СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..…….3
1. ТЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИЧЕСКИМ ЗНАНИЯМ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МОТИВАЦИИ……………………………………………………………………….…….5
1.1 Понятие интереса, виды интереса…………………………………….……………5
1.2 Особенности развития интереса к математическим знаниям у дошкольников…………………………………………….………………………………..9
1.3 Значение мотивации при развитии интереса к математическим знаниям…..………………………………………………………………………….14
1.4 Понятие и виды мотивации в дошкольном образовании ……………….………18
2.ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИЧЕСКИМ ЗНАНИЯМ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МОТИВАЦИИ…………………………….………………………………………..22
2.1 Диагностика уровня развития интереса к математическим знаниям у старших дошкольников….……………………………………………………………………….. 22
2.2 Использование различных видов мотивации по формированию интереса к математическим знаниям………………………………………………………………….
2.3 Анализ опытно-практической работы по использованию различных видов мотивации по формированию интереса к математическим знаниям………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………………30
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», — утверждал почти полтора века назад Д.И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики.
Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед нами, педагогами дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но познавательную и эмоциональную сферу ребёнка.
В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования подчеркивается, что формирование элементарных математических представлений дошкольников входит в образовательную область «Познание» и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора.
Роль внеклассной работы в формировании математических знаний ...
... время организационного и целенаправленного совершенствования математических знаний детей; в-третьих, внеклассная работа способствует развитию у детей познавательных интересов. Одним из важнейших факторов совершенствования математических знаний младшего школьника является формирование в ...
Ведь именно познавательный интерес к математике является одним из условий формирования познавательных процессов дошкольников (мышления, памяти, речи, внимания и т.д.), а следовательно и успешного обучения в школе.
Доказано, что подлинный познавательный интерес ребенка старшего дошкольного возраста является основой его учебной деятельности, так как: усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью.
Если эта деятельность протекает успешно, то у ребенка усиливается желание больше заниматься ею, что благотворно сказывается на развитии его познавательного интереса. Обладая огромной побудительной силой, интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения «жажды знаний».
Как сделать так, чтобы такое желание возникло? Ведь универсальных рецептов развития познавательной активности нет.
Актуальность вопроса и обусловила выбор темы: «Развитие интереса к математическим знаниям у детей старшего дошкольного возраста через различные виды мотивации».
Объект исследования: процесс обучения старших дошкольников математическим знаниям, направленный на развитие интереса при использовании различных видов мотивации.
Предмет данной курсовой работы — различные виды мотивации как средство развития интереса к математическим знаниям старших дошкольников.
Цель: выявить возможности целенаправленного развития интереса к математическим знаниям у детей дошкольного возраста с помощью различных видов мотивации.
Задачи данной курсовой работы:
— изучение состояния проблемы в психолого — педагогической и научно – методической литературе по проблеме;
— выявление сущности понятия интерес и мотивация;
— знакомство с опытом работы воспитателей по обучению детей старшего дошкольного возраста математическим знаниям;
— определение критерия, показателя и уровня развития интереса к математическим знаниям у детей старшего дошкольного возраста.
— подобрать и апробировать разные виды мотиваций, направленные на развитие интереса к математическим знаниям у старших дошкольников.
Методы:
— Теоретические: анализ методической, психолого-педагогической и лингвистической литературы по избранной теме;
— Практические: наблюдение, проведение диагностики, математическая обработка и анализ полученных результатов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Периоды развития теории управления
... ответственность, дисциплина, единоначалие и коллегиальность, единство направления, подчиненность личных интересов общим, вознаграждения, централизация, скалярная цепь (иерархия власти), порядок, справедливость, ... состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей ...
База исследования: МБДОУ детский сад «Аленушка» с. Октябрьское Карасукского района.
………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абашина В.В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики): Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — Сургут: РИО СурГПИ, 2005. — 137 с.
2. Абузярова, Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ/Л.А. Абузярова // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 6. – С. 14.
3. Аверин В.А. Психология развития детей дошкольного возраста: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 64 с.
4. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.: Политиздат, 1981. – 355с.
5. Алтунина И.Р. Мотивы и мотивации социального поведения детей: теории развития мотивов и мотивации социального поведения: Монография: учебно-методическое пособие/ Москва, — 2005, — 226 с.
6. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. – СПб.: Питер, 2002.
7. Асеев В.Г.. Мотивация поведения и формирования личности М., 1976, с.73.
8. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика — Магнитогорск: МаГУ, 2004г.
9. Бардин К. В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты)-М.: Знание, 1983
10. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических
пособностей дошкольников/ А.В. Белошистая. — М.: ВЛАДОС, 2003.- 400 с.
11. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М. Академия, 2000, — 192 с.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М., 1968 с.213-227.
13. Давидчук А. Дошкольный возраст: развитие элементарных математических представлений // № 12. — С. 71.
14. Далингер В.А. Познавательный интерес учащихся и его развитие в процессе обучения математике// Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. — 2011. — № 3.
15. Ерофеева Т. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике // № 2. — С. 17; Скажи мне, как ты отдыхаешь, и я скажу тебе, кто ты // № 10. — С. 44; От 0 до 10 // № 12. — С. 44.
16. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М., 2003
17. Иванова Т.И. Педагогические условия интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений: Автореф. дис. к. пед. наук/ Татьяна Ивановна Иванова. – Белгород, 2001. – 279 с.
18. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, — СПб.: Питер, — 2000, — 512 с.
19. Ковалев, А.Г. К проблеме мотивов / А.Г. Ковалев // Психологический журнал. – 1981. – № 1. – С. 37-41.
20. Ковалев В.И. Мотивационная сфера личности как проявление совокупности общественных отношений// Психологический журнал. – 1984. — № 4. – С.3-13
21. Максимов Л.К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника. – Волгоград, 1976
22. Маслоу А.Г. Мотивация и личность М., 2001 с.218.
23. Михайлова З.А., Носова Е.Д. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 384 с.
24. Подласый И.П. Педагогика. М.: Владос, 2004
Особенности личностного развития детей старшего дошкольного и ...
... предположить, что развитие личности у дошкольников будут иметь свои особенности по сравнению с развитием личности у детей младших школьников. ... животное» и «Рисунок семьи» Л. Кормана 3. Методы математической обработки статистики данных: U-критерий Манна-Уитни. Научная ... данной темы состоит в том, что в системе дошкольного воспитания большое место занимает изобразительная деятельность. Она ...
25. Пологрудова И. С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе / И.С. Пологрудова // Молодой ученый. – 2012.- №4. – С. 366-367.
26. Путляева Л. О развитии мышления / Л. Путляева // Дошкольное воспитание – 2006. — № 5. – С. 35-38.
27. Сигел Э. Как воспитывать дошкольника. – М.; РОСМЭН, — 1998, — 173 с.
28. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. — М.: Академия, 2001.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. — № 2.
30. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А.Столяра. – М.: Просвещение,1988.-303 с.
31. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Уч. пособие. / Е.И. Щербакова — М.: Издательство
Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство
НПО «МОДЕК», 2005.-392 с.
32. Щербакова Е., Голицын В. К вопросу о развитии познавательной активности / Е.