Влияние авторитета учителя на рейтинг предмета среди старшеклассников

Курсовая работа

Влияние авторитета учителя на рейтинг предмета среди старшеклассников

Содержание

Введение. Теоретическое исследование влияния авторитета учителя на рейтинг его предмета среди старшеклассников

.1 Личность и авторитет учителя

.2 Последствия неэффективного взаимодействия педагога с учащимися

.3 Представления старшеклассников об «идеальном» учителе. Экспериментальное исследование влияния авторитета учителя на рейтинг его предмета среди старшеклассников

.1 Исследование рейтинга школьных предметов среди старшеклассников

.2 Исследование авторитета педагогов среди старшеклассников

.3 Определение связи между авторитетом учителя и рейтингом его предмета

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

личность рейтинг авторитет педагог старшеклассник

Введение

Актуальность выбранной нами темы исследования заключается в том, что статус современного старшеклассника в школе неоднозначен. По мнению И.С. Кона, с одной стороны, положение старшего накладывает на юношу дополнительную ответственность, перед ним ставятся более сложные задачи, с него больше спрашивают [9, с. 119]. С другой стороны, по своим правам он целиком зависит от учителей и школьной администрации. Внутренняя позиция старшеклассника по отношению к школе складывается из его отношения к школе как к учреждению, к процессу обучения, знаниям, к учителям.

Юношеский возраст — это не фаза «подготовки к жизни», а чрезвычайно важный, обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этап жизненного пути. Будут ли юношеские годы счастливыми и творческими или же останутся в памяти сегодняшнего школьника как заполненные мелкими конфликтами, унылой зубрежкой и скукой, — во многом зависит от атмосферы, царящей в школе, от его собственных отношений с учителями.

В старших классах отношения учителя с учениками могут строиться только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу. Иные формы взаимоотношений лишь затрудняют налаживание контакта, вызывая у школьников отчуждение от учителя, и, как следствие, снижение интереса к учебной дисциплине такого преподавателя. Ведь зачастую учитель, озабоченный, прежде всего учебной успеваемостью, не видит за отметкой индивидуальности учащегося.

11 стр., 5210 слов

Прежде всего хочу поздравить всех: учителей (сейчас в школу возвращается термин педагог), родителей и учеников, школьных психологов с началом учебного года

... школе существует множество серьезных проблем, среди них: подростковый суицид, низкое качество знаний, образования в целом, никчемность учителя и его беззащитность, падение авторитета ... старшая сту­пень общеобразовательной школы должна способствовать профессиональному самоопределению старшеклассников, успешной их социализации, ... влияет в большей степени на рейтинг школы, а не на качество дальнейшей ...

Цель: исследовать влияние авторитета учителя на рейтинг его предмета среди старшеклассников.

В связи с поставленной целью можно обозначить следующие задачи:

1) изучить теоретический материал;

2) определить рейтинг школьных предметов среди старшеклассников;

) выяснить авторитет педагогов среди старшеклассников;

) определить связь между авторитетом педагога и рейтингом его предмета.

Гипотеза: авторитет учителя оказывает влияние на рейтинг его предмета среди старшеклассников.

Объектом исследования являются: старшеклассники МОУ Лицей № 3 г. Сургута

Предметом исследования выступают: авторитет педагогов, а также интерес учащихся к их предметам.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами были использованы следующие методы:

—  анкетирование старшеклассников с целью выяснения рейтинга школьных предметов;

—  опросник для экспертной оценки учителя среди учащихся-старшеклассников, разработанный специалистами лаборатории коррекции учебного процесса ИПК руководящих работников г. Ярославля;

методы математической обработки полученных данных.

Эмпирическое исследование осуществлялось на базе МОУ Лицей № 3 города Сургута в период с сентября 2003 года по декабрь 2003 года. В исследовании принимали участие 26 учащихся 11 классов в возрасте 16−17 лет.

Научная новизна работы определяется тем, что в ней исследуется взаимосвязь авторитета учителя и интерес старшеклассников к предмету этого учителя. Ранний юношеский возраст (16−17 лет) — это период профессионального самоопределения школьников. Считается, что в этом возрасте интерес к учебной дисциплине в основном обусловлен важностью изучения определенного предмета, необходимого для поступления в ВУЗ. Мы же предполагаем, что интерес к предмету у старшеклассников обусловлен также и личностью самого преподавателя, его авторитетом среди учащихся старших классов.

20 стр., 9843 слов

Влияние профессиональной принадлежности родителей-учителей на особенности личности ребенка

... Влияние профессиональной принадлежности родителей-учителей на особенности личности ребенка Выполнила: Тимофеева Евгения ... не слушается, капризничает, но подчиняется авторитетам. Своевольный по натуре, признает нормы ... эмоциональная дистанция, концентрация. Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что ... Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя ...

Теоретическое значение работы состоит в том, что нами интегрированы различные подходы к вопросу влияния авторитета учителя на интерес к его предмету среди старшеклассников в теории зарубежных и отечественных психологов и педагогов.

Практическое значение работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы психологами и учителями общеобразовательных учреждений для выстраивания эффективных взаимоотношений педагогов со старшеклассниками с целью улучшения качества образования школьников.

Исследовательская работа включает в себя введение, две главы — теоретическую и практическую, заключение, список литературы, который содержит 13 наименований. Материал изложен на 15 страницах, содержит 3 приложения, 3 таблицы и 3 диаграммы.

I. Теоретическое исследование влияния авторитета учителя на рейтинг его предмета среди старшеклассников

1.1 Личность и авторитет учителя

Пространство личности имеет сложную структуру и множество измерений. Именно поэтому в психологической науке существует множество определений личности.

В.М. Бехтерев утверждает, что «личность с объективной точки зрения есть не что иное, как самостоятельная особь со своим психическим укладом и с индивидуальным отношением к окружающему миру» [1, с. 48].

В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского личность рассматривается как «определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении» [10, с. 190].

Итак, личность каждого человека является сложнейшим психофизическим и социальным образованием. И чем сложнее профессиональная деятельность, которой занимается человек, тем сложнее его личность. Рассматривать ее необходимо с разных сторон, во всем многообразии проявлений, состояний и особенностей.

5 стр., 2420 слов

Организация взаимодействия в интересах морально-психологического обеспечения служебно-боевых действий

... морально-психологическим обеспечением служебно-боевой деятельности II. Содержание организации взаимодействия в интересах морально-психологического обеспечения служебно-боевыхзадач в полку,бригаде Заключение ... с личным составом соответствующими условными обозначениями. 2. Содержание организации взаимодействия в интересах морально-психологического обеспечения служебно-боевых задач в полку, бригаде ...

В книге Г. В. Гатальской и А.В. Крыленко «В школу — с радостью» говорится о том, что процесс эффективного педагогического взаимодействия, так или иначе, предполагает формирование зрелой личности и включает в себя: умение легко вступать в беседу с учеником; умение слушать его; искренний интерес к ученику; серьезное отношение к нему; терпимость к его ошибкам и недостаткам; способность чувствовать его боль и радость, уверенность и сомнение; непринужденность самовыражения и, самое главное, потребность и способность понять личность каждого ученика в сочетании с оптимистическим подходом к нему; умение увидеть и утверждать возможности школьников, создавать для них ситуации успеха [3, с. 68]. Обладая такими способностями, учитель может заслужить авторитет учащихся, ведь это важно и для самого учителя.

В современном энциклопедическом словаре понятие авторитет рассматривается следующим образом: «Авторитет — (от лат. Auctoritas — власть, влияние) — общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте» [7, с. 11].

Педагогу нужно уметь создать в процессе взаимодействия тот психологический комфорт для всех, когда, по словам В.А.Сухомлинского, видят в человеке достоинств в десять, в сто раз больше, чем недостатков. Одним из значительных результатов эффективного педагогического взаимодействия является улучшение самооценки учащегося, что стимулирует учебную деятельность и личностное развитие. То есть в процессе эффективного взаимодействия учитель стремится всевозможными путями, помогает ученику создавать лучшие представления о самом себе [11, с. 120].

Уже Б.Ф. Скиннер, основоположник поведенческого подхода, подчеркивал, что эффективность педагогического воздействия с учениками определяют позитивные воспитательные стимулы. Результат эффективного педагогического взаимодействия с этой точки зрения выражается в том, что любое поведение приобретает свойство свободного, превращается тем самым в средство самореализации, происходит развитие положительных эмоций как результата выполненных дел, усиливается позитивная мотивация деятельности, возникают теплые чувства к учителю, склонность к взаимопомощи — ребенок не нуждается в жестоком надзоре со стороны учителя. Развивается творческая активность, улучшаются личностные отношения [13, с. 359].

По мнению М.В. Зюзько, без интереса к личности учителя не бывает интереса к предмету! Другое дело, что в последующем интерес к личности учителя угасает, а разгорается интерес к предмету. Интерес к личности учителя — средство активизации интереса к предмету. Учителя можно сравнить с воротами, со шлюзом. Ворота, шлюз (интерес к личности учителя) закрыты — нет движения дальше (интерес к учебному предмету, через него к культуре).

Открыты шлюз, ворота — возможно движение дальше [6, с. 13].

В этом суть педагогической работы — постоянно быть посредником, шлюзом между уровнем развития ученика и уровнем общей культуры. И учитель не просто шлюз, а система шлюзов, каналов, позволяющих подниматься ученику все выше и выше, к другим источникам. И при этом учитель поднимается вместе с учениками. Именно ученики дают учителю энергию жизни.

А учитель дарит направление и открытие новых горизонтов, которые заполняются самостоятельно учениками.

Итак, личность учителя, безусловно, важна для старшеклассника. И если педагог является для своих учащихся авторитетом, то их взаимоотношения строятся на основе взаимопонимания и уважения друг к другу. И что немаловажно, интерес старшеклассников к предмету такого учителя возрастает. Противоположные формы взаимоотношений между преподавателем и учащимися лишь затрудняют налаживание контакта, вызывая у ребят отчуждение от учителя. А последствия неэффективного взаимодействия педагога с учащимися могут быть необратимы.

1.2 Последствия неэффективного взаимодействия педагога с учащимися

Самая распространенная и типичная ошибка учителей — неумение разглядеть глубинные свойства, ядро личности старшеклассника, оценка его по каким-то усредненным, формальным и внешним показателям, таким, как внешняя дисциплинированность и учебная успеваемость. Успеваемость мало говорит о характере юноши.

Г. В. Гатальская и А.В. Крыленко отмечают тот факт, что озабоченный, прежде всего необходимостью «дать знания», учитель нередко ополчается против «отключившегося» ученика, наказывая его двойкой или неуместными репликами, приносящими порой столь мучительные страдания легко ранимой душе ребенка, которые очень трудно, а иногда и невозможно излечить [3, с. 20]. Подобное поведение учителя обычно вызывает ответную реакцию ученика, порой возмущающую педагогов, что в результате приводит к закреплению таких крайне непродуктивных форм педагогического взаимодействия, как конфликтные.

По мнению тех же авторов, последствиями неэффективного взаимодействия являются: любое поведение в случае принуждения (использование негативных стимулов) приобретает свойства защитно-оборонительного; происходит адаптация к устрашению и безразличие к наказанию; у учителя появляется искушение привлечь коллектив в качестве средства воздействия [3, с. 28].

Требовательность учителя к детям ни в коем случае не должна носить характер суровости, излишней «взрослой» серьезности. Не суровость, не излишняя ласка нужны в обращении с воспитанниками, а чувство меры в любви и строгости.

Автор книги «Психологические консультации для начинающего учителя» М.В. Зюзько приводит следующие статистические данные. 73% учителей утверждают, что у них есть контакт с учениками, и только 18% учеников отмечают тоже самое. Потому что у учителя и учеников совершенно разные представления о контакте [6, с. 189].

Т.В. Морозова считает, что сущность всех требований, которые должен учитель предъявить к самому себе, сводиться к его обязанности быть всегда для своих воспитанников образцом поведения, не забывая о том, что каждое его действие является воспитывающим [5, с. 105].

Таким образом, следует отметить тот факт, что учитель порой и не подозревает о том, что его взаимодействие с учениками неэффективно. Это происходит потому, что образ педагога о себе как об «идеальном» учителе не всегда совпадает с представлениями старшеклассников о том же образе.

1.3 Представления старшеклассников об «идеальном» учителе

Старшеклассник, в отличие от учеников младших классов, не видит в учителе воплощения отца и матери. По мнению И.С. Кона, учительская власть также невелика, она даже меньше, чем власть спортивного тренера, который может отстранить нерадивого ученика от тренировок, чего учитель сделать не в праве [9, с. 122]. В образе «идеального учителя» на первый план выходят его индивидуальные человеческие качества — способность к пониманию, эмоциональному отклику, сердечность, т. е. в учителе ходят видеть друга. На втором месте стоит профессиональная компетентность учителя, уровень его знаний и качество преподавания, на третьем — умение справедливо распоряжаться властью [9, с. 122].

Эти качества не всегда сочетаются в одном лице. Учитель, который отлично знает и преподает свой предмет, пользуется уважением, даже если у него нет эмоциональной близости с учениками. Вместе с тем старшекласснику очень хочется встретить в лице учителя настоящего друга, причем уровень его требований к такой дружбе весьма высок.

Если между учителем и школьником устанавливаются отношения полного доверия и уважения, то учитель приобретает не просто право, а подлинную возможность предъявлять категорические требования и даже налагать запрет. Но такие требования возможны лишь, когда ученик не сомневается в правоте учителя и сам учитель не сомневается в ней. Нельзя предъявлять грубые требования, нелогические, смешные, связанные с требованиями коллектива. Тот учитель, который дает простор своей воле и превращается в самодура в глазах коллектива, требует того, чего коллектив не понимает, тот победы не одержит.

По-настоящему великая любовь к школьникам должна проявляться в заботе о них, в доверчивости, правдивости, простоте и искренности, а так же в доброте без притворности и наигранности, в той доброте, которая всегда найдет отклик в душе.

Итак, изучение и анализ теоретического материала позволили нам предположить, что авторитет учителя оказывает влияние на рейтинг его предмета среди старшеклассников.

II. Экспериментальное исследование влияния авторитета учителя на рейтинг его предмета среди старшеклассников

2.1 Исследование рейтинга школьных предметов среди старшеклассников

Для решения второй задачи нашего исследования путем анкетирования мы выяснили рейтинг школьных предметов среди учащихся 11 классов. Школьникам было предложено оценить свой интерес к 14 учебным предметам по 5-ти балльной системе. Учащимся были выданы специальные бланки (Приложение 1).

Опрашиваемые были проинструктированы следующим образом: «Перед каждым из вас находится список учебных предметов. Вам предлагается по 5-ти бальной системе оценить свой интерес к учебным предметам вне зависимости от своих профессиональных предпочтений.».

Далее — организована обработка результатов. Цель обработки результатов — нахождение среднего балла по каждому предмету. Средний балл по каждому предмету рассчитывался по следующей формуле:

Р — рейтинг предмета;

Сn — количество баллов;- количество участников опроса

Результаты исследования занесены в таблицу 1.

Таблица 1 Рейтинг учебных предметов среди учащихся 11 классов

№ п/п

Название предмета

Рейтинг предмета (в баллах)

1

Алгебра

3,3

2

Геометрия

2,6

3

Экономика

3,2

4

Литература

3

5

Физика

2,6

6

Химия

1,7

7

История

3,5

8

Обществознание

3,9

9

Основы бизнеса

3,7

10

ОБЖ

4,7

11

Иностранный язык

3,6

12

Программирование

2,2

13

Биология

4,7

14

Культурология

2,6

Полученные данные также можно представить графически (рисунок 1).

Интерпретируем полученные результаты, определив рейтинг каждого предмета согласно данным опроса старшеклассников:
1. первую позицию занимают предметы: ОБЖ и биология;
2. вторую позицию занимает предмет: обществознание;

3. третью позицию занимает предмет: основы бизнеса;

4. четвертую позицию занимает предмет: иностранный язык;

. пятую позицию занимает предмет: история;

. шестую позицию занимает предмет: алгебра;

. седьмую позицию занимает предмет: экономика;

. восьмую позицию занимает предмет: литература;

. девятую позицию занимают предметы: физика и геометрия;

10. десятую позицию занимает предмет: культурология;

11. одиннадцатую позицию занимает предмет: программирование.

При анализе полученных результатов интересным оказался тот факт, что первые три позиции занимают те предметы (кроме биологии), которые не являются экзаменационными в школе, и в большинстве случаев, не играют роли при поступлении в ВУЗ, несмотря на то что главной задачей старшеклассников является профессиональное самоопределение.

2.2 Исследование авторитета педагогов среди старшеклассников

Для решения третьей задачи нашего исследования методом опроса мы определили авторитет педагогов среди учащихся 11 классов. Для этого всем ученикам были выданы опросные листы для экспертной оценки авторитета учителя (в баллах от 1 до 5) среди старшеклассников. (Приложение 2).

Опрашиваемые были проинструктированы следующим образом: «Дорогой друг! Предлагаем высказать свое мнение о педагогах твоей школы. Прочитай каждый пункт анкеты, состоящий из двух противоположных утверждений. Если ты полностью согласен с утверждением из левого столбца, то обведи цифру „5“. Если ты вполне уверен, т. е. считаешь, что „скорее всего, так“, — обведи цифру „4“. Если ты полностью согласен с утверждением из правого столбца, то обведи цифру „1“. Если ты не вполне уверен, то обведи цифру „2“. Если ты затрудняешься с ответом, то обведи цифру „3“. Постарайся, чтобы ни один из пунктов анкеты не был тобой пропущен!». Далее — организована обработка результатов. Цель обработки результатов — нахождение среднего балла для каждого учителя.

Средний балл для каждого учителя рассчитывался по следующей формуле:

, где

В результате были получены, представленные в таблице 2.

Таблица 2 Экспертная оценка авторитета учителя среди учащихся 11 классов

№ п/п

Имя и отчество учителя

Преподаватель учебных дисциплин

1

Т.М.

Алгебра, геометрия, экономика.

2,3

2

И.В.

Литература

3,1

3

Т.А

Физика

3,0

4

Г. А.

Химия

2,0

5

А.П.

История, обществознание, основы бизнеса

3,7

6

З.Н.

Программирование

2,0

7

Л.А.

Биология

3,5

8

В.Я.

Культурология

2,9

10

А.В.

ОБЖ

4,3

11

Т.Б.

Иностранный язык

3,3

Представим полученные данные графически (рисунок 2).

Интерпретируем полученные результаты, определив рейтинг каждого учителя согласно данным опроса старшеклассников:

1. первую позицию занимает преподаватель ОБЖ;

2. вторую позицию занимает преподаватель истории, обществознания и основ бизнеса;

. третью позицию занимает преподаватель биологии;

. четвертую позицию занимает преподаватель иностранного языка;

. пятую позицию занимает преподаватель литературы;

. шестую позицию занимает преподаватель физики;

. седьмую позицию занимает преподаватель культурологии;

. восьмую позицию занимает преподаватель алгебры, геометрии и экономики;

. девятую позицию занимают преподаватель программирования и преподаватель химии.

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что учителя являются авторитетными для старшеклассников вне зависимости от важности предметов, являющихся первостепенными при поступлении в ВУЗ.

2.3 Определение связи между авторитетом учителя и рейтингом его предмета

Для решения четвертой задачи нашего исследования мы сопоставили данные, полученные на первом и втором этапах практической работы.

Следует иметь в виду, что один и тот же преподаватель ведет у школьников сразу же три предмета: история (3,5 баллов), обществознание (3,9 баллов) и основы бизнеса (3,7 баллов).

Так как количество баллов, набранных этими предметами существенно не отличаются друг от друга мы нашли для них среднее арифметическое значение, которое составило 3,7 баллов. Такая же ситуация наблюдается и с другими тремя учебными предметами, которые также ведет один учитель: алгебра (3,3 балов), геометрия (2,6 баллов) и экономика (3,2) балла. Среднее арифметическое значение между ними составляет 3 балла.

Для того, чтобы более наглядно показать влияние авторитета учителя на рейтинг его предмета мы обобщили некоторые полученные нами ранее результаты (таблица 3).

Таблица 3 Сводная таблица

РЕЙТИНГ ПРЕДМЕТА

АВТОРИТЕТ УЧИТЕЛЯ

Название предмета

Рейтинг, баллы

Оценка, баллы

Преподаватели учебных дисциплин

ОБЖ

4,7

4,3

Преподаватель ОБЖ А.В.

Биология

4,7

Преподаватель биологии Л.А.

История Обществознание Основы бизнеса

3,7

3,7

Преподаватель истории, обществознания и основ бизнеса А.А.

Иностранный язык

3,6

3,3

Преподаватель иностранного языка Т.Б.

Литература

3

3,1

Преподаватель литературы И.В.

Алгебра Геометрия Экономика

3

3

Преподаватель алгебры, геометрии и экономики Т.М.

Культурология

2,6

2,9

Преподаватель культурологии В.Я.

Физика

2,6

3

Преподаватель физики Т.А.

Программирование

2,2

2

Преподаватель программирования З.Н.

Химия

1,7

2

Преподаватель химии Г. А.

Графически взаимосвязи между рейтингом предмета и авторитетом учителя отражены на рисунке 3.


Сопоставив данные, полученные в ходе 1-го и 2-го этапов практической работы, мы получили следующие результаты.

1. Рейтинг предмета ОБЖ занимает первую позицию. Авторитет преподавателя ОБЖ также занимает первую позицию.

2. На первой же позиции находится и рейтинг предмета биологии, хотя авторитет данного учителя находится на третьей позиции. Опрошенные нами учащиеся 11 класса связывают это с тем, что материал по данному предмету преподносится очень интересно, но учитель очень строг с учениками.

. Вторую позицию в рейтинге предметов занимают история, обществознание и основы бизнеса. Авторитет учителя этих предметов также занимает вторую позицию.

. Третью позицию в рейтинге предметов занимает иностранный язык. Авторитет преподавателя данного предмета также занимает третью позицию.

. Четвертую позицию в рейтинге предметов занимает литература. Авторитет преподавателя данного предмета также занимает четвертую позицию.

. На четвертой позиции в рейтинге предметов находятся и такие предметы как алгебра, геометрия и экономика. Но авторитет преподавателя данного предмета занимает всего лишь восьмую позицию. Опрошенные нами учащиеся 11 класса отмечают, что считают эти предметы важными для поступления в ВУЗ. При этом преподаватель данных учебных дисциплин не является для них авторитетным.

. Пятую позицию в рейтинге предметов занимает культурология. Авторитет преподавателя данного предмета находится на седьмой позиции. Расхождения в баллах незначительны и составляют 0,3 балла

. На шестой позиции в рейтинге предметов находится программирование. Авторитет преподавателя данного предмета занимает девятую позицию. Расхождения в баллах незначительны и составляют 0,2 балла.

. На седьмой позиции в рейтинге предметов находится химия. Авторитет преподавателя данного предмета занимает также девятую позицию. Расхождения в баллах незначительны и составляют 0,3 балла.

Таким образом, в результате сопоставления полученных данных можно сделать вывод о том, что авторитет учителя действительно влияет на рейтинг его предмета среди старшеклассников. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась.

Заключение

Ранний юношеский возраст (16−17 лет) — это период профессионального самоопределения школьников. Считается, что в этом возрасте интерес к учебной дисциплине в основном обусловлен важностью изучения определенного предмета, необходимого для поступления в ВУЗ. Мы же предполагаем, что интерес к предмету у старшеклассников обусловлен также и личностью самого преподавателя, его авторитетом среди учащихся старших классов.

Практическое значение работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы психологами и учителями общеобразовательных учреждений для выстраивания эффективных взаимоотношений педагогов со старшеклассниками с целью улучшения качества образования школьников.

Согласно цели и задачам нашего исследования в теоретический части нами были рассмотрены следующие вопросы: личность и авторитет учителя, последствия неэффективного взаимодействия педагога с учащимися, а также представления старшеклассников об «идеальном» учителе. Здесь же мы раскрыли такие понятия как личность и авторитет. Хотелось бы отметить, что авторитет педагога среди учащихся важен и для самого учителя. Л.С. Выготский отмечал следующее: «Учитель должен жить в школьном коллективе как его неотъемлемая часть, и в этом смысле отношения учителя и ученика могут достигнуть такой силы, прозрачности и высоты, что они не найдут ничего равного себе во всей социальной шкале человеческих отношений» [2, с. 312]. В современных условиях модернизации образования и перехода к профильному обучению учителю важно не только формировать знания у старшеклассников и следить за успеваемостью школьников. Педагогу важно стать другом и наставником учащимся старших классов, вдохновлять их на обучение, заслужить у них авторитет, для того чтобы превратить процесс обучения в творчество жизни.

Практическая часть исследовательской работы была разделена на три этапа. На первом этапе путем опроса мы выяснили рейтинг школьных предметов среди учащихся 11-х классов МОУ Лицей № 3. На втором этапе среди тех же учащихся методом тестирования мы определили авторитет педагогов. На третьем этапе мы сопоставили, полученные нами данные. Сопоставляя данные, полученные в ходе 1-го и 2-го этапов практической работы, мы сделали вывод о том, что гипотеза нашего исследования подтвердилась: авторитет учителя действительно оказывает влияние на рейтинг его предмета среди учащихся старших классов. Следовательно, интерес к учебной дисциплине у старшеклассников обусловлен не только важностью изучения данного предмета, но и авторитетом самого учителя.

Список использованной литературы

1) Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека — М., 1997

) Выготский Л.С. Педагогическая психология — М.: Педагогика-Пресс, 1999 — 536 с.

) Г. В. Гатальская, А.В. Крыленко. В школу — с радостью. Практическая психология для учителя. — Мн.: Амалфея, 2000. — 272 с.

) Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 276 с.

) Диагностика успешности учителя: Сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений, руководителя школ / Сост. Т.В. Морозова — М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. — 160 с.

) Зюзько М.В. Психологические консультации для начинающего учителя — М.: Просвещение, 1995. — 208 с.

) Иллюстрированный энциклопедический словарь / Под ред. А.П. Горкина — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1995 — 892 с.

) Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. — М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 192 с.

) Кон И.С. Психология ранней юности — М.: «Просвещение», 1988.- 254 с.

) Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского — Ростов-н/Д, 1998

) Павлова М.П., Карманов В.Ф. Педагогическая система А. С. Макаренко — М.: Высш. шк., 1988. — 287 с.

) Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия — СПб.: Питер, 2000 — 480 с.

) Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности — СПб.: Питер, 2000 — 608 с.

Приложение 1

Опросный лист для рейтинговая предметов

Уважаемый друг! Тебе предлагается по 5-ти бальной системе оценить свой интерес к учебным предметам вне зависимости от твоих профессиональных предпочтений.

Название предмета

Баллы

2

3

4

5

Алгебра

Геометрия

Экономика

Литература

Физика

Химия

История

Обществознание

Основы бизнеса

ОБЖ

Иностранный язык

Программирование

Биология

Культурология

Приложение 2

Опросный лист для оценки учителей

1. Учитель является для тебя авторитетом

5 4 3 2 1

Учитель не является для тебя авторитетом

2.Педагог доброжелателен, тактичен и внимателен к тебе

5 4 3 2 1

Педагог недоброжелателен, может быть невнимателен или бестактен

3. Ты охотно общаешься с учителем помимо уроков

5 4 3 2 1

Тебе не хотелось бы общаться с учителем помимо уроков

4. Ты мог бы поделиться с учителем своими личными проблемами

5 4 3 2 1

Ты не можешь доверить учителю то, что касается тебя лично

5. Педагог может отстаивать твои интересы перед коллективом учащихся, учителей или родителями

5 4 3 2 1

Педагог не возьмет на себя роль адвоката, даже если знает, что ты прав

6.Ты чувствуешь поддержку со стороны педагога, его уважение к себе

5 4 3 2 1

Ты не чувствуешь поддержку со стороны педагога, он может проявить неуважение

7. Учитель справедлив ко всем ученикам без исключения

5 4 3 2 1

Учитель может быть несправедлив к отдельным ученикам

8. Педагог подает пример оптимизма и жизнелюбия

5 3 4 2 1

Педагог часто бывает желчен, раздражителен, может срывать свое плохое настроение на классе

9. Ты бы охотно принял участие в подготовке вечера, концерта или экскурсии под руководством педагога

5 4 3 2 1

Тебе не хотелось бы принимать участие в подготовке внеклассного мероприятия под руководством учителя

10. Педагог умеет заинтересовать, увлечь внеурочной деятельностью тебя и других ребят

5 3 4 2 1

Тебе не хотелось бы принимать участие в подготовке внеклассного мероприятия под руководством учителя

11. Учитель может быстро организовать класс для решения какой-нибудь срочной проблемы

5 4 3 2 1

Учителю приходится уговаривать и заставлять класс взяться за дело

12. Если бы учитель был твоим ровесником, он был бы лидером в вашем классе

5 4 3 2 1

Если бы учитель был твоим ровесником, он не был бы заметной фигурой в класс

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector