Групповая работа на уроке

Введение

На протяжении нескольких лет современная школа нуждалась в коренных качественных изменениях в отношении обучения и воспитания. В последние годы произошли большие перемены в жизни современной школы: изменяются учебные планы; разрабатываются и успешно вводятся в обучение альтернативные программы и учебники; появились частные школы, лицеи, гимназии, колледжи; изучается опыт зарубежных школ. Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельности учащихся и учителей, к невозможности решения многих жизненно важных задач обучения и воспитания. Совершенствование урока ? основной формы процесса обучения ? призвано обеспечить органическое единство образования, воспитания и развития учащихся.

В связи с этим в школе возникла проблема выхода из создавшегося положения. Качественно новое содержание обучения школьников предполагает качественно новые формы усвоения. Исходной формой освоения любого культурного содержания является сотрудничество. Отношение формы и содержания сотрудничества сформировал Л.С. Выготский: «Новый тип обобщения требует и нового типа общения» [6].

По дидактической концепции, разработанной под руководством педагога В.К. Дьяченко, обучение ? есть общение, в процессе которого происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности. Он считает, что самым важным в учебно-воспитательном процессе необходимо считать два фактора — коллективизм и самостоятельность.

Классно-урочная система не в полной мере дает возможность приобретать навыки коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи, самостоятельности, а, следовательно, сдерживает процесс развития учащихся.

С недавних пор в классах стала практиковаться групповая форма организации учебно-воспитательного процесса. Данная форма работы на уроке помогает успешно решать актуальные проблемы воспитания и образования. Учителя школы на уроках используют групповую форму организации учебно-воспитательного процесса, основываясь на предположении, что общение и совместная деятельность со сверстниками — один из факторов развития учащихся [15].

Актуальность данной темы определяется тем, что рассматриваемая педагогическая технология предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования.

3 стр., 1422 слов

Основные функции субъектов воспитательного процесса учреждений ...

... воспитание ответственности и дисциплины, чувства собственного достоинства. Основные функции субъектов воспитательного процесса учреждений образования ... и правонарушений несовершеннолетних, вопросы организации обучения, труда, оздоровительного отдыха и досуга ... учащимся, состоящем на профилактическом учете в ИДН; оказывает организационно-методическую помощь субъектам воспитательного процесса ...

Данному вопросу большое внимание уделяли педагоги: А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко, И.М.Клебанов, И.М.Чередов, В.К.Иванов, Б.Монжос, В.М.Бехтерев, М.В.Ланге, Е.Шимкевич, С.Маложавый, М.Н.Скаткин, А.В.Мудрик.

Цель курсовой работы: исследовать методику организации групповой работы на уроке.

Объектом исследования является групповая форма организации учебно-воспитательного процесса на уроке.

Предметом исследования являются приемы групповой формы обучения на уроках.

Исследование исходит из гипотезы: если при осуществлении обучения использовать групповую форму организации учебно-воспитательного процесса, то уровень развития школьников значительно повысится.

Задачи курсовой работы:

1) изучить организацию учебно-воспитательного процесса в обучении;

2) дать характеристику групповой формы обучения;

3) изучить групповые технологии;

4) исследовать организацию групповой работы на уроке;

5) рассмотреть разновидности групповых технологий;

6) изучить методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию групповой формы организации учебно-воспитательного процесса.

При написании курсовой работы был использован комплекс методов исследования:

? анализ психолого-педагогической и методической литературы;

? педагогическое наблюдение процесса обучения;

? беседы с учителями начальных и старших классов.

Глава I. Теоретические основы групповой формы обучения

1.1. Теория организации учебно-воспитательного процесса в обучении

Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно “знаний, умений, навыков” к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. К их числу можно отнести: ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии. Таким образом, приоритетной целью образования становится в современной школе развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Эта общая цель конкретизируется на каждом этапе обучения. Для начального общего образования на данном этапе развития общества приоритетным является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека — потребности в самообразовании.

Достижение подобных целей прямо связано с индивидуализацией всего образовательного процесса. Однако на каждой ступени образования общая задача по воспитанию универсальных способностей личности через индивидуализацию образовательного процесса будет конкретизироваться по-разному. Задачи индивидуализации на этапе начальной школы решаются в большей мере через организацию групповых форм обучения, основанных на учебном сотрудничестве младших школьников, работающих без непосредственного пошагового учительского руководства . Микро-дискуссии внутри группы с последующим коллективным обсуждением мнения каждой группы делают более продуктивными временные рамки урока. В первую очередь имеются в виду технологии организации урока, на котором учащиеся делятся на группы для самостоятельного изучения нового материала, для обсуждения разных вариантов решения задачи, разных точек зрения на одно и то же явление. Обучение, основанное на групповых формах организации урока, позволяет к концу начальной школы сформировать класс как учебное сообщество, способное и склонное ставить учебную задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач.

10 стр., 4846 слов

Групповая работа как форма организации кружка

... самими учениками. Эти формы обучения почти исключали общение ребят в процессе работы, что не могло не отразиться на их интересе к учебе. Предметом курсовой работы является групповая форма обучения - форма организации учебно-познавательной деятельности ...

1.2. Характеристика групповой формы обучения

Вся учебная работа на уроке происходит при определенном взаимодействии учителя и учащихся между собой. Учитель оказывает на учеников воздействие определенного содержания словесно, с помощью интонации, мимики. Учащиеся же воспринимают эти воздействия, реагируют на них, в зависимости от чего изменяются содержание и форма дальнейшего воздействия учителя. Характер этого взаимодействия и определяет форму работы на уроке.

Взаимодействие учителя с учащимися может быть либо непосредственным, либо опосредованным; по содержанию оно может быть деловым или более или менее личностным, учитывающим особенности и потребности отдельной личности.

Сущность групповой работы заключается в непосредственном взаимодействии между учащимися, их совместной согласованной деятельности. С учителем при групповой работе постоянного прямого контакта нет, он включается в работу отдельных групп лишь в случае необходимости. Руководящая роль учителя осуществляется через устное или письменное руководство, которое дается до начала групповой работы.

Групповые формы обучения целесообразно подразделять на учебные и внеучебные. К учебным относятся урок, школьная лекция, семинар, экскурсия, лабораторно-практическое занятие. Групповая внеучебная работа проводится с учащимися одного или разных возрастов, объединенными общностью интересов. Обычно это кружки, клубы, спортивные секции, организуемые с целью углубления познавательных интересов и расширения кругозора; совершенствования трудовых умений и навыков и развития технического творчества; развития художественных способностей; совершенствования спортивного мастерства и укрепления здоровья; активизации общественной деятельности. Кружки, клубы, секции объединяют обычно не более 15-20 человек, работают по программе, составленной на год или полгода. Показателями эффективности групповых форм организации внеучебной работы является стабильный состав кружка, секции; заметные коллективные достижения, признаваемые окружающими.

Групповые формы подразделяют на звеньевые, бригадные, кооперировано-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы учебной работы предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий групп учащихся. При кооперировано-групповой форме класс распределяется на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма учебной работы характеризуется тем, что как постоянные, так и временные группы подбираются учителем в зависимости от учебных возможностей, обучаемости, сформированности учебных навыков, скорости протекания познавательных процессов и по другим основаниям. К групповой относят также парную работу учащихся.

1 стр., 400 слов

Презентация на тему: Социально-психологические особенности организации ...

... Эмоциональная Деловая Срабатываемость составляющая составляющая   Подходы к изучению групповой сплоченности Первый подход: эмоциональное явление и определяется эмоциональной оценкой. Они ... как результат согласия, сходства ценностных ориентации и взглядов Положительные результаты групповой сплоченности: •повышается самооценка; •снижается тревожность; •появляется состояние личной защищенности. ...

В.С. Кукушин дает следующее психолого-педагогическое обоснование группового обучения:

? реализация принципа деятельности;

? формирование мотивации учения и обучения;

? всеобщий, всеохватывающий контроль знаний;

? психологический комфорт в учебном коллективе;

? единство воспитания и обучения;

? реализация субъект-субъектных отношений.

В.С Кукушин также выделяет следующие преимущества группового обучения:

? приобщение к важным навыкам жизни:

• действенное общение,

• умение слушать,

• умение стать на точку зрения другого,

• умение разрешать конфликты,

• умение работать сообща для достижения общей цели;

? улучшается академическая успеваемость;

? воспитывается самоуважение;

? укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;

? появляется возможность избежать негативных сторон соревнования (состязания);

? учащиеся убеждаются в ценности взаимопомощи.

Групповая работа на уроке предполагает:

? взаимное обогащение учащихся в группе;

? организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;

? распределение начальных действий и операций (задается система заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);

? коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;

? обмен способами действия ? задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности ? решения проблемы;

? взаимопонимание ? диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;

? рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Типы группового обучения:

а) обучение партнеров (в парах);

б) группа, сидящая вместе;

в) маленькая команда;

г) задание для всего класса.

Главным признаком групповой работы учащихся на уроке является:

? класс на данном уроке делится на группы для решения кон……..

Литература

1. Абасов З. Форма обучения ? групповая работа // Директор школы. ?1998.? № 6. ?С. 62.

2. Бабанский Ю. К. Педагогика. — М.: Просвещение, 1988. ? 388 с.

3. Битянова М. Групповая работа в школе // Школьный психолог «ПС».?2003.?№ 1.? С.12.

4. Витковская И.М. Обучение младших школьников в совместной деятельности.? Псков, 2000.? 96 с.

5. Влияние групповых форм организации учебной деятельности на развитие познавательных интересов младших школьников / Л.В. Вохминова, М.Н. Колбасенко, Ю.Л. Угрюмова // Начальная школа 2000: Проблемы и перспективы.? Архангельск, 2000. ? Вып.1.

6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. ? М.: Педагогика, 1983.?358 с.

7. Григорьев С. Групповая форма работы на уроке // Советская педагогика. ?1989.? № 8.? С.38.

8. Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.А. Онищука. ? К.: Рад.шк., 1987. ? (Пед. б-ка).

12 стр., 5700 слов

Дифференцированное обучение как средство повышения эффективности урока

... основной причины перехода буржуазной педагогики к поиску путей индивидуального обучения, выдвигает противоречие между групповой формой организации образования и ... При различных видах учебной деятельности их состав мог свободно меняться, преобладала работа по индивидуальным планам и ... Монтессори. Этот план осуществлялся посредством проведения уроков, т.е. традиционной формой обучения. Но при всём этом ...

? 351 с.

9. Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе // Начальная школа.- 1998.?№1.? С.17-24.

10. Дьяченко В.К. Коллективно-групповые способы обучения // Педагогика. ?1998. ? № 2. ? С.43.

11.Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. ? М.: Просвещение, 1989. ?156 с.

12. Дьяченко В.К. Основы современной дидактики: Учеб. для пед. ВУЗов и ун-тов. / Под ред. А. Сейтешева ? М.: Просвещение, 1996. ? 388 с.

13. Дьяченко В.К., Попова А.И. Организация коллективных учебных занятий // Начальная школа. — 1990. ? №1.? С.4-7.

14. Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся.? Рязань, 1977.

15. Кузнецова И. Почему нужно работать в группах // Начальная школа: Плюс до и после. ? 2002.? №11.- С.16.

16. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. (Серия «Учение с увлечением»).

? Ростов н/Д: Феникс, 2004.? 384 с.

17. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. ? М.: Знание, 1975.

18. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. ? М.: Педагогическое общество России, 1998. ? 640 с.

19. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. ? 4-е изд. ? М.: Школьная Пресса, 2002. ? 512 с.

20. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. ? М.: Народное образование, 1998.

21. Сильнова Э.С. Русский язык: Учеб. для 4 кл. общеобразоват. учеб. заведений с русс.яз. обучения / Э.С. Сильнова, Н.Г. Каневская, В.Ф.Олейник. ? К.: Освіта, 2004.

22. Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем образовании: Исслед. разработка для учителя. ? Рига: Пед. центр «Эксперимент», 1997. ? 39 с.

23. Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем образовании // Управление школой «ПС» ?2001. ? № 8.? С.8.

24. Урок в восьмилетней школе / Под ред. М.А.Данилова. ? М., 1966.

25. Чередов И.М. Система форм организации обучения в общеобразовательной школе. ? М.: Педагогика, 1987. ? 160 с.