Коррекционно-педагогическая работа при дцп

Литература:

  1. Левченко М.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 2001г.

  2. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. — М., 2001г.
  3. Основы специальной педагогики / Под ред. Н.М. Назаровой. — М., 2000г

План:

  1. Модели образовательных учреждений. Специфика образовательного процесса для лиц с ДЦП
  • дошкольного возраста;
  • школьного возраста;
  1. Социально-бытовая реабилитация лиц с ДЦП.
  2. Работа с семьей, имеющей ребенка с ДЦП.

1. Модели образовательных учреждений. Специфика образовательного процесса для лиц с дцп

Модели учреждений, в которых оказывают специальную помощь детям-дошкольникам с ДЦП: поликлиники, неврологические отделения, психоневрологические больницы, специальные санатории, ясли-сады, Дома ребенка, реабилитационные центы, социальные центры.

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям методической, психологической, педагогической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации.

Принципы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом:

1.Комплексный характер коррекционно-педагогической работы предусматривает постоянный учет взаимодействия двигательных, речевых и психических нарушений в динамике развития ребенка. Следовательно, необходима стимуляция всех сторон психики, предупреждение и коррекция их нарушений.

2. Раннее начало коррекционное воздействия, опирающегося на сохранные функции.

Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психического развития находиться ребенок.

3. Организация работы в рамках ведущей деятельности. Нарушения психического развития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. При коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется основной для данного возраста вид деятельности.

10 стр., 4665 слов

Объект исследования: социально-педагогическая деятельность с ...

... педагогическая деятельность с детьми из неблагополучной семьи. Предмет исследования: основные направления деятельность социального педагога с детьми из неблагополучных семьей. Цель исследования: изучить и проанализировать деятельность работы социального педагога в работе с детьми ... деформирует личностное развитие ребенка. Кроме того, ... в воспитании детей; - особенности подросткового возраста и др. ...

4. Наблюдение за ребенком в динамике психоречевого развития.

5. Гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы.

6.Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в младенческом возрасте (в доречевой период) является:

  • развитие эмоционального общения со взрослым (стимуляции «комплекса оживления», стремление продлить эмоциональный контакт со взрослым, включения ребенка в практическое сотрудничество со взрослым);
  • нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата – спастического пареза, гиперкинеза, атаксии, тонические нарушений типа ригидности).

    Развитие подвижности органов артикуляции;

  • стимуляции голосовых реакций, звуковой и речевой активности (недифференцированной голосовой активности, гуления, лепета и лепетных форм);
  • коррекция кормления (сосания, глотания, жевания).

    Стимуляция рефлексов орального автоматизма (в первые месяцы жизни – до 3 мес.), подавления рефлексов орального автоматизма (после 3-х мес.);

  • развитие сенсорных процессов (зрительного сосредоточения и плавного прослеживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия различного интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинестетические ощущения и пальцевого осязания);
  • развитие речевого дыхания и голоса (вокализация выдоха, увеличение объема, длительности и силы выдоха, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка);
  • формирование движений руки и действий с предметами (нормализация положения кисти и пальцев рук, необходимых для формирования зрительно-моторной координации; развитие хватательной функции рук; развитие манипулятивной функции – неспецифических и специфических манипуляций; дифференцированных движений пальцев рук);
  • формирование подготовительных этапов понимания речи.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем возрасте являются:

  • формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению), способности произвольно включаться в деятельность. Формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания;
  • формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, активизация собственной речевой активности; формирование всех форм неречевой коммуникации – мимики, жеста и интонации);
  • развитие знаний и представлений об окружающем (с обобщающей функцией слова);
  • стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия);
  • формирования функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие навыков опрятности и самообслуживания.

Основные направления коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются:

16 стр., 7961 слов

Особенности развития коммуникативной деятельности у детей с нарушением зрения

... Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер, что особенно значимо для коррекции недостатков развития ...

  • развитие игровой деятельности;
  • развитие речевого общения с окружающими, увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;
  • расширение запаса знаний и представлений об окружающем;
  • развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;
  • развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического);
  • формирование математических представлений;
  • развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;
  • воспитание навыков самообслуживания и гигиены;
  • подготовка к школе.

Основные задачи коррекционно-педагогической работы в школьном возрасте являются:

  • последовательное развитие познавательной деятельности и коррекция ее нарушений;
  • коррекция высших корковых функций;
  • воспитание устойчивых форм поведения и деятельности;
  • профилактика личностных нарушений;
  • профессиональная ориентация.

В систему помощи детям дошкольного возраста входит пребывание в специализированных ДОУ.

Лечебно-педагогический процесс построен с учетом специфики заболевания детей связанных с ним особенностями.

Основной целью коррекционного обучения и воспитания детей в специальном ДОУ является всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями и максимальная адаптация к окружающей действительности.

Задачи, решаемые в специализированном ДОУ:

  1. дифференциальная диагностика;

  2. развитие двигательных, психических функций ребенка; профилактика и коррекция их нарушений;
  3. подготовка к обучению в школе.

Осуществление общеразвивающих задач неразрывно связано с решением коррекционных задач.

Комплектование специального ДОУ осуществляется ПМПК.

Противопоказанием к поступлению в данное учреждение является выраженная умственная отсталость.

В спец. ДОУ для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата создаются специальные условия для пребывания детей с двигательной патологией – необходимое оборудование для передвижения и занятий, организуется восстановительное лечение.

В них работают разные специалисты медико-педагогического блока, дефектологи, логопеды, воспитатели, психологи, инструкторы ЛФК, невропатологи.

Результаты динамического изучения детей осуществляет дефектолог. Воспитатель формирует навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов, организует деятельность детей вне занятий, прогулки. Воспитатель проводит фронтальные и подгрупповые занятия с детьми по развитию игровой деятельности, формированию изо деятельности и конструированию, трудовой деятельности, по физическому воспитанию.

Модели учреждений, специфика образовательного процесса для лиц с дцп школьного возраста

Специальные школы-интернаты, массовые общеобразовательные школы, классы коррекционно — развивающего обучения, спец. школы других видов (например, ребенок с легкими двигательными нарушениями и речевыми расстройствами может учиться в речевой школе).

9 стр., 4106 слов

Методическая работа по развитию экспериментальной деятельности ...

... деятельности для обучения дошкольников цветоведению. 1. Степень разработанности данной проблемы в теории и педагогической практике .1 Изучение теории развития экспериментальной деятельности. Экспериментирование как необходимое условие развития личности ребенка Любая деятельность подрастающего ...

Спец. школа VI вида обеспечивает своим воспитанникам общеобразовательную подготовку на цензовом уровне.

Дети с ДЦП могут овладеть базовым компонентом программы лишь в условия максимальной индивидуализации обучения, которая предполагает наличие:

  • гибкого учебного плана, позволяющего учитывать специфику нарушений;
  • разноуровневых программ, адаптированных для коллективного и индивидуального обучения;
  • вариативного начального обучения с пропедевтическим периодом.

Обучение в начальной школе осуществляется за 4 года, продолжительность обучения в основной школе увеличивается на 1 год. Все обучение имеет коррекционно-развивающий характер и направленно на преодоление отклонений в физическом развитии, познавательной деятельности.

В учебный план подготовительного класса включаются изодеятельность, развитие речи, трудовое воспитание и специальные дисциплины – самообслуживание и бытовая ориентировка, сенсорное воспитание.

Объем содержания всех общеобразовательных дисциплин тот же, что и в массовой школе.

Коррекционная направленность обучения обеспечивается специальными методами обучения, введением пропедевтических занятий, введением специальных занятий – ЛФК, логопедические занятия, занятия по коррекции психических функций.

Важная роль отводиться трудовой и допрофессиональной подготовке.

Курс трудовой подготовки включает 3 этапа:

1-й этап: начальная школа (0,I – IV классы).

На этом этапе дается общее представление о трудовой деятельности, осуществляются мероприятия по раннему развитию трудовых навыков, развивается интерес к различным видам трудовой деятельности, производиться обучение элементарным навыкам работы с материалами и инструментами (пластилин, краски, нитки и т.д.) Уроки способствуют развитию мелкой моторики.

2-й этап: допрофессиональная трудовая подготовка (V-X классы).

На данном этапе осуществляется совершенствование ранее полученных навыков, уточнение профессиональной направленности трудовой деятельности, а также коррекция неадекватных профессиональных намерений.

3-й этап: профильное обучение (XI – XII классы).

На этом уровне осуществляется первоначальная профессиональная подготовка. Для занятий по труду в V – VII классах учащиеся делятся на 2 группы, которые комплектуются при участии врачей (ортопеда, психоневролога и врача ЛФК) с учетом двигательных и познавательных возможностей, а также интересов детей.

В мастерских используются оборудование и инструменты со специальными приспособлениями, предупреждающими травматизм.

Выбор профиля трудового обучения проводиться с учетом психофизического состояния учащихся. Наряду с традиционными профессиями, рекомендованные Министерством социальной защиты, хорошо зарекомендовали себя следующие направления профессиональной ориентации: программирование, делопроизводство, художественный труд и прикладное искусство, фотодело, радиодело, основы бухгалтерского учета, архивное дело, иностранный язык.

Выпускникам, сдавшим квалификационные экзамены или прошедшим квалификационные испытания, в установленном порядке выдается свидетельство (удостоверение) о присвоении квалификации, которое является основанием для приема на работу по данной профессии.

17 стр., 8445 слов

Категориальный аппарат специальной психологии и коррекционной ...

... оформились в самостоятельные разделы специальной психологии (дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с тяжелыми комбинированными дефектами и др.) Категориальный аппарат специальной психологии и коррекционной педагогики, ... с действующими в обществе социокультурными практика- ми и нормативными моделями. Обучение детей – это целенаправленный процесс взаимо- действия учителя и ученика с ...

Специальные образовательные условия:

  1. Специально организованная среда:

  • Специально приспособленное здание (лифты, пандусы и т.д.);
  • Ортопедическая обувь и ортопедические приспособления»
  • Специальная мебель;
  • Специальные приборы для обучения (ручки и т.д.);
  • Компьютерные классы;
  • Мастерские для трудовой подготовки.
  • Наполняемость классов:

Подготовительный класс – не более 8 человек,

в начальной, основной, средней школе – до 10 человек.

  1. Продолжительность уроков:

В подготовительном классе – 30 минут;

В I классе – 35-40 минут;

Во II классе и далее – 45 минут.

На каждом уроке после 20 минут занятий проводится 5-минутная физкультпауза с включением лечебно-коррекционных мероприятий.

  1. Обучение учащихся этой категории осуществляют специально подготовленные педагоги;
  2. Школа для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата кроме помещений, общих для всех типов школ, имеет специальные: это логопедические кабинеты, кабинет для ЛФК и массажа, кабинет психолога, бассейн, ортопедическая мастерская.
  3. Обучение детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата осуществляется на фоне лечебно-восстановительной работы.
  4. Комплекс восстановительного лечения представлен ортопедоневрологическими мероприятиями, лечебной физкультурой, массажем, физио -, бальнео -, климатотерапией, протезно-ортопедической помощью, коррекционными занятиями в бассейне и т.д. Медицинский блок должен включать помещения для этих мероприятий.

Лечебные мероприятия, кроме обычной педиатрической службы, осуществляют врачи: психоневрологи, ортопеды, врачи ЛФК, физиотерапевты, а также средний и младший медицинский персонал.

2. Социально – бытовая реабилитация лиц с дцп

В последние годы создан большой арсенал современных технических средств реабилитации, основной целью которых является компенсация нарушенных или утраченных функций, обеспечение относительной независимости от окружающих. Технические средства реабилитации существенно облегчают жизнь ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Они должны быть абсолютно безопасны и просты в обращении.

Все технические средства реабилитации можно разделить на несколько групп:

  1. Средства передвижения: различные варианты детских инвалидных колясок (комнатные, прогулочные, функциональные, спортивные).

    В многофункциональных креслах-колясках дети могут проводить значительное время. В них имеется столик для приема пищи и занятий, съемное судно, отделение для книг, специальная емкость для хранения термосов с пищей.

  2. Средства, облегчающие передвижение: ходунки и ходилки (комнатные и прогулочные), костыли, трости, велосипеды; специальные поручни, пандусы, съезды на тротуарах.
  3. Средства, облегчающие самообслуживание: специальные предметы обихода (наборы посуды и столовых приборов, приспособления для одевания и раздевания, открывания и закрывания дверей, для самостоятельного чтения, пользования телефоном; особые выключатели электроприборов, дистанционное управление бытовыми приборами – телевизором, приемником, магнитофоном).
  4. Двигательные тренажеры.
  5. Лечебно-нагрузочные костюмы («Адели — 92»).

    20 стр., 9709 слов

    Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

    ... медленно регрессирующее течение. Он занимает ведущее место среди нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Впервые ДЦП был описан Вильямом Литтлем в 1861 году. Термин ... развития пальцев кисти; артрогрипоз (врожденное уродство). Ранее нарушения опорно-двигательного аппарата чаще всего встречались у детей, перенесших полиомиелит Полиомиелит - инфекционное заболнвание ЦНС при котором поражается ...

    Костюм используется для лечения различных форм церебрального паралича в любом возрастном периоде жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Создавая правильные взаимоотношения между частями тела и устраняя порочные установки, костюм способствует формированию правильной схемы взаиморасположения частей тела и схемы движений, что является основой для формирования моторики. Костюм представляет собой замкнутую систему «плечевой пояс — стопы». Благодаря амортизаторам, несколько растягиваются спастические мышцы (снижается тонус мышц), уменьшается патологическая и активизируются физиологическая афферентация мышечно-связочного аппарата; уменьшается частота амплитуда гиперкинезов. Дети, страдающие церебральным параличом, быстрее овладевают двигательными навыками. В лечебно-нагрузочном костюме можно проводить любые упражнения, намного улучшая и ускоряя их результативность.

  6. Сенсорные комнатные и сенсорные стимулирующие наборы.

«Сенсорная комната» — набор специализированного оборудования, основными элементами которого являются:

  • Напольные и настенные мягкие покрытия, пуфики разных размеров и цветов (подушки в виде скатов, которые прогибаются под тяжестью тела, создавая устойчивую опору, следуя его форме);
  • «водящий матрац» (подогреваемый матрац прогибается, повторяя форму тела, мягко и равномерно поддерживая его); музыкальная водяная кровать (вибрации, созданные музыкой, воспринимаются кожей как тактильные стимулы);
  • «кресло — лепесток» (покачиваясь, расслабляет, снижает спастичность мышц);
  • светящийся бассейн с прозрачными шариками (цвет шариков изменяется);
  1. Мягкие игровые комнаты. Особенностью мягкой комнаты является наличие различных мягких модулей в виде леса из круглых колонн, ступенек, сухого бассейна, заполненного цветными шариками, а также мягкого покрытия пола и стен комнаты, предотвращающих травматизм и уменьшающих чувства страха падения. Занятия в условиях мягкой игровой комнаты можно проводить в индивидуальной или подгрупповой форме с использованием игр, направленных на совершенствование имеющихся двигательных навыков, освоение новых этапов двигательного развития, манипулятивной деятельности, зрительно-моторной координации, на тренировку вестибулярного аппарата.

3. Работа с семьёй, имеющей ребенка с дцп

Эффективность работы с инвалидом вследствие поражения опорно-двигательного аппарата находится в тесной зависимости от наличия социальной, психологической и медицинской помощи его семье. В этой помощи семья нуждается постоянно, независимо от возраста больного. Более того, по мере взросления ребенка возрастает значение психологической помощи, так как ситуация в семье непрерывно усложняется. Все семьи, имеющие детей – инвалидов с двигательными нарушениями, можно условно разделить на 3 группы:

  • семьи, которые в течение определенного времени после постановки диагноза могут достигнуть внутрисемейной и социальной (внесемейной) адаптации;
  • семьи, которые, несмотря на усилия и помощь, не достигают стабилизации поведения; в этих семьях не формируются правильные представления о положения ребенка, возможностях его лечения и развития;
  • промежуточные категория семей, т.е. семьи с отклонениями во внутрисемейной и внесемейной адаптации.

Рождение ребенка с отклонениями в развитии – большое потрясение для семьи. Условно можно выделить несколько стадий приспособления к этой ситуации.

17 стр., 8390 слов

Готовность ребенка к обучению и адаптации в школе. Потребности ...

... человека и в выполнении всех логических операций, но эти ошибки ребенок может исправить сам без помощи взрослого; очень высокий - возможность слушать другого человека, выпол­нить любые ... логические операции в форме словесных понятий. РЕБЕНОК К ШКОЛЕ НЕ ГОТОВ Не ...

Первая стадия – стадия шока, агрессии и отрицания. Члены семьи ищут «виновного» в происшедшем, обвиняя друг друга или врачей. Иногда агрессия обращается и на новорожденного, мать испытывает к нему негативные чувства, видя, что он не такой, как другие дети. В семье растет напряженность, ухудшается социально-психологический климат. Можно встретиться с реакцией отрицания: родители не верят, что ребенок родился с отклонениями в развитии.

Вторую стадию некоторые авторы называют фазой скорби – скорби по желанному здоровому ребенку, которого нет. Отношение к аномальному ребенку зачастую лишено непосредственности: родители начинают понимать, что они ответственны за него, но чувствуют себя беспомощными в вопросах воспитания и ухода за ребенком, ищут совета у специалистов.

Третья стадия – стадия адаптации. Родители «принимают» сложившеюся ситуацию, начинают стоить жизнь с учетом того, что в семье есть аномальный ребенок. Показателями адаптации являются такие признаки, как уменьшение чувства печали, усиление интереса к окружающему миру, появление готовности активно решать проблемы с ориентацией на будущее. Спонтанная адаптация может пойти разными путями – от нахождения высшего смысла в происшедшем до стремления получить максимальные материальные выгоды в виде льгот, пособий и т.д.

Таким образом, с учетом описанной социальной ситуации развития ребенка в семье, основные направления в работе специалистов подставляются следующими:

  • гармонизация семейных взаимоотношений
  • установление правильных детско-родительских отношений
  • помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как физических, так и психологических)
  • помощь в решении личных проблем (чувство неполноценности, вины), связанных с появлением аномального ребенка
  • обучение элементарным методам коррекции (аутогенной тренировке, элементам игротерапии, сказкотерапии и т.п.)
  • помощь в выборе профессии и места получения профессионального образования.