Введение
На протяжении нескольких лет современная школа нуждалась в коренных качественных изменениях в отношении обучения и воспитания. В последние годы произошли большие перемены в жизни современной школы: изменяются учебные планы; разрабатываются и успешно вводятся в обучение альтернативные программы и учебники; появились частные школы, лицеи, гимназии, колледжи; изучается опыт зарубежных школ. Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельности учащихся и учителей, к невозможности решения многих жизненно важных задач обучения и воспитания. Совершенствование урока ? основной формы процесса обучения ? призвано обеспечить органическое единство образования, воспитания и развития учащихся.
В связи с этим в школе возникла проблема выхода из создавшегося положения. Качественно новое содержание обучения школьников предполагает качественно новые формы усвоения. Исходной формой освоения любого культурного содержания является сотрудничество. Отношение формы и содержания сотрудничества сформировал Л.С. Выготский: «Новый тип обобщения требует и нового типа общения» [6].
По дидактической концепции, разработанной под руководством педагога В.К. Дьяченко, обучение ? есть общение, в процессе которого происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности. Он считает, что самым важным в учебно-воспитательном процессе необходимо считать два фактора — коллективизм и самостоятельность.
Классно-урочная система не в полной мере дает возможность приобретать навыки коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи, самостоятельности, а, следовательно, сдерживает процесс развития учащихся.
С недавних пор в классах стала практиковаться групповая форма организации учебно-воспитательного процесса. Данная форма работы на уроке помогает успешно решать актуальные проблемы воспитания и образования. Учителя школы на уроках используют групповую форму организации учебно-воспитательного процесса, основываясь на предположении, что общение и совместная деятельность со сверстниками — один из факторов развития учащихся [15].
Актуальность данной темы определяется тем, что рассматриваемая педагогическая технология предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования.
Основные функции субъектов воспитательного процесса учреждений ...
... воспитание ответственности и дисциплины, чувства собственного достоинства. Основные функции субъектов воспитательного процесса учреждений образования ... и правонарушений несовершеннолетних, вопросы организации обучения, труда, оздоровительного отдыха и досуга ... учащимся, состоящем на профилактическом учете в ИДН; оказывает организационно-методическую помощь субъектам воспитательного процесса ...
Данному вопросу большое внимание уделяли педагоги: А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко, И.М.Клебанов, И.М.Чередов, В.К.Иванов, Б.Монжос, В.М.Бехтерев, М.В.Ланге, Е.Шимкевич, С.Маложавый, М.Н.Скаткин, А.В.Мудрик.
Цель курсовой работы: исследовать методику организации групповой работы на уроке.
Объектом исследования является групповая форма организации учебно-воспитательного процесса на уроке.
Предметом исследования являются приемы групповой формы обучения на уроках.
Исследование исходит из гипотезы: если при осуществлении обучения использовать групповую форму организации учебно-воспитательного процесса, то уровень развития школьников значительно повысится.
Задачи курсовой работы:
1) изучить организацию учебно-воспитательного процесса в обучении;
2) дать характеристику групповой формы обучения;
3) изучить групповые технологии;
4) исследовать организацию групповой работы на уроке;
5) рассмотреть разновидности групповых технологий;
6) изучить методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию групповой формы организации учебно-воспитательного процесса.
При написании курсовой работы был использован комплекс методов исследования:
? анализ психолого-педагогической и методической литературы;
? педагогическое наблюдение процесса обучения;
? беседы с учителями начальных и старших классов.
Глава I. Теоретические основы групповой формы обучения
1.1. Теория организации учебно-воспитательного процесса в обучении
Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно “знаний, умений, навыков” к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. К их числу можно отнести: ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии. Таким образом, приоритетной целью образования становится в современной школе развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Эта общая цель конкретизируется на каждом этапе обучения. Для начального общего образования на данном этапе развития общества приоритетным является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека — потребности в самообразовании.
Достижение подобных целей прямо связано с индивидуализацией всего образовательного процесса. Однако на каждой ступени образования общая задача по воспитанию универсальных способностей личности через индивидуализацию образовательного процесса будет конкретизироваться по-разному. Задачи индивидуализации на этапе начальной школы решаются в большей мере через организацию групповых форм обучения, основанных на учебном сотрудничестве младших школьников, работающих без непосредственного пошагового учительского руководства . Микро-дискуссии внутри группы с последующим коллективным обсуждением мнения каждой группы делают более продуктивными временные рамки урока. В первую очередь имеются в виду технологии организации урока, на котором учащиеся делятся на группы для самостоятельного изучения нового материала, для обсуждения разных вариантов решения задачи, разных точек зрения на одно и то же явление. Обучение, основанное на групповых формах организации урока, позволяет к концу начальной школы сформировать класс как учебное сообщество, способное и склонное ставить учебную задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач.
Групповая работа как форма организации кружка
... самими учениками. Эти формы обучения почти исключали общение ребят в процессе работы, что не могло не отразиться на их интересе к учебе. Предметом курсовой работы является групповая форма обучения - форма организации учебно-познавательной деятельности ...
1.2. Характеристика групповой формы обучения
Вся учебная работа на уроке происходит при определенном взаимодействии учителя и учащихся между собой. Учитель оказывает на учеников воздействие определенного содержания словесно, с помощью интонации, мимики. Учащиеся же воспринимают эти воздействия, реагируют на них, в зависимости от чего изменяются содержание и форма дальнейшего воздействия учителя. Характер этого взаимодействия и определяет форму работы на уроке.
Взаимодействие учителя с учащимися может быть либо непосредственным, либо опосредованным; по содержанию оно может быть деловым или более или менее личностным, учитывающим особенности и потребности отдельной личности.
Сущность групповой работы заключается в непосредственном взаимодействии между учащимися, их совместной согласованной деятельности. С учителем при групповой работе постоянного прямого контакта нет, он включается в работу отдельных групп лишь в случае необходимости. Руководящая роль учителя осуществляется через устное или письменное руководство, которое дается до начала групповой работы.
Групповые формы обучения целесообразно подразделять на учебные и внеучебные. К учебным относятся урок, школьная лекция, семинар, экскурсия, лабораторно-практическое занятие. Групповая внеучебная работа проводится с учащимися одного или разных возрастов, объединенными общностью интересов. Обычно это кружки, клубы, спортивные секции, организуемые с целью углубления познавательных интересов и расширения кругозора; совершенствования трудовых умений и навыков и развития технического творчества; развития художественных способностей; совершенствования спортивного мастерства и укрепления здоровья; активизации общественной деятельности. Кружки, клубы, секции объединяют обычно не более 15-20 человек, работают по программе, составленной на год или полгода. Показателями эффективности групповых форм организации внеучебной работы является стабильный состав кружка, секции; заметные коллективные достижения, признаваемые окружающими.
Групповые формы подразделяют на звеньевые, бригадные, кооперировано-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы учебной работы предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий групп учащихся. При кооперировано-групповой форме класс распределяется на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма учебной работы характеризуется тем, что как постоянные, так и временные группы подбираются учителем в зависимости от учебных возможностей, обучаемости, сформированности учебных навыков, скорости протекания познавательных процессов и по другим основаниям. К групповой относят также парную работу учащихся.
Презентация на тему: Социально-психологические особенности организации ...
... Эмоциональная Деловая Срабатываемость составляющая составляющая Подходы к изучению групповой сплоченности Первый подход: эмоциональное явление и определяется эмоциональной оценкой. Они ... как результат согласия, сходства ценностных ориентации и взглядов Положительные результаты групповой сплоченности: •повышается самооценка; •снижается тревожность; •появляется состояние личной защищенности. ...
В.С. Кукушин дает следующее психолого-педагогическое обоснование группового обучения:
? реализация принципа деятельности;
? формирование мотивации учения и обучения;
? всеобщий, всеохватывающий контроль знаний;
? психологический комфорт в учебном коллективе;
? единство воспитания и обучения;
? реализация субъект-субъектных отношений.
В.С Кукушин также выделяет следующие преимущества группового обучения:
? приобщение к важным навыкам жизни:
• действенное общение,
• умение слушать,
• умение стать на точку зрения другого,
• умение разрешать конфликты,
• умение работать сообща для достижения общей цели;
? улучшается академическая успеваемость;
? воспитывается самоуважение;
? укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;
? появляется возможность избежать негативных сторон соревнования (состязания);
? учащиеся убеждаются в ценности взаимопомощи.
Групповая работа на уроке предполагает:
? взаимное обогащение учащихся в группе;
? организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
? распределение начальных действий и операций (задается система заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);
? коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;
? обмен способами действия ? задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности ? решения проблемы;
? взаимопонимание ? диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;
? рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
Типы группового обучения:
а) обучение партнеров (в парах);
б) группа, сидящая вместе;
в) маленькая команда;
г) задание для всего класса.
Главным признаком групповой работы учащихся на уроке является:
? класс на данном уроке делится на группы для решения кон……..
Литература
1. Абасов З. Форма обучения ? групповая работа // Директор школы. ?1998.? № 6. ?С. 62.
2. Бабанский Ю. К. Педагогика. — М.: Просвещение, 1988. ? 388 с.
3. Битянова М. Групповая работа в школе // Школьный психолог «ПС».?2003.?№ 1.? С.12.
4. Витковская И.М. Обучение младших школьников в совместной деятельности.? Псков, 2000.? 96 с.
5. Влияние групповых форм организации учебной деятельности на развитие познавательных интересов младших школьников / Л.В. Вохминова, М.Н. Колбасенко, Ю.Л. Угрюмова // Начальная школа 2000: Проблемы и перспективы.? Архангельск, 2000. ? Вып.1.
6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. ? М.: Педагогика, 1983.?358 с.
7. Григорьев С. Групповая форма работы на уроке // Советская педагогика. ?1989.? № 8.? С.38.
8. Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.А. Онищука. ? К.: Рад.шк., 1987. ? (Пед. б-ка).
Дифференцированное обучение как средство повышения эффективности урока
... основной причины перехода буржуазной педагогики к поиску путей индивидуального обучения, выдвигает противоречие между групповой формой организации образования и ... При различных видах учебной деятельности их состав мог свободно меняться, преобладала работа по индивидуальным планам и ... Монтессори. Этот план осуществлялся посредством проведения уроков, т.е. традиционной формой обучения. Но при всём этом ...
? 351 с.
9. Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе // Начальная школа.- 1998.?№1.? С.17-24.
10. Дьяченко В.К. Коллективно-групповые способы обучения // Педагогика. ?1998. ? № 2. ? С.43.
11.Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. ? М.: Просвещение, 1989. ?156 с.
12. Дьяченко В.К. Основы современной дидактики: Учеб. для пед. ВУЗов и ун-тов. / Под ред. А. Сейтешева ? М.: Просвещение, 1996. ? 388 с.
13. Дьяченко В.К., Попова А.И. Организация коллективных учебных занятий // Начальная школа. — 1990. ? №1.? С.4-7.
14. Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся.? Рязань, 1977.
15. Кузнецова И. Почему нужно работать в группах // Начальная школа: Плюс до и после. ? 2002.? №11.- С.16.
16. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. (Серия «Учение с увлечением»).
? Ростов н/Д: Феникс, 2004.? 384 с.
17. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. ? М.: Знание, 1975.
18. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. ? М.: Педагогическое общество России, 1998. ? 640 с.
19. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. ? 4-е изд. ? М.: Школьная Пресса, 2002. ? 512 с.
20. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. ? М.: Народное образование, 1998.
21. Сильнова Э.С. Русский язык: Учеб. для 4 кл. общеобразоват. учеб. заведений с русс.яз. обучения / Э.С. Сильнова, Н.Г. Каневская, В.Ф.Олейник. ? К.: Освіта, 2004.
22. Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем образовании: Исслед. разработка для учителя. ? Рига: Пед. центр «Эксперимент», 1997. ? 39 с.
23. Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем образовании // Управление школой «ПС» ?2001. ? № 8.? С.8.
24. Урок в восьмилетней школе / Под ред. М.А.Данилова. ? М., 1966.
25. Чередов И.М. Система форм организации обучения в общеобразовательной школе. ? М.: Педагогика, 1987. ? 160 с.