобразительной деятельности и результатам своего труда вызывает у учащихся вспомогательной школы необходимость чаще обращаться к учителю за помощью. Важно так организовать деятельность ребенка, чтобы она находилась в зоне его ближайшего развития. В частности, показ на отдельном листе бумаги доступных приемов изображения и их воспроизведение по подражанию вслед за учителем дают возможность ученику в будущем при выполнении сходной работы действовать самостоятельно. Наблюдения показывают, что возникший познавательный интерес резко повышает активность умственно отсталых школьников при подведении итогов урока. Благодаря проделанной работе у детей появляется потребность принять активное участие в рассматривании и оценке выполненных рисунков. Если на первоначальном этапе обучения анализ изображения был возможен только с помощью учителя, то теперь учащиеся проявляют некоторую самостоятельность, делают критические замечания и правильные выводы.

Таким образом, последовательное формирование интереса к занятиям рисованием представляет собой мощный источник активизации деятельности учащихся специальной школы, их интеллектуальной, эмоционально-волевой и графомоторной сферы.

Контрольные вопросы к 5

1. Какое значение имеет интерес к рисованию для осуществления коррекционно-воспитательной работы на уроках изобразительного искусства во вспомогательной школе?

2. Как изменяется характер изобразительной деятельности школьников под влиянием интереса?

3. Каковы показатели интереса к уроку изобразительного искусства?

4. Каковы этапы развития интереса к изобразительной деятельности?

5. Как формируется интерес к занятиям рисованием?

6. Дидактические пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы на уроках рисования

Учащиеся вспомогательной школы располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно использованы на уроках изобразительного искусства. Однако, чтобы решить эту задачу, необходимо максимально применять принцип корригирующего и воспитывающего обучения — один из важнейших в дидактике вспомогательной школы. Решающее значение для реализации этого принципа на уроках изобразительного искусства имеет система способов обучения и воспитания, включающая наиболее существенные компоненты педагогического процесса. В этой связи целесообразно использовать основные пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы, охватывающие все характеристики процесса обучения на уроках

рисования. К ним относятся:

1. Комплексное планирование и конкретизация образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач (целей) каждого урока в соответствии с задачами специальной школы, спецификой психофизического развития и особенностями изобразительной деятельности детей.

Развитие детей на уроках рисования не может происходить спонтанно и выступать как результат любой изобразительной деятельности. В связи с этим особого внимания требует планирование специальных задач (целей) обучения и воспитания. Как показывает практика, во вспомогательных школах предпринимаются настойчивые попытки решать образовательные задачи в единстве со специальными. Однако при подготовке к уроку рисования формулируются зачастую только учебные цели, реже — воспитательные.

Нередки случаи, когда тема и цель урока отождествляются. Что касается специфических коррекционно-развивающих целей, то они чаще всего вообще не планируются. Считается, что включение их в учебный процесс само собой разумеется. Но именно отсутствие целей, необходимых для специального обучения и воспитания, резко снижает развивающий характер занятий по изобразительной деятельности.

Одна из причин такого подхода к планированию процесса обучения — прямой перенос дидактических требований, характерных для массовой шкоды, где на уроках изобразительного искусства на первый план выдвигается развитие изобразительных навыков и художественно-творческих способностей учащихся. Для вспомогательной школы подобная трактовка дидактических задач оказывается односторонней, поскольку вступает в противоречие с основными требованиями к специальному обучению. Поэтому особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать на уроках практическую и умственную деятельность школьников, органически сочетая учебные, коррекционно-развивающие и воспитательные цели.

Параллельное решение многих целей на одном уроке представляет

сложную организационно-методическую задачу. Тем не менее важно заранее определить, на какие психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление, воображение и т.д.) будет направлено в ходе урока наибольшее воздействие со стороны учителя и как лучше осуществлять регуляцию этих процессов в целях их совершенствования. Кроме того, необходимо обозначить воспитательные цели, имеющие нравственный, эмоционально-эстетический характер, а также цели, предусматривающие организацию

поведения, развитие активности, аккуратности, критического отношения к себе, результатам своего труда и т.д. Не менее важно заранее планировать приемы, которые направлены на преодоление у некоторых учеников недостатков развития, требующих индивидуального подхода. Имеется в виду преодоление инертности, безразличия, безынициативности — у одних, негативизма и упрямства — у других, двигательного беспокойства, импульсивных действий, агрессивности — у третьих. Если такие задачи не предусматривать заблаговременно, то коррекционно-развивающие и воспитательные функции урока будут резко снижаться. Хорошо продуманный урок отличается многоплановостью и комплексностью. При этом под комплексностью подразумевается

взаимосвязь в решении поставленных задач, единство в их реализации.

2. Выделение в содержании обучения главных, ведущих звеньев, усиливающих коррекционно-развивающее влияние изобразительной деятельности, подчинение содержания каждого урока задачам совершенствования познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы учащихся. Это в известной степени определяется видом работы (рисование с натуры, декоративное, тематическое), в зависимости от особенностей которого происходит перераспределение психофизической нагрузки школьников. В частности, уроки рисования с натуры целесообразно подчинить формированию представлений и развитию процессов анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования. Вычленяя эти мыслительные операции, учитель тем самым дает учащимся возможность свободно оперировать такими категориями, как форма, величина, цвет. Изображение разных объектов создает широкие возможности для развития пространственной ориентировки.

Уроки декоративного рисования в наибольшей степени способствуют формированию графических навыков (удержания направления движения, прекращения движения в нужной точке, регуляции силы нажима на карандаш и др.).

В процессе целенаправленных

занятий преодолеваются недостатки моторики. Разнообразные упражнения в значительной мере развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы к более точным движениям, придают твердость и гибкость руке. Особое коррекционное значение имеет раскрашивание декоративных рисунков цветными карандашами.

Уроки тематического рисования особенно благоприятны для того, чтобы закрепить в графической форме зрительные образы тех или иных предметов. Иллюстрирование специально подобранных рассказов-описаний как одно из направлений работы может быть рационально использовано для развития у детей пространственной ориентировки.

Проектирование деятельности умственно отсталых детей, с помощью которой решаются основные задачи специальной школы, — важный резерв повышения развивающей роли уроков рисования.

3. Выбор оптимальной структуры урока, предусматривающей определенную дробность и значительное число микроэтапов и педагогических ситуаций, благодаря которым обеспечивается динамичность учебного процесса и решаются очередные коррекционно-развивающие задачи.

В широком смысле динамичность учебного процесса выражается в разнообразии изобразительного материала, модификации и вариативности способов организации деятельности школьников и методов обучения. Динамический характер урока рисования препятствует выработке у учащихся стереотипных способов деятельности и тем самым

расширяет возможности для формирования у них обобщенных знаний и приемов работы над рисунком,’ позволяет осуществлять перенос с одного вида деятельности та другой.

Вместе с тем условия специального обучения не исключают, а, наоборот, предполагают известную стабильность в организации учебного процесса, что делает его привычным для умственно отсталых школьников. Эта стабильность проявляется во внешних условиях учебной деятельности (класс, расположение детей за партами, наличие соответствующего оборудования и учебных принадлежностей для рисования, руководстве учащимися и т.д.), в общей организации урока (наличие подготовительной, основной и заключительной частей урока, его регламентации во времени).

Согласно существующим в общей педагогике классификациям, уроки изобразительного искусства относят к такому типу уроков, которые ставят основной дидактической задачей выработку и закрепление умений и навыков. Действительно, развитие графических способностей и техники рисунка составляет очень важный компонент изобразительной деятельности. Однако, чтобы правильно изображать, надо владеть особым способом восприятия предметов и явлений. Этому в общей структуре урока уделяется большое внимание. Особая роль на уроках отводится воспитанию познавательного интереса и эмоционально-эстетического отношения к изобразительной деятельности и произведениям изобразительного искусства.

Важным условием повышения эффективности урока изобразительного искусства является введение в его структуру пропедевтической части, обеспечивающей нервно-психическую подготовку учащихся к учебной деятельности.

4. Применение наиболее рациональных методов и средств обучения и воспитания, учитывающих своеобразие психофизического развития умственно отсталых школьников.

Особое значение имеет рациональное сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения. При этом необходимо специально подчеркнуть важную роль предметно-практической деятельности учащихся, непосредственно предшествующей

процессу рисования и связанной с изучением объекта изображения. В этом заключены реальные возможности повышения мыслительной активности умственно отсталых школьников.

Существенное значение имеют также приемы и методы коррекции моторики ребенка. В процессе занятий по технике рисования корригируется и развивается зрительно-двигательная координация. Двигательные и зрительные ощущения составляют основу формирования представлений о форме, величине, пространстве и т.д. Для совершенствования их необходимо активнее использовать формирование навыков на основе подражания, целенаправленно проводить работу по организации ориентировочно-

исследовательской деятельности, больше давать разнообразных и занимательных упражнений с целью отработки движений руки.

Большое место среди различных способов обучения занимает регуляция графических действий учащихся посредством слова, повторение детьми словесной инструкции, запоминание правил техники рисования и на этой основе выполнение соответствующих

движений руки. Занимательность и эмоциональность графических упражнений, новизна содержания изобразительных заданий, опора на предшествующий опыт школьников — все эти моменты положительно ‘сказываются на решении педагогических задач.Важная роль на уроках изобразительного искусства отводится средствам обучения и воспитания. Положительные результаты достигаются прежде всего специальным подбором содержания учебного материала. Для этого используются выразительные и эстетически

привлекательные объекты (натура, образец), высокохудожественные картины, иллюстрации, предметы декоративно-прикладного искусства, которые обеспечивают благоприятные возможности для воспитания у детей эстетических чувств, переживаний.

Необходимо специально отметить в существующей практике обучения детей с интеллектуальной недостаточностью неправомерно широкое использование средств, с помощью которых можно достичь внешнего эффекта за короткое время. К ним относятся,

например, рисование по шаблонам и трафаретам, копирование готовых образцов, раскрашивание заранее приготовленных контурных изображений и т. п.

5. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, который предполагает целесообразное сочетание общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения.

Необходимость дифференцированного подхода в обучении обусловлена прежде всего разной степенью снижения интеллекта, особенностями моторики, неодинаковой сформированностью графических навыков, специфическими проявлениями в области эмоционально-волевой сферы и другими особенностями умственно отсталых детей.

Разнообразие графических действий, необходимых для рисования, указывает на целесообразность выделения прежде всего групп учащихся с учетом особенностей моторики руки, однако должны приниматься во внимание и другие характеристики детей,

особенно уровень развития умственной деятельности.

Среди вопросов, связанных с дифференцированным подходом в обучении рисованию, существенное значение имеет содержание выполняемой работы: это касается прежде всего структурной сложности графических заданий. Так, например, задание может быть предложено одним учащимся в более простом варианте, а другим — в более сложном. Поэтому при подборе учебного материала следует учитывать форму, конструкцию изображаемого объекта, количестве элементов, из которых он состоит, технику

выполнения рисунка и т.д.

Дифференцированным может быть и объем заданий. В этом случае разным детям может быть предложено разное количество упражнений, включающих неодинаковое число изображений, которые отличаются друг от друга размерами и выполняются на бумаге

уменьшенного или увеличенного формата. Данный вид дифференциации обучения также не исключает возможности варьировать сложность заданий. Однако главное заключается в дифференцированной помощи со стороны учителя и использовании им адекватных способов и средств достижения результата. По мере развития учащихся, совершенствования их графических навыков количество вспомогательных средств, с помощью которых создается изображение, сокращается. Изменяются также дозы и характер помощи, что способствует развитию самостоятельности детей в изобразительной деятельности.

6. Создание наиболее благоприятных школьно-гигиенических, учебно-материальных, эстетических и морально-психологических условий для обучения и воспитания. Эффективность коррекционно-воспитательной работы во многом зависит от условий, в которых она протекает. Оптимальные гигиенические условия предполагают прежде всего обеспечение надлежащего освещения рассматриваемых и изображаемых предметов.

Наиболее благоприятные возможности создаются при наличии в классах специальных столиков-подставок для натурных постановок и ламп-рефлекторов, благодаря которым плоскопечатные и объемные учебные пособия отчетливо видны. Особое внимание должно быть уделено учебно-материальному обеспечению уроков. Имеется в виду оснащение их материалами и инструментами высокого качества (бумагой, простыми и цветными карандашами, фломастерами, гуашевыми и акварельными красками, круглыми и плоскими кистями и т.д.).

Формальное отношение к учебно-материальному обеспечению

уроков приводит к тому, что учащиеся, используя принадлежности низкого качества, не могут выполнить задание на должном уровне, раздражаются, теряют уверенность в своих силах. В результате коррекционно-развиваюший потенциал деятельности резко снижается.

Не менее важно, чтобы на уроках изобразительного искусства были обеспечены эстетические условия для осуществления коррекционно-воспитательной работы. Это касается в первую очередь оснащенности учебного процесса таким наглядным материалом, который в наибольшей степени отвечает требованиям эстетики.

Речь идет о высокохудожественных образцах декоративно-прикладного искусства, тщательно подобранных игрушках, предназначенных для рисования с натуры, красиво выполненных дидактических пособиях. Зрелищность — одна из характерных черт

каждого урока рисования, и это дает возможность оказывать действенное влияние на эмоциональную сферу умственно отсталого ребенка. Соблюдение охранительного режима оказывает положительное воздействие на детей, предполагает обеспечение на уроках изобразительного искусства спокойной деловой обстановки, четко организованного и привычного хода работы.

Важную роль играет само поведение учителя. Его ровный, спокойный, доброжелательный тон, педагогический такт, заинтересованное отношение к выполняемому ребенком заданию создают атмосферу творчества и взаимного понимания.

7. Систематический анализ эффективности коррекционно-воспитательной работы на уроках изобразительного искусства. Такой подход представляется необходимым для выявления, с одной стороны, итоговых данных, полученных в процессе занятий рисованием; с другой стороны, анализ результатов имеет важное прогностическое значение для планирования работы на последующих этапах.

Контрольные вопросы к 6.

1. Каковы основные пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы на уроках?

2. В чем особенности постановки образовательных и коррекционных целей на уроке изобразительной деятельности?

3. Как можно использовать тот или иной вид работы на уроке в целях коррекции у детей недостатков развития?

4. Какая структура урока предпочтительнее при обучении изобразительному искусству?

5. Каковы наиболее рациональные методы и средства обучения и воспитания

на уроке?

6.Чем обусловлена необходимость дифференцированного подхода к учащимся?

7. Какие условия обеспечивают на уроке оптимальный коррекционно-воспитательный процесс?

8. Какую роль играет анализ проведенной на уроке коррекционно-воспитательной работы?

7. Роль учителя в организации коррекционно-воспитательной работы на уроках рисования

Ведущей фигурой во вспомогательной школе является учитель. Он должен хорошо знать содержание и специфику работы с умственно отсталыми детьми. Учитель занимает центральное место в подготовке учащихся к сознательному усвоению учебного материала. Без помощи учителя умственно отсталые школьники не могут усвоить многие знания,

овладеть рядом необходимых умений и навыков. Учащиеся специальной школы нуждаются в повышенном внимании со стороны педагога.

Учителю принадлежит решающая роль в реализации специальных задач вспомогательной школы, т.е. коррекции недостатков познавательной деятельности детей. Эти задачи решаются в процессе разностороннего воспитательного воздействия. Огромное значение в преодолении дефектов умственного развития школьников имеют уроки рисования. Однако не всякие занятия по изобразительной деятельности могут оказать коррекционное влияние на личность аномального ребенка. Эффективность проводимой работы всецело зависит от учителя. Чрезвычайно важно, чтобы он отчетливо понимал, что в изобразительной деятельности содержится большой резерв педагогических средств воздействия на ученика.

Учитель несет особую ответственность за соблюдение коррекционной направленности обучения и воспитания. Опытный педагог в своей практической деятельности последовательно, шаг за шагом осуществляет этот дидактический принцип. При этом коррекционно-педагогическая работа по преодолению или ослаблению тех или иных недостатков учащихся в ходе занятий рисованием не является какой-то особенной областью, изолированной от всей остальной работы. Наоборот, каждый этап урока строится в тесном единстве с дидактическими, воспитательными и коррекционными целями, которые глубоко пронизывают весь учебный процесс.

Была бы допущена серьезная ошибка, если бы урок рисования планировался по такой системе: общеобразовательная работа плюс коррекционная работа, т.е. сначала обучение вообще, а затем добавка из области специальной педагогики. Такое структурное упрощение учебного процесса нанесло бы специальной школе существенный вред. Иногда коррекционным называют обучение, организованное по принципу «ошибка ученика — ее исправление учителем». В этом случае главное содержание коррекции усматривается в своевременном оказании конкретной помощи ребенку, допустившему ошибку в работе. Такой подход к обучению имеет ряд серьезных недостатков. Главный из них — закрепление у школьников привычки ожидать помощь со стороны учителя и, следовательно, понижение самостоятельности и активности. Разумеется, что подобные способы организации коррекционно-воспитательной работы не имеют ничего общего с системным подходом к решению специальных задач вспомогательной школы. Известно, что на ребенка влияют не отдельные, разрозненные средства обучения и воспитания, а целая система окружающих условий и мер педагогического воздействия. Воспитание в процессе обучения — это прежде всего организация соответствующих условий.. И чем целесообразнее будут организованы такие условия, тем более положительными окажутся результаты педагогического воздействия.

К числу таких условий относится в первую очередь профессионально-педагогическая подготовленность учителя, его умение владеть коллективом детей, знание их особенностей, выбор рациональной методики работы. Коррекционно-воспитательная работа оказывается продуктивной в том случае, если учитываются положительные потенциальные возможности умственно отсталых детей, а не только отрицательные

стороны их личности и недостатки познавательной деятельности. В связи с этим продолжает быть чрезвычайно актуальным учение Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития, согласно которому существует два уровня развития: актуальный (знания, умения и навыки, которыми ребенок уже владеет) и потенциальный (способность ребенка к овладению новыми знаниями, умениями и навыками).

Учет потенциального уровня позволяет прогнозировать дальнейшее развитие ученика, которое идет вслед за процессом обучения, создающим так называемые зоны ближайшего развития. Эти зоны помогают определить динамическое развитие ребенка, предвидеть его ближайшие возможности,

учитывать не только достигнутое сегодня, но и видеть то, что будет достигнуто завтра. Учение Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития является основополагающим при организации коррекционно-воспитательной работы. К числу условий, обеспечивающих успешное проведение такой работы на уроках рисования, следует отнести ряд специальных знаний и умений, которыми должен обладать учитель вспомогательной школы. Имеется в виду прежде всего знание своеобразия изобразительной деятельности умственно отсталых детей: особенности передачи формы изображаемых предметов, специфическое отражение в рисунках пространственных отношений предметов, характерное использование цвета и др.

В общей системе коррекционно-воспитательной работы на уроках рисования велико значение личностных качеств учителя. Эта мысль неоднократно подчеркивалась в специальной литературе. В частности, советский олигофренопедагог Ф.М. Новик писал о

том, что умелое сочетание настойчивости и требовательности с любовно-доброжелательным, чутким и заботливым отношением к умственно отсталым детям — существенно важная черта поведения олигофренопедагога, обеспечивающая ему авторитет в детском коллективе.

С полным правом следует считать сугубо профессиональными такие черты характерна педагога-дефектолога, как спокойствие, самообладание, уравновешенность, сдержанность. Эти качества дают учителю возможность успешно управлять поведением и деятельностью

умственно отсталых детей, многие из которых чрезмерно возбудимы, склонны к бурным, аффектам, расторможены. Вовремя предупредить конфликтные ситуации, затормозить импульсивные реакции учащихся — важная задача учителя. Среди учащихся специальной школы немало и таких, психическое состояние которых характеризуется вялостью, пассивностью, заторможенностью. Только благодаря энергии, активности, эмоциональности и доброжелательности учителя удается преодолеть трудности в организации учебной деятельности этой категории школьников, сделать их обучение целенаправленным и эффективным. Трудолюбие, высокая организованность и оптимизм, вера в предстоящий успех позволяют учителю добиваться высоких результатов в нелегкой, но благородной работе с умственно отсталыми детьми.

Контрольные вопросы к 7

1. Какова роль учителя в организации коррекционно-воспитательной работы на уроках рисования?

2. Какое значение имеет выявление и учет положительных потенциальных возможностей учащихся для развития у них высших психических функций в процессе изобразительной деятельности?

3. Какими специальными знаниями и умениями должен обладать учитель, чтобы организовать изобразительную деятельность учащихся в соответствии с задачами вспомогательной школы?

4. Каково значение профессиональных и личностных качеств учителя-дефектолога?