процесс формирования интереса к продуктивной деятельности у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы 6

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования интереса к продуктивной деятельности детей дошкольного возраста 6

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития 16

1.3. Использование игровых приемов для формирования интереса к продуктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития 30

Выводы по первой главе 42

Глава 2. Экспериментальная работа 44

2.1. Изучение уровня сформированности интереса к продуктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития 44

2.2. Формирование интереса к продуктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития 51

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 55

Выводы по второй главе 59

Заключение 61

Список литературы 63

Введение

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем, что увеличивается количество детей с проблемами в развитии, а вопросы раннего выявления и коррекции недостатков развития остаются недостаточно разработанными.

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. На сегодняшний день в научных исследованиях убедительно показано и подтверждено практикой, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребенка имеются в период раннего и дошкольного детства.

В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует отставание в развитии психической деятельности ребенка. У детей этой группы наблюдается значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных ее сторон.

7 стр., 3250 слов

Клинико-психологическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста

... детей раннего и дошкольного возраста. План занятия. 1. Клиническая психология, медицина и дефектология (специальная педагогика и психология) в изучении нарушений психического развития ... психодиагностического исследования). 2. Стребелева Е. А.Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего возраста и дошкольного возраста : пособие для учителя-дефектолога : учеб. пособие ...

Б.И. Белый, Т.В. Егорова, В.И. Лубовский, Л.И. Переелени, С.К. Сиволапов, Т.А. Фотекова, П.Б. Шошин и другие ученые отмечают, что у дошкольников с ЗПР наблюдается отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитико-синтетическая деятельность. При решении задач на нахождение тождественных изображений они не учитывают малозаметные детали рисунков, испытывают трудности в восприятии усложненных вариантов предметных изображений. Несформированность координированной работы отдельных систем внутри зрительного анализатора приводит к недостаточной системности восприятия.

Несмотря на то, что у дошкольников с ЗПР наблюдается ряд положительных сторон в развитии (умение воспользоваться помощью, сохранность многих личностных и интеллектуальных качеств), доминирующими чертами остаются слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах детской деятельности, агрессивность поведения, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частая смена настроений, неуверенность, чувство страха. Из-за быстрого наступления утомления дети не могут завершить начатое дело, у них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а часто он и вовсе отсутствует. Дошкольники с ЗПР не умеют слушать инструкцию, которую дает педагог на занятиях, им хочется быстрее начать действовать. Однако, приступив к деятельности, они не знают, с чего начать: нарушения проявляются уже на этапе ориентировки в задании. Отсутствие умения планировать приводит к лишним и хаотичным действиям. По ходу выполнения работы дети часто обращаются с уточняющими вопросами к педагогу, но не придерживаются обозначенных взрослым правил, они не замечают и не исправляют допущенных ошибок. Самоконтроль у них почти не развит, наблюдается некритическое отношение к результату своего труда.

Все перечисленные нарушения в развитии детей с ЗПР негативно сказываются на формировании продуктивной деятельности. Вместе с тем, деятельность ребенка является движущей силой его психического развития. Формируя и обогащая все виды детской деятельности, в том числе и продуктивную, а, также учитывая их специфику и коррекционную направленность, педагоги способствуют ослаблению или ликвидации многих из описанных нарушений психических процессов.

Таким образом, проблема формирования интереса к продуктивной деятельности является актуальной в процессе воспитания детей с ЗПР. При этом следует отметить, что в настоящее время недостаточно определены эффективные приемы. По нашему времени, приемом, который будет способствовать формированию интереса у детей с ЗПР, является игровой прием. В теории и методике дошкольного образования недостаточно разработаны игровые приемы формирования интереса к продуктивной деятельности у детей с задержкой психического развития. Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность игровых приемов в формировании интереса к продуктивной деятельности у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.

Объект исследования – процесс формирования интереса к продуктивной деятельности у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.

2 стр., 599 слов

ФАКТОРЫ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ...

... возрастов, родительским и педагогическим сообществом.   ФАКТОРЫ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ   Красавина Анна Викторовна - педагог-психолог МКДОУ ... этапах возрастного развития ребенка. Основная цель данной работы – анализ взаимосвязи нарушений мотивационно-волевой сферы в подростковом возрасте с особенностями формирования отдельных отделов ...

Предмет исследования – игровые приемы как средство формирования интереса к продуктивной деятельности у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.

Гипотеза исследования: процесс формирования интереса к продуктивной деятельности у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР будет эффективным, если использовать различные игровые приемы.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования интереса к продуктивной детей дошкольного возраста.

2. Рассмотреть игровые приемы формирования интереса к продуктивной у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.

3. Экспериментально проверить эффективность игровых приемов формирования интереса к продуктивной у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.

Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение, классификация), эмпирические (наблюдение, беседа, эксперимент), методы математической обработки результатов.

База исследования: МБДОУ центр развития ребенка – детский сад №393 г. Челябинска.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования интереса к продуктивной деятельности детей дошкольного возраста

Родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы интереса считается Я.А. Коменский. Он впервые представил интерес как эмоционально окрашенное внимание, способствующее стремлению к знаниям, и предложил рассматривать обучение на основе интереса в качестве дидактического принципа демократической педагогики с целью облегчения процесса преподавания: «Необходимо сочетать серьезное и занимательное, интерес и усердие, положительное и эмоциональное отношение обучающихся к знаниям и понимания полезности и необходимости их».

В современной психологии интерес понимается как сложное и значимое для личности образование (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев).

Понимание интереса как сложного психического образования в работах психологов представлено в зависимости от того, какой из составляющих компонентов выделяется как основополагающий. В этой связи можно выделить три направления в понимании интереса.

Первое из них можно охарактеризовать как интеллектуальное. Согласно этому направлению, всякий интерес связан с познанием окружающей действительности, т.е. с интеллектуальной деятельностью человека. Интерес вызывает у индивида то, что подлежит познанию, отсюда следует, что психологическую основу интереса составляет интеллектуальная сторона психики. На это указывают А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн.

Второе направление – эмоциональное. Интерес у человека вызывает то, что особо привлекает к себе ……..

Список литературы

1. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников: Практикум по психодиагностике / Э.А. Баранова. – М.: Речь, 2005. – 128 с.

2 стр., 907 слов

Доклад — Психология формирования двигательных навыков

... напряжения, но при утомлении и психическом напряжении даже на фоне упроченного навыка снова могут появиться напряжения ненужных мышечных групп. Формирование навыка происходит нелинейно: успешное продвижение ... к сбивающим факторам; однако и низкой гибкостью, снижением эффективности в новой ситуации. Формирование умений высшего порядка. Ученик научается изменять детали действия для достижения лучшего ...

2. Бертынь, Г.П. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Г.П. Бертынь, З.М. Дунаева, К.С. Лебединска; под ред. К.С. Лебединской. – М.: Педагогика, 1982. – 127с.

3. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л.Н. Блинова. – М.: НЦ ЭНАС, 2003. – 136 с.

4. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: кн. для учителя / В.Б. Бондаревский. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.

5. Булатова, О.В. Познавательный интерес в структуре общей способности к учению в младшем школьном возрасте / О.В. Булатова // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – №11. – С. 83-85.

6. Ветлугина, Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок: монография / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1972. – С.7-21.

7. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, Н.С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1973. – 175 с.

8. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г.Г. Григорьева. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 272с.

9. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития: учебное пособие: Хрестоматия / О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2007. – 168 с.

10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 480 с.

11. Злоказова, М.В. Влияние социальных и наследственных факторов на формирование задержки психического развития / М.В. Злоказова // Российский психиатрический журнал. – 2004. – №4. – С. 49-52.

12. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы: учебное пособие / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

13. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова. – М.: Сфера, 2005. – 155 с.

14. Ковалев, В.В. Расстройства сознания и самосознания у детей и подростков / В.В. Ковалев. – М.:ЦОЛИУВ, 1985. – 19 с.

15. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2001. – 416 с.

16. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192 с.

17. Коробейников, И.А. Диагностика нарушений психического развития у детей в контексте проблем интеграции междисциплинарного знания / И.А. Коробейников // Дефектология. – 2004. – №1. – С. 54-60.

18. Куликова, Т. Воспитание познавательных интересов и любознательности / Т. Куликова // Воспитателю о работе с семьей / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М., 1989. – С. 160-175.

19. Лебедева, А.В. Роль познавательного интереса младших школьников в учебном процессе / А. В. Лебедева // Начальная школа. – 2010. – №3. – С. 100-103.

20. Лебедева, Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития / Е.Н. Лебедева. – М.: Классикс Стиль, 2004. – 72 с.

21. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К.С. Лебединская // Дефектология. – 2006. – №3. – С. 15-27.

22. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические труды / А.Н.Леонтьев. – М., 1983. – С.303-323.

18 стр., 8530 слов

Глава I. Проблема речевого развития детей в психологии

... значительно возрос интерес исследователей в области психологии, специальной педагогики к проблемам раннего изучения, диагностики и предупреждения нарушений развития у детей с умственной отсталостью. Этот интерес ... по средством языка. Речь- необходимая основа человеческого мышления, средство организации психической и практической деятельности и контроля за ней, а также выражения эмоций. ...

23. Люблинская, А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1971. – 415 с.

24. Максимова, В.Н. Организация учебного процесса в целях формирования познавательных интересов учащихся / В.Н. Люблинская // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / под ред. Г.И. Щукиной. – Л., 1975. – с.23-33.

25. Марковская, И.Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития / И.Ф. Марковская // Дефектология. – 2006. – №3. – С. 28-34.

26. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – М.: Знание, 1979. – 48 с.

27. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 352 с.

28. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. Основы общей психологии / Р.С. Немов. – М.: Владос, 1999. – 688 с.

29. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития / В.Б. Никишина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 128 с.

30. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, Д.И. Бойков; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 181 с.

31. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе / под ред. В.Ф. Мачихиной, Н.А. Цыпиной. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.

32. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986. – 464 с.

33. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова, Н.Б. Трофимова, Т.Ф. Пушкина. – СПб.: Питер, 2006. – 304 с.

34. Певзнер, М.С. Об отборе детей с временной задержкой темпа психического развития и стойкими церебрастеническими состояниями в специальные классы или школы / М.С. Певзнер // Дефектология. – 2003. – №6. – С.3-12.

35. Переслени, Л.И. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова // Вопросы психологии. – 1989. — №1. – С. 55-62.

36. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов. – М.: Высшая школа, 1981. – 174 с.

37. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / под ред. У.В. Ульенковой. – СПб.: Питер, 2007. – 304 с.

38. Психологический словарь [Текст] / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1997. – 440 с.

39. Психология: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.,1990. – 494 с.

40. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1999. – 720 с.

41. Селевко, Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами / Г.К. Селевко. – М.: НИИ шк. технологий, 2005. – 144 с.

42. Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001. – 312 с.

43. Специальная психология / под ред. В.И.Лубовского. – М.: Академия, 2006. – 464 с.

44. Тржесоглава, З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте [Текст] / З. Тржесоглава. – М.: Медицина, 1986. – 194 с.

45. Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р.Д. Тригер. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.

46. Трифонова, Л.В. О проблеме определения уровней сформированности познавательного интереса школьников / Л.В. Трифонова // Психолого-педагогические исследования в системе образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 6 т. – М.-Челябинск: Изд-во «Образование», 2005. – Ч. 1. – С. 163-166.

8 стр., 3554 слов

Познавательное развитие детей раннего возраста с задержкой речевого развития 2

... вплоть до ееполного отсутствия не означает, что уро­вень психического развития детей сданной патологией позволяет отнести их к категории умственно отсталых. ... развитиядетей раннего возраста с задержкой  речевого развития………………………………………………………...23 Заключение………………………………………………………………..26 Список литературы……………………………………………………….28 Введение Началоизучения детей с речевой патологией относится ...

47. Ульенкова, У.В. Дети с ЗПР / У.В. Ульенкова. – Н.Новгород, 1994. – 230 с.

48. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2001. – 336 с.

49. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е.А. Флерина. – М.: Учпедгиз, 1956. – 160с.

50. Формирование интереса к учению у школьников / под ред. А.К. Марковой. – М.: Педагогика, 1986. – 192 с.

51. Шевченко, С.В. Обучение детей с задержкой психического развития / С.В. Шевченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – №1. – С.3-9.

52. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1988. – 208 с.

53. Эльконин, Д.Б. Развитие игры в дошкольном возрасте // Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М., 1978. – С.169-270.