Развитие интереса к математическим знаниям у детей старшего дошкольного возраста через различные виды мотивации

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…3

1. ТЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИЧЕСКИМ ЗНАНИЯМ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МОТИВАЦИИ…5

1.1 Понятие интереса, виды интереса…5

1.2 Особенности развития интереса к математическим знаниям у дошкольников…9

1.3 Значение мотивации при развитии интереса к математическим знаниям…14

1.4 Понятие и виды мотивации в дошкольном образовании …18

2.ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИЧЕСКИМ ЗНАНИЯМ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МОТИВАЦИИ…22

2.1 Диагностика уровня развития интереса к математическим знаниям у старших дошкольников… 22

2.2 Использование различных видов мотивации по формированию интереса к математическим знаниям…

2.3 Анализ опытно-практической работы по использованию различных видов мотивации по формированию интереса к математическим знаниям…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …30

ПРИЛОЖЕНИЕ…

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», — утверждал почти полтора века назад Д.И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики.

Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед нами, педагогами дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но познавательную и эмоциональную сферу ребёнка.

В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования подчеркивается, что формирование элементарных математических представлений дошкольников входит в образовательную область «Познание» и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора.

14 стр., 6794 слов

Роль внеклассной работы в формировании математических знаний и умений у учащихся с нарушением слуха

... целенаправленного совершенствования математических знаний детей; в-третьих, внеклассная работа способствует развитию у детей познавательных интересов. Одним из важнейших факторов совершенствования математических знаний младшего школьника ... формировании математических знаний и умений у учащихся с нарушением слуха Учителю математики в своей практической деятельности приходится выполнять различные виды ...

Ведь именно познавательный интерес к математике является одним из условий формирования познавательных процессов дошкольников (мышления, памяти, речи, внимания и т. д.), а следовательно и успешного обучения в школе.

Доказано, что подлинный познавательный интерес ребенка старшего дошкольного возраста является основой его учебной деятельности, так как: усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью.

Если эта деятельность протекает успешно, то у ребенка усиливается желание больше заниматься ею, что благотворно сказывается на развитии его познавательного интереса. Обладая огромной побудительной силой, интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения «жажды знаний».

Как сделать так, чтобы такое желание возникло? Ведь универсальных рецептов развития познавательной активности нет.

Актуальность вопроса и обусловила выбор темы: «Развитие интереса к математическим знаниям у детей старшего дошкольного возраста через различные виды мотивации».

Объект исследования: процесс обучения старших дошкольников математическим знаниям, направленный на развитие интереса при использовании различных видов мотивации.

Предмет данной курсовой работы — различные виды мотивации как средство развития интереса к математическим знаниям старших дошкольников.

Цель: выявить возможности целенаправленного развития интереса к математическим знаниям у детей дошкольного возраста с помощью различных видов мотивации.

3 стр., 1381 слов

Особенности формирования математических знаний у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

... математических знаний у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. 2. Рассмотреть состояние математических знаний учащихся младших классов школы восьмого вида. 3. Провести методику формирования математических знаний у детей ... М., 1997. 28. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.— М., 1994. 29. Матасов Ю. Т. Особенности ...

Задачи данной курсовой работы:

— изучение состояния проблемы в психолого — педагогической и научно — методической литературе по проблеме;

— выявление сущности понятия интерес и мотивация;

— знакомство с опытом работы воспитателей по обучению детей старшего дошкольного возраста математическим знаниям;

— определение критерия, показателя и уровня развития интереса к математическим знаниям у детей старшего дошкольного возраста.

— подобрать и апробировать разные виды мотиваций, направленные на развитие интереса к математическим знаниям у старших дошкольников.

Методы:

— Теоретические: анализ методической, психолого-педагогической и лингвистической литературы по избранной теме;

— Практические: наблюдение, проведение диагностики, математическая обработка и анализ полученных результатов.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

База исследования: МБДОУ детский сад «Аленушка» с. Октябрьское Карасукского района.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абашина В.В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики): Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — Сургут: РИО СурГПИ, 2005. — 137 с.

2. Абузярова, Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ/Л.А. Абузярова // Ребенок в детском саду. — 2009. — № 6. — С. 14.

3. Аверин В.А. Психология развития детей дошкольного возраста: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. — 64 с.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

... собственное положение среди вещей. Библиографический список Аверин В.А. Психология развития детей дошкольного возраста. СПб, 2000. – 271 с. Ананьев Б. Г. Формирование восприятия пространства ... ли­нии умственного развития дошкольников, которые недо­статочно учитывались в прежних исследованиях. Глава 3. Различные подходы к изучению мышления детей 4-6 лет ...

4. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.: Политиздат, 1981. — 355с.

5. Алтунина И.Р. Мотивы и мотивации социального поведения детей: теории развития мотивов и мотивации социального поведения: Монография: учебно-методическое пособие/ Москва, — 2005, — 226 с.

6. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. — СПб.: Питер, 2002.

7. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности М., 1976, с. 73.

8. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика — Магнитогорск: МаГУ, 2004 г.

9. Бардин К. В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты)-М.: Знание, 1983

10. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических

пособностей дошкольников/ А.В. Белошистая. — М.: ВЛАДОС, 2003.- 400 с.

11. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М. Академия, 2000, — 192 с.

12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М., 1968 с.213−227.

13. Давидчук А. Дошкольный возраст: развитие элементарных математических представлений // № 12. — С. 71.

14. Далингер В.А. Познавательный интерес учащихся и его развитие в процессе обучения математике// Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. — 2011. — № 3.

15. Ерофеева Т. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике // № 2. — С. 17; Скажи мне, как ты отдыхаешь, и я скажу тебе, кто ты // № 10. — С. 44; От 0 до 10 // № 12. — С. 44.

16. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. — М., 2003

17. Иванова Т.И. Педагогические условия интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений: Автореф. дис. к. пед. наук/ Татьяна Ивановна Иванова. — Белгород, 2001. — 279 с.

12 стр., 5506 слов

Использование компьютера в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

... элементарных математических представлений педагог пополняет и закрепляет знания детей по всем программным задачам математического развития дошкольников: формирование количественных представлений, развитие первоначальных представлений у дошкольников о ... Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов.? Ярославль: Академия развития, 2001. 6. Машбиц Е. И. ...

18. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, — СПб.: Питер, — 2000, — 512 с.

19. Ковалев, А.Г. К проблеме мотивов / А.Г. Ковалев // Психологический журнал. — 1981. — № 1. — С. 37−41.

20. Ковалев В.И. Мотивационная сфера личности как проявление совокупности общественных отношений// Психологический журнал. — 1984. — № 4. — С.3−13

21. Максимов Л.К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника. — Волгоград, 1976

22. Маслоу А.Г. Мотивация и личность М., 2001 с. 218.

23. Михайлова З.А., Носова Е.Д. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. — 384 с.

24. Подласый И.П. Педагогика. М.: Владос, 2004

25. Пологрудова И. С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе / И.С. Пологрудова // Молодой ученый. — 2012.- № 4. — С. 366−367.

26. Путляева Л. О развитии мышления / Л. Путляева // Дошкольное воспитание — 2006. — № 5. — С. 35−38.

27. Сигел Э. Как воспитывать дошкольника. — М.; РОСМЭН, — 1998, — 173 с.

28. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. — М.: Академия, 2001.

29. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 2.

30. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А.Столяра. — М.: Просвещение, 1988.-303 с.

31. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Уч. пособие. / Е.И. Щербакова — М.: Издательство

Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство

10 стр., 4601 слов

Методы математического развития

... Содержание Введение 1. Сущность и основные классификации методов воспитания 5 2. Характеристика методов математического развития 2.1 Практические методы 2.2 Игра - как ... : Методическое пособие Хабаровск, 2003 155 с. 13. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Уч. пособие М.: Издательство Московского психолого-социального ...

НПО «МОДЕК», 2005.-392 с.

32. Щербакова Е., Голицын В. К вопросу о развитии познавательной активности / Е.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector